Что такое социокультурное воспитание

Социокультурноеи медиакультурное воспитание обучающихся.

Социокультурное и медиакультурное воспитание школьников на примере

объединения «Школьная газета «Золотое время».

Алешкова Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания

На стендовую презентацию

Направление: Социокультурное и медиакультурное воспитание .

В современном мире мы наблюдаем картину формирования новых условий жизни и деятельности человека. Общественные отношения начинает регулировать открытое информационное пространство, где важными факторами становятся информационные «перегрузки» личности, существование разнонаправленных коммуникативных потоков, которые одновременно могут формировать противоположные качества личности. Культура личности – основа благополучного общества, это не только умение ориентироваться в мире, воспринимать чужие ценности, понимать других, но и возможность реализовывать себя в новой информационной среде. Формирование информационной культуры личности становится насущной необходимостью времен постиндустриального общества.

— формирование таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм»;

— формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовного и культурного единства общества.

Актуальную задачу социокультурного и медиакультурного воспитания личности подрастающего поколения сегодня успешно решает школьная журналистика, которая соответствует социальному заказу общества и школы.

В 2014 году в нашем образовательном учреждении под моим руководством была организована деятельность школьной газеты «Золотое время». Процесс создания школьной газеты – творческий и увлекательный, с одной стороны, и трудоемкий, с другой. Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания духовно-нравственных ценностей, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг обучающихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей, привлечь к выпуску педагогов школы, т.е. выстраивать партнёрские отношения. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Работа в школьной газете направлена на социализацию учащихся, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Чтобы издавать газету, нужна дружная команда. И я решила собрать команду из учащихся 8-11 классов. Для того чтобы подобрать название нашему изданию, был проведен опрос, где участники опроса предлагали интересные мнения, но «Золотое время», на взгляд юных корреспондентов, подошло более всего. Ведь школьная жизнь – это действительно золотое время.

С ребятами приняли решение выпускать газету раз в месяц, по мере накопления информации, но ориентировочно к 10 числу каждого месяца. Газета издается в формате А4, состоит из 4 страниц.

Юнкоры разделились на группы и распределили между собой обязанности по созданию газеты, а именно:

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске школьных изданий участвуют и учащиеся школы, и педагоги, и юные поэты, присылающие в газету свои стихи, и родители. Газета издается в программе Microsoft Office. Работа в данном направлении нами совершенствуется: в перспективе планируем освоить графические редакторы Acrobat Reader, AdobePhotoShop, Corel Draw, Abode Page Marker, глубже изучить основы журналистики.

Постоянными рубриками газеты стали:

«Живи и помни» (о ветеранах ВОВ нашего района), «Наше творчество. Проба пера», «Гордость нашей школы», «Веселая школьная жизнь», «Поздравляем», «РДШ».

Юные корреспонденты получают практические навыки журналистского дела, собирают необходимую для номера информацию, обрабатывают ее, пишут заметки, репортажи, берут интервью у педагогов и учащихся школы, сотрудничают с газетой Кошкинского района «Северные Нивы». Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поиском в каталогах, поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом и отбором информации; техническими навыками сохранения, удаления, копирования и преобразования информации. Критически относятся к получаемой информации, умеют выделять главное, оценивать степень достоверности. Таким образом, цифровая образовательная среда даёт новые возможности социокультурного и медиакультурного воспитания учащихся.

На данном этапе работы над газетой, идет разработка и виртуального варианта газеты «Золотое время». Электронный вариант газеты уже публикуется на сайте школы. Теперь создается группа газеты в социальных сетях, что очень удобно, т.к. к изданию будут иметь доступ и учащиеся, и педагоги, и родители.

Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в общении друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Не вызывает сомнения, что благодаря школьной газете современные школьники могут иметь куда более широкое осведомление о последних достижениях в различных областях жизни общества.

Источник

Что такое социокультурное воспитание

Что такое социокультурное воспитание. Смотреть фото Что такое социокультурное воспитание. Смотреть картинку Что такое социокультурное воспитание. Картинка про Что такое социокультурное воспитание. Фото Что такое социокультурное воспитание Что такое социокультурное воспитание. Смотреть фото Что такое социокультурное воспитание. Смотреть картинку Что такое социокультурное воспитание. Картинка про Что такое социокультурное воспитание. Фото Что такое социокультурное воспитание Что такое социокультурное воспитание. Смотреть фото Что такое социокультурное воспитание. Смотреть картинку Что такое социокультурное воспитание. Картинка про Что такое социокультурное воспитание. Фото Что такое социокультурное воспитание Что такое социокультурное воспитание. Смотреть фото Что такое социокультурное воспитание. Смотреть картинку Что такое социокультурное воспитание. Картинка про Что такое социокультурное воспитание. Фото Что такое социокультурное воспитание

Сущность и содержание социального воспитания

Какими тогда являются направления современного социального воспитания? Если в общих чертах представить, что необходимо сделать педагогам для подготовки ребенка к взрослой жизни, то наиболее важными элементами являются: здоровье, нравственные качества, разнообразные способности (интеллектуальные, организационные, физические, трудовые, эстетические и т. д.). Поэтому мы предлагаем следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление «воспитание жизненной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек, усердия, дисциплины, способности к преодолению трудностей, энергичности, что необходимо для иных социальных качеств и культурных способностей личности. В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и т. д. Поэтому физическое воспитание является основой для успешного социального развития личности.

Социокультурное воспитание — это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных (в данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова «нравы», т. е. усвоение норм и ценностей данного общества) и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и в конечном счете формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Источник

Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Что такое социокультурное воспитание. Смотреть фото Что такое социокультурное воспитание. Смотреть картинку Что такое социокультурное воспитание. Картинка про Что такое социокультурное воспитание. Фото Что такое социокультурное воспитание Ольга Александровна Рябцева
Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. При написании программы детского сада необходимо учитывать специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. (Приложение 1)

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Известны работы многих исследователей по социокультурныму развитию (Н. Я. Большунова, Т. В. Соколова, К. И. Чижова, С. В, Каганович и др.). Они отмечают, что Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др., которые должны быть в системе дошкольного образования. (Приложение 2,3)

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. При приобщении детей дошкольного возраста к русской культуре, необходимо обозначить содержание, которое будет доступно дошкольнику.

На начальном этапе важно определить уровень социокультурного развития детей с помощью различным методик (например: Н. И. Попомнящая «Предметные картинки», «3 вопроса»; О. А. Орехова «Домики» и т. д.). Они позволяют понять те духовные ценности, личностные отношения (пища, сон, отдых; мир вещей, животные; игра; родные, друзья; явления окружающего мира, путешествия; учеба, труд, досуг; профессия; искусство, наука; чувства человека и др., которыми дошкольник уже обладает, и, соответственно, построить свою работа в правильном ключе.

В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.

В образовательной деятельности детского сада важно определить проблему,которую в дальнейшем необходимо решить: это во-первых восприятие общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь и мн. др.).

У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.

При соблюдении вышеперечисленных требований дошкольники без проблем освоят систему социокультурных ценностей, у них будут развиты коммуникативные умения (слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться и мн. др., у детей будут развиты: речевое взаимодействие; мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность и т. д.

Список использованной литературы

1. Захарова Л. М., Пурскалова Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru

2. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74.3.

3. Кутырева С. И. Методическая разработка проектной деятельности по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Живем вместе» [Электронный ресурс]/ http://nsportal.ru/detskii-sad

4. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad

5. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания [Электронный ресурс] / http://www.dissercat.com

Социальный опыт дошкольников Социальный опыт дошкольников Социальный опыт предусматривает формирование у ребенка норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных.

Источник

Воспитание социокультурных ценностей учащихся с использованием метода проектов

Школа сегодня должна готовить человека, который может свободно адаптироваться в окружающем мире, определить своё место в нём, стать успешным. Таким образом, все направления в школе позволяют воспитывать у ребят социокультурные ценности.

Эти социокультурные ценности нашей школы реализуются через воспитательные модули.

Методы и формы воспитания социокультурных ценностей у школьников разнообразны: классные часы, деловые игры, праздники, спортивные мероприятия- соревнования, конкурсы, походы, турслеты, встречи с интересными людьми, проектная деятельность.

Проектная деятельность – это один из наиболее эффективных, на мой взгляд методов работы с учащимися.

Что же такое проект?

Проект – это творческая работа учащегося или учащихся, выполненная им самостоятельно или под руководством более опытных людей: классного руководителя, учителя, родителей.

Использование данного метода позволяет решить следующие задачи:

Наиболее важные из них, на мой взгляд, это:

Проекты бывают индивидуальные, групповые, коллективные, а также творческие, социальные, исследовательские.

Школьники выполняют различные виды проектов, которые участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях различного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских. Научно-исследовательские проекты учащихся одной темой «Культура и быт переселенцев Зиминского района»

Многие проекты учащихся отмечены дипломами, сертификатами, авторскими свидетельствами.

В результате научно-исследовательской проектной деятельности учащихся в нашей школе создан этнографический музей «Горница», которому в прошлом году исполнилось 10 лет. Музей в нашей школе является центром по воспитанию учащихся в национальных традициях.

«Горница» ежегодно пополняется новыми экспонатами, благодаря активной проектной работе учащихся секции ШНО «Этнография» и разновозрастного детского клуба «Аленушка». В прошлом году 11 учащихся представили свои исследовательские проекты на 1городской научно-практической конференции, посвященной Международному Дню музеев.

Экскурсии, проводимые в музее «Горница», коллективные творческие проекты, такие как «Масленица», стали традиционными не только для учащихся, родителей, учителей нашей школы, но и для микрорайона и города.

Многолетняя работа по организации проектной деятельности учащихся позволила мне представить свой опыт в виде выступлений и мастер- классов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В прошлом году мы с ребятами воплотили в жизнь еще один интересный проект – «Лучинушка».

«Лучинушка» – это центр детского творчества при музее. Основная задача этого центра – обучение учащихся на конкретных изделиях быта старинным технологиям.

Сегодня, я предлагаю вам фрагмент экскурсии в музее «Горница» с изготовлением изделия с использованием старинной лоскутной техники «уголки».

Называется наш проект «История лоскутной техники».

Цель: Воспитание у школьников уважения к культурным традициям русского народа.

Задачи проекта:

Познакомившись в музее с экспонатами и рассказом школьников-экскурсоводов об истории лоскутной техники, экскурсантов приглашают в центр детского творчества «Лучинушка»(в кабинете технологии) изготовить своими руками изделие из лоскутов в технике «уголки».

Сегодня, я предлагаю выполнить заключительный этап этой работы – стежку игольницы или прихватки (по выбору). Перед вами незаконченные изделия, технологические карты с описанием всех этапов работы.

Ваша задача выполнить заключительный этап – стежку.

Её можно выполнить и другим рисунком, какой придумаете сами, но самое главное, стежки должны быть частыми, как написано в технологической карте.

Вы молодцы, справились с работой, а теперь, давайте составим узор из этих игольниц и прихваток, чтобы получилось теплое красивое одеяло, которое выполнено традиционной лоскутной техникой. Такое одеяло было в каждом крестьянском доме. Оно символизировало уют и семейный уклад.

И, невольно, вспоминаются строчки из стихотворения нашего земляка – поэта Евгения Александровича Евтушенко:

«По лоскутку, по лоскутку
Нам сочиняла бабка одеяло,
И до сих пор я помню ласку ту,
Которой одеяло одаряло.

Алели лоскутки, как угольки,
И золотели, как медвежьи очи.
Синели, словно в поле васильки
Или чернели, как лохмотья ночи.»

А теперь, вы можете взять частицу этого символического одеяла себе на память.

Источник

Социокультурное и медиакультурное воспитание в объединении «Мастерская талантов»

Социокультурное и медиакультурное воспитание – это одно из многих направлений воспитательной работы, которое позволяет привлечь всех участников воспитательного процесса и организовать мероприятия, направленные на формирование гражданского согласия и пропагандирующие опыт духовной и культурной консолидации общества.

Просмотр содержимого документа
«Социокультурное и медиакультурное воспитание в объединении «Мастерская талантов»»

Социокультурное и медиакультурное воспитание

в объединении «Мастерская талантов»

Социокультурное и медиакультурное воспитание – это одно из многих направлений воспитательной работы, которое позволяет привлечь всех участников воспитательного процесса и организовать мероприятия, направленные на формирование гражданского согласия и пропагандирующие опыт духовной и культурной консолидации общества.

Суть социокультурного и медиакультурного воспитания заключается в следующем:

— формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

— формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— мероприятия, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности (например, при обучении работе с информацией в сети Интернет, в рамках проведения тематических бесед и мероприятий);

— организация мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в объединении бесед и мероприятий с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов.

Примерные формы работы в направлении

социокультурного и медиакультурного воспитания:

«Вежливость и доброта»

«Как быть толерантным»

«Отзывчивости тоже надо учиться»

«Ценности, которые объединяют всех»

«История родного края»

«Приветливость открывает замки людских сердец»

«Безопасность в интернете»

«Правила поведения на выставке, в музее»

«Правила беседы и культура речи»

«Поведение – основа общения»

Макет «Казачье подворье»

«Покормите птиц зимой»

Игра-викторина «Мистер Этикет»

Игра-викторина «День России»

Игра-викторина «Эх, донские казаки»

Конкурс рисунков «Портрет друга»

Праздник, посвященный Дню народного единства

Экскурсия: «Красота родного края»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *