Что такое социально культурная деятельность

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.

Определение понятия СКД В.В. Туева.

СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.

СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.

СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.

СКД— особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов,

создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

Отличительные черты СКД:

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.

Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.

Социальная сфера— непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.

Сеть социально-культурной сферы— это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.

Виды сети социально-культурной сферы:

1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).

2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)

3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.

4. городские (муниципальные)

5. районные государственные.

6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,

— создание условий для активного отдыха населения;

— предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива

— оказание услуг населению (в т.ч. платных);

— методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

— игровая и концертная деятельность;

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,

индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,

создание условий для занятия спортом.

3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.

Туев В.В. «Технология и организация инициативных клубов» и «Как организовать свой клуб?», Калинин Иван Егорович «Записки клубника» и «Клубная встреча».

Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.

Источник

Социально-культурная деятельность

Смотреть что такое «Социально-культурная деятельность» в других словарях:

Культурная Революция (группа) — Культурная Революция Жанр гаражный рок панк рок Годы c 1984 Страны … Википедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С… … Современный философский словарь

ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ — совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как … Энциклопедия культурологии

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран — Московский государственный университет Год основания 1934 Место расположения 119992, Москва, ГСП 2, Ленинские горы, ГЗ МГУ (19 этаж, а … Википедия

РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ — состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста. Р.к. охватывает все виды рефлекторной деятельности,… … Энциклопедия культурологии

Историко-культурная типология педагогики — Поскольку процессы воспитания и обучения были присущи уже первобытному обществу, то и по отношению к периодам, предшествовавшим появлению пед. теорий, в лит ре нередко используются понятия «пед. деятельность», «пед. традиция», «пед. идеалы», «пед … Российская педагогическая энциклопедия

Прикладная культурология — Прикладная культурология Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир… … Википедия

Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

Хабаровский государственный институт искусств и культуры — Хабаровский государственный институт искусств и культуры … Википедия

Источник

Что такое социально-культурная деятельность

Содержание статьи

Что такое социально культурная деятельность. Смотреть фото Что такое социально культурная деятельность. Смотреть картинку Что такое социально культурная деятельность. Картинка про Что такое социально культурная деятельность. Фото Что такое социально культурная деятельность

Понятие социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в сфере культуры и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Источник

Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.

Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.

Что такое социально культурная деятельность. Смотреть фото Что такое социально культурная деятельность. Смотреть картинку Что такое социально культурная деятельность. Картинка про Что такое социально культурная деятельность. Фото Что такое социально культурная деятельность

Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.

Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.

Крупные вузы России для обучения по специальности СКД

Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.

Что такое социально культурная деятельность. Смотреть фото Что такое социально культурная деятельность. Смотреть картинку Что такое социально культурная деятельность. Картинка про Что такое социально культурная деятельность. Фото Что такое социально культурная деятельность

Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).

Самыми популярными и востребованными вузами являются:

Московский городской педагогический университет;

Санкт-Петербургский государственный институт культуры;

Московский государственный институт культуры;

Российский государственный социальный университет;

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;

Краснодарский государственный институт культуры.

Экзамены, необходимые для поступления

Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?».

Что такое социально культурная деятельность. Смотреть фото Что такое социально культурная деятельность. Смотреть картинку Что такое социально культурная деятельность. Картинка про Что такое социально культурная деятельность. Фото Что такое социально культурная деятельность

Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.

Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:

история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).

Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.

Сроки обучения и форма обучения

Сроки и форма вполне стандартные:

очная форма – 4 года;

заочная форма – 5 лет.

Какие предметы изучают студенты

Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.

Что такое социально культурная деятельность. Смотреть фото Что такое социально культурная деятельность. Смотреть картинку Что такое социально культурная деятельность. Картинка про Что такое социально культурная деятельность. Фото Что такое социально культурная деятельность

По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:

русская и зарубежная литература;

история кино / музыки / искусств;

основы культурной политики;

история, теория, методология СКД.

На выходе получается специалист, готовый:

руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;

проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;

формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;

заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;

создавать новейшие технологии развития досуговой области.

Кем можно работать после обучения

Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:

Источник

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена значимость социально-культурной деятельности в процессе воспитания современного школьника. Нестабильная экономическая, политическая ситуация и развитие рыночных отношений служат одной из причин кризиса современного Российского общества, которое нашло свое отражение в общем состоянии населения страны, лишенного полноценной возможности своего культурного развития. В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на современных основаниях общественного бытия, глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.

Социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками и представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Социально-культурная деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, стимулирование его творческой активности. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы пробудить интерес детей, предоставить ребятам возможность выбора форм деятельности, создать условия для общественной активности, расширения социального опыта учащихся и успешной адаптации и социализации личности.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Понятие и сущность социально-культурной деятельности отражены в трудах Г.Я. Гревцевой, А.А. Жарковой, Н.А. Комлевой, Ю.Д. Красильникова, Р.А. Литвак, Н.Н. Ярошенко и др. Вопросы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе исследовали Р.М. Денисов, Н.Н. Журба, Т.В. Зуева, Е.В. Крохмаль, Н.Г. Левковская, А.А. Пашков, А.В. Плеханова, Т.А. Финогеева, Н.А. Фофонова и др. ученые и практики.

Объект исследования – социально культурная деятельность.

Предмет исследования – особенности социально-культурной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Цель работы – на основе анализа теоретических основ и прикладных аспектов организации социально-культурной деятельности в условиях общеобразовательной школы разработать предложения по ее совершенствованию.

1) раскрыть понятие и сущность социально-культурной деятельности;

2) определить специфические особенности социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе

3) исследовать организацию социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе

4) разработать предложения по внедрению социально-культурного проекта.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также системный подход, который позволил рассмотреть относительно самостоятельные компоненты как единое целое, их взаимосвязанную совокупность: цели, задачи, субъекты процесса, содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие исследование социально-культурной деятельности в общеобразовательной организации.

1. Социально-культурную деятельность предлагается рассматривать как целенаправленный, специально организуемый развивающий процесс приобщения человека к социокультурным ценностям общества и активного вовлечения каждой личности в процесс социализации посредством образования, передачи ранее полученных знаний, вовлечения в духовное творчество и другие виды социокультурной активности.

2. Общеобразовательная школа как социокультурное пространство контактов школьников создает возможности для реализации ими активности в сферах общения и игры, частично. Важной особенностью процесса социокультурного образования личности в условиях школы является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Продуктивность педагогического процесса в общеобразовательной школе обеспечивается уровнем проявления социально-культурной активности участников социального взаимодействия, определяющимся степенью как избирательности социальных норм, ценностных ориентаций, так и контакта с социально-культурной средой. Это позволяет рассматривать учащихся в качестве субъектов социально-культурной деятельности, имеющих определенную социальную позицию, личное мнение.

3. В общеобразовательной школе внеурочная социально-культурная деятельность проводится по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, эстетическое и культурное воспитание, спортивно – оздоровительное, профилактика правонарушений, работа с родителями, школьное самоуправление. На базе школы открыта федеральная экспериментальная площадка по теме.

4. Социально-культурная деятельность сегодня является востребованной, особенно в рамках образовательного процесса в начальной школе. В школе должна действовать внеурочная социально-культурная деятельность. Разработан социально-культурны проект «Курсы этикета» для учащихся начальной школы.

Данный проект направлен на формирование и систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Реализация проекта позволит создать условия для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения и осознающей важность общечеловеческих нравственных ценностей.

Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами (четыре раздела), заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе

1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности

Термин «социально- культурная деятельность» появился сравнительно недавно (с середины 1990-х годов), исследователи отмечают терминологическую замену, обусловленную политическими и социальными изменениями. Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется.

Т.В. Зуева отмечает, понятие социально-культурной деятельности гораздо шире и глубже имеющихся – внешкольное образование, политико-просветительская работа, культурно-просветительская, культурно-досуговая работа. Приведенные направления сегодня – составляющие социально-культурной деятельности[1].

Н.А. Комлева отмечает, что понятие «социокультурная деятельность» – трехмерное, оно состоит из таких вполне самостоятельных элементов как «социо», «культурная» «деятельность», все они взаимодополняют сущность его содержания. В понятие «деятельность» отечественные ученые включают представление о деятельности как системе: «деятельность – это присущая человеку форма деятельного отношения к окружающему миру, его содержание составляет обоснованное изменение и преобразование данного мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Природа подобной деятельности проявляется в сложном взаимодействии целей, средств и результатов деятельности». В свое время выделение культурно-просветительной работы в относительно самостоятельный феномен деятельности с обозначенной функциональной структурой, формами досуга и услуг, своими организационно-методическими основаниями находило отражение в формировании огромного ряда научных концепций. Данные положения представлены в работах теорий деятельности А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубенштейна и др. и позволяют рассматривать ее в том числе, как социокультурное явление[2].

Социальная работа – это деятельность по оказанию помощи отдельным общностям, группам или людям в реализации их духовных или материальных потребностей. Эта деятельность дает возможность реализовать себя в обществе в качестве его субъектов.

Культурная деятельность – это деятельность, которая связана с поиском и созданием, а в дальнейшем распространением и сохранением культурных образцов и ценностей, а так же приобщением к ним всех слоев населения.

Одним из видов деятельности наиболее важным для понимания сущности социально-культурной деятельности является взаимодействие, которое лежит в основе как индивидуальной, так и групповой деятельности. При этом такой вид деятельности должен иметь значение для других членов общества, может оказывать влияние на сознание и поведение людей, и благодаря которому становится возможна совместная социокультурная деятельность.

Отметим, что слово «социо» происходит от латинского слова societas, обозначающего «общество». Сущность социума это реализация любой личности как части общества с возможностью проявить себя. Сущность культуры формировать духовно-целостную личность, преодолевая социальную ограниченность. В результате происходит взаимодополнение начал: человека, как части общества и культурного начала.

Социально-культурная деятельность должна иметь глубокую личностную направленность, т.к. объединяя в себе биологические особенности, с одной стороны, и социально-психологическую структуру, с другой, проявляет в себе черты индивидуальности. И, несмотря на это, она может осуществляться не только индивидуально, но и различного рода коллективами. В таком контексте ей свойственна целенаправленность действия, т.к. только сознательно поставленная цель, продуманность действий, анализ ситуации, выбор способов и средств достижения цели, которые определяют последовательность действия, способны привести ее в движение[3].

Социально-культурная деятельность может определяться как интегративная многофункциональная сфера деятельности, частями которой, можно назвать социальную работу и культурную деятельность; ее целью являются организация результативного содержательного проведения досуга людей, удовлетворение их культурных потребностей, создание условий для развития и самореализации каждой личности, определения ее способностей, самосовершенствования воспроизведения любительского творчества в рамках свободного времени».

Общество или отдельные индивиды, вовлеченные в процесс социокультурной деятельности, сами по себе являются полноценно развитой, духовной социокультурной системой, имеющей потребность к саморазвитию, инициативе, творческому началу, ощущающей себя частью единого общества, имеющей влияние в современном мировом социуме.

Социально-культурная деятельность направлена на формирование культуры отношений (обществен­ных и личностных): выработку и усвоение эле­ментарных нравственные и эстетических норм, правил общения, поведения, взаимодействия и т.д.

Социально-культурная деятельность активно «разворачивается» к проблемам общественного развития. Деятельность специалиста социально-культурной сферы сегодня не ограничивается функциями постановщика досуговых программ – общество ждет деятельного участия специалистов не только в работе по традиционным для социально-культурной деятельности направлениям – гражданское и патриотическое воспитание, организация отдыха, народного художественного творчества, но также и по новым направлениям. Наиболее значимыми среди них сегодня являются[4]:

— целенаправленное формирование гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян;

— социально-культурное противодействие включению молодых людей в деятельность деструктивных религиозных объединений и сект;

— создание социально-культурного пространства открытого образования, обеспечивающего противодействие растущей безграмотности населения и снижению общего культурного уровня россиян;

— формирование реабилитационного пространства социально-культурной деятельности, обеспечивающего особые потребности нуждающихся в восстановлении физического и духовного здоровья;

— создание системы социально-культурной анимации, обеспечивающей восстановление нарушенной системы межличностного взаимодействия;

— создание условий для инновационных видов досуга – медиа-досуг, экстремальный досуг (в пределах допустимых обществом) и др.;

— обеспечение условий для формирования установок толерантного сознания всех групп населения;

— развитие системы межкультурного и межнационального культурного диалога.

Социально-культурная деятельность – особая сфера профессиональной деятельности педагогов, организаторов и менеджеров и может быть рассмотрена как одна из реально возможных технологий и преодоления гражданской пассивности, и увеличения «человеческого капитала». Интегрируя лучшие черты социальной педагогики и культурнодосуговой деятельности, социально-культурная деятельность выстраивает собственную линию воспитания, характеризующуюся переходом от парадигмы «воздействия» к парадигме со- и взаимодействия с участниками социально-культурных объединений. Основу процесса развития личности составляет система смыслов, обусловленная потребностно-мотивационной сферой, корректирующей поведение личности в условиях социально-культурной деятельности[5].

Таким образом, социально-культурную деятельность можно определить как целенаправленный, специально организуемый развивающий процесс приобщения человека к социокультурным ценностям общества и активного вовлечения каждой личности в процесс социализации посредством образования, передачи ранее полученных знаний, вовлечения в духовное творчество и другие виды социокультурной активности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *