Что такое социальное направление внеурочной деятельности
Социальная направленность во внеурочной деятельности
В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.
Просмотр содержимого документа
«социальная направленность во внеурочной деятельности»
Социальное направление внеурочной деятельности.
Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия такие как:
самоуправление в классе;
социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле,
акции, организованной взрослым);
В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание.
Социальное направление также затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей,
Особое значение имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Таковы основные особенности социальной направленности внеурочной деятельности детей, развивающихся в условиях школы – интерната.
Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;
формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
укрепление доверия к другим людям
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач
формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнёра высказываний; формулирование вопросов;
воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;
адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;
использование адекватных средств общения для взаимодействия с партнером
формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
Уровни результатов социального направления.
Первый уровень (1 класс)
Второй уровень(2-3 классы)
Третий уровень(4 – 5 классы )
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Школьник ценит общественную жизнь
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать, передавать те законы, по которым живет взрослый мир (различные соц. роли, межличностные отношения). И эта передача происходит всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.
Дает установку на развитие потенциала всех детей
Ориентирует на социальное «закаливание» детей
Уравнивает баланс между интеллектуальным и социальным становлением личности, предотвращает дисгармонию личностного развития
Предусматривает конкретные действия – шаги ребенка как первичной стратегии социального поведения «Теория малых дел»
Активизирует социальный опыт, формирует витагенный опыт младшего школьника, вырабатывает иммунитет на социальную приемлемую обществом практику
Развивает открытую педагогическую систему диагностики ученика: диагностика предназначена для обсуждения всеми субъектами образования как приглашение к разговору и сотрудничеству.
выявление склонностей, способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;
создание благоприятных условий для становления самостоятельности и развития способности к самоорганизации.
Критерий – внешние показатели личностных проявлений и взаимодействий с внеучебной средой как результат способности проектировать свою жизнедеятельность.
Обучающийся инфантилен, не проявляет интереса, явных достижений, демонстрирует единичные результаты, пробы носят случайный характер
Обучающийся самостоятельно или с незначительным вмешательством взрослых формирует ближайшие и отдаленные цели, осуществляет рефлексию, пытается реализовывать свои задатки, но явной демонстрации личной идентификации не происходит
Обучающий демонстрирует способность владеть большей частью критериев и открыто демонстрирует свои задатки и витагенный опыт, самостоятелен в своих выборах, имеет широкий спектр социальных практик, выступает инициатором дела, видит перспективу и идет к намеченным целям
В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Цели КТД: развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.
Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.
Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения друг с другом.
Реализовать и развить свои способности;
Выявление потенциала лидеров.
Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.
Проявить организаторские умения;
Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.
Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.
Приобрести навыки проектирования;
Формировать способности к рефлексии (анализу)
стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в деятельности.
стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.
стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в деятельности.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
Цель – создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся; создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о явлениях социальной сферы жизни,
формировать целостный, обобщенный «образ мира»;
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве,
развивать критическое и творческое мышление.
Уметь делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности;
Уметь проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат
Уметь решать интересные проблемы
Находить способ решения проблемы, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
умение работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда
Модель выпускника младшего школьника.
Качества, способствующие становлению младшего школьника:
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
по тематике соц.направленности
Тематика по социальной направленности
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Направление: социальное.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Направление: социальное.»
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Приложение к ООП НОО
курса внеурочной деятельности
2020-2021 учебный год
учитель начальных классов
курса внеурочной деятельности
2020-2021 учебный год
Программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 2 классов на основе Закона об образовании РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 2020-2021 учебный год. Общее количество часов – 68, из расчета 2 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Школа добрых дел» обучающиеся на ступени начального общего образования:
— получат возможность разносторонне раскрыть индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;
-развить у детей интерес к различным видам деятельности;
-желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;
-умению самостоятельно организовать своё свободное время;
— создание условий для развития познавательных способностей школьников, их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности;
— создание условий для формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
Выпускник получит возможность научиться:
— навыкам общественно-полезной деятельности;
-формированию способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
-развитию организационных и коммуникативных компетенций, механизмам эмоционально-волевого регулирования поведения, основам личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
— проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
— включение в общеполезную социальную деятельность;
— положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
-приобретение школьником социальных знаний;
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-приобретение навыков групповой работы;
— получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения: о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
-способность регулировать собственную деятельность;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
— совершенствование в умениях слышать себя и других;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Регулятивные универсальные учебные действия
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Выпускник получит возможность научиться:
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;
— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
— активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные универсальные учебные действия
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Выпускник получит возможность научиться:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-донести свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема № 1 Учимся жить вместе. (8ч)
Беседа об индивидуальности и неповторимости каждого человека. Умение понимать и уважать окружающих людей. Игры на сплочение коллектива.
Беседа о планах на будущее, способах реализации этих планов. Конкурс рисунков о мечте. Выставка рисунков.
Подготовка к защите своего проекта. Хобби, мои увлечения. Презентация своих увлечений.
Знать формы и правила защиты проекта.
Защита проекта. Защищать проект. Отвечать на вопросы.
Беседа о ценностях семьи. Изображение своей семьи (рисунок, поделка).
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Составление генеалогического древа.
Семейные традиции, праздники. Обсуждение семейных дат, чем они важны. Составление классного календаря. Проект «Моя семья».
Беседа об окружающем мире (людях, животных, растениях), о бережном отношении к тому, что тебя окружает.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.
Рассмотрение понятия «ответственность» и способах развития у себя этого качества. Учение как основной труд и обязанность школьника. Прилежание и старательность в учении и труде.
Понятия «труд», «дело», «безделье», «лень». Значение труда в жизни людей. Труд и лень в сказках. Сказка «Сказка про лентяя Ваню».
Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе.
14. Об обидах и причинах обид.- 2ч.
Обсуждение жизненных ситуаций, их инсценировка.
Понятие «эгоизм». Беседа об эгоизме. Обсуждение жизненных ситуаций.
Правда и ложь в отношениях между людьми. Игра «Правда – ложь».
Тема № 3 Как стать хорошим человеком- (14ч)
Беседа о том, что такое характер. Упражнения в развитии у себя тех или иных черт характера.
Беседа на тему «Как и за что меня можно похвалить».
Беседа о жадности. Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка».
Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Стихотворение «Дружный класс». Кластер «Правила крепкой дружбы».
Душевность и бездушность в отношениях между людьми. Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…».
Доброе, терпимое отношение к старшим. Помощь и забота по отношению к старшему поколению. Изготовление сувениров и подарков бабушкам и дедушкам.
Выбор полезной поделки, которая может помочь кому-нибудь. Изготовление данной поделки. Презентация.
Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок первоклассникам.
Труд – полезная деятельность, безделье – предмет осуждения. Умение рационально распределять время для труда и отдыха. Изготовление полезных приспособлений для удобства.
Доброе, терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями. Помощь и забота по отношению к ним.
Беседа о помощи людям с ограниченными возможностями.
Изготовление сувениров ветеранам.
Встречаем весну. Беседа о весне. О признаках наступления весны. О том, как помочь животным и растениям после зимы.
Помощь людей птицам. Значимость соблюдения правил поведения в лесу, на реке.
Изготовление гнёзд. Встречаем весну
Тема №5 Школьный этикет.- (12ч)
Беседа о правильном поведении в школе. Выставка рисунков о правильном поведении.
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Дежурство.
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Уход за растениями, находящимися в классе.
Ремонт книг. Роль книги в жизни человека. Правила бережного отношения к книгам. Стихотворение « Как мы жили бы без книг?». Ремонт книг.
33. Поделка для будущих первоклассников.- 2ч.
Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок для будущих первоклассников. Выставка поделок.
34.Чему мы научились в «Школе добрых дел»?- 2ч
Моральные нормы и правила поведения. Итоговое занятие. Игры. Тест на знание правил поведения в общественных местах. Конкурс рисунков.