Что такое социальное партнерство в образовании

Виды и формы социального партнерства в сфере образования

Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть фото Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть картинку Что такое социальное партнерство в образовании. Картинка про Что такое социальное партнерство в образовании. Фото Что такое социальное партнерство в образовании

Дата публикации: 02.06.2020 2020-06-02

Статья просмотрена: 3048 раз

Библиографическое описание:

Хусаинова, С. В. Виды и формы социального партнерства в сфере образования / С. В. Хусаинова, А. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 570-572. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70979/ (дата обращения: 26.12.2021).

Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что сегодня деятельность профессиональной образовательной организации все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, поэтому особо значимым становится система взаимодействия с социальными партнерами, не только с целью получения материальной поддержки, но и, прежде всего, с целью развития профориентационной работы со студентами.

Проблема исследования заключается в том, что вопросы социального партнерства в образовании, как правило, выступают предметом изучения педагогической и экономической отрасли знания, оставляя за рамками исследования социолого-управленческий аспект организации гармоничного социального взаимодействия в процессе развития профессионального образования.

Самыми популярными видами социального взаимодействия в сфере образования сегодня остаются: кооперация; инвестиции; благотворительность; спонсорство; сотрудничество [2, с.147].

Кооперация — в переводе с латыни означает сотрудничество, предполагает объединение и осуществление совместной деятельности ради достижения общих задач. Включаясь в сотрудничество по обоюдному согласию стороны самостоятельно определяют возможность и меру участия в деятельности.

Степень включенности определяется мерой заинтересованности и, как правило, закреплено устным соглашением. Чаще всего такое взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция — это финансовая помощь, состоящая из вкладов физических или юридических лиц. В основе инвестирования — договор или контракт, обязательная составляющая, отражающая личные интересы инвестора и обязательства образовательной организации.

Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений.

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

Спонсорство так же включает ресурсную поддержку, но отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность.

Спонсор оказывает помощь со своей определенной целью. Благотворитель же это «делает просто так». При этом благотворительность носит чаще разовый характер, а спонсорство может стать постоянным или систематическим.

Социальное партнёрство в образовании — это путь его демократизации и обновления [1, с.25].

В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем.

Партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Основные виды совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров представлены в таблице 1. [4, с.57].

Основные виды совместной деятельности образовательной организации исоциальных партнеров

Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

Источник

Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть фото Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть картинку Что такое социальное партнерство в образовании. Картинка про Что такое социальное партнерство в образовании. Фото Что такое социальное партнерство в образовании

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

Формы социального партнерства описаны в ст. 27 ТК РФ. Постатейный комментарий к ст. 27 ТК РФ см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

Формами социального партнерства становятся:

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям».

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс:
К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся. Читайте статью в К+, получив пробный демо-доступ бесплатно.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

Источник

Статья «Социальное партнёрство как способ повышения качества образования»

Эффективное социальное партнёрство

как условие повышения качества образования.

Елена Васильевна Мальцева,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 148 Купинского района, Новосибирской области.

Процессы управления воспитательной деятельностью в системе управления качеством образования позволяют нам создавать предпосылки для выработки новых форм и целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем российского образования. Развитие интереса к обучению невозможно без воспитания. Два этих процесса неразрывно следуют один за другим. Мир чувств и эмоций пронизывает все стороны нашей жизни – отношение с другими людьми, нашу деятельность, общение и познание. Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к родине, к семье, к самому себе. Поэтому важным для нас является зажечь и поддержать в учениках интерес к образованию, различным видам деятельности. В этом случае необходимо включение социального пространства для реализации цели: повышения качества обучения и воспитания через создание оптимальной среды взаимодействия школы с субъектами образовательного пространства.

Цель взаимодействия с социальными партнерами:

• развивать и совершенствовать межведомственное взаимодействие между учреждениями социума и МБОУ СОШ № 148;

• создавать необходимые условия для участия родителей в воспитательном процессе;

• развивать взаимоотношений с учетом особенностей нашего района и социума

Взаимодействие ОУ с социумом происходит по следующим принципам :

взаимовыгодность и взаимодополняемость,

закрепление интересов в договорных актах;

взаимная ответственность и обязательность выполнения достигнутых договорённостей.

Сотрудничество школы и социума начинается с изучения возникновения проблемы, потребностей субъектов образовательного пространства, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка, выбор партнеров для сотрудничества, выявление взаимных интересов, а также поиска технологий (правил, требований) продуктивного сотрудничества с ними. Разработаны шаги, конкретизирующие и корректирующие процесс взаимодействия.

Шаг 7 . Определение процедуры оценки эффективности взаимодействия.

Разработана карта процесса, которая помогает управлять процессом воспитания

Взаимодействие МБОУ СОШ № 148 и социума.

Цели в области качества:

а) Владелец процесса: педагогический состав МБОУ СОШ № 148, родители учащихся, учащиеся.

б) Администратор процесса: директор школы

Расширение сфер и форм сотрудничества с социальными партнёрами, вовлечение их в совместную творческую, социально-значимую деятельность, такой путь сотрудничества должен быть дифференцированным. Мы ориентируемся на потребности, запросы, особенности работы, единство интересов и целей.

Ценностные ориентиры школы и социального партнерства определяются тем, что главные ценности – сам ребенок, культура, творчество.

Следствием этого является взгляд на образование как на процесс деятельности партнеров (семья, ребенок, педагоги, социальная среда), которые охраняют и поддерживают детство ребенка, сохраняют, передают и развивают культуру, создавая творческую среду для развития индивидуальных качеств ребенка, подготавливая его к жизни в современном обществе и стимулируя индивидуальное и коллективное творчество.

Педагогическая организация процесса обучения и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Деятельность педагогов, в первую очередь, направлена на изучение проблемы или «поля полезности» от социального партнёрства.

Ведущая, ценностная и содержательно определяющая роль принадлежит педагогическому коллективу нашего образовательного учреждения. Мы стараемся формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, района, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть фото Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть картинку Что такое социальное партнерство в образовании. Картинка про Что такое социальное партнерство в образовании. Фото Что такое социальное партнерство в образовании

МЦ Уже много лет мы сотрудничаем с Молодежным центром нашего района. Учащиеся с удовольствием посещают студию исторического бального танца «Прогрессия», клуб «Пограничник», являются активистами молодежного объединения «Свежий ветер». Команды школы ежегодно участвуют в акциях, проводимых МЦ: Стартующий подросток, дебаты, интеллектуальные игры АМКИР, волонтерское движение. Мы видим большую пользу этого сотрудничества: совершенствуются лидерские и организаторские качества ребят, ребята активно включаются в общественную жизнь города, района.

ХРАМ. Духовность сегодня – это основа воспитания личности. Формировать духовно-нравственную личность нам помогает наш местный храм. Педагоги истории, МХК, ОРКСЭ проводят там уроки, а настоятель храма – частый гость на родительских собраниях, мероприятиях школы.

Библиотеки. Развитие интереса и ценностного отношения к художественной литературе и в то же время формирование моральных и нравственных установок – это далеко не все цели нашего взаимодействия с районными библиотеками, детской и взрослой. Читательские конференции, встречи с ветеранами и местными поэтами, библиотечные уроки, праздничные и тематические мероприятия, подготовленные сотрудниками библиотек, формируют у ребят первичные навыки успешной социализации, представления об общепринятых приоритетах и ценностях.

АГРОЛИЦЕЙ, мед. техникум, ВРК (вагоноремонтная компания) Встречи учащихся школы со студентами аграрного лицея и медицинского техникума, с рабочими и сотрудниками ВРК, дни открытых дверей позволяют школьникам сделать свой профессиональный выбор, осознавая важность труда в их будущей взрослой жизни.

МЧС. Взаимодействие будет всегда успешным и принесет положительные результаты только при условии создания безопасного образовательного пространства, которое мы создаем во взаимодействии с органами МВД, ГИБДД, МЧС, ГИМС.

Наша школа развивается, взаимодействует с окружающей средой, использует образовательный и воспитательный потенциал этой среды. Образовательное учреждение несёт сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелёгкие задачи, стоящие перед обществом. Важным условием является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Вся деятельность школы и социума нацелена на результат работы, в котором человеческие ресурсы будут использоваться более эффективно в интересах всех людей, живущих вокруг образовательного учреждения.

Мы видим, как значительно повышается уровень учебной мотивации и качества образования через систематизацию образовательного, воспитательного процесса и сотрудничество с родителями, социумом. Школа становится не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным центром города. Между школой и окружающим сообществом, местной властью и различными организациями установился диалог и взаимовыгодное сотрудничество, направленное на повышение качества образования.

Источник

Социальное партнёрство в образовании

Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть фото Что такое социальное партнерство в образовании. Смотреть картинку Что такое социальное партнерство в образовании. Картинка про Что такое социальное партнерство в образовании. Фото Что такое социальное партнерство в образовании

Учебно-методическое пособие написано для обеспечения учебной дисциплины «Социальное партнерство в работе школьного социального педагога» по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» – «Начальное образование» и «Социальная педагогика» (бакалавриат). Пособие разработано на основе рабочей программы дисциплины (авт. О. М. Дементьева, В. В. Кольтинова). Рассматриваются теоретические и практические вопросы социального партнёрства в системе образования. Может быть использовано при изучении дисциплины «Социальное партнерство в реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания» – 44.04.01 «Педагогическое образование. Профиль: Теории и технологии воспитательной деятельности в начальном образовании. Магистратура». Предназначено для студентов и преподавателей психолого-педагогических вузов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальное партнёрство в образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Развитие системы социального партнёрства в системе образования

§ 1.1. Социальное партнёрство в России: уроки истории и современность 1

Исторически ведущую роль в становлении социального партнёрства в Западной Европе и США играли профсоюзы, собственно это понятие возникло как антитеза социальной революции, способ разрешения противоречий между трудом и капиталом. Однако в конце ХХ в. само понятие существенно расширилось и наполнилось новым смыслом. Речь идёт не столько о взаимодействии профсоюзов, работодателей и государства, сколько в целом о сотрудничестве общественности, предпринимателей и власти. Сегодня смысл социального партнёрства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между различными силами на общественной арене — государством, бизнесом и сообществом некоммерческих организаций и общественных движений — во имя решения социально значимых проблем. Условно их называют первым, вторым и третьим сектором.

Упоминая «первый сектор», обычно не различают государственные органы власти и местное самоуправление. Однако местное самоуправление имеет существенные отличия от центральной власти и собственные цели развития, зачастую более точно отражающие интересы местных сообществ. В последнее десятилетие его роль во всём мире значительно возросла, свидетельством чему стала глобальная тенденция к децентрализации, регионализации и муниципализации 2 социальной политики, нашедшая свое отражение и в нашей стране.

Уничтожение крепостничества, судебная, земская и другие реформы радикально изменили не только экономику, но и весь уклад жизни в России и породили новые масштабные социальные проблемы, прежде всего бедность и массовую миграцию в города. В то время как резко усилились имущественные и культурные контрасты, традиционная система социального попечения — от «дворянских гнёзд» до крестьянской общины — повсеместно разрушалась. Основанная на родственных и общинных связях, патриархальной опеке, она не могла существовать в новых условиях.

Немногочисленные государственные учреждения, входившие в систему общественного призрения, не справлялись с растущей нищетой. Традиционные формы купеческой благотворительности — особенно «слепая» милостыня — не могли спасти положение, зачастую оборачиваясь равнодушием и небрежностью, питая институт профессионального нищенства.

В то же время в России впервые возникли новые силы, обратившиеся к решению социальных вопросов. Это местное выборное самоуправление, общественные движения (научные и культурные общества, движение трудовой помощи), благотворительность промышленников и финансистов.

Реформы пробудили общественное сознание. Получили развитие идеи либерализма — «перехода от крепостного и служивого государства к государству свободному» 5 и формирования самостоятельной и самодеятельной личности как основы гражданского и общественного существования. Способом такого существования стали объединения граждан, созданные в их собственных, независимых от государства интересах. По всей стране появлялись многочисленные общественные организации, занимавшиеся культурными и научными вопросами — от Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга до Общества разумных развлечений г. Самары.

Широкое распространение получило движение трудовой помощи, идеология которого перекликалась со стремлением разночинцев к самореализации через профессиональную деятельность. «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не милости, не даровой помощи» (из отчёта Санкт-Петербургского дома трудолюбия для образованных женщин).

Свой вклад в формирование социального партнёрства внес молодой российский капитал. Имена Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых известны нам как имена меценатов. Но их благотворительность не ограничивалась поддержкой искусства. Например, Варвара Алексеевна Морозова создала широкую сеть благотворительных заведений для рабочих своих мануфактур. В неё входили больницы, аптека, родильный приют, приют для сирот, колыбельная (ясли), богадельни, убежища для хроников (больных хроническими заболеваниями), дом призрения, библиотека. В. А. Морозова выплачивала стипендии для обучения в профессиональных училищах и гимназиях. Благодаря её дару в 50 тысяч рублей открылась первая бесплатная библиотека-читальня им. И. С. Тургенева. Но репутации «филантропки» у Морозовой не было, помощь она оказывала с большим разбором. В целом деятельность семьи Морозовых — пример благотворительности, которая сочетала меценатство и социальную поддержку рабочих, направленную, в конечном счёте, на предотвращение классовых конфликтов.

О чём свидетельствует этот краткий исторический очерк? Чтобы добиться реальных перемен в решении социальных вопросов, общественному, благотворительно-капиталистическому и земскому движениям нужно было соединиться. Но сделать это удавалось только на местном уровне. Создать прецедент взаимодействия различных сил в широком масштабе, на регулярной основе было невозможно в условиях полицейского надзора и некомпетентности властей.

В тех редких случаях, когда массовые и гласные протесты общественности приводили к изменениям в государственных ведомствах, возникало качественно новое явление. Поддержав нововведения законодательными актами, гарантиями автономии для общественных инициатив и субсидиями, государство давало толчок реформе. Возникали конкретные ситуации взаимодействия, которые сегодня можно трактовать как прообраз социального партнёрства.

Примером успешного взаимодействия была реформа народного образования 1915–1916 гг. — первый опыт соединения государственно-реформаторского, общественного, земского и благотворительно-капиталистического начал. По оценке историка, это был «почти состоявшийся интеллектуальный переворот в России».

Педагогическая общественность предлагала множество проектов переустройства школы. Открывались различные частные и общественные учебные и воспитательные заведения — от детских садов до Народного университета им. А. Л. Шанявского. Все они существовали во многом благодаря частным пожертвованиям. Например, в 1911 г. почти треть преподавателей Московского университета покинули его в знак протеста против ограничений университетской автономии. На собранные подпиской и пожертвованиями 2,5 миллиона рублей они организовали независимый Московский научный институт.

Педагогическая общественность даже в союзе с земством и при поддержке частного капитала не смогла осуществить масштабные изменения, пока её не поддержал новый министр просвещения П. Н. Игнатьев.

«К нему в приёмную стали стекаться тысячи записок, проектов от самых разных людей: народных учителей и учащихся, членов попечительских советов, губернских секретарей, купцов. Объединив большие и культурные силы, организовав широкое общественное обсуждение, обобщив сотни предложений, Комитет по реформе средней школы предложил пакет новых законопроектов и нормативных актов».

Реформа включала несколько направлений, прежде всего преобразование средней школы. Ключевой идеей стало ограничение государственного регулирования. Частные учебные заведения были уравнены в правах с государственными учреждениями; земства освобождены от излишнего бюрократического контроля. Реформа касалась как содержания образования, так и вопросов управления и финансирования образования.

Была разработана концепция многонациональной школы, позволяющая учесть культурное многообразие и национальные традиции страны. Комитет по реформе средней школы предложил ввести многовариантное обучение. Для этого в короткий срок (буквально за полгода) были подготовлены новые учебные программы. Они включали необходимый минимум знаний и основные принципы, по которым учителя могли их развивать. Педагогические съезды в 1916 г. показали, что школа была готова к этим изменениям, однако из-за краткого срока проведения реформы, оборвавшейся в 1917 г., значительных практических результатов в этой области достичь не удалось.

Важнейшим новшеством в плане управления явилось привлечение общественности к школьным делам. Были возрождены родительские комитеты, которые занимались организацией кружков и экскурсий, летних занятий с отстающими учениками. В составе родительских комитетов работали комиссии по разработке общественных программ и здорового образа жизни.

Школа, прежде всего начальная школа, получила значительные субсидии; открылись кредиты, к развитию образования были привлечены значительные средства из частных источников.

«Не только пожертвования промышленников и финансистов, но и «малые» деньги российских кооператоров, потребительских и кредитных обществ стали вкладываться в дело развития образования. Причём шлейф культурно-просветительской деятельности тянулся не позади экономической кооперации, а впереди неё, — именно в сфере образования кооперативы активно группировались и объединялись» 10

Образовательная реформа была примером того, как государственному, общественному, земскому элементу, частному и кооперативному капиталу удалось соединиться для решения серьёзной проблемы. Но становление социального партнёрства в России было очень ограничено, а его успехи несоизмеримы с масштабом имевшихся социальных конфликтов. Благотворительность не смогла ликвидировать бедность и сгладить остроту противоречий между предпринимателями и рабочими, помещиками и крестьянами. Социальный конфликт привёл к революции 1917 г.

§ 1.2. Сущность социального партнёрства 11

Партнёрство — система взаимоотношений между партнёрами. В качестве партнёров могут быть отдельные люди, коллективы. При этом цели партнёрства могут быть разными. Партнёрские соглашения могут быть при решении профессиональных, экономических, бытовых, социальных и других задач. Супружеские пары также являются партнёрами, права которых определяются законодательством, но могут быть и иные соглашения между ними.

По своей сути партнёрство носит социальный характер, однако может быть нацелено на достижение определённых целей, характерных различным отраслям общества, сферам жизнедеятельности человека.

Социальное партнёрство — взаимоотношения, устанавливаемые для решения социально ориентированных задач, направленных на развитие отношений в обществе, предоставление социальных услуг населению, реализацию социальной политики государства.

Социальное партнёрство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [ст. 23]. Трудовой кодекс определяет формы социального партнёрства:

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участие работников, их представителей в управлении организацией;

— участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Применительно к социальному партнёрству Закон Московской области определяет следующие понятия:

соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, заключаемый между полномочными представителями работников, работодателей, органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления на уровне Московской области, муниципального образования, отрасли и ином уровне социального партнёрства;

социально-трудовые отношения — совокупность отношений между работниками и работодателями в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В Законе г. Москвы определены:

социальное партнёрство в городе Москве — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти города Москвы, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

стороны соглашений — соответствующие профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, соответствующие объединения работодателей города Москвы, а также органы исполнительной власти города Москвы;

система социального партнёрства — совокупность трёхсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти города Москвы для реализации задач социального партнёрства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в городе Москве, а также правовых актов, регламентирующих порядок и формы взаимодействия, соотношение указанных органов, последовательность разработки и сроки принятия соглашений, коллективных договоров;

социально-трудовые нормативы — единые на всей территории города Москвы показатели объёма и качества удовлетворения основных потребностей работников, возникающих и реализующихся в сфере социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

межрегиональные соглашения по социальному партнёрству с участием города Москвы (далее — межрегиональные соглашения с участием города Москвы), межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы — правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемые между представителями работников города Москвы, представителями работодателей города Москвы, а в случае необходимости финансирования реализации положений соглашения из бюджета города Москвы и Правительством Москвы, и полномочными представителями сторон социального партнёрства одного или более субъектов Российской Федерации;

московское трёхстороннее соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в городе Москве, заключаемый Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы в пределах их компетенции; городские отраслевые (межотраслевые) соглашения — правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определённой отрасли (нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами, отраслевыми объединениями работодателей и соответствующими отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы;

территориальные (окружные и районные) соглашения — правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне территориальных единиц города Москвы;

В документах упор делается на трудовые отношения. В этой связи даны определения субъектам социального партнёрства:

— работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

— работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником;

— представители работников — профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

— представитель работодателя — индивидуальный предприниматель, руководитель организации или уполномоченное им лицо, а также соответствующее объединение работодателей.

Целевая группа — группы людей, объединённых общими признаками, на которых оказывается влияние в процессе решения какой-либо задачи в их интересах. Применительно к социальному партнёрству такой целевой группой может быть любое сообщество людей. Всё зависит от того, какие цели преследуют социальные партнёры в рамках их соглашения. В качестве целевой группы могут быть молодёжь, дети группы риска, пожилые люди, работники предприятия и т. д.

Часто социальное партнёрство рассматривается в контексте способа разрешения конфликтов между работниками и работодателями как путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений. При этом в качестве третьей стороны участвуют профсоюзы. Подобной практики во многих странах, когда на равноправной основе объединяются представители государства, работодатели и профсоюзы, решая социальные и производственные проблемы, рассматривая условия, содержание, формы деятельности, положения различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев населения.

В результативности социального партнёрства важную роль играет государство. Именно государство даёт гарантии устойчивости партнёрских отношений, принимая законы и иные нормативно-правовые акты, формирующие правила и процедуры социального партнёрства, определяя правовое положение его участников, выступает в качестве посредника при разрешении различных конфликтных ситуаций между социальными партнёрами. Именно законодательным актом закреплены основные принципы социального партнёрства: равноправие сторон; уважение и учёт интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия на себя сторонами обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность исполнения коллективных договоров, соглашений; контроль над невыполнением принятых соглашений, коллективных договоров;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Также трудовым кодексом установлены формы социального партнёрства:

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Предметом социального партнёрства в сфере социально-трудовой деятельности должны быть отношения по поводу:

а) производства и воспроизводства рабочей силы;

б) формирования и развития системы рабочих мест с целью обеспечения занятости населения;

в) защиты трудовых прав работодателя и наёмных работников;

г) охраны труда в эколого-промышленном значений.

В широком смысле слова предмет социального партнёрства объемлет не только сферу труда и распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, социального страхования и пенсионного обслуживания.

Объект социального партнёрства — все социальные, профессиональные, территориальные, национальные группы, социальные группы и классы в свете их положения в социально-экономической и профессиональной структуре общества с точки зрения их уровня и качества жизни, их потребностей и интересов.

Наиболее существенные черты социального партнёрства:

— субъекты социального партнёрства имеют не только общие, но и принципиально различные, а подчас противоположные социально-экономические интересы;

— это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников, работодателей и властных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в рамках предприятия (объединения);

— важнейший фактор формирования институтов гражданского общества;

— альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений;

— отношения социального партнёрства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их является опора на силовые методы с соответствующей информационной и организационной закрытостью.

Социальное партнёрство как система взаимодействия заинтересованных субъектов функционирует на базе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, которые обеспечивают достижение социального согласия в отношении жизненно важных интересов (направлений).

Принципы социального партнёрства возникли не в результате составления умозрительных схем, а в ходе практических действий по согласованию интересов наёмных работников, предпринимателей и государства. Наиболее полное воплощение они получили в соответствующих конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). Среди них наиболее значимыми являются следующие принципы:

— добровольность и равноправие субъектов партнёрства;

— обязательность исполнения условий договоров и соглашений;

— гуманизм и социальная справедливость;

— толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.

К названным выше принципам социального партнёрства можно добавить, как свидетельствует практика, и другие. Например: принцип разумной достаточности взаимных требований субъектов социального партнёрства, принцип соучастия наёмных работников в управлении предприятием, принцип полномочности субъектов в решении социально-экономических вопросов, и т. д.

Реализация принципов социального партнёрства позволяет обеспечить, в конечном счёте, эффективную слаженную работу в осуществлении социально-экономических задач, стоящих перед предпринимателями, наёмными работниками (профсоюзами) и властными структурами.

Становление и развитие социального партнёрства осуществляется посредством действия его механизма, который являет собой довольно сложное образование структурно-организационных элементов (объекта, субъектов, предмета), методов, средств, тактики, технологий взаимоотношений.

Механизму социального партнёрства присущ постоянно действующий переговорный процесс, его политико-правовое обеспечение и нормативное установление процедур согласования интересов. Механизм социального партнёрства по иерархическим уровням подразделяется на: федеральный, региональный, отраслевой и территориальный.

Критериями эффективности механизма социального партнёрства являются обобщенные показатели достижения общественного согласия в отношении основных целей функционирования предприятия, отрасли, территории и общества в целом. На практике используется система критериев. Их выбор в реалии связан с положением самих субъектов социального партнёрства в структуре общества, их потребностей и интересов. Например, с позиции органов государственной власти, местного самоуправления критериями эффективности механизма социального партнёрства выступают: достижение согласия между работодателями и наёмными работниками, противодействие разрастанию социальных противоречий между ними, которые могут перерасти в социальные конфликты.

Принципы социального партнёрства. В основе социального партнёрства лежат базовые общие принципы, позволяющие поддерживать взаимодействие. Они создают фундамент партнёрства, и в идеале, последующие события укрепляют такое сотрудничество.

В социальном партнёрстве существуют основные принципы: равноправия, взаимной выгоды, прозрачности, законности, принцип равного доступа к участию для всех представителей секторов, добровольности и обязательности.

Принцип равноправия. Равноправие не означает равенство. Равноправие подразумевает равное право голоса за столом переговоров и признание того вклада, который невозможно оценить в простых денежных величинах или терминах общественной значимости.

Принцип взаимной выгоды. Если все партнёры вносят вклад в совместную деятельность, то они имеют право разделить получаемые выгоды. Здоровое партнёрство направлено на достижение конкретных выгод для каждого партнёра помимо общих преимуществ для всех. Только таким образом партнёрство может обеспечить долгосрочный интерес партнёров и устойчивость сотрудничества.

Принцип прозрачности. Открытость и честность в партнёрских отношениях являются залогом доверия, которое рассматривается как важное условие успеха в партнёрстве. Благодаря прозрачности в работе партнёры также получают возможность полностью отчитаться перед донорами и другими заинтересованными сторонами.

Принцип законности. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов — залог законности в отношениях социального партнёрства. При этом должны быть соблюдены нормы и правила ведения переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений, оформления всех относящихся к социальному партнёрству документов (в том числе протоколов собраний, конференций, заседаний комиссии по подготовке проекта коллективного договора, надлежащее оформление представительства сторон и т. д.).

Нормативная правовая база социального партнёрства существует в виде трёх категорий законов и нормативных правовых актов: статусных законов, налоговых актов и профильных законов, отражающих участие граждан в жизни страны. Законов, регламентирующих деятельность организаций, достаточно много. Из них, определяющих правовые нормы функционирования коммерческих структур и государственных организаций, лишь небольшая часть текстов относится к деятельности некоммерческих организаций.

Принцип доступа к участию всех представителей секторов, который предполагает обеспечение равных стартовых условий, отсутствие избранности и является одной из ключевых характеристик гражданского общества.

Принцип добровольности и обязательности подразумевает, что взаимодействие базируется на внутренних убеждениях каждого участника, с одной стороны, и на выполнении взятых на себя договоренностей — с другой.

Эти основные принципы могут стать отправной точкой в переговорах между потенциальными партнёрами и предшествовать заключению первоначальных соглашений, даже если на последующем этапе они будут заменены новыми принципами, разработанными партнёрской группой. Важно, чтобы все партнёры приняли и согласились следовать тем принципам, которые все партнёры считают для себя приемлемыми.

Социальное партнёрство основывается на следующих постулатах:

— заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;

— объединение усилий и возможностей каждого из партнёров для их реализации;

— конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов;

— стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;

— децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма;

— взаимоприемлемый контроль и учёт интересов каждого из партнёров;

— правовая обоснованность «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия;

— инновационные пути решения социальных проблем. Только при учёте всех интересов партнёров, определения их роли, осознания общей ответственности, личного вклада в общезначимое дело каждого сектора может повыситься эффективность социального партнёрства в решении той или иной проблемы.

Субъекты социального партнёрства Субъектами социального партнёрства являются бизнес, власть и общество.

§ 1.3. Содержание социального партнёрства в системе образования 12

Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнёрства получила развитие после второй мировой воны, окончательно сформировавшаяся в 60–70 гг. ХХ в. Система социального партнёрства была развита в Германии, Швеции, Австрии, наименее развита в США, Японии, Испании и Португалии. В Российской Федерации начала формироваться с начала 1990-х гг. Предпосылки возникновения социального партнёрства: формирование двух основных классов, включающих производственные отношения (собственные средства производства, наёмные работники). При их взаимодействии выявлен противоположный характер их интересов. Интерес наёмных работников состоял в получении постоянных гарантий и высокой заработной платы. Интерес собственников заключался в сокращении издержек на рабочую силу. Наличие двух субъектов социальных отношений, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадали, обусловливали необходимость создания механизма регулирования этих интересов, разработки правовых процедур регулирования трудовых конфликтов. Такой механизм складывался стихийно.

При формировании капиталистических отношений, государство выступало на стороне собственных средств производства. В этих условиях рабочие были вынуждены объединяться. Существовали законы, запрещавшие объединение рабочих. Только в последней четверти XIX в. профсоюзы начинают легальную деятельность. В 1868 г. возникает Британский конгресс тредюнионов. В 1898 г. возникает бельгийский профсоюз. В период 1905–1906 гг. идёт становление профессионального движения в России.

Появляются объединения работодателей. В конце XIX — начале ХХ вв. в индустриально развитых странах начинает формироваться трудовое законодательство: в 1907 г. — в Дании, в 1919 г. — в Швейцарии, в 1915 г. — в Норвегии, 1918 г. — в Германии. Большую роль в формировании социального партнёрства сыграло создание в 1919 г. Международной организации труда (МОТ).

Социальные условия: усиление концентрации капиталистов, рост масштаба производства. Развивается международный социальный труд, появляются трудовые колонии, усиливается экономическая конкуренция на рынках. Забастовки оборачиваются огромными потерями для работодателей. В конце 20–30 гг. ХХ в. развитые капиталистические страны поразил мировой экономический кризис, затем 2 мировая война. Это привело к сокращению позиций собственного капитала в развитых странах, побуждающих к поиску путей заключения компромисса с рабочими. Активизация производственного движения: укрепление международной позиций СССР, распространение советской социалистической системы на страны Европы, начинается освобождение движения в колониальные страны, изменение роли государства в системе социально-трудовых отношений. Следствием изменений явилась разработка социального законодательства. После ВОВ появляется термин «социальное государство». Появилась идеология «государство всеобщего благоденствия». Она включала программы достижения высокого уровня жизни населения путём введения системы минимальных социальных гарантий, регулирующих минимальные заработные платы, программы демографии, экологии. Благодаря усилиям государства в послевоенный период были созданы национальные социально-экономические советы, которые включали представителей 3 сторон: рабочих, предпринимателей, государство. Становление новой системы регулирования социально-трудовых отношений в развитых странах способствует развитию в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур принятия решений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *