Что такое социогенез в обществознании
Всемирная история. 10 класс (проба)
§ 2 ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Периодизация истории первобытного общества
Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций – получил название история первобытного общества.
Это самый длительный период истории человечества, который охватывает несколько миллионов лет.
Мы знаем про историю этого периода не по письменным источникам, а только по данным археологии. Поэтому надо понять, о чем думали древнейшие люди, как представляли себе мир. Это первая и главная трудность в изучении первобытности. Еще одной сложностью является вопрос расселения совсем небольших родовых коллективов на огромной территории. Они редко жили оседлой жизнью, часто передвигались, поэтому археологам очень трудно найти материальные свидетельства их жизни. Чаще всего археологи находят костные останки человеческих скелетов, но за миллионы или сотни тысяч лет эти кости сохранились плохо и не полностью. Поэтому сложно составить целостную картину развития от обезьяны к человеку на основе этих фрагментарных находок. Однако ученые собрали уже значительный материал, который дает возможность построить схему развития человека и периодизацию первобытного общества.
Существует ряд систем периодизации первобытной истории – геологическая, археологическая, антропологическая и др. Геологическая периодизация базируется на последовательной смене эпох развития самой Земли. Эта периодизация не может дать нам ответы на вопросы о развитии человека. Антропологическая периодизация отмечает этапы изменений физического облика человека по находкам костных останков. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда и использованных материалов.
Схема «Археологическая периодизация истории первобытности»
социогенез
Полезное
Смотреть что такое «социогенез» в других словарях:
СОЦИОГЕНЕЗ — (от лат. societas общество и греч. genesis происссож дение, возникновение) англ. socio genesis; нем. Soziogenese. 1. Учение о происхождении общества. 2. Процесс исторического и эволюционного формирования общества. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Социогенез — (социогенезис; новолат. sociogenesis от лат. societas общество и др. греч. γένησις происхождение) Социогенез происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями… … Википедия
социогенез — <. > в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения… … Словарь Л.С. Выготского
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь-справочник по педагогической психологии
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь по педагогической психологии
Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия
Папуасская мифология — мифологические представления папуасов коренного населения острова Новая Гвинея и ряда близлежащих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических сообществ, которые отличаются значительной языковой… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Секацкий, Александр Куприянович — Александр Секацкий Дата рождения: 24 февраля 1958(1958 … Википедия
СОЦИОГЕНЕЗ
Смотреть что такое «СОЦИОГЕНЕЗ» в других словарях:
социогенез — (от лат. so(cietas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях. Основная идея С.… … Большая психологическая энциклопедия
Социогенез — (социогенезис; новолат. sociogenesis от лат. societas общество и др. греч. γένησις происхождение) Социогенез происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями… … Википедия
социогенез — <. > в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения… … Словарь Л.С. Выготского
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь-справочник по педагогической психологии
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь по педагогической психологии
Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия
Папуасская мифология — мифологические представления папуасов коренного населения острова Новая Гвинея и ряда близлежащих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических сообществ, которые отличаются значительной языковой… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Секацкий, Александр Куприянович — Александр Секацкий Дата рождения: 24 февраля 1958(1958 … Википедия
социогенез
Смотреть что такое «социогенез» в других словарях:
социогенез — (от лат. so(cietas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях. Основная идея С.… … Большая психологическая энциклопедия
СОЦИОГЕНЕЗ — (от лат. societas общество и греч. genesis происссож дение, возникновение) англ. socio genesis; нем. Soziogenese. 1. Учение о происхождении общества. 2. Процесс исторического и эволюционного формирования общества. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Социогенез — (социогенезис; новолат. sociogenesis от лат. societas общество и др. греч. γένησις происхождение) Социогенез происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями… … Википедия
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь-справочник по педагогической психологии
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь по педагогической психологии
Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия
Папуасская мифология — мифологические представления папуасов коренного населения острова Новая Гвинея и ряда близлежащих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических сообществ, которые отличаются значительной языковой… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Секацкий, Александр Куприянович — Александр Секацкий Дата рождения: 24 февраля 1958(1958 … Википедия
Реферат на тему: Гипотезы социогенеза палеолитических обществ: социальная структура и механизм социального регулирования
Содержание:
Введение
Понятие социогенеза
Социогенез (лат. societās — общество + греч. генезис-происхождение) — возникновение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в различных культурах и социально-экономических формациях. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и состояла в том, что психолог имеет дело не с абстрактной личностью, а с личностью определенной страны и эпохи, взаимодействующей в социокультурном контексте с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности формирования познания, мировосприятия, структуры личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология социогенеза чрезвычайно обширна: от описания конкретного образа мышления, памяти как «исторических стилей», до реконструкции психологического портрета индивида или социальной группы, до анализа менталитета целого народа в определенную эпоху. Основным методом в изучении социогенеза является психологическая реконструкция-восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и др.), основанная на интерпретации памятников духовной и материальной культуры. В социогенезе история личности представлена процессом взаимодействия инвариантных (по отношению к определенным временным интервалам) и исторически изменчивых элементов.
Изучение социогенеза в контексте психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг) было продолжено в американской психоистории, возродившей биографический метод анализа личности и социальной группы (семьи). Представители французской социологической школы указывали на необходимость анализа человека в диахронической вертикали исторического развития и синхронической горизонтали различных культур (Э. Дюркгейм, И. Мейерсона), однако это не позволило нам раскрыть реальные механизмы социогенеза, поскольку они либо описывались по типу механизмов развития психики индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. В отечественной психологии изучение социогенеза выявило изменения в психике при переходе от антропогенеза к социогенезу («палеопсихология» Б. Ф. Поршнева), от персоногенеза средневековья (А. Я. Гуревич), к этногенезу биосферы (Л. Н. Гумилева), а также определить закономерности социогенеза высших психических функций в их общеисторическом развитии, специфику структуры сознания в различных социально-экономических формациях. Социогенез имеет особое значение в изучении онтогенеза, в то время как первый, по мнению М. Мид, является ключом к изучению второго. В Лос-Анджелесе. Выготский, социогенез детства в контексте культурно-исторической психологии раскрывается через концепцию социальной ситуации развития ребенка как особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, характерных для каждого возрастного этапа. Анализ социогенеза детства, уходящего своими корнями в древность, позволяет выявить социогенетические инварианты-специфические тексты, формы деятельности и т. д., которые относительно неизменны на протяжении длительного исторического времени, иногда теряются в культуре взрослых и сохраняются в детской субкультуре. Разработка проблем социогенеза является прямым воплощением принципа историзма в современной психологии.
Представители различных направлений социогенетической направленности изучают процессы социализации личности, выработку социальных норм, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются Г. О. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии.
Личность в истории культуры
Формирующиеся социальные общности обязательно образуют внутреннее культурное ядро, фиксируемое целым комплексом символических средств формирующейся культуры. Смысловое содержание этого ядра переживается человеческим индивидом, так сказать, запечатлевается в его эмоциональной памяти. Она формирует социальные мотивации и социальное поведение индивида изнутри. Иными словами, культурное ядро проявляется в символическом мире образов, используемых сообществом. Этот мир образов формирует глубинные (доминантные) переживания, обеспечивающие «общность сознания» членов сообщества, а также формирует социальное поведение индивидов, через которое воспроизводится не только культурное ядро, но и общество в целом. Культурное ядро становится атрибутом социального целого. Ее необходимость определяется тем, что через участие в ней происходит самоидентификация сообщества и его членов, а также обеспечивается целостность сообщества во всех изменяющихся конкретных обстоятельствах жизни.
Последующая эволюция сообщества предполагает необходимое условие воспроизводства культурного ядра, или, переходя к более поздним терминам, культурно-исторического типа. Исходя из этой идеи, можно говорить о вопросе, поставленном в названии статьи, то есть о связи прогресса и социогенеза. Культурное ядро сообщества обеспечивает его целостность в процессе развития.
Социальный и национальный характер
Примеры. Национальный характер предполагает свойства не отдельного человека, а целой человеческой группы, часто очень многочисленной. Эта группа имеет общую культуру, символы, обычаи и т. д. Шведский путешественник Эрик Лундквист рассказывает, как однажды в Новой Гвинее, после удачной охоты, он обглодал кости дичи до половины, затем бросил их старому туземному вождю, который обглодал их дочиста, а потом обглодал и сами кости. Присутствовавший при этом европейский друг Лундквиста возмутился: «Вы обращаетесь с ним как с собакой! Бросай ему кости! Это унизительно для него! И ты всегда проповедуешь, что мы должны относиться к туземцам по-человечески, как если бы они были белыми.» Однако у папуасов нет тех же обычаев, что и у европейцев. Делиться своей пищей считается у них высшим выражением дружеских чувств; поэтому в том, что ему давали, как мы сказали бы, объедки, старый вождь видел не оскорбление, а знак дружеского расположения.
Для европейца, впервые посетившего Японию, поразительно и даже шокирует, что японец улыбается не только тогда, когда ему весело, но и когда ему делают выговор или когда он сам сообщает вам печальные новости, например, известие о смерти ребенка. Неопытный человек расценивает это как проявление высокомерия, цинизма или черствости. На самом деле улыбка здесь просто имеет другое символическое значение: она призвана смягчить сложную ситуацию, подчеркнуть готовность справиться с ней и так далее. Не так-то просто понять это разнообразие символов, жестов и реакций.
Личность и социальная группа
Личность-это индивидуальная личность как система устойчивых качеств, свойств, которые реализуются в социальных отношениях, социальных институтах, культуре и в более широком смысле в общественной жизни.
Вся человеческая жизнь протекает в рамках определенных социальных групп. Учась в школе, идя на работу, отдыхая, человек всегда вступает в отношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. В этих отношениях различают две системы — деловые отношения, возникающие между людьми как носителями определенных социальных функций, и личные отношения, формирующиеся на основе симпатий или антипатий, притяжения или отталкивания и т. д. В повседневной жизни люди включаются не в одну, а в несколько малых групп — семью, трудовой микроколлектив, различные группы по интересам, спортивные клубы и т. д. Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус индивида. Поведение человека в соответствии с его социальным статусом называется социальной ролью. Поведение человека в группе зависит от его понимания своей роли, принятия ее и способности ее выполнять. Человек одновременно выполняет несколько ролей : гражданин, специалист, отец, брат, бригадир, член спортивной секции и т. д.). Социальная роль предполагает обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидают выполнения определенных действий. (Например, роль врача в ряде конкретных ситуаций требует осуществления соответствующих действий.) Различия в методах этих действий зависят от творческой индивидуальности человека. Чем более развита группа, тем более адекватные оценки получают люди, наиболее подходящие для той или иной роли. Та или иная роль отводится индивиду либо по инициативе группы, либо по инициативе самого индивида в связи с соответствующим уровнем его притязаний — оценкой его возможностей. Поведение людей в социальной группе регулируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающих соблюдение норм группы — социального контроля. Для воздействия на личность в тех ее проявлениях, которые связаны с интересами социальной общности, используется широкая система мер одобрения и принуждения, включая применение превентивных мер. Социальный контроль основан на сопоставлении поведения каждого человека с эталонными образцами поведения, установленными в данном обществе и основанными на всеобщем признании определенной системы социальных ценностей. Социальные группы влияют на индивида не только на уровне сознания. Индивидуальные ситуации, жизненные конфликты и взаимодействие людей-все это часть подсознания. Формируются социальные установки — готовность человека к определенным действиям при определенных обстоятельствах.
Социализация личности
Человек есть и субъект, и объект всех общественных отношений. Верно, что то, на что похожи люди, таково и общество; но не менее верно, что то, на что похоже общество, таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает известный югославский социолог Эр. Лукач, » Человек есть продукт общества и его законов, но общество есть то, что оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что оно объединяет людей, а не других существ”.; но это означает, что человек является одним из факторов, определяющих общество.
Социализация выполняет в обществе три основные задачи:
Согласно К. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
Вторичная социализация-интериоризация, то есть означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате формируется система внутренних регуляторов поведения личности, обеспечивающая соответствие (или противодействие) поведения индивида заданным социальной системой паттернам и установкам. Это жизненный опыт, способность оценивать нормы, тогда как на уровне идентификации они в основном просто усваиваются.
Важнейшими факторами социализации личности являются феномен нахождения индивида в группе и самореализация через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Маргарет Мид: Этнопсихология детства
Большое влияние на развитие генетической психологии оказали работы этнопсихологов, изучавших особенности психики детей, воспитывавшихся в различных культурных и социальных условиях, прежде всего работы американского исследователя М. Мид (1901-1978).
Основное внимание М. Мид уделяла проблемам социализации детей в различных культурах, причем объектом ее изучения были не современные, а традиционные общества, традиционная, замкнутая культура, сохранившаяся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В своих работах «Взросление на Самоа» (1928), «Как вырасти на Новой Гвинее» (1930), «Пол и темперамент в трех первобытных обществах» (1935) Мид исследовала происхождение возрастных кризисов (прежде всего подростковых) в различных социальных условиях, развитие половой идентификации у детей, а также влияние детско-родительских отношений на интеллект и личностные качества ребенка. Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, МИД показал, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят прежде всего от культурных традиций народа, особенностей воспитания и образования детей, доминирующего стиля общения в семье. Она ввела в психологию новый термин «инкультурация».
М. Мид показал, что существует ограниченный набор типов темперамента, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием врожденных качеств и способов поведения (в частности, выражением эмоций). В то же время социально одобряемое поведение (в том числе в первую очередь сексуальное) стилизуется культурой в соответствии с контрастными моделями темперамента. Поэтому те люди, чей темперамент несовместим с типом социальных эмоций, требуемых данной культурой, оказываются в уязвимом положении, и их отчуждение от общества, с точки зрения Министерства иностранных дел, вполне естественно и предсказуемо. Стремление изучить механизмы передачи культурных ценностей от поколения к поколению привело М. Мид к изучению динамики формирования национального характера, этических и сексуальных норм поведения, взаимоотношений между разными поколениями. Она выделила три типа культур в истории человечества: постфигуративные (дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у своих сверстников) и префигуративные (взрослые тоже могут учиться у своих детей).
Заключение
Личность невозможна вне социальной активности и общения. Только вовлекаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует свои социальные качества, развивает ценностные ориентации. Общество накапливает свой опыт, а индивид, как функция общества, более или менее – благодаря индивидуальным способностям выполнять такую функцию – общается с этим опытом. Человек станет личностью, когда начнет совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту ее сторону, которая направлена на общество. Поэтому основой личности являются общественные отношения, но только те, которые реализуются в деятельности.
Вся человеческая жизнь протекает в рамках определенных социальных групп. Учась в школе, идя на работу, отдыхая, человек всегда вступает в отношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. Поведение человека в группе зависит от его понимания своей роли, принятия ее и способности ее выполнять.
Таким образом, социогенетическая направленность направлена на изучение процессов социализации личности, выработки социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирования социального и национального характера личности как типичного члена той или иной общности.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.