Что такое социальное направление в школе
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Методички Педсовета
01 января 2020 • 11:35
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Общекультурное:
Общеинтеллектуальное:
Духовно-нравственное:
Социальное:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Направление: социальное.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Направление: социальное.»
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Приложение к ООП НОО
курса внеурочной деятельности
2020-2021 учебный год
учитель начальных классов
курса внеурочной деятельности
2020-2021 учебный год
Программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 2 классов на основе Закона об образовании РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 2020-2021 учебный год. Общее количество часов – 68, из расчета 2 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Школа добрых дел» обучающиеся на ступени начального общего образования:
— получат возможность разносторонне раскрыть индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;
-развить у детей интерес к различным видам деятельности;
-желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;
-умению самостоятельно организовать своё свободное время;
— создание условий для развития познавательных способностей школьников, их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности;
— создание условий для формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
Выпускник получит возможность научиться:
— навыкам общественно-полезной деятельности;
-формированию способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
-развитию организационных и коммуникативных компетенций, механизмам эмоционально-волевого регулирования поведения, основам личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
— проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
— включение в общеполезную социальную деятельность;
— положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
-приобретение школьником социальных знаний;
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-приобретение навыков групповой работы;
— получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения: о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
-способность регулировать собственную деятельность;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
— совершенствование в умениях слышать себя и других;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Регулятивные универсальные учебные действия
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Выпускник получит возможность научиться:
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;
— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
— активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные универсальные учебные действия
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Выпускник получит возможность научиться:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-донести свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема № 1 Учимся жить вместе. (8ч)
Беседа об индивидуальности и неповторимости каждого человека. Умение понимать и уважать окружающих людей. Игры на сплочение коллектива.
Беседа о планах на будущее, способах реализации этих планов. Конкурс рисунков о мечте. Выставка рисунков.
Подготовка к защите своего проекта. Хобби, мои увлечения. Презентация своих увлечений.
Знать формы и правила защиты проекта.
Защита проекта. Защищать проект. Отвечать на вопросы.
Беседа о ценностях семьи. Изображение своей семьи (рисунок, поделка).
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Составление генеалогического древа.
Семейные традиции, праздники. Обсуждение семейных дат, чем они важны. Составление классного календаря. Проект «Моя семья».
Беседа об окружающем мире (людях, животных, растениях), о бережном отношении к тому, что тебя окружает.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.
Рассмотрение понятия «ответственность» и способах развития у себя этого качества. Учение как основной труд и обязанность школьника. Прилежание и старательность в учении и труде.
Понятия «труд», «дело», «безделье», «лень». Значение труда в жизни людей. Труд и лень в сказках. Сказка «Сказка про лентяя Ваню».
Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе.
14. Об обидах и причинах обид.- 2ч.
Обсуждение жизненных ситуаций, их инсценировка.
Понятие «эгоизм». Беседа об эгоизме. Обсуждение жизненных ситуаций.
Правда и ложь в отношениях между людьми. Игра «Правда – ложь».
Тема № 3 Как стать хорошим человеком- (14ч)
Беседа о том, что такое характер. Упражнения в развитии у себя тех или иных черт характера.
Беседа на тему «Как и за что меня можно похвалить».
Беседа о жадности. Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка».
Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Стихотворение «Дружный класс». Кластер «Правила крепкой дружбы».
Душевность и бездушность в отношениях между людьми. Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…».
Доброе, терпимое отношение к старшим. Помощь и забота по отношению к старшему поколению. Изготовление сувениров и подарков бабушкам и дедушкам.
Выбор полезной поделки, которая может помочь кому-нибудь. Изготовление данной поделки. Презентация.
Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок первоклассникам.
Труд – полезная деятельность, безделье – предмет осуждения. Умение рационально распределять время для труда и отдыха. Изготовление полезных приспособлений для удобства.
Доброе, терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями. Помощь и забота по отношению к ним.
Беседа о помощи людям с ограниченными возможностями.
Изготовление сувениров ветеранам.
Встречаем весну. Беседа о весне. О признаках наступления весны. О том, как помочь животным и растениям после зимы.
Помощь людей птицам. Значимость соблюдения правил поведения в лесу, на реке.
Изготовление гнёзд. Встречаем весну
Тема №5 Школьный этикет.- (12ч)
Беседа о правильном поведении в школе. Выставка рисунков о правильном поведении.
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Дежурство.
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Уход за растениями, находящимися в классе.
Ремонт книг. Роль книги в жизни человека. Правила бережного отношения к книгам. Стихотворение « Как мы жили бы без книг?». Ремонт книг.
33. Поделка для будущих первоклассников.- 2ч.
Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок для будущих первоклассников. Выставка поделок.
34.Чему мы научились в «Школе добрых дел»?- 2ч
Моральные нормы и правила поведения. Итоговое занятие. Игры. Тест на знание правил поведения в общественных местах. Конкурс рисунков.
Возможности реализации социального направления в рамках внеурочной деятельности
Социальное направление
PPT / 33.71 Мб
Возможности реализации социального направления в рамках внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности является социальное направление. Главное назначение данной деятельности: формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. На занятиях во внеурочной деятельности дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.
Вторая половина учебного дня
Вторая половина учебного дня, выходные дни
Учреждения дополнительного образования
Данное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.
Вторая половина учебного дня
подготовка: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др. («Вклад моей семьи в ВОВ» и
учебно – познавательные: литературно-музыкальная композиция « Имя твоё не забыто, подвиг твой бессмертен » встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности
Волонтёрская деятельность: шефство: выход на дом к ветеранам «Подари радость людям»
Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков и пришла к выводу, что ещё очень много нужно сделать воспитателям, учителям, родителям, чтобы воспитать в детях нравственные чувства, вести их к подлинной духовности. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенности в себя, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами, требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше
Формы внеурочной деятельности по направлениям
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в ее девяти видах:
1)Спортивно – оздоровительное направление реализуется через посещение спортивных секций,организации экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками, динамические паузы и прогулки в начальной школе, участие в спортивных соревнованиях, работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Спортивно- оздоровительное направление внеурочной деятельностисоздает условие для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
2)Духовно-нравственное направление реализуется через этические беседы тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; экскурсии. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея. Выставки рисунков. Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница». Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Целью этого направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
3)Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Данное направление решает такие задачи, как формирование навыков научно-интеллектуального труда, развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения, овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, обогащение словарного запаса учащихся научными понятиями, формирование у детей мировоззрения, функциональной грамотности. Реализуется через такие формы как предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые, проектная деятельность, участие в научно-исследовательских конференциях, разработка проектов к урокам.
4)Общекультурное направление ориентирует детей доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие у ребенка эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Реализуется через организацию экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
5)Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: игровые, трудовые умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Формирует чувство ответственности за свои поступки и уверенности в своих силах, формирование таких ценностей, как познание. Истина, целеустремленность, разработка и реализация детьми учебных проектов. Данное направление реализуется через проведение субботников, работа на пришкольном участке. разведение комнатных растений и уход за ними, акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
o Беседы на различные темы
Трудовые формы внеурочной деятельности- В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
o Работа на пришкольном участке
o Работа по оформлению и уборке кабинета
o Уход за комнатными растениями
o Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
o Помощь школьному библиотекарю
o Трудовые десанты
Игровые (досуговые) формы работы- Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
o Совместные праздники
o Подготовка концертов, спектаклей
o Неделя театра, танца, вокала
o Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
o Туристические походы
o Экскурсионные прогулки в парк
o Экскурсионные поездки
Психологические формы-В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.