Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

ТЕСТЫ ПО ЩБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ»

Тестовая работа по обществознанию по теме: «Общество и человек».

1. Что такое общество?

А) форма объединения людей;

Б) социальная организация государства;

В) территория, которая имеет определённые границы;

Г) человечество в целом.

2. К какой из сфере общества относятся?

А) показ нового фильма в кинотеатре;

Б) покупка продуктов в магазине;

В) сборка новых автомобилей на заводе;

Г) выборы президента.

3. Что изучает общественные науки?

Б) изменения веществ;

Г) результат деятельности человека.

4. Что такое социальный прогресс?

А) совершенствование орудий труда и техники;

Б) развитие общества;

В) физическое развитие человека;

Г) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд поколений.

5. Что такое технический прогресс?

А) совершенствование орудий труда и техники;

Б) развитие общества;

В) физическое развитие человека;

Г) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд поколений;

6. Что относится к материальной культуре?

7. Что относится к духовной культуре?

2- а- духовная; б- социальная; в- экономическая; г- политическая.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Адаптированная программа по обществознанию 6 класс

Рабочая программа по обществознанию 11 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5427926 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Обществознание (6 стр.)

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Например, регресс иногда наблюдают археологи на примере деградации какой-либо древней культуры. Если в настоящее время регрессивные изменения пытаются предотвратить, то есть появляется возможность прогрессивного развития, то в древности многие народы ушли с арены истории. Можно привести пример Хазарии. Это государство было образовано в VII в. экономическим центром Хазарского каганата был город Саркел-Белая Вежа, основанный в 842 г. Саркел и близлежащая округа находились на пересечении пяти важнейших ответвлений Великого шелкового пути. Это был крупнейший средневековый город на Дону. В 985 г. город был взят древнерусской дружиной киевского князя Святослава и социально-экономически развивался до середины XI в. В этот период большинство жителей города были славяне, а у хазар наметились тенденции регресса.

В середине XI в. город был осажден половцами, торговые пути перестали функционировать, и в культурно-исторической интерпретации наступил ярко выраженный регресс. Элементы культуры грубеют, деградируют, население распахивает под посевы территорию внутри первой на Дону кирпичной крепости. В 1117 г. половцы захватили Белую Вежу и учинили там погром. Почти всё население города погибло или ушло на Русь. Оставшиеся несколько десятков жителей из числа хазар и славян представляют собой типичную культуру на стадии регресса, то есть перешли к полукочевому быту с примитивными формами социальной организации и культуры. Просуществовали представители некогда великой культуры до монголо-татарского нашествия XIII в., остатки хазар были окончательно истреблены завоевателями и превратились в типичный реликтовый этнос, который не в состоянии воспроизвести сам себя. Что же касается Белой Вежи, то город окончательно запустел, и вскоре в народной памяти стерлось даже его местоположение.

Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции – яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса.

Согласия среди ученых нет и здесь. А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал критерием прогресса развитие разума, в степени разумности общественного устройства.

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854 гг.) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Он предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит немецкому философу Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы).

Таким образом, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы Нового времени, но решения никто из них не нашел. Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса: одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Следовательно, мерой прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Таким образом, общественное развитие проявляется в истории в виде реформы, революции, эволюции, приобретая прогрессивную. либо, регрессивную форму. Подобных примеров можно привести множество, но в любом случае процессы общественного развития всегда взаимообусловлены, имеют четкую причинно-следственную связь.

Источник

§ 12. Общественный прогресс

Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяются разные стороны общественной жизни, один тип общества сменяет другой.

Общественные изменения

В обществе постоянно происходят различные изменения. Некоторые из них осуществляются на наших глазах (выбирают нового президента, внедряют социальные программы помощи семье или малоимущим, изменяется законодательство).

Общественные изменения характеризуются своей направленностью, они бывают как позитивные (положительные изменения к лучшему), их называют прогрессом, так и негативные (отрицательные изменения к худшему) — регресс.

Советуем запомнить!
Общественный прогресс — последовательные позитивные изменения в обществе; процесс его восхождения с одной исторической ступени на другую, развитие общества от простого к сложному, от менее развитых форм к более развитым.
Общественный регресс — движение общества назад, к низшим ступеням развития.

Обратимся к историческому примеру. Римская империя развивалась прогрессивно на протяжении сотен лет. Возводились новые постройки, развивались архитектура, поэзия и театр, совершенствовалось законодательство, завоёвывались новые территории. Но в эпоху Великого переселения народов варварские кочевые племена разрушили Римскую империю. На развалинах античных дворцов пасли скот и птицу, акведуки уже не подавали свежую воду в города. Безграмотность воцарилась там, где прежде процветали искусства и ремёсла. Прогресс сменился регрессом.

Пути общественного прогресса

Прогресс осуществляется разными способами и путями. Различают постепенный и скачкообразный виды общественного прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.

Советуем запомнить!
Реформа — частичное постепенное усовершенствование в какой-либо области; преобразование, проводимое законодательным путём.
Революция — полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Первой революцией в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок, переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад. Это была глобальная революция — она охватила весь мир.

Вторым глобальным процессом была промышленная революция XVIII—XIX веков. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к распространению машинного производства, смене аграрного общества индустриальным.

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому приводят к качественным изменениям.

К переустройству во всех сферах жизни людей приводят и революции, происходящие в отдельных странах. Подобное произошло с Россией после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли Советы рабочих и крестьянских депутатов. Сменились органы власти, исчезли целые социальные группы (например, дворянское сословие), но зато появились новые — советская интеллигенция, колхозники, партийные работники и др.

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Реформы — частичные изменения, затрагивающие не всё общество, а отдельные его сферы.

Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы проводятся правительством, проходят гласно, заранее планируются, к их обсуждению привлекаются широкие слои населения, а ход реформы освещается прессой.

Интересные факты
Одним из величайших в истории реформатов был византийский император Юстиниан I (527—565)- Он учредил комиссию для создания свода римского права (по-латыни — Corpus juris civilis) с целью замены устаревших законов. Необходимо было также устранить противоречия в законодательстве. Когда был создан Кодекс Юстиниана, все не вошедшие в него законы потеряли силу. До сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран (в том числе и России).

Сегодня в нашей стране проходит реформа образования, которая началась ещё в 1990-е годы и привела к появлению новых учебников, экзаменационной системы ЕГЭ, государственных образовательных стандартов.

Влияние технического прогресса на общество

Основой развития общества является технический прогресс — совершенствование орудий труда и техники, так как он изменяет производство, качество и производительность труда, оказывает воздействие на человека, на взаимоотношения общества с природой.

Технический прогресс имеет длительную историю становления. Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда (вспомните, что они собой представляли), с которых берёт своё начало технический прогресс. Приблизительно 8—10 тыс. лет назад наши предки перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, а около 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. Во второй половине XVII века, с началом промышленной революции, открылась эра промышленных фабрик, а в XX веке — компьютеров, Интернета, термоядерной энергии, освоения космоса. Современный персональный компьютер по производительности превосходит вычислительные центры 80—90 годов прошлого столетия.

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Что пришло на смену кузнице (1), плугу (2), перу и чернильнице (3)? Можем ли мы в этих случаях говорить об общественном прогрессе?

Отразился технический прогресс и на социальной сфере. Технические приспособления значительно облегчают жизнь человеку, помогают людям решать бытовые проблемы (готовить еду, убирать квартиру, стирать и т.д.), приходят на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Появление автомобиля в корне изменило представления о месте работы и жительства, дало возможность человеку жить за много километров от своего рабочего места. Люди стали более мобильны, в том числе и подростки, которые благодаря Интернету стали общаться со своими сверстниками из географически отдалённых мест.

Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей, но вместе с тем породил много проблем. Активное вмешательство человека в природу привело ко многим негативным последствиям: исчезают или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных, вырубаются леса, промышленные предприятия загрязняют воду, воздух и почву. Удобства городской жизни сопровождаются загазованностью воздуха, транспортной усталостью и т.д.

Подведём итоги
Общественным прогрессом называется движение человечества от низших к высшим ступеням. Он имеет глобальный, охватывающий весь мир, характер. Напротив, регресс является временным отступлением от завоёванных позиций. Революции и реформы — два вида общественного прогресса. Революции бывают глобальными или ограниченными одной либо несколькими странами. Реформы проводятся только в одном обществе и носят постепенный характер.

Основные термины и понятия
Общественный прогресс, общественный регресс, реформы, революция, технический прогресс.

Проверьте свои знания

Практикум

Источник

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техникиЧто такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техникиЧто такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техникиЧто такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техникиЧто такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

6. Социальный и научно-технический прогресс человечества

Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Смотреть картинку Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Картинка про Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники. Фото Что такое социальный прогресс совершенствование орудий труда и техники

Понятие «прогресс» в самом общем виде выражает движение вперед, развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. Применительно к общественным явлениям прогресс выступает как движение общества к более совершенным формам организации общественной жизни. Марксизм-ленинизм доказал, что научный критерии прогресса надо искать в материальной основе общества, а не в сфере сознания, как полагают буржуазные философы и социологи, придерживающиеся идеалистических взглядов.

Трудный и величественный процесс социально-экономического строительства нового общества, по убеждению В. И. Ленина, должен стать одновременно и процессом создания принципиально нового уклада жизни людей, ведущего к гармоничному развитию как всех сторон общественной жизни, так и самой человеческой личности.

В научно-техническом прогрессе различают два главных направления.

Первое представляет собой эволюционное совершенствование и рационализацию использования традиционных видов технологии, оборудования, материалов, источников энергии. Достаточно проследить, например, развитие энергетической техники от примитивной паровой машины Дж. Уатта и первых электростанций Т. Эдисона до современных гигантских паровых турбин и Саяно-Шушенской ГЭС мощностью 6 миллионов киловатт, от известной Амовской «полуторки» до автосамосвалов «БелАЗ» грузоподъемностью 180 тонн, от самолетов, летавших со скоростью автомобиля, до сверхзвуковых воздушных лайнеров. Конечно, все параметры используемой техники существенно изменились, но основные принципы ее функционирования, исходные идеи остались прежними, хотя и реализуются в современных условиях по-иному, с использованием достижений других отраслей науки, техники и производства.

Второе связано с революционным, качественным переворотом в производительных силах и производственных процессах, базирующихся на использовании неизвестных ранее видов энергии, материалов, техники. В качестве примера здесь можно сослаться на возникновение таких современных отраслей, как атомное машиностроение, электронная и микроэлектронная, микробиологическая промышленность, космическая техника, лазерная техника, которые не были ранее известны, ибо в них воплощаются принципиально новые научные идеи и принципы, относительно недавно выработанные наукой. Если сравнить обычную, ставшую уже «традиционной», тепловую или гидротехническую электростанцию с атомной, самолет как традиционный летательный аппарат с радикально отличающимся от него космическим кораблем, то станет яснее соотношение эволюционной и революционной сторон в прогрессе науки и техники.

Переживаемая нами эпоха крутых исторических поворотов, ускорение ритма жизни, связанный с этим рост информированности и культуры людей, включение личности в систему многогранных общественных отношений, в том числе и международных,- все это находит свое преломление в сознании каждого человека. Современная социальная действительность все больше заставляет человека задумываться о его положении в обществе, о зависимости его личной судьбы от происходящих социальных и технических изменений. В связи с этим проблема человеческой личности занимает одно из центральных мест в идеологических битвах современности.

Неуклонно нарастающие темпы технического прогресса, коренные сдвиги в современной технике привели к тому, что за последние 35 лет (а именно с этого времени датируют начало современной научно-технической революции) человек добился над природой большей власти, чем за предшествующие 35 веков. Он проник в глубь атома и подчинил себе его колоссальную мощь; создал атомные электростанции, ледоколы и подводные лодки на атомных двигателях, упорно ищет новые способы практического использования неисчерпаемых возможностей атомного ядра. На основе успехов физики, химии и других наук создал новые, невиданные ранее в природе материалы, обладающие огромной прочностью, жаростойкостью и другими качествами, необходимыми в современном производстве. Проник внутрь живой клетки, разгадал тайну основ наследственности, что дает ему возможность сознательно и целенаправленно влиять на развитие живой природы, а в будущем и формировать новые породы животных и сорта сельскохозяйственных растений с заранее заданными свойствами.

Эти и другие научно-технические достижения повышают рост производительности труда, вызывают коренные сдвиги в производственном процессе, а также оказывают решающее влияние на изменение места человека в производстве, на формирование и развитие его личности. Можно даже сказать, что современная техника создает вокруг человека и для человека новый, «технизированный» мир, который органически вплетается в «очеловеченную» природу, составляя в единстве с нею новую социально-технико-природную среду. И современный человек должен научиться жить и работать в этой среде. Именно этой социальной потребностью порождены такие животрепещущие проблемы нашего времени, как политехническое обучение подрастающего поколения, повышение профессионального и культурно-технического уровня работников промышленного, сельскохозяйственного труда и других сфер человеческой деятельности, гармоническое развитие личности.

Законы общественного развития и цель производства при капитализме и социализме коренным образом отличаются, в силу чего различны движущие силы и мотивы технического прогресса, его влияние на человеческую личность.

В условиях монополистического капитала человек все глубже и неотвратимее чувствует себя одиноким и беззащитным перед лицом могущественной техники. Пессимистическая умонастроенность усиливается перенапряжением физических и психических сил в условиях «выжимающей пот» капиталистической автоматизации производства. Она возрастает из-за страха быть выброшенным на улицу и остаться без средств к существованию, из-за страха перед угрозой всемирной атомной катастрофы.

Многие буржуазные и реформистские идеологи в бедствиях современного человека винят технику, усматривая в ней враждебную силу, готовую целиком персонифицировать личность. Выход из этого они видят в проповеди индивидуализма, который будто бы поможет личности «закрыть» для себя «роковые проблемы технической цивилизации», избавиться от «кошмаров атомного века», уйти в узкий мирок интимных переживаний, далеких от социальных битв современности. Только социализм, освобождающий научно-технический прогресс от капиталистических пут корыстолюбия, эксплуатации и конкуренции, завоевания техники и культуры целиком ставит на службу человеку, его мирной созидательной творческой жизни. Технический прогресс в условиях социализма выступает не только решающим фактором развития производства и роста производительности труда, но и могучим ускорителем гармоничного развития личности. Непрестанное совершенствование техники, автоматизация производственных процессов вызывает необходимость постоянного повышения каждым тружеником своей квалификации, культурно-технического уровня, ответственности за порученное дело, иными словами, необходимость постоянного развития личности. С другой стороны, развитие в социалистическом обществе производства ставится в непосредственную зависимость от всестороннего развития людей, от их способности обеспечить быстрые темпы прогресса, высокую эффективность новейшей техники в производстве материальных и духовных благ.

Главным мерилом оценки революционного характера и значения НТР являются не научные и технические показатели, как бы важны они ни были сами по себе, а социально-экономические параметры этого процесса, поднимающие человека на новую ступень свободы по отношению к средствам труда и силам природы. Но поставить их целиком на службу человеку труда может только общество, базирующееся на свободном труде действительно свободных людей,- социалистическое общество.

Главным экономическим результатом НТР являются принципиально новые возможности совершенствования технического базиса и роста эффективности общественного производства на основе его всемерной интенсификации, т. е. резкого повышения качественных показателей и объема производства за счет внедрения новейшей техники и технологии, научных принципов организации и управления производством, роста квалификации работающих. Но чтобы добиться такого результата, необходимо обеспечить экономическую эффективность основных направлений структурных изменений, осуществляемых в производстве под воздействием НТР.

Важнейшая особенность взаимосвязи человека с техникой состоит в том, что введение все более совершенной и сложной техники в производство позволяет человеку отойти от непосредственного участия в производственном процессе, переложить исполнительские задачи на различные механизмы. Электронно-вычислительные машины, автоматизированные системы управления, замкнутые технологические циклы и т. п. позволяют человеку передавать все больше исполнительских функций средствам труда, оставляя себе функции контрольно-управленческого характера. Отдельному работнику подчиняются колоссальные производственные мощности, вверяется огромное общественное богатство; в небывалой степени возрастает зависимость достижений коллективов и даже целых отраслей от количества и качества труда каждого, кто причастен к выпуску той или иной продукции.

Эти перемены, естественно, не могут не сказаться на требованиях к общей и профессиональной подготовке работника, его организованности, целеустремленности, культуре труда. В конечном счете они выступают как новые предпосылки всестороннего развития личности, формирования человека-творца, его высоких гражданских качеств. Объективные потребности преобразуемого под влиянием НТР производства благоприятным образом соотносятся в условиях социалистического строя с целями общества по воспитанию гармоничной личности, превращению труда в первую жизненную потребность. В том-то и состоит начатый социализмом процесс гуманизации труда, что он органически соединяет его с достижениями науки и культуры, сливает воедино созидание материальных и духовных ценностей с саморазвитием человека как главной производительной силы и высшей ценности нового общества. Поэтому только в условиях социализма НТР создает предпосылки для развития способностей и возможностей человека, для превращения всестороннего расцвета личности в главную цель и главный стимул материального и духовного производства, т. е. она совпадает в своей основной тенденции с исторической перспективой развития зрелого социалистического общества в коммунистическое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *