Что такое социализация в педагогике определение
Социализация личности в педагогическом процессе
Процесс социализации в педагогике представляет собой вступление человека в общество в разных возрастных категориях, при этом учитывается возраст, образованность, окружающая среда и функциональная.
В курсе педагогике каждый автор по своему передает значение данного определения, к примеру:
В рамках научной концепции, адаптация делится на несколько элементов:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Процесс, проявление и результат социализации
Согласно педагогической концепции самовоспитание рассматривается в трех факторах: процесс, проявление и результат становления личности.
Адаптация человека является процессом, что преследует цель сформировать личность через ее взаимодействие с окружающим миром. В том числе процесс становления личности подразумевает привыкание к данной среде обитания с последующей самореализацией, которая напрямую зависит от характера личности. Проще говоря, процесс самореализации представляет собой становление личности как звена общества, к которому принадлежит.
Проявление саморазвития характеризуется наличием общества, что является важным элементом в ходе развития социальной природы человека.
Процесс становления личности заключается в следующем:
Получение общественного опыта помогает индивидууму в его становлении как личности, а так же в приобретении общественных норм. Это делается для того, чтобы передать накопленный опыт будущему поколению.
Посредниками социализации называются люди, общественные группы, социальные заведения, которые контактируют с индивидуумом в процессе становления его личности.
Агенты процесса становления личности
В педагогическом мире выделяются два типа агентов социализации человека: первичные и вторичные.
К агентам первичной общественности относятся любые общественные структуры, которые контактируют непосредственно с человеком и напрямую влияют на него. В период раннего созревания к этой группе относятся родители, родственники, знакомые, школа и прочее.
Агентами вторичного самосовершенствования являются те, что оказывают на индивидуума косвенное влияние, к ним относятся – религия, армия, СМИ и т. д. Эти посредники оказывают свое влияние на формирование личности в зрелом возрасте и старости.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Типы социализации в педагогике
Научно выделено несколько типов адаптации личности в обществе:
Предрасположение в период адаптации
Педагоги выделили специфические предрасположенности человека к адаптации в обществе, в свою очередь они разделяются на приобретенные и врожденные предрасположенности.
Адаптация человека в обществе усиливает или угнетает индивидуальные предрасположенности. В зависимости от общественного значения, специфические предрасположенности можно разделить на два вида:
Существует два направления развития человека в социуме:
Итак, социализация личности является сложным процессом, в котором сочетают много факторов: особенности человека, его умения и предрасположенность. Только объединивши биогенетическое и социогенетическое направления в развитии личности можно понять социализацию как единое целое.
Социальная педагогика: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Социальная педагогика». В издании рассматриваются основные вопросы курса, изучаемого в средних и высших учебных заведениях. Книга поможет студентам подготовиться к экзаменам и успешно их сдать.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Основные положения и сущность социализации
В 1887 г. американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в своей книге «Теория социализации» термин «социализация». Говоря о социализации, почти всегда имеется в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Только в последнее десятилетие изучение социализации перешло с детства на зрелость и даже старость.
Существует два подхода в социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный.
Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации. Первый, кто изучал этот подход, был Э. Д. Т. Парсонс.
Все, кто считает, что человек активно участвует в процессе социализации, являются сторонниками второго подхода, т. е. субъект-субъектного. Основали этот подход американцы Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид. Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно объяснить как развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущностью социализации является сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного этноса.
Приспособление (социальная адаптация) — процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок, т. е. самоанализ и притязания человека, с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление — процесс автономизации человека в обществе.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.
Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода, в котором социализация трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.
В современном обществе социализация имеет особенности в зависимости от среды, культуры, но есть и общие характеристики. О них и пойдет речь дальше.
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
1) младенчество (от рождения до 1 года),
2) раннее детство (1–3 года),
3) дошкольное детство (3–6 лет),
4) младший школьный возраст (6—10 лет),
5) младший подростковый возраст (10–12 лет),
6) старший подростковый возраст (12–14 лет),
7) ранний юношеский возраст (15–17 лет),
8) юношеский возраст (18–23 года),
9) молодость (23–30 лет), 10)ранняя зрелость (30–40 лет), 11)поздняя зрелость (40–55 лет), 12)пожилой возраст (55–65 лет), 13)старость (65–70 лет), 14)долгожительство (свыше 70 лет).
Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т. е. социализация подрастающих поколений.
При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.
Первая — мегафакторы (от англ. «мега» — «очень большой, всеобщий») — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая — макрофакторы (от англ. «макро» — «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.
Третья — мезофакторы (от англ. «мезо» — «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.
На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами со-циализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:
1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;
2) формируемые бытовые и гигиенические умения;
3) окружающие человека плоды материальной культуры;
4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;
5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций — способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский — смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
1) импринтинг — запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;
2) экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;
3) подражание — следование какому-нибудь образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;
4) идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;
5) рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Традиционный механизм социализации (стихийной) содержит усвоение человеком стереотипов, присутствующих в его семье и ближайшем окружении (соседском, дружеском и др.).
Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. М. Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой».
Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Человек, взаимодействуя с различными институтами и организациями, накапливает знания и опыт социально принятого поведения, а также опыт подражания социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще и XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Ж. Ж. Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать».
Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
Под субкультурой в общем виде понимается набор морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации начинает действовать в процессе взаимодействия человека со значимыми для него людьми. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому межличностный механизм выделяют в социализации как специфический.
У различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизм. Для людей явно интровертивного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.
Социализацию можно представить как объединение четырех составляющих, которые образуют социализацию в целом:
1) хаотичная социализация;
2) направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этносокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);
3) относительно социально контролируемая социализациия (воспитание) — планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
4) более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просопиальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самосовершенствования, саморазрушения).
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Попутно заметим, что на ранних стадиях существования любого общества, а также в современных архаичных обществах воспитание и социализация синкретичны, нерасчленены. Воспитание отличается от хаотичной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие.
Немецкий ученый М. Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.
Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д.
Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации, но не затрагивается специфика семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.
Воспитание — это осмысленное и целенаправленное формирование человека, последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы).
Для определения понятия «воспитание» многие исследователи выделяют:
1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формирование человека под влиянием общества. Воспитание отождествляют с социализацией;
2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
4) воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).
Пытаясь дать общую характеристику воспитания, некоторые исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие — нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи — правовое, экономическое воспитание.
С точки зрения характера участников, процесс воспитания определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемого выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.
В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины xx в. (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».
В последние десятилетия подход к воспитанию был пересмотрен, соответственно определение его как педагогического понятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.
Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание определялось как:
1) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;
2) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для изучения и учебы;
3) развитие, получаемое индивидом посредством учений.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — что это. Социализация личности
Социализация — это термин из психологии, которым описывается совокупность действий и процессов, направленных на усвоение личностью необходимых знаний, навыков, ценностей и правил, способствующих гармоничному и бесконфликтному её сосуществованию с социумом и успешному функционированию в обществе. Такое определение рассматриваемого понятия не является единственным в психологии, поскольку авторы, придерживающиеся различных взглядов, трактовали явление с разных точек зрения.
Что такое социализация личности?
В психологическом словаре под редакцией Карпенко написано, что социализация — это, прежде всего, принятие и повторение личностью опыта общества, выражающееся в усвоении социальных ролей. Такой процесс происходит при активной деятельности человека и его общении с окружающими людьми, например, на рабочем месте, в образовательных учреждениях, в семейном кругу. Социализация может происходить стихийно и неуправляемо, когда личности не объясняют об общепринятых правилах морали и поведения, и она сама пытается найти модели для подражания, чаще всего, попадая под дурное влияние.
Еще один вариант социализации индивида — в процессе воспитания, представляющего собой целенаправленное и определённое формирование ядра личности.
Существует ещё одно течение в психологии, рассматривающее социализацию как некий культурный феномен, в связи с чем у разных цивилизаций, например, китайской, индийской, российской или европейской, она протекает своим неповторимым образом. Исходя из этой точки зрения, рассматриваемому нами понятию даётся следующее определение: это процесс, обусловленный культурными особенностями нации, народа или этноса, во время которого личность изучает паттерны поведения, системы представлений, правила и нормы, свойственные данной общности людей.
Интерпретация понятия «социализация» в различных школах психологии
Типы социализации в психологии
Первичная социализация
Представляет собой процесс, во время которого личность получает первоначальные знания, навыки и опыт жизни в социуме и при взаимодействии с людьми. Она начинается с рождения и заканчивается, как правило, при достижении им совершеннолетия (в 18 лет в России). С этого момента, согласно закону, человек имеет право самостоятельно решать, какие поступки и действия он будет совершать, будет ли его поведение социально одобряемым или нет, а также нести ответственность за последствия своих решений). Важность первичной социализации для человека бесценна, поскольку на её фундаменте личность будет выстраивать отношения с другими людьми. Будут ли они успешными или неудачными, зависит от воспитателей и от того, какие модели поведения усвоит личность.
Основные социальные институты, оказывающие влияние на индивида в данный период, — это семья, детский сад и школа. В семье личность получает первоначальные представления о мире, об истинных и ложных, с точки зрения родителей, убеждениях и ценностях, о том, как нужно вести себя в окружении других людей. Как правило, многие полезные навыки, например, трудолюбие, или антисоциальные убеждения, такие, как дискриминация по половому признаку, усваиваются человеком именно в семейному кругу.
В детском саду и школе социализация личности протекает несколько иначе, чем в семье. Здесь ребёнок впервые приобретает знания о том, как взаимодействовать в большом коллективе, а также с людьми выше его в общественной иерархии (воспитатели, учителя). В этот период идёт активное усвоение социальных ролей, психологии и правил поведения, характерных для определённого статуса в социальной группе, например, изгоя, «ботаника», вожака и т.д.
Ресоциализация
Во время этого процесса личность избавляется от старых привычек, рефлексов и моделей поведения и заменяет их на новые, более эффективные и более соответствующие сложившейся жизненной ситуации.
Почему возникает желание пересмотреть свою жизнь? Например, личность ощущает, что привычные ей убеждения и ценности завели её в тупик, мешают самореализоваться и добиться осуществления сокровенных желаний. Если индивид хотел стать альпинистом и проводить основное время своей жизни в восхождениях на горные вершины, а ему приходится работать бухгалтером, то, разумеется, нет смысла мечтать о горах, когда целый день занят тем, что сводишь дебет с кредитом.
Образ мышления и модели поведения бухгалтеров и альпинистов радикально различаются, поэтому человеку необходимо найти нужное ему окружение, чтобы, наблюдая и общаясь, с помощью подражания перенять ценности и привычки интересующей его группы людей.
Примером неудачной ресоциализации можно считать попытки перевоспитать преступников, содержащихся в местах лишения свободы. Если мы откроем Уголовно-исполнительный кодекс РФ, то увидим, что в качестве одной из целей содержания правонарушителей в тюрьмах является их воспитание в духе принятых в обществе социальных норм. Однако, эти цели достигаются крайне редко.
Дело в том, что в колониях преступники проводят в обществе друг друга практически все время, соответственно, они постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, вместе проводят свободное время и делятся взглядами на жизнь, ценностями и навыками. Поэтому само функционирование исправительной системы приходит в противоречие с декларируемыми принципами, ведь, чтобы перевоспитать правонарушителя, нужно или его желание, которого обычно нет либо оно зачастую пропадает в течение пребывания в тюремной антисоциальной среде, или его полная изоляция от любого антиобщественного влияния и целенаправленная работа по внедрению социально приемлемых установок.
Социализация в группе
В психологии социализация — определение, подразумевающее процесс принятия и усвоения правил, традиций, ритуалов конкретной социальной группы, согласие с её иерархической конструкцией. Без групповой социализации было бы невозможно формирование субкультур среди подростков, таких, как фанаты рока или рэпа. У взрослых людей она происходит в виде разделения по профессиональному признаку (программисты, журналисты, шахматисты) или по хобби (скрапбукинг, вышивание крестиком).
Организационная социализация
Психология понимает под этим процесс, заключающийся в обучении знаниям и навыкам, необходимым для эффективной работы и выполнения социальной роли сотрудника организации. Во время организационной социализации происходит знакомство работника с его будущими коллегами, с принятыми в корпорации ценностями и принципами работы, нормами поведения и дресс-кодом.
Социализация по половому признаку
Социум предъявляет определённые требования к женщинам и мужчинам, которым они должны соответствовать. Так, общество считает, что мальчику необходимо усвоить такие понятия, как мужественность, отвага, смелость, умение держать себя в руках и не показывать свои эмоции, решительность. В то же время, девочкам полагается быть нежными, заботливыми, чуткими, внимательными. Таким образом, во время гендерной социализации каждый индивид узнаёт о принятых социальных правилах, которых должен придерживаться каждый мужчина и женщина, и обучается следовать им.
Досрочная социализация
Под этим понятием понимается репетиция социальных ролей, норм или правил, которых предстоит придерживаться в будущем. Так, личность, мечтающая сделать карьеру в крупной корпорации, будет стремиться к тому, чтобы до собеседования тщательно изучить культуру организации, правила поведения, принятые в ней, её традиции, поскольку это повышает вероятность успешного прохождения собеседования и поступления на работу, а также легкую акклиматизацию в новых непривычных условиях. Именно это раскрывает суть, объясняет, что такое социализация, определение данного термина.
Другой разновидностью досрочной социализации может быть решение молодых людей пожить некоторое время до бракосочетания вместе на одной территории, чтобы понять, подходят ли они друг другу, справляются ли с бытовыми проблемами, будет ли их семейная жизнь счастливой.