Что такое социальная диагностика

Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения

Что такое социальная диагностика. Смотреть фото Что такое социальная диагностика. Смотреть картинку Что такое социальная диагностика. Картинка про Что такое социальная диагностика. Фото Что такое социальная диагностика Что такое социальная диагностика. Смотреть фото Что такое социальная диагностика. Смотреть картинку Что такое социальная диагностика. Картинка про Что такое социальная диагностика. Фото Что такое социальная диагностика Что такое социальная диагностика. Смотреть фото Что такое социальная диагностика. Смотреть картинку Что такое социальная диагностика. Картинка про Что такое социальная диагностика. Фото Что такое социальная диагностика Что такое социальная диагностика. Смотреть фото Что такое социальная диагностика. Смотреть картинку Что такое социальная диагностика. Картинка про Что такое социальная диагностика. Фото Что такое социальная диагностика

Что такое социальная диагностика. Смотреть фото Что такое социальная диагностика. Смотреть картинку Что такое социальная диагностика. Картинка про Что такое социальная диагностика. Фото Что такое социальная диагностика

Что такое социальная диагностика. Смотреть фото Что такое социальная диагностика. Смотреть картинку Что такое социальная диагностика. Картинка про Что такое социальная диагностика. Фото Что такое социальная диагностика

Социальная диагностика – интегративная технология, которая вклю­чает совокупность методов, приемов и предполагает спо­собность специалиста по социальной работе распознавать лично­стные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успе­хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональном, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных си­туаций.

Потенциал социального окружения клиента способствуем формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.

Цель социальной диагностики – выявить и обосновать особенности развития трудной жизненной ситуации клиента. Следовательно, предметом изучения социальной диагностикой являются особенности развития труд­ной жизненной ситуации.

Структура социальной диагностики включает в себя:

— поиск и выбор научных методов, обосновывающих правильность полученной информации;

— исследование трудной жизненной ситуации клиента;

— анализ результатов исследования и формулирование обоснованного заключения о предмете рассмотрения.

Особенностью социальной диагностики является исследование трудной жизненной ситуации клиента, которая всегда уникальна, неповторима, поэтому в практике чаще всего встречаются технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных о клиенте и его семье.

Социальная диагностика проводится с помощью следующих этапов:

1. Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист по социальной работе с помощью клиента выявляет субъективные и возможно объективные факторы его трудной жизненной ситуации.

2. Этап разработки критериев и показателей, содержанием которых является позитивная динамика разрешения проблемы клиента.

3. Этап подбора дополнительных методов социальной диагностики, способствующих исследованию восприятия социальной ситуации клиента ближайшим его окружением.

4. Этап анализа результатов социальной диагностики.

5. Этап постановки социального диагноза и определение социально-реабилитационного прогноза. Специалист по социальной работе делает заключение о причинах жизненного затруднения клиента, выделяет главную проблему, которая может быть разрешена незамедлительно, выявляет имеющиеся способности клиента, на основании их будут разрабатываться для него реабилитационные мероприятия.

К методам социальной диагностики можно отнести: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический метод, социометрию, мониторинг, методы тестирования. Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик: методика РАRI (создана американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл; адаптирована Т. В. Нищерет), проективная методика Р. Жиля и др. Более обстоятельно с содержанием приведенных выше диагностических методов можно познакомиться в учебном пособии Практическая психодиагностика. Методика и тесты. – Самара, 1998. Информация о причинах возникновения трудной жизненной ситуации может быть получена, как отмечает А.А. Чернецкая с помощью историко-генетических и структурно-функциональных методов.

Историко-генетические методы – определяют время, истоки и причины зарождения проблемы клиента, возможность наследственной обусловленности патологии. Исследование специалист по социальной работе осуществляет на основании документов и фактических источников.

Структурно-функциональные методы – обеспечивают получение данных о текущем состоянии проблемы. С помощью данной группы методов происходит изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; исследование внутренней структуры самой личности, рассогласование или согласование социальных ролей.

Источник

Социальная диагностика как технология социального обслуживания

Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла в социальном обслуживании и обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Термин «Диагноз» — заимствован из медицины и в переводе с греч. обозначает распознавание, определение.

Социальная диагностика — это процедура, направленная на анализ и оценку фактического состояния объекта и меры воздействия на его возможные отклонения от действующих социальных нормативов, ориентиров, образцов должного состояния или развития.

Предмет социальной диагностики — социальные проблемы клиентов. Социальная проблема понимается как осознанное несоответствие фактического состояния социальной ситуации — нормативному (должному, желательному).

Социальная диагностика является одной из фундаментальных технологий социальной работы, т.к. если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения социальной проблемы, то можно надеяться на благополучный ход социализации и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия социального работника, социального педагога, но и сводит к нулю шансы решения социальной проблемы. Потому диагностика в социальной работе — чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации специалистов

Она незаменима при оценке степени нуждаемости клиента в услугах, анализе его социального окружения, правового статуса и многих других аспектов.

Цель: выявление социальных проблем в жизненной ситуации клиента.

1. Установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде.

2. Установление остроты проблемы посредством сравнения фактического состояния с нормативным (должным, желательным).

3. Выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, которые обратились за помощью: семьи с детьми (в т. ч. с детьми-инвалидами); граждане пожилого возраста; инвалиды; граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании и др.

Уровни социальной диагностики:

Федеральный: изучается состояние всего общества или больших социально-демографических групп с целью отслеживания результатов социально-экономической политики государства (институты, фонды, научные центры и пр.; перепись населения, всероссийский мониторинг социально-экономического положения семьи и пр.).

Региональный: изучается состояние региона для выработки различных управленческих решений (например, определение адресной социальной помощи, основанной основана на показателях прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии конкретного региона).

Локальный и индивидный (личностный) — уровень социальной диагностики проблем клиента.

Выделяют следующие типы объектов социальной диагностики: по полу, по возрасту, по состоянию здоровья (например, наличие или отсутствие инвалидности); по материальному положению; по семейному положению; по жилищным условиям; по поведению; по видам и объемам ранее полученной помощи; по специфике ситуации (что произошло: почему человек обратился).

Сам проблемный индивид может не осознавать того, что проблема имеется (ребенок, умственно отсталое лицо, алкоголик или наркозависимый человек, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не должны «довольствоваться» только клиентами, которые пришли в учреждение социального обслуживания. При всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.

• специалисты организаций социального обслуживания населения, социально-педагогических центров, социальных приютов;

• социальные педагоги и психологи учебных заведений;

• специалисты смежных областей деятельности: психиатры, юристы, сотрудники органов внутренних дел, врачи (в ряде случаев);

• центры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

• центры социальной помощи семье и детям;

• социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

• дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, в т. ч. специальные психоневрологические интернаты, в т. ч. для детей;

Социальная диагностика в социальном обслуживании — это анализ и оценка социальной ситуации обратившегося клиента с целью выявления его социальных проблем.

Если анализ предполагает описание состояния жизненной ситуации клиента, то диагностика — это объяснение, оценка его жизненной ситуации посредством сравнения фактического состояния с нормативным, результатом чего является выявление социальных проблем в этой жизненной ситуации.

Структура технологии социальной диагностики включает следующие основные элементы:

1. Предварительное ознакомление с объектом (с клиентом, семьей, группой), которое предполагает получение достоверного представления о реальном состоянии социальной ситуации, социальной проблемы на основе определенного набора показателей. Условно этот элемент можно соотнести с вопросом «Что болит?».

2. Определение нормативных (эталонных, должных, желательных) параметров проблемной социальной ситуации («Как должно быть»?).

3. Оценка состояния социальной проблемы социального объекта на основе сравнения нормативного (должного, желательного) состояния с фактическим, реальным («Насколько остра проблема?») для дальнейшей разработки мер решения проблемы.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики и отличающей ее от процедуры, например, анализа. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить остроту каждой выявленной проблемы, срочность (последовательность) их решения. На этих результатах будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

4. Построение выводов, на основе которых делается заключение о конкретных мерах социальной помощи в решении выявленной корневой проблемы и ее составляющих, формулируются управленческие решения («Что сделать?»).

Механизм реализации (этапы, формы, методы)

Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).

Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.

Основные признаки социальной технологии:

– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

– последовательное выполнение процедур и операций;

– однозначность выполнения процедур и операций;

– возможность контроля и координации всех действий.

Общая схема технологии осуществления диагностики включает в себя следующие этапы и соответствующие средства (способы, методы).

Первый этап — осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах клиента, граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Потому наряду с информацией, полученной в ходе контакта с клиентом, важна объективная углубленная информация по обозначенной социальной проблеме.

– осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина; систематизация данных о социальной проблемной ситуации по заранее определенным показателям (например, состав семьи, возраст, национальность, сведения из учреждений, свидетельствующие о социальном неблагополучии и т.п.); выявление обстоятельств возникновения социальных проблем клиентов путем организации обследований, мониторинга условий фактического пребывания.

– определение нормативных (эталонных, должных, желательных) показателей параметров проблемной социальной ситуации клиента, сравнение их с фактическим состоянием проблемной социальной ситуации, используя официальные данные о социальных показателях конкретного региона (прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии и др.). Тем самым определяются реальные проблемы клиента (социального объекта): проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта, норматива.

Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то определить ее сущность, причину, как правило, совсем не просто: если можно при помощи несложного прибора измерить клиенту давление и определить важные показатели его здоровья, то измерить, например, давление внутрисемейных или внутригрупповых противоречий достаточно сложно. Тем более не просто определить нормативную модель таких отношений. Потому социальный работник целенаправленно собирает сведения, при необходимости посещая клиента, семью, расспрашивая его и (или) его близких; используя иногда и архивные данные (например, в случае противоправного поведения кого-то из предшествующего поколения, наличия заболеваний родителей или прародителей).

Источники специальной информации (на примере семьи и ребенка):

• органы социальной защиты населения;

• органы опеки и попечительства;

Третий этап — постановка социального диагноза. Задача социального работника здесь состоит в том, чтобы провести оценку информации, полученной из разных источников, выявить причины выявленных проблем; определить остроту каждой проблемы; проранжировать выявленные проблемы: выделить коренную проблему, от решения которой зависит решение других проблем. Так, при анализе одной из самых распространенных семейных дисфункций, связанной с пьянством одного из супругов (или обоих), предстоит определить, явился ли семейный конфликт результатом пьянства или, наоборот, пьянство появилось как реакция слабых и неуверенных личностей на семейные трудности, с которыми они не смогли справиться. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз, который оформляется в виде специальной документации: социального портрета; социального паспорта или социальной карты клиента (социального объекта).

Четвертый этап — формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу, которые выступают основанием для разработки конкретных программ, проектов о социальной помощи клиенту (социальному объекту) с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей (см., например, Таблица 1. Матрица «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики»).

МАТРИЦА «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики»

Что такое социальная диагностика. Смотреть фото Что такое социальная диагностика. Смотреть картинку Что такое социальная диагностика. Картинка про Что такое социальная диагностика. Фото Что такое социальная диагностика

Методы сбора информации:

• опрос (интервью, анкетирование, тестирование);

• метод семейной генограммы;

Методы определения приоритетов проблемы:

• метод ранжирования альтернатив;

• метод «дерева» проблем (целей, решений);

• метод сравнительного анализа проблем;

• экспертные методы парных и множественных сравнений;

• метод дифференциации и др.

Так, метод сравнительного анализа проблем часто используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения социальной диагностики. Например, в российском провинциальном городе проводилось диагностическое исследование в нескольких детских домах. В одном из них была выявлена тенденция явного роста числа побегов его воспитанников. Сбор первичной информации, диагностические беседы с детьми, интервью с воспитателями и специалистами не позволили выявить основную причину такого поведения ребят. Тогда был использован метод сравнительного анализа проблем. По разным аспектам (что, кто, когда, где, в какой степени) диагносты выяснили разницу между данным детским учреждением, где существует проблема, и другим, таким же или очень похожим на него детским домом, где такой проблемы не существует. В ходе сравнения удалось прояснить первопричины проблемы. Они заключались в чрезмерно жестком внутреннем режиме в данном учреждении и наличии скрытого неформального лидера, активно формировавшего определенные настроения в коллективе воспитанников, но оказавшегося вне влияния специалистов детдома. (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).

При этом особенность инструментов для реализации диагностических методов заключается в том, что структура любого из них должна содержать три необходимых в диагностике блока вопросов (заданий):

• вопросы (задания), позволяющие выявить реальное состояние социальной проблемы;

• вопросы (задания), связанные с нормативным (желательным) состоянием проблемы;

• вопросы (задания), позволяющие выявить степень отклонения реального состояния от должного (нормативного, желательного) с целью выработки решения выявленной проблемы.

Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Не умаляя значение каждого метода, важно иметь в виду, что только комплексное их применение дает наиболее адекватную картину о реальном положении дел клиента.

Например, если социальным объектом выступает ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то первый шаг-сбор информации о нем — начинается буквально сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования.

Следующий шаг — определение нормативных показателей для такого типа детей.

Затем (третий шаг) — сравнение фактического психологического состояния ребенка с нормативными показателями, что позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др. Тем самым такое сравнение позволяет выявить реальные проблемы ребенка. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты выступают основанием для разработки конкретных программ помощи ребенку (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).

Таким образом, своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.

Источник

Карта технологии

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики.

Социальная диагностика – это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни

Установление достоверности информации о социальном объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи, постановка социального диагноза, то есть определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи

Специалисты организаций социального обслуживания населения и образования (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе)

Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы получателей социальных услуг, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций

Механизм реализации (формы и методы)

При организации социальной диагностики выделяются три этапа ее проведения.

На первом этапе происходит процесс сравнения поставленной задачи:

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим признакам, цель которой – определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Общая схема методики осуществления диагностики.

Этапы социальной диагностики:

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными организациями конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования. В практике управленческого консультирования наиболее востребованными и апробированными в настоящее время сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности специалистов организаций социального обслуживания. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний, и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Вторая группа методов – метод обработки и анализа информации. Включает анализ проблем, факторов, вызывающих проблему, взаимного влияния факторов, сравнение различной информации.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработана третья группа методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение – метод, который используется при изучении важнейших проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.

Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Вопросник (опросник личностный) – совокупность методов приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертами путем анкетирования и интервьюирования.

Социометрия – метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг – организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их измерения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу

Результативность (критерии и показатели)

Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Объектом социальной диагностики является не только получатель социальных услуг, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например, семьи может осуществляться на основании следующих критериев.

Критерий социального признания или отчужденности определяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достижении определенных успехов одним из родственников его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение.

Социальное признание возникает, если человек начинает осознавать, что он находится рядом с людьми, которые принимают его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает в том случае, если в семье отсутствуют забота, доброжелательное отношение, а успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции.

Критерий уверенности или неуверенности в себе. Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, который способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи.

Критерий позитивного и негативного отношения к людям. Успешность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъектах, к которым лучше не обращаться.

Критерий активности и пассивности семьи в преодолении трудной жизненной ситуации. Высокая степень активности характеризуется стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы)

Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитации получателя социальных услуг, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название технологииСоциальная диагностика
Характеристика технологии