Что такое социальная инфраструктура в широком и узком значении этого
Социальная инфраструктура
Смотреть что такое «Социальная инфраструктура» в других словарях:
Социальная инфраструктура — Социальная инфраструктура совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально культурного назначения, вся сфера жилищно… … Википедия
Социальная инфраструктура — см. Инфраструктура … Энциклопедия права
социальная инфраструктура — комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, наземных и дистанционных, в пределах градостроительного образования (территории, поселения, группы поселений и др.) (Смотри: СП 30 102 99. Планировка и застройка территорий малоэтажного… … Строительный словарь
Социальная инфраструктура — система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения. Источник: ЗАКОН г. Москвы от… … Официальная терминология
социальная инфраструктура — Сочетание на данной территории предприятий здравоохранения, просвещения, культуры, бытового обслуживания … Словарь по географии
Социальная инфраструктура — см. Инфраструктура … Большой юридический словарь
Социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и… … Официальная терминология
Социальная инфраструктура для молодежи — система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию,… … Официальная терминология
Социальная инфраструктура для детей — (англ. social infrastructure for children) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и… … Энциклопедия права
Социальная инфраструктура для детей — (англ. social infrastructure for children) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и… … Большой юридический словарь
Социальная инфраструктура, ее объекты и задачи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная инфраструктура: что это?
В современной социологической науке инфраструктура представляет собой целый обширный комплекс, который состоит из таких объектов, как предприятия, организации, учреждения а также некоторые сооружения. Данные объекты действуют с целью обеспечения максимально подходящих и комфортных условий для дальнейшего функционирования общественного производства. Как известно, данное производство обеспечивает удовлетворение потребностей индивидов, необходимых для успешной и качественной жизнедеятельности всего населения.
Помимо всего прочего, современная социальная инфраструктура направлена на формирование как физически, так и интеллектуально развитого гражданина со своей особой гражданской позицией, набором идеалов и ценностей. Такой человек имеет собственную точку зрения на обширную общественную проблематику, и способен на инновационную деятельность, которая сможет разрешить большинство противоречий.
Выделение социальной инфраструктуры производится на основе некоторых основных признаков, которые определяют ее специфику. В отдельную подсистему хозяйственного комплекса она выделяется в связи со следующим: во-первых, функциональное назначение социальной инфраструктуры – наличие общих условий процесса общественного воспроизводства. Это значит, что производство товаров и услуг должно соответствовать общественным и общемировым требованиям (научные открытия, технический прогресс, открытие новых возможностей). Во-вторых, социальная инфраструктура обладает достаточно сложным строением. Оно включает в себя структуру, состоящую из разнообразных уровней, звеньев и цепей и, конечно же, из объектов социальной инфраструктуры.
Объекты социальной инфраструктуры
На объекты социальной инфраструктуры легла серьезная ответственность. Это связано с тем, что они по своей сути характеризуют всю существующую реальность, посредством которой и обозначается устойчивая совокупность элементов социума и окружающей среды. Но выделение различных объектов зависит от представлений исследователя, а также от видовых особенностей инфраструктуры и ее уровней.
Готовые работы на аналогичную тему
Во-первых, социальная инфраструктура может быть как линейной, так и точечной. Линейная социальная инфраструктура включает в себя все дорожные развязки, железные и автомобильные дороги, а также линии электропередач в конкретном регионе или на территории всей страны, в зависимости от тех масштабов, в которых рассматривается состояние и состав инфраструктуры. В отличие от линейной инфраструктуры, точечная социальная инфраструктура представляет собой непосредственно сами объекты социальной инфраструктуры (в их число входят также школы различного уровня, театры, высшие учебные заведения).
Во-вторых, объектами социальной инфраструктуры может быть все многообразие комплекса учреждений культуры, образовательного направления, медицины и здравоохранения, социальной работы, предприятия торговли и общественного питания (в том числе, рестораны быстрого питания фастфуд). Также объектами социальной инфраструктуры является вышеупомянутый пассажирский транспорт, водообеспечение, электроэнергия, почтовые и телеграфные учреждения, финансовые и банковские системы и подразделения. Сюда же входят оздоровительные и спортивные организации и сооружения (стадионы, бассейны, дворцы культуры и спорта, парки, дома отдыха, реабилитационные центры).
Таким образом, мы можем отметить, что число объектов социальной инфраструктуры напрямую зависит от того, какие сферы и виды деятельности более востребованы среди населения. Тем не менее, инфраструктура обладает рядом недостатков. Одним из них, например, является достаточно простой и перечислительный ряд отдельных институтов. К тому же, организация деятельности внутри них не всегда бывает на высшем уровне из-за недостатка подготовки специалистов или финансирования из государственного бюджета.
Социальная инфраструктура также может выделяться по принципу административного деления. Таким образом, в ней выделяют республики, области, края, города и районы. Россия является очень ярким примером такого административного деления, но если коснуться деления Соединенных Штатов Америки, то в основе их инфраструктуры будут штаты.
Основные задачи социальной инфраструктуры
Задачи социальной инфраструктуры определяют ее роль и место в развитии общественной системы. Более того, задачи тесно связаны с функциями, и данные аспекты полностью отражают суть социальной инфраструктуры.
Во-первых, она направлена на создание максимально комфортных и соответствующих требованиям извне условий, которые позволят сформировать прогрессивные тенденции в различных общественных процессах, такие как:
Вторая задача социальной инфраструктуры – создать комфортные условия для воспроизводства рабочей силы, которая будет качественно отвечать потребностям и уровню развития воспроизводства. В первую очередь, это повышение уже имеющейся квалификации работника или его полная переквалификация в соответствии с требованиями современного производства и предприятия. Необходимо обучение человека, привлечение его к работе с машинами. Это будет способствовать тому, что «не машина будет править человеком, а человек возьмет в свои руки контроль за машинным производством».
Также среди задач социальной инфраструктуры мы отметим:
Это очень важно, поскольку дома человек обычно отдыхает, что способствует его рекреации. В этой связи, в доме должны быть все благоприятные условия, которые позволят человеку восполнить энергию и вернуться к полноценной трудовой деятельности. Также в сферу социальной инфраструктуры входит задача улучшения как физического, так и психического здоровья населения, а также рациональная организация и использование свободного времени (рекреация и досуг).
Социальная инфраструктура
Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.
Начиная с середины XX в., во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры. Во-вторых, была создана качественно новая в технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования. В-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в том числе в отрасли социальной инфраструктуры.
Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Под инфраструктурой (от лат. infra — под, ниже и struc-tura — строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.
Первоначально этот термин использовался в военном деле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспечивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.
В широком смысле к социальной инфраструктуре относят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Некоторые исследователи различают экономическую и собственно социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс
объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих производство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфраструктуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образования, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспе-чение, предприятия торговли и общественного питания, средства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.
Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определяемые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К примеру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.
Степень развития социальной инфраструктуры — важнейший показатель уровня развития региона, страны. Хорошие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть лечебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей современным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.
Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или слабое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые территории могут прийти в упадок при разрушении сложившейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет трудоспособное население.
В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый обществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни людей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не толь-
ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания школы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, поддерживать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к используемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.
■Ш Основные понятия:социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.
■■Термины:дисфункция, деперсонализация.
1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.
3) Что лежит в основе типологии социальных институтов?
4) Приведите примеры главных и неглавных социальных
институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци
альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет
ных примерах различие между явными и скрытыми функ
циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин
фраструктура в широком и узком значениях этого термина?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Приведем два достаточно различающихся определения
понятия «социальный институт», данных отечественными
социологами.
«Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.
2. К какому главному институту общества могут быть от
несены следующие характеристики?
Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
их функции. Укажите функции, которые выполняют не
сколько институтов.
Институты: образование, государство, производство, семья.
Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
4. Социологи утверждают, что социальные институты об
ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
на примере такого социального института, как семья.
5. Заполните таблицу.
Семья |
Государство |
Образование |
Религия |
6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».
. Язык является фундаментальным институтом общества. это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, т. е. они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
Итак, язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-
ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположительно это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.
опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?
Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 722 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Под инфраструктурой (от лат. infra — под, ниже и struc-tura — строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.
Первоначально этот термин использовался в военном деле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспечивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.
В широком смысле к социальной инфраструктуре относят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Некоторые исследователи различают экономическую и собственно социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс
объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих производство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфраструктуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образования, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспе-чение, предприятия торговли и общественного питания, средства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.
Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определяемые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К примеру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.
Степень развития социальной инфраструктуры — важнейший показатель уровня развития региона, страны. Хорошие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть лечебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей современным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.
Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или слабое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые территории могут прийти в упадок при разрушении сложившейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет трудоспособное население.
В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый обществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни людей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не толь-
ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания школы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, поддерживать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к используемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.
■Ш Основные понятия:социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.
■■Термины:дисфункция, деперсонализация.
1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.
3) Что лежит в основе типологии социальных институтов?
4) Приведите примеры главных и неглавных социальных
институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци
альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет
ных примерах различие между явными и скрытыми функ
циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин
фраструктура в широком и узком значениях этого термина?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Приведем два достаточно различающихся определения
понятия «социальный институт», данных отечественными
социологами.
«Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.
2. К какому главному институту общества могут быть от
несены следующие характеристики?
Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
их функции. Укажите функции, которые выполняют не
сколько институтов.
Институты: образование, государство, производство, семья.
Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
4. Социологи утверждают, что социальные институты об
ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
на примере такого социального института, как семья.
5. Заполните таблицу.
Семья |
Государство |
Образование |
Религия |
6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».
. Язык является фундаментальным институтом общества. это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, т. е. они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
Итак, язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-
ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположительно это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.
опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?