Что такое социализация граждан
Что такое социализация, её виды и стадии
Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.
Социализация: понятие, примеры из жизни, этапы, виды и формы
Что такое социализация?
Социализация – это процесс получение человеком набора личностных качеств, необходимых для полноценного существования в социуме. Социализация проходит во время взаимодействия индивида с внешней средой и другими членами общества.
Результатом социализации становится превращение человека в полноценную личность. Накопленный опыт и знания общения в социуме приводят к личностным трансформациям и выработке определенных черт и манер общения и поведения. При этом социализация представляет собой бесконечный процесс, так как переоценка взглядов возможна в любом возрасте.
Учесть необходимо и двусторонний характер социализации. Она предполагает не только накопление человеком определенного опыта и знаний, но и обеспечивает формирование взаимоотношений. Получаемый при этом социальный опыт трансформируется в личные пристрастия и предпочтения. На себя индивид позиционирует и ролевые функции, характерные для социума.
В условиях коллективной жизни вопрос вхождения отдельного человека в общественную структуру продолжают оставаться актуальными. Именно социализация и является процессом, обеспечивающим интеграции человека в существующие социальные группы.
Примеры социализации
Один из простейших примеров социализации — это процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в детском саду, в ходе которого он усваивает первые правила общения. Ребенок видит, что если делиться игрушками с другими детьми — можно найти друзей, а если жадничать — то другие дети не захотят с тобой общаться. Подобное усвоение особенностей взаимодействия в социуме — это и есть социализация.
Другой пример — школа. В школе подросток усваивает особенности общения с другими детьми, осознает сущность и механизм возникновения конфликтов, начинает общаться с противоположным полом, проявлять интерес, и думать о том, как заинтересовать самому. В рамках такого взаимодействия со сверстниками подросток не только усваиват определенные социальные нормы, осознает культурные ценности, но и начинает лучше понимать себя самого.
Социализация проявляется и в повседневной жизни. Человек усваивает сложившиеся правила поведения в обществе, осознает, что уступить место пожилому человеку в транспорте — это хорошо и правильно, что важно уважительно относиться к другим людям не зависимо от их национальности, цвета кожи и этнической принадлежности.
Таким образом, социализация помогает человека усваивать базовые правила поведения в обществе, осознавать социальные и культурные ценности, лучше понимать других людей и узнавать себя самого.
Виды социализации
С точки зрения социологии, социализация может быть первичной или вторичной. Подобную классификацию предложили П.Бергер и Т.Лукман.
Первичная социализация строится вокруг семьи, выступающей в качестве агента. С детства ребенок приобретает свои первые ценности от родителей и других членов семьи. Данный этап рассматривается основополагающим, ведь именно в детском возрасте формируется фундамент, на основе которого будет всю оставшуюся жизнь строиться личностное развитие.
Вторичная социализация реализуется за счет разнообразных социальных институтов, включая образовательные учреждения. Важную роль приобретает школа, где каждый ребенок выступает агентом социализации. Фактически любое объединение или группа, членом которой выступает индивид, воздействует на участников своими правилами и нормами.
Этапы социализации
Факторы социализации
Мы с Вами разобрались с тем, что такое социализация, и самое время узнать, какие факторы влияют на процесс её становления. На сегодня факторы, подвергнутые изучению, объединены в четыре обособленные группы.
Формы социализации
Для социализации принято выделять наличие двух форм.
К числу методов направленной социализации необходимо отнести воспитание. Под ним понимается последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки определенного восприятия мира, набора ценностей и установок социального характера, позволяющих провести полноценную подготовку человека для полноценного самостоятельного существования в рамках социума.
Существующие формы социализации при определенных условиях могут связываться между собой, но возможно и полное отсутствие согласования. Появление противоречий становится основой для конфликтов, становящихся преградой на пути дальнейшей социализации личности.
Стихийная социализация, формируемая в условиях ближайшего окружения, зачастую сталкивается с устарелостью стереотипов (что такое стереотип?) и форм восприятия, характерных для старших поколений, и утративших часть своей актуальности в современном мире. В таком случае она способна вместе с положительными моментами нести в себе и отрицательный аспект. Результатом такого воздействия является проявление социальных патологий.
В свою очередь реализация ненаправленной социализации без применения мер направленного воздействия способна привести к ущербности отдельной личности или социальной группы. Именно поэтому целенаправленность воздействия является важным элементом проведения социализации индивидов.
Заключение
Социализация важна, как для отдельного человека, так и общества, причем данный процесс продолжается в течение всего жизненного цикла индивидуума. Основная часть социализации приходится на детство и молодость, но нельзя игнорировать и его важность для взрослого человека, когда мировоззрение может трансформироваться и меняться.
Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.
Понятие социализации.
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.
Факторы социализации.
Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Виды и этапы социализации.
Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.
Остальные виды социализации:
Основными институтами социализации являются:
В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.
Политическая социализация — что это такое, как может быть определена
Термин «политическая социализация» в понятия социологии включил американец Герберт Хаймен, когда проводил психологические исследования возможных политических поступков человека. Ещё в 1959 году он пытался выяснить, как может влиять на выбор полит. взглядов процесс совместного сосуществования индивидов в современном социуме. В результате была заложена основа новейшей дисциплины в политологии.
Воздействие на личность в смысле политической социализации
Что такое политическая социализация (ПС)
Это процесс формирования в сознании человека взглядов и убеждений применительно к общественно-политическому строю страны, в которой он живёт.
Важно! Человек на протяжении всех жизненных этапов может выбрать определённые позиции по всем вопросам, касающимся норм политкультуры, становясь полноценным гражданином.
Ребёнок с трёхлетнего возраста, при поддержке родителей, начинает определяться со своими суждениями об окружающем мире.
Что играет определяющую роль
Определяющими институтами в ПС личности являются следующие:
Первичными являются семья и предшкольные учреждения, они закладывают фундамент ПС. Главным инструментом из этого набора, определяющим формирование у личности основных понятий ПС, является школа. Именно в ней должна идти целенаправленная работа над этим процессом.
Одним из средств, влияющих на развитие ПС, является предмет «обществознание», который позволяет школьникам изучать основы общественных наук.
Внимание! Функция обществознания, как школьной дисциплины, заключается в том, чтобы помочь молодёжи пройти социальную адаптацию, ознакомиться с гражданскими правами и обязанностями. Она помогает научиться жить в обществе и определить свою гражданскую точку зрения.
К вторичным институтам относятся СМИ, армия, место работы и само государство с его социальным строем.
Кстати. Существуют неполитические моменты, напрямую влияющие на развитие и поддержание в должном качестве уровень ПС.
Образец краткого перечня таких факторов может включать в себя следующее:
Примерами общественных обстоятельств можно представить такие ситуации, как:
К примеру, пенсионная реформа в России, начатая с 2019 года и рассчитанная на постепенное увеличение пенсионного возраста до 2028 года, принята вопреки мнению большинства россиян.
Функции ПС
Цель ПС – это воспитание гражданина своего государства. В результате чего должна получиться личность, имеющая стабильные цели и предпочтения в политике и применяющая их на практике.
Основные обязанности политической социализации – это такие функции, как:
Кроме того, СП помогает человеку составить своё представление о разумности и позволительных способах политических действий применимо к конкретной ситуации.
Критерии политической социализации
Не удаётся однозначно определить чёткие критерии ПС. Сложность заключается в том, что отдельные исследователи в этой области оперируют разными показателями.
Например, Н.Б Пугачёва в своей работе «Наличие собственных взглядов на политические события» рассматривает ПС личности, исходя из её сформировавшихся жизненных позиций. Опираясь на теоретические предположения, Пугачёва впоследствии доказывала их практически с помощью проводимых социальных исследований.
Кстати! В исследованиях и докладах по результатам работ таких социологов, как В.П. Пугачёва, В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин, нет чёткого и понятного указателя, позволяющего определить меру ПС. Однако существуют критерии политического развития человека, с которыми социологи и политологи успешно работают, сводя результаты к единому типу.
ПС личности как процесс введения в политику
Посредством вовлечения молодёжи в ряды определённой партии политики, стоящие у её руля, постепенно трансформируют ПС у молодых людей, при этом объясняя сущность своих политических притязаний и работая над усвоением личностью партийной политики.
Выборы как средство политической социализации
Избирательная кампания, как демократический способ привлечения граждан к политической жизни общества, является способом ПС населения. Как отмечает в своей статье «Участие в выборах как фактор политической социализации в нынешнем российском обществе» И.В. Денисова, на сегодняшний день состояние общества в России можно охарактеризовать, как переходное.
Важно! Такое состояние связано с тем, что институциональная система испытывает кризис в сформировавшихся политических отношениях. Сейчас актуальны две тенденции: свободный доступ к политическому движению и пребывание общества в политической апатии.
Процент участия граждан в выборах исполнительной власти (на всех уровнях) есть основной фактор, отражающий реальную ситуацию в ПС.
Как может быть определена ПС
Определение показателя политической социализации может осуществляться по пунктам, приведённым на рис. ниже.
Основные показатели политической социализации
Политическая социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека. От того, каким образом государство и социум будут поддерживать, стимулировать и участвовать в формировании ПС в сознании личности, зависит степень личностной политической социализации каждого индивида.
Видео
Что Такое Социализация? Виды, Этапы, Примеры
Тема этой статьи — социализация личности, что это такое, и почему социализацию считают важной составляющей формирования личности и нормальной жизни человека. Каждый человек — это частичка социума, и все мы сосуществуем в социальной среде. На протяжении жизни человеку необходимо адаптироваться, приспосабливаться и учитывать особенности общества. Социализация — это большая и интересная тема. В статье я подробно расскажу, что такое социализация на понятных примерах из жизни.
Социализация — это процесс становления человека в социуме, в обществе. При социализации человек не только усваивает стереотипы и нормы социальной среды, в которой функционирует. Социализация — это ещё результат этого процесса: происходит формирование личности, накапливаются навыки, умения, знания, которые необходимы для жизни среди людей.
Древнегреческий философ Гераклит сказал:
На протяжении жизни мы меняемся как в физическом, так и в психологическом плане. И мир, который нас окружает, тоже меняется. Человек развивается, взаимодействуя с окружающим миром. Поэтому социализация индивида длится в течение всей жизни. Сначала — ребёнок, потом — взрослый человек, усваивают общественные ценности и нормы, приспосабливаются, реагируют на изменения и занимают своё место в социуме.
Процесс социализации одних и тех же людей в одинаковых условиях может различаться. Люди по-разному переживают одинаковые события и ситуации и выносят из пережитого разный социальный опыт. Это зависит от индивидуальных факторов.
Считается, что развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.
Что такое социализация?
Социализация — это адаптация человека к социальной роли в обществе. Разберём подробно, что такое социализация личности, с точки зрения приспособления индивида, к условиям жизни.
Личностная социализация – это в психологии чрезвычайно популярная тема. Социальные психологи изучают взаимосвязь личности и социума. Они наблюдают, как адаптируется человек в условиях установленных правил, ценностей и ориентаций в обществе. Когда люди интегрируются в социальную структуру, они меняются сам и меняют саму структуру.
Термин «социализация» в близком к современному значению, в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) ввёл американский психолог Ф. Гиддингс. Согласно теории Гиддингса, под социализацией можно понимать процесс развития и подготовки «человеческого материала» к жизни в социуме. Активно проблемы социализации начали изучать в 30-е годы прошлого века. Ещё в середине двадцатого века социализацию считали лишь междисциплинарной областью науки. Сегодня социальная психология — это популярное направление в человекознании.
Под социализацией понимается процесс, при котором человек по мере знакомства с общественными правилами и традициями интегрируется в общество. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает определённый социальный опыт и входит в среду. С другой, человек своей деятельностью влияет на социальную среду, в которую входит.
Процесс социализации зависит от множества факторов: окружающих людей (их возраст, интеллектуальный уровень и пр.), собственного опыта человека, особенностей «среды обитания», воспитания, культуры.
Процесс социализации проходит одновременно с формированием личности. Социализация индивида является важной составляющей его благополучия и нормальной жизни в социуме.
Виды социализации личности
Рассмотрим, какая бывает социализация на примерах самых распространённых видов.
1. Первичная социализация.
Первичная социализация начинается с первых минут жизни человека и длится до наступления зрелости. Первичная социализация – это основа для формирования взаимосвязи человека и общества.
Разновидности первичной социализации — воспитание, детские игры, учёба в школе и вузе, получение специальности. Начальная социализация во многом зависит от семьи, где ребёнок начинает получать свои первые знания про всё, что его окружает, и где этому «окружению» даются определённые оценки.
Зарубежные исследования выявили, что дети, родители которых относились к ним с теплотой и пониманием, при этом контролировали их поведение, во взрослой жизни становились любознательными, дружелюбными и отличались высоким уровнем уверенности в себе, зрелости и независимости.
Воспитание фактически отождествляется с социализацией. Ребёнок очень восприимчив к установкам, принятым в семье. В большинстве случаев родители являются образцами и учителями для детей в области взаимоотношений между людьми. Дети усваивают принятые родителями ценностные ориентации. У маленького члена семьи формируется «сигнальная наследственность» — стереотипы поведения через подражание взрослым. В большинстве случаев дети следуют принятым в семье нормам и правилам, принимают семейные ценности и выражают существующие «семейные» оценки различным событиям. Обычно такие «вложенные» стереотипы очень устойчивы.
Поведение родителей определяет отношение человека к окружающей действительности. Если в семье негативно относятся к какому-то общественному явлению или событию, ребёнок проецирует это мнение. Например, отец мальчика крайне негативно, с агрессией и осуждением относится к представителям сексуальных меньшинств. Отец старается привить сыну максимальную брутальность, воспитать его сильным и мужественным. Скорее всего, сын такого человека будет следовать вектору воспитания и будет иметь те же установки, что его отец. Однако, и в таких ситуациях случаются исключения. При определённых обстоятельствах в семьях с нетерпимостью к однополой любви дети становятся представителями сексуальных меньшинств.
Психологи считают, что интенсивнее всего социализация проходит в детстве и в юные годы. В этот период происходит усваивание базовых ценностных ориентаций. При первичной социализации дети обучаются тому, как себя вести, общаться, действовать, реагировать на разные ситуации. У ребёнка на этом этапе формируются стыд и чувство вины, связанные с реакцией других людей.
Первичная социализация зависит от образовательного учреждения и организации в нём воспитательного процесса. Взаимоотношения, принятые в школе или дошкольном образовательном учреждении, становятся факторами социализации ребёнка.
При первичной социализации человек включается в социальные отношения, одновременно происходит развитие его психики. Если ребёнок лишён опыта социального взаимодействия с другими людьми, это негативно отражается на формировании личности.
Если у ребёнка не сформированы в нужном объёме социальные навыки и умения, то это называется социальная запущенность. Вспомним так называемых «детей — маугли», которые воспитывались животными. Такие дети не умели говорить, сидеть, есть за столом, одеваться, мыться. Когда их возвращают в человеческий социум, начинается долгий процесс адаптации, длительное время дети продолжают вести себя, как раньше. Чем раньше обнаружена социальная запущенность, тем легче всё изменить и вернуть человека в социум, в нормальную жизнь в обществе.
2. Вторичная социализация многим известна под другим названием — ресоциализация. Легко понять, что такое ресоциализация, если разобраться, как сформировалось слово. Первая часть «ре» — в переводе с латинского означает «повтор, заново», отсюда ресоциализация представляет собой процесс приспособления человека к новым условиям. На этом этапе происходят изменения, адаптирующие человека к новым условиям.
Ярким примером ресоциализации является эмиграция — переезд человека в другую страну, где обычаи, традиции, политические и экономические иные, чем в том месте, где человек жил ранее. Происходит ослабление связей или разрыв с прошлой жизнью. Меняются привычные условия жизни. Человек подвергается воздействию новых концепций, появляется необходимость изучить особенности нового уклада жизни и интегрироваться в новый социум. Бывает, что людям в эмиграции не удаётся завершить процесс социализации, и человек живёт с чувством, что он здесь «чужой».
Детские психологи выделяют ресоциализацию, когда ребёнок попадает в семью из детского дома. В семье все потребности и желания ребёнка удовлетворяются быстро, в то время как раньше приходилось ждать своей очереди. В подобных случаях ресоциализация проходит резко, и не всегда гладко и безболезненно. Именно поэтому так важна психологическая подготовка родителей, желающих взять ребёнка из детского дома.
Вторичная социализация, когда люди переходят в другую группу, социум, общество, является самой сложной. При вторичной социализации возникают многие психологические проблемы, их решением занимаются специалисты.
Большой юридический словарь называет ресоциализацию процессом повторного «вживания» осуждённого в систему ценностей, существующую в обществе.
Ресоциализация осуждённых — это восстановление связи «человек — общество», налаживание контактов, облегчение вхождения в социум. Для ресоциализации осуждённого необходимо изменение его психологии и мировоззрения и согласие общества его принять. Считается, что главным источником ресоциализации для освободившегося осуждённого является его семья. Именно поэтому в группу риска попадают отбывшие срок заключённые, утратившие семью и родственные отношения.
Ресоциализация осуждённых по закону начинается задолго до освобождения. В местах заключения для исправления и предупреждения совершения ими повторных преступлений применяется «исправительное воздействие» — режим, общественно-полезный труд, воспитательная работа, общественное воздействие, профессиональное обучение и получение образования. Как показывает статистика, преступники, которые во время пребывания в местах заключения получили высшее образование, в пять раз реже совершают повторные преступления после освобождения.
Следует не путать понятия реабилитация и ресоциализация осуждённых. Реабилитация — это восстановление человека в правах. Ресоциализация — это процесс приспособления личности к социальной среде. Нужно различать понятия — десоциализация и ресоциализация. Десоциализация — это отвыкание от старых норм, правил поведения, общественных ролей и ценностей. При ресоциализации происходит следующий этап принятия и усвоения новых норм и ценностей взамен старых.
Вторичная социализация – это непрекращающийся процесс, в ходе которого старые жизненные установки и модели поведения сменяются новыми. Например, вторичная профессиональная социализация происходит, когда человеку необходимо освоить новые навыки и умения для реализации профессиональной деятельности.
Социализация в зрелом возрасте формируется на основании жизненного опыта и на фоне меняющихся условий в обществе. При возникновении потребности в ресоциализации (овладении новыми знаниями и навыками вместо прежних) у человека в зрелом возрасте могут возникнуть глубокие личностные переживания по поводу своего профессионального несоответствия и непригодности. К тому же ресоциализация требует дополнительных энергозатрат.
3. Упреждающая социализация
Упреждающая социализация – это когда человек пытается изменить или скорректировать модель своего социального поведения, чтобы обеспечить себе новую роль в обществе или лёгкое присоединение к новой группе в социуме. В этом случае человек готовится к новому социальному положению. Или ему нужно быть принятым в социальной группе или обществе, которые отличаются от тех, где человек находится в данный момент. Это может быть так называемое «высшее общество» — среда, где для соответствия потребуется повысить свой статус и положение.
Студенты медицинских вузов, которые стараются вести себя как квалифицированные врачи, люди в зрелом возрасте, в период подготовки к выходу на пенсию, рядовой сотрудник, «примеряющий» на себя кресло руководителя, готовящийся занять более высокую должность, — всё это примеры упреждающей социализации.
Желание родителей узнать пол ребёнка до его рождения, тоже можно считать проявлением упреждающей социализации. Знание того, кто родится — мальчик или девочка — готовит будущих маму и папу определённым образом взаимодействовать с ребёнком.
Одним из методов подбора сотрудников в организациях является упреждающая социализация. В этом случае при подборе и назначении на определённую должность учитывают план продвижения сотрудника по работе, его профессиональный и карьерный рост.
4. Организационная социализация
Многим людям приходится сталкиваться с организационной социализацией. Современная корпоративная культура предполагает максимальное погружение сотрудников в философию, имидж и миссию работы компании.
Организационная социализация предполагает комфортное «вхождение» человека в организацию: его обучение стандартам деятельности, формирование контактов, следование корпоративному «духу» компании. Кроме этого, в любой компании существуют «неписаные» правила работы и поведенческие стандарты, которым нужно следовать при выполнении своих обязанностей.
Ознакомление со всеми составляющими помогает легче адаптировать работников в профессиональную среду, делает их работу более эффективной и результативной. Успех каждого сотрудника определяется не только содержанием работы, но и социальными условиями, в которых эта работа осуществляется. Организационная социализация также нацеливает работников на долгосрочное сотрудничество путём формирования основ определённого корпоративного поведения, обучения и выявления индивидуальных способностей.
Существует и обратный организационной социализации процесс. Его название — индивидуализация, когда активные действия определённых сотрудников направлены на изменение корпоративной культуры компании. Обычно это происходит, когда работник, занимая высокую должность, имеет возможность влиять на социальную систему, а его действия вступают в конфликт с принципами и основами работы компании.
Процесс организационной социализации направлен на взаимосвязь интересов человека и компании. Стабильность и эффективность работы организации зависит от того, насколько она способна социализировать новых и старых работников. От успешности социализации зависит, как будет работать человек, как будет строиться его взаимодействие с другими сотрудниками, насколько производительным будет его труд.
5. Групповая социализация
Личности людей всегда формируются во взаимодействии. Это прослеживается в групповой социализации. Человек, живущий в обществе, включается в различные социальные группы. Это и есть групповая социализация, примеры — компания друзей, трудовой коллектив, группа студентов. В каждой группе человек имеет некоторое положение и статус. В каждом коллективе человек осваивает определённую роль, это важная составляющая социализации личности.
Таким образом, групповая социализация – это когда процесс адаптации происходит в определённой группе, в общности. В таких условиях люди активно принимают модели, нормы и стандарты поведения, принятые внутри этой группы. В процессе групповой социализации происходит адаптация человека к упорядоченности и особенностям взаимодействия людей в группе. У членов групп появляются общие (групповые) привычки, складываются определённые одинаковые манеры поведения и схожий этикет общения. В процессе социализации у каждого участника группы формируется его ролевая функция.
Примером групповой социализации является спортивная команда или любая общность, где участники объединены одной идеей, одинаковым образом жизни и интересами.
Сложность групповой социализации заключается в том, что каждый человек так или иначе — член различных общественных социальных групп. И каждая такая группа имеет свои устои и правила. Поэтому в каждом социуме человека ждёт дополнительная социализация.
Подросток в процессе социализации принадлежит нескольким группам. Ценности, которые прививаются в школе часто отличаются от установок, принятых в его компании сверстников. Иногда такие различия приводят к внутреннему конфликту и заставляют ребёнка переживать по поводу таких «разногласий». Но вместе с тем такие переживания и поиск правильных установок приводят к саморазвитию личности.
Примером, насколько важна роль группы в социализации личности, может служить служба в армии. Молодой человек, едва достигнув условной зрелости, длительное время следует строгим условиям армейского быта. Вместе с почётным делом получения навыков на службе Отечеству, молодые люди получают иногда бесценный опыт жизни в непростых условиях. Служба в армии помогает многим ребятам в социальной адаптации на «гражданке». Молодой человек возвращается из армии заметно окрепшим физически, дисциплинированным и самостоятельным.
Этапы социализации личности
Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:
- Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей. Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки. Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.
Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.
Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.
Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.
В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.
Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.
В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.
Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.
Примеры социализации личности
Мы разобрались, почему так важна и как складывается социализация личности, примеры выше иллюстрируют процесс на разных этапах.
Для того чтобы лучше понять суть социализации, продолжу приводить значимости этого процесса на разных этапах жизни.
Знание социальных норм не всегда является гарантией их соблюдения. Преступник ворует, берёт чужое не потому, что ему не известно, что это не противоречит закону. Просто норма «нельзя присваивать себе чужое» не адаптировалась и не стала нормой поведения этого человека.
Социализация ребёнка начинается с первых дней жизни. Родители стараются привить малышу определённые навыки, учат его оценивать свои и чужие поступки, вести себя в обществе. У маленьких детей от рождения нет потребности чистить зубы, есть ложкой, убирать за собой и здороваться со взрослыми. Но постепенно такие действия входят привычку малыша, и он уже чувствует в них потребность.
Если представить уникальную ситуацию, что человек прожил жизнь в одном городе, работал в одном коллективе и жил в одной семье, то это совсем не значит, что он не столкнётся с социализацией. Общество постоянно меняется, и адаптация человека происходит постоянно. Однако, при постепенных, не резких преобразованиях и изменениях в обществе, социализация человека проходит медленно. В периоды глобальных и революционных изменений нормальный социальный ритм сбивается. В такие моменты люди с прочными «старыми» установками и негибкой психикой могут испытывать психологические проблемы, дискомфорт, растерянность.
Жизнь человека связана с его общественной позицией и местом, которое он занимает в обществе. Находясь в обществе, общаясь, люди ощущают себя более важными, нужными, легче проявляют свои эмоции и не страдают от одиночества.
Обратимся к литературе. На примере главного героя романа о потерпевшем кораблекрушение моряке, писатель Жуль Верн описывает человека, годами живущего в полной изоляции и одиночестве. Робинзон Крузо испытывает разные чувства: страх, радость от того, что спасся, свободу и тоску от недостатка общения. Чтобы не сойти с ума от одиночества на необитаемом острове, Робинзон Крузо разговаривает с животными, заполняет календарь, ведёт дневник. Но ничто не заменяет ему общения с людьми.
Ярким примером социализации ребёнка является его нахождение в детском саду. Раньше родители просто «водили» ребёнка в детский сад. Потому что всем нужно было ходить на работу и потому что так было принято. Сегодня детский сад или другое дошкольное учреждение, где дети общаются в группах, оценивают, с точки зрения социализации детей.
В коллективе дошкольник знакомится с людьми, узнаёт о новых понятиях, играх, закономерностях, примеряет на себя определённые «роли», учится владеть своими эмоциями и корректно занимать место в группе. Многодетная семья и активное общение ребёнка в формате «со сверстниками во дворе» отчасти заменяют посещение дошкольных учреждений. Однако, при неполной семье, единственному ребёнку или детям из неблагополучных семей психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад.
При непрофессиональном подходе, незаинтересованности или халатном отношении педагогов детского сада к воспитательному процессу, может возникнуть десоциализация: дети плачут и не хотят идти в детский сад, у ребёнка портится характер, появляются вредные привычки. Здесь родителям нужно проявить внимательность и не пускать всё на самотёк. Детский сад — это лишь один вариант из множества мест, где дети учатся общаться со сверстниками и получают необходимый социальный опыт. Известное выражение, что «среда формирует», в большой мере относится к выбору образовательного учреждения для ребёнка.
Бывает, что на социализацию и взрослых и детей на новом месте влияет незнание языка. Если ребёнок плохо понимает речь (язык), на котором разговаривают его сверстники, он испытывает проблемы в социализации, а в группе детей может стать изгоем. Как пример — дети мигрантов.
В качестве демонстрации упреждающей социализации приведу показательный пример. Часто подростки из экономически неблагополучных семей или районов стремятся стать не учёными или артистами, а торговцами наркотиками. Их обычно критикуют и обвиняют в отсутствии мотивации. Но социологи объясняют такой феномен тем, что у таких подростков фактически заблокирован доступ к артистической или научной среде. Поэтому молодые люди отвергают нормы этой группы и начинают процесс упреждающей социализации с более «восприимчивыми» сообществами — вовлекаются в процессы, рядом с которыми проходит их первичная социализация. Таким образом, трудные подростки прагматично корректируют те возможности, которые у них есть.
Как только человек понимает свою половую принадлежность, начинается гендерная социализация. Правильные ориентиры помогут девочке стать женщиной, а мальчику — мужчиной. Простой пример — девочки носят платья и играют в куклы, в то время как мальчиков интересуют машинки и прочие «брутальные» игрушки.
Заключение
Теперь, когда мы изучили понятие социализация, её виды и основные этапы, я подытожу несколькими тезисами по теме.
- Формирует для каждого его жизненную позицию. Помогает человеку занять своё место и выжить в социуме. Имеет несколько стадий. Невозможна без общения с людьми. Зависит от людей, которые окружают. Это непрерывный процесс, и длится он в течение всей жизни.
Социализация и развитие человека — это взаимосвязанные между собой, непрерывные процессы. Успешную социализацию отличают — интеллектуальная зрелость, способность к анализу и оценке, нравственное самоопределение, личностные качества, развитое самосознание.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».