Что такое социальные поступки
Сущность социального поведения личности в обществе
Общение, поступки, взаимодействие людей формируются на основе поведенческих норм. Каждый индивид самостоятельно определяет для себя правила приемлемого поведения в социуме. Поведение зависит от многих факторов (характера, психотипа, сознания, воспитания, интеллекта, восприятия, нравственных принципов), но в первую очередь основано на способах проявления и применения собственных способностей, и возможностей.
Многие науки считают, что поведение является реакцией человека на различные внешние и внутренние проявления среды, которые хорошо видны в эмоциональных реакциях (осознанных и инстинктивных), а также коммуникационных проявлениях. Поэтому социальное поведение связывают с взаимодействием и поступками людей в отношении друг друга.
Характеристика понятия
Ученые, занимающиеся различными общественными науками, считают, что социальное поведение личности – это характеристика взаимных процессов индивидов, при взаимных коммуникативных отношениях, проявляющихся в определенной среде и обстановке, и зависящих от условий сложившейся ситуации, и среды. При этом, при разных факторах поведение индивида может в корне различаться.
Например, внешне спокойный и флегматичный человек в условиях повышенной опасности способен в корне измениться, став собранным, активным и небезразличным. Или еще: работники пришли на трудовую смену, одни из них заинтересованы в качестве выпуска своей продукции, а другие без особого желания выполняют обязанности, потому что так надо, иначе не получишь зарплату. Первые хотят не только получать вознаграждение, но и приносить пользу обществу, вторым не интересна судьба производимого продукта, гораздо больше они желают получать деньги за поведенное рабочее время.
По-разному ведут себя люди и при массовых собраниях, митингах. Одни – спокойно шествуют, не нарушая колонну и порядок, другие – изо всех сил стремятся внести раздор, показать свои девиации и отрицательное мнение к происходящему. Каждый из людей в обществе является участником социально-политических событий, но ведет себя сугубо индивидуально, согласно своему мировоззрению, взглядам, интересам и потребностям.
Поведение социума особенно ярко проявляется при взаимодействии двух или нескольких индивидов, и зависит от экономических, политических и культурных факторов. Научное понятие поведения в социуме включает в себя сочетание процессов, связанных с удовлетворением физических, материальных и духовных потребностей индивида, выражающихся в виде реакции на окружающую среду. Поэтому субъектами (акторами) социального поведения всегда будет не только индивид, но и группа людей (малая или большая), с собственными установками, предпочтениями и действиями, зависящими от уровня социализации структуры общества.
Социальное поведение всегда характеризуется нормой – общеустановленным правилом, которому обязан следовать индивид. Норма полностью оправдывает статусные ожидания субъектов и помогает направлять действия людей в правильное (по меркам данного социума) русло. При помощи норм индивиды проходят социализацию и определяются с ролью, которую будут выполнять в обществе.
Статусные ожидания индивида помогают ему выработать определенную тактику действий во взаимоотношениях с другими людьми, что выразится в поведенческой модели. Сознательная интеллектуально развитая личность способна координировать собственное поведение, в зависимости от возрастной группы. В детском и юном возрасте на поведение людей влияют агенты (родители, воспитатели, педагоги, тренеры), в зрелом и пожилом периоде люди опираются на приобретенные знания, жизненную психологию, сложившиеся убеждения и мировоззрение.
Поэтому социальное поведение, состоящее из поступков, изменяющихся при различных условиях, рассчитывается на оказание определенного влияния одного индивида на другой. Старшее поколение способно показать пример собственного отношения к происходящим общественным процессам и направить подрастающее поколение к выбору социальной роли, на примере собственной модели, жизненного опыта и принятых норм.
Виды форм поведения
В обществе существуют поведенческие модели, основанные на поступках прошлых поколений, в связи с чем сложилось разнообразие форм социального поведения. К ним относят несколько различных видов.
Массовое
Такое поведение характеризуется эмоциональной составляющей, которая одновременно захватывает сознание большого количества людей. Примерами могут служить паника, истерия, следование моде, распространение слухов, митинги, праздничные шествия, челенджи в социальных сетях и т. д.
Групповое
Зависит от того, в какой форме реализуются цели индивидов – в команде, по интересам или неформально. Группы могут распределять роли для субъектов, ориентировать на задачи, предоставлять информацию, создавать материальные и духовные блага, организовывать действия, приносящие пользу обществу (волонтеры), или наоборот, наносящую вред (экстремисты, террористы).
Девиантное
Отклоняющееся от нормы поведение проявляется в неприятии социальных норм, сложившихся устоев, обычаев, процессов, взаимоотношений между людьми. Девиации могут проявляться в асоциальных поступках, нигилизме, психических расстройствах, вызывающих психических реакциях на общественные процессы. Такой вид всегда получает негативную оценку у остальных членов гражданского общества, так как он стремится отрицать нравственные принципы и правовые основы существования индивидов.
Конкурентное
Основано на стремлении к лидерству и наиболее выгодных условиях существования в социуме. Такой вид поведения применяется между оппонентами во власти или партийных организациях, производителями товаров и услуг, группами предпринимателей, и напоминает соревнование за наиболее выгодные условия. Поэтому данное поведение делится на подтипы: креативное, приспособленческое, гарантирующее.
Противоправное
Данный вид направлен на нарушение прав и свобод другого индивида, и относится к правонарушениям. Лицо умышленно или случайно наносит вред другому человеку. Действия (нанесение телесных повреждений) и бездействия субъектов (оставление человека в опасности) зависят от различных причин, побудивших человека вести себя негативно, нарушая установленные правила и законы, действующие в социуме. К противоправному поведению, в качестве примера, можно отнести создание аварийной ситуации на дороге, хулиганские действия, оскорбление другой личности.
Антисоциальное
Характеризуется резким отрицательным отношением к обществу, отрицанием всех существующих норм и стандартов правильного поведения, желание индивида всеми силами противодействовать принятым правилам. Такой вид может быть присущ как конкретному индивиду, так и группе субъектов. Проявляется антисоциальное поведение в грубых нарушениях норм закона, вандализме, попирании и непризнании общественных правил и принципов. Все поступки, которые совершает индивид или конкретная группа, направлены против общества.
Помогающее
Заключается в предоставлении содействия и помощи одного индивида другому. Это происходит, когда в социуме появляются небезразличные к проблемам другого человека, субъекты (волонтеры, спонсоры, благотворители). Социальная служба, существующая в государстве, тоже относится к помогающему виду. Данная форма может существовать на взаимности, когда люди не бросают в беде друг друга, а также на одностороннем воздействии, когда в решении проблем человека участвует только одна сторона.
Просоциальное
Относится к разряду помогающего, и полностью созвучно с ним, но при этом помощь осуществляется с большим размахом и затрагивает массовую часть общества. Может быть на односторонней или взаимной основе. В качестве примеров можно привести – помощь Совета Европы развивающимся странам, предоставление кредита МВФ, выделение средств на развитие культурных центров, материнский капитал (в РФ), помощь от мэров городов при рождении ребенка, создание благотворительных фондов. Такая помощь основана на добре, материальной помощи и психологической поддержке.
Любые формы социального поведения основаны на эмоциональном проявлении взаимного отношения индивидов друг к другу, и осуществляются в виде дружбы, любви, добра, зла, вражды, успеха, власти, сотрудничества. Также особое значение имеют нравы и устои, традиции и обычаи, которые содержат образцы поведения, не противоречащие общественным нормам.
Поэтому поведение индивидов может быть:
естественным;
ритуальным.
Естественное характеризуется достижением индивидуальных целей, норм и возможностей субъектов. Ритуальное основано на определенной последовательности действий, которые присущи конкретному социуму. Встречаются также другие формы поведения – родительское, кооперативное, агрессивное и т. д.
Примеров видов и форм социального поведения при одном и том же процессе существует множество. Например, во время проведения демонстрации или митинга одни люди ведут себя организованно и культурно, а другие – противоправно, стремясь организовать массовые беспорядки, дестабилизировать обстановку и спровоцировать толпу на совершение противоправных действий. Представленный пример действия или бездействия полностью характеризует сущность понятия социального поведения.
Факторы и уровни поведения
В социуме поведенческие цели индивида зависят от окружающей его природной, общественной среды и других факторов, к которым относят:
Социальное поведение зависит от своей и сторонней оценки поступков, действий окружающих людей, возникшей мотивации, психологических аспектов, политического сознания. Часто поведение индивидов бывает неосознанным или спонтанным, возникающим под массовым навязыванием идей формальных и неформальных групп, стихийных действий толпы.
Уровни социального поведения субъектов характеризуются всегда несколькими составляющими.
К используемым методам относят:
Все виды перечисленных методов считаются применимыми к каждому индивиду, в течение его жизни, но зависят от возрастной группы. Так, например, малыша нельзя заставить выполнять многие взрослые правила, но навыкам поведения в обществе, элементарной культуре и этике обучить можно. Поэтому у одной мамы ребенок ведет себя спокойно в присутствии посторонних людей, а у другой – капризничает и вызывающе истерит. Какая мама является лучшим агентом – ответ очевиден.
На государственном уровне одобрение правомерного социального поведения отражено в нормативных законодательных актах. Основанные на юридических нормах, документы отражают желания социума противостоять неправомерному поведению, защищать личность от негативных поступков других индивидов, служить профилактикой от противоправных поступков.
Социальное поведение в обществе РФ
Модели поведения в российском социуме могут быть индивидуальными, коллективными и групповыми. При взаимоотношении индивидов субъекты приспосабливаются друг к другу и подстраиваются под форму их поведения. Социальное поведение характерно для всех сфер социума. Оно проявляется в политической, экономической, духовной, правовой и общественной жизни.
Современные общественные исследования обращают внимание на то, что взаимодействие субъектов, характеризующее рассматриваемое понятие, проявляется в виде поведенческих образцов или сценариев, соблюдать которые должен каждый индивид, обладающий самосознанием.
В России люди имеют разные уровни образования, воспитания, сознания, интеллекта. Поэтому социум имеет разнообразные виды индивидов, с различными моделями поведения и отношения к окружающим людям. Государство старается внедрять социальные воспитательные программы, распространяемые учебными заведениями и СМИ, о приемлемых и допустимых социальных поведенческих нормах. При этом приводятся практические примеры и разбираются поступки, как известных лиц, так и отдельных правонарушителей.
Воспитание российское гражданина начинается в семье и продолжается в детском саду, школе, ВУЗе, на предприятии. Семья оказывает одно из самых больших влияний на человека, так как на примере родителей ребенок строит свою жизнь, создает коммуникации с другими людьми и участвуют в социальном процессе. Модель семьи прочно входит в сознание человека и оставляет глубокий след в его душе на протяжении всей жизни.
На примере родителей, педагогов, окружения, приятелей ребенок строит взаимоотношения в обществе и определяет для себя наиболее приемлемую модель поведения. Коллективы не имеют воспитательной функции, как это было в советское время, они лишь принимают поведение субъекта или предлагают собственный образец. Человек сам решает, как вести ему себя в той или иной ситуации. При этом его поведенческие реакции могут осуществляться рефлекторно, по примеру или адаптировано.
Государство дает возможность выбора личности – получение образования и специальности, достижение статуса, положения, цели, которые личность может определить для себя сама. Участие в общественной жизни диктуется условиями, в которых индивид проживает, поэтому оно может быть активным или пассивным. Российское общество развивается и изучается общественными институтами.
Концепции
Научное обобщение и исследование такого феномена, как социальное поведение, рассматривается рядом наук. Российские и зарубежные исследователи на протяжении последних двух веков (точнее, с середины 19 века) рассматривают методологические возможности данного понятия, его принадлежность к социуму и способности, которыми пользуются индивиды для выработки и соблюдения норм социального поведения. На основании изучения понятия возникло несколько концепций, которые применяются рядом общественных, социальных, психологических, правовых, философских наук.
З. Фрейд считал, что поведение любого индивида в обществе формируется по присутствующим уровням личности.
К таким уровням он относил: низший (биологический), развивающийся на основе потребностей; второй – сознательный, возникающий на основе психики; высший – результат социализации. Фрейд считал, что нормы и ценности, а также социальное поведение могут развиваться последовательно, когда индивид пройдет все виды уровней.
К. Юнг немного расширил понятие о поведении в обществе. Он считал, что бессознательный уровень способен присутствовать на определенном этапе жизни индивида.
Уровень отсутствия сознания начинает формироваться на основе комплексов и влечений, может быть сугубо индивидуальным либо формироваться под действием коллективных устремлений. Развитое сознание позволяет разграничить человеку личное и общественное, определить для себя наиболее приемлемый тип поведения и собственное мироощущение. Индивиды способны определить для себя определенные образы (архетипические, сказочные, геройские), еще в раннем детстве. Поэтому во взрослой жизни неосознанно могут стараться соответствовать им. Социальное поведение людей отличается мышлением и осознанность поступков.
Э. Фромм считал, что понятие поведения субъектов в обществе основано на доминировании социальной среды над поведением и мировоззрением человека.
В зависимости от окружающего социума, психологической и социальной обстановки, человек формирует сознание и определяет свои поступки в коммуникациях, творчестве, работе, общественной жизни. Человек использует не только биологические способы приспособления к меняющимся социальным условиям, но и использует связь бессознательного с сознательным. Исследователь считал, что поведение человека обусловливается импульсами и комплексами, но под действием социальной среды индивид сам определяет мотивы своего взаимодействия с окружающим миром.
Каждая из представленных концепций имеет право занять достойное место в трудах исследователей. Главная проблема, на которую хотели указать ученые – это связь сознания с окружением, доминированием мнения психически более сильного индивида, возможность изменения мотивов поведения, если человек сам этого пожелает.
Социальное поведение может быть позитивным или негативным. Роль понятия определяется ценностями и внутренними убеждениями субъектов. Индивиды взаимодействуют друг с другом, и стремятся к построению длительных коммуникаций основанных на применении социальных норм.
Социальные и асоциальные люди – чем они отличаются?
Социальное поведение – это то, как люди взаимодействуют с другими людьми. Как ведут себя социальный и антисоциальный человек, отличия между ними – об этом читайте на sympaty.net.
Социальный человек – тот, которого определяют как «нормального»
Психология не использует понятие нормы как таковое, но простое житейское обозначение любого социального человека – нормальный.
То есть, возвращаясь к терминологии, — это вменяемый человек, который принимает основные моральные и социальные нормы окружающего его общества. Он соблюдает правила, позволяющие ему получить репутацию уважаемого члена этого общества и без затруднений вступать в коммуникацию с другими людьми. Он готов нести ответственность за последствия своих действий и старается действовать так, чтобы не вредить себе и окружающим. Ему важно, чтобы его признавали, ценили, вступали с ним в различные типы коммуникации.
Говоря еще проще – социальные люди стремятся учиться, работать, иметь личную жизнь, заводить и поддерживать знакомства, добиваться уважения других и успеха в важных для них областях деятельности.
Как ведут себя асоциальные люди?
Психологический портрет асоциального человека может варьироваться, но основная черта – избегание им социальных контактов везде, где только можно. То есть, иногда антисоциальные люди в прямом смысле становятся отшельниками-дауншифтерами: живут в малонаселенных поселках, минимизируют экономические отношения с «большим миром», пытаются выжить натуральным хозяйством, и т.д. Но таких уникумов, как вы понимаете, немного.
Хикикомори (хикки) — люди, которые сознательно отказываются от общения и социализации, стремящиеся к крайней степени изоляции
Более распространенный типаж – люди, которые редко выходят из дому, не стремятся обрастать знакомствами и социализироваться.
Иногда они из чувства ответственности пытаются учиться и работать, минимально контактируя с людьми – выбирают удаленную работу и т.п.
Но если предоставляется вариант жить, не обеспечивая свои нужды путем реальной деятельности среди других людей, они наверняка этим воспользуются. К этому типажу относятся хикки, игроманы, инфантильные «мамины сынки» и т.д.
Также асоциальными являются маргинальные личности – склонные к бродяжничеству, уходу из дому и семьи, не стремящиеся иметь личный заработок, не пытающиеся никак личностно развиваться.
Но иногда асоциальность – следствие сложившихся жизненных обстоятельств, неблагоприятной обстановки. Например, трудный подросток может сбегать из дому, где ему плохо, или изолироваться от общества сверстников, среди которых он пережил буллинг. При хорошем стечении обстоятельств такой подросток сможет социализироваться.
Где грань между асоциальностью и антисоциальностью?
Несмотря на схожесть этих двух слов, они имеют разные значения. Иногда антисоциальность считают максимальным выражением асоциальности, иногда рассматривают как отдельный тип личности с патологиями психики.
Асоциальное поведение – то, которое не просто не соответствует принятым нормам социума, но нарушает базовые права других людей, несет риски для их безопасности и/или безопасности самого антисоциального человека.
Буллинг может спровоцировать у подростка асоциальное поведение в будущем
Так, антисоциальными личностями являются люди с преступными наклонностями, не контролирующие свою агрессию или маниакальные устремления. Насильники, воры-клептоманы, маньяки, «домашние боксеры» – примеры антисоциальных людей. Они не всегда избегают общества, но их взаимодействие с другими людьми может нести угрозу.
То есть, грань между асоциальностью и антисоциальностью – это то, контролирует ли человек степень опасности своих действий для других и готов ли преступать черту чужих прав.
Социальное действие
2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;
4) традиционным; то есть основанным на длительной привычке. 1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени (об этом ниже). В ряде случаев этот тип приближается к типу № 2. 2. Чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому. 3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были. Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия. 4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели — без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» — просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждения. красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже в сущности лишь пограничный случай. 5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.