Что такое социальный лекторий
Лекторий для школьников
Заместитель декана по работе с абитуриентами
Телефоны:
+7.495.772.95.90 * 22444
+7.495.772.95.90 * 22410
Лекторий для школьников
Лекторий для школьников — это цикл ежемесячных развивающих бесплатных занятий для старшеклассников по социологии, политологии, психологии и обществознанию.
Обучение происходит в модульном режиме. Это позволяет ученикам не только эффективно освоить изучаемый материал, но и почувствовать каждую из научных дисциплин в их методологической целостности, что является необходимым условием для успешного выполнения творческих заданий.
В программе лектория:
– лекции ведущих ученых России по актуальным проблемам современности и ключевым вопросам социальных наук;
– методические занятия по технике выполнения письменных олимпиадных заданий разного формата;
– консультации по проектной деятельности.
Важнейшая особенность курса – сочетание теоретического изучения материала с отработкой навыков выполнения письменных заданий различных форматов. Школьники последовательно знакомятся с основными схемами ловушек, существующих в тестовых заданиях, осваивают специфику выполнения заданий, требующих развернутого ответа.
Особый акцент сделан на отработке навыков самостоятельного написания эссе различных форматов и объемов, поскольку данный тип заданий является наиболее значимым практически на всех вступительных испытаниях для школьников по обществознанию. Подобная специфика занятий позволяет осуществить одновременную подготовку учащихся и к участию в олимпиадах, и к сдаче ЕГЭ.
События
Паблик-ток «Ковид. Пост-ток»
Как лечить постковидный синдром? Поможет ли вакцинация? Может ли коронавирусная инфекция вызвать психическое расстройство? Как быть тем, кто уже им страдает? Как переживать утрату близких, учитывая специфику ковидных похорон? Эти и другие вопросы зададим экспертам в области медицины, психиатрии и психологии.
Паблик-ток «Взросление с аутизмом. Как жить полной жизнью?»
Аутизм во взрослом возрасте – тема, которой только начинают заниматься в России. В преддверии Всемирного дня распространения информации об аутизме, который отмечается 2 апреля, проект Будет Talk организует паблик-ток на тему расстройства аутистического спектра у взрослых. Эксперты и взрослые с РАС обсудят проблемы диагностики и самодиагностики, стереотипы и установки в отношении нейроотличных людей, трудоустройство, социализацию и самоадвокацию взрослых с аутизмом.
Паблик-ток «В сети насилия. Что делать с треш-контентом?»
Обилие недопустимого контента в интернете растет. Случаи треш-стримов с применением насилия вышли за пределы «нижнего интернета» и сегодня широко обсуждаются общественностью. По данным ОП РФ около миллиона детей постоянно просматривают такой контент. О природе и психологических причинах насилия в интернете и способах борьбы с треш-контентом мы поговорим с психологом программы Травли NET Марией Зеленовой, членом ОП РФ Екатериной Мизулиной, юристом Юлией Приваловой и музыкантом и блогером Дмитрием Нестеровым.
Паблик-ток «Пандемия тревоги. Как бороться с тревожным расстройством в 2020-м?»
Как справляться с тревогой? В чем причина невротических тревожных состояний? Как превратить тревогу в ресурс? Рассмотрим личные примеры и зададим вопросы экспертам в области психологии.
Паблик-ток «Легко ли эко? Экологическая ответственность в ритме города»
Как стать экологичным человеком: начать действовать, а потом не бросить? Как справляться с экотревожностью? Имеют ли силу маленькие шаги? Насколько важен экоактивизм отдельного человека и экоответсвенность бизнес-компаний? Как ускорить формирование в России общества ответственного потребления и какая необходима для этого инфраструктура? На эти и другие вопросы ответят эксперты в области экологии, экоблогеры, представители бизнеса.
Паблик-ток «Профессия «учитель». Перезагрузка»
В российских школах наблюдается серьезный дефицит педагогов. В регионах он составляет порядка 11%. И прогнозируется лишь ухудшение ситуации. Почему же профессия «учитель» потеряла популярность? В чем причины снижения престижа профессии, социальную значимость которой трудно переоценить? Какими должны быть условия, которые позволят запустить или подстегнуть изменения в сторону возрождения профессии? Ответы на эти и другие вопросы поищем с экспертами в области педагогики и образования.
Паблик-ток «На одном языке. Мифы о мигрантах»
Паблик-ток «Эмпатия сегодня – клиенты завтра. КСО vs пандемия»
Пандемия Covid 19 стала причиной глобального экономического кризиса. Компании столкнулись с массой вызовов: как сохранить бизнес? какие меры предпринять, чтобы защитить сотрудников? что сделать, чтобы сохранить клиентов? Признаком нового времени стало то, что предприниматели быстро отреагировали на ситуацию и стали оказывать помощь уязвимым группам населения: напрямую и через некоммерческие организации. Важно и то, что крупный бизнес продолжает политику КСО (корпоративной социальной ответственности) по целому спектру направлений. Но как она изменится? Встал ли перед предприятиями выбор: экономика или устойчивое развитие? Будут ли смещены акценты? Предполагает ли бизнес сокращение бюджетов, выделяемых на КСО? Какие направления поддержки будут в приоритете? Эти и другие вопросы, которые мы собрали, опросив НКО, зададим экспертам в ходе встречи.
Паблик-ток «Самоизоляция без дома. Как выживают в карантин бездомные?»
Бездомные – одна из самых уязвимых социальных групп в условиях распространения COVID-19. Только в Москве более 60 тыс. людей не могут самоизолироваться дома (по данным благотворительной организации «Ночлежка» столько бездомных проживают в столице). На встрече поговорим о том, какую помощь необходимо оказать бездомным сегодня, и что уже делают и собираются сделать государство и благотворительные организации.
Паблик-ток «НКО и пандемия. Легче сохранить, чем создавать заново»
Месяц с вирусом – полет не нормальный. Некоммерческий сектор переживает кризис. Поговорим о том, какие процессы происходят сейчас, что можно сделать, чтобы сохранить существующую систему НКО, и кому и как помогать в текущих условиях.
Вебинар «Ребенок с РАС. Как найти правильные решения и необходимые ресурсы?»
Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма будем говорить о поддержке детей с РАС и их родителей. Какие медицинские и не медицинские вмешательства целесообразны и осмыслены? Какая поддержка необходима родителям, как правильно им распределять ресурсы и силы?Эксперты: автор и ведущий психолог проекта «Особый ресурс» Любовь Тихомирова, детский и подростковый врач-психиатр Артем Новиков.
Паблик-ток «Побоям – бой. Будет ли принят закон о домашнем насилии?», лекторий «Будет Talk»
Зачем сегодня нужен законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в России? Что и каким образом он будет регулировать? На какой стадии находится его принятие? Что можно сделать, чтобы помочь себе, близким, знакомым, если уже оказался жертвой домашнего насилия? Какие существуют меры предупреждения? Какие организации и проекты взяли на себя задачи помощи жертвам, не дожидаясь принятия законопроекта? Какие мифы существуют вокруг темы насилия? А что в реальности? Кто выиграет в результате принятия законопроекта? Дискуссия со стейкхолдерами процесса.
Значение слова «лекторий»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛЕКТО’РИЙ, я, м. [латин. lectorium]. Учреждение, занимающееся устройством публичных лекций. || Помещение, здание такого учреждения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
лекто́рий
1. учреждение, занимающееся устройством публичных лекций ◆ В некоторых городах местные лектории общества «Знание», учитывая неподдельный интерес людей, устраивали два-три моих выступления в течение дня — как бы «делали план» по заполняемости залов. Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. здание, помещение, где такие лекции проводятся ◆ Знаменитый чтец Антон Исаакович Ш. — то самое историческое лицо, которое выступало в сентябре месяце 1940 года в Литейном лектории, — любило перед своими концертами полежать часок-другой и отдохнуть. Д. И. Хармс, «Случаи», 1935—1939 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Впервые я встретился с Владимиром Высоцким в январе 1965 года за сценой Центрального лектория в Политехническом музее в Москве, где мы вместе выступали в каком-то альманахе. Александр Городницкий, «И жить ещё надежде», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гордец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Лекторий для школьников на Факультете социальных наук
О лектории для школьников, проводимом факультетом социальных наук, я узнал на второй неделе сентября. И тогда это мероприятие представлялось мне не более чем занимательным времяпрепровождением, возможностью узнать «что-нибудь новенькое». Но в реальности все оказалось иначе, и каждое из четырех прошедших занятий стало ярким эпизодом текущего учебного года.
Впечатление от первого приезда можно назвать захватывающим. Потому что сразу после выхода из метро на Ильинке я очутился в сказочном месте. Стыдно признаться, но проживая в ближнем Подмосковье, я ни разу не был с той стороны Кремля, никогда не ходил по Ильинке, Мясницкой, Лубянке. Архитектура старой Москвы очаровала меня, на некоторое время заставив почувствовать себя героем какого-нибудь романа. Атмосфера деловой жизни древнего города внушала мысль о величественности и важности планируемого события, которое еще до своего начала стало праздником. Внутри научно-исследовательского университета ощущалось еще более духа творчества, знаний, серьезности и значительности. Контраст с повседневной школьной рутиной был настолько велик, что, наверное, уже тогда появилось предчувствие грядущих перемен.
Но само занятие произвело гораздо более сильное впечатление. Прежде всего, я был поражен, как мало у меня, оказывается, правильных представлений о социологии, философии, политологии, психологии, экономике – науках, из которых состоит обществознание. Примерно столько же, сколько у третьеклассника, изучающего предмет «окружающий мир», представлений о биологии, географии, физике и химии. И причина в этом не только в малом количестве усвоенной информации, но и как сказал читавший лекцию преподаватель Кирилл Валентинович Сорвин в смешении методов, используемых науками. Осознание этого стало, пожалуй, самой большой для меня неожиданностью. К счастью, Кирилл Сорвин назвал перечень литературы, которая поможет преодолеть методологическую безграмотность.
Другим важным результатом первого занятия стали для меня новые требования к себе и своим действиям. Во время лекции Кирилл Валентинович рассказывал о способах поступления в НИУ ВШЭ через олимпиады и конкурсы, в частности через конкурс «Юный социолог». И когда прозвучали слова: «Это достаточно простой способ. Ну что, вы не напишете эссе на десять страниц?» – я сначала немного испугался. Работ подобного объема я писал мало… Но после этих слов начал размышлять: «Ведь я могу это сделать. К тому же, в жизни не получится мало трудиться. Значит, нужно себя приучать. Значит, я должен это сделать!» Да, требования к работе здесь будут выше, чем в школе, и придется к ним приучаться. С этой мыслью прошла вся осень, и благодаря ей я повысил свою работоспособность.
В то время как нам рассказывали основные моменты написания эссе, я ощутил себя студентом Вышки. Испытывая это чувство, я отчетливо понял, как здорово правильно понимать процессы и смотреть знающими глазами на мир, как здорово находиться в окружении таких же интересующихся людей. Сейчас очень многие говорят о бесполезности высшего образования, приводят в подтверждение своих взглядов истории успеха людей, не получивших его. Возможно, что для зарабатывания денег можно обойтись и без высшего образования… Но это ощущение счастья, что ты прикоснешься к знаниям, познаешь мир, – бесценно. Возможности обретения мудрости, уверенность в том, что тебя не обманут, стоит любых сил и времени. И уезжая домой, я твердо знал, что хочу вернуться сюда снова, потому что здесь я чувствую себя счастливым, находящимся на своем месте и уверенным в будущем.
Когда родители в очередной раз раздраженно будили меня, утверждая, что нельзя столько спать, я подумал о том, что мое поведение не конформно, не соответствует ролевым ожиданиям моей первичной малой группы и что здесь может идти речь о ролевом напряжении.
Борис Белявский
школьник
На второй лекции я еще более отчетливо осознал ограниченность своих воззрений. То, что я узнал о социологии религии и религии вообще, перевернуло мои представления сразу о комплексе наук и обществе в целом. До этого занятия я считал себя человеком, много знающим и неплохо разбирающимся в социальных процессах и их причинах. После него я стал лучше понимать мысль Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю…», потому что обыденные представления и знания об этом явлении, дающиеся в школе, оказались настолько далеки от научных взглядов, а сами научные теории показались настолько очевидными, понятными и простыми, что я испытал шок. Я был удивлен и, вместе с тем, очарован научной трактовкой возникновения религии. Подобные чувства испытали бы свидетели явления Христа, случись оно в реальности. Я просто сидел и восхищался действиями первобытных людей и современных ученых, которые смогли понять наших дальних предков.
Параллельно я удивлялся новому для меня взгляду на математику как на доказательство существования сверхъестественного. Узнавая все это, я лучше и лучше понимал, что мои познания ничтожны по сравнению с огромным опытом, накопленным человечеством. Я начал осознавать, как наивны были мои суждения относительно пользы или вреда того или иного явления, как самонадеянно желание избавиться от некоторых социальных институтов! И ведь это я понял только относительно религии и математики, а сколько еще наук, социальных институтов, процессов и событий, насчет которых я заблуждаюсь!
Знания, которыми с нами делились на лекции, совершили переворот в моей душе, вызвав сильное желание увидеть мир через призму последних достижений науки. Помимо этого, они научили меня осторожнее судить о вещах: ведь при любом уровне знаний мы не сможем абсолютно объективно оценить их.
Главным, что дали мне две первые лекции, были все-таки не теоретические и практические знания (хотя они и являются ценными, и я нахожу им применение в своей повседневной жизни), а эмоциональный заряд и жизненная позиция. Мои суждения и ожидания от жизни стали взвешеннее, а интеллектуальная деятельность направилась на активное изучение наук, с которыми до этого я был знаком лишь заочно.
Где-то в промежутке между второй и третьей лекциями я прочел большинство рекомендованных книг, и после этого я стал замечать за собой некоторые изменения. Первое заключается в том, что я начал жить категориями изучаемых наук. Кирилл Валентинович Сорвин сказал на первой лекции: «Физик становится физиком в тот момент, когда начинает видеть в запущенном по столу блюдце скольжение материальной точки по идеально гладкой поверхности». Исходя из этих слов, я стал немного социологом, немного философом и в некоторой степени – правоведом.
Когда родители в очередной раз раздраженно будили меня, утверждая, что нельзя столько спать, я подумал о том, что мое поведение не конформно, не соответствует ролевым ожиданиям моей первичной малой группы и что здесь может идти речь о ролевом напряжении. Во время общения с друзьями я начинал размышлять о функциях подобных малых групп, а назвав все вспомнившиеся, я задумывался: «А если взглянуть с позиции философии: возможно ли понимание между пусть даже близкими людьми? Так ли уж оно необходимо или и без него наша жизнь будет вполне приемлемой?» И подобные рассуждения стали возникать обо всем.
С момента приезда на первую лекцию изменения в моем сознании накапливались как снежный ком, но перед третьей я почему-то был уверен, что основной переворот уже совершен и теперь будет плавное и спокойное наращивание знаний. Да и в психологии, мне казалось, я разбираюсь лучше, чем разбирался в социологии и философии перед более детальным знакомством с ними.
Первые двадцать минут все шло в соответствии с моими ожиданиями. Но потом я незаметно для себя полностью погрузился в тему лекции, восхищаясь открывающимися горизонтами познания. Как и прежде, читавший лекцию профессор доказал мне, что его наука гораздо более интересная, сложная и многоплановая, чем это представляется непосвященным. То, что я узнал от Александра Николаевича Поддьякова о мышлении и психологии вообще, дало мне новые темы для размышлений и поисков, а также изменило мое отношение к способам оценки умственных способностей, тестам и задачам.
Иногда меня спрашивают: «Что ты узнал полезного? О чем вам там рассказывали?» В таких случаях приходится отвечать какой-нибудь общей фразой вроде: «Рассказывали о психологии мышления». Или: «О социологии религии». После такого ответа спрашивающие плохо представляют себе, о чем именно говорили преподаватели. Зато это становится понятным из мелочей, вошедших в мою жизнь после занятий. Например, в классе мы определяли примерный круг проблем экзаменационного текста по русскому языку, а затем сверяли их по ответам. Часто оказывалось, что предложенные нами проблемы не присутствовали в ответах. И я заметил другу: «Как говорит профессор психологии Александр Поддьяков, «задания с открытым ответом – это стандарт оценивания нестандартности». Подобные задания могут оценить развитие творческих способностей средних людей, но действительно неординарный человек просто не сможет успешно выполнить такое задание». Вроде это понимание особо ничего не изменило в выполнении заданий, но отношение к самим заданиям изменилось, как и ко многим другим вещам, рассмотренным на лекциях.
Четвертая лекция была такой же впечатляющей, как и предыдущие три. Хотя на нее я тоже почему-то ехал с чувством, что просто узнаю «что-нибудь новенькое». Возможно, отчасти в этом были виноваты пригласительные брошюры, которые, как мне показалось, обещали достаточно сложную лекцию по праву, на которой мы будем педантично изучать букву закона. На самом же деле занятие прошло в форме мастер-класса, на котором весь материал был подан кратко, легко, увлекательно и с юмором. Елена Сергеевна Шомина представила нам современные проблемы муниципалитетов, дала представление о статусах домов, жильцов и владельцев, рассказала об общественных организациях, их победах, деятельности и трудностях. Во время ее выступления я ощутил свою причастность к судьбе своего микрорайона, города, области, страны. Понял, что чем больше мы узнаем, тем больше сможем изменить в своей жизни, тем больше решим проблем в государстве.
Оглядываясь назад, я все отчетливее понимаю, как сильно на меня повлияли занятия в лектории. Возможно, все сказанное звучит чересчур возвышенно, но без них я не скоро открыл бы учебник по социологии и философии, я никогда бы не узнал о подлинном происхождении религии. Я редко писал бы эссе и не задумался над этикой прохождения психологических тестов. Благодаря лекторию я погрузился в познавательную деятельность, начал лучше разбираться в различных аспектах жизни человека и общества. К тому же я испытал удовольствие от самих поездок и ощущения причастности к университетской жизни.
Хочу сказать спасибо всем, кто придумал эти мероприятия, организовал их и нашел время на выступление. Здорово, что несколько десятков школьников смогли получить такой же заряд энергии и знаний. И напоследок скажу: примите участие в лектории при любой возможности – проведенное там время окупится сполна!
Борис Белявский, 11 класс,
гимназия Одинцовского гуманитарного университета
(Московская область)
В программе лектория:
– лекции ведущих ученых России по актуальным проблемам современности и ключевым вопросам социальных наук;
– методические занятия по технике выполнения письменных олимпиадных заданий разного формата;
– консультации по проектной деятельности.
– консультации.
Тематика занятий включает в себя изучение материала по основным дисциплинарным составляющим обществознания: социологии, философии, политологии, права, экономики. Изучение данных дисциплин происходит в модульном режиме, что позволяет ученикам не только более эффективно освоить изучаемый материал, но и почувствовать каждую из научных дисциплин в их методологической целостности, что является необходимым условием для успешного выполнения творческих заданий.
Важнейшая особенность курса – сочетание теоретического изучения материала с отработкой навыков выполнения письменных заданий различных форматов. Школьники последовательно знакомятся с основными схемами ловушек, существующих в тестовых заданиях, освоят специфику выполнения заданий, требующих развернутого ответа.
Особый акцент сделан на отработке навыков самостоятельного написания эссе различных форматов и объемов, поскольку данный тип заданий является наиболее значимым практически на всех вступительных испытаниях для школьников по обществознанию. Подобная специфика занятий позволяет осуществить одновременную подготовку учащихся и к участию в олимпиадах, и к сдаче ЕГЭ.
Следующее занятие лектория пройдет в январе. О его теме и дате мы объявим дополнительно.
ЛЕКТОРИЙ
Смотреть что такое «ЛЕКТОРИЙ» в других словарях:
ЛЕКТОРИЙ — ЛЕКТОРИЙ, лектория, муж. (лат. lectorium). Учреждение, занимающееся устройством публичных лекций. || Помещение, здание такого учреждения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
лекторий — сущ., кол во синонимов: 3 • кинолекторий (1) • лекториум (1) • радиолекторий (1) … Словарь синонимов
Лекторий — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и у … Википедия
Лекторий — (лат. lectorium, нем. Lettner) в старинных католических церквах род деревянной возвышенной кафедры или трибуны, на которой во время богослужения читались евангелие и апостольские послания. Такая трибуна помещалась на краю невысокой деревянной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Лекторий — м.; = лекториум 1. Учреждение, занимающееся устройством публичных лекций. 2. Помещение, где такие лекции проводятся. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лекторий — лекторий, лектории, лектория, лекториев, лекторию, лекториям, лекторий, лектории, лекторием, лекториями, лектории, лекториях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
лекторий — лект орий, я … Русский орфографический словарь
лекторий — (2 м), Пр. о лекто/рии; мн. лекто/рии, Р. лекто/риев … Орфографический словарь русского языка