Что такое социальный портрет семьи

Семейное воспитание и социальная работа

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

В учебном пособии на основании историографического материала показаны воспитательная и социализирующая функции семьи. В научный оборот введены отечественные и международные нормативные документы, определяющие социальную политику в отношении позитивного воспитания детей. Проблемы семейного воспитания проанализированы в связи с процессами трансформации семьи как социального института. Рассмотрено воздействие семейного воспитания на добрачное поведение молодежи и мотивацию брака. Раскрыты направления и технологии социальной работы в помощь семье в воспитании подрастающего поколения. Книга рассчитана на специалистов системы управления, руководителей учреждений социального обслуживания, слушателей ИПК, преподавателей и студентов вузов, связанных с теорией и практикой социальной работы.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное воспитание и социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Социальный портрет семьи

С семьей связана судьба каждого человека на Земле. Это общечеловеческое, универсальное явление. Как объект научного изучения оно не имеет аналогов, поэтому существует множество направлений его теоретического осмысления. В системе современного социологического знания сложилось отраслевое направление — социология семьи, получившее название «фамилистика» — наука о семье, выделившееся в 1960–70-е гг. Фамилистика — одна из самых молодых наук, возникших в процессе дифференциации социологической науки.

В древности слово «фамилия» означало семья, род (от лат. familia) — хозяйственно-юридическую единицу, в состав которой входили кровные родственники и рабы. Впоследствии слово «фамилия» стало обозначать родовое наименование, приобретенное при рождении. Семья возобновляет и сохраняет жизнь поколений, поэтому интерес к ее изучению никогда не ослабевал, начиная от изображения «первобытной Венеры» до сегодняшних знаний, накопленных виртуальной культурой «интернетных» коммуникаций.

В фамилистике сложилось два основных направления изучения семьи — как социального института и как малой социальной группы.

Социальная сущность семьи выражается прежде всего в ее посреднической роли между личностью и обществом. Исследование посреднической сущности семьи составляет специфику социологического подхода к изучению семьи.

Многозначность семьи как социального феномена заключается в сочетании функций социального института с автономной целостностью семьи как малой социальной группы. Это само по себе определяет такой методологический принцип как рассмотрение всего круга фамилистических проблем на макро — и микроуровне социологического анализа.

Теоретическое поле исследования семьи связано с широким кругом проблем соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, взаимосвязи семьи и личности в социальном контексте, а также на уровне первичных, межличностных отношений. Комплексный подход к изучению семьи требует создания таких научных моделей, которые в состоянии отразить диалектику макро — и микропроцессов, происходящих как на уровне общества, так и на уровне индивидуального, личностного семейного поведения, т. е. осуществить анализ семьи как системы.

Семья — сплав социального и биологического, что составляет ее главную отличительную характеристику в системе социальных институтов и малых социальных групп. Социально-биологическая сущность семьи определяет необходимость применения диалектического метода в изучении единства и противоречий между семьей и обществом, а так же в сфере внутрисемейной жизнедеятельности, включающей гендерные и межпоколенческие отношения.

Семья — базовая основа жизнедеятельности социума на всем протяжении истории человечества.

Семья — историческая категория, ее изучение требует взаимосвязи любого методологического принципа с анализом исторических трансформаций.

Фамилистический анализ раскрывает связь функционирования семьи прежде всего с нормами и ценностями культуры, с экономической сферой, демографическими изменениями, государственными институтами, физиологическими процессами, психологической динамикой внутрисемейных отношений.

Изучая семью как универсальный, общечеловеческий, планетарный феномен, необходимо выделять общее, особенное и специфическое, раскрывающие исторические и национально-культурные реалии во всем их красочном разнообразии.

Среди семьеобразующих признаков прежде всего выделяются отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

Самое простое определение, понятное даже на уровне обыденного сознания, легко сформулировать: семья — отношение между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Понимание семьи предполагает ее пространственную локализацию — жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления.

Семья — это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении — супружества, родительства, родства.

В реальной жизни наряду с конституированными формами существуют фрагментарные семейные отношения. Например, отделение взрослых детей от родительской семьи, распад полного семейного союза вследствие болезни, смерти, развода, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и т. д.

Семьи с триединством названных отношений с социологической точки зрения считаются основным типом семьи, при этом ядром семьи является супружеская пара. Семейные объединения, не имеющие всех трех признаков, принято называть семейными группами, отличающимися фрагментарным характером.

Семейная группа — это объединение людей, проживающих совместно, ведущих домохозяйство, связанных между собой только родством, либо родительством или супружеством.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более детальной характеристики гомогенности или гетерогенности семьи учитываются национальные, возрастные, профессиональные, образовательные и другие признаки.

Большинство семей имеют брачную форму. Брак — общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни.

Реальный семейный союз может иметь внебрачную форму, незафиксированную обществом — внебрачная семья.

В строгом смысле слова семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей.

Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов.

За последние десятилетия получила развитие этнология — социальная антропология, раскрывшая многие тайны происхождения человека и отношений между полами. Как бы ни менялись исторические времена, репродуктивная функция неизменно проходит через вековое развитие человечества, составляя фундаментальное условие его существования.

Социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляют историю семьи. Семья — это реальные отношения между супругами, родителями и детьми. В истории человечества не было общества, которое не регулировало бы отношение между полами, не навязывало им определенные формы и нормы полового общения.

Это обстоятельство имеет самое простое объяснение — необходимость сохранения самого общества через воспроизводство поколений, вплоть до современной демографической политики.

Половые отношения и рождение детей возможны без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брачный союз обязательно фиксируется обществом, получая от него определенные гарантии безопасности. Внебрачные отношения полностью зависят от межличностного взаимодействия.

В последнее время в нашем обществе появилось выражение «гражданский брак», подразумевающее внебрачное сожительство. Это несуразное представление плохо объяснимо. Гражданский брак отличается только от любого религиозного обряда, включая венчание, и является актом гражданского состояния, т. е. подразумевает фиксируемое супружество.

Семья — базовое условие существования общества, поэтому имеется фамилистическое измерение истории.

Феноменологический подход осмысления семьи открывает ее противоречивую сущность, прежде всего как социобиологического сплава. Феномен единства социального и биологического начал делает семью явлением уникальным и неповторимым.

Методологическим ключом раскрытия феномена семьи является синхронно применяемый макро — и микроуровень его изучения. К феноменальным свойствам семьи относится дихотомия между малой социальной группой и социальным институтом. Семья как малая социальная группа является объектом микросоциологии, а как социальный институт — объектом макросоциологии.

Как малая социальная группа — семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенной преемственностью. С другой стороны семья как самостоятельная социальная единица — составная часть социума.

Семья как социальный институт представляет собою субсистему общества, т. е. его подсистему, взаимодействующую с другими институтами и обществом в целом. В стратификационную систему общества семья входит в соответствии со статусной и престижной принадлежностью, определяемую внутрисемейным и внесемейным социальным положением людей, включая взрослых и детей.

Каждый конкретный семейный союз связан с множеством социальных институтов. Если рассмотреть это взаимодействие системно, становится очевидным, что семейная жизнедеятельность детерминируется основными сферами общественной жизни: экономической, социально-политической и духовной.

Дихотомная природа семьи определяет ее взаимодействие с такими социальными институтами как труд, собственность, распределение, социальная структура, политическая система, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, досуговая деятельность и др.

Социокультурный феномен семьи определяет ее промежуточное положение на пересечении общественных структур, на границе макро — и микроуровня. Особенность феномена семьи как института и как группы лежит в основе ее посреднической роли между отдельной личностью и обществом.

Семья посредством рождения детей и их социализации, физическому и социокультурному замещению поколений обеспечивает само существование общества и его функционирование. Семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса.

Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей ролью в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.

История человечества и семьи тесно взаимосвязаны. Можно выделить самые важные этапы эволюции семьи, связанные с историческими эпохами. Эпоха — по-гречески «остановка». На сегодня человечество прошло несколько великих эпох, наступление которых определятся событиями всемирно-исторического ряда. Каждая новая эпоха — это скачок вперед по линии планетарного прогресса.

Первая эпоха, определившая основную линию антропосоциогенеза — эпоха «неолитической революции», начавшаяся в 9–8 тысячелетиях до н. э.; произошел переход человечества от непроизводящей экономики к производящей, связанный с освоением земледелия и скотоводства. Темп исторического развития резко повысился. Возник феномен накопления богатств, приведший в результате к формированию частной собственности. События этой эпохи положили начало цивилизации и привели к смене групповых форм брака моногамией — единобрачие.

Ко второй всемирно-исторической эпохе можно отнести времена промышленной революции 18–19 вв., когда подобно неолитическому чуду ручной труд сменился индустриальным. Судьбы семьи стали стремительно меняться. Определяющим поворотом от патриархальной, традиционной семьи к новой демократической, партнерской стало включение женщины в общественный труд. Этот процесс исторически очень молод и несовершенен. К сожалению, прогресс требует жертв: наряду с прогрессивными тенденциями поднимается исторический «мусор», связанный с ломкой устоявшихся, стабильных, традиционных форм жизни. Трагизм прогресса гениально отражает древнегреческий миф о боге времени Кроносе, который пожирал своих детей и был ввергнут в Тартар собственным сыном Зевсом.

Каждая эпоха — длительный период времени, объединяющий разнохарактерные явления. Так, в эпоху технологической революции, на нашей планете живет более ста народов на уровне родового строя. Папуасам тропической Африки нет дела до нанотехнологий.

Известный современный американский социолог Уолт Ростоу разделил нашу эпоху на три уровня: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Нынешняя эпоха отличается резким обострением геополитических конфликтов, нередко переходящих в форму военных столкновений, на фоне убыстряющегося процесса интернационализации экономики и культуры.

Военные и политические конфликты крайне негативно влияют на жизнедеятельность семьи. Разрушение семейной системы приводит к деструкции процесса воспитания, обостряет демографические проблемы, усиливает проявления аморализма, алкоголизма, наркомании и преступности. Массовость деструкционных проявлений на мировом уровне может составлять прямую угрозу существованию планетарной цивилизации.

Источник

Социальное исследование «Современный портрет семьи»

Выбранный для просмотра документ исслед. работа по обществознанию.ppt

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социальное исследование «Современный портрет семьи» Выполнила: ученица 6 класса МОУ Большесалырской СОШ Пантюхина Анна Руководители: Шубкина Т.Б., Шубкина Л.Д. учителя истории и обществознания МОУ Большесалырской СОШ

Цель исследования: выявить особенности современной семьи, ее роль в обществе; составить социальный портрет современной семьи.

Объект исследования: современная семья. Предмет исследования: взаимоотношения в современной семье. Гипотеза исследования: семья –это ячейка общества, если разрушить эту ячейку, то разрушится и общество в целом.

Мы провели социальное исследование 53 семей путем анкетирования, вопросы которого разработали сами. Оно было анонимным. Участники опроса должны были ответить на 24 вопроса. Подробно познакомиться с анкетой можно в Приложении. В детском лагере действует одно детское общественное объединение (пионерский лагерь, лагерь скаутов, лагерь юных казаков, экологический лагерь и т.д.) В летнем лагере отряды работают по программам различных детских организаций и объединений.

Основные итоги исследования: В современной семье тесно переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности. В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи. Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие: 1. Воспитательная функция. 2. Функция психологической разрядки. 3. Функция интеллектуального общения. 4. Функция хозяйственно-бытовых отношений. Опираясь на результаты данного исследования, рассмотрим каждую из них.

Влияние школы на воспитание детей в семье По степени воздействия (влияния) на детей родители отводят школе третье место. Хотя большинство родителей (89 %) считают, что школа в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей, почти каждый девятый родитель (11 %) с этим не согласен. Есть родители (5 %), которые считают, что они нуждаются в более тесном сотрудничестве, но школа им мало помогает в воспитании детей. Почти каждый третий родитель (29 %), принявший участие в исследовании, признает, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.

2. Функция психологической разрядки. Психологическая разрядка тесно связана с досугом, организацией свободного времени. Как показало данное исследование, есть родители, которые совсем не принимают участие в организации свободного времени своих детей (7 %), каждый пятый родитель делает это постоянно, в большинстве же случаях (65 %) родители лишь «иногда» принимают участие в организации досуга детей.

Каким образом осуществляется воспитание детей, когда вся семья дома? Наиболее популярными формами проведения свободного времени является просмотр телепередач. Самыми непопулярными формами проведения досуга в семьях являются хобби, любимые дела. Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денежных средств, 56 % родителей, принявших участие в исследовании, назвали отсутствие достаточных денежных средств как первую причину, мешающую воспитанию детей и возможности сделать их досуг более содержательным.

3. Функция интеллектуального общения Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной. Поэтому настораживает тот факт, что в редкие минуты общения с детьми (53 % родителей назвали «нехватку» времени как одну из основных причин, мешающих воспитанию детей, а каждый восьмой родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания!) родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86 % случаях).

Особенности современной семьи: Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке друг друга. Современная семья является достаточно открытой – сегодня можно легко вступить в брак и также легко развестись. В современной семье особую роль играет родительство– это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. Большое количество разводов. Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.

Выводы: Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи. Однако за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает, и рейтинг семьи растет. Практическая значимость данной работы заключается в том, что эти исследования можно использовать на уроках обществознания в 6-11 классах, классных часах, внеклассных мероприятиях.

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Номер материала: ДБ-186695

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое социальный портрет семьи. Смотреть фото Что такое социальный портрет семьи. Смотреть картинку Что такое социальный портрет семьи. Картинка про Что такое социальный портрет семьи. Фото Что такое социальный портрет семьи

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Современная семья: социальный портрет

Детство современного ребенка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты (за последние 10 лет изменились границы страны, само ее название, лидеры и их цели), — они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представите лей разных социальных групп.

Просмотр содержимого документа
«Современная семья: социальный портрет»

Современная семья: социальный портрет

Детство современного ребенка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты (за последние 10 лет изменились границы страны, само ее название, лидеры и их цели), — они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представите лей разных социальных групп.

Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Вопрос о делении общества на социально-экономические классы является достаточно разработанным в западных странах. За рубежом уже в течение нескольких десятков лет проводятся многочисленные исследования на эту тему, в том числе и касающиеся проблем воспитания. Ученые утверждают, что социально-экономический статус семьи — важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге, на индивидуальное своеобразие человека в целом.

В нашей стране психология различных слоев и групп людей долгие годы не изучалась, что было связано как с причинами идеологического характера, так и с усредненностью образа жизни российских граждан. В настоящее время трудности в выделении социально-экономических классов в нашей стране связаны, прежде всего, с такой существенной чертой современного российского общества, как нестабильность. Кроме того, трансформация социально-классовой структуры происходит в России только в течение около 10 последних лет, и этот процесс далек от завершения, причем наблюдается внутренняя миграция от одного класса к другому. В связи со всем сказанным нельзя в точности переносить результаты зарубежных исследований, связанных с различиями в социально экономическом статусе, на наши условия. Так, например, в подавляющем большинстве передовых стран высота положения на социально-экономической лестнице напрямую зависит от уровня образования, что, как мы знаем, расходится с ситуацией в нашей стране. Тем не менее, столкнувшись с новой социальной реальностью, мы должны ее осмыслить и сделать необходимые выводы, в данном случае — применительно к влиянию определенных социальных изменений в обществе на положение и развитие ребенка. Девство – особый период жизни, отведенный для общей ориентации в сложном организационном мире. Девство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлении самом себе на его представлении о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребенка занимает семья.

Принадлежность семьи к той или ил социальной категории существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребенка производны от жизненного мира взрослых. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним людям, ребенок одновременно дифференцируется от других.

Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей,

воспитывающихся в иных социально-экономических условиях. Это важно понимать педагогам, психологам, работающим в детских учреждения. Процесс социального расслоения общества повлек за собой дифференциацию учебно-воспитательных заведений — от элитных до бедных. Учреждения ориентируются на определенные категории семей, но программы воспитания и обучения не учитывают психологические особенности, связанные с принадлежностью воспитанников к определенным социальным условиям. Что это за особенности?

Попытаемся описать социально-психологические портреты семей из разных классов общества. Одним из базовых при отнесении членов общества к тому или иному классу является объективный критерий, т.е. в первую очередь имущественное и доходное состояние, а также выполняемые в общественном разделении труда функции. Типичные представители этих слоев такие:

Средний слой — высокооплачиваемые представители рабочего класса.

Низший слой — в основном работники государственных предприятий, пенсионеры, неквалифицированные рабочие.

Особого внимания заслуживает описание семей с высоким социальным статусом, так как именно для них характерно наиболее активное освоение новых социальных ролей.

Тип семьи, как правило, занимающей положение выше среднего. Принципиальным отличием такой семьи является ориентация женщины на карьеру с выраженным стремлением к экономической независимости. Находясь изначально в неравных стартовых условиях по сравнению с мужчинами, «бизнес-вумен» зачастую пользуется мужскими методами продвижения по службе. Она прагматична и расчетлива, напориста в достижении цели. Нередко такие женщины доминируют в семье, и эта ситуация характеризуется наиболее неблагополучными брачными отношениями. Дети в таких семьях, как правило, воспитываются бабушками и дедушками, причем часто живут вне семьи и (или) с гувернантками, так как у родителей не хватает времени на общение с ними.

Такой тип семьи является все более распространенным в нашем обществе. Масштабы участия женщин в бизнесе сегодня нарастают. К тому же 70% россиянок считают, что лучший способ стать независимой – это иметь достойную и хорошо оплачиваемую работу.

Муж – бизнесмен, способный материально обеспечить семью, а жена – домохозяйка.

Эта роль еще только осваивается российской женщиной. Однако таких семей с высоким статусом становится все больше. Домохозяйки характеризуются выраженными зависимыми установками в виде перекладывания на мужа заботы о собственном выживании и комфортном существовании. Такой стратегии сопутствует низкая ценность свободы в сознании и, соответственно, заниженный уровень социальных притязаний, связанных с самореализацией в профессиональной сфере. Материальные притязания, как правило, достаточно высоки. О неблагополучном эмоциональном состоянии домохозяек говорит тот факт, что именно они чаще всего являются инициаторами конфликтов в семье. Можно выделить несколько типов родительских позиций обеспеченных домохозяек по отношению к ребенку:

• занятые собою больше, чем собственными детьми, и, как правило, имеющие гувернантку;

• сконцентрировавшие всю свою энергию на заботе о ребенке, пытаясь создать ему максимально комфортные условия жизни,

• домохозяйки по призванию, для которых забота о доме и семье является приемлемым способом самореализации.

Каков же портрет муж чины — главы материально обеспеченной семьи?

Как правило, это менеджеры высшего звена и бизнесмены, владельцы собственных фирм с наемными рабочими. Большинство из них имеют высшее образование. Мужчины-бизнесмены, как показывают результаты социологических опросов, ценят возможность самореализации, карьерного роста: они честолюбивы, готовы пойти на нарушение некоторых моральных норм ради достижения успеха и материального благополучия. Сами они отмечают психологическое перенапряжение, связанное с утомительным характером труда и необходимостью удерживаться в конкурентных условиях.

Сегодня появилось такое понятие, как «комплекс богатого человека», который связан прежде всего со сложностями в общении (боязнь того, что окружающие стремятся к сближению с ним из выгоды, а не в силу его личностных качеств), а также с проблемой пресыщения: материальные блага, получаемые в большом количестве за относительно короткое время, не приносят удовлетворения, и жизнь кажется пресной. Близкие отмечают у бизнесменов ослабление контактов с семьей, повышенную нервозность и тревожность. Измученные гонкой за успехом, утратившие духовные связи, эти люди часто оказываются в состоянии стресса, который они не умеют переживать. И если на Западе отмечают прямую зависимость состояния здоровья людей от социально-экономического статуса, то в нашей стране, наоборот, в последние годы наблюдается большое количество сердечных заболеваний (в том числе инфарктов) у бизнесменов.

Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто только на первый взгляд являются благополучными. Они живут в окружении дорогих игрушек, компьютеров. Как правило, такие семьи имеют единственного ребенка, поэтому дети часто испытывают дефицит общения со сверстниками, их воспитание и образование в большей степени, чем у других детей, носит индивидуальный характер. Некоторым детям создаются тепличные условия, отношение к ним взрослых характеризуется гиперопекой; другие — наоборот, живут в атмосфере завышенных требований: родители стремятся во всех аспектах жизни соответствовать занимаемому в обществе положению, удовлетворяя таким образом свое честолюбие за счет детей.

Что касается социальных групп, принадлежащих к нижней прослойке среднего класса и рабочему классу, то их доходы в результате экономических потерь уменьшились или остались на прежнем уровне, причем, чтобы удержаться на нем, работать им приходится более напряженно. Семьи с низким достатком более однородны. В целом, по оценкам специалистов, эти семьи психологически изменились в меньшей степени, чем те, чьи доходы значительно возросли. Так, например, представители гуманитарных профессий — учителя, врачи, психологи — чаще остаются верными своему профессиональному выбору, что связано с устойчивостью ценностных ориентаций. Однако эта категория людей характеризуется повышенным уровнем тревожности, связанным с различными нереализованными потребностями из-за отсутствия денег, нехватки времени и душевных сил для общения с детьми

О том, что наше общество переживает трудное время, говорит самочувствие россиян. По результатам опросов, 45 % населения считают себя несчастными людьми. В настоящее время исследование состояния фрустрации, которое можно понять как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, приобретает социальное значение. Фрустрированность, по мнению социальных психологов, становится едва ли не основной составляющей личности в современном обществе. Очевидно, что несчастливые родители, склонные к самоотрицанию, не способны полноценно проявлять любовь к ребенку. Сегодня мы наблюдаем дефицит внимания и уважения к детям. При этом резко обострилось противоречие между потребностью ребенка во внимании и уважении и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых

В России только сейчас мы приближаемся к пониманию того, что семья — важный компонент социальной экологии общества — фактор, имеющий решающее значение для его (общества) будущего. Исследования различных аспектов проявлений семьи актуальны для дальнейшего формирования демократического, открытого общества.

А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей, стр.34, 46. Москва «Сфера»,2004 г.

Современная семья: социальный портрет \ журнал «Дошкольная педагогика № 1 – 2001 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *