Что такое социально культурная деятельность
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.
Определение понятия СКД В.В. Туева.
СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.
СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.
СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.
СКД— особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов,
создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб
Отличительные черты СКД:
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.
Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.
Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.
Социальная сфера— непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.
Сеть социально-культурной сферы— это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.
Виды сети социально-культурной сферы:
1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).
2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)
3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.
4. городские (муниципальные)
5. районные государственные.
6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,
— создание условий для активного отдыха населения;
— предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива
— оказание услуг населению (в т.ч. платных);
— методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;
— игровая и концертная деятельность;
СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:
1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,
индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)
2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,
создание условий для занятия спортом.
3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.
4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.
А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.
Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.
Туев В.В. «Технология и организация инициативных клубов» и «Как организовать свой клуб?», Калинин Иван Егорович «Записки клубника» и «Клубная встреча».
Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.
Социально-культурная деятельность
Смотреть что такое «Социально-культурная деятельность» в других словарях:
Культурная Революция (группа) — Культурная Революция Жанр гаражный рок панк рок Годы c 1984 Страны … Википедия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С… … Современный философский словарь
ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ — совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как … Энциклопедия культурологии
Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран — Московский государственный университет Год основания 1934 Место расположения 119992, Москва, ГСП 2, Ленинские горы, ГЗ МГУ (19 этаж, а … Википедия
РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ — состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста. Р.к. охватывает все виды рефлекторной деятельности,… … Энциклопедия культурологии
Историко-культурная типология педагогики — Поскольку процессы воспитания и обучения были присущи уже первобытному обществу, то и по отношению к периодам, предшествовавшим появлению пед. теорий, в лит ре нередко используются понятия «пед. деятельность», «пед. традиция», «пед. идеалы», «пед … Российская педагогическая энциклопедия
Прикладная культурология — Прикладная культурология Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир… … Википедия
Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия
Хабаровский государственный институт искусств и культуры — Хабаровский государственный институт искусств и культуры … Википедия
Что такое социально-культурная деятельность
Содержание статьи
Понятие социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.
Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.
Где и как этому учат
В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.
Выпускники вузов этой специальности работают в сфере культуры и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.
Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.
Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.
Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.
Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.
Крупные вузы России для обучения по специальности СКД
Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.
Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).
Самыми популярными и востребованными вузами являются:
Московский городской педагогический университет;
Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
Московский государственный институт культуры;
Российский государственный социальный университет;
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
Краснодарский государственный институт культуры.
Экзамены, необходимые для поступления
Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?».
Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.
Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:
история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).
Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.
Сроки обучения и форма обучения
Сроки и форма вполне стандартные:
очная форма – 4 года;
заочная форма – 5 лет.
Какие предметы изучают студенты
Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.
По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:
русская и зарубежная литература;
история кино / музыки / искусств;
основы культурной политики;
история, теория, методология СКД.
На выходе получается специалист, готовый:
руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;
проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;
формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;
заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;
создавать новейшие технологии развития досуговой области.
Кем можно работать после обучения
Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена значимость социально-культурной деятельности в процессе воспитания современного школьника. Нестабильная экономическая, политическая ситуация и развитие рыночных отношений служат одной из причин кризиса современного Российского общества, которое нашло свое отражение в общем состоянии населения страны, лишенного полноценной возможности своего культурного развития. В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на современных основаниях общественного бытия, глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.
Социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками и представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Социально-культурная деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, стимулирование его творческой активности. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы пробудить интерес детей, предоставить ребятам возможность выбора форм деятельности, создать условия для общественной активности, расширения социального опыта учащихся и успешной адаптации и социализации личности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Понятие и сущность социально-культурной деятельности отражены в трудах Г.Я. Гревцевой, А.А. Жарковой, Н.А. Комлевой, Ю.Д. Красильникова, Р.А. Литвак, Н.Н. Ярошенко и др. Вопросы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе исследовали Р.М. Денисов, Н.Н. Журба, Т.В. Зуева, Е.В. Крохмаль, Н.Г. Левковская, А.А. Пашков, А.В. Плеханова, Т.А. Финогеева, Н.А. Фофонова и др. ученые и практики.
Объект исследования – социально культурная деятельность.
Предмет исследования – особенности социально-культурной деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Цель работы – на основе анализа теоретических основ и прикладных аспектов организации социально-культурной деятельности в условиях общеобразовательной школы разработать предложения по ее совершенствованию.
1) раскрыть понятие и сущность социально-культурной деятельности;
2) определить специфические особенности социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе
3) исследовать организацию социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе
4) разработать предложения по внедрению социально-культурного проекта.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также системный подход, который позволил рассмотреть относительно самостоятельные компоненты как единое целое, их взаимосвязанную совокупность: цели, задачи, субъекты процесса, содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие исследование социально-культурной деятельности в общеобразовательной организации.
1. Социально-культурную деятельность предлагается рассматривать как целенаправленный, специально организуемый развивающий процесс приобщения человека к социокультурным ценностям общества и активного вовлечения каждой личности в процесс социализации посредством образования, передачи ранее полученных знаний, вовлечения в духовное творчество и другие виды социокультурной активности.
2. Общеобразовательная школа как социокультурное пространство контактов школьников создает возможности для реализации ими активности в сферах общения и игры, частично. Важной особенностью процесса социокультурного образования личности в условиях школы является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Продуктивность педагогического процесса в общеобразовательной школе обеспечивается уровнем проявления социально-культурной активности участников социального взаимодействия, определяющимся степенью как избирательности социальных норм, ценностных ориентаций, так и контакта с социально-культурной средой. Это позволяет рассматривать учащихся в качестве субъектов социально-культурной деятельности, имеющих определенную социальную позицию, личное мнение.
3. В общеобразовательной школе внеурочная социально-культурная деятельность проводится по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, эстетическое и культурное воспитание, спортивно – оздоровительное, профилактика правонарушений, работа с родителями, школьное самоуправление. На базе школы открыта федеральная экспериментальная площадка по теме.
4. Социально-культурная деятельность сегодня является востребованной, особенно в рамках образовательного процесса в начальной школе. В школе должна действовать внеурочная социально-культурная деятельность. Разработан социально-культурны проект «Курсы этикета» для учащихся начальной школы.
Данный проект направлен на формирование и систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Реализация проекта позволит создать условия для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения и осознающей важность общечеловеческих нравственных ценностей.
Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами (четыре раздела), заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе
1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности
Термин «социально- культурная деятельность» появился сравнительно недавно (с середины 1990-х годов), исследователи отмечают терминологическую замену, обусловленную политическими и социальными изменениями. Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется.
Т.В. Зуева отмечает, понятие социально-культурной деятельности гораздо шире и глубже имеющихся – внешкольное образование, политико-просветительская работа, культурно-просветительская, культурно-досуговая работа. Приведенные направления сегодня – составляющие социально-культурной деятельности[1].
Н.А. Комлева отмечает, что понятие «социокультурная деятельность» – трехмерное, оно состоит из таких вполне самостоятельных элементов как «социо», «культурная» «деятельность», все они взаимодополняют сущность его содержания. В понятие «деятельность» отечественные ученые включают представление о деятельности как системе: «деятельность – это присущая человеку форма деятельного отношения к окружающему миру, его содержание составляет обоснованное изменение и преобразование данного мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Природа подобной деятельности проявляется в сложном взаимодействии целей, средств и результатов деятельности». В свое время выделение культурно-просветительной работы в относительно самостоятельный феномен деятельности с обозначенной функциональной структурой, формами досуга и услуг, своими организационно-методическими основаниями находило отражение в формировании огромного ряда научных концепций. Данные положения представлены в работах теорий деятельности А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубенштейна и др. и позволяют рассматривать ее в том числе, как социокультурное явление[2].
Социальная работа – это деятельность по оказанию помощи отдельным общностям, группам или людям в реализации их духовных или материальных потребностей. Эта деятельность дает возможность реализовать себя в обществе в качестве его субъектов.
Культурная деятельность – это деятельность, которая связана с поиском и созданием, а в дальнейшем распространением и сохранением культурных образцов и ценностей, а так же приобщением к ним всех слоев населения.
Одним из видов деятельности наиболее важным для понимания сущности социально-культурной деятельности является взаимодействие, которое лежит в основе как индивидуальной, так и групповой деятельности. При этом такой вид деятельности должен иметь значение для других членов общества, может оказывать влияние на сознание и поведение людей, и благодаря которому становится возможна совместная социокультурная деятельность.
Отметим, что слово «социо» происходит от латинского слова societas, обозначающего «общество». Сущность социума это реализация любой личности как части общества с возможностью проявить себя. Сущность культуры формировать духовно-целостную личность, преодолевая социальную ограниченность. В результате происходит взаимодополнение начал: человека, как части общества и культурного начала.
Социально-культурная деятельность должна иметь глубокую личностную направленность, т.к. объединяя в себе биологические особенности, с одной стороны, и социально-психологическую структуру, с другой, проявляет в себе черты индивидуальности. И, несмотря на это, она может осуществляться не только индивидуально, но и различного рода коллективами. В таком контексте ей свойственна целенаправленность действия, т.к. только сознательно поставленная цель, продуманность действий, анализ ситуации, выбор способов и средств достижения цели, которые определяют последовательность действия, способны привести ее в движение[3].
Социально-культурная деятельность может определяться как интегративная многофункциональная сфера деятельности, частями которой, можно назвать социальную работу и культурную деятельность; ее целью являются организация результативного содержательного проведения досуга людей, удовлетворение их культурных потребностей, создание условий для развития и самореализации каждой личности, определения ее способностей, самосовершенствования воспроизведения любительского творчества в рамках свободного времени».
Общество или отдельные индивиды, вовлеченные в процесс социокультурной деятельности, сами по себе являются полноценно развитой, духовной социокультурной системой, имеющей потребность к саморазвитию, инициативе, творческому началу, ощущающей себя частью единого общества, имеющей влияние в современном мировом социуме.
Социально-культурная деятельность направлена на формирование культуры отношений (общественных и личностных): выработку и усвоение элементарных нравственные и эстетических норм, правил общения, поведения, взаимодействия и т.д.
Социально-культурная деятельность активно «разворачивается» к проблемам общественного развития. Деятельность специалиста социально-культурной сферы сегодня не ограничивается функциями постановщика досуговых программ – общество ждет деятельного участия специалистов не только в работе по традиционным для социально-культурной деятельности направлениям – гражданское и патриотическое воспитание, организация отдыха, народного художественного творчества, но также и по новым направлениям. Наиболее значимыми среди них сегодня являются[4]:
— целенаправленное формирование гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян;
— социально-культурное противодействие включению молодых людей в деятельность деструктивных религиозных объединений и сект;
— создание социально-культурного пространства открытого образования, обеспечивающего противодействие растущей безграмотности населения и снижению общего культурного уровня россиян;
— формирование реабилитационного пространства социально-культурной деятельности, обеспечивающего особые потребности нуждающихся в восстановлении физического и духовного здоровья;
— создание системы социально-культурной анимации, обеспечивающей восстановление нарушенной системы межличностного взаимодействия;
— создание условий для инновационных видов досуга – медиа-досуг, экстремальный досуг (в пределах допустимых обществом) и др.;
— обеспечение условий для формирования установок толерантного сознания всех групп населения;
— развитие системы межкультурного и межнационального культурного диалога.
Социально-культурная деятельность – особая сфера профессиональной деятельности педагогов, организаторов и менеджеров и может быть рассмотрена как одна из реально возможных технологий и преодоления гражданской пассивности, и увеличения «человеческого капитала». Интегрируя лучшие черты социальной педагогики и культурнодосуговой деятельности, социально-культурная деятельность выстраивает собственную линию воспитания, характеризующуюся переходом от парадигмы «воздействия» к парадигме со- и взаимодействия с участниками социально-культурных объединений. Основу процесса развития личности составляет система смыслов, обусловленная потребностно-мотивационной сферой, корректирующей поведение личности в условиях социально-культурной деятельности[5].
Таким образом, социально-культурную деятельность можно определить как целенаправленный, специально организуемый развивающий процесс приобщения человека к социокультурным ценностям общества и активного вовлечения каждой личности в процесс социализации посредством образования, передачи ранее полученных знаний, вовлечения в духовное творчество и другие виды социокультурной активности.