Что такое социальное пространство
Социальное пространство
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Социальное пространство» в других словарях:
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО — термин, введенный П. Бурдье в работе Физическое и социальное пространство (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных… … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО — Область с географическими и социальными границами, которая представляет социальную, интерактивную сферу индивида. Социальное пространство человека может со временем перемещаться, поскольку устанавливаются новые отношения, а старые распадаются по… … Толковый словарь по психологии
Социальное пространство — (см. Пространство социальное) … Экология человека
Социальное пространство — воображаемый континуум, имеющий заданное число осей измерения (координат), с помощью которого описывается структура общества … Социология: словарь
Социальное пространство — народонаселение Земли. В социальном пространстве, в отличие от географического, расположенные вблизи друг к другу люди могут быть отдалены огромной дистанцией (П. Сорокин) … Геоэкономический словарь-справочник
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические… … История Философии: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее… … Новейший философский словарь
ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — англ. space, social; нем. Sozialraum. 1. Поле соц. деятельности, включающее совокупность значимых соц. групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении. 2. Представления индивида или группы о своем месте в обществе. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
ПРОСТРАНСТВО — и ВРЕМЯ философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со бытие, сосуществование (в П.), с другой процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их… … Новейший философский словарь
ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — атрибутивная форма существования и развития социально организованной материи (об ва). Как филос. социологич. категория П.с. выражает сосуществование и взаимодействие различн. сторон и моментов соц. бытия, характеризует протяженность, плотность и… … Российская социологическая энциклопедия
Социальное пространство
Философы и социологи под социальным пространством понимают логически мыслимый конструктор, особую среду, в которой осуществляются социальные отношения. В то же время это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нём более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных подпространств (например, поле политики, экономическое поле), владение которыми означает обладание дефицитными благами — капиталом. Распределение различных видов капитала — экономического, политического, культурного, социального, символического и проч. — в социальном пространстве структурирует его. Не используя термин «социальное пространство», по сути, описывают его модели и этапы конструирования К. Маркс, М. Вебер, Э. О. Райт, Ф. Паркин и др.
В социологию категория «социальное пространство» была введена П. Бурдьё в книге «Физическое и социальное пространство». Ф. Тённис рассматривал социальное пространство в контексте общей социологии, которую он определял как науку о человеческой витальности, изучающую взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени.
Г. Зиммель, написавший отдельную работу «Социология пространства», характеризует его как бездейственную форму, существующую лишь благодаря энергии деятельности субъектов. П. А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно П. А. Сорокину, «определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие „точки отсчета“». Т. Парсонс вводит понятия «территориальность» и «резидентное размещение». П. Бурдьё представляет социальное пространство как рационально сконструированную диаграмму, поля властного взаимодействия, движения различных видов капитала (символического и проч.). П. Штомпка, акцентируясь на деятельностной сущности социальных агентов, описывает модель «поля взаимоотношений», объединяющего четыре уровня: 1) идей, верований, дефиниций; 2) норм, предписаний; 3) интеракций; 4) возможностей, или ресурсов.
Натурализм в социологии наделяет социальное пространство свойствами тела, вещества (физической, химической, географической, органической реальности). Последователи активистского подхода рассматривают социальное пространство как пространство человеческой активности, динамического состояния общества, социальной процессуальности. Так, в рамках полевой теории социальное пространство анализируется через совокупность функционально взаимосвязанных силовых полей, формирующихся социальными практиками агентов. Субстанционалисты сводят социальное пространство к субстанциям: индивидам, их совокупностям, объединенным социальными связями. Представители реляционизма анализируют социальное пространство как надындивидуальную реальность, представляющую собой систему структурированных социальных отношений.
Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой — совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения и т. д. Посредством расчленения социального пространства на структурные элементы-позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных субъектов, их статусные позиции.
Социальная структура подразумевает статические аспекты существования социальных форм, которые в социальном пространстве реализуются в динамике конкретных потоков человеческой активности, социальных процессов. Социальный мир, таким образом, представляет собой многомерное пространство с множеством социальных полей, в каждом из которых индивиды и их группы занимают соответствующие позиции, а «вихревые потоки» и «силовые линии» социального пространства и социальных полей направляют потоки активности людей.
Социальное пространство
Из Википедии — свободной энциклопедии
Социальное пространство — один из видов пространства (наряду с физическим и др.); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально связанных между собой.
Философы и социологи под социальным пространством понимают логически мыслимый конструктор, особую среду, в которой осуществляются социальные отношения. В то же время это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нём более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных подпространств (например, поле политики, экономическое поле), владение которыми означает обладание дефицитными благами — капиталом. Распределение различных видов капитала — экономического, политического, культурного, социального, символического и проч. — в социальном пространстве структурирует его. Не используя термин «социальное пространство», по сути, описывают его модели и этапы конструирования К. Маркс, М. Вебер, Э. О. Райт, Ф. Паркин и др.
Г. Зиммель, написавший отдельную работу «Социология пространства», характеризует его как бездейственную форму, существующую лишь благодаря энергии деятельности субъектов. П. А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно П. А. Сорокину, «определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие „точки отсчета“». Т. Парсонс вводит понятия «территориальность» и «резидентное размещение». П. Бурдьё представляет социальное пространство как рационально сконструированную диаграмму, поля властного взаимодействия, движения различных видов капитала (символического и проч.). П. Штомпка, акцентируясь на деятельностной сущности социальных агентов, описывает модель «поля взаимоотношений», объединяющего четыре уровня: 1) идей, верований, дефиниций; 2) норм, предписаний; 3) интеракций; 4) возможностей, или ресурсов. Натурализм в социологии наделяет социальное пространство свойствами тела, вещества (физической, химической, географической, органической реальности). Последователи активистского подхода рассматривают социальное пространство как пространство человеческой активности, динамического состояния общества, социальной процессуальности. Так, в рамках полевой теории социальное пространство анализируется через совокупность функционально взаимосвязанных силовых полей, формирующихся социальными практиками агентов. Субстанционалисты сводят социальное пространство к субстанциям: индивидам, их совокупностям, объединенным социальными связями. Представители реляционизма анализируют социальное пространство как надындивидуальную реальность, представляющую собой систему структурированных социальных отношений.
Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой — совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения и т. д. Посредством расчленения социального пространства на структурные элементы-позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных субъектов, их статусные позиции.
Социальная структура подразумевает статические аспекты существования социальных форм, которые в социальном пространстве реализуются в динамике конкретных потоков человеческой активности, социальных процессов. Социальный мир, таким образом, представляет собой многомерное пространство с множеством социальных полей, в каждом из которых индивиды и их группы занимают соответствующие позиции, а «вихревые потоки» и «силовые линии» социального пространства и социальных полей направляют потоки активности людей.
Этническое пространство
Теория социального пространства П. Сорокина и ее особенности
Понятие социального пространства
Социальное пространство – это место, в котором происходят события, процессы и явления, которые описываются социологом. Данное понятие является основополагающим в теории П. Сорокина.
Идею социального пространства развивали такие исследователи, как Р. Декарт, Т. Гоббс, Г. Зиммель, Ф. Ратцель, Р. Парк, Э. Дюркгейм, Л. Фон Визе, Э. Богардус, Б. Верлен, П. Сорокин, Е. Спекторский и многие другие.
Вместе с тем, наиболее ясная формулировка, включая постановку проблемы, была сформулирована П. Сорокиным, который впервые в 20-х годах XX века высказал мысль о возможностях и необходимости представления всего многообразия происходящих общественных явлений, которые размещены в социальном пространстве и называются свойствами социального пространства, что отражено на рисунке ниже:
В своем труде «Социальная мобильность» 1927 года Сорокин говорит о том, что необходимо очень точным образом описать сущность того, что он понимает в качестве социального пространства и его производных. Во-первых, социальное пространство значительным образом отличается от человеческого пространства.
Люди, которые находятся рядом друг с другом в пространстве геометрическом (например царь и его слуги и рабы), в пространстве социальном отделены друг от друга колоссальной дистанцией. Также и наоборот: люди, которые находятся на далеком расстоянии друг от друга в геометрическом пространстве (например епископы, которые исповедуют одну религию, или братья) могут иметь очень тесную связь в социальном пространстве.
В этой же аналогии, социальное пространство представляет собой определенную вселенную, состоящую из народонаселения планеты Земля. Следовательно, определение положения индивида, либо определенных социальных явлений в пространстве социальном имеет значение определения их (или его) отношений к окружающим людям и иным явлениям социума, которые также взяты за конкретные «точки отсчета».
Непосредственный выбор конкретной «точки отсчета» зависит от людей: ей могут стать либо некоторые люди, либо целые совокупности групп. Для определения социального положения человека, важным является определение его семейного положения, гражданства, национальности, приверженности к определенной религиозной конфессии, профессии, приверженности определенной политической партии, экономического статуса, происхождения и иных значимых фактов.
Таким образом, резюмируя вышеописанное, можно сделать следующие выводы:
Социальное пространство П. Сорокина
Спецификой понимания социального пространства П. Сорокиным являются следующие факторы:
П. Сорокин использует образы социального пространства в качестве вспомогательного средства для качественного отражения явлений стратификации. На сегодняшний день, идея социального пространства используется достаточно активно практически всеми социологическими школами, несмотря на то, что каждая из них наполняет этот конструкт собственными смыслами.
В результате всех исследований, в современной социологии существует соглашение о том, что вся совокупность объектов социального мира, который наполнен людьми, жившими в разных эпохах и обществах представляет собой определенный тип социальной топографии.
По определению концепции П. Бурдье, социология представляет собой вид социальной топологии. В свою очередь, как отмечает П. Сорокин, если великие достижения мыслителей социологии недоступны для повторения, то, во всяком случае, можно удовлетвориться схожестью с ними в мелочах.
Структура социального пространства П. Сорокина
Социальное пространство, согласно П. Сорокину является трехмерным, что соответствует трем осям стратификационных координат: политической, профессиональной и экономической, что представлено ниже на рисунке:
Стратификация – это определенное разграничение групп людей на определенные классы и ранги в порядке иерархии.
Выделение трех координат в социальном пространстве не является случайным. Их нельзя считать исключительно копированием трехмерных систем в физическом пространстве. Причина отсутствия аналогии данных объектов будет разъяснена позже, но сейчас важно прояснить факт того, что трехмерная стратификационная модель появилась не от Ньютона, а от Вебера.
Вебер, аналогичным с П. Сорокиным образом рассматривал общественные диспозиции в трехмерной социальной модели, которое возникло на основе иерархической структуры отношений власти, престижа и собственности, что присуще любому обществу.
Геометрическое пространство Эвклида является трехмерным. Однако оно, согласно позиции П. Сорокина, не является подходящим для того, чтобы описывать социальное пространство. Социальное и геометрическое пространство – это две совершенно различных категории, исходя из чего, если одно из них может быть описано с помощью топографии Эвклида, то второе необходимо описывать какой-либо другой топографии.
Согласно П. Сорокину, социальное пространство является многомерным, так как количество вариантов группирования людей по социальным признакам превышает три, не имеющие совпадений между собой (например, группирование население по признакам принадлежности определенной религии, государству, профессии, национальности, имеющим определенный экономический статус, политическую партию, пол, возраст, происхождение и иные значимые признаки). При этом, непосредственно оси разделения населения по признакам в каждой из этих групп является специфическим, не имеющим совпадений между собой.
Так, оба признака: разнокачественность и многомерность осей приводят к заключению о том, что на самом деле социальное пространство должно обладать отличной от Эвклида метрикой. На рисунке представлен пример многомерного пространства по П. Сорокину, которые соответсвуют социальным признакам:
Социальное пространство
Глава 4. Социальная онтология
Представляя предмет социологии, общество, через систему категорий, социолог неизбежно выходит на два фундаментальных понятия, а именно социальное пространство, где обитают люди, и социальную структуру, которая упорядочивает их взаимоотношения.
Та часть социологии, которая изучает позиции и события в социальном пространстве, именуется социальной онтологией – учением о социальном бытии. Другая часть, занимающаяся особенностями социального познания, называется социальной гносеологией.
Если социальная реальность рассматривается как объективная данность, то социальное пространство – как вместилище для нее. Социальное пространство может экспозиционировать себя в двух формах: статической – как социальная структура, динамической – как социальное поле. Связывает две формы третье состояние – социальная сеть.
Социальную онтологию (в более узком значении) принято именовать также социальной топологией. Идея понимания социологии как своего рода социальной топологии принадлежит П.Бурдье[1].
Социальная реальность, писал П.Бурдье вслед за Э.Дюркгеймом, это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу и вместе с тем определяемых одна через другую, а также по их взаимной близости и отдаленности, по соотносительному расположению на вертикали: сверху или снизу, посередине, выше или ниже[2].
У Э. Гидденса структурная организация — непременное условие устойчивости процесса социальных взаимодействий.
Социальное пространство
Над идеей социального пространства размышляли Р.Декарт, Т.Гоббс, Лейбниц, Ф. Ратцель, Г. Зиммель Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе, Е. Спекторский, П.Сорокин, Б.Верлен, М.Кастельс П.Бурдье, Т. Парсонс, Н. Луман, Ю. Хабермас и др. Наиболее развитые концепции создали П.Сорокин и П.Бурдье.
Понятие социального пространства в научный оборот было введено П. Сорокиным по аналогии с пространством физическим. Эта метафора помогла объяснить явление горизонтальной и вертикальной мобильности.
П.Бурдье считал, что социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства, отображающего отношения дифференциации и распределения в обществе. Агенты действия (индивиды, группы, институты) определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Каждый агент занимает либо отличную от других социальную (политическую, экономическую) позицию, либо сходную с ними. Агенты имеют тем больше общих свойств, чем ближе они в нем расположены, и наоборот. Сходные позиции группируются в классы, а целый класс, т.е. огромное количество похожих или близких положений в пространстве, занимают в нем целую область. Другой класс – и совсем другая часть пространства. В социальной топологии П.Бурдье индивиду нельзя находиться одновременно в двух противоположных частях пространства.
Позиция любого агента в социальном пространстве определяется у П. Бурдье относительно трех полей власти: а) экономический капитал, б) культурный капитал и социальный капитал, в) символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т.д. Агенты располагаются в соответствии с а) суммарным объемом капитала у каждого, б) соотношением различных видов капитала.
Если П.Сорокин требовал не смешивать геометрическое (физическое) и социальное пространство, настаивая на их принципиальном различии, то П.Бурдье выступал за их единство, считая, что социальное пространство не есть некая пустота, где обозначены координаты агентов, но воплотившаяся физически социальная стратификация людей, а дистанция между их позициями — это не только социальное, но и физическое пространство.
Математика понимает под пространством множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д.
Прообразом социального пространства для социологов выступает физическое пространство. Его можно представить как вакуум (вместилище), заполненный материей, свойства которой описываются средствами полевой теории.
В физическом пространстве, которое условно можно изобразить при помощи декартовой системы координат, любое событие или вещь можно выразить абстрактной точкой, из которой на ось ОУ и ось ОХ можно опустить перпендикуляр.
|
Физическое пространство можно изобразить на плоскости при помощи декартовой системы координат. |
Социальным пространством называется совокупность точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей измерения (координат), которые описывают структуру общества. Точки в социальном пространстве называются статусами.
И социальное пространство социологии можно также условно изобразить декартовой системой координат, а все точки такого пространства обозначить как статусы.
Социальное пространство предстает как иерархическая система социальных позиций, каждая из которых соответствует расположению определенной социальной группы. Концепция пространства позволяет определять место индивида или группы в обществе, фиксируя их социальный статус; оперировать понятием социальной дистанции и измерять социальные расстояния; изучать социальные перемещения в горизонтальном и вертикальном плоскостях.
|
Классовые различия в системе координат социального пространства: одно и то же расстояние между объектами, но расположенными по горизонтали и по вертикали будет совершенно разным. |
Итак, в социальном пространстве ось OY выражает социальную стратификацию – расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие неравный доступ к дефицитным благам, а ось ОХ – социальный состав населения, т.е. никак неупорядоченную и неиерархизированную сумму демографических, профессиональных, религиозных и других видов больших социальных групп людей. У осей OY и ОХ в социальном пространстве разные размерность и свойства. Перемещение статуса вдоль оси OY качественно изменяет его содержание. Действительно, ось OY отражает вертикальную мобильность, следовательно, повышение в должности, переход из низшего класса в средний или высший качественно меняют образ жизни и материальные возможности человека. В отличие от этого ось ОХ отражает горизонтальную мобильность, примером которой могут служить переезд из одного города в другой, переход из одной специальности в другую в рамках того же самого класса, изменение вероисповедания и прочие перемены, которые никакие влияют на классовое положение.
|
Гендер и пол в социальном пространстве. Гендер акцентирует социальное неравенство между мужчиной и женщиной (вертикаль), пол – социальные различия (горизонталь). |
Социальное пространство с одинаковым успехом можно изображать как двухмерным, так и трехмерным. Получились три разнокачественные и разномерные (каждая измеряется по-своему) оси координат: социальная стратификация (OY), социальный состав населения (ОХ) и социальные институты (OZ)
Социальный состав населения (ОХ) – это совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными) по возрасту, полу, профессии, религии и т.д.
Социальная стратификация (ОУ) – это иерархически организованное, ранжированное, следовательно, строго упорядоченное множество людей, разделенных на три разных класса: высший средний и низший.
Именно благодаря трехмерному пониманию социального пространства имеем возможность соединить воедино самые разные воззрения на социальную структуру и дать ее наиболее полное, исчерпывающее определение. Основные подходы по этому вопросу, существующие как в зарубежной, так и отечественной литературе, можно свести к следующим: