Что такое социальный характер искусства

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Главный Попко

в чем проявляется социальный характер искусства

Лучший ответ:

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Мари Умняшка

Искусство призвано служить обществу. Без общественного восприятия теряется смысл самого искусства.

Все произведения авторов направлены на то, чтобы их творения увидело человечество.

Нет, пожалуй, ни одного деятеля искусства, который бы трудился не для общественного признания. Любой писатель, сочиняя свое произведение, пытается через него донести свои мысли людям. Дать им что-то полезное и получить в ответ благодарность.

Любой композитор или певец дарит людям свою музыку и песни для того, чтобы вызвать в них эмоции, заставить их сопереживать вместе.

Любой предмет искусства заставляет общество реагировать. Возвышенное, оторванное от обыденности побуждает людей мечтать, провоцирует полет фантазии. Отражение мрачной реальности – заставляет задуматься и вызывает глубокие размышления. Независимо в какой области искусства трудится автор, он мечтает лишь об одном – получить общественное признание. Потому что именно общество определяет статус творчества. Именно благодаря ему становится понятным потребность предметов искусства. Без оценки общества искусство как таковое было бы абсолютно лишено какого-то смысла, а деятельность творческих людей была бы нелепостью.

Источник

В чем проявляется социальный характер искусства

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

У каждого успешного человека есть свой секрет. Но есть вещи которые влияют на это не зависимо от секретов. Наверное, самая главная это вера в себя. Если ты не веришь в себя, то у тебя никогда и ничего не получиться. Второе по значимости, но тоже одно из самых важных, это вера и поддержка твоих близких. После уже идут такие качества. как: коммуникабельность и умение вести диалога правильно. Успешные люди, как правило, мало говорят и много слушают. Это не только исходя из «золотого правила», но и если разобраться в психологии, то это очень положительно влияет на собеседника. Каждому человеку приятно, когда его внимательно выслушивают. Этим самым ты покажешь ему своё уважение. Успешные люди часто делают комплименты. Это поднимает не только самооценку окружающим, а так же поднимает настроение самому себе. Люди добившиеся в жизни успеха не обсуждают других. Они прекрасно понимают, что во-первых, это не культурно, во-вторых, не несет в себе никакой полезной информации. Они к тому же, всегда вежливы и часто улыбаются. Эти все факты помогают им располагать к себе людей.

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Различие мы увидим из определения этих двух понятий:

Товар – это любой продукт, вещь, имеющий материальную, вещественную форму.
Товар является главным объектом, участвующим в рыночных отношениях между покупателем и продавцом.
Товар не может быть духовным, то есть не может быть просто воздухом, так как его нельзя продать за материальные ценности.

УСЛУГИ — виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми. Услугами считаются также юридические и другие консультации, предоставление информации, способствование проведению деловых операций.

Источник

4.5. Искусство

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.

Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искусством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере Деятельности.

Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграл труд. Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного наслаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство приобретает социальный характер.

В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства», «искусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, науки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто только в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искусство не может не отражать реальный окружающий мир и возникающие в нем отношения.

Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рассматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие искусства с политикой, наукой, моралью и т. п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.

Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художественный образ — чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства.

Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует одновременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и развивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жизни общества, которые могут быть более или менее благоприятными для творческой деятельности человека.

Изучением искусства занимается искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры.

Структура искусствознания отличается комплексностью и проявляется в следующем:

Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное соответственно членению самого искусства на различные виды художественного творчества. Как система частных наук об отдельных видах искусства искусствознание включает в себя литературоведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение, искусствоведение (наука об изобразительных искусствах), киноведение и т.д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру искусства как системы целостного знания о художественном творчестве.

Во-вторых, в наиболее общем виде искусствознание представляет собой совокупность трех дисциплин: истории искусства, теории искусства, художественной критики. Соответственно частные науки об искусстве включают в себя аналогичные дисциплины: театроведение — историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкознание — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д.

Общей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) —наука о сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к частным искусствоведческим наукам.

Распространение средств массовой коммуникации — периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других — существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе полиграфического, звукового или экранного тиражирования произведения традиционных видов искусства (в первую очередь живописи, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного творения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.

Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Искусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом.

В истории искусства существовали два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали:

1) моралистический, утверждавший единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;

2) имморалистический,построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.

Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте общих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.

Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, проверяя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потребность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воздействия искусства не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно оценить моральный образ мыслей героев произведений, нравственную направленность их поступков. Не учитывая этого обстоятельства, иногда неправомерно возлагают на искусство всю ответственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность.

Моральное воздействие искусства на людей может осуществляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстетического переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением, а, напротив, только начинается, уходя в глубь сознания человека, где незаметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом.

Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровождают и восприятие произведения искусства, и религиозные ритуалы, только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестественным миром. В связи с этим художественные и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древнего мифологического сознания. В первобытно-общинный период развития общества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала воспринимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отношения перешли в религии древних цивилизаций.

С возникновением мировых религий отношения между искусством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распространения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое время запрещалось изображать людей и животных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усматривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусство, живопись начали проникать в христианский культ, а несколько позже и христианские идеологи признали необходимость активного использования искусства в религиозных целях. В Византии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архитектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искусства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Средневековые христианские идеологи ориентировали искусство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал искусства на основных духовных идеалах своего времени. В результате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло высокого уровня художественного выражения общечеловеческих Духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музыкальная и певческая культура поражают своей художественной силой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XXI в. Однако религиозное искусство было в значительной мере обособлено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с внецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами искусства. Христианство, например, долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало традиционную народную культуру (в России это коснулось скоморошества).

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон. Практически все культовое искусство было канонизированным, т.е. введенным в определенные исторически сложившиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рамки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, линии, музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко достигал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, использовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требуют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др.Искусство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-технической революции новые виды и разновидности искусства — фотоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка с помощью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа.

Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т. д. В то же время как высокая степень мастерства искусством в широком смысле слова может называться совершенное техническое исполнение спортивного выступления, производственного задания и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что искусство и труд — это две стороны единой материально-практической и духовной деятельности людей. Труд включает в себя и творческую деятельность в искусстве, которое своим происхождением обязано трудовой, созидательной деятельности людей. Первые человеческие постройки, одежда, утварь, орудия труда, став неотъемлемой частью материальной культуры, являются также и древними памятниками искусства, воплотившими эстетические представления людей. Опираясь на ритмы труда, возникли первые музыкальные и хореографические произведения. Изображения животного и растительного мира, создававшиеся первобытными людьми для магических целей, для организации коллективных действий в охоте, земледелии, несли художественное содержание, присущее искусству.

В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятельности, как это видно на примерах (строительства театров и кинотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического производства, кино- и фототехники, создания музыкальных инструментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятельности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?

4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?

7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова структура искусствознания?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху?

9. Чем искусство связано с моралью?

10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались их отношения в истории человечества?

11. Прочитайте высказывание Л.Фейербаха. В чем он видит различие искусства и религии: «…искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, т.е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные».

12. В чем состоят особенности развития современного искусства? Ка кую роль в этом процессе играют технические средства?

Источник

Сущность искусства, его социальные функции

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Вопрос о сущности искусства – вечный вопрос. Роль искусства в жизни любого общества является фундаментальной. Каждое поколение должно ответить на вопрос о том, что такое искусство. Существует целый спектр подходов, связанных с сущностью искусства:

1) Искусство как мимесис (искусство – это гносеологический феномен). Платон, Аристотель. Постижение мира – задача искусства. В эпоху реализма искусство сближается с наукой (наука живописи), гегелевская эстетика, эстетика критического реализма, марксистско-ленинская эстетика.

2) Искусство как эстетическое освоение мира, раскрытие эстетических ценностей как эстетическое преобразование мира, путь к эстетическому идеалу. Неоплатоники, классицисты (подлинная природа – это совершенная природа), романтизм (искусство – воссоздание совершенной реальности).

3) Искусство как воспитание (главное – воздействие искусства, содержательность на втором плане), искусство формирует сознание человека.

4) Креативная модель искусства, искусство как творческая деятельность, переделка мира, формотворчество. Дизайн, промышленное искусство.

5) Искусство как коммуникативная деятельность, т.е. способ связи между людьми. Искусство понимается как особый язык, как знаковая система (Лотман).

6) Психотерапевтические подходы к искусству (например Выготский: искусство – способ психологической обработки человека, катарсис – разрядка).

7) Подходы в 20 веке: а) Видение вписанности искусства в социокультурную систему (искусство – некий орган, который существует ради потребностей социокультурной системы). б) Системное видение сущности искусства (искусство системно, т.к. занимает место в системе человеческого бытия, к тому же искусство – это система возможностей, полифункциональная сила, она способствует человеческому в человеке; искусство – это система, в которой воспроизводится целостная духовность человека). Каган выделяет четыре типа человеческой деятельности (трудовая, производительная, ценностно-ориентационная, общение). Синтез всех четырех типов – это художественная деятельность. Искусство – уникальная часть человеческой культуры, которая удваивает весь человеческий опыт.

Социальные функции искусства:

1) Информационно-коммуникативные функции: сохранение и накопление (искусство – хранитель опыта человечества, часть коллективной памяти); коммуникативная (искусство – организатор коммуникации между людьми, культурами); общение (встреча двух миров, создание некой общности)

2) Социально-личностные функции: гедонистическая (непосредственный эффект – наслаждение); эвристическая (искусство включает и развивает творческие силы человека, его интеллектуальные способности); компенсаторная; психотерапевтическая;

3) Функции надиндивидуального порядка: социально-организующая (искусство программирует деятельность людей, определяет систему социальных отношений); социально-интегративная (сплочение коллектива, приобщение к национальным традициям, человечеству).

67. Художественный образ в системе искусства.

Художественный образ – это идеальная форма, структура, которая живет в сознании. Художественный образ не тождественен произведению искусства. Прежде всего важно понимание художественного образа как той специфически идеальной ткани, через которую только и существует несводимая к каким-либо другим образованиям художественная (всегда предметно-ценностная, объективно-субъективная) информация.

Понятие художественного образа является одним из центральных в отечественной и мировой эстетике. Его значение определено тем, что с одной стороны, именно в художественном образе реализуется особое отношение искусства к миру, с миром происходит трансформация действительности нехудожественной в художественную реальность. С другой стороны именно художественный образ как носитель, сосредоточие содержательно-формальной специфики искусства оказывается его главным отличительным признаком, его альфой и омегой: искусство есть там, где рождаются, живут и воздействуют художественные образы. Схема взаимоотношений: образ ® произведение искусства художественное восприятие.

Что такое социальный характер искусства. Смотреть фото Что такое социальный характер искусства. Смотреть картинку Что такое социальный характер искусства. Картинка про Что такое социальный характер искусства. Фото Что такое социальный характер искусства

Главная функция художественного образа – идеальный способ освоения (воссоздания, обобщения, осмысления и внедрения в сознание людей духовно-ценностного богатства) действительности, т.е. способ передачи ценностной художественной информации.

Структура художественного образа совпадает со структурой своего предмета – духовно-ценностных отношений человека с миром и может быть представлена в качестве взаимосвязи:

а) объекта (в единстве его чувственной, но уже обобщенной формы и содержания) как некой ценностно-выразительной предметности – носителя диспозиционных духовных значимостей

б) субъекта в его ценностном, также конкретно-обобщенном отношении к объекту

в) актуализированных встречей субъекта и объекта, открытых для их выразительности.

Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают: театр с музыкальным действием первого и уже им присвоенных субъетивированных значимостей, получающих в этой своей субъективированности – сращенности с отношением, в существовании через переживание форму смыслов.

Онтология смысла имеет двойственный характер: 1) смысл может существовать как свойство; 2) смысл существует как содержание осознанной деятельности субъекта. Искусство моделирует единство этих двух моментов, но по-разному, поэтому возникает два больших класса искусства, которые выходят из двух типов образа:

2) Язык этих искусств не хочет и не умеет воссоздать объект. Моделирует человека в его смысловой содержательности, поэтому это искусство не может быть изобразительным, т.к. смысл нельзя изобразить, его можно лишь выразить. Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают (театр с музыкальным действием).

68. Основные направления искусства XX века.

Условно культуру 20 века м. разделить на 2 периода: модернизм, кот. хар-ет культуру пер. пол. 20 в, зрелое индустриальное общ-во, где главенствуют рац-зм, урбанизация, «иск-во для иск-ва», и постмодернизм (втор. пл. 20 в., постиндустр. общ-во): отход от рационалистич. схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистич. пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и т.д.

Особенности искусства ХХ века:

1. отказ от традиционной системы ценностей, стремление постичь и выразить пустоту, абсурд, иррациональное, «иное»

2. повышенная философичность, роль рефлексии, концептуальность

3. особая роль формы, новые принципы художественной образности, стремление к бессознательному формотворчеству

4. повышенный интерес и мистическому, таинственному

5. доминанта самовыражения художника, утреждение абсолютного права автора на произвол

6. стремление к синтезу искусств, создание новых видов искусства стирание граней между утилитарным, эстетическим и художественным

Значение Авангарда:

1. показал принципиальную ограниченность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения

2. довел до логического завершения (часто до абсурда) все основные виды искусства и их методы художественной презентации

3. экспериментально выработал множество новых, нетрадиционных элементов, форм, приемов, подходов

4. способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусства: фотография, кино, телевидение, электронная музыка.

Художественная культура ХХ в. не сводится только к Авангарду. В ней определенное место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры. Однако именно Авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество.

Основные направления:

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:

1. принципиальный отрыв от предшествовавшего модернизма

2. демонстративное оперирование типами и формами высказывания, которое трудно причислить к искусству

3. обостренное отношение к проблеме эстетической авторитарности

4. нет ничего, что не было бы включено в циркулирование потребительской индустрии (Интернет: неизвестный зритель и слушатель, которого невозможно описать)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *