Что такое социальная реальность в социологии
Социология: Энциклопедия (2003)
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В настоящее время употребляют термин «С.Р.» в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.
В последние годы получили распространение теории, рассматривающие С.Р. во всем многообразии субъектно-объектных отношений, включающих как индивида со своими смыслами и значениями, так и социальные структуры, организации и институты.
Общество, следовательно, обеспечивает необходимые условия для целенаправленного (интенционального) человеческого действия, и целенаправленное человеческое действие есть необходимое условие жизни общества. Общество существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда выражает и использует ту или иную социальную форму. Эта концепция связи личности и общества вносит радикальное изменение в понимание С.Р.: 1. С.Р. есть субъективно-объективная реальность; 2. С.Р. не существует независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности; 3. С.Р. не может быть познана методами естественных наук (гипотетико-дедуктивными) как «бессловесная» вещь, а предполагает иные методы, направленные на постижение смыслов и значений «человеческого» мира.
Онтологический смысл понятия «С.Р.» в обществознании связан прежде всего с объектом научного познания. Когда же ученый, социолог рассматривает С.Р. как предмет исследования, то в данном случае говорят о С.Р. в эпистемологическом смысле. С.Р. как объект познания обозначает духовно и практически освоенный человеком мир общественных взаимосвязей как со стороны объективного, закономерного, сущностного, так и случайного, субъективного, уникального в нем. В этом смысле С.Р. есть сама жизнь, смысл и существование которой лежит в основе человеческого существования.
Эпистемологический смысл понятия «С.Р.» заключается в использовании данного термина для определения сфер С.Р., являющихся предметом конкретных социально-гуманитарных теорий и наук.
Такое разноаспектное понимание С.Р. позволяет, во-первых, понять возникновение и возможность существования многообразия социальных теорий (даже альтернативных), объясняющих онтологическую С.Р. и подкрепляющихся эмпирическими данными; во-вторых, избегать онтологизации объяснений конкретно-научных теорий; в-третьих, пересмотреть свои представления об истине, допуская возможность отхода от «жесткого» линейного ее понимания к более лояльному, «мягкому» и моральному значению.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В настоящее время употребляют термин «С.Р.» в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.
В последние годы получили распространение теории, рассматривающие С.Р. во всем многообразии субъектно-объектных отношений, включающих как индивида со своими смыслами и значениями, так и социальные структуры, организации и институты.
Общество, следовательно, обеспечивает необходимые условия для целенаправленного (интенционального) человеческого действия, и целенаправленное человеческое действие есть необходимое условие жизни общества. Общество существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда выражает и использует ту или иную социальную форму. Эта концепция связи личности и общества вносит радикальное изменение в понимание С.Р.: 1. С.Р. есть субъективно-объективная реальность; 2. С.Р. не существует независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности; 3. С.Р. не может быть познана методами естественных наук (гипотетико-дедуктивными) как «бессловесная» вещь, а предполагает иные методы, направленные на постижение смыслов и значений «человеческого» мира.
Онтологический смысл понятия «С.Р.» в обществознании связан прежде всего с объектом научного познания. Когда же ученый, социолог рассматривает С.Р. как предмет исследования, то в данном случае говорят о С.Р. в эпистемологическом смысле. С.Р. как объект познания обозначает духовно и практически освоенный человеком мир общественных взаимосвязей как со стороны объективного, закономерного, сущностного, так и случайного, субъективного, уникального в нем. В этом смысле С.Р. есть сама жизнь, смысл и существование которой лежит в основе человеческого существования.
Эпистемологический смысл понятия «С.Р.» заключается в использовании данного термина для определения сфер С.Р., являющихся предметом конкретных социально-гуманитарных теорий и наук.
Такое разноаспектное понимание С.Р. позволяет, во-первых, понять возникновение и возможность существования многообразия социальных теорий (даже альтернативных), объясняющих онтологическую С.Р. и подкрепляющихся эмпирическими данными; во-вторых, избегать онтологизации объяснений конкретно-научных теорий; в-третьих, пересмотреть свои представления об истине, допуская возможность отхода от «жесткого» линейного ее понимания к более лояльному, «мягкому» и моральному значению.
Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное действие», — «социальная реальность».
Формирование более или менее точного представления о социальной реальности является залогом и понимания тонкостей и нюансов социологической науки, и практического применения выводов социальной науки применительно к реальным проблемам (в семейной жизни, в управлении людьми, в политической жизни и т.д.).
Понятие «социальная реальность» несет, на наш взгляд, вполне определенную смысловую нагрузку.
Мы используем это понятие для подчеркивания особенности той среды, в которой осуществляется социальное действие (взаимодействие), несводимости, невыводимости ее основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Подчеркивается, что социальная реальность — это sui generis — особая, в своем роде реальность (термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения социальной реальности), и это, пожалуй, общепризнанная трактовка понятия «социальная реальность».
Под социальной реальностью, социальной жизнью подчас понимается все, что создано, сотворено человеком*. Тот факт, что во всем, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, дает многим основание чрезмерно широко трактовать социальную жизнь, социальную реальность.
У некоторых не вызывает сомнения социальность Робинзона (поэтому любое его действие социально? -г- А.Э.), заброшенного волею судеб на необитаемый остров, поэтому они «не согласны с альтернативным пониманием социальности и, в частности, с М. Вебером, считавшим социальным только те действия, которые по своему смыслу ориентированы на поведение других. »**.
Откровенно говоря, подлинно научное понимание социальной реальности, более или менее четко отграниченной от других «реальностей», в отечественной социальной науке только формируется. Лишь выделив собственно социальную реальность, социальную
жизнь, социальное пространство, социальное поле (по сути эти понятия в данном контексте являются синонимами), мы получаем возможность научно корректно анализировать проблемы социальной жизни. По крайней мере социологический анализ предполагает такую процедуру.
Можно ли ставить знак равенства между тем, что создано благодаря социальным действиям и взаимодействиям, т.е. благодаря социальной жизни, социальной реальности (здания, автомобили, компьютеры, музыка и т.д.), и тем, что такое собственно социальная реальность?
Социальная реальность— это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность может быть воплощена и погружена в материально-вещественные объекты, атрибуты, ресурсы (помещения, технологии), но не включает их в себя, представляя собой особую систему, развивающуюся по особым законам. Под термином «социальная реальность» «мы понимаем всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций (взаимодействий. — А.Э.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого должны найти свою точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения»*.
В чем своеобразие той ткани, первоматерии, из которой сотканы основные элементы социальной реальности?
Следует иметь в виду, что человеческому сознанию легче воспринимать неосязаемые, но практически существующие явления по аналогии с природными объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаемы сознанием. Таких аналогий-иллюзий множество. Причем речь идет не только о так называемых социальных объектах, но и о магнитном поле, гравитации, где также используются аналогии — иллюзии.
Поэтому использование таких слов, как «объект», «объекты», «формы», «линии», «сеть», «социальные связи» и т.п., сугубо условно. Говоря о социальной реальности и, соответственно, об объектах социальной реальности, мы отнюдь не имеем в виду материальный объект, который можно осязать. «Социальная реальность предстает межиндивидуальной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обрядов, отношений личной преданности. Существуют специфические, принципиально
* См.’: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, с. 156—160.
** Момджян К.Х. Социум. Общество. История. — М., 1994, с. 75, 97, 98.
* Шюц А. формирование понятий и теории в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994, с. 485.
важные для жизни «узлы», «комплексы», «сплетения» социальных отношений, которые мы научились вычленять и говоря о которых склонны прибегнуть к языку материализма: мы называем их группами, сообществами, организациями, национальными государствами. То, что они существуют в качестве реального объекта, — иллюзия»*.
Социальная реальность — это сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Все, что мы говорили о социальных действиях, их преимущественно символически-куль-. турной природе, возникающей в результате переплетений ожиданий, обязательств, норм, требований, контроля и т.д., — все это отправные моменты для понимания социальной реальности, вычленения ее из всей жизнедеятельности людей.
Что такое общество?Люди, находящиеся на определенной территории, машины, здания, реки, горы и т.д.? Нет. Все перечисленное — это демографические, географические, материально-технические ресурсы общества. Общество — это определенная система социальных взаимодействий индивидов, проживающих на определенной территории, создавших города, работающих на промышленных предприятиях и т.д. Данная система, «невидимая паутина» сцеплений между людьми, регулируется определенными нормами, правилами, ценностями (мы даем самое упрощенное понимание общества). Уместно использовать образное выражение П. Бергера: «Мы можем сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого (территория, население и т.п. — А.Э.) скрывает его от посторонних глаз**.
Что такое государство? Это не территория, имеющая определенные границы, это не задание правительства, это не герб, флаг, гимн, а особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, который позволяет более жестко контролировать, управлять действиями людей в наиболее важных сферах жизни. А пограничный столб — это метка территории, на которую этот комплекс распространяется.
Что такое коллектив студенческой группы? Это особая невидимая сеть взаимодействий студентов (симпатии и антипатии, обязательства друг перед другом, разделяемые ценности и т.д.), которые образуют определенную целостность связей при сохранении физической изолированности каждого индивида. Эта целостность базируется на единстве цели, определенных правилах поведения; формируется управление этой системой взаимодействий (староста, профорг, неформальные лидеры и др.).
* штомпка П. Социология социальных изменений, с. 28, 29. **.Бергер П. Приглашение в социологию, р. 35.
Что такое вуз как социальное явление? Это не аудитории, лаборатории и т.д. — это особым образом организованный комплекс социальных взаимодействий преподавателей между собой, преподавателей и студентов с целью обучения последних. В этом сложном комплексе взаимодействие осуществляется по определенным нормам, критериям, кому-то дано право руководить организацией учебного процесса, кто-то обеспечивает контроль за качеством преподавания, кто-то преподает, приобретя для этого определенные знания. Аудитории, лаборатории, компьютерные классы — это ресурсы, которыми вуз как система социальных взаимодействий располагает.
Что такое социальные изменения? Это не изменения материальных благ, технологий и т.д. — это изменения в системе социальных сцеплений, социальных связей (т.е. во взаимоотношениях между индивидами), в правилах, в соответствии с которыми организуются социальные взаимодействия, в нормах, принципах, которыми руководствуются люди.
Причем социальная реальность является не просто схемой социальных сцеплений, некой паутиной, сетью взаимодействий — это определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность — это социокультурная реальность.
Приведенные примеры помогают нам понять важные положения социологической науки. Остановимся на двух из них.
Социальная реальность как объект социологии
Экзамен
Социальная реальность как объект социологии
Объект социологии – это сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, социальные слои и группы, человек, его потребности и интересы, а также социальные процессы и отношения. Следовательно, объект социологии образует социальная реальность, которая включает в себя:
— совокупность форм и способов взаимодействия людей;
— проблема социального порядка.
Социальная реальность имеет временное и пространственное членение. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.
Предмет социологии
Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.
Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом и явления, возникающие из этого взаимодействия.
Правила социологического познания
— Рассматривать социологические факты, как вещи.
— Различать нормальное и анормальное.
— Классифицировать общества по их сложности.
— Объяснять социологические факторы только социологическими факторами.
— Доказывать, используя сравнительный метод или косвенный эксперимент.
Принцип адекватности знания по М.Веберу
Макс Вебер (1864 – 1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории соц. действия.
Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия.
>Описание должно обосновываться эмпирически, с доказательством эмпирической регулярности, то есть вероятности их неизбежности.
Принцип адекватности знания по А. Щюцу
Альфред Шюц (1899 – 1925) – австрийский социолог и философ, основоположник феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой изучил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
>Социальные оценки и объяснения должны быть понятны социальномуактору, вовлеченному в описываемую или объясняемую ситуацию.
Функции социологии
1) Теоретико – познавательная
Эта функция проявляется в наиболее полном и конкретном изучении социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах соц. жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К этой функции также относится раскрытие природы соц. бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности и образа жизни.
Эта функция заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология, с одной стороны, показывает, что нужно в соц. жизни сохранить, а с другой стороны, указывает на то, что требует радикальных изменений.
Предполагает разработку соц. программ, направленных на преобразование тех или иных сторон общественной жизни и совершенствование социальных условий жизнедеятельности людей.
Составление научных прогнозов развития соц. процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер.
5) Прикладная (практически-образовательная)
Эта функция состоит в том, чтобы на основе эмпирических или теоретических исследований решать конкретные социальные проблемы, разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов соц. управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для соц. планирования жизни городов, предприятий, коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.
Данная функция связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных соц. групп, политических партий и движений.
Но социологическая наука должна быть идеологически нейтральна, и социолог должен не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.
Этика социолога
Профессиональный кодекс социолога был принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 г. Этика – система норм нравственного поведения индивида, предписываемых ему его общественными или профессиональным статусом, а также соц. или профессиональной группы в целом.
1. В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности.
2. При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты и ни при каких обстоятельствах не допускать искажения истины.
3. Социолог должен четко определить задачи и рамки предстоящего исследования.
4. При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов.
5. В ходе конкретного исследования социолог обязан быть в отношении респондентов предельно тактичным и внимательным, не позволять себе демонстрацию собственного превосходства, избегая возможных конфликтов.
6. Социолог обязан исходить из права респондентов на анонимность информации.
7. Социолог обязан поставить респондентов в известность о подлинных целях проводимого исследования.
8. Автор-социолог и редактор социологической литературы несут персональную ответственность за каждую конкретную публикацию.
9. Нормой работы редактора является объективность, отсутствие личной или идеологической предвзятости в отношении редактируемого материала.
10. Плагиат и присвоение в любых формах чужих идей недопустимы и несовместимы с профессиональной деятельностью.
Социальныеценности
Ценность– результат оценивания актором сравнительных качеств объектов с точки зрения своих или принимаемых как свои общественных интересов. Бывают общественные и индивидуальные. Ценности позволяют личности выработать внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам.
Ценности — это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Если нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Они дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительнымдостоинствам, красоте или моральным качествам.
В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм идемократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Ценность свободы, например, в секулярных странах принимает совершенно иные формы, чем в религиозных. Для граждан светских стран онаформулируется в юридических правах личности – свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренныхв конституции. В исламских странах степень допустимой свободы определяется на основе шариата. Двафранцуза могут высказываться в пользу социального равенства; однако один из них может выразить своеотношение, поддерживая программы, направленные на устранение дискриминации по полу, цвету кожи и т.д.,например, принайме на работу или поступлении в учебное заведение, а другой, протестуя против такого законодательства иотдавая предпочтение законам о гражданских правах, вообще не рассматривающих различия в расовойпринадлежности.
Ценности не выбиваются в граните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многие мальчишки в 1960-х гг., под влиянием полета Ю. Гагарина в Космос хотели стать космонавтами. В 1990-х гг.престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги.
Типы социального действия
Социальные действия можно разделить на несколько типов в зависимости от того значения, психологического или культурного, которое мы связываем с этими действиями, а также в зависимости от тех ожиданий, какие мы связываем с возможной реакцией партнера.
1) Целерациональные действия
Рациональность в простейшем значении этого слова означает не что иное, как расчет. Речь, следовательно, идет о таких действиях, которым предшествует определенная попытка прикинуть возможность, представить последствия, произвести предварительный расклад сил, следующая за появлением определенного замысла. Противоположность этому составляю действия импульсивные, спонтанные, необдуманные. В более сложном понимании рациональность – это такой расчет пользы и потерь, который направлен на увеличение первых и минимизацию вторых частей данных оппозиций, к тому, чтобы самым экономным или самым безболезненным способом реализовать важнейшие цели исходного замысла.
2) Ценностно-рациональные действия
Речь идет о действиях людей, для которых поставленная цель представляет собой такую высокую ценность, что они готовы пойти на самые большие траты и жертвы, заплатить любую цену, понести самые большие расходы, чтобы только достичь её.
3) Традиционные действия
Здесь мы действуем тем или иным образом просто потому, что так что-то делалось всегда, или потому, что так поступают все в нашей среде. Действия такого рода придают социальной жизни определенный автоматизм. Они освобождают нас от необходимости каждый раз принимать решение, делать выбор, раздумывать и рассчитывать.
4) Аффективные (эмоциональные) действия
В этом случае мы предпринимаем определенное действие не для того, чтобы достичь поставленной перед собой цели, и не потому, что так делают другие, а потому, что испытываем сильнейшую потребность выразить таким образом определенное душевное состояние — радость, гнев, страх и т.п.
Модель социального действия
М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие. соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением.
В модель социального действия Парсонса включаются следующие элементы:
1) Субъект действия, «деятель» или «актор»;
2) Цель или представление о будущем социальном порядке в рамкахконкретной ситуации;
3) Ситуация, направление развития которой в одном или нескольких отношениях, кардинально отличается от цели. Эта ситуация может анализироваться с помощью 2 типов элементов: тех, которые субъект действия не может проконтролировать и тех, которые он не может контролировать. Для первых можно использовать термин «условия» действия, для вторых – «средства».
4) Альтернативные средства достижения цели.
Для осуществления действий в соответствии с нормами Парсонсустанавливает следующие условия:
1) Приспособление к внешним условиям (удовлетворение минимальных потребностей индивидов с тем, чтобы они смогли принять участие в системе действий);
2) Достижение цели (действие рассматривается как целенаправленная деятельность, которая совершается в условиях множественности индивидуальных носителей действия и включает в себя исполнение ролей);
3) Интеграция (решающим является действие в соответствии с ожидаемыми ролями и с направленностью на внутреннее, замкнутое равновесие системы);
4) Сохранение норм поведения и урегулирование конфликтов (под этим понимается культурная система, зависящая от упорядоченного взаимодействия нормативно-ориентированного поведения).
В основе теории Парсонса лежат 6 постулатов:
1) Действие (акция) является целенаправленным;
2) Оно происходит в ситуации и ориентируется на нее;
3) Поведение как деятельность нормативно регулируется и подчине-
4) но социальным нормам;
5) Поведение мотивационно обусловлено;
6) Всякое действие есть акция действующего;
7) Действия выступают в системах.
Социальные отношения
Социальные отношения – взаимодействия между одними и теми же партнерами, которые носят не только повторяющийся или регулярный, но и регулируемый характер.
Первая характерная черта таких отношений между двумя партнерами – наличие множества взаимодействий. Эти отношения создают определенные рамки, схему или некий общий контур, внутри которого происходит множество взаимно ориентированных действий. Вторая особенность заключается в том, что эти действия, в отличие от повторяющихся и регулярных взаимодействий, не являются однородными; напротив, они крайне разнообразны, иначе говоря «многопредметны», связаны с различными темами. Третьей важной чертой этих социальных отношений является их прочность. Четвертая существенная сторона взаимодействий, которые реализуются в рамках супружеских отношений, это их нормативное регулирование. В большей своей части и в значительной мере они не носят характер спонтанных, ничем не связанных, свободных действий, но являются результатом того, что партнеры следуют определенным, обязательным для них образцам, примерам.
Типы социальных отношений:
Отношения, участие в которых рассматривается людьми как способ получения какой-то выгоды, каких-то благ, при этом само по себе оно не представляет для партнеров никакой ценности.
Это такие отношения, цель которых заключается в них самих. Люди вступают в них только ради того удовлетворения, которое они получают от самих этих отношений, не думая при этом ни о какой выгоде.
Социальныесвязи, в которых действия партнеров очень подробно, детально определены и трактуются как обязательные, вплоть до того, что несоблюдение предписанных правил может разрушить и ликвидировать сами социальные связи. Обычно мы говорим, что такие отношения обязывают к соблюдению определенной формы.
Отношения, которые реализуются в рамках действий и взаимодействий самого разного вида и протекают в значительной мере спонтанно.
Отношения, включающие значительный объем взаимодействий, множество разных тем и предметов, вокруг которых эти взаимодействия совершаются.
Отношения, ограниченные одним предметом, одной темой.
Социальные отношения, в структуру которых включена длительность
8) Временные (срочные)
Социальные отношения, которые укладываются в ограниченные временные рамки.
Социальные отношения, строящиеся на основе равенства. Это те отношения, в которых социальным позициям партнеров свойственны равные или близкие прерогативы, шансы доступа к признанным в обществе ценностям.
Социальные отношения, которые уже по самому своему характеру исходят из положения неравенства или ставят партнеров в положение неравенства.
Социальные связи, в которых позиции участвующих партнеров по своей сущности не имеют сильных социальных различий.
Социальные связи, в которых позиции участвующих партнеров по своей сущности сильно отличаются друг от друга в разных аспектах.
Социальные отношения, в которых эмоциональная мотивация и выражение чувств не только допустимы, но и ожидаемы.
Социальные отношения, в которых руководствоваться эмоциями и даже проявлять эмоции считается неприличным.
Для них характерны интимность, неформальность, личное знакомство между партнерами, непосредственность взаимодействия «лицом к лицу» (face-to-face), широкий круг и тематическое разнообразие предпринимаемых действий и взаимодействий, при этом спонтанность значительно преобладает над регулированием, сильная идентификация с партнерами играет большую роль, очевидна допустимость эмоций.
Их отличают официальность, формальность, анонимность, инструментальный характер мотивации, высокая мера специализации и узкий тематический круг действий и взаимодействий, строгое нормативное регулирование, слабо выраженная идентификация с партнерами, эмоциональная сдержанность.
Социальные общности
Социальная общность– некая социально значимая совокупность людей, имеющих общие признаки по их месту и роли в системе общества, по образу жизни и вступающих во взаимодействие с другими общностями, отличающимися от них. Индивиды включаются (объективно и субъективно) в различные социальные общности: кровно–родственные, территориальные, демографические (половые, возрастные), этнонациональные. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым социальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д.
Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему. Любое общество расслаивается на разнородные, но взаимодействующие общности, каждая из которых занимает особое место, выполняет свои специфические функции, обусловленные ее статусом, свойствами составляющих ее членов, историческим типом и состоянием общества, отношениями с другими общностями.
Все социальные общности можно разделить намассовые и групповые.
Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.
Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.
Социальные группы и их виды
Социальные группы – объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих для достижения определенных целей. Они характеризуются устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; относительно высокой степенью единства и сплоченности; однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы; способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.
Социальные группы делятся:
Первичная группа – это такая группа людей, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа – это группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институационализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил.
Малая группа это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:
1) малочисленный и стабильный состав (от трех до тридцати человек); пространственная близость ее членов;
2) устойчивость и продолжительность функционирования;
3) интенсивность межличностных взаимодействий;
4) высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;
5) развитое чувство принадлежности к группе;
6) неформальный контроль и информационная насыщенность общения.
Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели, а взаимодействия носят, главным образом, опосредованный характер. Под большой соц. группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, нeпсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.
Неформальная группа – это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры.
Малая группа
Малая группа – это достаточно устойчивая и немногочисленная группа, котораяобъединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, связанные взаимными контактами.
Для малых групп характерно: устойчивость и продолжительность существования; пространственная близость ее членов; чувство принадлежности к группе; совпадение ценностей, норм, правил; межличностные взаимосвязи.
В исследование малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.
Лидер – наиболее авторитетный член группы, который организует и определяет деятельность для достижения групповой цели. Формальный лидер приобретает официальный статус руководителя. Неформальный же выдвигается благодаря своим личным качествам и отвечает групповым ценностям и нормам. По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство. Лидер занимает центральное место в ролевой структуре малой группы.
Групповая динамика – процесс взаимодействия членов группы на основе взаимовлияния и взаимозависимости в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов. Эффективная коммуникация повышает уровень удовлетворенности групповыми отношениями и способствует росту групповой сплочённости.
Массовое поведение
Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. К формам массового поведения относятся действия толпы и людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи.
Социологические исследования этих вопросов начались с разработок теорий толпы Г. Лебона. В соответствие с этой концепцией, толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей.
Три фактора поведения толпы:
— безликость толпы, порождающая чувство безответственности;
-склонность к подражанию «заразительных эмоций»;
-повышенная внушаемость толпы, готовность подчиняться.
Толпа часто становится объектом для манипуляции. Роль этих механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть происходящих событий.
Социальные движения – коллективные действия, способствующие или препятствующие соц. изменениям. Они, как правило, возникают стихийно и низкоорганизованны. Участники автономны в своих решениях и действиях. По своей направленности соц. движения могут быть прогрессивными(содействуют переменам в обществе) и регрессивными(за возврат к старому). По масштабам соц. движения подразделяются нареформистские и революционные. По своим целям и содержанию они могут быть профессиональными, экологическими, культурно-историческими и т.д. Движения различаются по уровням: глобальные, региональные, локальные.
Коллективное действие
Активность, деятельность людей в группах протекает не только «параллельно», когда каждый действует сам по себе, как мы это видели на примерах толпы,аудитории, публики, поколения, но и совместно. Такая совместная активностьпоявляется тогда, когда люди отдают себе отчет в том, что цели, которыеони перед собой поставили будет реально достичь только в том случае, если они будут действовать при участии других и их помощи. Тем временемколлектив, действующий совместно, становится необходимым инструментомдля достижения целей отдельных его членов. Чтобы такие коллективныедействия были успешны, необходимы:
— четкая формулировка целей действий;
— определение стратегии поведения;
— разделение функций между участниками;
— координация разных функций;
— выделение фигуры руководителя.
Когда коллектив действует для достижения четко очерченных целей,руководствуясь определенной стратегией действия, разделяя между своими членами задачи и координируя их действия, а также подчиняясь спонтанно выявившемуся лидеру, то в результате мы имеем нечто гораздо большее, чем коллективное поведение. С этим новым явлением связана также большая прочность, длительность такого рода действий. Насколько коллективное поведение часто бывает мимолетным, минутным, настолько коллективные действия, направленные на достижение общей цели, требуют, как правило, больше времени. Наконец, насколько в коллективном поведении мы наблюдали высокую долю спонтанности, эмоциональности, экспрессивности, настолько для реализации коллективных целей необходимы большая рациональность, стратегическое мышление, планирование действий. Итак, эту более сложную форму коллективной активности характеризуетто, что здесь мы имеем дело с совместной деятельностью, более длительной и целенаправленной, стратегически мотивированной.Действия такого типа могут быть направлены на достижение самых различных целей и предпринимаются в разных областях, касаются разных общественных объектов, составляют содержаниелюдской активности, осуществляемой в рамках более или менеекристаллизовавшихся, институциональных или формализованных единиц.
Социальная мобильность
Социальная мобильность — это процесс изменения человеком своего общественного статуса.
Когда люди перемещаются между позициями и группами, находящимися на разных уровнях стратификационных иерархий, мы говорим овертикальной социальной мобильности.
Горизонтальнаямобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится индивид. Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой. Однако если при переезде человека из одного региона в другой у него меняется не только место жительства, но и социальный статус, то говорят не о географической мобильности, а о миграции.
При изучении социальной мобильности выделяют два ее основных вида.
Межпоколенная мобильность. Она предполагает повышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их родителями. Раньше не во всех обществах это было возможно. Межпоколенная мобильность относится к долговременным социальным процессам.
Внутрипоколенная социальная мобильность. Она предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой: специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность. Иногда это сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.
Изучая структуру типов социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, его возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются молодые люди и мужчины.
Институция и институт
Институты (по Г.Спенсеру) – это образования, возникшие эволюционным путем, их развитие связано с осуществлением определенных функций в обществе.
Социальный институт – это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых строится на основе определенных норм и правил и направлена на выполнение конкретных общественных функций.
Функция института – экономия на необходимом для координации людей знании.
1) Хабитулизация (опривычивание действия)
2) Взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода (институционально)
3) Легитимация института (в языке)
4) Типизация институтом индивидуальных деятелей и индивидуальных действий (создание ролей)
— принцип общности и абстракции
2) Дисфункциональная сложность:
— плотность (институты регулируют слишком много, в предписывающей манере);
— техничность (правила не могут быть поняты простыми гражданами, они требуют экспертов для интерпретации и применения);
— дифференциация (частичное дублирование различных правовых органов);
— неопределенность (присутствие слишком большого числа условных правил, ни 1 вопрос не определяет правовой исход).
1) Явные и латентные
— закрепление и воспроизводство соц. отношений;
— обеспечение устойчивости общественной жизни;
— стабилизация деятельности людей путем большей предсказуемости за счет использования образцов соц. ролей
2) Регулятивная – регулирование действий в рамках определенных отношений;
3) Интегративная – интеграция стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечение внутренней сплоченности общества;
— консолидации (совмещение усилий)
— мобилизации (когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей)
— конформности (подчинение личных целей индивидов целям других/группы)
4) Транслирующая – передача опыта через социализацию и обучение
5) Коммуникативная – распространение информации
1) Координация – способность акторов адекватно прогнозировать вероятностное поведение друг друга;
2) Дистрибуция – способность акторов четко и определенно прогнозировать свои будущие выигрыши в аспекте долевого участия (т.е. определять свою долю в потенциальном выигрыше);
3) Мотивация – способность акторов просчитать выигрыши/проигрыши, которые дает та или иная стратегия.
Институция – это совокупность действующих (формальных и неформ.) норм, предписаний и требований, связанных с определенной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Соц. институция (по Остром) – совокупность действующих правил, устанавливающих:
· Кто имеет право принимать решения в данных областях;
· Какие действия разрешены/ограничены;
· Какие общие правила будут использоваться;
· Каким процедурам необходимо следовать;
· Какая информация должна предоставляться;
· Какой выигрыш получат индивиды от своих действий.
Институционализация
Институционализация– процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений (творческий процесс создания общества). На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Иными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей.
Институционализация как процесс образования социального института включает несколько последовательных этапов:
1) возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;
4) возникновение процедур, связанных с этими нормами и правилами;
5) формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы соответствующих статусов и ролей; организационное оформление возникшей институциональной структуры.
Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.
Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:
1) появление новых социальных институтов;
2) изменение и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
Первый путь, как правило, достигается радикальными переменами в жизни страны, когда, например, она становится независимой, создает свою систему у
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.