Что такое социальная рефлексия
Социальная рефлексия
Рефлексия в социальной психологии – это процесс познания действующим субъектом (личностью или общностями) внутренних психических актов и состояний, через то, как их воспринимают и оценивают другие люди. Это не просто самопознание, а попытка выяснить, как окружающие знают и понимают особенности его личности.
В процессе общения человек представляет себя на месте собеседника, оценивая себя со стороны и, исходя из этого, корректирует свое поведение. Такой механизм самопознания и самооценки посредством общения позволяет не только понять собеседника, но и предположить, насколько он понимает вас, что является своеобразным процессом зеркального отражения друг друга.
Изучение социальной рефлексии
Исследование социально-психологической рефлексии началось еще в конце 19 века. В западной социальной психологии оно связано с изучением экспериментальных диад – пар субъектов, взаимодействующих в искусственных, лабораторных ситуациях.
Дж. Холмс описал механизм социальной рефлексии на примере общения двух условных личностей: Джона и Генри. В этой ситуации, по мнению Дж. Холмса, участвует как минимум 6 человек: Джон, какой он есть на самом деле, Джон, каким он представляется самому себе и Джон, каким его видит Генри. Эти же позиции представлены со стороны Генри. В дальнейшем Т. Ньюком и Ч. Кули добавили еще 2 персоны: Джон, каким он видит его собственный образ в сознании Генри и также для Генри. В таких примерах социальной рефлексии она представляет собой процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами личностей друг друга.
Российские исследователи, такие как Г.М. Андреева и другие, считают, что более глубокое понимание социальной рефлексии может быть получено, если объектом исследования будет не диада, а более сложные организованные социальные группы, объединенные определенной совместной деятельностью в реальных условиях.
Значение социально-психологической рефлексии
По мнению Деминой, рефлексия в социальной психологии – это свойство психики направлять сознание человека на внутренний мир, осознавая и отражая собственные состояния, переживания, отношения, управляя личностными ценностями. При необходимости, рефлексия дает возможность найти новые основания для их перестройки и изменения.
Но кроме самопонимания и самопознания рефлексия включает процессы понимания и оценки других людей. С ее помощью осуществляется соотнесение своего сознания, ценностей и мнения, с этими же категориями других индивидов, групп, общества и, наконец, общечеловеческими. В быту социальная рефлексия позволяет человеку пережить какое-то событие или явление, пропустить его через свой «внутренний мир».
Многие психологи давали разные трактовки этого явления. Так, Р. Декарт считал, что рефлексия дает возможность индивиду переключится с внешнего, телесного, сосредоточившись на содержании своих мыслей. Дж. Локк разделял ощущения и рефлексию, понимая под этим явлением особый источник знаний – внутренний опыт, противопоставляя его опыту внешнему, полученному на основании органов чувств.
Но все определения сводятся к тому, что социально-психологическая рефлексия – это способность личности взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и, при необходимости, измениться.
Виды рефлексии
Традиционно в психологии выделяют следующие виды рефлексии:
Работа рефлексивного механизма
По мнению российского исследователя Тюкова, последовательность работы механизма социальной рефлексии включает 6 этапов:
При неудовлетворительном результате происходит повторный запуск процесса социальной рефлексии.
Рефлексивный механизм при самопознании заключается в идентификации личности с другим человеком и самим собой. В ходе нее субъект выделяет личностные черты, особенности поведения, отношений и общения другого человека, анализирует их, определяя причины наличия того или иного качества или совершения того или иного поступка, и оценивая их. Затем он переносит эти характеристики на себя и сравнивает. В результате человек более глубоко понимает как личностные особенности других, так и свойства собственной личности.
Процесс социальной рефлексии представляет собой сложную работу, требующую времени, усилий и некоторых способностей. В то же время, именно она позволяет преодолеть недостатки и придать процессу самопознания целенаправленность и осознанность.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Рефлексия — что это в психологии, определение
Благодаря рефлексии, индивид осознает себя в качестве разумной, особой личности, которая может осмыслить свое существование. По этому качеству его можно выделить из животных. Первоначальный такой термин появился в философии.
Такая способность дается человеку с рождения, но ее нужно формировать
Смысл термина
В философии под рефлексией понимают размышления на тему существования человеческой культуры и смысла бытия. Сократ полагал, что с помощью такого инструмента каждый может заниматься самопознанием. Кассирер считал, что это помогает вычленять важные моменты жизни.
Рефлексия – это в психологии способность человека обращать внимание вглубь себя, подвергать свои поступки самоанализу и оценке. Именно эта способность является основой самоанализа.
С помощью такого инструмента можно не допускать ошибок, найти ответы на вопросы философского и бытового толка. Если у человека низкий уровень рефлексии, то он будет обречен жить в веренице ошибок.
Современный подход
Рефлексия в психологии рассматривается с разных точек зрения. Начинает выделяться отдельная отрасль в науке, которая будет посвящена изучению рефлексии как явления человеческой психики. В бытовом смысле понятие начало восприниматься искаженно. Под ним часто понимают бездействие или лень.
Важно! Рефлексия стала синонимом бессмысленного депрессивного самокопания, но это искаженное понимание термина.
Адекватная самокритика нужна для лучшего понимания своих особенностей. Осознание своих ошибок позволяет личности духовно развиваться.
Происхождение
Первые определения рефлексии были получены в античности. Пифагор считал, что эта способность позволяет возвыситься над материальным миром. Термин дополняли Аристотель, Платон и другие.
Изначально философы прочно связывали рефлексию с возможностью размышлять
С увеличением влияния религии появилось теологическое понимание рефлексии. В этом случае самопознание неотрывно связывалось со служением богу.
Постепенно прошло разделение науки и религии. В психологическом плане рефлексия стала признаком разума. С ее помощью человек осознавал себя как личность. Первым это понял Декарт, его мысль развивали остальные ученые.
Понятие «рефлексивная личность» было введено только в начале XX века. Тогда же оно получило разделение на три вида:
Тема продолжает изучаться, появляются новые точки зрения на этот термин.
Роль
Способность к рефлексии – это важное качество личности. С ее помощью каждый оценивает свои поступки, учится определять ошибки и намечает стратегию избавления от них.
Важно! Такое качество формируется больше к подростковому возрасту.
С помощью такой способности можно освобождать сознание, определять жизненную позицию, выявлять неправильные решения. Рефлексировать – это в психологии важное качество, которое определяет человека разумного. Только через постоянный анализ своих действий можно добиться развития. Через такую способность происходит тренировка самоконтроля и других личностных качеств.
Психологи на своих сеансах часто учат людей обращать внимание на самого себя, изучать свои качества и особенности. Знание механизмов рефлексии позволяет улучшать качество жизни.
Виды
Психологи на данный момент выделяют семь видов рефлексии:
Каждый вид имеет свои особенности. Социальная рефлексия – это основа правильного контакта людей. С ее помощью каждый может оценивать, насколько корректно он ведет себя, и может ли другой с ним общаться. Рефлексия в общении нужна для того, чтобы человек мог оценить, насколько комфортно с ним вести диалог.
Польза
Именно за счет постоянного самоанализа человек развивается. Без этого он будет постоянно находиться на одном месте, совершать одни и те же ошибки. Поэтому рефлексивность – это в психологии ключевое умение разумной личности.
Данную способность нужно еще правильно применять, этому можно научиться
Некоторые профессии неотрывно связаны с понятием рефлексии. Например, педагог должен анализировать свои действия после каждого урока. Он делает краткие выводы и выделяет ошибки.
Способы обучения
Для развития способности потребуются каждодневные тренировки. Любое решение нужно подвергать анализу и выделять его сильные, слабые стороны. Необходимо размышлять над тем, можно ли было поступить иначе и что для этого потребовалось бы сделать.
Важно! Нельзя предаваться излишнему самокопанию и самоуничижению.
Что такое рефлексия, определения в психологии и философии могут подсказать. Для ее применения достаточно обычного рабочего дня. Нужно проанализировать события, выделить ошибки и способы их исправления.
Примеры из жизни
Для того чтобы понимать, как рефлексировать, что это значит в психологии, нужно изучать опыт других людей. Например, если мать наблюдает за своим малышом и подмечает в нем такие же черты характера, это тоже самоанализ.
При чтении книги человек сопереживает главному герою и понимает, что поступил бы в такой ситуации аналогично, это тоже оценивание своих действий.
Лучшему пониманию рефлексии помогают примеры из жизни. В негативные ситуации индивид может раздражаться, но потом он берет эмоции под контроль и ищет их истоки, это тоже проявление самоанализа.
Педагог проводит рефлексию каждый урок. Для этого ему нужно оценить все этапы, методы ведения и возникшие сложности. Каждую ошибку или препятствие нужно проанализировать, чтобы ее исправить. Такой процесс позволяет достичь совершенствования педагогического мастерства.
Отсутствие рефлексии
Не всегда человек задумывается над тем, что такое социальная рефлексия или коммуникативная. Кто-то не придает значение тому, что нужно анализировать свои действия. Все это приводит к тому, что индивид застревает в привычной схеме поведения.
У него будут плохие отношения с людьми, с собой, это приведет к психическим болезням. Можно учиться как самостоятельно, так и под руководством грамотного специалиста.
Не всегда поздние размышления приносят пользу, но без них не получится полноценно духовно растиhttps://www.youtube.com/watch?v=kyLaK2FkeNM
Рефлексия полезна даже для событий, которые уже давно прошли. Это способность нужна любому разумному человеку, который стремится к развитию и улучшению своей жизни. Без нее индивид обречен жить в одних и тех же ошибках.
Видео
Рефлексия в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки. К сожалению, рефлексия часто оказывает слишком сильное воздействие на наше настроение. Нам свойственно обдумывать неактуальные события, затрачивая на это массу времени и эмоциональной энергии. В этой статье мы поговорим о том, что такое рефлексия, как она проявляется, и как научиться использовать рефлексию с пользой. Итак,
Что такое рефлексия?
В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.
Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний, но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.
Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.
Как проявляется рефлексия?
Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.
Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:
Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.
Для чего нужна рефлексия?
Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.
Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.
В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.
Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.
Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.
Формы и виды рефлексии
Как мы уже выяснили, рефлексия – это комплексный процесс, способный привести как к развитию, так и к разрушению личности. Чтобы лучше понять, почему так происходит, рассмотрим основные формы рефлексии, которые выделяет психология. Есть несколько подходов к классификации.
По виду влияния на личность выделяют два вида рефлексии:
По времени осмысливаемых событий выделяют 3 вида рефлексии:
В зависимости от объекта, подвергающегося осмыслению, выделяют 4 вида рефлексии:
Хорошо понимая, что такое рефлексия и как она работает, можно научиться управлять различными её формами. Правильное совмещение и комбинирование этих форм позволяет добиться наилучших результатов в самопознании. Важно учитывать, что для разных ситуаций нужно использовать разные комбинации.
Как использовать рефлексию с пользой?
Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:
1. Осознавайте актуальные чувства. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.
2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.
3. Научитесь намеренно прекращать самокопание. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.
4. Не стремитесь контролировать всё. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.
5. По вечерам обдумывайте прожитый день. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.
6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.
Заключение
Рефлексия – это способность, присутствующая у человека, но отсутствующая у животных. Это важнейший механизм самосовершенствования, позволяющий нам оценивать собственное поведение со стороны. Но не все формы рефлексии идут на пользу. Если человек реагирует на определенные события слишком болезненно, рефлексия превращается в самокопание – деструктивный процесс, выжигающий эмоциональную энергию и наносящий серьезный вред психическому здоровью. К счастью, можно научиться рефлексировать правильно. А помогут в этом несложные упражнения, рассмотренные нами сегодня.
Социальная рефлексия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «социальная рефлексия»
Социальная рефлексия является одним из аспектов, изучаемых в современной социологической науке. Ученые представляют ее в качестве внутреннего представительства другого во внутреннем мире и мировоззренческих установках человека, который способен воспринимать окружающую действительность и адаптироваться под требования современности и, соответственно, требования других людей
Люди очень восприимчивы к тому, как на них реагируют окружающие, поэтому они хотят, чтобы их видели с хороших сторон, чтобы о них формировалось положительное мнение.
Также крайне важно подчеркнуть, что чем шире круг общения индивида, чем больше он имеет представлений о том, как его воспринимают окружающие, тем больше он узнает о самом себе, о том, каким он может быть, как иными воспринимается и видится его внешний облик, поведение.
Включение партнера во внутренний мир другого человека – это один из наиболее эффективных источников собственного самопознания, поскольку, только взглянув на себя глазами другого человека, индивид может увидеть все свои достоинства и недостатки, мотивировать к изменениям или внутренним стремлениям, что очень важно для развития человеческой личности.
Социальная рефлексия рассматривается с точки зрения нескольких пространств, которые позволяют индивиду увидеть то, что ему уже известно и то, что он еще может познать о самом себе:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, общаясь с другими людьми, обмениваясь с ними опытом, знаниями, человек открывается для самого себя с новых сторон, что крайне важно для развития личности, приобретения новых качеств, которые будут полезны и крайне необходимы в различных жизненных ситуациях.
Такая многосторонность позволяет адаптироваться к различным социальным и культурным ситуациям, постоянно меняющимся условиям. Адаптируемость – важнейшее качество современной личности, и она может быть достигнута в том числе через сознательную рефлексию, ее социальные элементы и аспектную составляющую.
Механизмы социальной рефлексии и ее виды
Социальная рефлексия – это особое явление, которое реализуется через некоторые механизмы и формы жизнедеятельности. Во-первых, к механизмам можно отнести аттракцию. Она подразумевает понимание партнера по общению, основываясь на глубоких, личных чувствах к нему. Причем, исследователи подчеркивают, что неважно, какие это чувства – положительные или отрицательные, так как понять внутренний мир и мотивы поведения друга или врага гораздо проще, чем понять мотивы поведения совершенно незнакомого человека, который не вызывает эмоций.
Второй механизм социальной рефлексии – это каузальная атрибуция. Она подразумевает, что в процессе совместной деятельности люди могут гораздо лучше понять друг друга, механизмы и причины деятельности друг друга, а также актуализировать свои интересы и потребности. Без такого понимания, без принятия друг друга реализация успешной и, что самое главное, эффективной деятельности друг друга практически невозможна.
Безусловно, социальная рефлексия – это скорее объект психологических исследований и разработок. Но нельзя отрицать ее роль в становлении личности индивида, что оказывает значительное влияние на его жизнедеятельность, мотивации, поведение. Все это сказывается на то, каково его мнение об окружающей действительности, каким образом он может выстраивать свои жизненные стратегии, что нового может предложить для развития окружающей действительности, если будет основываться на своих интересах и возможностях. В этом всем значимую роль играет самосознание, которое происходит благодаря тому, что индивид здраво, адекватно оценивает свои возможности, может предлагать идеи для развития, может корректировать свое поведение в соответствии с требованиями окружающих его людей.
Социальная рефлексия может быть нескольких видов:
Коммуникативная социальная рефлексия является одним из механизмов познания другой личности, при котором именно специфика и особенности его поведения, а также само поведение – это и есть объект социальной рефлексии. Что касается личностной социальной рефлексии, то здесь объектом познания становится сам индивид, а уже затем его особенности личности, отношение к окружающим и мотивации, подталкивающие его к тому, чтобы реализовывать себя в различных областях человеческой жизни. Интеллектуальная социальная рефлексия – это вид рефлексии, который проявляется, когда индивид встает перед необходимостью разрешать некоторые особо актуальные проблемы и задачи, а также интеллектуальная рефлексия – это умение анализировать любые способы на предмет того, являются ли они актуальными и подходящими в решении тех или иных задач.
Таким образом, рефлексия играет значимую роль и в жизни человека, и в воспитании его личности. Формирование некоторых качеств происходит не только благодаря тому, что человек хочет воспринимать, и через какие механизмы он получает опыт и знания: личность также формируется в результате тех мнений, которые имеют окружающие о нем, и в том, что человек может посмотреть на себя глазами окружающих его людей.