Что такое социальное взаимодействие ребенка
Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте
Нина Митрофанова
Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте
В современном мире все большее внимание уделяется изучению различных средств развития взаимодействия детей третьего года жизни, так как большинство исследователей отмечает, что именно в этот возрастной период закладываются основы дальнейших межличностных отношений, их специфика.
Общение со сверстниками играет огромную роль в развитии личностных качеств ребёнка. Именно в процессе общения со сверстниками дети получают социальное развитие. Ребёнок знакомится с культурой общения, традициями, ценностями общества, в котором он живёт. В этот период происходит процесс социализации, в процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок раннего возраста учится жить по правилам, учитывая не только свои интересы, но и интересы окружающих. Такое общение, в свою очередь, даёт ребёнку возможность познакомиться с нормами поведения.
Отмечается, что дети в данный возрастной период очень любят подражать взрослым, они внимательно наблюдают за своим окружением и копируют увиденное. Знания, которые демонстрирует взрослый, общаясь с малышом, его навыки и умения, дают возможность ребёнку получить опыт общения с окружающим миром. Общаясь друг с другом, дети делятся полученным от взрослых опытом.
В разных видах детской деятельности необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка. Очень важно научить детей решать поставленные задачи не только самостоятельно, но и совместно со сверстниками. Общаясь со сверстниками, ребёнок учится решать социальные конфликты, преодолевать неудачи. Задачей педагога является создание условий для взаимодействия ребёнка со сверстниками, такое взаимодействие, в своё время, способствует повышению уверенности ребёнка в себе. Ведущим мотивом общения в раннем возрасте является познавательный мотив.
От того, насколько успешно ребёнок пройдёт процесс социализации в раннем возрасте, зависит его дальнейшее социальное развитие. Становление межличностных взаимоотношений лежит в основе социального развития ребёнка. Для создания условий, способствующих взаимодействию детей раннего возраста, можно применять такие формы работы как: дидактические, коммуникативные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Можно создавать проблемные ситуации, для решения которых требуется взаимодействие.
Одна из важнейших развивающих задач ребёнка раннего возраста – это приобретение навыков, которые позволят ему в дальнейшем стать независимым и управлять своими чувствами и эмоциями. Такие задачи могут решаться только в стабильной социально-личностной среде.
Роль социальной среды в развитии ребёнка становится особенно очевидной, когда ребенок начинает посещать детский сад. Расставание с мамой, страх разлуки, новый коллектив, как правило, являются важной вехой в социальном развитии ребёнка. Познание самого себя и осознание того, что другие люди могут иметь другие мысли, желания, ощущения – это задачи третьего года жизни.
Также отмечается, что социально-личностное развитие детей раннего возраста сопровождается речевым развитием. В лексиконе ребёнка появляются такие «социальные» слова, как: все, мы, я. Кроме того, появляются слова, выражающие эмоции (люблю, сладкий, злой, хороший и т. д.).
В период адаптации к детскому саду ребёнок расширят своё социальное пространство. Он адаптируется к новой для себя социальной системе, пытается преодолеть своё разочарование, связанное с расставанием с мамой, знакомится с новыми правилами поведения, вступает в новые отношения с другими детьми и взрослыми. В данный возрастной период дети учатся сотрудничать друг с другом, заявлять о себе, делиться с другими.
В этот период у детей раннего возраста мы можем наблюдать расширение социальных компетенций. Прежде всего, это растущая потребность и способность к сотрудничеству в игре, растущая способность к сопереживанию, а также способность дружить.
В этом возрасте при организации совместных игр необходимо подбирать игры, в которых на первый план выходит взаимное сотрудничество, где результатом игры является достижение общей цели.
Стоит отметить, что дети раннего возраста начинают дружить сначала с товарищами по команде, с тем, с кем они разделяют игрушки или играют вместе. Дети любят играть со старшими товарищами, такие друзья показывают больше сотрудничества в игре и большей взаимности. Согласно проведенным исследованиям, дружба может быть относительно стабильной уже в раннем возрасте.
Таким образом, в процессе общения со сверстниками дети раннего возраста не только получают социальное развитие, но и приобретают навыки общения, знакомятся с культурой поведения в обществе, учатся выходить из конфликтов, управлять чувствами и эмоциями, именно в этот период происходит процесс социализации. Придя в детский сад, ребёнок адаптируется к новой социальной системе, знакомится с новыми для себя правилами поведения, вступает в новые отношения, учится дружить. Необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка, способствовать взаимодействию детей раннего возраста, это можно сделать, используя разные виды игр или создавая проблемные ситуации.
Список использованной литературы:
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
2. Лисина, М. И. Формирование личности дошкольника в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 410 с.
3. Подласый И. Педагогика начальной школы: учебник / И. Подласый. – Litres, 2013.
4. Смирнова Е. О. Развитие общения детей со сверстниками: игры и занятия с детьми раннего возраста: 1-3 года / Е. О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.
Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.
Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.
Конспект НОД во второй младшей группе «Улыбнись и друг с другом подружись» Задачи: 1. Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках. 2. Развивать умение правильно оценивать себя.
Что такое социальное взаимодействие ребенка
Островская Л.В.
магистрант 1 курса педагогического факультета
(научный руководитель – Капалыгина И.И., доцент, кандидат педагогических наук)
СУЩНОСТЬ УМЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрыто понятие социальное взаимодействие дошкольников. Сущностные характеристики данного понятия рассмотрены с философских, социологических, психологических и педагогических позиций. Представлены и охарактеризованы три группы умений социального взаимодействия дошкольников.
В настоящее время отмечается общее усиление интереса исследователей к совместной деятельности как фактору развития индивида. Особую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. При этом, «социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью» [3, с. 260]. Социальное развитие происходит в процессе взаимодействия, сотрудничества ребенка с окружающими людьми и в первую очередь с педагогом (А.Н. Леонтьев [8], М.И. Лисина [9], Д.Б. Эльконин [18]) и др.).
В философии понятие «взаимодействие» является одной из центральной в теории систем, в учении о причинности мира. Оно рассматривается как принцип существования природных и общественных явлений, как феномен связи, воздействия, перехода, развития объектов под влиянием взаимного на другие объекты [15]. В понятии «взаимодействие» фиксируются «прямые» и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами. Взаимодействие является исходным понятием для определения понятий движения, изменения, становления, развития, процесса [15, с 135]. Это не только исходный момент, но и конечный результат познания объективной реальности (Л.П. Буева [2], М.С. Каган [6], Б.Ф. Ломов [10] и др.).
Существует подход, в котором понятие «взаимодействие» рассматривается в широком и узком смысле. Так, в широком смысле взаимодействие означает «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [12, с. 52]. В более узком смысле – это система взаимообусловленных индивидуальных действий, которые являются реакцией и стимулом к действию других участников взаимодействия [12].
В ряде работ взаимодействие выступает в качестве самостоятельного предмета исследования. Одни авторы указывают, что социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов драг на друга, а также организации их совместной деятельности [4]. Существует и другое понятие, в котором социальное взаимодействие рассматривается как система взаимообусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий другого субъекта [7]. С.С. Новикова под социальным взаимодействием видит систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнёра для того, чтобы вызвать определённую ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего [11].
Рассматривая взаимодействие в качестве самостоятельного предмета исследования, выделяют его классификацию по различным категориям (по количеству субъектов взаимодействия, по продолжительности, по характеру, по организованности, по сознательности взаимодействия, по «материи» обмена [14]); типы взаимодействия (адаптация, сотрудничество, соперничество [7; 11]); структуру (индивид или социальная группа, изменения, влияние перемен на других индивидов, обратная реакция индивидов [11]); уровни (межличностное, групповое, социетальные взаимодействия [16]).
В отечественной науке методологическим принципом изучения феномена социального взаимодействия определено его рассмотрение в контексте организации совместной деятельности по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи [13]. Смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности его в некоторую общую деятельность, что позволяет интерпретировать «взаимодействие как организацию совместной деятельности» [18, с. 114]. Взаимодействие «как бы пронизывает совместную деятельность, играя организующую роль» [10, с. 28]. По мнению А.Н. Леонтьева, взаимодействие – это коллективная деятельность, которая рассматривается не со стороны содержания или продукта, а в плане ее социальной организации [8].
Проблема взаимодействия человека с другими людьми изучалась и в связи с проблемой общения, которое рассматривается учеными одной из важных форм социального и межличностного взаимодействия. Общение – это сложный и многогранный процесс, который выступает как связь и отношение между индивидами [6]; как форма коммуникативной деятельности [5]; как процесс воздействия людей на сознание друг друга [17]; как социальное взаимодействие [13]. Рассматривая специфику игры, исследователи выделяют общение как необходимое условие её возникновения и существования в детском обществе [9].
На основании проанализированной литературы, мы можем выработать определение социального взаимодействия, которое будет положено нами в основу рассмотрения сущности умений социального взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Социальное взаимодействие дошкольников – это совместная деятельность детей со сверстниками и педагогом, обеспечивающая полноценное развитие ребёнка, посредством общения, воздействия, взаимодействия.
В энциклопедическом словаре указывается, что умение – это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [15]. Некоторые авторы разделяют умения на два класса — первичные и вторичные. Первичные умения понимаются ими в соответствии с приведенным выше определением и относятся к действиям, а вторичные умения рассматриваются в более широком плане и относятся к деятельности — как умения использовать в сложной деятельности не только знания, но и сформировавшиеся ранее навыки [1, с 60].
Умения социального взаимодействия нами были классифицированы на три группы.
Коммуникативные умения: умение употреблять средства и формы общения; умение вступать, поддерживать, завершать общение; умение говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога; умение общаться в паре, группе, коллективе; умение общаться для планирования совместных действий, достижения и обсуждения результатов, участвовать в обсуждении определённой темы; уместное использование мимики, жестов; умение понимать, осмысливать тему, определять её границы; умение отбирать необходимый речевой материал, располагать его в нужной последовательности; умение строить речь преднамеренно и произвольно.
Поведенческие умения: умение доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение и т.д.; умение правильно обращаться к человеку; умение адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять его намерения и мотивы; умение выполнять просьбы, поручения, оказывать посильную помощь взрослым, сверстнику; умение выражать отказ от чего-либо, несогласие в чём-либо в приемлемой форме, не обижая другого; умение проявлять отзывчивость и содействовать переживаниям других людей; умение сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме; умение подчиняться правилам и нормам, принятым в обществе;
Игровые умения: умение принимать роль в игре; умение выделять правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им; умение выделять игровые действия и взаимодействия, передающие отношения к другим участникам, в соответствии с принятой ролью в игре; умение включаться в разные игровые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с педагогом, сверстниками и действовать в соответствии с новой игровой позицией в игре; умение имитировать определенные отношения между людьми в игре.
Таким образом, с нашей точки зрения социальное взаимодействие необходимо рассматривать как совместную деятельность детей со сверстниками и педагогом, обеспечивающую полноценное развитие ребёнка, посредством общения, воздействия, взаимодействия. Данные умения мы классифицируем на три группы: коммуникативные, поведенческие, игровые.
In the article the concept of social interaction of preschool children. The essential characteristics of the concepts discussed with philosophical, sociological, psychological and pedagogical positions. Presented and described three groups of social interaction skills of preschool children.
Список литературы
1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Мн.: Новое знание, 2004. — 336 с.
2. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. – М.: Мысль, 1978. – 216 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика,1991.– 479 с.
4. Горбунова, М.Ю. Общая социология. Конспект лекций / М.Ю. Горбунова. – М.: Эксмо,– 160 с.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.–Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 405 с.
6. Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиз, 1988. – 315 с.
7. Кухарчук, Д. Социология: конспект лекций / Д. Кухарчук. – М.: Юрайт, 2011. – 192 с.
8. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.:
Педагогика, 1983. – Т. 2. – 392 с.
9. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
10. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 432 с.
11. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 464 с.
12. Психология воспитания / под ред. А.В. Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 152 с.
13. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогка, 1988. – 232 с.
14. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П.А. Сорокин. – М. : Наука, 1994. – 560 с.
15. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 81 с.
16. Харчёва, В.Г. Основы социологии / В.Г. Харчёва. – М.: Логос, 2000. – 302 с.
17. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры.-М.: Новая школа, 2004. – 240c.
18. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1995. – с.
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интересных и сложных проблем психологии и педагогики. Как в традиционной, так и в современной науке особенности взаимоотношений детей принадлежат к числу наименее изученных. Лишь с 1980 г. в этой области наметился очевидный сдвиг, связанный, прежде всего с решением общеметодологических и теоретических вопросов деятельности и общения.
Изучая взаимоотношения детей дошкольного возраста и помогая детям развивать чувство общности и привязанности между детьми, посредством игр упражнений можно создать здоровый эмоциональный климат общения.
Проблема формирования и развития детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов не только в нашей стране, но и за рубежом.Данную проблему изучили ученые разных стран: Р. Пфютце, И. Хоне, Д. В. Меджерицкая, Д. Б. Эльконим, Я. Л. Коламинский и др.
Р. Пфютце рассматривает детские взаимоотношения как цель и как процесс воспитания.
И. Хоте отмечает, что проблема организации жизни детей тесно связана с проблемой развития личности в целях. В центре воспитательно-образовательной работы должно быть ознакомление с явлениями общественной жизни, особенно с трудом взрослых, и воспроизведение воспринятого в различных творческих играх. Все это вырабатывает у детей необходимые нормы поведения.
Считая дошкольную группу генетически ранней степенью социальной организации людей, Я. Л. Коламинский подчеркивает, что далеко не всем детям хорошо учится в среде сверстников, не все встречают благоприятный эмоциональный климат. В каждой группе есть несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны есть дети, находящиеся в подчинении у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех, и других.
Потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражается очень ярко, и если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержки социального развития, создает наиболее благоприятные условия воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей эмоционально-положительный, в группе возникает большое количество конфликтов.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной деятельности, вне организации педагогического процесса в целом. Эффективному повышению уровня взаимоотношений способствует в первую очередь средства, обеспечивающие содержательную игровую деятельность детей. Такая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, коллективных интересов, являющихся основой детских взаимоотношений. На фоне разнообразной содержательной деятельности можно сформировать положительные взаимоотношения.
Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности.
В своих работах американский психолог Т. Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только «группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». Т. Шибатани высказывал предположение о том, что отсутствие того акта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать людей.
Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со случайно складывающимися отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.
Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений, дошкольного возраста. Т. А. Ренина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Т. В. Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.
Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ дошкольного воспитания, показала, что в сельских детских домах, где дети встречаются и после возвращаются из детского сада, а также в группах с интернатами пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений. Общения были выше.Избирательность отношения между детьми была ярче выражена: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами.
Детские психологи и педагоги употребляют понятия взаимоотношения и взаимодействие как тождественные. Е. Субботский (1976) предмет своего сравнительного исследования взаимодействия маленького ребенка с взрослыми и со сверстниками обозначает как «отношения партнерства». Близкое этому пониманию взаимоотношений встречается у С. Г. Якобсон при изучении его совместной деятельности детей школьного и дошкольного возраста. Она понимает под взаимоотношениями»… такое взаимодействие индивидов, когда один из них оказывает на другого то или иное непосредственное социальное воздействие, направленное на то, чтобы побудить этого другого совершить какое-то действие, и ответ другого на это воздействие» [12].
Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимости общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.
Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего к старшему дошкольному возрасту.
Начальным этапом в формировании детских взаимоотношений является изучение их характера и содержания в конкретной группе. Для этого, прежде всего, необходимо четко выделить показатели (критерии) Р. А. Иванкова, В. Ф. Кушина за основу берут уровень взаимодействия ребенка со сверстниками Р. А.Иванкова выделяет шесть уровней:
Кратковременное взаимодействие,
Длительное взаимодействие на основе содержания игры,
Постоянное взаимодействие.
Это вполне оправдано, так как взаимно действие между детьми является главным критерием, сущностью взаимоотношений.
Т. А. Владимирова выделяет 4 уровня взаимоотношений. К I уровню были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эластичные. К III уровню относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли. К IV уровню относились дети, нарушающие правила поведения в играх.
При характеристики уровней Т. А. Владимирова в основном выделяет умение ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность.
1. взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре).
2. умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно
3. знание норм поведения и использование «+» форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь).
4. проявление нравственных чувств (сочувствия, радость от общения со сверстниками, сопереживание).
Взаимоотношения охватывают широкий диапазон явлений. Но все они могут быть классифицированы с учетом компонентов взаимодействия. Это восприятие и понимание модели друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияния и поведения.
Изучение взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных взаимоотношений, имеющих место во взрослом обществе. Наиболее важным и чертами, отличающими популярных детей от непопулярных, в дошкольном возрасте являются не интеллект, не творческие способности, не общительность, а те качества,которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступит, доброжелательность. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается мое собственное я. Личность ребенка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Поэтому такие дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.
Во всех случаях главная цель работы воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрения и наказания) здесь бессильны. Такая задача может решаться не в лаборатрных условиях и не через интерпретацию художественных произведений или проективных ситуаций, а реальной практике детских отношений, в конкретной группе детского сада.
Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Взаимоотношения детей углубляются и осложняются на протяжении всего дошкольного возраста. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы.
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.