Что такое социальное взросление личности
Феномен социальной зрелости личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная зрелость — это устойчивое состояние личности. Для него характерны целостность, предсказуемость, социальная направленность поведения во всех областях жизни. Социально зрелая личность является личностью, которая имеет устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, способна правильно воспринимать себя и других.
Понятие и особенности социальной зрелости
Социальная зрелость является важнейшим критерием, который предопределяет жизнедеятельность индивида в обществе, включая его взаимодействие с другими людьми, убеждения и мировоззрение. Этот показатель неоднороден у различных членов социума. На него влияют разные факторы (например, возраст, семья, психологический фактор).
Категория «социальная зрелость» характеризует состояние личности человека, которому присуща целостность взглядов, предсказуемость поведения, социальная направленность жизнедеятельности, способность правильно воспринимать себя и окружающих.
В этом случае речь идет о самостоятельности, выраженной через способность принимать жизненно важные решения, не обращая внимания на одобрение со стороны окружающих. Тем не менее, социальная зрелость не связана с отсутствием потребности в контактах с другими людьми. Более того, зрелые личности умеют сопоставлять свой опыт с опытом других. Они трезво воспринимают оценки собственной деятельности.
Некоторые ученые считают, что показатели социальной зрелости выражены в соответствующих внутренних установках. Они заставляют личность концентрироваться лишь на ценностях, обладающих позитивным влиянием на человеческое развитие. В частности, таким образом, происходит формирование рационального отношения к материальным средствам. Человек перестает воспринимать денежные средства в качестве предмета фетиша, а начинает их рассматривать как средство удовлетворения потребностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура феномена
Социальная зрелость состоит из нескольких ключевых видов зрелости:
На практике признаки человека в качестве зрелого члена общества относительно размыты. Разные ученые оценивают этот параметр по-разному. Тем не менее, основная часть специалистов соглашается с тем, что критерии социальной зрелости человека предполагают умение самостоятельно прогнозировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях. В этом люди основываются на способности добывать и анализировать информацию. Также необходимы: способность увязывать сделанные выводы с конкретной ситуацией и областью деятельности, умение объединять физические и внутренние ресурсы для внедрения решений в жизнь.
Социально зрелый человек должен иметь способность противостоять внешним преградам и внутренним барьерам (например, лени, усталости, отсутствию мотивации). Умение самостоятельно отследить и оценить ход собственных действий, а также результаты на промежуточных стадиях и по итогам работы также является показателем социальной зрелости.
Человеку необходимо непредвзято и объективно оценивать собственные мысли и поступки. Он должен уметь извлекать уроки, как из своих поступков, так и из опыта других людей. Благодаря этому происходит улучшение качества прогнозирования поведения и его результата.
Критерии социальной зрелости как феномена
Исследователями выделяются базовые критерии социальной зрелости личности:
Феномен социальной зрелости личности характеризуется тем, что человек начинает осознавать свой выбор, начиная брать на себя ответственность за последствия его реализации. Зрелые люди ищут ответы на вопросы в себе, а причины в других и внешних обстоятельствах. Для них присуща независимость в разумных пределах.
Человеку важно иметь внутреннюю свободу выбора. Для этого одновременно нужно осознать границы в том случае, когда проявление свободы способно причинять дискомфорт окружающим людям. Зрелые личности умеют трезво оценивать свои возможности, живут в состоянии «здесь и сейчас», а не фантазируют беспочвенно.
Индивид с высоким уровнем социальной зрелости не дает окружающим несбыточных обещаний. Ему присуще чувство целостности личности и моральных устоев. Он принимает себя целиком, не скрывает собственных недостатков и слабостей. Неудачи воспринимаются такими людьми как уроки, а не как трагедии. При этом необходимо вести себя в соответствии с нравственными нормами, опираясь на внутренние убеждения, а не на страх наказания.
Еще одно качество социальной зрелости предполагает способность адаптироваться. Люди должны уметь отказываться от убеждений и форм поведения, которые перестают быть актуальными. Старые устоявшиеся модели способны затормаживать развитие. По этой причине возникают серьезные разногласия с социумом.
Такое качество социально зрелой личности, как толерантность, характеризуется тем, что человек понимает, что люди неодинаковы. Разница связана с половыми, возрастными, национальными, профессиональными и прочими признаками. К этому он относится с пониманием, не проявляя в общении агрессии.
Социальная зрелость личности
Социальная зрелость личности — понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя. В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни.
Социальная зрелость включает в себя зрелость:
— гражданскую, т. е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд;
— идейно-политическую;
— моральную — понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и ее будущего;
— эстетическую — достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах: в быту, искусстве, природе.
Относительно социальной зрелости, то она проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели:
— развитое чувство ответственности;
— наличие социального интеллекта (развита способность к пониманию других людей, предвидение развития различных социальных ситуаций);
— потребность в заботе о других людях;
— способность к активному участию в жизни общества;
— эффективное использование своих знаний и способностей;
— конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации.
У личностной зрелости четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:
4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).
1. Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека.
Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера интернальный локус контроля.) «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любопытно, что именно на таком девизе строятся и действия героев «американской мечты».
Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем — на коллег, начальство, знакомых.
2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А. А. Реан) два ее вида: 1) терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.
Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.
За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т. п.
Такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. (Толерантность — повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.) При данном виде терпимости человек сохраняет чувствительность и эмпатийность, способность к сопереживанию и сочувствию.
3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они — показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения.
Итак, зрелую личность характеризуют:
Принятие на себя ответственности за свои чувства, мысли и поступки. Осознание своего выбора. Зрелый человек способен не сваливать вину (или проблему) на кого-то, не искать причин своего равнодушия или агрессии в ком-то другом.
Разумная независимость. Ощущение внутренней свободы («Я имею право сказать “нет” и не чувствовать себя виноватым»).
Способность отличать реальность от вымысла. Трезво оценивать свои возможности и ситуацию. Обещать то, что действительно в состоянии сделать. И жить именно в реальной жизни, «здесь и теперь», а не в области фантазий, как Бальзаминов в пьесе Островского.
Обоснованное чувство целостности собственной личности и наличие моральных норм. Принятие себя целиком. Человек, принимающий себя целиком, не скрывает свои слабые стороны. Он способен извлекать уроки из своих неудач. Несмотря на большую терпимость к себе и окружающим, зрелый человек имеет внутренний «стержень». Он ведет себя нравственно по своему внутреннему побуждению, а не потому, что боится наказания.
Гибкость и способность к адаптации. Это предполагает отказ от форм поведения, которые себя уже исчерпали. У каждого человека в определенный период времени формируется поведенческий стереотип, который помогает ему жить в сложившихся условиях. Но обстоятельства меняются, и старые паттерны поведения будут тормозить его развитие, мешать нормальному существованию. Следовательно, надо найти в себе силы вовремя от них отказаться.
Толерантность. Зрелый человек учитывает, что люди разные как вследствие возрастных особенностей и воспитания, так и природных особенностей (темперамента). Поэтому он терпимо (без отрицательных эмоций и агрессивного противодействия) относится к взглядам другого, особенностям его поведения. Толерантное отношение к иным точкам зрения не означает отказ от своей позиции без особых на то причин. Но такое отношение подразумевает понимание относительности своего мировоззрения, равно как и мировоззрения других людей, а также готовность к изменению своих знаний, своей картины мира.
Самокритичность. Зрелость человека характеризуется умением человека видеть не только свои достоинства, но и свои недостатки. Он способен посмеяться в первую очередь над собой либо над ситуацией, а не над другим человеком.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
На этапе С.З. человек способен не только осознавать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только эффективно усваивать групповые и общественные нормы, но также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума. Достижение С.З. выступает непрерывным и достаточно продолжительным во времени процессом, иногда сопровождающимся чередой социально-нравственных выборов.
С.З. индивида особенно ярко проявляется в процессах вынужденной смены человеком сферы основной деятельности (бывшие спортсмены, демобилизованные военные и т.п.).
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ — комплекс личностных качеств субъекта, а также сформированных в процессе воспитания и обучения знаний, умений и этических качеств, позволяющих ему взаимодействовать с другими людьми в процессе достижения общих целей … Профессиональное образование. Словарь
ЗРЕЛОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. maturity, social; нем. Reife, soziale. Определенный уровень личностного развития индивида; результат социализации, в ходе к рой он интерна лизует обществ, ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.… … Энциклопедия социологии
социальная перцепция — Автор. Дж.Брунер (1947 г.). Категория. Феномен восприятия. Специфика. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) Андреева Г … Большая психологическая энциклопедия
ЗРЕЛОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. maturity, social; нем. Reife, soziale. Определенный уровень личностного развития индивида; результат социализации, в ходе к рой он интерна лизует обществ, ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества … Толковый словарь по социологии
ЗРЕЛОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — объективно необходимый этап развития личности, к рый характеризуется достижением самостоятельного соц. положения человека. Обусловленный профессионально технич. и соц. требованиями уровень образования, профессиональной подготовки обеспечивает… … Российская социологическая энциклопедия
Компетентность социальная — сложное образование, под к рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие … Психология общения. Энциклопедический словарь
Стратификация социальная — (лат. stratum – настил, слой и facere – делать) – факт социального неравенства в обществе, его расслоение, из чего выводится социальная структура общества. Для политологии деление общества на страты, их иерархическое расположение, критерии… … Политология. Словарь.
ИНИЦИАТИВА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность действий (деятельность) по выдвижению, утверждению, распространению и практич. реализации социально значимой идеи, сознательно, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом; характеристика, индикатор и форма проявления соц.… … Российская социологическая энциклопедия
Бракосочетание — Запрос «Брак» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Брак (производное от глагола брать[1]), или брачный союз, регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной (в некоторых странах также… … Википедия
Брачный союз — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруг … Википедия
Социальная зрелость личности
Понятия «психическая зрелость» и «социальная зрелость личности» разделяются. Социальная зрелость рассматривается как «устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» (И. С. Кон, 1999. С. 177). В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как способность человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда она сама может принимать ответственные решения как в личной, так и общественной жизни.
Достижение этапа зрелости социального и психического развития не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое поведение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Однако значимые другие становятся лишь его советчиками, арбитрами, оппонентами в делах, по поводу которых он сам принимает жизненно важные решения на основе собственных смыслов жизни (В. Франкл). Принятие таких решений и их осуществление – показатель зрелости психического развития, а критерии, на основе которых он их осуществляет, – показатели социального развития. Именно с этапа зрелости социального и психического развития человека и начинается отсчет в проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена).
Г. С. Сухобская подчеркивает, что с понятием социальной зрелости следует связывать внутреннюю установку личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, т. е. на гуманистические ценности.
У личностно зрелых людей ниже ценность денег и выше уровень монетарной удовлетворенности. У них формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, которые воспринимаются как средство, и не происходит их фетишизации, преобладание установок на рациональное потребительское поведение. Личностно зрелые люди быстрее обучаются новым правилам поведения в экономической ситуации, более уверены в себе в финансовых вопросах, в ситуации безденежья чаще ориентированы на объективное и рациональное восприятие сложившейся ситуации и поиск решения проблемы. В мотивах расходования денег в большей степени представлены мотивы творчества, познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям. М. Ю. Семенов, 2004.
Г. С. Сухобская рассматривает важнейшие атрибуты индивидуально-психологической зрелости:
Социальная зрелость характеризуется использованием в случае неуспешного разрешения конфликта или проигрыша в конкурентной борьбе рациональных психологических защит: сублимации, интеллектуализации и компенсации. В то же время примитивные психологические защиты, такие как вытеснение и агрессия, характерны для социально незрелых личностей (В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова, 2008).
Итак, зрелую личность характеризуют:
Принятие на себя ответственности за свои чувства, мысли и поступки. Осознание своего выбора. Зрелый человек способен не сваливать вину (или проблему) на кого-то, не искать причин своего равнодушия или агрессии в ком-то другом.
Разумная независимость. Ощущение внутренней свободы («Я имею право сказать “нет” и не чувствовать себя виноватым»).
Способность отличать реальность от вымысла. Трезво оценивать свои возможности и ситуацию. Обещать то, что действительно в состоянии сделать. И жить именно в реальной жизни, «здесь и теперь», а не в области фантазий, как Бальзаминов в пьесе Островского.
Обоснованное чувство целостности собственной личности и наличие моральных норм. Принятие себя целиком. Человек, принимающий себя целиком, не скрывает свои слабые стороны. Он способен извлекать уроки из своих неудач. Несмотря на большую терпимость к себе и окружающим, зрелый человек имеет внутренний «стержень». Он ведет себя нравственно по своему внутреннему побуждению, а не потому, что боится наказания.
Гибкость и способность к адаптации. Это предполагает отказ от форм поведения, которые себя уже исчерпали. У каждого человека в определенный период времени формируется поведенческий стереотип, который помогает ему жить в сложившихся условиях. Но обстоятельства меняются, и старые паттерны поведения будут тормозить его развитие, мешать нормальному существованию. Следовательно, надо найти в себе силы вовремя от них отказаться.
Толерантность. Зрелый человек учитывает, что люди разные как вследствие возрастных особенностей и воспитания, так и природных особенностей (темперамента). Поэтому он терпимо (без отрицательных эмоций и агрессивного противодействия) относится к взглядам другого, особенностям его поведения. Толерантное отношение к иным точкам зрения не означает отказ от своей позиции без особых на то причин. Но такое отношение подразумевает понимание относительности своего мировоззрения, равно как и мировоззрения других людей, а также готовность к изменению своих знаний, своей картины мира.
За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т. п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.
Подлинным воплощением такой терпимости можно назвать князя Мышкина, который в черновиках Ф. М. Достоевского прямо назван «князь-Христос». Мышкин всю свою жизнь строит именно по принципу терпимости и всепрощения, ища оправдания любым проступкам и срывам окружающих его людей, – как мы хорошо помним, среди них есть и падшая женщина, и преступники. Н. В. Борцовская, А. А. Реан, 2000.
Самокритичность. Зрелость человека характеризуется умением человека видеть не только свои достоинства, но и свои недостатки. Он способен посмеяться в первую очередь над собой либо над ситуацией, а не над другим человеком.
Духовность. И. Г. Малкина-Пых (2005) пишет о том, что одной из задач периода зрелости является постепенное накопление духовности как необходимого условия развития человека в зрелости, особенно во второй ее половине. Духовность предполагает, с одной стороны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой – ориентацию человека на постижение смысла собственной жизни, выполнение жизненной задачи, без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.
Духовность не может быть связана только с формированием своего Я или со способностью любить другого человека. Духовность проявляется в единстве способности создать самого себя (свое Я, мировоззрение, мироощущение, систему ценностей), расширить свой внутренний мир в диалоге и объединении с другим человеком и вырасти до осознания сопричастности к мировому пространству. Именно в таком понимании духовности ее можно считать необходимым условием развития человека в зрелости.
Э. Эриксон описал генеративность – характерную черту психосоциальной зрелости человека во взрослом возрасте – как заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения; она выражается через заботу и обучение
Без понятия генеративности, введенного на седьмой из восьми стадий жизни, не было бы понято эволюционное развитие, которое сделало человека обучающим и организующим Понятие генеративности принято, чтобы показать продуктивность и креативность человека с возрастом, хотя ими не исчерпывается.
С увеличением понимания обязанностей по отношению к обществу в целом и к тем, кто моложе, слабее, менее опытнее или находится некоторым образом в подчиненном положении, взрослый человек начинает размышлять и действовать генеративными способами.
Согласно модели Эриксона, достижение генеративности обычно связывается с серединой жизни, т. е. генеративность имеет относительно низкий уровень в молодом возрасте, достигает пика в середине жизни и затем несколько спадает в пожилом возрасте. Исследования по изучению генеративности не всегда поддерживает эту гипотезу.
Д. Макадаме (1992, 1993) усовершенствовал эриксоновскую концепцию генеративности как продолжение идентичности. Его последовательные исследования генеративности в повествовательных отчетах старых людей – первые попытки операционализации этой концепции. Согласно Макадамсу, мотивационные источники генеративности лежат в требованиях культуры и внутреннем желании человека. Первое относится к пожеланиям общества, что мужчины и женщины взрослого возраста должны поддерживать и продвигать следующие поколения. Второе Э. Эриксон называет «потребностью быть необходимым», а Дж. Котре (1984) считает поисками «символического бессмертия». Требования культуры и внутреннее желание обеспечивают личностный рост через осознание заботы о следующем поколении. О. В. Краснова, 2004. С. 401–402.