Что такое социально значимые результаты государственного управления

Обеспечение социальной эффективности управленческих решений, принимаемых в органах ГиМУ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная эффективность управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления – это результат государственного и муниципального управления, выражающийся в достигнутых социальных эффектах от действий органов государственного и муниципального управления при осуществлении своих полномочий.

Сущность эффективности управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления

Сфера государственного и муниципального управления представляет собой один из сложнейших объектов, в отношении которого можно осуществить оценку эффективности. Эта сфера характеризуется сложностью выработки критериев, которые обеспечивают эффективность оценки управленческих решений.

Критериями эффективности управленческих решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления, выступают признаки, стороны и грани, а также проявления управленческих действий, анализ которых позволяет дать оценку уровню и качеству государственного и муниципального управления, их соответствия интересам и потребностям общества.

Наиболее общей объективной характеристикой эффективности государственных и муниципальных управленческих решений является общая социальная эффективность. Такая социальная эффективность позволяет определить взаимосвязь общества и государственного и муниципального управления, а также подготовленность управленческих решений государственных и муниципальных органов власти к обеспечению гармоничного и динамичного общественного развития.

Характеристика критериев социальной эффективности государственных и муниципальных управленческих решений

Социальная эффективность управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления, выражается через разнообразное количество критериев, характеризующих их в общем смысле. К числу таких критериев социальной эффективности относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо общей социальной эффективности по отношению к управленческим решениям, принимаемым в органах государственного и муниципального управления, применяются критерии специальной социальной эффективности. К числу таких критериев относятся:

Помимо этого, социальная эффективность управленческих решений государственного и муниципального управления не может измеряться по отношению к каждому отдельному органу государственного и муниципального управления. В этом случае в качестве критериев выступают:

Рациональность управленческих решений органов государственного и муниципального управления как критерий их социальной эффективности

Одним из значимых критериев оценки социальной эффективности управленческих решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления, выступает рациональность этих решений.

Рациональность государственных и муниципальных управленческих решений выражается в адекватности организационных форм этих решений, их соответствии определенным целям, задачам развития общества, нормативам и нормам, параметрам деятельности и так далее.

Рационализация государственных и муниципальных управленческих решений обеспечивается коллегиальностью форм их принятия.

Рациональность государственных и муниципальных управленческих решений обеспечивается применением современных технологий их выработки, оценки и соответствия интересам развития общества, соблюдения подлинного уважения к человеку и населению при их разработке и так далее.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17 02 2021

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Источник

Эффективность государственного управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и виды эффективности государственного управления

Государственное управление можно назвать достаточно сложной и многогранной системой, поскольку оно имеет особенный состав и связи, а также призвано выполнять серьезные государственные функции и задачи. Так как для общества необходимо видеть прогресс в воздействии государственного управления на все происходящие в стране современные метаморфозы, в качестве одного из важнейших вопросов принято считать и вопрос об эффективности государственного управления.

Само понятие «эффективность» получило свое происхождение в латинском языке от слова «effictions», которое значит созидание и действительность. В ходе того, как развивалась наука, содержание данного термина изменялось, что в последствие привело к пониманию его в качестве результативности, связанной с определенными затратами.

Эффективность государственного управления – это комплексная характеристика возможных, а также реально полученных результатов выполнения определенных функций системой государственного управления, учитывая при этом степень соответствия результатов, которых удалось достичь, и поставленных целей и задач по развитию.

Проблема, связанная с эффективностью государственного управления, появилась десятилетия назад, однако по сей день вокруг нее не прекращаются дискуссии и в современное время многие вопросы по-прежнему остаются открытыми.

Говоря об отдельных объектах управления, не используется единое понятие эффективности, а в каждом конкретном случае проводится комплексная оценка полученных результатов. Самыми распространенными объектами оценки эффективности являются социальная и экономическая сферы государственного управления.

Существуют определенные виды эффективности государственного управления, которые основываются на многообразии задач государственных органов по управлению в стране:

Готовые работы на аналогичную тему

Критерии эффективности государственного управления

Наиболее весомой проблемой в данной области является отсутствие единой системы критериев, которые помогли бы производить оценку эффективности государственного управления. Такая проблема характерна для ряда стран, в том числе и для Российской Федерации.

Самым важным должен явиться вопрос о том, как будут оцениваться результаты по поставленным перед органами государственного управления целям, выражаемым в различных программах, прогнозах, планах отдельных регионов страны. И, как уже было отмечено, приоритетной задачей является формирование критериев и показателей оценки таких результатов.

Предлагается в качестве критериев эффективности государственного управления использовать:

Источник

Социальная эффективность государственного управления

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Как видно из предыдущего параграфа, проблема концептуализации понятия эффективности государственного управления, выбора принци­пов ее анализа и оценочных критериев оказалась гораздо более слож­ной, нежели проблема анализа эффективности в сфере частного произ­водства и рыночного обмена. Это объясняется прежде всего отсутстви­ем универсального и объективного оценочного механизма работы сис­темы государственного управления. В частном секторе таковым явля­ются цены, устанавливаемые в ходе свободного рыночного обмена, а основным критерием эффективности работы фирмы является соответст­венно ее прибыль.

В системе государственного управления, как правило, применяется единственный способ оценки эффективности — самостоятельная разра­ботка стандартов измерения эффективности. Иными словами, деятель­ность государства оценивается исходя из выработанной им же оценоч­ной шкалы и методов измерения. При этом открываются широкие воз­можности для извращения или подмены общественных целей и интере­сов целями и интересами самой бюрократической системы. В конце 80-х годов в странах Запада предпринимались неоднократные попытки внедрения рыночных механизмов оценки и измерения эффективности в сферу государственного и муниципального управления. Однако внедре­ние построенных на основе «неоклассической исследовательской про­граммы» организационных моделей и методов оценки эффективности их работы привело к провалам в социальной сфере, что в конечном сче­те негативно отразилось на функционировании экономики и политиче­ской системы большинства западных государств. Экспансия государст­ва с ее директивным способом распределения ресурсов и благ подменя-
__________
Неоклассическая исследовательская программа (неоклассическая теория) — широ­ко распространенный в экономике и политической экономии термин, обозначающий на­учное направление, базирующееся на следующих методологических предпосылках: инди­виды рациональны и обладают всей полнотой информации в момент совершения выбора, рынок совершенно конкурентен. Таким образом, неоклассическая теория ориентируется прежде всего на изучение того, каким образом индивиды максимизируют свою полез­ность, а организации — прибыль
——116——

лась экспансией рынка с доминированием «права сильнейшего» и оче­видными прорехами в социальной политике. Отсюда наиболее актуаль­ной проблемой в сфере оценки эффективности государственного управ­ления становится проблема гармоничного совмещения рыночного и общественного подходов к оценке эффективности. Это доказывает рас­тущий интерес западных и отечественных социологов, политологов, экономистов, правоведов к данной проблематике.

В последние годы в западной и отечественной литературе проявля­ется тенденция говорить о «социальной экономии» и «социальной эф­фективности», противопоставляя эти выражения ранним и более узким значениям эффективности и производительности. Очевидно, это связано с ограниченностью применения рыночных методов оценки в сфере го­сударственного управления, сменой управленческой парадигмы, актуа­лизацией анализа социальных взаимодействий в ходе управленческого процесса, а также требованием оценки социальных эффектов управлен­ческих решений. В западной и, в особенности, в англоязычной литера­туре по вопросам административно-государственного управления поня­тие «социальная эффективность» в большинстве случаев используется как своеобразная альтернатива экономической эффективности и произ­водительности. К примеру, Маршал Димок в своей работе «Критерии и цели административной политики» явно стремится отойти от механиче­ского значения эффективности. Любые жесткие или механистические интерпретации термина, считает он, не уместны: хорошая администра­ция не является «холодно механической» — она сильно гуманизирован-ная, «живая и яркая». Более того, Димок утверждает, что «нет никакой действительной эффективности, которая не была бы также и социаль-ной».Эффективность, и это вполне очевидно, является ключевым объ­ектом административной политики, но она должна быть социально, гу­манистично интерпретирована. Эффективность — это вопрос качества, и потому количественные и механистические методы измерения не ис­черпывают всей полноты проблемы.

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Французский исследователь Анисе ле Пор, критикуя бюрократию и традиционный подход к анализу государственного управления, также пишет: «Опыт показывает, что недостаточно изменить способ произ­водства, социальную систему или систему правления, чтобы исчез риск возрождения бюрократии; опасения в отношении ее нового появления требуют добросовестного определения причин, ее порождающих, а также сильной политической воли, чтобы избавиться от прежней логики развития и определить условия создания большей социальной эффек­тивности» (Pars, 1985. 65).
——117——

Авторы, цитаты из работ которых приведены выше, интерпретиру­ют социальную эффективность как альтернативу чисто экономической (или, скорее, механистической) трактовке эффективности государствен­ного управления. Уже сам термин «социальная эффективность», по их мнению, призван подчеркнуть социальную сущность процесса управле­ния, гуманизировать образ управленческой организации. Однако такой подход не предоставляет нам сущностных характеристик феномена со­циальной эффективности и, пожалуй, лишь затрудняет понимание того, какой конкретный смысл вкладывается в понятие «социальная эффек­тивность».

Другой подход к интерпретации социальной эффективности, также довольно часто встречающийся в литературе, связывает этот феномен с эффективной социальной политикой государства, созданием и распре­делением общественных благ. Такая трактовка обычно вписана в анализ становления и развития так называемого социального государства, или государства всеобщего благоденствия (welfare state). Критический под­ход к рыночному механизму распределения, вызванный прежде всего необходимостью устранять изъяны рынка за счет политического меха­низма его коррекции, актуализировал значение социальной эффектив­ности как более справедливого распределения благ. Однако такой под­ход также представляется не вполне правомерным, поскольку импли­цитно содержит в себе противоречие между максимизацией обществен­ного блага (в форме, скажем, социальной поддержки, бесплатного обра­зования, медицинского обслуживания) и экономической (рыночной) эффективностью, требующей достижения оптимального по Парето раз­мещения ресурсов. Таким образом, проявляется определенное напряже­ние между социальной составляющей термина (в данной конкретной интерпретации) и эффективностью.

Можно привести и еще один, более узкий, подход к интерпретации термина «социальная эффективность». Он заключается в следующем противопоставлении: эффективность «бюро» versus социальная эффек­тивность и базируется на методологии теории рационального выбора и неоклассических предпосылках. Вкратце изложим его суть. Государст­венная бюрократия как рациональный максимизатор собственной выго­ды стремится к увеличению собственного бюджета и масштабов кон­кретной управленческой организации.3 Эти цели на определенном этапе
__________
3 Такой подход к оценке деятельности государственной бюрократии и государствен­ного управления подробно изложен в ставшей уже классической работе В.Нисканена «Бюрократия и представительное правление» (Niskanen, 1971
——118——

экспансии бюрократии становятся для общества крайне неэффективны, поскольку, как писал почти двести лет тому назад О. Конт, чиновник «существует только за счет производства трудящихся классов; и что все, что он потребляет, отобрано у производителей» (Comte, 1817, 29-30). Социальная эффективность в данном случае определяется как раз­ница между произведенным данной организацией общественным про­дуктом и затратами общества на ее содержание. Безусловно, такая трак­товка термина связана с предыдущей, однако она должна быть рассмот­рена как вполне самостоятельная, поскольку предусматривает более частный уровень анализа. Ж.-Э. Лейн писал по этому поводу: «Говоря об эффективности, мы должны отделить вопрос, какой из этих двух ме­ханизмов является наиболее эффективным, от вопроса, в какой мере бюро или политические программы должны наиболее эффективно орга­низовывать свою деятельность» (Цит. по: Сморгунов, 1998, 26)

Однако все вышеприведенные подходы актуализируют проблему распределения ресурсов и методологически ближе к политической эко­номии или менеджменту организаций (в последнем случае). Поэтому попытаемся дать собственное определение понятия «социальная эффек­тивность».

Социальная эффективность — это функция минимизации тран-сакционных издержек. Она непосредственно связана с эффективной работой механизма координации социальных взаимодействий. Наш подход к концептуализации понятия «социальная эффективность» стро­ится на следующих основных предпосылках:

• социальная эффективность администрации заключается в уменьшении на макроуровне политической неопределенности, форму­лировке четких «правил игры» и контроле за их исполнением;

• социальная эффективность тем выше, чем больше вложения общества в наращивание потенциала государства, определяемого как «способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия» (Государство в меняющемся мире. Отчет всемирного банка, 1997, 9); при этом важно подчеркнуть, что речь идет не о количе­ственном экстенсивном увеличении мощи государства (бюрократиче­ского аппарата, армии, полиции и т.д.), а о поиске качественно иных способов организации административно-государственного управления;

• ключевым способом повышения потенциала государства и со­ответственно социальной эффективности как результата использования этого потенциала, является создание эффективной системы норм и пра­вил, проясняющих социальные взаимодействия и ограничивающих рис-
——119——

ки различного рода. (В этом случае нас интересует влияние на эффек­тивность государственной политики и экономики неэкономических факторов, определяемое через величину трансакционных издержек. Со­ответственно, чем выше социальная эффективность, тем меньше затра­ты общества на трансакционные издержки (издержки обмена). Для со­временных постиндустриальных обществ вопрос возрастания трансак­ционных издержек стоит достаточно остро, так как их рост определяет­ся ростом сложности контрактных отношений, углублением разделения труда, увеличением количества инноваций. Не менее (а пожалуй, даже более) актуален он для так называемых переходных обществ, в особен­ности России и стран бывшего СССР. Здесь рост трансакционных из­держек определяется, скорее, иными причинами: потерей ориентиров социального взаимодействия, исключительно низким уровнем доверия к правительству, политикам, деловым партнерам, неразвитая информаци­онная система и т.д.)

Данное определение имеет по крайней мере три преимущества. Во-первых, оно позволяет оценивать социальную эффективность вне зави­симости от уровня анализа: на уровне сообществ государств, отдельных национальных государств, организаций, их подразделений и т.д. Во-вторых, оно в значительной степени позволяет избежать идеологиче­ской окраски, оставаясь нейтральным по отношению к различным фор­мам координации взаимодействий рынку, иерархии и прочим. Наконец, в-третьих, оно одинаково применимо к оценке управления как в част­ном, так и в общественном секторах.

Изменение акцентов в административно-государственном управле­нии с процесса и правил на качественное удовлетворение потребностей клиентов повлекло за собой введение новых индикаторов эффективно­сти административно-государственного управления: уровня удовлетво­рения граждан предоставляемыми услугами, уровня доверия к цен­тральному правительству и местной администрации, степени вовлече­ния в процесс принятия решений и т.д. Это, в свою очередь, потребова­ло изменений управленческой культуры и формирования нового стиля работы.
В качестве итога данной главы можно отметить, что исследование эффективности государственного управления как в России, так и за ру­бежом складывается в конце XX в. как самостоятельное научное на­правление, в котором при различии подходов имеется ряд общих поло-
——120——

жений и исследовательских тенденций: признание инноваций в сфере административно-государственного управления как ключевого фактора повышения ее эффективности, необходимость перемещения внимания исследователей с технико-экономических сфер реформирования на со­циально-политические, признание за последними более высокого по­тенциала развития, необходимость концептуализации понятия «соци­альная эффективность» и поиск методов ее измерения и, наконец, поиск моделей социально-эффективного государственного управления.

Источник

ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Объективация государственного управления, как уже отмеча­лось, имеет разнообразные проявления, которые только в совокуп­ности дают комплексный результат управления, приносящий тот или иной эффект. Логично, что в таких условиях определить ре­зультат управления и оценить приносимый им эффект весьма сложно. Нужны известные критерии, на основании которых мож­но было бы измерять объективацию управления и высказывать по поводу нее достоверные и обоснованные суждения. Это тем более необходимо, поскольку в обществе, среди людей весьма распро­страненными являются субъективистские («вкусовые») подходы к государственно-управленческим явлениям. И если для определе­ния длины или веса есть эталоны — метр и килограмм, то на управ­ление почти у каждого свой взгляд, причем непременно «истин­ный».

В опубликованных ранее работах автора данного издания выде­лялось несколько уровней критериев социальной эффективности государственного управления, которые в известной степени отра­жают и раскрывают результаты и эффекты управления. О них и пойдет речь в данной теме. Хотелось бы обратить внимание на то, что это — критерии не экономической эффективности, о которых в основном пишут, а именно социальной, т.е. критерии, которые носят обобщающий характер и раскрывают управленческие явле­ния и их качества с точки зрения вклада в историческое существо­вание страны и ее народа, в реальное самочувствие и благополучие людей.

Наиболее обобщающий и определяющий класс составляют крите­рии общей социальной эффективности государственного управле­ния, раскрывающие результаты функционирования системы, т.е. совокупности субъекта и управляемых объектов государственного управления, либо, иными словами, управленческой системы. Такие критерии, с одной стороны, объективно связаны с потребностями, интересами и целями общественного развития (как общенацио­нального, так и регионального), а с другой — дают возможность ви­деть (и измерять) достигаемую посредством государственного управ­ления меру удовлетворения (осуществления, реализации) искомых (назревших) потребностей, интересов и целей. На их основе можно определить самое главное: связанность государственного управле­ния и общества и подготовленность первого к обеспечению динами­ки и гармоничности состояния и развития последнего.

Следует особо подчеркнуть в противовес моде последних лет, что эффективность управления (любого!) вовсе не состоит в постановке все новых и новых проблем, тем более в острой, драматизируемой, противоборствующей форме, чем заняты власть имущие и стремя­щиеся к ней. Одни продуцируют перманентные реформы без подве­дения итогов хотя бы одной, другие критикуют, но не предлагают что-то реальное. Скорее, наоборот, сам факт возникновения той или иной проблемы, даже доведенной до кризиса, не всегда является, как показывает история, следствием закономерных процессов развития (можно развиваться и без трагедии), но чаще всего быва­ет результатом того, что вовремя не были замечены новые потреб­ности, интересы либо условия и факторы общественной жизнедея­тельности. В большинстве случаев, за исключением разве что при­родных аномалий либо экстремальных ситуаций, не зависящих от людей, как раз слабость, инертность, косность, злонамерен­ность, бездарность, некомпетентность органов управления, а в них конкретных лиц, выступают причинами и самих проблем, и степени их обострения, и глубины поражающего влияния на об­щество. И хорошо, конечно, что управление (его компоненты) ви­дит (обнаруживает) проблемы и обосновывает пути и средства их разрешения, но еще лучше, когда оно выявляет проблемы в самом их зародыше, профилактирует их и не допускает разрастания.

Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть фото Что такое социально значимые результаты государственного управления. Смотреть картинку Что такое социально значимые результаты государственного управления. Картинка про Что такое социально значимые результаты государственного управления. Фото Что такое социально значимые результаты государственного управления

Для этого крайне необходимо, чтобы государственное управление (прежде всего и больше всех) постоянно и объективно изучало, ана­лизировало и оценивало развитие общественных, коллективных и индивидуальных потребностей, интересов и целей и находило сред­ства, ресурсы и рациональные формы их осуществления. С точки зрения рациональности и эффективности государственного управ­ления очень важно, чтобы удовлетворение потребностей и решение порождаемых ими проблем происходило с должной полнотой и в надлежащее время, при оптимальном использовании обществен­ных ресурсов, устойчивым, надежным и необратимым образом. Плохо, когда потребность или проблема отодвигается на задний план, загоняется «в угол», ведь она рано или поздно все равно выйдет оттуда и заявит о себе так, что весьма болезненно отразится на обществе.

Критерии общей социальной эффективности и призваны выво­дить государственное управление на потребности и проблемы обще­ства и характеризовать, управленческий уровень их разрешения. Они логично включают в себя не только результаты общественного (совокупного) производства, но и социальные последствия потреб­ления соответствующих продуктов (материальных и духовных), не только экономические явления, но и социальные (в узком смысле слова), духовно-идеологические, психологические, политические, исторические, экологические, демографические явления, короче говоря, весь спектр явлений, отношений и процессов, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что социальный эффект, на который призвано ориентироваться го­сударственное управление, предполагает не только постоянно вос­производящийся уровень функционирования управляемого явле­ния, процесса, отношения, но и наличие, сохранение в последнем источников и тенденций активного повышения достигнутого уров­ня, т.е. обеспечение его развития.

К повсеместно применимым критериям общей социальной эф­фективности управления можно отнести:

а) уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;

б) темпы и масштабы прироста национального богатства, исчис­ляемые по методике ООН;

в) уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу насе­ления и с разбивкой доходов различных категорий, а также в срав­нении со стандартами развитых стран;

г) упорядоченность, безопасность и надежность общественных от­ношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным резуль­татом.

Существует методика Всемирного банка (стандартные индикато­ры, критерии, показатели), по которой определяется развитие раз­ных стран и их сравнение между собой:

1. Картина мира: основные экономические показатели, качество жизни (долголетие, образованность и уровень жизни).

2. Население: народонаселение и трудовые ресурсы; бедность; распределение доходов и потребления; образование; здравоохране­ние.

3. Окружающая среда: землепользование и сельскохозяйствен­ное производство; водные ресурсы, облесение и заповедные зоны; энергопотребление и выбросы.

4. Экономика: динамика экономического роста; структура произ­водства; структура спроса; бюджет центрального правительства;
платежный баланс, счета текущих операций и валютные резервы.

5. Государство и рынок: финансирование в частном секторе; роль государства в экономике; энергетика и транспорт; связь, информа­тика; научно-техническое развитие.

Данные, обобщающие критерии общей социальной эффективно­сти государственного управления в той или иной стране, дифферен­цируются по сферам и уровням общественной жизнедеятельности внутри стран. Так, если посмотреть на процессы, происходящие в экономике динамично развивающихся стран, то легко обнаружи­вается, что главным здесь выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции. В соци­альной сфере, при сведении всех проблем к какой-то интегрирован­ной, очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом, разумеется, закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. В духовной сфере, по крайней мере среди думающих людей, зреет понимание того, что каждый человек должен разви­ваться физически, нравственно и эстетически и самосостояться как личность свободного, демократического общества. Важное значе­ние для государственного управления приобретают критерии об­щей социальной эффективности, вытекающие из политической сферы. Это, скорее, не критерии для анализа результатов управле­ния, а критерии-средства, показывающие, каким образом, какими формами, методами, применяемыми в управлении, обеспечивают­ся должные показатели развития экономической, социальной и ду­ховной сфер общества. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, средства, в том числе политические, тоже весьма важны для ре­зультатов управления. Нет политики ради политики, есть полити­ка ради общества.

С точки зрения критериев общей социальной эффективности го­сударственного управления, к тому же в начале XXI века, процес­сы, происходящие в России и других государствах на территории бывшего СССР, противоречивы и неоднозначны. По направлениям и тенденциям, по идее, замыслу, мировым парадигмам они явля­ются вроде бы положительными, обоснованными и призванными оправдать возлагаемые на них надежды, но формы и методы их проведения в большинстве случаев таковы, что негативные, разру­шительные моменты длятся слишком долго. Преобразования напо­минают печально известные кампании времен социалистического строительства, типа индустриализации, коллективизации, хими­зации и т.п. Они отличаются порой самодовлеющим характером, несущим цели как бы в самих себе: надо с истинно российским раз­махом, да побыстрее осуществлять разгосударствление, приватиза­цию, конверсию, акционирование, передел собственности и т.п. Со­циальные же результаты всех этих мер, в том числе и близкие, на­блюдаемые простым глазом на каждом шагу, мало волнуют многие государственные структуры. Идет убаюкивание общества завере­ниями в том, что, мол, в будущем потери будут компенсированы и экономический рост России гарантирован.

Но если оборудование не обслуживается годами, заводские зда­ния и коммуникации ветшают, научно-конструкторские, техноло­гические и производственные коллективы разбредаются куда глаза глядят, если нет целенаправленной подготовки новых поколений квалифицированных работников и всего того, что понадобится в будущем, то при любых формах собственности и экономических регуляторах только на восстановление утраченного и разрушенно­го потребуются большие ресурсы и время, которые будут, естест­венно, отобраны у развития. Кстати, остальной-то мир не стоит на месте и не ждет, когда же мы поумнеем. Поэтому критерии общей социальной эффективности государственного управления должны применяться не только к будущему, которое — увы! — никому не ведомо, и не только к прошлому, которое легко критиковать, осуж­дать и пр., но нельзя никак переделать, но прежде всего к настоящему, когда еще есть шанс своевременно обнаруживать ошибки, заблуждения, обман и что-то изменять к лучшему. Рано или позд­но, но все равно надо будет прийти к такому положению, при кото­ром бы критерии общей социальной эффективности государствен­ного управления действовали постоянно и использовались для из­мерения и оценки государственной политики, управленческих решений и действий. В частности, речь идет и о том, чтобы выбрать такой способ проведения реформ, при котором создание нового ка­чества не приводило бы к потере и снижению уже достигнутого уровня жизни людей либо состояния воспроизводственных процес­сов. В этом коренное отличие реформ от революций и войн, несу­щих с собой несчастья и бедствия. Повседневное соотнесение полу­чаемых результатов государственного управления с критериями его общей социальной эффективности позволяет видеть смысл и значение управленческих усилий, социальную ценность, актуаль­ность и действенность самого управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *