Что такое социальная успешность

Как достичь социального успеха: советы психологов

Что такое социальная успешность. Смотреть фото Что такое социальная успешность. Смотреть картинку Что такое социальная успешность. Картинка про Что такое социальная успешность. Фото Что такое социальная успешность

Социальный успех — признаваемый в данном социуме уровень достижений. Некий определённый уровень материального достатка, социального статуса и влияния.

Данный уровень значим только для конкретного общества в данный культурно-исторический период, что делает общественный успех довольно условным критерием жизненного успеха. Успешность на то и социальная, что вне социума не имеет значения. Или не имеет значения в другом социальном слое или в другой стране.

Социальный успех — что это?

Что такое социальный успех личности? Согласно словарю это: удача к каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели; признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, чьих-либо достижений; внимание общества.

Современное общество очень поощряет своих членов к:

следованию определённым стандартам и критериям успешности;

демонстрации символов и атрибутов социального превосходства.

Но часто происходит перекос в сторону материального и финансового измерения и забывается, что не существует одной установленной модели общественного успеха. Это многоплановое и многомерное понятие, включающее объективную и субъективную стороны и множество вариантов его достижения.

Составляющие социального успеха

В разное время и в различных обществах существуют чёткие шаблоны того, чего нужно добиться, чтобы считать себя успешной личностью. В данный момент в Европейском обществе, к которому принадлежит и Россия, можно выделить следующие составляющие:

незаменимый специалист, легко способный найти работу или руководитель собственного бизнеса;

собственное комфортное жильё (хороший район, новый дом, достаточное количество комнат для всех членов семьи);

устойчивый высокий доход (выше среднего по региону);

общественное признание (дело, которым он занят признано в социуме);

человек самореализован (занимается тем, что нравится ему);

имеет успех у противоположного пола — умеет нравиться и легко общается, умеет строить прочные отношения;

уверен в себе и будущем;

хорошее здоровье, физически привлекателен.

Социальная успешность и социальная реализованность

Социальную успешность не стоит путать с социальной реализованностью. Хотя это пересекающиеся понятия.

— Успешность — статус человека и его образ жизни признан обществом и одобряем им.

— Реализованность — человек занят тем, что ему нравится, может максимально использовать свои таланты и навыки.

Как пример: в период распада Советского союза, многие научные работники не могли реализовывать свои таланты из-за неимоверно низких зарплат, но некоторые из них стали социально успешными, уйдя в бизнес и сумев заработать большие деньги.

В одном из последних исследований было выявлено отношение менеджеров среднего звена к понятиям «успех», «успешность»

Так, то, что успех следует оценивать по количеству материальных благ, соглашаются 45% менеджеров, а 87,1% вообще не считают богатство критерием успеха.

Критерий успеха — степень достигнутой внутренней гармонии, так считают 84.5 % опрошенных.

Уровень социальной успешности

Как в школе или институте есть отличники и троечники, так и во взрослой жизни есть социально успешные и неуспешные люди. У социального успеха есть четыре фактора, по каждому из которых можно поставить себе бал от единицы до пятёрки и проверить на каком уровне социальной лестницы вы в данный момент находитесь:

Для того чтобы считать себя социально состоявшимся должен быть постоянный приток и увеличение денежного потока. Также должны быть наработаны навыки зарабатывания денег. Всё можно потерять, но успешный человек обладает возможностью самостоятельно восстановить желаемый финансовый уровень.

Положение человека в обществе. Не всегда способ заработка даёт желаемый статус. Торговец наркотиками может быть очень богат, но уважения в обществе он получить не может, или только скрывая истинный источник дохода.

Если вся жизненная энергия уходит на зарабатывание денег, о личном успехе сложно говорить. Трудоголик не равно успешный человек, эмоциональное выгорание также не способствует ощущению полноты жизни.

У успешного человека должно быть достаточно времени на жизнь: на путешествия, хобби, детей, семью, на себя самого.

Семь привычек социально успешных людей

Что такое социальная успешность. Смотреть фото Что такое социальная успешность. Смотреть картинку Что такое социальная успешность. Картинка про Что такое социальная успешность. Фото Что такое социальная успешность

Множество книг, тренингов, статей и фильмов о том, как добиться социального успеха, но ни в одном нет ответа на этот главный вопрос: Как? Потому что чёткого ответа нет, и волшебной кнопки также нет. Социальный успех личности понятие многоплановое и каждый идёт своим путём. Но, можно выделить основные привычки и признаки успешных людей, и советы, которые они дают. Их много, приведём семь:

Любите своё дело, не стремитесь только к финансовому успеху

«Единственный путь к подлинному удовлетворению лежит через работу, которую вы считаете выдающейся. А единственный путь к тому, чтобы работа стала выдающейся, лежит через вашу любовь к своему делу».

Стив Джобс, основатель компании Apple.

Все успешные люди трудолюбивы, без постоянного упорного труда не получится ничего. И такой ударный труд на протяжении длительного времени возможен, только при соблюдении п.1 — любви к своему делу.

«Большинство людей упускают появившуюся возможность. Потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу.»

Большинство людей распыляются и хватаются за всё подряд. Естественно, получается у них мало из задуманного. Успешные люди концентрируются на чём-то одном. Есть волшебное число — 10 000 часов. Это время, которое требуется для достижения мастерства практически в любом виде деятельности.

Да, не каждый, кто потратит 10 000 часов на какое-либо дело, станет лучшим в нём, но пока ещё никому удалось, достичь высочайшего уровня мастерства за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию.

Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет.

Главный ваш соперник — вы сами. Научитесь бороться с собой и победите всех.

— ставьте себе серьёзные цели, и постоянно усложняйте их по мере прогресса.

— устанавливайте жёсткие сроки и соблюдайте их.

— не бойтесь конкурентов — любите их, следите за ними, только они позволят вам многократно вырасти.

Ищите идеи повсюду

Одна голова хорошо, а две лучше. Эта поговорка как ничто другое подходит успешным людям. Ни один из них не высокомерен и не считает, что знает всё лучше других. Весь мир — ваш учитель.

Ищите идеи повсюду, разговаривайте с другими людьми, никто не знает, кто из них вдруг выдаст жемчужину мысли или даст хорошие советы. Запоминайте всё, что вам понравилось, перерабатывайте и внедряйте.

Хотите социального успеха — будьте полезны социуму

Люди готовы платить любые деньги, тому, кто делает их жизнь лучше и решает их проблемы. Вы должны предложить обществу что-то, за что не жалко платить. Если вы хотите быть успешным нужно с вниманием и уважением относиться к нуждам и желаниям других людей и предлагать им лучшее решение. Держите фокус на людях и всё получится.

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь.

Ошибок не существует

Все успешные люди совершали ошибки. Без них никак. Но кто-то долго переживает, и провал заставляет их остановиться, а кто-то, не обращая внимания, идёт к своей цели, воспринимая ошибку как опыт и ступеньку к успеху.

Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.

Как успех ослепляет и что с этим делать

Не так много людей достигают социального успеха, но ещё меньше могут его удержать. Медные трубы выявляют в людях худшие их качества, а успех ослепляет. Нужно признать и понять, что социальный статус не цель, после которой можно остановиться и почивать на лаврах. Это одна из вех на вашем жизненном пути, и чаще всего, после её достижения работать нужно будет больше и усерднее.

Вот проблемы, составляющие тёмную сторону удачи:

Успех отвлекает от проблем и того, что что-то идёт не так.

Успех может сделать человека самоуверенными и заносчивым, даёт ложную иллюзию исключительности.

Успех даёт ложную уверенность в том, что все проблемы решены, а оставшиеся не имеют большого значения.

Успех не даёт времени на решение накопившихся проблем, так как все силы брошены на то, что хорошо получается.

Успех имеет побочные эффекты в общении с другими людьми, семьёй, близкими. То самая психология: «из грязи в князи». Часто человек ведёт себя корректно, только будучи на нижней социальной ступеньке, немного поднявшись по этой лестнице, он становится заносчивым и грубым, считая, что теперь-то может себе позволить общаться с окружающими с высоты своего положения.

Чтобы избежать побочных эффектов успеха, нужно помнить о нескольких факторах:

1. Быть скромным, независимо от того, чего вы добились.

2. Всегда искать проблемы, которые можно и нужно исправить.

3. Самосовершенствоваться — человек система живая, остановиться в развитии он не может.

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Помощь психолога в формировании успешного образа мышления

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что склонность успех определяется не высоким интеллектом, а отношением к проблеме.

Дуэк выделяет два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Психология фиксированного мышления,

Такие люди уверены, что они такие, какие есть, и изменить это невозможно. И когда они сталкиваются с проблемой, это создаёт сложности, ведь они думают, что изменить что-то не в силах, они чувствуют безнадёжность и грандиозность задачи, перед ними стоящей.

Психология мышления роста

Эти люди уверены, что им под силу справиться практически с любым заданием, если приложить усилия, терпение и запастись временем. Для них проблема — это вызов и задача, а не повод опустить руки. Эти люди оптимистичны и обладают позитивным мышлением.

Однажды профессор из университета Кентукки Сьюзан Сегерстром оценила уровень оптимизма своих студентов по 5-балльной шкале.

Через 10 лет она поинтересовалась уровнем дохода выпускников. Выяснилось, что каждый балл превратился в 35 000 долларов разницы в их годовом заработке.

Как вы можете видеть, нет никакой предопределённости, и если сейчас вы скорее человек с фиксированным мышлением, то вы можете его поменять на позитивное мышление роста. Для этого нужно выполнять ряд упражнений, которые советуют психологи, регулярно и настойчиво и через два-три месяца вы увидите, что проблемы больше не вводят вас в ступор, а оптимизм стал вашим верным спутником.

Переформулируйте все негативные мысли в позитивные, даже если это будет звучать немного абсурдно — используйте интеллект. Важно учиться искать хорошее в плохом.

Записывайте случившиеся за день позитивные события

Заведите специальный дневник и каждый день записывайте всё, что было хорошего, а если ничего не можете вспомнить, то запишите мечту или приятное воспоминание. Важно наполнить день позитивом, заострить на нём своё внимание.

Всё взаимосвязанно и мысли, и тело. И одно воздействует на другое. Если вы будете 10 минут сознательно заставлять себя улыбаться, ваше тело начнёт вырабатывать эндорфин и вам станет лучше на самом деле.

В этом поможет практика медитации, это обучит ваш мозг концентрироваться только на том, на чём вы хотите, не проваливаясь в негативные воспоминания. Не нужно прокручивать в голове ошибки, провалы и неудачи. Оставляйте прошлое в прошлом.

Не запрещайте себе испытывать негатив

Подавлять негативные эмоции и загонять их вглубь не стоит. Если случилось что-то действительно плохое, позвольте себе переживать, злиться, раздражаться. Отведите на это некоторое время и затем отпустите это.

Слушайте оптимистичную музыку

Включайте с утра вместо новостей позитивную музыку, танцуйте и подпевайте, пока чистите зубы. Музыка стимулирует наш мозг и активизирует его.

Делайте что-то для других людей

Мы социальные существа и нам крайне важно быть в связи с другими. Быть нужным и полезным — лучший путь почувствовать свою значимость, вырастить самооценку и самоуважение.

Аффирмации — это короткие позитивные утверждения, наполняющие вас силой, уверенностью и меняющие ваше мышление. При составлении аффирмаций важно придерживаться некоторых правил:

— Не используйте отрицание. Нельзя: «Я не болею»; можно «Я здоров/а»;

— Используйте настоящее время. Нельзя: «Я справлюсь с задачей»; можно: «Я эффективно справляюсь с задачами»;

— Утверждения должны быть направлены на самого себя. Нельзя — «Мой муж любит меня»; можно: «Я счастлива в любви»;

Устраивайте себе каждый день мини-отпуск

Найдите то, что доставляет вам радость: прогулка, встреча с другом, чтение. Всего 10-30 минут в день, когда вы не думаете о делах и заботах, а только отдыхаете и наслаждаетесь жизнью.

Не принимайте всё как есть, анализируйте и хорошее, и плохое.

Если случилась неприятность, постарайтесь детально ответить себе на следующие вопросы:

1. Почему так произошло?

2. Какие посторонние факторы или собственные действия к этому привели?

3. Что можно сделать для разрешения проблемы вообще?

4. Какие шаги следует предпринять в ближайшем будущем?

Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса:

2. А почему бы и нет?

3. Почему бы и не я?

4. Почему бы и не прямо сейчас?

Заключение

Все мы разные и путь к успеху у каждого свой, если мы за кем-то не успеваем — это не повод для волнения, у каждого свой ритм. Прислушивайтесь к себе и не торопите. Отдыхайте, двигайтесь в своём темпе, верьте в себя, свои способности и интеллект. Любите своё дело, и успех не заставит себя долго ждать.

Неважно с какой скоростью ты движешься к своей цели, главное — не останавливаться.

Книги, которые помогут вам добиться социального успеха.

Эва Сандоваль «Твой внутренний ниндзя. Искусство жизни без борьбы»;

Брайан Трейси «Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности»;

Мартин Селигман «Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия».

Источник

Социальная успешность

Естественно, это всегда конкретно-исторически, конкретно-культурно и конкретно-экономически. Успешность на то и социальная, что вне социума «не считается». Или «не считается» в другом соц.слое или в другой стране.

Социальная успешность и социальная реализованность

Социальную успешность (деньги, должность, машина) следует отделять от социальной реализованности («я делаю что мне нравиться» или «я работаю там, где максимально использую свои возможности, навыки»).

Уровень социальной успешности

В нашем обществе есть четкие шаблоны того, чего ты должен добиться: если ты настоящий мужчина, то будь добр к 40 годам предъяви достойную карьеру, достойный автомобиль, хороший багаж сексуального опыта и наличие доброй семьи. Если ты настоящая женщина, у тебя любящий муж, который принадлежит тебе “без остатка”, много маленьких и взрослых достойных детишек, а в последнее время еще и успешная карьера.

При этом, как и успеваемость в школе, социальная успешность может быть разного уровня. Здесь есть свои троечники, хорошисты, отличники и медалисты. По каким критеряем изменяют социальную успешность?

Критерии социальной успешности

Социальную успешность сегодня обычно оценивают следующими критериями:

Другое видение

Гей не может быть успешным (имхо). Шутка. «Семейность» понимаю так — человек иметет тыл, свой дом, получает тепло и любовь от жены/мужа, выказывает заботу о детях. То есть — здоров 🙂 И имеет не хилый стимул для развития бизнеса — содержание семьи, а не только личные тщеславные цели.

Хамят «прислуге» только плебеи. Те, кто «от сохи». Ничего плохого нет в том, что человек пришел «в князи — из грязи», плохо то, что об этом до сих пор помнит, не принимает это и стесняется своего происхождения. Выражается это в ненависти и пренебрежении к себе подобным. Для лично — поведение собеседника в общении с «обслуживаюшим персоналом» — как лакмусовая бумажка. Даже, если официант не прав, всегда можно объясниться тихим голосом и конструктивно, без унижения: «я те деньги плачу, ты мне обязан!»

Социальный успех личности – это адаптация, приводящая к обретению влияния данной личности на общество и эффективному отношению доходов к затраченному на их получение труду. Он достигается обретением личностью внутренней свободы и ее самореализацией при расширении сферы взаимодействия. Пределом социального успеха является абсолютная власть личности над обществом.

Источник

Социальная успешность личности в современном обществе

Проблема социальной успешности — дефицитарная область отечественной психолого-педагогической науки. И каждое научное исследование по этой проблеме приближает нас к ответу на вопрос: что такое социальная успешность, каковы ее критерии и пути развития?

Успешность человека в обществе тесно связана с его социальной природой, с проявлением его сущностного начала. Нормальное психическое развитие личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон жизненного процесса, в которых проявляется взаимодействие личности с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, то есть желание слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время необходимость выделиться, быть замеченным в своих действиях, быть признанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры социальной успешности личности.

Осмысление данной проблемы становится все более актуальным в современном мире рыночных отношений, где обязательными являются такие характеристики личности, как честолюбие, предприимчивость, прилежание, упорство в достижении цели, практицизм, расчетливость, и которые почти не оставляют шансов тем, кто такими качествами не обладает.

Исследования проблемы успешности чаще встречаются в социологических работах и в литературе, имеющей отношение к управленческой деятельности, психологии бизнеса и деловой культуры, формируя тем самым представление об успехе как сугубо экономическом понятии.

Сущностная природа успеха до сих пор не изучена, и, несмотря на «глобализацию» этого понятия, оно пересекается с целым рядом философских и психологических категорий, что делает дальнейшие исследования чрезвычайно востребованными.

Актуальность философского анализа проблемы успешности просматривается в трех основных направлениях. Во-первых, реконструкция исторически меняющегося содержания понятий «успех», «успешное действие», «успешная деятельность» имеет прямое отношение к формированию представлений о коллективном субъекте получения знания. Во-вторых, очевидна социокультурная значимость исследования понятия «успех», предполагающая взаимодействие социального и гносеологического анализа. Вопрос здесь состоит в том, какую теоретическую модель успеха избрать в качестве приоритетной, каков характер межсубъектной сферы коммуникации, легитимизирующей тот или иной образ успеха. В-третьих, понятие «успех», как правило, ассоциируется с его обыденными смыслами, в то время как философское обоснование этого феномена имеет прямое отношение к проблеме самоидентификации личности и ее самооценке.

Один из признаков жизненной философии современных людей и на Западе, и в России — это их стремление к успеху. Успех чаще всего понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный, связанный со славой и получением земных удовольствий. Нынешняя эпоха характеризуется массовым устремлением людей к материальным ценностям и разнообразным видам комфорта. Отсюда проистекает культ внешнего успеха, стремление к обладанию большим количеством денег, достижению высоких постов, непрерывному получению удовольствий, наслаждений, реализующий господство принципа количества над принципом качества. Именно количество признается мерилом успеха и социальной успешности личности. Однако количество материальных благ на земле ограничено, поэтому возникает конкуренция, битвы и сражения, принимающие грубые, а порой и изощренные формы.

Несмотря на свое желание, огромное количество людей успеха не добиваются. А многие из тех, кто приходит к внешним достижениям, не испытывают при этом и малой доли ожидаемого удовлетворения или даже испытывают чувство разочарования. Объяснение этого феномена заключается в том, что люди эмпирически стремятся к успеху, зачастую не понимая, что такое успех, какова его природа и механизмы достижения. Между тем очевидно: чтобы достичь его, надо отчетливо понимать цель собственной деятельности.

Понять природу успеха и успешности — значит, в первую очередь, найти его основания, лежащие как в философии деятельности, так и вне ее: в сфере психологических, социально-психологических (коммуникативных) и обыденных смыслов. На наш взгляд, категория успеха с известными оговорками может быть отнесена к разряду общенаучных, поскольку ее понятийносмысловой каркас формируется в нескольких научных областях. Конкретное проявление этих аспектов можно обнаружить в категориях активности, личности, деятельности, коммуникации, самооценки.

Успех — это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека. Человеческая активность, рассматриваемая в философии как особое личностное свойство, связанное с жизненным путем, самоорганизацией и самоосуществлением. Проблема активности субъекта в познании и деятельности давно была в центре внимания многих философов.

Теснейшим образом переплетается с успехом категория личности. В отечественной психолого-педагогической науке тема личности разрабатывалась в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева. Именно личность не только действует и достигает поставленной цели, но и оценивает собственную деятельность либо как успешную, либо как неуспешную. Поэтому возможна и необходима разработка личностной типологии индивидов с точки зрения их отношения к целеполаганию и успеху. Важной представляется задача выявить структуру успешной личности.

Понятие «успех» можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата, достижения, значимости для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать собственный потенциал.

Успех личности в контексте жизнедеятельности может выступать формой самореализации и приводить к субъективной удовлетворенности процессом жизни. В том случае, если личность ощущает себя успешной, повышается осознание своей способности и компетентности в управлении собственной жизнедеятельностью, разрешении жизненных трудностей, реализации поставленных целей. Иными словами, успешная личность осознает свою самоэффективность.

Понятия «ответственность», «успех» и «самоэффективность» являются взаимозависимыми детерминантами. По мнению канадского психолога А. Бандуры, которое мы полностью разделяем, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие сомнения в своих возможностях [1]. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к получению желаемого результата.

В психологии проблема успеха и успешности личности в большей степени разрабатывалась зарубежными исследователями, которые в основном связывали ее с мотивацией достижения, с уровнем притязаний и самоэффективностью, с личностными детерминантами (самооценкой, локусом контроля).

Если рассматривать понятие «успешность личности», то, к сожалению, в доступной литературе сложно найти его определения. Как зарубежные, так и отечественные исследователи, говоря об успешности, используют понятие «успех». Есть ссылки на переживание успешности (А. Бандура, К.В. Солоед, Л.И. Дементий). В этом случае под успешностью подразумевается состояние, которое появляется в результате или в предвкушении достижения успеха. А.М. Федосеева, Л.А. Мальц к этому определению добавляют «владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей». Именно владение способами деятельности, позволяет человеку перейти от единичного успеха к постоянному, обеспечивая ему успешность в том или ином деле [9].

Характер деятельности, и соответственно, целей может быть разным, а виды успешности — различными. В зависимости от той области, в которой человек задается самосовершенствованием и развитием, выделяют личностную, социальную, профессиональную, которые в совокупности образуют жизненную успешность.

Для человека важна не только внешняя оценка его успешности («он достиг своей цели, он успешен»), но и его внутренняя («я достиг, чего хотел, я успешен»). Если человек не оценивает себя как успешного, то его успешность, казалось бы, может стоять под вопросом. Но в процессе нашего исследования встречались такие интересные случаи, когда испытуемый оценивал себя как «неуспешную личность», а близкий к нему коллектив, наоборот — как «высоко успешную». Можно сделать предварительные выводы о том, что у такого человека может быть большое будущее при поддержке коллектива, внутренней активной позиции и уверенности в себе.

В рамках нашей работы мы пытались найти те независимые переменные, которые будут являться внешними и внутренними детерминантами социальной успешности, определить, в чем она проявляется и каковы ее критерии, для того чтобы ее можно было экспериментально изучить, а значит, попытаться предсказать будущее развитие личности.

В нашем исследовании группа испытуемых состоит из студентов педагогического факультета. В качестве критериев и приемлемых показателей социальной успешности могут выступать:

объективные показатели: успеваемость в профессионально ориентированных предметах; высокий статус в межличностных отношениях, в том числе среди взрослых; положительные отношения в коллективе; общественное признание; одобрение (принятие) со стороны коллектива учителей или референтных лиц;

субъективные показатели: активное отношение к деятельности; уверенность в своих силах; удовлетворенность социальным статусом, реализация значимых ценностей; творческая адаптивность (готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними).

С помощью таких методик, как тест ММРХ, тест Люшера, опросников, нацеленных на выявление самооценки и социального интеллекта, а также теста «Зеркало», мы собираем базу данных объективных и субъективных характеристик личности. А математическая статистика позволит выявить те независимые переменные, которые впоследствии помогут определить то или иное будущее социальное развитие личности.

О том, что самооценки весьма информативны во многих отношениях, говорят такие исследователи, как И.В. Егоров, Л.Б. Филонов, А.Н. Лебедев и др. Одной из задач нашего исследования является диагностика социальной успешности личности по самооценкам. В ее решении нам помогает тест «Зеркало», разработанный доктором биологических наук А.Н. Лебедевым и его коллегами [2, 3, 5]. Особенность теста состоит в том, что по небольшому набору самооценок возможно с довольно большой точностью выявлять предпосылки социальной успешности и профессиональных достижений личности (и многих иных особенностей развития личности).

Другая задача нашего исследования — найти диагностические уравнения, обеспечивающие диагностику социальной успешности и проверить точность диагностики психологических предикторов социальной успешности личности в контрольных измерениях.

На первом этапе нашей работы мы использовали данные полной выборки из 57-ми студентов 1-4 курсов педагогического факультета ГБОУ ВПО МГПУ в качестве основы для поиска уравнения множественной линейной регрессии, обеспечивающей прогноз социальной успешности по показателям теста «Зеркало».

На втором этапе исходную выборку разбили на две части. Студенты с четными порядковыми номерами образовали обучающую выборку, а с нечетными — контрольную. Обучающая выборка служила основой для поиска уравнения множественной линейной регрессии. Найденное уравнение мы использовали для прогноза «вслепую» социальной успешности студентов контрольной выборки. Результаты прогноза сравнили с реальными значениями самооценок собственной социальной успешности каждого студента.

Для расчета прогнозируемых значений (Pro) самооценок успешности каждым испытуемым мы использовали уравнения множественной линейной регрессии. Предикторами служили самооценки множества личностных особенностей по тесту «Зеркало». Число всех самооценок в тесте «Зеркало» равно 51. Из них автоматически выбирались пять самооценок, наиболее тесно связанных с самооценками собственной социальной успешности в группе из 57-ми испытуемых. В таблице 1 коэффициенты корреляции предикторов с социальной успешностью показаны в колонке «ВесКоррКод» в круглых скобках. Относительный вес предикторов размещается перед скобками. Уравнение для расчета выглядит так:

Предикторы социальной успешности, их вес и корреляция (Корр) с результативным признаком SOC — самооценкой собственной социальной успешности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *