Что такое социокультурная практика

Социокультурные практики

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

Культурные процессы как объект СКД

Культурные процессы – это изменения во времени состояния культурных систем и объектов, это типовые модели взаимоотношения между людьми и их социальными группами, а также взаимодействия с окружающем миром.

В культурных процессах прежде всего проявляется динамика культуры. Динамике соответствуют специфические типы культурных процессов.

В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

1. порождение культурных явлений и их частичная институционализация,

2. формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций,

3. становление культурно-исторических типов социальной организации сообществ,

4. распространение и функционирование культурных явлений,

5. социокультурное коммуницирование между людьми,

6. аккумуляция социально значимых знаний и опыта,

7. восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры,

8. социальное и историческое самовоспроизводство культурных систем форм,

9. изменчивость культурных явлений.

Что бы проанализировать влияние СКД на культурные процессы следует дать её определение.

Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Культурный процесс это единый процесс, охватывающий все культурные традиции во все периоды и на всех территориях.Все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.

Источник

Новости

Социокультурная практика

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

Заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права Андрей Александрович Сорокин на прошедшем заседании Учёного совета института выступил с докладом на тему «Социокультурная практика: Итоги и перспективы».

Социокультурная практика — новый вид студенческой практики. Впервые такая практика прошла в 2017—2018 учебном году. Ход практики и её результаты были подвергнуты пристальному анализу. Сложился своеобразный рейтинг московских учреждений культуры по их популярности (исходя из количества посещений студентами во время практики).

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

Тщательно анализировались оценки студентов, высказанные ими на этапе рефлексии. Были разработаны и проведены опросы. Данные анализа, выраженные в статистической форме, представлены в презентации А.А. Сорокина.

Студентка второго курса Кристина Давыдова вспоминает, как проходила социокультурную практику.

На первом курсе во время практики я посетила множество интересных мест. Важно, что эта практика помогла нам ближе познакомиться с однокурсниками, ведь впечатления объединяют!

Второкурсница Екатерина Беликова говорит, что социокультурная практика была неожиданной по форме и содержанию.

Со слов наших старших родственников и знакомых мы иначе представляли себе практику в вузе. Большинство ожидают от практики походов куда-то, где ты будешь «работать» две или три недели по специальности. Социокультурная практика была принципиально иной. Пройти её было непросто. Непросто, но интересно.

Важными итоговыми мероприятиями практики становятся представления проектов практикантов. Ниже можно видеть примерный перечень тематики (общих направлений) проектов, предложенных студентам для разработки.

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

Распределение интереса студентов по тематике отражает статистика.

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

Студентка второго курса Диана Суворова отметила, что практика была для неё увлекательной.

Благодаря практике я много узнала, например, о разнообразных стилях архитектуры нашего города. Я посетила необычные места. Благодаря практике смогла пообщаться с интересными людьми, с которыми вряд ли пересеклась бы вне практики. С удовольствием увидела проекты моих сокурсников — эти проекты раскрыли для меня новые грани культуры нашей столицы.

Второкурсница, староста группы Виктория Киселева говорит о практике.

На мой взгляд, социокультурная практика — это возможность показать своё творчество и свой взгляд на мир. Мы вольны выбрать общую тематику или направление проекта, можем сформулировать интересную нам конкретную тему. Работая над проектами и презентуя их, мы проявляли свою креативность.

По итогам первой социокультурной практики были произведены определённые содержательные и организационные преобразования. В текущем семестре практика идёт уже несколько месяцев. Коллектив института ведёт постоянный мониторинг процесса практики.

Источник

Новости

Социокультурная практика: совмещаем приятное с полезным

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика

В 2018 году Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ стала создателем нового вида студенческой практики — социокультурной практики первокурсников. Что это такое?

Это в прямом смысле практическое исследование студентами города: посещение музеев, парков, театров и издательств, изучение городской инфраструктуры, посещение фестивалей и конференций, написание рецензий и отзывов, знакомство с новыми людьми и многое другое!

Своим опытом и впечатлениями ребята готовы поделиться со всеми желающими: на странице «Студенты в городе» сотрудники лаборатории публикуют их работы. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них!

Екатерина Башкирцева, студентка Института иностранных языков МГПУ, для прохождения социокультурной практики выбрала тему экологического волонтерства и выяснила, как помочь приюту для животных. Для этого девушка провела опрос более чем среди 500 человек, чтобы узнать, насколько осведомлены жители столицы о возможности волонтерской деятельности в их городе. Выяснилось, что 41% респондентов не знают названия ни одного приюта или благотворительного фонда для животных. Подавляющее большинство не занимаются ею, так как считают, что такая деятельность будет занимать слишком много времени. Чтобы развеять мифы, Екатерина нашла 7 способов помочь приютам для животных, доказывающие, что стать волонтером не трудно. Для этого необходимо лишь иметь желание и доброе сердце. Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практикаПротяните руку помощи! О лучших естественно-научных музеях для младших школьников рассказала Виктория Агафонова, будущий учитель начальных классов. Она посетила Мемориальный музей космонавтики, Музей человека «Живые системы», Государственный Дарвиновский музей, Зоологический музей МГУ имени М.В. Ломоносова и Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского РАН. В каждом из них Виктория нашла то, что станет магнитом внимания для ребят до 10 лет и подала отличную идею семейных выходных! Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практикаВ интерактивном музее «Живые системы» детям предлагается почувствовать себя в «шкуре» черепахи. Источник: https://bioexperimentanium.ru/ Однако социокультурная практика не ограничивается лишь исследованиями городской среды: в её рамках возможен любой формат. Кто-то создает презентации, кто-то делает информационные брошюры и листовки, кто-то придумывает и проводит игры и квесты, кто-то составляет подборки, а студентки Института иностранных языков МГПУ Ксения Прошина и Анна Новоковская решили создать свой проект и вести блог в Instagram. В своем аккаунте @studymsk девушки рассказывают о московских библиотеках, антикафе и коворкингах, о местах, удобных для учёбы и работы. Подписывайтесь на обновления и узнавайте первыми об интересных местах столицы!

Ещё больше интересных исследований, проведенных в рамках социокультурной практики, можно найти на странице «Студенты в городе». Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практикаОказывается, библиотеки в Москве могут быть невзрачными снаружи и очень интересным внутри. Источник: аккаунт в Instagram «Места для работы и учебы»

Источник

Методическая разработка «Социокультурные практики»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26»

музыкального руководителя на заседании методического объединения заместителей руководителей и старших воспитателей образовательных организаций Шпаковского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

«Особенности образовательной деятельности и разнообразных социокультурных практик в деятельности музыкального руководителя»

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на реализацию образовательного содержания в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в процессе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности – социокультурных практиках. В федеральном образовательном стандарте появилось новое понятие социокультурные практики. Что понимается под социокультурными практиками, каковы цели, формы, значение, содержание социокультурных практик.

Социокультурные практики – это, «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельнойдеятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти-то виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию» Н. Б. Крылова

Социокультурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Социокультурные практики это автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах.

Социокультурные практики формируют общую культуру личности дошкольника :

развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества;

развивают инициативность, самостоятельность, ответственность;

формируют предпосылки к учебной деятельности.

Зачем нужны социокультурные практики? Хочется отметить что, социокультурная практика способствует освоению, как позитивного жизненного опыта: сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, а так же негативного опыта: недовольства, обиды, ревности.

Культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Культурные практики нужны для становления универсальных культурных умений ребенка. Они обеспечивают его активную и продуктивную познавательную деятельность. На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребенка, часто перерастающая в дело всей его последующей жизни.

Под социо культурными практиками в условиях образования понимают:

разнообразные,основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и собственного опыта;

поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения дляудовлетворения самых разнообразных познавательных потребностей детей ;

приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;

приобретение нравственного и эмоционального опыта : сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.

От того, что именно будет практиковать ребенок , зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности , дальнейшая судьба. Освоение социокультурных практик должно быть ориентировано на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта , необходимого для успешной самореализации детей .

Социокультурные практики включают в себя :

освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе;

получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;

приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.

Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться :

индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;

проектной форме организации всех культурных практик ;

взаимодополняемости основного и дополнительного образования.

Виды социокультурных практик:

В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам .

На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.

Сотрудничество детского сада с МБОУ СОШ №19 позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Ежегодно проводится «День открытых дверей», взаимодействие школы и детского сада по преемственности. Это дает возможность познакомить детей подготовительной группы с учителями школы. Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса , узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Так же стало особой традицией поздравление учащихся школы с началом учебного года воспитанниками нашего детского учреждения на торжественной линейке 1 сентября.

Сотрудничество детского сада с детской музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.). Эти встречи в основном носят концертную форму представления, что дает возможность показывать детям определенные условия поведения на меропиятиях такого плана.

Частыми гостями нашего детского сада являются актеры театров:

Ставропольского городского казачьего общества СОКО ТВКО и мастерской народных праздников «Казачий формат». Актеры этого театра в доступной игровой форме вносят бесценный вклад в развитии кругозора детей, демонстрируя традиции казаков Юга России, элементы казачьего праздника, быта, что позволяет воспитанникам развивать интерес к культуре своего народа.

Так же радостным гостем детского сада является семейный театр кукол г. Ставрополя «Добрый жук». Дети с радостью смотрят сказочные постановки, музыкальные сказки, кукольные спектакли, они становятся участниками волшебного мира театра, учатся внимательно слушать, сопереживать, радоваться, грустить. Мир театра позволяет детям подражать героям из сказок в реальной жизни, понимать, где добро, а где зло. А так же этот вид деятельности всегда носит и познавательный характер, особенно нужно отметить вклад актеров в работу по обучению дошкольников ПДД, экологической направленности и т.д., показывая детям такие тематические спектакли.

Сотрудничество детского сада с сельской библиотекой позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества, творческие встречи с детскими писателями Ставропольского края. Очень интересно и познавательно прошла в апреле 2018 года встреча воспитанников ДОУ со Ставропольским детским поэтом, членом Российского Союза писателей Николаем Михайловичем Ананьченко, который в свою очередь дополнил область чтения детей своими авторскими изданиями. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненное путешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества .

В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и родителей с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся открытые занятия.

Неотъемлемой частью культурной и социоукультурной практики в музыкальной жизни ДО является культурно-досуговая деятельность :

праздники (сезонные, традиционные, тематические);

1. Музыкально-театральная и литературная гостиная — форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Встречи в музыкальной гостиной проходят в формах:

Так у нас проходят встречи, приуроченные литературе и поэзии, где дети могут с помощью музыки почувствовать этот неотъемлемый симбиоз и варьировать им. Где они могут понять момент превосходства музыки над словом и наоборот, что в дальнейшем открывает новые горизонты их кругозора и душевного восприятия.

Таким примером можно назвать мероприятия как:

«День рождения балалайки», который дал возможность детям не только окунуться в истоки музыкальной эпохи, но и познакомиться с мастерами музыкального искусства, носителями традиций казачьей культуры. Дети не только смогли в «живую» увидеть исполнителей искусства игры на балалайке и услышать ее звучание, но и пройти свой музыкальный путь к созданию оркестра, что позволяет ребенку почувствовать себя важной частичкой целого коллектива.

Также хочется сказать о мероприятии, посвященном культуре Ставропольского края «Мой родной край», где дети окунулись в поэзию родного края, узнали великих авторов поэтических строк: услышали собственные сочинения из уст бабушки воспитанника детского сада, познакомились с представителями литературного и музыкального наследия. (фото)

Здесь конечно мы должны сказать о мероприятиях фольклорной направленности. Это такие традиционные праздники как:

-Также традиционно каждый год дети с нетерпением ожидают любимый их праздник «Масленица», где как раз ярким примером музыкально-литературной культуры служат разные потешки, прибаутки, зазывалки и т.д. Элементы театральной деятельности являются неотъемлемой частью этого торжества, что создает детям дополнительную радость. (фото)

— весной праздник Пасхи, где в доступной форме преподносятся элементарные знания о празднике. Дети с родителями с большим удовольствием принимают участие в изготовлении пасхальных поделок из которых устраиваются целые выставки. (фото)

-летом развлечение, посвященное празднику Троицы, День семьи, День защиты детей и т.д. В этих мероприятиях активно принимают участие родители воспитанников. Они помогают создавать необходимые атрибуты, оборудование для деятельности детей, но и зачастую становятся сами актерами и участниками процесса.

Доступная форма использования кукольных театров (пальчиковых, Би-ба-бо, ростовых и др.) приносит детям не только море эмоций, радости, но и помогает достичь поставленной цели. Ведь дети, видя перед собой ожившую куклу, даже ведомую самим воспитателем или музыкальным руководителем, легко вовлекаются в творческий и познавательный процесс, не замечая трудностей, которые ранее стояли перед ним.

3. Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги, тесно взаимодействующие со здоровьесберегающими технологиями. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей. Так в более старшем возрасте у детей появляется потребность к новым открытиям, приключениям, которые предстают в ряде развлекательно-спортивных мероприятиях, таких как спортивные зарницы, олимпиады, игровые квесты. Так же сюда относятся различные развлечения, проводимые на свежем воздухе. Это любимые детьми «Развлечения мыльного пузыря», «Праздник шляп» и мноие другие. Особое место отводится традиционному летнему развлечению «День Нептуна», где тождествует культ гигиены и закаливания.

Развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства. Воспитательные возможности этого вида деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Таким образом, при подобной организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных и социокультурных практик, инициируемых педагогами и детьми.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе , вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях . Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации .

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют немаловажную роль в социокультурном развитии современной личности. Воспитатель – это первый

педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью , способствует дальнейшему становлению и развитию личности.

Источник

Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни

Что такое социокультурная практика. Смотреть фото Что такое социокультурная практика. Смотреть картинку Что такое социокультурная практика. Картинка про Что такое социокультурная практика. Фото Что такое социокультурная практика Татьяна Гусельникова
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни

Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни

Понятие «социокультурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время.

Под культурными практиками в условияхобразования понимают:

разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и собственного опыта;

поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения для удовлетворения самых разнообразных познавательных потребностей детей;

приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;

приобретениенравственного и эмоционального опыта: сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.

От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Освоение социокультурных практик должно быть ориентировано на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации детей.

Социокультурные практики включают в себя:

— освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе;

— получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;

приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.

Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детейособое внимание должно уделяться:

— индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;

— конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей, т. е. поддержка детской инициативы;

— проектной форме организации всех культурных практик;

— взаимодополняемости основного и дополнительного образования.

В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.

Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Ежегодно проводится круглый стол сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №26 и детского сада по преемственности. Это дает возможность познакомить детейподготовительной к школе группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе. Ученики школы играли с детьми в подвижные игры, разучивали элементы спортивных игр.

Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.) Реализация этой модели взаимодействия помогает преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – фонограммами.

Сотрудничество детского сада с МАУ ДО «ДЮСШ по водным видам спорта» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями спортсменов-балаковцев, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Посещение водного стадиона создает праздничную атмосферу, вызывает положительные эмоции у детей.

Сотрудничество детского сада с детскими садами №3,9, 34. 39позволяет детям общаться с незнакомыми сверстниками, и при участии в конкурсах («Большие гонки»на базе 39 сада, «Юный интеллектуал» на базе 9 сада, «Умные шашки», «Зажгись звезда» на базе нашего д/с.) учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, при этом формируются основы норм поведения детей.

Сотрудничество детского сада с профсоюзной библиотекой ОАО «Балаковорезинотехника» позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненное путешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества.

В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных объектов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества. Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность.В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда: самообслуживание, бытовой (хозяйственно- бытовой) труд, труд в природе, ручной труд.

Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В. Г. Нечевой, А. Д. Шатовой).

Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.

Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.

Трудовая деятельность дошкольника организована так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Одной из задач социальнокоммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующее: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Более подробно остановимся на работе ДОУ по обучению дошкольников ПДД.

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети,являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно мы, воспитатели, становимся первыми наставниками ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Мы не только рассказываем детям о правилах дорожного движения, но и ставим их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

Сегодня в каждой группе оборудованы центры безопасности дорожного движения. В них в соответствии с возрастом детей представлены:

— наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты отражающие дорожные ситуации);

— настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры с правилами – «ходилки»; лото «Транспорт»; домино «Машинки», «Дорожное домино»; кубики; мозаика «Виды автомобилей» и т. д.);

дидактические игры: «Мы – пешеходы», «Мы – пассажиры»;

— интерактивные игры («Дорожная ситуация» и др.)

— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт,дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта и т. д.);

— настольный перекрёсток (модели средств регулирования: маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки регулировщика и пешеходов);

— игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т. д.);

— схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;

комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП» («Ловушки», «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др. ;

накопительные папки: подборка материалов из местных газет по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма, «виды автомобилей» и др. ;

картотека по ПДД : загадок, игр, рассказов, стихов и др;

— комплект дорожных знаков (из картона);

— детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей, учебно-методическая литература;

— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема, разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);

— действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;

альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);

— стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков;

стенды со сменным материалом: «Для вас, родители»

,— детская литература по ПДД и методическая литература;

— сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД.

Важное место при изучении правил безопасного поведения на дороге занимают видеофильмы; ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования (дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге);

— на территории детского сада сооружена специальная площадка (на улице) для практических мероприятий, игр и соревнований по правилам дорожного движения.

Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый, появляясь с ребенком на улице, постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения, и действовать один на улице будет точно так же. Целый комплекс детских привычек складывается с самого раннего возраста под воздействием тех примеров поведения, которые дети видят от окружающих, поэтому воспитателям ДОУ приходится и у родителей вырабатывать жизненно важные навыки соблюдения правил дорожного движения, которые станут образцами для подражания для их детей. Эта задача не из легких, но крайне важная и необходимая. Для родителей в ДОУ проводятся собрания, организованы стенды и папки-раскладушки с информацией по безопасности движения (различного рода консультации, памятки пешеходу, пассажиру, велосипедисту, обновляющаяся информация о дорожно-транспортных происшествиях и других грубых нарушениях Правил дорожного движения в городе по материалам ГИБДД, перечень наиболее опасных дорожных ситуаций – «ловушек» и др.).

Итак, анализ сложившегося к настоящему моменту понятия «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе»позволяет сделать важный вывод: организация и реализация социокультурных практик в современном образовательном процессе может рассматриваться в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию воспитанника.

Исследователи проблемы организации и реализации социокультурных практик в образовательном процессе отмечают такую важную характеристику, как их комплексный интегративный характер.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурном развитии современной личности. Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.

Социальное партнёрство — важнейшее условие социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью «Из-за того или иного дефекта у ребёнка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми как условие успешной социализации дошкольника Слово социализация происходит от латинского «socialis», что в переводе значит «общественный». Человек в процессе социализации становится.

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение.

Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Выполнила: Егушева Т. Н.

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством познавательно-исследовательской деятельности Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.

Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе «Участие семьи и школы в хозяйственной и культурной жизни аула» Урок № 49 Дата: Тема: Участие семьи и школы в хозяйственной и культурной жизни аула. Цели и задачи: Способствовать пониманию взаимоотношений.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ как важное условие полноценной социализации ребенка Социально-педагогической деятельности ДОУ отводится главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка. Возникает потребность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *