Что такое социальная экспертиза
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА — всесторонняя оценка состояния социальных, в т. ч. трудовых, отношений в организации (организациях, расположенных в одном административно-территориальном образовании) и разработка практических рекомендаций сторонам социального партнерства; всесторонняя оценка независимыми экспертами проектов законодательных и иных нормативных правовых актов с целью выявления возможных негативных и (или) позитивных последствий в обществе в случае их принятия.
С. э. в области трудовых отношений проводится с целью повышения уровня социального партнерства в организации (административно-территориальном образовании) и выработки целостной системы социальных локальных (территориальных) стандартов для организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности.
По результатам С. э. составляется экспертное заключение.
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА» в других словарях:
Социальная экспертиза — один из инструментов координации инвестиционной политики и политики занятости, процесс выявления и оценки возможных результатов реализации Проекта на состояние рынка труда и занятости. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.08.2007… … Официальная терминология
Социальная экспертиза законопроекта — специальное исследование, проводимое для определения социальной направленности, полезности (нужности) законопроекта (его нормативного содержания) и проектных норм, оценки способности разрабатываемого парламентом закона юридическими средствами… … Элементарные начала общей теории права
Медико-социальная экспертиза — (МСЭ) один из видов медицинской экспертизы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации медико социальная экспертиза определение в установленном порядке потребностей… … Википедия
ГОСТ Р 53930-2010: Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 53930 2010: Медико социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико социальной экспертизы. Основные положения оригинал документа: 3.1.1 база знаний: Базы данных, объединенные логическими связями. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико социальная… … Официальная терминология
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА — в РФ один из видов медицинской экспертизы; устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству… … Юридический словарь
Медико-социальная экспертиза — (англ medico social examination) в РФ определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством… … Энциклопедия права
медико-социальная экспертиза — учреждение («бюро», «главное бюро»), создаваемое для экспертизы длительной или постоянной утраты трудоспособности, то есть инвалидности … Энциклопедический словарь
медико-социальная экспертиза — в РФ один из видов медицинской экспертизы; устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству… … Большой юридический словарь
Медико-социальная экспертиза — – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Осуществляется исходя… … Словарь терминов по социальной статистике
Что такое социальная экспертиза?
Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.
Социальная экспертиза – это исследование, которое направлено на изучение и анализ определенного социального объекта с целью установить его текущее состояние и вероятные изменения при последующем прогнозируемом воздействии. Данный вид экспертиз преимущественно необходим при принятии управленческих решений. Позволяет проводить социальное проектирование в том случае, если затруднительно формализовать исследовательскую задачу.
Специфика социальной экспертизы
Общество в целом и коллективы людей на предприятиях, в отдельных населенных пунктах в частности, существуют одновременно в двух мирах или плоскостях. Один из них – это мир материальных вещей, другой – мир норм и ценностей.
Главная особенность, с которой приходится сталкиваться эксперту в рассматриваемом виде исследований, – существование человека в символизированном пространстве. Та реальность, которую он воспринимает и представляет, формируется посредством влияния ценностно-нормативных систем. Последние могут быть как общепринятыми, так и специализированными, которые формируются и существуют в узких и каких-то определенных группах.
Результат – у эксперта ограниченные возможности по использованию в исследовании каких-то нормативов и эталонов. Несмотря на это, именно социальная экспертиза может предоставить необходимые результаты, на основе которых принимаются объективные, взвешенные управленческие решения.
Организация социальной экспертизы требуется в следующих случаях, когда принимающему решение органу требуется прояснить вопрос относительно следующего:
При этом у принимающего решение субъекта, независимо от направления социальной экспертизы, существует желание:
Как правило, к социальной экспертизе прибегают в том случае, если есть несколько управленческих решений, которые противоречат друг другу. Поэтому требуется эксперт в качестве арбитра, с помощью которого выбирается оптимальный вариант.
Задачи социальной экспертизы
Основная цель рассматриваемого исследования – привести в соответствие принимаемые управленческим органом решения к ожиданиям и интересам общества, нормам социальной политики. Этого удается достичь, решая следующие задачи:
Порядок проведения социальной экспертизы
Перед тем, как обратиться к эксперту заказчику необходимо:
Таким образом, заказчик формирует задание для эксперта. Главная особенность такой подготовительной работы – обеспечение результата (заключения), которое будет понятно даже неспециалистам.
Процедура заказа социальной экспертизы следующая:
После этого принимается решение о необходимости проведения экспертизы. Если оно принято, в таком случае:
Особенность назначения экспертизы в том, что заказчика представляет организатор. Именно он предлагает модель проведения исследования, занимается подбором специалистов и другими организационными мероприятиями. И именно он несет ответственность перед заказчиком, а не эксперт.
После этого в работу вступают специалисты. Они определяют модель работы. Некоторые из них – «Мониторинг», «Рецензия», «Проект». Также определяются модель исследования, которая должна отвечать следующим критериям социальной экспертизы:
Полученное заключение эксперты предоставляют организатору. Последний согласует его с заказчиком. Заключение предоставляется в два этапа – неформатированном варианте и в виде проекта, преобразованного под указанный интерфейс.
Социальная экспертиза 1 страница
Социальная экспертиза — вид экспертных исследований, находящийся в стадии становления. Общего представления о ее смысле и назначении еще не сложилось. Тем не менее есть много попыток разработки специальных экспертных комплексов, которые обладают чертами социальной экспертизы (социогуманитарная экспертиза, фамилистическая экспертиза и т.д.).
Собственно, в двух направлениях—включение социальной экспертизы в более широкий по содержанию экспертный комплекс и разработка ее составных частей — и происходит формирование этого способа оценки социальных инноваций.
Понятие социальной экспертизы.Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудноформализуема.
Когда мы говорим «социальные объекты», то имеем в виду людей, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п. Перечень социальных объектов не должен быть закрыт, поскольку социальная реальность многообразна и несводима к небольшому числу характеристик. В то же время практические задачи социальной экспертизы заставляют если не исключать какие-то социальные объекты из сферы проведения экспертного исследования, то, по крайней мере, придавать им разное значение.
В нашем определении социальной экспертизы отражены ее основные функции:
— диагностическая функция — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;
— информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;
— прогностическая функция — выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
— проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.
Цель и задачи социальной экспертизы.В общем виде целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия. Применительно к социальному проектированию эта цель может иметь более четкий характер: социальная экспертиза должна установить степень соответствия социального проекта интересам и ожиданиям тех людей, которые прямо или косвенно оказываются связанными с проектом.
Социальная экспертиза не может быть безбрежной по целям и задачам, иначе ее проведение потеряет практический смысл. Когда мы говорим об установлении соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики (или сужаем это представление в отношении социальных проектов), то обозначаем этим тот итог, к которому должна вести экспертиза. Но если эксперты учитывали бы все возможные ситуации, в которых затрагиваются интересы людей, то они оказались бы в крайне затруднительном положении из-за объема деятельности и ее неопределенности. Поэтому необходимо уточнить целеполагание социальной экспертизы через предмет экспертных оценок.
Предмет социальной экспертизы.Чаще всего социальная экспертиза ведется по трем направлениям, которые и отражают предмет оценки.
1. Эксперты устанавливают социальные последствия для людей (группы, населения) принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.
2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому в отношении проекта управленческому решению.
3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.
Предметная область социальной экспертизы направлена на преодоление разрыва нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения социальной политики с реальностями жизни. Этим определяется значение экспертных оценок для социального проектирования.
Организация социальной экспертизы.Возможности и способы проведения социальной экспертизы вытекают из специфики организационно-управленческих решений, поскольку к их обслуживанию в конечном счете сводится ее назначение. Проблемы организации социальной экспертизы напрямую связаны с проблемами организационно-управленческой деятельности.
Прикладное назначение социальной экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять на управленческие решения в социальной сфере с точки зрения их оптимизации. В этом заинтересованы органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, организаторы проекта — в общем, многообразные структуры и формирования, принимающие управленческие решения (ниже мы для всех таких структур и формирований используем обобщающий термин «принимающие решения органы»).
Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей; при этом у принимающего решения органа нет ясности относительно:
— возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;
— того, насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;
— того, какое ресурсное обеспечение необходимо.
Неясности такого рода могут быть порождены разными причинами. Источником неясности может быть сам факт отсутствия общего мнения в принимающем решения органе. В других случаях отмечается недостаток аргументов за и против подготовленного решения или невозможность получить аргументы иным, кроме экспертного, путем. Но в то же время у названного органа есть намерение прогнозировать последствия своих решений и социально-проектной деятельности. Или есть необходимость аргументированно противостоять внешнему давлению «сверху», «снизу», «сбоку» (решениям или проектам решений органов более высокого уровня, подведомственных органов, иных участников социального управления), добиваясь признания этих аргументов. Нередко у руководителей есть желание опереться в своих действиях на авторитет специалистов.
Наконец, встречается ситуация, когда есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих внешнего арбитра, для того чтобы определиться с выбором наилучшего варианта.
Таким образом, прикладное назначение социальной экспертизы связывается не только с корректировкой управленческих решений, но и с общекультурным и общесоциальным смыслом деятельности принимающих решения органов, какой бы уровень полномочий за ними ни был закреплен.
Принятие решения о проведении экспертизы — это типичный управленческий акт с присущими ему характеристиками. Задание на экспертизу включает:
— определение социальной проблемы, в связи с которой проводится экспертиза (в том числе установление масштаба, носителей, стадии развития проблемы и прочее, что не входит в задание, но непременно предваряет выработку исходных формулировок);
— постановку цели экспертного исследования;
— выдвижение требований к форме представления результата экспертизы.
Это означает, что на принимающий решения орган ни в какой мере не возлагается специальная часть экспертной работы, а перед экспертами ставится задача дать заключение в форме, понятной неспециалистам. Для обеспечения этой задачи при организации социальной экспертизы обычно нужно, чтобы ее участников было не двое («заказчик» —«исполнитель»), а трое («заказчик»—«организатор» —«исполнитель»).
Модели социальной экспертизы.Экспертиза может производиться по модели «Рецензия» — наиболее традиционной форме экспертной оценки, в основном применяемой при анализе текстов (документов). Это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для изучения. Отзыв содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам. Отличие от рецензии литературного или театрального критика здесь в том, что заключение эксперта содержит обязательный ответ на вопросы, заранее обозначенные в задании на экспертизу и предопределяющие принятие того или иного управленческого решения.
Рецензия —простая и наименее затратная экспертиза документа, но она не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.
В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:
— рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;
— рецензии принимаются без каких-либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;
— тексты рецензий исследуются специалистами (перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи) при помощи социологических методов, принятых при обработке документальных источников;
— итоги вторичной обработки экспертных оценок включаются в акт экспертизы, который представляют органу, заказавшему экспертное исследование.
В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование: фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.
Другая модель организации экспертизы — «Мониторинг». Мониторинг — регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование позволяет выявить динамику развития объекта (явления, процесса). Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы осуществляется на долговременной основе.
Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием и их нельзя свести к небольшому числу параметров. Другая особенность мониторинга — выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.
Экспертиза может проводиться по модели «Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
Модели «Рецензия», «Мониторинг», «Проект» не исчерпывают возможных организационных форм социальной экспертизы. Разница задач, которые приходится решать в каждом конкретном случае, как и различие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических), а также привычных для данной ситуации организационно-деятельностных схем определяет выбор формы экспертного исследования. Возможна и комбинация нескольких форм экспертизы.
Экспертиза конкурсных проектов.В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены на конкурс. Тогда появляется специфическая экспертная задача по сопоставлению разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Основания для предпочтения устанавливаются в зависимости от целей конкурса.
Подобная задача была решена в 90-е годы Экспертно-консультативным советом по проектам и программам молодежных и детских объединений в области государственной молодежной политики (с 2001 г. Экспертно-консультативный совет действует в рамках соответствующего конкурса, проводимого Минобразования России). На основе более 350 рассмотренных проектов и программ Совет сформулировал свои рекомендации для экспертов. Согласно рекомендациям, эксперт устанавливает:
— социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия; возможность развития проекта, его перспективность; возможность воспроизведения в иных условиях;
— масштаб планируемой деятельности’, расчетную длительность и ритм мероприятия; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности; необходимость в специальной подготовке кадров; долю средств на обеспечение сути проекта в общих планируемых расходах по проекту;
— реалистичность проекта (программы): способность молодежного, детского объединения реализовать конкурсный проект, подтвержденную предыдущей деятельностью; наличие подготовленных кадров или возможность по привлечению их со стороны; обоснованность места проведения мероприятий; обоснованность ожиданий от участников проекта; рациональность сметы расходов.
Особенность данного вида экспертизы состоит в том, что номинально или фактически эксперт становится членом жюри, он вынужден построить «лифт» проектов, не ограничиваясь предпочтением лучшего и отвержением всех остальных.
Технологические приемы работы с большим числом проектов выработаны многими экспертными советами. Один из вариантов — правила, принятые экспертными советами Института «Открытое общество».
Порядок работы экспертных советов обычно таков:
1. Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурсных проектов (объем заключения — от абзаца до 1,5 страницы; большие тексты заключений не вызывают одобрения, поскольку с ними труднее работать).
2. Когда по каждому проекту имеется несколько (не меньше двух, но обычно 4—5) заключений экспертов, собирается экспертный совет (5—7 авторитетных в данной области специалистов), рассматривающий все представленные проекты на основе полученных заключений. Участники заседания сами вели экспертизу проектов, по каждому проекту минимум двое из них выступали авторами заключений.
3. Проекты разделяются на три группы: а) проекты, получившие все положительные оценки; б) проекты, получившие все отрицательные оценки; в) проекты, оцененные одними экспертами положительно, а другими отрицательно. По первой группе нет необходимости проводить обсуждения до того момента, когда станет вопрос о распределении призовых мест. Вторая группа исключается из обсуждения. Третья и составляет основу работы экспертного совета. Бывает, что оценки диаметрально расходятся (категорическое «за» или категорическое «против»). Общая оценка формируется (иногда после дополнительной экспертизы) в соответствии с установившимися в совете критериями, и проект попадает в первую или вторую группу.
В Институте «Открытое общество», который работает с заявками на гранты, предоставляемые Фондом Джорджа Сороса, эксперты при оценке проектов руководствуются следующими «рекомендуемыми критериями»:
1. Проект отвечает концепции программы, ее приоритетам, его осуществление содействует становлению открытого общества в России, плюрализму, демократии, развитию гуманитарных ценностей.
2 Проект новаторский, во многом уникален, мало кто пытается осуществить что-то подобное
3. Осуществление проекта существенно изменит ситуацию к лучшему или принесет пользу значительному числу людей.
4. Четко показано, кем и как проект будет осуществляться, ясны обязанности и функции каждого участника проекта.
5. Исполнители проекта достаточно опытны и квалифицированны, чтобы эффективно достичь поставленной цели.
6. Бюджет проекта реален, сбалансирован, хорошо обоснован, нет завышенных требований ни по одной из статей бюджета.
7. Вознаграждение, выплачиваемое участникам проекта, не чрезмерно и соответствует потраченному времени и квалификации исполнителей работы.
8. Запрашиваемое оборудование в указанном количестве и заявленной спецификации действительно необходимо для осуществления проекта.
9. Планируемые поездки действительно необходимы для осуществления проекта.
10. Если бы я мог распоряжаться запрашиваемой суммой денег для поддержки проектов в данной области, я бы предпочел выделить средства именно в таком количестве на осуществление именно этого проекта.
11. Авторы проекта сумели найти финансовую поддержку от других фондов и организаций.
12. После прекращения финансовой поддержки проект может развиваться дальше самостоятельно либо ясны будущие альтернативные источники его финансирования.
13. Проект не носит политического или коммерческого характера, он не направлен на поддержку одной из политических партий или на извлечение прибыли.
14. В соответствии с предлагаемыми критериями, а также в связи с собственной экспертной оценкой данный проект должен быть поддержан.
По каждому из критериев эксперт имеет возможность высказать свое мнение с разной степенью определенности: используется четырехзвенная шкала оценок: «да», «скорее да», «скорее нет», «нет». При сопоставлении экспертных оценок особое внимание уделяется критериям 1, 5, 13 и 14.
Такого рода критерии формируются у многих экспертных советов, рассматривающих социально значимые проекты. Это вводит экспертизу в достаточно определенные рамки и позволяет эффективно осуществлять экспертную работу.
Эксперты.Эксперт (от латинского expertus — опытный) — это специалист в области науки, техники, искусства и т. д., исследующий вопрос, решение которого требует специальных знаний. Другими словами, это лицо (группа лиц), компетентное в исследуемом вопросе, т. е. имеющее или могущее по тем или иным основаниям иметь специальные знания об объекте и способное его оценивать, а также имеющее опыт решения сходных задач.
Компетентность — главное требование к эксперту, какая бы роль ему ни предназначалась в разных видах экспертизы.
Эксперту, как следует из представленного выше определения экспертизы, должны быть присущи такие качества, как знания, интуиция, опыт и «здравый смысл». Эти свойства образуют структуру компетентности эксперта. Кроме того, имеют значение и личностные качества: способность работать в группе, менять мнение под воздействием аргументов, а не давления, гибкость ума и др.
Методы отбора экспертов.Каким же образом можно среди специалистов отобрать таких, которые способны выступить экспертами в социальной экспертизе? Для этого применяются специальные методы отбора.
На практике нередко используется метод случайного механического отбора. По-другому—выбор любого из тех, кто работает на соответствующей должности. Иногда учитываются некоторые показатели (например, ученая степень). Но такой отбор содержит
большой риск получить некомпетентное заключение. Поэтому применяются и более сложные процедуры.
Отбор специалистов в качестве экспертов может проводиться по документальным данным. Основные признаки, принимаемые во внимание при таком отборе: род занятий и стаж работы по данному профилю. Дополнительные признаки: уровень и характер образования, возраст, публикации и некоторые другие (в зависимости от целей экспертизы). Однако такой отбор не позволяет выделить те свойства эксперта, которые не сводятся к опыту работы и полученному базовому образованию.
Эффективным оказался способ отбора экспертов, основывающийся на их самооценках. Процедура предусматривает, что каждый специалист оценивает себя по трем показателям: «знания», «опыт», «способности предвидеть события». Оценка состоит в выборе одного из трех значений ранговой шкалы: «высокий», «средний», «низкий». Эти значения получают численное выражение (соответственно, 1; 0,5; 0). Далее рассчитывается совокупный индекс по формуле:
Более надежные результаты предварительного оценивания экспертов дает применение их взаимооценок. Суть дела состоит в том, что каждому из опрашиваемых специалистов предлагается оценить других опрашиваемых специалистов на предмет того, насколько они являются экспертами по данному вопросу. На базе оценок («эксперт» — «неэксперт») выстраиваются специальные таблицы. В итоге получается ранжирование экспертов по выраженности экспертных качеств.
Для отбора экспертов могут использоваться рекомендации других специалистов при помощи «метода снежного кома». Процедура отбора экспертов такова 42 :
1. По публикациям выявляют специалиста в данной области.
2. Просят его рекомендовать 10 специалистов в данной области.
3. Обращаются к 10 названным специалистам с той же просьбой.
4. Из полученного списка исключают первые 10 фамилий и вновь обращаются с той же просьбой к указанным коллегами специалистам.
5. Действуют так, пока не исчерпается перечень называемых коллегами имен, т. е. не стабилизируется сеть экспертов. Она-то и составляет генеральную совокупность специалистов в данной области. Далее возможно произвести отбор по обычным правилам составления выборки.
Описанные методы применяются, когда речь идет об экспертах, которые могут быть выбраны из числа специалистов в узком смысле слова. Своеобразие же социальной экспертизы состоит в том, что экспертами могут быть не только такие специалисты, но также носители социальных услуг (т. е. те, кто оказывает соответствующие услуги, — педагоги, медики, социальные работники и др.) и референтные группы (включая и типичных потребителей социальных услуг). Отбор таких экспертов ведется по принятым в социологии моделям выборки.
При этом важно учитывать, что потребители социальных услуг — эксперты только самих услуг (по качеству, порядку предоставления и т.д.). Недопустимо потребителей услуг рассматривать как экспертов в областях, требующих специальных знаний.
Уменьшение субъективности экспертных оценок.Даже самый тщательный отбор экспертов не гарантирует от субъективизма их оценок. Часть смещений происходит в результате различия жизненного опыта, тезауруса, политических установок и других обстоятельств, привносимых самим экспертом. Часть смещений возникает в результате давления «заказчика», перед которым не все эксперты способны устоять. Это нередко мало заметные отступления от правил в силу вариативной природы социальных явлений и процессов, но все же по возможности необходимо снижать роль таких привносимых моментов. Целесообразно применять такие меры, направленные на снижение субъективности экспертных оценок:
— Везде, где это возможно, следует дублировать экспертизу. Если есть выбор специалистов, их лучше привлекать, формируя не одну, а две и больше экспертные группы.
— Если есть возможность работать с разными типами экспертов, надо стремиться к этому.
— Если имеются неэкспертные материалы (данные исследований и т. д.), их следует принимать во внимание.
— Если есть экспертные заключения, подготовленные оппозицией или другими независимыми (не обязательно противодействующими) субъектами общественной жизни, их необходимо включить в число изучаемых материалов.
В силу характера социальной экспертизы одним из гарантов ее объективности выступает совместная работа экспертов. При удачной организации коллективной работы экспертов оценка социального явления или процесса незаметно переходит в конструирование оптимального решения.
Методы социальной экспертизы.Работа над экспертным заключением ведется различными способами, каждый из которых имеет свою специфику, определенную технологию. Если используется организационная модель «Рецензия», то технические приемы такой работы достаточно просты и общеизвестны. В этом случае дополнительным средством может стать памятка эксперту, в которой указывается, какие пункты должны быть в тексте заключения и на какие вопросы следует ответить в обязательном порядке.
Модели «Мониторинг» и особенно «Проект» требуют более сложной работы с экспертами, активизации их креативных (творческих) способностей, если речь идет о специалистах. Особенности есть и при работе с экспертами —носителями и потребителями социальных услуг. Здесь в основном приходится опираться на разработанные в социологии вариации метода опроса.
Ряд методов работы с экспертами предполагает очную форму, когда заключение (мнение) формируется в ходе непосредственного контакта экспертов между собой или с «организатором». Другие методы —например, подготовка докладной записки, ответы по опросным листам, формализованный анкетный опрос и др. — предполагают заочное участие экспертов.
Рассмотрим некоторые из методов работы с экспертами.
Метод экспертной оценки.По принятой в социологии технологии получение специальных данных относительно значения некоторых переменных при изучении сложного социального объекта осуществляется путем опроса экспертной группы. Процедура отбора и опроса экспертов практически совпадает с той, которую следует применять при организации социальной экспертизы, и это представляется важным как в организационном, так и в содержательном отношении.
В одних случаях считается, что эффективно может работать группа экспертов, состоящая из 5-7 человек, в других — из 20-25 человек, но правильнее здесь исходить из существа решаемой экспертами задачи. Она и отличает опросы экспертов от массовых опросов.
Обычно анкета эксперта или бланк интервью менее стандартизированы, в них ставится проблема скорее в концептуальном плане. Поэтому в анкетах предусматривается много открытых вопросов (предполагается, что эксперт впишет на свободные строки свое мнение в развернутой форме), а в интервью ему предоставляется большая свобода для высказываний по теме. Может быть принят и такой порядок, когда сам эксперт формирует структуру интервью.
От экспертов не скрывают целей исследования, их приглашают именно для прояснения возникшей социальной проблемы и выработки возможных путей ее разрешения.
Метод фокус-групп.Одним из наиболее популярных в последнее время качественных методов стал метод фокус-групп.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет