Что такое социальный спорт
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
Директор по стратегическим коммуникациям Фонда Потанина Юлия Грозовская об особенностях социального спорта и перспективах его развития.
Что мы знаем о социальном спорте
Мы воспринимаем социальный спорт в особенном ключе. Несмотря на то, что такие проекты существуют давно, они почти никогда не получали должного внимания. Что и говорить, марафоны для людей с особенностями здоровья или, скажем, футбольные матчи между воспитанниками детских домов не собирают стадионы и редко транслируются по телевизору.
Социальный спорт находится на пересечении нескольких направлений деятельности. Это и не профессиональный спорт, и не классический социальный проект, к которым некоммерческий сектор давно привык.
Отсюда непонимание, кто все-таки отвечает за реализацию, а главное – за продвижение таких инициатив.
Стоит отметить, что сегодня ситуация начинает меняться. Значимость социального спорта и его потенциал в решении сложных задач проявляются все ярче. К таким проектам присоединяются известные спортсмены и бренды, о них начинают писать медиа. И это значительно повышает шансы на популярность у социальных спортивных проектов.
В чем сила социального спорта
Социальный спорт – это гораздо больше, чем просто соревнования, физическое развитие или реабилитация, больше, чем классическая филантропия. Он объединяет и дает возможность для решения общественных проблем.
Возьмем, к примеру, плоггинг.
Казалось бы, бег и сбор мусора – вещи не очень совместимые, но между тем это экологическое движение, появившееся в Швеции в 2016 году, становится все популярнее в разных странах мира, в том числе и в России.
Участвуя в плоггинг-забегах, ты поддерживаешь физическую форму, помогаешь решать экологические проблемы и чувствуешь себя частью чего-то общественно-значимого.
Еще одно преимущество социального спорта – его позитивное влияние на развитие территорий и сообществ. Хорошее подтверждение этому – марафон в селе Париж Челябинской области.
Гостеприимство жителей села превратило марафон в колоритное и популярное событие. Ежегодно он привлекает в этот отдаленный уголок тысячи туристов, а значит, и дополнительные ресурсы на развитие инфраструктуры.
И сейчас российский Париж гораздо более известный населенный пункт, чем до запуска марафона.
Спорт и благотворительность тесно связаны. Пример тому – ежегодный забег IT-Run, который проходит в Таганроге при поддержке Южного федерального университета.
Собранные во время забега средства переводятся в эндаумент-фонд ЮФУ для поддержки талантливых студентов.
В итоге благодаря забегу университет привлекает дополнительные средства, а жители города, студенты и выпускники вуза становятся участниками благотворительности.
Наконец, самое главное.
Социальный спорт не имеет ограничений, им может заниматься каждый.
Здесь вспоминается проект #БольшеЧемФутбол — совместная инициатива благотворительной организации «Пристань» и любительского футбольного клуба «Добряки», помогающая социализации сирот.
Спорт помогает адаптироваться во взрослой и независимой жизни тем, кто не имел опыта жизни в семье.
Что делать, чтобы социальный спорт становился популярнее
Учиться видеть эффект социальных спортивных проектов и говорить о нем – точно так же, как 10 или 20 лет назад мы учились говорить и писать об уже традиционных социальных и благотворительных инициативах.
Что же препятствует этому? Пожалуй, отсутствие единой площадки для взаимодействия и обмена опытом.
В том числе и поэтому Фонд Потанина в 2020 году запустил новую программу «Сила спорта».
Таким образом мы хотим поддержать спортивные социальные проекты и распространение лучших практик в этой сфере.
Одна из первых наших масштабных инициатив в этом направлении – международная конференция «Спорт и общество. Открытый разговор», которая и стала той самой площадкой для обсуждения вопросов развития социальных спортивных проектов в России и за рубежом.
Так как понимание социального спорта в нашей стране только начинает формироваться, важно как можно больше рассказывать про существующие проекты и про их социальные результаты.
Главное помнить, что социальный спорт может быть настолько же ярок, как и спорт высоких достижений, и при этом действительно менять мир к лучшему.
Фонд Потанина начал поддерживать социальный спорт
Исследование на тему, как сила спорта меняет к лучшему общество, представили 30 октября. Это первый шаг новой программы фонда.
Исследование общественного мнения провел Центр социального проектирования «Платформа» по инициативе Фонда Потанина. Цель — понять, как спорт работает как социальный институт, способен ли он стирать различия, устранять барьеры, улучшать качество жизни и способствовать миру.
Фонд и «Платформа» провели презентацию в партнерстве с центром «Благосфера» 30 октября, в День тренера, онлайн в форме квиза: данные исследования представлялись между раундами игры, тоже посвященной социальному спорту.
Спорт – это…
В первую очередь исследователи старались понять, как воспринимают спорт люди. Оказалось, что спортивные результаты и соревнования не так интересны большинству опрошенных. Людям интересен не спорт сам по себе, а то, что он дает им.
Например, чаще всего опрошенные связывают занятия спортом со здоровьем, красотой и улучшением настроения. Также популярны ответы, что спорт дает энергию, помогает преодолеть себя и улучшить свой внешний вид. А вот «работа на результат», «риск травмы» или «мучение» – нераспространенные мнения о том, что такое спорт.
Социальное измерение спорта относится практически ко всем сферам жизни, уверены исследователи. Причем один социальный эффект может привести к другому, даже если организаторы не закладывали это изначально.
Фото: Вадим Кантор/АСИ
Например, развитие территории (появление велодорожек, стадионов и другой спортивной инфраструктуры) ведет за собой то, что горожане станут здоровее, увереннее и коммуникабельнее. Это повлияет на снятие социальных барьеров в обществе, а в итоге станет причиной развития новых навыков у многих людей.
«Спорт служит мостиком между разными культурами, разными людьми, разными возрастными группами. До сих пор спорт может быть универсальным языком, понятным любому. Именно поэтому он служит развитию социальных навыков: адаптации к обществу, контролю над собой», – рассказал руководитель направления социальных инноваций и территориального развития Центра социального проектирования «Платформа» Дмитрий Лисицин.
Если говорить о социальном спорте в России, то чаще всего он представлен адаптивными или реабилитационными проектами: программы фонда «Лига мечты», хоккейные команды Детской следж-хоккейной лиги и другие. Причем чаще всего помощь такие программы оказывают детям и подросткам.
Достижения социального спорта
Тем не менее, социальный спорт – это не только реабилитационные проекты. Мировая и российская практика показывает, что все чаще открывают программы, которые могут помочь добиться глобальных изменений: отказа от стигматизации или просвещения общества.
Например, крупнейшая в России футбольная школа для девушек старше 18 лет GirlPower FC проводит тренировки для девочек и женщин. Основатели проекта уверены: футбол – не только мужское занятие, и женщине есть место на поле. Постепенно школа начала сотрудничать с центром «Насилию.нет»: сейчас они организуют совместные проекты, главная цель которых – добиться равноправия в обществе.
Другой российский проект «Социобег» проводит забеги с подростками из детских домов. Инициативу поддержал фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», и сейчас в проекте участвуют уже более 40 воспитанников из четырех детских домов Москвы и Подмосковья. Главная цель проекта – найти семью подросткам, но вместе с этим участники стараются приобщить их к спорту и здоровому образу жизни.
Социальный спорт может быть полезен не только для отдельных людей. Например, в России есть проект «Парижский марафон». Это забег в небольшом селе Париж Нагайбакского района Челябинской области. В нем участвуют как местные жители, так и приезжие. Его главная цель – привлечение ресурсов для развития территории.
Мировые тренды социального спорта
Исследование по заказу Фонда Потанина показывает, что сейчас сформировались четыре направления, которыми занимаются спортивные социальные проекты в мире:
Мировое сообщество поддерживает концепцию «спорт на благо развития и мира». Многие рассматривают спортивные программы как дополнительный инструмент для НКО в решении различных проблем.
«Социальный спорт – это дополнительный инструмент для решения системных социальных проблем. И государство, и частные проекты, и НКО смогут найти эффективные механизмы, только объединив свои усилия», – уверена ведущий эксперт Центра по работе с местными сообществами Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Мария Ерёменко.
Большинство спортивных социальных проектов в мире направлены на организацию командных видов спорта. Это помогает снизить социальную напряженность и распространить идею толерантности. Кроме того, большинство организаций в мире занимается работой с детьми и молодежью.
Special Olympics
Отдельная прорывная тема в сфере социального спорта – проведение Специальной Олимпиады (Special Olympics). Соревнования для людей с ментальными нарушениями проходят с 1968 года.
Организаторы Special Olympics разработали комплексную модель развития социальных навыков через включение в спортивную деятельность. Среди них самоконтроль, социальная осознанность, самосознание, ответственное принятие решений, навыки управления отношениями.
Согласно исследованиям, Special Olympics Active in Mind достигает ряда конкретных эффектов в трех направлениях: физическая активность, социализация и психологическое самочувствие. Среди наиболее часто фиксируемых эффектов: увеличение числа занятий спортом, уверенность при знакомстве с людьми, расслабленность, позитивная оценка собственных успехов.
Кроме организации соревнований и занятий спортом, Special Olympics предоставляет ряд сервисов для своих целевых групп и заинтересованных сторон. Среди них: программа бесплатной проверки здоровья спортсменов с ментальной инвалидностью, форумы по вопросам здоровья семьи, портал онлайн-обучения для медицинских работников и студентов о ментальных расстройствах.
«Аудитория» социального спорта
Одно из направлений исследования Фонда Потанина – группы, на которые направлены эффекты от социального спорта. Как отмечает Дмитрий Лисицын, проект может быть узконаправленным, а может влиять сразу на несколько категорий. Чем разнообразнее влияние спортивной программы, тем больше социальный потенциал проекта.
Анализ спортивных социальных проектов позволил выделить шесть ключевых аудиторий:
Есть проекты, которые работают сразу с несколькими аудиториями. Например, плоггинг – спортивные забеги, совмещенные со сбором мусора. Этот вид социального спорта совмещает в себе разные социальные эффекты – и непосредственно экологический, и поддержку здорового образа жизни, и профилактику зависимостей. Чаще всего в это включаются сразу три категории людей: местные жители, спортсмены-любители и экологи.
Есть еще одна специальная категория – это тренерская аудитория. Это не прямые благополучатели, но они тоже транслируют те или иные ценности. Тренерский корпус России еще только готовится к серьезной работе в социальном спортивном секторе. Сейчас проекты сами организуют собственные тренерские школы, а не приходят к уже более опытным коллегам.
Иногда организаторы не понимают, как работать с третьим сектором и как обращаться к аудитории. Другая проблема – «проблема пропасти». Когда проект начинается с небольшой аудитории, а потом постепенно становится массовым, у лидеров проектов не хватает ресурса работать со всеми.
Выводы
Главная проблемная зона – поиск общего языка. В спортивной сфере есть несколько стейкхолдеров – организаторы проектов, НКО, аудитория проектов, бизнес, СМИ. У каждой из сторон свой язык, поэтому социальному спорту необходимо выработать общую систему общения.
В будущем также важна качественная оценка эффектов. Стоит уделять внимание не только цифрам, но и удовлетворенности аудитории, оценивать влияние спорта на общество.
Необходимо заранее понимать, что третий сектор или государство не сможет вытащить в одиночку социальный спорт. Надо подключать бизнес, СМИ – совместная работа позволит успешно и в короткий срок развить это направление.
В январе 2019 года Благотворительный фонд Владимира Потанина объявил о новом направлении в работе: оно должно было раскрыть потенциал спорта как социального института. В мае 2020 года эта инициатива оформилась в программу «Сила спорта», направленную на развитие спорта как социокультурного феномена, охватывающего все уровни современного общества: культуру, образование, охрану здоровья, развитие благотворительности.
Фонд продолжит проводить исследования и публиковать их результаты. Кроме этого, Фонд Потанина начинает поиск лучших практик социального спорта. Через некоторое время будет объявлен конкурс проектов: он позволит выявить социальные спортивные проекты в России и помочь им в развитии.
В планах фонда проводить информационные встречи, работать со стейкхолдерами и представителями социального спорта, проводить образовательные мероприятия для тренеров.
Спорт нормальных достижений
Общественный запрос на спорт не совпадает с государственным. Основные ресурсы государства традиционно сосредоточены в области подготовки профессионалов, ведь чемпионы всегда предмет национальной гордости. Но в последнее время в обществе сильно вырос запрос на спорт, дружелюбный к обычному человеку, открылись лакуны во взрослой физкультуре, которые не интересны ни бизнесу, ни власти. В ответ на этот запрос в России независимо от государства формируется новый феномен – сфера социального спорта.
24 ноября премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новую государственную стратегию развития спорта до 2030 г., требующую «поэтапного сокращения финансирования профессионального спорта из бюджетной системы, бюджетов компаний с государственным участием». И уже в 2020 г., по словам министра спорта Олега Матыцина, траты бюджета на спортивные программы сократились на 9%. Логично, что подключение других субъектов должно влиять на цели и приоритеты развития спорта. Однако целеполагание в области спорта осталось прежним. На государственном уровне спорт понимается исключительно как победы на международной арене (в 2025–2030 гг. «обеспечить вхождение спортивных сборных команд Российской Федерации в тройку призеров в неофициальном общекомандном зачете включая Олимпийские игры») и как массовые занятия физической активностью безотносительно ее целей (KPI к 2030 г. – 70% занимающихся). А то, чего хотят сами люди, по-прежнему никого не интересует.
Между тем проведенное центром социального проектирования «Платформа» и Благотворительным фондом Владимира Потанина исследование «Сила спорта» показало, что главный стейкхолдер – население – видит спорт совсем по-другому. В глазах общества победы вторичны, а спорт в первую очередь ассоциируется со здоровьем, хорошей компанией и самочувствием.
Это и должно быть в первую очередь отражено в стратегии спорта, тем более что соответствующий опыт уже накоплен в мировой практике. Потенциал спорта как ресурса позитивных социальных изменений признан ООН, которая рассматривает его как один из ключевых инструментов на пути к глобальным целям человечества. В некоторых странах, в частности в Великобритании, спорт положен в основу государственной социальной политики. В отчете палаты общин «Изменяя жизни: социальный эффект от участия в культуре и спорте» прибыль от государственных инвестиций в спортивные программы для молодежи из групп риска оценивается в 7,35 фунта стерлингов на каждый потраченный фунт – за счет экономии расходов на услуги полиции, системы уголовного правосудия и других общественных институтов.
В России же социальная функция спорта пока реализуется стихийно. Нет ни четко обозначенных показателей общественного развития, достижимых через спорт, ни инструментов поддержки спорта именно как социального фактора. Но это не значит, что социальный спорт в России не развивается. Наше исследование показало, что сейчас в России спортивные проекты с социальной составляющей успешно прорастают сами по себе, без всякой помощи государства, и пользуются громадной популярностью. Это и реабилитация людей с ограниченными возможностями, и снятие социальных барьеров, и заместительный образ жизни – горные лыжи и скалолазание как инструменты адаптации инвалидов, марафоны в отдаленных селах, играющие роль драйверов развития территории, бег, совмещенный со сбором мусора, и даже брейкданс в тюрьме.
Конечно, далеко не все идет гладко, скорее, напротив – методом проб, ошибок и поиска решений целого ряда специфических проблем. Например, недостаточна социальная компетентность лидеров и участников проектов – будучи специалистами в спорте или менеджменте, они часто имеют слабые представления об общественных процессах. Тренерский корпус недостаточно подготовлен для решения социальных задач – тренеры воспитаны в духе соревновательности и прививают его своим подопечным.
Опрос лидеров социально-спортивных проектов показал, что дальнейшее их развитие связано со взаимодействием с государством. Даже шире – с формированием общего языка для всех групп интересов. Работа с социальными спортивными проектами не может быть зоной ответственности одного субъекта, но «оптика» различных игроков не совпадает. Важно равноправное вовлечение всех стейкхолдеров – бизнеса, государственной и муниципальной власти, образовательных учреждений, лидеров и участников спортивных сообществ и представителей СМИ.
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
Что мы знаем о социальном спорте
Мы воспринимаем социальный спорт в особенном ключе. Несмотря на то, что такие проекты существуют давно, они почти никогда не получали должного внимания. Что и говорить, марафоны для людей с особенностями здоровья или, скажем, футбольные матчи между воспитанниками детских домов не собирают стадионы и редко транслируются по телевизору.
Социальный спорт находится на пересечении нескольких направлений деятельности. Это и не профессиональный спорт, и не классический социальный проект, к которым некоммерческий сектор давно привык.
Отсюда непонимание, кто все-таки отвечает за реализацию, а главное – за продвижение таких инициатив.
Стоит отметить, что сегодня ситуация начинает меняться. Значимость социального спорта и его потенциал в решении сложных задач проявляются все ярче. К таким проектам присоединяются известные спортсмены и бренды, о них начинают писать медиа. И это значительно повышает шансы на популярность у социальных спортивных проектов.
В чем сила социального спорта
Социальный спорт – это гораздо больше, чем просто соревнования, физическое развитие или реабилитация, больше, чем классическая филантропия. Он объединяет и дает возможность для решения общественных проблем.
Возьмем, к примеру, плоггинг.
Участвуя в плоггинг-забегах, ты поддерживаешь физическую форму, помогаешь решать экологические проблемы и чувствуешь себя частью чего-то общественно-значимого.
Гостеприимство жителей села превратило марафон в колоритное и популярное событие. Ежегодно он привлекает в этот отдаленный уголок тысячи туристов, а значит, и дополнительные ресурсы на развитие инфраструктуры.
И сейчас российский Париж гораздо более известный населенный пункт, чем до запуска марафона.
Спорт и благотворительность тесно связаны. Пример тому – ежегодный забег IT-Run, который проходит в Таганроге при поддержке Южного федерального университета.
Собранные во время забега средства переводятся в эндаумент-фонд ЮФУ для поддержки талантливых студентов.
В итоге благодаря забегу университет привлекает дополнительные средства, а жители города, студенты и выпускники вуза становятся участниками благотворительности.
Наконец, самое главное.
Социальный спорт не имеет ограничений, им может заниматься каждый.
Здесь вспоминается проект #БольшеЧемФутбол — совместная инициатива благотворительной организации «Пристань» и любительского футбольного клуба «Добряки», помогающая социализации сирот.
Спорт помогает адаптироваться во взрослой и независимой жизни тем, кто не имел опыта жизни в семье.
Что делать, чтобы социальный спорт становился популярнее
Учиться видеть эффект социальных спортивных проектов и говорить о нем – точно так же, как 10 или 20 лет назад мы учились говорить и писать об уже традиционных социальных и благотворительных инициативах.
Что же препятствует этому? Пожалуй, отсутствие единой площадки для взаимодействия и обмена опытом.
В том числе и поэтому Фонд Потанина в 2020 году запустил новую программу «Сила спорта».
Таким образом мы хотим поддержать спортивные социальные проекты и распространение лучших практик в этой сфере.
Одна из первых наших масштабных инициатив в этом направлении – международная конференция «Спорт и общество. Открытый разговор», которая и стала той самой площадкой для обсуждения вопросов развития социальных спортивных проектов в России и за рубежом.
Так как понимание социального спорта в нашей стране только начинает формироваться, важно как можно больше рассказывать про существующие проекты и про их социальные результаты.
Главное помнить, что социальный спорт может быть настолько же ярок, как и спорт высоких достижений, и при этом действительно менять мир к лучшему.
Что такое социальный спорт
В День тренера, 30 октября, приглашаем представителей НКО, спортивных организаций и журналистов познакомиться с результатами российского и зарубежного исследований, раскрывающих и подтверждающих новый общественный тренд – социальное проектирование в спорте. Никаких долгих речей и многостраничных презентаций! Вы станете зрителями и при желании «спортивными комментаторами» командного квиза, вопросы для которого составлены на основе данных двух только что завершившихся исследований. А также узнаете о новом направлении деятельности Благотворительного фонда Владимира Потанина «Сила спорта» и планах поддержки социальных спортивных проектов.
По инициативе Фонда Потанина НИУ «Высшая школа экономики» подготовила обзор спортивных зарубежных социальных проектов, раскрывающих силу спорта иногда с очень неожиданной стороны, а команда Центра социального проектирования «Платформа» исследовала российские проекты, использующие спорт ради достижения социальных задач. Спорт не ради высоких спортивных достижений, но спорт ради высоких социальных результатов – как это работает? Какие форматы популярны в России и в мире? Как развивается спорт как социальный институт?
Участниками командного квиза станут представители инфраструктурных НКО, региональных спортивных комплексов и редакций СМИ. Среди «спортивных комментаторов», которые поделятся своими практическими наблюдениями:
— ОКСАНА ОРАЧЕВА, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина
— ДМИТРИЙ ЛИСИЦИН, руководитель направления социальных инноваций и территориального развития Центра социального проектирования «Платформа»
— МАРИЯ ЕРЁМЕНКО, ведущий эксперт Центра по работе с местными сообществами Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ
— ДЭВИД С. ЕВАНГЕЛИСТА, президент и управляющий директор Специальной Олимпиады, Европа Евразия
— ДАНИЭЛЬ АНОРВЕ, профессор кафедры политических и государственных исследований, Университет Гуанахуато, Мексика