Что такое социальный комплекс

Что такое социальный комплекс

Области социально-бытового назначения: жилищно-коммунальное хозяйство, гостиничное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, общественный транспорт, связь

Области социально-культурного назначения: образование, медицина, искусство, физическая культура, спорт, информационное обслуживание, туризм, обеспечение безопасности населения и правопорядка, страхование

Области, производящие предметы потребления: легкая промышленность

Сфера услуг: развитие и размещение

Наибольшего развития отрасли социального комплекса приобрели в крупных городах. К социального комплекса принадлежит больше всего частных предприятий. Для него характерен низкий уровень производства. Качество обслуживания в нашей стране отстает от мировых стандартов. В то же время, предприятия бытового обслуживания (свыше 40 тыс.) предоставляют более 900 видов услуг населению.

Легкая промышленность: структура и принципы размещения

Легкая промышленность: текстильная, швейная, трикотажная, чулочно-носочная, кожевенно-обувная, меховая

Кроме товаров массового потребления, легкая промышленность выпускает средства производства для других отраслей: технические сукна, мебельно-декоративные ткани, корд, кирзу и т.д. Она играет важную роль в подъеме жизненного уровня населения.

Факторы, которые влияют на размещение предприятий легкой промышленности

Области, которые ориентируются на:

сырье и потребителя

первичная переработка льна, шерсти, кожи

швейная, кожевенно-обувная, меховая

текстильная: льняная, шерстяная, шелковая

Сырьем легкую промышленность обеспечивающие сельское хозяйство и химическая промышленность. В составе ВВП доля легкой промышленности составляет 1,7 %. В отрасли работают преимущественно женщины.

География легкой промышленности

Швейная промышленность развита во многих населенных пунктах.

Для предприятий текстильной промышленности характерна такая форма организации производства, как комбинирование (например, текстильный комбинат). Производство тканей на комбинатах проходит три основных стадии:

прядение → ткачество → обработка ткани.

Населения Украины не обеспечено продукцией текстильного и трикотажного производств, поэтому предприятия ориентируются на привозную сырье и импортные изделия.

Проблемы и перспективы развития комплекса

— отсталая технология производства;

— низкое качество продукции и недостаточный ассортимент;

— многие предприятия неконкурентоспособны, некоторые были закрыты;

— недостаточная собственная сырьевая база для развития легкой промышленности;

— много сельских населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием, библиотек, домов культур, отсутствует медицинское обслуживание, газоснабжения; высокий износ жилищно-коммунального хозяйства.

Пути решение проблем:

— усовершенствовать технологическую базу предприятий легкой промышленности;

— организовать деятельность совместных предприятий;

— продумать меры борьбы с нелегальной продукцией;

— привлечь инвесторов для реконструкции предприятий;

— создать благоприятные условия для работы молодых специалистов в сельской местности.

Источник

Социальный комплекс России

Социальный комплекс (социальная сфера) включает в себя прежде всего отрасли, оказывающие различные услуги населению, а также — производящие товары народного потребления. Среди последних важное место занимает легкая промышленность, в состав которой входят текстильная, швейная, меховая и кожевенно-обувная. Товары народного потребления выпускаются также в машиностроительном комплексе (бытовые машины и приборы, легковые автомобили и многое другое) и в химико-лесном (изделия бытовой химии, мебель и др.).

Текстильная промышленность (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая) использует преимущественно сельскохозяйственное сырье, но большей частью — с добавлением химических волокон и нитей (особенно при производстве шерстяных и шелковых тканей). Для всех этих отраслей характерно сосредоточение первичной переработки сырья в сельскохозяйственных районах (хлопкоочистительные, шерстомоечные, шелкомотальные, льнозаводы), а выпуск тканей тяготеет в большей степени к местам их потребления.

Однако реальная география текстильной промышленности России складывалась исторически начиная со второй половины XVIII века, когда в Центральной России и на Северо-Западе стали возникать отделочные фабрики на привозной английской суровой ткани (Технологический цикл хлопчатобумажной промышленности включает: 1) производство пряжи из хлопка (на прядильных фабриках); 2) производство суровой (неотделанной, некрашеной) ткани (суровья) из пряжи (на ткацких фабриках); 3) отделка (окраска, нанесение рисунка) суровья (на отделочных фабриках). Бели все три фабрики находятся в одном месте и объединены технологическими связями, то перед нами — хлопчатобумажный комбинат), позже — ткачество из английской пряжи, а с 1840-х годов — прядение на американском хлопке (после строительства железных дорог в Среднюю Азию в конце XIX века хлопок стал поступать и оттуда).

Еще раньше возникло производство льняных тканей, вначале — кустарным способом, а с петровских времен — на полотняных мануфактурах. Тогда же (в основном, для обеспечения армии) возникает производство шерстяных тканей (в Центральном районе и в Поволжье). В Центре же возникли в XIX веке и шелкоткацкие фабрики, работавшие на сырье, получаемом из Закавказья. В дальнейшем большинство шелковых тканей стало производиться из химических волокон.

В итоге в настоящее время Центральный район дает более 80% всех хлопчатобумажных тканей, в том числе 55% производят 3 области: Ивановская (1/3 российского производства), Владимирская и Московская (по 1/6). По шерстяным тканям доля Центра около 60% (более 1/3 российского итога дают Москва и Московская область); другой центр — Поволжье (1/10 шерстяных тканей, в основном в Ульяновской области). Льняных тканей производится в Центре более 80% российского итога, в том числе около 40% — во Владимирской области. Наименее сконцентрировано производство шелковых тканей: доля Центра — 40% (в том числе Москва и Московская область — 1/4 российского производства); другие районы — Саратовская и Пермская области (по 11—2%), Кемеровская область (8%) — вспомним, что это все — регионы, выделяющиеся производством химических волокон.

Сфера обслуживания

Рассмотрим теперь такую часть социального комплекса как сфера обслуживания.

Обслуживание это предоставление услуг. Услуга — это всякий труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности — индивидуального потребителя («заказчика», «клиента»).

Сравним работу рабочих на часовом заводе и в мастерской по ремонту часов. В первом случае в результате труда получаются материальные блага — готовые часы. Во втором случае не производится никаких новых материальных благ, а оказывается услуга владельцу часов. Поэтому часовой завод — часть промышленности, а ремонт — часть сферы обслуживания.

Услуги бывают двух видов. Во-первых, услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления. Чтобы часы попали к потребителю, он их должен сначала купить в магазине; а чтобы ими пользоваться, надо иметь возможность их время от времени ремонтировать. Во-вторых, это услуги, не существующие отдельно от исполнителя услуг: услуги врача, учителя, актера. Здесь услуга представляет собой полезный эффект труда, потребляемого в самом процессе труда.

Это различие имеет важные следствия для географии. Для того, чтобы отремонтировать часы (телевизор, туфли, автомобиль), нам не обязательно встречаться с мастером и присутствовать самому при ремонте. Даже в магазин, в принципе, не обязательно ходить самому: можно заказать товар с доставкой на дом; и обед из столовой тоже можно принести домой (не присутствуя при приготовлении его).

Поэтому здесь место выполнения услуги может быть удалено от потребителя: например, приемные пункты принимают заказы, выполнение их происходит на крупных предприятиях, а затем клиент снова в приемном пункте получает свой заказ. Но чтобы получить совет врача, мы должны с ним обязательно встретиться. Поэтому услуги 2-го рода должны быть размещены так, чтобы населению было удобно ими пользоваться.

Можно выделить следующие группы отраслей, в совокупности образующие сферу услуг:

— жилищно-коммунальное хозяйство — представление жилья с его благоустройством (с оборудованием электро-, водо-, газоснабжением, канализацией, отоплением и горячей водой, телефоном, системой мусороудаления, лифтами — в многоэтажных зданиях);

— услуги по социальному обеспечению населения — содержание домов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования;

— розничная торговля и общественное питание — сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и многое другое;

— «бытовое» обслуживание — обширная группа отраслей, в которой можно выделить прежде всего отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства: ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, изготовлению мебели; ремонт квартир. В другую, еще более разнообразную группу входят услуги, связанные с личной гигиеной (бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, салоны косметики), уходом за домом (натирка полов, уборка, мытье окон), личным транспортом, пункты проката различных предметов, фотографии; также «похоронное дело» — крематории, кладбища;

— кредитно-финансовое обслуживание — представлено сетью сбербанков (и коммерческих банков, обслуживающих население), страховых компаний, инвестиционных фондов и других видов учреждений такого типа;

— рекреационное обслуживание населения вне места его жительства — главным образом организация туризма и экскурсий, а также дома отдыха, пансионаты и так далее.

— услуги связи — почта, телеграф, телефоны-автоматы и междугородние переговорные пункты;

— культурное обслуживание — сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев, также стадионов и бассейнов при их использовании как зрелищных предприятий), клубы и дома культуры, библиотеки; к этой сфере надо отнести ателье звукозаписи и, в значительной части, деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу радио- и телевидения, книготорговлю;

— медицинское обслуживание населения обеспечивается: 1) амбулаторно-поликлиническими учреждениями; 2) больницами и клиниками; 3) медпунктами на предприятиях и фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАЛ) в небольших сельских поселках; 4) диспансерами различной специализации; 5) станциями скорой помощи; 6) системой учреждений охраны материнства и детства — родильные дома, женские консультации, молочные кухни; 7) санаторно-курортными учреждениями и профилакториями; 8) санитарной службой (санэпидемстанции, дезинфекционные пункты); 9) аптечными учреждениями;

— пассажирский транспорт — важность которого для жизни и труда людей не требует комментариев; он имеет особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта широко прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания, и для доставки некоторых услуг непосредственно на дом (почта, визит врача, мастера бытовых услуг и многое другое).

Все эти отрасли в совокупности могут быть названы «социальной инфраструктурой» общества. Можно добавить, что современный человек нуждается и привык пользоваться сферой услуг с момента своего появления на свет и до самой смерти (ведь и родильный дом, и кладбище — тоже звенья этой сферы!).

Важность географического изучения сферы обслуживания можно показать на примере переезда сельских жителей в город. Если сначала его все приветствовали (без этого невозможен был быстрый рост городов и индустриализации страны), то начиная с 1970-х годов в ряде районов России отток населения привел к тому, что в сельском хозяйстве стало не хватать рабочих рук. Значит, рассудили управленцы, надо сократить этот поток мигрантов или даже повернуть его «вспять» — чтобы городские жители возвращались в деревню. А это достигается лишь одним способом: создание в деревне условий жизни, в том числе условий обслуживания, не уступающих городским. Как это сделать?

Вначале предполагалось, что самый простой путь — это превращение сел в крупные поселки городского типа: с многоэтажными домами со всеми удобствами и полным набором учреждений обслуживания. Но опыт строительства таких поселков показал, что они не подходят для сложившегося сельского образа жизни, частью которого является обязательный участок земли при доме для ведения подсобного хозяйства. Для этого необходим, как правило, одноэтажный дом на 1 семью. Но этот одноэтажный дом должен иметь, по возможности, полный набор коммунальных удобств (водопровод, канализацию, отопление, газ, водоснабжение). Укрупнять поселки, ускоренно заселять мелкие населенные пункты для этого не обязательно и даже нежелательно (это часто приводило к забрасыванию земель и даже к ускорению миграции в города). Поэтому и на ближайшую перспективу сохранятся мелкие сельские поселения, в каждом из которых не создашь полного комплекса услуг, следовательно, нужны другие формы территориальной организации обслуживания.

Территориальная организация обслуживания — это размещение учреждений, связи между ними и передвижение населения к местам получения услуг. Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса. Ежедневно нам необходимы услуги продуктовой торговли (покупка молока, хлеба), детских садов, школ, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Другой полюс — «эпизодические» услуги, необходимые нерегулярно (несколько раз в год и реже): покупка и ремонт предметов длительного пользования, посещение театров и музеев, туристские поездки. Промежуточное положение занимают «периодические» услуги: покупка многих продуктов питания (несколько раз в месяц), посещение парикмахерских, прачечных, кинотеатров. Понятно, что чем выше частота спроса, тем ближе к населению должны быть места предоставления услуг. Причем «ближе» здесь вовсе не означает обязательно близость к месту жительства — это может быть близость и к месту работы, и к месту ежедневных передвижений населения (вблизи остановок общественного транспорта, в пересадочных узлах). А для услуг эпизодических главное — качество обслуживания: для выбора телевизора или консультации с врачом-специалистом каждый предпочтет обратиться в специализированное, наиболее оснащенное учреждение — хотя бы и расположенное довольно далеко.

Взаимосвязанные учреждения, находящиеся на одной территории, образуют территориальные системы обслуживания. Например, медицинское обслуживание часто имеет следующую «иерархию» учреждений: медицинский (фельдшерский) пункт — участковая больница (или врачебная амбулатория, поликлиника) — центральная районная (городская) больница — областная больница. В этой территориальной системе фельдшерский пункт оказывает лишь первую помощь; врачебная помощь оказывается уже на следующей «ступеньке», а специализированная — на более высоких ступенях. При атом каждое учреждение более высокого ранга имеет в своем «ведении» несколько учреждений рангом ниже: каждая районная больница — несколько фельдшерских пунктов, каждая районная больница — несколько участковых и так далее.

Изучение территориальных систем в географии обслуживания может идти двумя путями. Подобно тому, как в географии промышленности мы можем изучать и ее отдельные отрасли и сочетания предприятий различных отраслей (промышленные узлы, районы), в географии обслуживания изучаются как отраслевые территориальные системы, так и их сочетания — системы центров обслуживания.

Центр обслуживания — это населенный пункт или район города, притягивающий к себе потребителей услуг извне (из других районов и поселений), то есть — имеющий неместное значение. Эти центры также образуют своего рода ступенчатую пирамиду.

Обычно в России выделяют следующие ранги центров обслуживания: 1) столица — Москва; 2) города, выполняющие некоторые центральные функции в своих экономических районах или их частях (например, Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск); 3) областные, краевые и республиканские центры; 4) межрайонные («окружные») центры, обслуживающие население ряда сельских районов; 5) райцентры; 6) «кустовые» (межхозяйственные) центры, обслуживающие население ряда сельсоветов; 7) центры сельсоветов — чаще всего это центральные усадьбы бывших колхозов и совхозов; 8) малые сельские поселения, имеющие какие-либо учреждения обслуживания. Еще «ниже» находятся населенные пункты, в которых не оказывается никаких услуг и жители которых пользуются учреждениями обслуживания в ближайших поселениях.

Вся сеть сферы обслуживания строится по-разному в крупных городах и малых; в агломерациях и их пригородных зонах; в плотно заселенных сельских районах с крупными населенными пунктами на юге и в мелко населенных районах лесной зоны; в наиболее редко заселенных северных районах с особенно слабо развитой дорожной сетью и так далее.

В крупном городе выделяются учреждения и предприятия обслуживания, размещенные в каждом микрорайоне (школы, детсады-ясли, продуктовые магазины, отделения связи и сбербанки, парикмахерские, приемные пункты прачечных, ремонтных служб). Более крупные и специальные учреждения создаются для группы микрорайонов, на магистралях, в узлах транспорта. Центр города (и вспомогательные центры, необходимые в крупнейших и занимающих большую территорию городах) обычно имеет набор учреждений «высшего» ранга и наиболее крупных; нужны специфические «центры услуг» и вблизи вокзалов, портов, у основных въездов в крупные города; многим учреждениям отдыха, больничным комплексам требуется размещение на периферии застройки, в зеленых зонах.

Для пригородных зон одной из проблем является создание необходимой сети учреждений для «повседневных» услуг непосредственно в сельских поселениях и рабочих поселках при хорошей транспортной доступности города (или «ядра» агломерации) для пользования его учреждениями «высшего» уровня, наиболее крупными и специализированными.

В сельской местности наибольшее значение приобретает организация «межселейного» обслуживания, так как только в населенных пунктах, имеющих не менее 2-3 тысяч жителей, может быть на месте создан более или менее полный комплекс услуг. В остальных же случаях некоторые селения, сравнительно крупные и выгодно расположенные в транспортном отношении, берут на себя функции «местных центров» разного уровня — от центральных поселков, совхозов и центров сельсоветов до районных центров; удаленность от них других поселков, а также состояние дорожной сети и наличие автобусного сообщения определяют уровень обслуживания населения.

Источник

Социальна сфера: понятие, примеры, структура, функции, роль

Что такое социальный комплекс. Смотреть фото Что такое социальный комплекс. Смотреть картинку Что такое социальный комплекс. Картинка про Что такое социальный комплекс. Фото Что такое социальный комплекс

Ученые выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и социальную. В этой статье мы поговорим о социальной сфере — что она из себя представляет, из чего состоит. Рассмотрим примеры.

Что такое социальная сфера жизни общества?

Социальная сфера — это система, состоящая из отраслей, предприятий и организаций, основной задачей которых является поддержание должного уровня благосостояния населения. Данная сфера регулирует огромный перечень вопросов, начиная от условий труда внутри конкретной отрасли, и заканчивая межнациональными отношениями в масштабах всего социума.

Социальную сферу относят к полноценной системе, призванной удовлетворить потребности людей, как в материальном, так и в духовном плане. Она состоит из:

Перечисленные выше предприятия и организации призваны обеспечить благоприятные условия для труда и отдыха людей, а также содействовать их образованию, культурному и физическому развитию.

Примеры функционирования социальной сферы

Уровень жизни граждан прямо зависит от уровня развития в стране социальной системы. Данную взаимосвязь можно рассмотреть на конкретных примерах:

Следовательно, социальной сфере отводится одно из важнейших мест во внутренней политике любой страны.

Структура социальной сферы

Специалисты включают в структуру социальной системы четыре тесно связанные между собой части:

Все элементы общественной структуры тесно связаны между собой, что облегчает процессы их перетекания друг в друга и последующее смешение данных элементов. Однако наличие подобной связи не означает полной ликвидации качественной направленности той или иной сферы, которая продолжает выполнять отведенные ей функции и задачи. К тому же на социальную сферу в полной мере распространяются законы воспроизводства, на основе которых и происходит ее дальнейшее развитие и функционирование. К тому же, большая часть современных ученых выделяет отдельные элементы внутри самой социальной сферы, к примеру, ее субъекты, свойственные ей отношения и виды деятельности и т.д.

Функции социальной сферы

К главной и основополагающей задаче социальной системы относят обеспечение должного уровня жизнедеятельности всех членов социума. Являясь отдельной и самостоятельной отраслью, она активно взаимодействует с экономикой и политикой, а также с духовной сферой, образуя вместе с ними целостный и постоянно функционирующий общественный механизм. К иным важным функциям социальной сферы относят:

Роль социальной сферы в жизни общества

В состав социума входит широкий перечень разнообразных групп индивидов, отличающихся друг от друга по политическим взглядам, возрасту, полученному образованию, религиозной принадлежности, доходам др., при этом приоритетной задачей социальной системы является наделение всех граждан благоприятными и приемлемыми для жизни условиями.

Лишенное хотя бы минимальной социальной справедливости общество рано или поздно столкнется с ростом внутреннего напряжения, которое затем выльется в открытые потрясения и конфликты разной степени тяжести. По этой причине роль социальной сферы в жизни общества крайне важна, без нее невозможно само существование социума. Только реальный учет государством потребностей и интересов всех групп индивидов, входящих в состав определенного общества, помогает эффективно преодолевать социальные расколы, что резко снижает возможность развития потенциальных конфликтов. Способствует этому и процесс восприятия населением духовных и морально-нравственных норм, который укрепляет чувство взаимного уважения между членами общества.

Однако основной задачей описываемой сферы является работа по удовлетворению различных потребностей людей, к примеру, потребности в медицинской помощи, в трудоустройстве, в жилище и т.д. При правильном подходе к развитию социальной системы, она успешно удовлетворяет сначала первичные, а затем и вторичные нужды людей, что положительно сказывается как на благосостоянии отдельных индивидов, так и на благосостоянии всего общества в целом.

Заключение

Таким образом, при помощи социальной сферы достигается необходимый минимальный уровень жизни каждого члена социума, а также разрешаются проблемы, связанные с социальным обеспечением, трудоустройством, общественным транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством и иными отраслями, прямо влияющими на жизнь людей. Отлаженная и эффективно работающая социальная система быстро реагирует на запросы и потребности населения, помогая избегать напряженности и конфликтов внутри общества.

Источник

Социальный комплекс города и его структура.

Одной из важнейших составляющих любого муниципального образования, оказывающая непосредственное влияние на уровень и качество жизни проживающего в нем населения, является социальная сфера.

В широком смысле, под социальной сферойпонимается – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К данной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

В узком понимании, социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования – его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых «бюджетников», то есть работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

В мировой практике сформировалось несколько моделей социальной политики, учитывающей специфику разных стран: католическая, консервативная, либеральная, социал-демократическая и др. Однако Комиссия Европейского сообщества (ЕС), к задачам которой относится разработка унифицированной модификации социальной политики для «общеевропейского дома», выделяет две модели, охватывающие все вышеперечисленные: «бисмарковская» модель (по имени ее автора – канцлера Германии Отто фон Бисмарка), устанавливающая жесткую связь между уровнем социальной защиты человека и успешностью (длительностью) его профессиональной деятельности, и «бевериджская», исходящая из того, что любой человек, независимо от принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В странах, выбравших эту модель, действуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от уровня отчислений от заработной платы.

Государства, придерживающиеся «бисмарковской» модели, принято считать либеральными, а использующие «бевериджскую»социальными. В обобщенном виде различия между социальным и либеральным государством сводятся к сочетанию трех принципов со­циальной поддержки гражданина со стороны государства и общества:

Всоциальных государствах система социальной защиты основана, прежде всего, на принципе «кто ты есть» (к какой возрастной или социальной группе принадлежишь) и частично на принципе «что ты сделал» (трудовой стаж, средний заработок и т. д.). В этих государствах действуют мощные перераспределительные механизмы, позволяющие с помощью налогов забирать излишки у богатых в бюджет государства и отдавать их в качестве социальной поддержки бедным. Следствием высокого уровня налогообложения в социальных государствах являются относительно низкие темпы экономического роста.

Либеральное государство отдает приоритет темпам роста экономики и снижению налогового бремени. В социальной сфере оно действует главным образом на основе принципа «что ты имеешь» и частично «что ты сделал» и стремится ограничить социальную политику помощью лишь тем, кто не имеет других достаточных доходов (так называемой «адресной» помощью). Социальные права человека обусловлены отчислениями, которые выплачиваются им на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Общественные и муниципальные органы помогают отдельному человеку или семье, когда возможности последних оказываются исчерпанными. В соответствии с идеологией либерального государства это сохраняет стремление индивида к самостоятельности и самореализации и предотвращает перенесение ответственности на общество.

В настоящее время формируется также новая общеевропейская модель социальной политики, где основой является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

Далее представлена классификация моделей социальной политики.

В зависимости от типа базового процесса:

социальная помощь – безвозмездная и благотворительнаяподдержка малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных граждан. В России в последние десятилетия реализовывался именно такой подход, что привело к резкому снижению эффективности реализуемой социальной политики, свертыванию социальных функций государства;

социальное попечительство– компенсация негативных социальных факторов, возникших вследствие неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы хозяйствования. Целью модели является уменьшение дифференциации в уровне жизни населения на заявительной основе;

социальное страхование– финансирование социальных выплат и услуг за счет страховых взносов работников и работодателей. Идеей модели является формирование многочисленного среднего класса, повышение ответственности населения за свое будущее;

социальное развитие– повышение уровня социальных индикаторовкачества жизни: занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр. Основным направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения, сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.

В зависимости от субъекта ответственности:

либеральная модель – личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;

корпоративная модель – ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;

общественная модель – ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;

патерналистская модель – предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

В зависимости от степени участия государства:

благотворительная модель– средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;

административная модель– прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;

стимулирующая модель– косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

Примерная структура социального комплекса города представлена на рис.

Что такое социальный комплекс. Смотреть фото Что такое социальный комплекс. Смотреть картинку Что такое социальный комплекс. Картинка про Что такое социальный комплекс. Фото Что такое социальный комплекс

Рис. Комплекс социальной сферы города

10. Общественное благо: понятие и виды;

Комплексное развитие городов и городского хозяйства предполагает разработку и реализацию всесторонней, сбалансированной социально-экономической политики, направленной на создание наиболее благоприятных условий для проживания населения на территории города, а также эффективного удовлетворения всех своих потребностей.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества невозможно без производства товаров общественного пользования, то есть таких благ, доступ к которым свободен для всех индивидов без дополнительных затрат, другими словами общественных благ.

Общественным благом, можно назвать любое благо, которое, будучи предоставленное кому-то одному, обязательно предоставляется и всем остальным и не допускать кого-нибудь к пользованию которым либо невозможно, либо практически нецелесообразно. Третье условие, часто добавляемое к этому определению, сводится к тому, что «пользование одного индивида данным благом не должно наносить ущерб пользованию этим благом любого другого индивида» (Пол Самуэльсон, 1954г). Скульптурные памятники, являющиеся общественным достоянием, служат почти идеальным примером общественного блага. В числе других типичных примеров можно назвать национальную оборону, национальные парки, чистый воздух. Многие блага носят как общественный, так и частный характер. Рынок сам не предоставляет общественных благ, поскольку практичные эгоистичные граждане будут стремиться воспользоваться всем бесплатно. Ни одни силы национальной обороны не обеспечивались полностью за счет добровольных пожертвований (тогда как некоторые общественные памятники поставлены на средства граждан). При этом надо иметь в виду, что понятие общественного блага отнюдь не подразумевает, что оно предоставляется или должно предоставляться государственной или муниципальной властью. Некоторые общественные блага предоставляются частным образом, а большинство муниципальных ведомств предоставляют как частные, так и общественные блага.

Также примером общественных благ, производимых муниципальными организациями и учреждениями могут служить социальная (бесплатная) медицина, охрана общественного правопорядка и прочее. Рынок не заинтересован в производстве благ такого рода, так как это социально- ориентированное производство не предполагает извлечение прибыли. Поэтому та или иная степень участия государства в удовлетворении социальных нужд и потребностей людей объективно необходима. Более того, и само государство, а именно его институты, включая и муниципалитеты, создает помимо прочего свою систему целей и интересов, что может как увеличить социальную роль государства, так и уменьшить ее.

Самым общим критерием определения компетенции государственных институтов, включая и муниципалитеты, является – дифференциация продуктов общественного производства на частные и общественные блага (рис.).

Что такое социальный комплекс. Смотреть фото Что такое социальный комплекс. Смотреть картинку Что такое социальный комплекс. Картинка про Что такое социальный комплекс. Фото Что такое социальный комплекс

Рис. Классификация общественных благ

Отличие общественного блага заключается в том, что общественное благо обладает некоторыми основными признаки, отличающими его от частного блага, к их числу относятся:

— неконкурентность в потреблении;

Неконкурентность в потреблении означает, что потребление данного блага одним человеком, совершенно не уменьшает возможностей потребления его другим.

Неделимость общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно, например, уличное освещение, нельзя «потреблять услуги» одного уличного фонаря, при этом не «потреблять услуги» другого, если идете по ночному городу, то пользуетесь всеми работающими фонарями. Или дорожное освящение. После того как система дорожного освящения создана и начинает работать, любой водитель, проезжающий по этой дороге, может им пользоваться и это не вызывает дополнительных затрат. Данное общественное благо невозможно разделить на единицы потребления. Так свет дорожного освещения доступен всем проезжающим по данной дороге автомобилям и появление нового пользователя не уменьшает это благо для других и не делает его качество хуже.

Неисключаемость общественных благ означает, что люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются за него платить. Например, пользование городским парком, скверами, памятниками, или обыкновенный магазин, нельзя запретить посетителю ходить по нему, даже если у него нет денег.

Именно данные свойства общественного блага делают предпочтительным активное вмешательство государства, муниципалитетов в их производство, поскольку частные организации не всегда хотят этим заниматься. Например, если в небольшом городке нет магазина, который безусловно необходим местным жителям, но частный предприниматель не заинтересован открывать магазин в данном городе, так как не ожидает большой прибыли, органы местного самоуправления, используя экономические рычаги, должны создать для такого предпринимателя все необходимые условия, например, предоставить помещение на льготных условиях, или субсидировать оплату жилищно-коммунальных услуг, с целью обеспечит население данного города всеми необходимыми благами для его нормальной жизнедеятельности.

В общем случае безусловной прерогативой государственных и муниципальных органов власти должно быть производство (или полное финансирование за счет бюджета) чистых общественных благ.

Чистые общественные блага при их производстве создают положительные внешние эффекты. Если такое общественное благо создано хотя бы для небольшого количества потребителей, им могут пользоваться все остальные. Например, если жильцы дома добились закрытия близлежащего экологически грязного предприятия, то пользоваться благом в виде чистого воздуха будут не только они, но и все горожане.

Смешанные общественные блага могут производиться как муниципальными, так и частными предприятиями. Общим правилом является производство муниципальными предприятиями (организациями) тех смешанных общественных благ, которые предоставляются малоимущим и социально незащищенным слоям населения в пределах установленного государством социального стандарта (при наличии достаточных финансовых ресурсов в местном, бюджете).

Сами по себе общественные блага не исключают использование механизмов рыночного регулирования. Если бы дело обстояло таким образом, то муниципальная экономика в условиях рынка мало чем отличалась бы от системы командно-административного хозяйствования. В производстве, распределении, обмене и потреблении общественных благ (смешанного типа) необходимо использовать разумное сочетание директивных и рыночных регуляторов, одним из современных взглядов на регулирование производства данного вида благ является следующее: «рынок по возможности, директивное вмешательство по необходимости».

В условиях рынка, общество неоднородно по своему имущественному положению, следовательно, существует неодинаковая возможность для приобретения благ различными индивидами. Общественное благо в силу его неисключаемости не может быть предоставлено одному члену общества в меньшем количестве, чем другому. Свободный доступ к благу, которым пользуется индивид предполагает, что производство этого блага, так или иначе, финансируется сообществом в целом. Однако психология человечества такова, заинтересованность в общественных благах зачастую совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ. Так как потребители имеют возможность пользоваться общественным благом независимо от того, участвуют ли они в оплате его или нет. Каждый из потребителей надеется на то, что общественное благо будет оплачено другими. Эта ситуация называетсяпроблема «зайца»илибезбилетника. Она характерна для больших групп, в которых трудно учесть всех потребителей общественных благ. Если общественное благо финансируется добровольными взносами, то количество безбилетников возрастает. Поэтому государство производит общественные блага за счет обязательных платежей или налогов, независимо от получателей индивидуальной пользы.

В отдельных случаях может быть применен механизм дифференциации платы за общественные блага. Для этого важно, чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества, и они могли согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада. Выполнить это в сравнительно не большой группе гораздо легче, чем в сообществах национального или регионального масштаба.

11. Понятие урбанизации и ее современные особенности;

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город) – в широком смысле данного понятия, это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества. Данное действие представляет собой сложный многосторонний демографический, политический, социально-экономический и географический процесс, затрагивающий практически все сферы человеческого сообщества. В более узком смысле, статистико-демографическом понимании, урбанизация – это рост городов, повышение численности городского населения в стране, регионе, мире в целом.

Процесс урбанизации в основном базируется на четырех главных факторах:

· преобразования сельских населённых пунктов в городские;

· естественного прироста городского населения;

· формирования широких пригородных зон;

· миграции населения из сел и деревень в города.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *