Что такое социальное знание в обществознании
ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание
Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания
Принципы социального познания
Источники социального познания
Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
Цели социального познания
Методы социального познания
Эмпирические
Теоретические
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
Методы социального прогнозирования
Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний?
Содержание:
Социальное познание — это наука, объясняющая не только явления, происходящие в обществе. Она выявляет саму сущность этих событий, анализирует их. Это достаточно сложный процесс, основанный на конкретно историческом взгляде на явления в социуме. Конкретно исторический подход – это своеобразная методика, изучающая общественную жизнь, используя многообразные связи, особенности исторического развития и взаимную зависимость событий. Он позволяет вникнуть в ход одного социального явления, оценить его индивидуальные, неповторимые параметры. После проводится анализ на базе временной шкалы. Исследуется характер события в прошлом, настоящем, будущем. Создается перечень объективных закономерностей, присутствующих между идентичными событиями.
Что такое социальное познание – ЕГЭ
Социальное познание – это поэтапный процесс, в ходе которого изучается общество, социально значимые случаи и поведение индивидов. Наука помогает оценить причины происходящего, найти источники события, установить связи. В глобальном смысле, данное направление является основой изучения человеческой деятельности в различных сферах жизни и ситуациях. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний. Науку характеризуют следующие аспекты:
Методы социального познания с примерами, в чем состоит специфика социального познания
Социальный институт основывается на использовании двух видов методик. Это теоретические и эмпирические подходы. Рассмотрим эмпирическую методологию и примеры ее применения:
Теоретическая методология основывается на семи подходах. К ним относятся:
Направление исследует социальные процессы, явления и общество в целом. Его специфика заключается в нескольких аспектах:
Функции социального познания, признаки социального познания
Социальное познание обладает особой спецификой, которая обуславливает его функционал:
Тема 7. Социальное и гуманитарное знание
Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.
Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания.
Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.
Особенности социального познания
1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».
4. Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.
Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.
– рассматривать социальную действительность в развитии;
– изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
– выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.
Наука различает следующие виды социальных фактов.
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.
Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.
С научным объяснением факта связана и его оценка, которая зависит от следующих факторов:
– свойства изучаемого объекта (события, факта);
– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;
– познавательные задачи, которые поставил исследователь;
– личная позиция исследователя (или просто человека);
– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).
C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.
C2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?
Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.
C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.
C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.
Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.
Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Социальное познание.
Социальное познание.
11 вопросов – 11 ответов.
1.Что такое социальное познание и каковы его особенности?
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания.
2.Каковы принципы социального познания?
Принципы социального познания – это исходные положения, правила, на которых строится познание общества.
Принципы социального познания.
3.Перечислите источники социального познания.
Источники социального познания.
Основной источник социального познания – это социальный и научный факт.
В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Формы социальных фактов:
4.Каковы объекты социального познания?
5.Цели социального познания.
6.Перечислите эмпирические методы социального познания.
Эмпирические методы социального познания позволяют выявлять факты, очевидные, видимые в результате наблюдения, описания социальных процессов.
7.Перечислите теоретические методы социального познания.
Теоретические методы социального познания позволяют выявлять фундаментальных знаний об обществе, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых явлений, это познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать.
8.Какие типы социального знания существуют?
Типы социального знания.
9.Что такое социальное прогнозирование и в чём его отличие от фантастики и утопии?
Футурология — особая отрасль социальных знаний, появившаяся в 20-ом веке, занимающаяся социальным прогнозированием.
Социальное прогнозирование – это исследование перспектив социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального программирования, планирования, управления.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
10.Каковы виды социальных прогнозов?
Виды социальных прогнозов.
11.Перечислите методы социального прогнозирования.
Методы социального прогнозирования.
Социальное познание как вид познания и его специфика
Социальное познание – это социологическое понятие, раскрывающее способ отбора, интерпретации и использования людьми информации, необходимой для формулирования суждений и принятия решений, касающихся социального мира. Это способ, каким человек думает о других. Это возможность получения и обработки социально значимой информации об окружающих людях и самих себе.
Этот процесс включает в себя отбор, хранение и распространение сведений, полученных в разных социальных ситуациях. По существу, социальное познание является мощным инструментом для понимания социальных отношений. Через социальное познание возможно понимание социальных эмоций, мыслей, намерений и социального поведения других людей.
У людей попытки получить максимально точное знание своего окружения, знание о том, что другие думают и что они чувствуют (помимо исследования собственного «Я»), являются одними из важнейших мотивов поведения.
Цели социального познания
Объекты социального познания
Специфика социального познания
Социальное познание имеет специфические особенности.
Источники социального познания
Области социального познания
К областям социального познания относятся:
В подавляющем большинстве случаев индивид не осознаёт социального влияния на своё познание. Типичным примером является формирование схем и стереотипов, обеспечивающих нормальное, «автоматическое» функционирование в повседневной ситуации. Кроме того, всё чаще изучаются такие области, как социальное познание у животных, а также их значение для исследований искусственного интеллекта.
Как работает социальное познание?
Люди не подходят к различным ситуациям как нейтральные наблюдатели – хотя часто притворяются, что именно так и делают. У людей есть свои собственные желания и ожидания, которые влияют на то, что они видят, и о чём они помнят. Другими словами, органы чувств получают информацию, которая затем интерпретируется и анализируется. Далее происходит сравнение этой интерпретации с информацией, которая до этого хранилась в памяти.
Однако это простое описание не всегда отражает то, что имеет место в реальной жизни. На процесс влияют также другие факторы, такие как эмоции. На эмоции влияют мысли. Но и наоборот – эмоции также влияют на мысли.
Например, когда человек в хорошем настроении, мир является (или кажется) счастливым местом. Когда человек счастлив, он настоящий момент воспринимает более оптимистично, видя прошлое и будущее более позитивно.
Социальное познание выступает способом, которым люди справляются с большим количеством информации из окружающих источников (например, социальных медиа). Стимулы и данные, которые люди получают с помощью органов чувств, анализируются и включаются в ментальные схемы, которые в дальнейшем будут управлять мыслями и поведением.
Эти схемы трудно изменить. Как сказал Альберт Эйнштейн, «труднее уничтожить предрассудки, чем разбить атом». Первые впечатления остаются в сознании, если не подумать о них критически.
Как развивается социальное познание?
Познание социальных явлений развивается медленно. Люди проходят через процесс проб и ошибок на основе наблюдений. Однако осведомлённость является очень субъективной. Можно прийти к очень различным интерпретациям социальных событий.
Структуры и схемы обработки информации влияют на то, на чём человек сосредоточен. Они также влияют на способ кодирования и извлечения информации.
При этом социальные знания частично зависят от других видов знания. Люди, которые очень хороши в решении проблем, измеряемых в тестах IQ, не всегда так же хороши в решении социальных проблем. Навыкам решения проблем можно научиться, независимо от интеллектуальных способностей. Отсюда важность работы над эмоциональным и культурным интеллектом.