Что такое социальные регуляторы
Социальные регуляторы
Социальное регулирование: понятие, цели, структура.
Общество позволяет достичь определённой упорядоченности, стабильности, согласованности в жизни людей (т.е. порядка) при помощи социального регулирования.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония во взаимодействии людей. Но общество всегда будет характеризоваться внутренней противоречивостью, т.к. люди не одинаковы, каждый человек имеет свои собственные интересы, систему ценностей, собственное мнение по различным вопросам. Поэтому порядок в обществе характеризуется не отсутствием конфликтов, а наличием специальных процедур их разрешения, позволяющих обществу существовать и развиваться.
Таким образом, в обществе создаются нормы, правила, определяющие:
1. требуемое, т.е. должное или возможное поведение людей. Определяются границы допустимого поведения людей.
2. порядок реализации установленных прав и обязанностей. Недостаточно только наделить правами и обязанностями. Нужно обеспечить возможность их фактической реализации.
3. порядок мирного, цивилизованного, во-первых, разрешения споров и конфликтов, во-вторых, возмещения причинённого вреда, в-третьих, привлечения к ответственности
Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.
Регулировать (в социально жизни) – значит определять, каким должно быть поведение людей, чтобы общество могло существовать и развиваться как единая система.
Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объём и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведёт к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нём противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического (природного) факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни её регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
Социальное регулирование – это воздействие на поведения людей путём установления для него определённых рамок с помощью норм, правил в целях обеспечения порядка в обществе.
Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.
Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):
Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных индивидуальных решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Используется такой социальный регулятор как «акты индивидуального регулирования».
Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей при помощи общих правил поведения, которые распространяются на неопределённый круг лиц (на всех, на любого, на каждого). Используется такой социальный регулятор как «социальные нормы».
Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. А индивидуальное регулирование позволяет конкретизировать отношения между чётко персонально определёнными субъектами с учётом их интересов.
Индивидуальное регулирование изначально лежит в основе развития общественных отношений, так как до создания общего правила люди, вступая в новые общественные отношения, вырабатывают компромиссные индивидуальные решения, на основе обобщения и анализа которых создаётся общая норма. И уже после сформирования общей нормы члены общества получают ориентир для выстраивания общественных отношений. В процессе реализации созданных норм выявляются недостатки в регулировании и общие нормы корректируются.
Регуляторы общественных отношений
Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.
Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические.
К техническим регуляторам относятся технические нормы. Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила, ГОСТы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).
Социа́льное регули́рование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.
Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц.
Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы.
Содержание
Социальные регуляторы
Социальная норма
Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.
Признаки социальной нормы
Индивидуальный акт
Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).
Стихийные регуляторы
В литературе также выделяются Стихийные регуляторы [2] [3] — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.
Виды социальных норм
Право
Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.
Обычай
Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.
Мораль
Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:
Религиозные нормы
Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.
Корпоративные нормы
Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.
Иные социальные нормы
Социальное регулирование: понятие, цели, структура. Социальные регуляторы.
Общество позволяет достичь определённой упорядоченности в жизни людей при помощи социального регулирования.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок в обществе не означает отсутствие конфликтов. Конфликты будут в силу того, что у людей существуют разные интересы. Порядок в обществе означает, что созданы нормы, регулирующие общественные отношения, определяющие требуемое или допустимое поведение людей, а также цивилизованный порядок разрешения конфликтов и возмещения вреда.
Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социально жизни) — значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
Социальное регулирование – это определение поведения людей и их коллективов, придание ему направления функционирования и развития, установление для него определённых рамок с помощью определённых правил, требований, которые вырабатываются самим обществом, и которое позволяет ему существовать как единому целому.
Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.
Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):
Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны, подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата.
Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.
Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, …
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.
В их числе выделяют следующие:
1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей)
2. социальные нормы как регуляторы, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей)
3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. (формируются по воле людей)
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют прежде всего социальные нормы.
Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании – ценностный, информационный, директивный). Некоторые авторы исключают из системы социального регулирования блок ненормативных социальных регуляторов.
§ 1. Социальные регуляторы
Право является не единственным регулятором общественных отношений, потому что не может охватить все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому независимо от уровня и количества правовых норм наряду с правовым регулированием в любом обществе присутствует масса иных социальных регуляторов, имеющих большую значимость для целенаправленного развития общества.
Все социальные регуляторы в научной литературе принято объединять одним понятием «социальная норма». Социальные
нормы призваны регулировать наиболее типичные для общества ситуации. Так как в обществе складывается множество различных отношений, социальные регуляторы характеризуются разнообразием видов, поэтому понятие «социальная норма» объединяет множество регуляторов, имеющих схожие характеристики, но разное назначение и сферы воздействия.
Многообразие социальных норм объясняется многообразием общественных отношений и жизненных обстоятельств, поэтому в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает стандарты и правила поведения индивида, которые отвечают общественным интересам.
Социальные нормы всегда отвечают целям и интересам общественного развития. Социальные нормы можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, социальные нормы относятся к основным регуляторам поведения человека, с другой стороны они являются критерием оценки поведения в обществе. Социальные нормы также можно рассматривать как показатель уровня развития общественных отношений, так как они отражают потребности общества, уровень культуры, нравственности и т.д.
На практике социальная норма может сложиться за относительно небольшое время, так как для социальных норм характерны две особенности. С одной стороны, социальные регуляторы носят обязательный и консервативный характер, поэтому социальные нормы достаточно устойчивы к изменениям. С другой стороны, социальные нормы соответствуют общественному развитию, а следовательно, они должны изменяться, иначе социальная норма устареет и ее применение потеряет всякий смысл.
Гибкость социальных норм позволяет им всегда соответствовать общественным интересам. Поэтому далеко не все социальные нормы стали результатом длительного процесса. Социальная норма может появиться практически одновременно с изменением общественных отношений, так как для общественных отношений характерно целенаправленное непрерывное социальное регулирование. Социальные нормы очень гибко реагируют на все изменения, что позволяет обеспечить непрерывность воздействия на общественные отношения. Появление любой социальной нормы вызвано общественной необходимостью. Новые социальные нормы появляются на основе существующих в данном обществе принципов (моральных, религиозных и т.д.). В отличие от социальных норм, социальные принципы практически не изменяются, так как они носят обобщенный характер и отражают «вечные» ценности общества (такие, как уважение к старшим, помощь близкому и т.д.). Социальные нормы всегда конкретны, что делает их гибкость необходимостью.
1. Общий характер предписаний (т.е. социальные нормы распространяются на типичные ситуации).
2. Обязательный характер для участников отношений (выполнение правила поведения может обеспечиваться порицанием или осуждением со стороны общества, а также принудительной силой государства).
3. Способность регулировать общественное поведение (т.е. воздействовать на общественные отношения с целью их стабилизации и обеспечения целенаправленности).
4. Наличие одобрения со стороны общества (большинство членов общества поддерживает предписания социальных норм, так как они учитывают интересы большей части населения).
5. Наличие конкретного «предписания» поведения (социальная норма всегда содержит четкое правило, поскольку отсутствие четкости предписания или различное понимание социальной нормы не может гарантировать стабильное развитие общества).
6. Соответствие уровню развития и потребностям общества.
Таким образом, социальные нормы призваны создавать поведенческие рамки для членов общества, которые не позволяют перейти к хаотичным отношениям. Социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения индивида. Данные рамки поведения являются выражением требований общества к поведению человека. Действие неправовых социальных регуляторов не зависит от воли государства, они появляются и исчезают в зависимости от потребностей общества. Способность оказывать регулирующее воздействие зависит от наличия общественной потребности в таком воздействии. Следовательно, социальные регуляторы не только регулируют общественные отношения, но и являются отражением общества.
Социальные нормы очень разнообразны по характеру предписаний, сфере действия и т.д. В научной литературе нет единого подхода к классификации видов социальных норм. К их числу, как правило, относят: правовые нормы, нормы морали, нормы традиций, нормы обычаев и ритуалы, нормы общественных организаций, религиозные нормы, политические нормы и иные регуляторы. Такой перечень социальных норм поддерживают далеко не все авторы. Так, С.И. Вильнянский критикует авторов, которые
1. Социальная норма, обладающая трансцендентным
2. Как специфическая форма отражения и закрепления
3. Как проявление повторяемости общественных отношений на одном уровне сложности и как повторяемость
общественных отношений на различных уровнях сложно-
Авторы единодушно сходится в том, что традиции характеризуются повторяемостью, устойчивостью. Эти черты являются характерными и для социальных норм. Нали-
чиє повторяемости и устойчивости не является основанием для включения традиций в число социальных норм.
В понятие «мораль» авторы также вкладывают различный смысл и употребляют в следующих значениях:
Традиции и мораль имеют общие с социальными нормами признаки:
1. Стабильность и устойчивость.
2. Способность регулировать общественные отношения.
3. Наличие одобрения со стороны общества.
При этом традиции и мораль не содержат конкретных предписаний, а устанавливают только «поведенческие рамки», которые выступают основой для появления и действия социальных норм. При отсутствии социальной нормы человек руководствуется моральными принципами. Таким образом, можно отметить, что, хотя традиции и мораль не являются нормами, они относятся к числу социальных регуляторов.
К социальным регуляторам также относится религия. Социальные нормы содержат конкретные предписания для участников отношений. Моральные устои могут служить основой и для правового регулирования. Новые социальные нормы появляются на основе традиций и морали.
Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.
Билет 1.
Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.
В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют 4 вида ненормативных регуляторов:
· казуальные – практические решения конкретного жизненного вопроса путем правового,
морального, корпоративного и т.п. акта (приказа, требования, разрешения, запрета); отличительная черта казуального регулятора – отсутствие типичности, повторяемости;
· ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически
сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок; формируется прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д.;
· информационный – регулирующие свойства состоят в том, что посредством различных форм, способов, мер и средств в обществе распространяются сведения, слухи, сообщаются факты, воздействующие на волю и сознание людей и побуждающие их совершать какие-либо поступки или воздерживаться от таковых;
· директивный – предписание безальтернативной директивы (указания, предписания, программы), которую необходимо выполнять или учитывать в своей деятельности.
Социальное принуждение может быть:
– моральным (выражается в общественном осуждении нарушений норм нравственности и этических правил);
– общественным (со стороны общественных объединений, когда нарушаются нормы уставов, положений, иных документов участниками общественных объединений);
– международным (со стороны мирового сообщества (в случаях нарушения общепризнанных норм и принципов международного права)).
Социальные регуляторы – это правила поведения, действующие в обществе. Социальные нормы устанавливаются государством, негос.организациями, самостоятельно формируются в процессе человеческого общения. Отсюда их многообразие: правовые, моральные, корпоративные, религиозные, обычаи, традиции, политические __________и т.д. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом и с другими регуляторами, которые принято называть ненормативными.
Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.
Обычаи – исторически сложившиеся и прочно укоренившиеся правила поведения людей, которые практически переходят в привычку.
Религиозные нормы устанавливаются различными вероисповеданиями, вытекают из сущности религиозных постулатов и являются обязательными для тех, кто исповедует конкретную религию. Ритуальные нормы регулируют поведение людей при проведении различных церемоний, поддерживаются нормами морали (когда касаются частной жизни
человека) или государственно-правовыми (когда речь идет о политической жизни).
Соц.нормы имеют ряд общих признаков: они являются правилами поведения общего характера; регулируют поведения людей, диктуя, что дозволено, а что нет; имеют общую цель – регулирование общественных отношений; имеют социальную и моральную поддержку, некоторые – гарантию властной защиты; являются общеобязательными правилами.
Билет 2
Билет 3
1Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших вобществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР- это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (ст. 3, разд. 1).
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. Например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов.
В большинстве конституций закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости
судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то ни было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что «судебное разбирательство является открытым», «преимущественно устным, особенно по уголовным делам» (ст. 120)
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, что отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ до 6 августа 2014; соответствующие суды субъектов федерации.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан. В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Билет 4
Либеральная модель
Либеральная модель не предполагает достижение социального равенства, но, тем не менее, существует поддержка малообеспеченных слоев населения. Система социального обеспечения не подрывает трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен прежде всего своим личным трудом улучшать свое благосостояние.
Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США.
Консервативная модель
Основной задачей государства становится обеспечении всем гаржданам равных стартовых условий и возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями В экономической сфере господствует принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения. Социальная политика должна состоит не в том, чтобы все большее число бедных обеспечить лучшим, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы только политикой распределения.
В консервативном социальном государстве существует широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены (жилье, образование). Частное социальное страхование играет гораздо меньшую роль, чем в либеральной модели. Однако социальные гарантии в консервативном социальном государстве зависят от социального статуса индивида, и многие социальные обязанности перекладываются на семью. Государство вмешивается только тогда, когда возможности семьи исчерпаны. На такую модель ориентированы Великобритания и Япония.
Например, в Японии в основе социальной политики лежит принцип обеспечения равенства возможностей, удержание низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Японское государство ведет политику широкомасштабных инвестиций в социальную сферу. Материальной базой активной социальной политики служит перераспределение богатства. Это осуществляется за счет введения налога на богатство, который может составлять до 80 % от совокупного дохода. В Японии нет слоя сверхкрупных собственников и один из самых низких уровней бедности в мире.
Билет 5
1Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция
Классификация исполнительной власти: глава государства; Правительство; федеральные органы исполнительной власти; исполнительные органы субъектов Федерации; областная администрация; органы местного самоуправления.
В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх.
В отношении парламента глава государства обладает рядом прав: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, в некоторых случаях правом вето.
В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. Основные полномочия президента сводятся к следующему: принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов; ратифицирует международные договора и соглашения; является главнокомандующим вооруженными силами страны.
В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:
распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента; назначать и смещать министров (секретарей) и всех высших гражданских и военных чиновников (США); издавать указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти (США).
В парламентской республике роль президента значительно скромнее: Он лишь формально
представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства, без подписи которого акты президента не имеют юридической силы.
Глава государства в России — Президент(ст.80 Конст. РФ). Президент РФ: принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Президент РФ с согласия Гос. Думы, Федерального Собрания РФ назначает Председателя
Правительства РФ, председателя Банка России, председателя Счетной палаты РФ. Президент РФ назначает министров, заместителя Председателя Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры заместителя Правительства и министра. Президент РФ представляет Совету Федерации Федерального Собрания РФ судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент РФ в
соответствии с Конституцией РФ может быть отрешен от должности.
Правительство РФ высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. Виды правительств: коалиционное — в его состав входят представители двух и более партий;
однопартийное — в его состав входят представители только одной партии.
Согласно Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Оно
состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и
Задачи Правительства РФ: разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, социального обеспечения и т.п.; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности; · осуществляет меры по обеспечению свободы граждан; · осуществляет полномочия, возложенные на него Конст. РФ, федеральным законом и указом Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Перед вновь избранным Президентом РФ правительство слагает свои полномочия, а также может
Федеральные органы исполнительной власти: федеральное министерство; федеральная служба; федеральное агентство.
Исполнительные органы субъектов Федерации формируются субъектом Федерации, избираются населением субъекта.
Органы местного самоуправления (муниципальные органы) — исполнительные органы. Они осуществляют управленческую деятельность в рамках их полномочий, которые закреплены за ними законами.
Билет 6
Законность и правопорядок
Законность в демократическом обществе с точки зрения ее содержания и структуры можно определить как совокупность взаимосвязанных требований общества к государству и праву, а права к государству и иным участникам общественных отношений; отражение и выражение этих требований в общественном сознании и в законодательстве; реализацию данных требований в соц. практике.
Свойства законности как неуклонного и точного исполнения законов и подзаконных актов всеми участниками сводит ее к общеобязательности.
Основу законности составляет конституция государства, а также законы, принятые в ее развитие.
Наличие четкого, совершенного, отвечающего требованиям жизни законодательство – это
принципиально важное и необходимое условие последовательного укрепления законности в
деятельности всего гос. механизма.
Законность есть режим обеспечения жизни общества, который характеризуется верховенством в ней закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием спец. механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.
Важным фактором понимания сущности законности является установление ее субъектов.
Большинство ученых дает трактовку их состава, включая в него всех участников общественных
отношений: государство, его органы, общественные организации, предприятия, учреждения,
должностных лиц и граждан.
Основные принципы законности:
а) единство – единообразие понимания, толкования и применения норм.акта; единое _понимание _и _применение _законности _на _всей _территории _государства,_ _единство _правового _регулирования _сходных _общественных _отношений,_ _единые _критерии _оценки _поведения _участников _правового _общения _(_содержательный _и _оценочный _аспекты)_._ _
б) всеобщность ее требований; что _ее _требования _должны _быть _обращены _ко _всем _в _равной _степени,_ _никто _не _может _быть _выведен _из-_под _действия _законов._ _Данный _принцип _распространяется _на _все _действующие _нормы _права._ _
в) верховенство закона;
г) гарантированность основных прав и свобод граждан;
д) неотвратимость наказания за совершенное правонарушением,
е) недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления;
Билет 7
Билет 8
Билет 9
1Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция
Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата,
поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные нормы права, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые применяются и охраняются судебной властью.
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент.Он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
Структура парламента: двупалатная — нижняя и верхняя палаты; однопалатная (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать эффективную деятельность законодательного органа. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов
Полномочия парламента:
· решение финансовых вопросов: установление налогов;
· контроль над органами исполнительной власти: участвует в назначении различных
должностных лиц и органов (назначение главы государства, главы правительства и кабинета);
· издание законов самостоятельно или совместно с главой государства;
· участие во внешнеполитическом процессе;
· решение вопросов обороны;
· осуществление определенных судебных функций: привлечение президента, членов
правительства к судебной ответственности.
Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах
соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов). Избираются населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны местные предприятия, местный бюджет и др.
Законодательные органы в России избираются населением государства.
Высший законодательный (представительный) орган России — Федеральное Собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федедарции входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Общее число его членов составляет 178 чел.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года.
Государственная Дума вносит законопроекты, принимает федеральные законы, которые в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совет Федедации. Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания. Гос.Дума проводит две сессии: весеннюю и осеннюю.
Один день в неделю отведен для парламентских слушании, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы, В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Госю.Думы с избирателями.
На заседаниях Совета Федерации в первоочередном порядке рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.
Билет 10
Билет 11
Билет 12
Билет 13
Билет 14
Билет 15
Внешние функции государства
2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.
3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
5. Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и
многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями
(Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое
Билет 16
Билет 17
Билет 18
Билет 19
Билет 20
Билет 21
Билет 22
Билет 23
Билет 24
Права человека
принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.
Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как таковых, как объективно
существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий
уровень достаточно сложен.
Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного
оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.
В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.
право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование и др.
При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой
проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.
Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).
На основании этих документов человек стал субъектом международного права. Эти международно- правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содержится в ст. 46 Конституции Российской Федерации).
В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.
Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Билет 25
Билет 26
Билет 27
Билет 28
Билет 29
Билет 30
Билет 1.
Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.
В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют 4 вида ненормативных регуляторов:
· казуальные – практические решения конкретного жизненного вопроса путем правового,
морального, корпоративного и т.п. акта (приказа, требования, разрешения, запрета); отличительная черта казуального регулятора – отсутствие типичности, повторяемости;
· ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически
сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок; формируется прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д.;
· информационный – регулирующие свойства состоят в том, что посредством различных форм, способов, мер и средств в обществе распространяются сведения, слухи, сообщаются факты, воздействующие на волю и сознание людей и побуждающие их совершать какие-либо поступки или воздерживаться от таковых;
· директивный – предписание безальтернативной директивы (указания, предписания, программы), которую необходимо выполнять или учитывать в своей деятельности.