Что такое социальная осведомленность

Способы развития своего социального интеллекта

Что такое социальная осведомленность. Смотреть фото Что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку Что такое социальная осведомленность. Картинка про Что такое социальная осведомленность. Фото Что такое социальная осведомленность

Только если вы не выберите жизнь отшельника, вам придется каждый день находиться в обществе других людей — знакомых и не очень. От умения находить общий язык с ними зависит очень многое. Например, вы можете не обладать выдающимися профессиональными способностями, однако умение общаться и находить подход к людям может помочь зарабатывать солидные деньги. Таким образом, тот, чей социальный интеллект высок, достигает большего, когда речь идет о взаимодействии с обществом.

Социальный интеллект — это способность успешно выстраивать взаимоотношения с окружающими и ориентироваться в социальной среде. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.

Всемирно известный психолог Дениэл Гоулман утверждает, что социальный интеллект можно повысить при помощи некоторых приемов.

Прото-диалог

Когда мы ведем беседу, наш мозг схватывает микровыражения лиц, голосовые интонации, жесты и феромоны. Люди, обладающие большим социальным интеллектом, более осведомлены о таких вещах, чем другие.

Гоулман определяет два аспекта:

Социальная осведомленность: то, как вы реагируете на окружающих.

Социальный фонд: знать, как вести себя плавно и эффективно.

Социальные триггеры

Давайте начнем с социальной осведомленности. Люди и ситуации запускают определенные эмоции, что влияет на нашу способность вести коммуникацию. Вспомните, когда последний раз вы были довольны и заряжены позитивной энергией от взаимодействия с другим человеком. А теперь вспомните случай, когда после общения с человеком вы были морально истощены и обесточены. Гоулман представляет свою теорию о том, как наш мозг обрабатывает социальные взаимодействия:

Оба пути одинаково нужны. Например, если к вам на день рождения не пришли друзья, то вы можете почувствовать что что-то не так, несмотря на то, что каждый из них обосновал это и извинился. Внутри вас просто растет какое-то смутное чувство обмана. То же происходит при общении с манипулятором.

Верный путь помогает взвешивать все «за и против», имея на руках факты, что очень полезно.

Надежное место

Интроверт вы или экстраверт, каждому нужно место для того, чтобы перезарядить батарейку. Гоулман называет его надежным местом. Оно может быть не только физическим местом, но и ритуалом или деятельностью, которые помогают обработать эмоции и произошедшее.

Возможные надежные места:

Возможные вопросы, которые стоит себе задать в надежном месте:

Положительная инфекция

Когда кто-то улыбается нам, тяжело сдержать ответную улыбку. Это так же верно в отношении остальных лицевых выражений. Когда наш друг расстроен и грустит, мы тоже грустим. Почему? В действии наши зеркальные нейроны — часть реакции нашего «Окольного пути».

Можно сделать два вывода:

Адаптация для принятия

Наш «Окольный путь» автоматически зеркалит людей вокруг нас. Так и работает эмпатия. Мозг копирует людей, находящихся рядом с нами, поэтому мы чувствуем себя так же, как и они. Это помогает нам лучше их понять: что они думают, какие действия предпримут.

Остерегайтесь «Черной триады»

Черная триада — это группа, включающая в себя три личностные черты:

Гоулман обобщает девиз «Черной триады» как:

«Все существуют для того, чтобы обожать меня»

Он призывает избегать таких людей во что бы то ни стало: они высасывают ваш социальный интеллект.

Слепой мозг

Можно ли угадать, что хочет сказать другой человек? Хороши ли вы в угадывании поведения собеседника? Считаете ли вы себя интуитивной личностью?

Если все три ответа положительные, то у вас высокий уровень социального интеллекта. Если на все три вопроса вы ответили «нет», тогда у вас, скорее всего, «слепой мозг».

Слепой мозг — это неспособность человека понять, что на уме у его собеседника. Гоулман советует развивать осознанность: таким образом вы начнете подмечать то, что не замечали обычно.

Источник

Социокультурная компетентность и осведомлённость личности в контексте парадигмы транзитивности и повседневности

Психологические науки

Похожие материалы

С точки зрения психологии, транзитивность современного мира — это его изменчивость, вариативность, неопределённость. Это не просто множественность как одновременное существование нескольких вариантов социального мира в одном времени и пространстве, но и постоянное изменение этих вариантов в непредсказуемом направлении и с неопределённым содержанием. Для транзитивного общества характерны следующие феномены (Марцинковская Т.Д.):

Психология транзитивности современного общества неизбежно сказывается на трансформации его социокультурных норм и ценностей. Взаимодействие людей, имеющих разную ментальность и разные ценности, приводит если не к ценностному дриблингу, то к ценностному релятивизму, затрудняющему процессы социализации и идентификации личности в обществе.

Каждый аспект транзитивности связан с определенными человеческими трудностями: неопределенность и изменчивость связана с нарушением целостности идентичности. Множественность затрудняет индивидуальный и коллективный выбор идентификации и направления социализации.

Одним из факторов, определяющих успешность социализации индивида в условиях транзитивного общества, выступает его инкультурация — процесс принятия и присвоения культуры. В монографии «Психология культуры» Л.Анолли пишет о том, что концепт культуры — это то, без чего человечество не смогло бы существовать: «культура несёт огромную ответственность в жизни людей, представляя в их распоряжение системы убеждений и значений, созвездия ценностей и совокупность практик, которые придают их существованию форму и смысл». Культура это самый важный результат человеческой деятельности, она возникла в процессе эволюции человечества как вида и развивается в индивидуальной истории жизни каждого человека в процессе взросления. В ходе развития каждое общество приобрело свой уникальный, конкретный самостоятельный культурный мир, со своими традициями, ценностями, нормами. Любое общество транслирует свою культуру через содержание повседневной жизни. Повседневность представляет собой не только жизненный мир человека, его субъективное бытие, но и отражает текущую социокультурную реальность. Обустраивая свой повседневный жизненный мир, люди создают своеобразную стабильную среду, которая противостоит транзитивности. Именно культура, выступая как единое целое, как часть социальной, этнической и личностной ценности, является «точкой опоры», которая даёт устойчивость в изменяющейся действительности и восстанавливает целостность восприятия мира и себя.

В связи с этим, особую актуальность в обществе транзитивности и повседневности обретает проблема социокультурной компетенции личности.

Нет единой трактовки понятия «социокультурная компетентность». Так, М.В. Болина определяет социокультурную компетентность как способность мобилизовать ключевые компетенции, необходимые для поиска, обработки и применения социокультурной информации, в конкретной ситуации для решения конкретных проблем межкультурного общения.

Е.А. Жежера понимает под социокультурной компетентностью интегративно интеллектуально и личностно обусловленную характеристику, включающую совокупность приобретения знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в социально-профессиональную среду.

Н.В. Хорошилова видит понимание социокультурной компетентности как интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную жизнедеятельность.

В.А. Янчук связывает культурную компетентность с понятием фрейма.

В современно понимании фрейм является концептом, разработанным для схватывания интерпретативной и конструктивной природы того, что происходит в социальной жизни. Культурные фреймы выполняют три основные функции:

Большинство фреймов культурно вотканы (Д. Таннен), они не конструируются или вырабатываются индивидом от ситуации к ситуации, а существуют как элементы окружающей индивида культуры и содержат соответствующие ситуации значения. Фрейм обусловлен принятыми в конкретной культуре языком, ценностями, нормами, схемами, значениями, понятиями, физическими артефактами, культурными активностями и психологическими феноменами.

Именно исходя из культурной фреймированности сознания, В.А.Янчук дает оригинальное определение культурной компетентности: «культурная компетентность» представляет собой овладение через процесс научения взаимодействующими между собой понятиями, категориями, образами, обобщениями, представлениями, ценностями, нормами и другими символическими элементами, наборами когнитивной и поведенческой активности, широко разделяемыми и применяемыми членами донного сообщества или социальной группы, функционирующей как ориентационная и нормативная структура поведения и как коммуникативная матрица ( посредством которой поведение интерпретируется, интегрируется, координируется и санкционируется), и как репертуар активностей, позволяющих эффективно реализовывать на практике актуальные поведенческие задачи. При этом автор акцентирует внимание на аспекте владения содержанием собственной культуры, тогда как само понятие преимущественно используется для описания владения содержанием другой культуры.

Социокультурная компетентность, как и любая компетентность, основывается на знаниях. Знаниевым компонентом социокультурной компетенции является культурная осведомлённость. Культурная осведомлённость предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к схожим различным характеристикам других культур. Социокультурная осведомлённость включает в себя: межкультурные знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей, продуктов, культуру языка и язык культур. Кроме того, социокультурная осведомлённость включает в себя и ценностный концепт. Социо-культурные ценности лежат в основе культуры в целом. То, какие ценности составляют ценностную систему общества, и то, как само общество влияет на формирование и развитие базовых ценностных ориентаций своих сограждан, во многом определяет здоровье и развитие общества. Знание и понимание социокультурного кода задает культурную осведомлённость и формирует культурную компетентность в освоении родной и другой культуры.

Такой подход к изучению проблемы социокультурной компетенции оперирует понятием межкультурной компетенции и разрабатывается в парадигме культурного интеллекта. Исследователи определяют культурный интеллект как понимание индивидом влияния его культурной принадлежности на выбираемые модели поведения, что определяет степень эффективности его функционирования в новой культурной среде и позволяет измерить степень его адаптивности к тому или иному социальному окружению. Культурный интеллект рассматривается как продолжение социального интеллекта, и включает в себя более узкое понятие эмоционального интеллекта, определяемого регулятивно как «способность понимать чувства, мысли и поведение людей, в том числе и самого себя, в ситуациях межличностного общения и, основываясь на этом понимании, вести себя соответственно». При этом, эмоциональный интеллект не рассматривается вне конкретного культурного контекста.

Таким образом, для успешного функционирования и развития личности в современном обществе как культурной среде, индивиду необходимо знать, понимать и чувствовать эту среду, выстраивать свое поведение, исходя из социально-культурного контекста и когнитивных требований культурного фрейма. Культурная осведомленность и компетентность личности становятся ключевыми компетенциями воспитания и образования в транзитивном обществе, с ориентацией в культуре повседневности на историческую ценность культур, а не их потребление или истребление.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Компетентность – это что?

Итак, слово «компетентность» имеет латинское происхождение. Переводится оно как «способный». Поэтому компетентность – это умение человека делать хорошо то, чем он занимается. Существует много видов компетенции, однако их общим и конечным критерием является результат, к которому пришел человек в процессе деятельности. Например, профессиональная компетентность педагога оценивается тем, хорошо ли дети усвоили материал.

Что такое социальная осведомленность. Смотреть фото Что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку Что такое социальная осведомленность. Картинка про Что такое социальная осведомленность. Фото Что такое социальная осведомленность

Профессиональная осведомленность: как проверить?

Представьте себе человека, надувающего воздушный шарик. Разумеется, его конечный результат и преследуемая цель – надутый шарик. Не тот, что надули наполовину, и не тот, что лопнул в процессе.

Поэтому любую компетентность можно проверить, достаточно лишь попросить человека продемонстрировать конечные результаты. Естественно, вы подумаете, что с шариком-то все легко. А как проверять остальную деятельность? Откроем секрет: абсолютно так же. В чем же проблема? В том, что люди нечасто мыслят конечными результатами.

Стоит только определить конкретные конечные результаты деятельности, так мы сразу поймем, что значит быть компетентным в этой деятельности. И, разумеется, для того, чтобы научиться что-то делать хорошо, необходимо потратить много времени на формирование компетентности в выбранном деле.

Показатели компетенции

К примеру, что такое подготовленность к профессии? Представьте, что вы занимаетесь торговлей. Умеете продать товар? Хорошо умеете заключать выгодные сделки? Если называть конечным результатом работы продавца деньги в кассе и количество проданного товара, то можно сразу выяснить, кто из продавцов находится на нужном уровне компетентности без всяких догадок и домыслов.

Так, с продавцом все достаточно просто и понятно. А что делать с директорами, бухгалтерами и маркетологами? Каким будет тест на профессиональную грамотность? В сущности, таким же. Критерии компетентности неизменны для всех видов деятельности.

Как выяснить профессиональную грамотность:

1. Определите, в чем заключается конечный результат того или иного работника, который должен быть достигнут.

2. Посмотрите, удается ли служащему добиться конечного результата. Кстати, необходимо именно увидеть результат, а не услышать о его достижении от работника.

Что такое социальная осведомленность. Смотреть фото Что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку Что такое социальная осведомленность. Картинка про Что такое социальная осведомленность. Фото Что такое социальная осведомленность

Понятие коммуникативной грамотности

В сущности, коммуникативная компетентность – это воспитание человека и знание им этикета. То есть умение вести переговоры с человеком дольше пяти минут, не оскорбляя его чувства и не шокируя полным отсутствием культуры. Выражаясь научно, коммуникативная компетентность – это обобщенные коммуникативные свойства личности, которые включают в себя навыки общения, а также социальный и чувственный опыт.

Первое правило коммуникативной грамотности гласит, что не следует сообщать собеседнику мысль, которая не до конца или же вовсе не понятна говорящему.

Также существует правило конкретности, которое требует избегать в общении расплывчатых, неопределенных и двусмысленных предложений, кроме того, не стоит пользоваться незнакомыми терминами и понятиями.

Однако коммуникативная компетентность требует не только контроля своей речи и содержания передаваемого сообщения, но и контроля мимики, интонации и жестов.

Также необходимо помнить, что ваше мнение может быть неправильным. Это поможет избежать серьезных ошибок.

Что такое социальная осведомленность. Смотреть фото Что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку Что такое социальная осведомленность. Картинка про Что такое социальная осведомленность. Фото Что такое социальная осведомленность

Что такое социальная осведомленность или компетентность?

Этот вид компетентности предполагает умение личности выстроить свое поведение, учитывая представления и ожидания других людей.

Если социальная компетентность человека находится на низком уровне, то ему свойственно переносить назначенные встречи, чрезмерно подстраиваться под мнение своего партнера, постоянно опаздывать, игнорировать или просто откладывать ответственную коммуникацию.

Тогда как социальная осведомленность представляет собой знание основных норм поведения, которые приняты в какой-либо конкретной сфере, готовность личности быстро освоить новые социальные стандарты, умение ставить себя на место другого человека, а также умение подобающим образом отреагировать на тот или иной поступок.

Что такое социальная осведомленность. Смотреть фото Что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку Что такое социальная осведомленность. Картинка про Что такое социальная осведомленность. Фото Что такое социальная осведомленность

Компетентность педагога: в чем она заключается?

Итак, разберемся в том, как определять профессионализм учителя. К сожалению, сегодня не существует какого-либо единого подхода, который определял бы компетентность педагога. Однако основные аспекты профессиональной грамотности перечислить можно: их всего три.

Первый аспект – управленческий. Он заключается в том, как учитель планирует свою деятельность, анализирует ее, контролирует, а также в том, как он регулирует учебный процесс в своем классе и взаимоотношение с ним.

Второй аспект – психологический. Он заключается во влиянии педагога на учащихся, а также в том, грамотно ли преподаватель учитывает индивидуальные способности детей своего класса.

Третий аспект – педагогический. Он рассматривает то, какие формы и методы используются педагогом в учебном процессе, и то, насколько они уместны в конкретной ситуации.

Если объединить все три аспекта в одно определение, то можно сказать, что профессиональная грамотность учителя состоит в том, может ли он эффективно структурировать материал с целью лучшего решения как учебных, так и воспитательных задач в процессе обучения.

Кроме того, можно обозначить основные принципы профессиональной грамотности учителя, а именно верную характеристику реальных способностей каждого учащегося и умение подобрать наиболее эффективный тип урока, который в большей степени будет соответствовать учебным задачам.

Что такое социальная осведомленность. Смотреть фото Что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку Что такое социальная осведомленность. Картинка про Что такое социальная осведомленность. Фото Что такое социальная осведомленность

Можно ли развить компетентность и как это сделать?

Компетентность развить не только можно, но и нужно. Вот три простых шага к развитию профессиональной грамотности.

Что такое социальная осведомленность. Смотреть фото Что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку Что такое социальная осведомленность. Картинка про Что такое социальная осведомленность. Фото Что такое социальная осведомленность

Источник

Социальный интеллект

СОДЕРЖАНИЕ

Определения [ править ]

Перечисленные несколько определений указывают на то, что до сих пор не существует консенсуса по рабочему определению социального интеллекта. [5]

Гипотеза [ править ]

Гипотеза социального интеллекта утверждает, что социальный интеллект, то есть сложная социализация, такая как политика, романтика, семейные отношения, ссоры, сотрудничество, взаимность и альтруизм,

Археолог Стив Митен считает, что существует два ключевых эволюционных периода роста человеческого мозга, которые контекстуализируют гипотезу социального интеллекта. Первый произошел около двух миллионов лет назад, когда размер мозга увеличился более чем вдвое. Митен считает, что этот рост произошел из-за того, что люди жили в более крупных и сложных группах, и им приходилось отслеживать большее количество людей и взаимоотношений. Эти изменения потребовали больших умственных способностей и, в свою очередь, большего размера мозга. [6]

Второй ключевой период роста человеческого мозга произошел между 600 000 и 200 000 лет назад, когда мозг достиг своего современного размера. Хотя этот рост до сих пор полностью не объяснен, Митен считает, что он связан с эволюцией языка. Язык может быть самой сложной когнитивной задачей, которую мы берем на себя. [ необходима цитата ] Язык напрямую связан с социальным интеллектом, потому что он в основном используется для установления социальных отношений. [6]

Социальный интеллект был решающим фактором в развитии мозга. Социальная и когнитивная сложности развиваются одновременно. [7]

Измерение [ править ]

Существуют некоторые меры социального интеллекта, которые являются самооценкой. [10] Несмотря на простоту применения, возникает некоторый вопрос, можно ли лучше интерпретировать самооценку показателей социального интеллекта с точки зрения социальной самоэффективности (то есть уверенности человека в своей способности работать с социальной информацией). [11]

Люди с низким SQ больше подходят для работы с низкими контактами с клиентами, а также в небольших группах или командах или независимо, потому что они могут не иметь необходимых межличностных коммуникаций и социальных навыков для успеха с клиентами и другими сотрудниками. [ необходима цитата ] Люди с SQ более 120 считаются социально квалифицированными и могут исключительно хорошо работать с должностями, предполагающими прямой контакт и общение с другими людьми. [ необходима цитата ]

Тест социального интеллекта Университета Джорджа Вашингтона : это один из единственных способов измерения способностей, доступных для оценки социального интеллекта, он был создан в июне 1928 года доктором Тельмой Хант, психологом из Университета Джорджа Вашингтона. [12] Первоначально он был предложен для измерения способности человека иметь дело с людьми и социальными отношениями. [13] Тест разработан для оценки различных социальных способностей, которые включают наблюдение за человеческим поведением, оценку социальной ситуации, память имени и лица и теорию разума по выражению лица. [12] Пересмотренное второе издание теста социального интеллекта Университета Джорджа Вашингтона состоит из цитируемых пунктов: [13]

Отличия от интеллекта [ править ]

И Николас Хамфри, и Росс Хани будут полагать, что именно социальный интеллект или богатство нашей качественной жизни, а не количественный интеллект делает людей такими, какие они есть. Например, на что похоже быть человеком, живущим в центре сознательного настоящего, окруженным запахами, вкусами, ощущениями и ощущением себя экстраординарной метафизической сущностью со свойствами, которые вряд ли принадлежат физическому миру. Это социальный интеллект. [3]

Дополнительные просмотры [ править ]

Исследователь в области образования Раймонд Х. Хартьен утверждает, что расширенные возможности социального взаимодействия повышают интеллект. [ необходима цитата ] Это говорит о том, что детям необходимы постоянные возможности для межличностного общения, чтобы развить острую «межличностную психологию». [ необходима цитата ] Традиционные классы не допускают взаимодействия сложного социального поведения. Вместо этого к учащимся в традиционных условиях относятся как к учащимся, которых необходимо вводить во все более и более сложные формы информации. Сегодняшняя структура школ позволяет развить очень немногие из этих навыков, критически важных для выживания в мире. Поскольку мы так ограничиваем развитие навыков «естественного психолога» в традиционных школах, выпускники выходят на рынок труда с ограниченными возможностями до такой степени, что не могут выжить в одиночку. [ необходима цитата ] Напротив, учащиеся, у которых была возможность развить свои навыки в разновозрастных классах и в демократических условиях, выше своих менее социально квалифицированных сверстников. У них хорошее самоощущение, они знают, чего хотят от жизни, и у них есть навыки, чтобы начать свои поиски. [17]

Источник

социальная осведомлённость

Смотреть что такое «социальная осведомлённость» в других словарях:

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Дискриминация лиц — Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами, негативно пристрастное отношение к людям, нарушение их прав или ограничение возможностей на основании наличия у них психического… … Википедия

Наркология — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Сознание — – высшая форма отражения действительности, сознание – продукт деятельности головного мозга. Человеческое сознание вырабатывается в результате исторического развития. Сознание не только отражает происходящие события объективного мира, оно также… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Бренд — У этого термина существуют и другие значения, см. Бренд (значения). Запрос «Брэнд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья или … Википедия

Бронте, Энн — Энн Бронте Anne Brontë Портрет работы Шарлотты Бронте. 1834 Псевдонимы: Эктон Белл Дата рождения: 17 января 1820 … Википедия

Я — – вообще осознающий себя и внешний мир индивид, фундаментальная, развивающаяся в социальных условиях и на основе предполагаемых врождённых способностей активная структура личности человека, интегрирующая в единое целое психологические и телесные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Комиссия Кахана — Отчёт комиссии Кахана Комиссия Кахана (вариант транскрипции: Комиссия Кагана, ивр. וַעֲדַת כַּהַן Ва адат Каһан‎; официальное название: «Следственная комиссия для расследования событий в лагерях беженце … Википедия

Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия

Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *