Что такое социокультурные истоки в школе

Что такое социокультурные истоки в школе

ИСТОКИ — апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.

ИСТОКИ — соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.

ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.

ИСТОКИ — программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС общего образования.

«ИСТОКИ» могут быть рассмотрены в качестве учебного курса основного общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№3,5-707 от 20.07.1998 г.).

Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.

Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Программа способствует решению ряда важнейших задач:
* развитию духовно-нравственных основ образования;
* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.

Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).

В 2002 г. учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ.

Программа «Истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основной общеобразовательной школы в:

* постановке стратегических целей;
* содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности;
* формировании социокультурной идентичности;
* организации воспитательного пространства;
* интегративности программ духовно-нравственного воспитания.

Программа «Истоки» может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.

В рамках программы сложилась система активной подготовки и консультирования педагогов. В 2003 г. на I Всероссийской конференции «Стратегии и технологии в программе «Истоки» в Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) программа получила поддержку представителей 21 региона России.

В настоящее время программа «Истоки» в виде регионального или школьного компонента успешно реализуется в 62 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.

С 2007 по 2010 гг. программа «Истоки» развивалась в русле Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России на 2006–2010 гг.».

Программа «Истоки» была рассмотрена и получила единогласную поддержку в октябре 2014 г. на Общественных слушаниях Комиссии по образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

Разработаны разноуровневые образовательные программы по подготовке педагогов Истоковедения. Они реализуются через:
* курсы повышения квалификации работников образования;
* проблемно-модульную подготовку педагогов;
* консалтинговые программы для различных категорий слушателей;
* посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педагогических университетов.

Всего подготовлено более 15 тысяч педагогов в Вологодской, Нижегородской, Калининградской, Костромской, Архангельской, Свердловской, Московской, Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Мурманской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Томской, Омской областях, г. Москве, Ханты-Мансийском АО, Чувашской Республике, Республиках Саха (Якутия) и Марий Эл, Ставропольском, Камчатском, Хабаровском, Приморском краях.

В 2007–2010 гг. Издательским домом «Истоки» совместно с Институтом содержания и методов обучения Российской Академии образования подготовлены научно-методические издания — сборники «Отечественное образование», т. 1–4 (Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины).

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведено 11 Всероссийских научно-практических конференций «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки» (г. Москва), а также 12 Межрегиональных конференций (г. Вологда) по Истоковедению.

Издания по программе «Истоки» были неоднократно представлены на выставках в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

С 1996 г. по настоящее время опыт развития программы «Истоки» неоднократно был представлен на международных и российских форумах.

Программа «Истоки» была представлена на заседаниях «Круглого стола» комитета по образованию и науке Государственной Думы (г. Рязань, январь 2003 г.), комитета по образованию Государственной Думы (г. Москва, сентябрь 2011 г.; г. Тамбов, март 2013 г.).

В качестве экспертов авторы программы «Истоки» были приглашены для участия во Всероссийской конференции «Инновационное развитие сельских территорий» (г. Вологда, март 2010 г.), проводимой Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2011 г. приказом Министерства образования и науки РФ Издательский дом «Истоки» был включен в Федеральный перечень издательств, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2 от 13.01.2011 г.).

Источник

Соха, изба и «Троица»: Чему учат школьников на уроках нового предмета «Истоки» «Нам рассказывали, что если упадет ложка или вилка — значит, кто-то придет в гости»

Что такое социокультурные истоки в школе. Смотреть фото Что такое социокультурные истоки в школе. Смотреть картинку Что такое социокультурные истоки в школе. Картинка про Что такое социокультурные истоки в школе. Фото Что такое социокультурные истоки в школе

Родители учеников московской школы № 2065 (расположена в Новой Москве) подали в Генпрокуратуру жалобу на «навязывание религиозной идеологии» их детям. Поводом стал обязательный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), в рамках которого преподается курс «Истоки». По словам учителей, это предмет об истории России, однако одна из мам рассказала «Коммерсанту», что на самом деле на «Истоках» детям рассказывают про «нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей и чудеса, которые творят иконы».

ОДНКНР преподается с сентября 2015 года в 40 московских школах. Эксперимент затронул сразу несколько школьных параллелей — с пятого по девятый классы. Родители учеников могли выбрать один из двух учебников: пособие «Православная культура» или учебник «Истоки».

В презентации курса «Истоки» сказано, что целью программы является «преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества». Также там утверждается, что школьная программа «Истоки» — это «один из факторов успешного выхода из демографического кризиса».

The Village поговорил с учениками школы № 2065 и их родителями, чтобы узнать, как там воспитывают «граждан России» с большой буквы, а также обратился за комментариями к администрации учебного заведения и в пресс-службу столичного департамента образования.

По данным «Коммерсанта», курсы «Истоки» и «Социокультурные истоки» разработаны в начале 2000-х под эгидой Российской академии естественных наук. Эта общественная организация не имеет отношения к Российской академии наук и часто критикуется учеными.

Линейка таких пособий рассчитана как на воспитанников детских садов, так и на учеников школ (с 1-го по 11-й классы), а также на студентов колледжей. Авторы учебников — член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД «Истоки» Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин.

Что такое социокультурные истоки в школе. Смотреть фото Что такое социокультурные истоки в школе. Смотреть картинку Что такое социокультурные истоки в школе. Картинка про Что такое социокультурные истоки в школе. Фото Что такое социокультурные истоки в школе

Инна, мама ученика 5 «Д» класса

Об «Истоках» я узнала в августе на родительском собрании. Классный руководитель нам сказал, что это хороший новый предмет об истории России. Больше никаких подробностей не было.

5 сентября сын принес домой учебник по «Истокам», который сразу меня смутил. Например, название одного из параграфов звучит так: «Молитва и труд все перетрут». Напомню, что это учебник по истории — при чем здесь молитва?

«Терпение, молитва и труд
все перемогут, все перетрут» (стр. 43)

По мнению авторов учебника, главные памятники России — это соха, топор, изба, икона «Живоначальная Троица», Соловки, летописи и Кремль. На изучение каждого памятника отведено пять часов. Получается, дети пять недель будут изучать одну икону! Одно из домашних заданий по этой теме звучит так: «Как икона „Живоначальная Троица“ поменяла отношение всего мира к слову „мир“?» Каким образом 11-летний ребенок должен на это ответить?

А в параграфе про «Соловки», например, есть такая фраза: «Пришло зло на нашу землю и осквернило храмы». Какое зло? Как осквернило? Информация подается не с исторической точки зрения, а исключительно с религиозной. На мой взгляд, на детей давят, ими манипулируют и буквально навязывают православие.

Этот учебник нарушает нашу Конституцию, в которой прямо сказано, что религия в нашей стране отделена от государства. При этом «Истоки» — это обязательный предмет, по нему дети делают домашнее задание, пишут контрольные работы и получают годовые оценки. Какое-то сумасшествие! Я вообще решила не показывать этот учебник своему сыну. Ведь он еще не созрел как личность, ему рано выбирать религию.

Что такое социокультурные истоки в школе. Смотреть фото Что такое социокультурные истоки в школе. Смотреть картинку Что такое социокультурные истоки в школе. Картинка про Что такое социокультурные истоки в школе. Фото Что такое социокультурные истоки в школе

Сначала мы с другими родителями обсудили ситуацию в общем чате, потом провели собрание и проголосовали против этого предмета. Решение было принято единогласно: и верующие, и неверующие родители — все выступили против навязывания религии в школе. Мы написали письмо на имя директора школы, в котором заявили, что отказываемся от «Истоков» в пользу предмета «Светская этика». Через какое-то время нам пришла отписка, в которой сказано, что сделать ничего нельзя, так как новый предмет спущен сверху. После этого мы несколько раз писали в департамент образования, который все наши запросы перенаправлял обратно в школу, откуда нам приходил ответ с тем же, уже знакомым нам текстом.

Поговорив с учителем «Истоков», мы добились того, чтобы весь класс сдал учебники обратно и дети учились без них. Спустя полтора месяца мы написали письмо в прокуратуру Новомосковского округа. Однако опять попали в замкнутый круг, потому что прокуратура отправила письмо в департамент образования, а тот — в нашу школу. Тогда мы написали подробное заявление в Генпрокуратуру, в котором потребовали провести профессиональную экспертизу учебника. Теперь ждем.

Больше всего меня поражает, что родителей не спросили, хотят они введения нового предмета или нет. Нас просто поставили перед фактом. Вообще, школа должна была спросить разрешения на преподавание религии и предложить альтернативу — например, предмет «Светская этика».

Во многих школах Москвы дети учатся по «Истокам» без учебников. Им их просто не выдали. Занятия давно идут, а учебник есть только у преподавателей. Массовые закупки произошли лишь в нескольких школах, поэтому и нет никакой реакции со стороны родителей: они просто еще не видели учебники и не знают, что в них.

Источник

Программа по курсу » Социокультурные истоки»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

МАОУ «Средняя школа №6»

от ______года № ___

(1-4 классы, 135 часов)

Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа предусматривает изучение «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

«Социокультурные истоки» – уникальный учебно-методический комплекс. Он развивает приоритеты образования и общества в целом.

Задачи курса– научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

Курс «Социокультурные истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования.

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.

Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.

Содержательной целью курса «Социокультурные истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

В качестве задач выдвигаются:

освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

развитие мотивации к саморазвитию

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В начальной школе учебный курс «Социокультурные истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. Курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, покаяние, истина и т.д. «Истоки» открывают детям в обычном необычное, помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ.

В 1 классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: (мире внешнем – социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2 классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как микросоциума, в котором живет и развивается ребенок («Родной очаг», «Родные просторы»), так и духовно-нравственного смысла деятельностного аспекта окружающей среды («Труд земной», «Труд души»).

В 3 классе идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека («Вера», «Надежда, «Любовь», «София»).

В 4 классе происходит знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации («Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника»).

Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки». Развитие духовной основы личности в младшем школьном возрасте создает необходимые предпосылки для самоутверждения ребенка в средней и профессиональной школе.Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.

Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «Социокультурные истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично. Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.

Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека. Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным. В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

Виды учебной деятельности можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

В основе концепции преподавания «Социокультурные истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги:

Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью. В курсе « Истоки» просматривается связь с предметами: литературное чтение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

читать и пересказывать текст;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

осознание «Я»- как гражданина России;

формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

умение строить доказательство;

структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;

развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

осознание «Я»- как гражданина России;

формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения);

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

умение строить доказательство;

структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;

развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

осознание «Я»- как гражданина России;

формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения);

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

умение строить доказательство;

структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;

развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности

организации и виды учебной деятельности

Солнышко, мама и папа.

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей.

Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

Конкурс рисунков «Моя семья»

Ресурсный круг «Мои Светлые люди» (Почему мама и папа самые светлые люди на Земле?)

Поле и лес. Поле и школа.

Поле. Лес. Добрый плод. Школа. Мудрость. Знания.

Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» Ролевая игра

Поле и семья. Школа и семья.

Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод.

Ресурсный круг «Школа и семья» (Чем похожи семья и школа?)

Истоки глазами детей.

Ресурсный круг «Первое слово о школе»

Ресурсный круг «Истоковский колокольчик»

Бесценный дар. (Рождество)

Работа в парах «Рождественская звезда»

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

1.Работа в группах «Радуга дружбы»

2.Тренинг «Радужный букет»

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

Ресурсный круг «Родные люди»

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Щит. Флаг.

Работа в группах «Защитник Отечества»

Святыни России. Флаг

Дидактическая игра «Святыни России»

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Ресурсный круг «Родная земля»

«Вначале было слово»

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

Ресурсный круг «Первое слово»

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. Золотое сердечко. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Серебряное копытце. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Работа в парах «Доброе дело»

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.

Ресурсный круг « Что такое семейный праздник?»

Добро. Доброе Слово Доброе дело

Ресурсный круг «Слово «жить»

Честное слово. Добрыня Никитич

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Слово о родителях. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Ресурсный круг «Честное слово»

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Ресурсный круг «Благодарение»

Русские богатыри. Труд и подвиг.

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

Ресурсный круг «Слово о защитнике Отечества»

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Ресурсный круг «Слово «жить»»

Ресурсный круг «Добрые дела»

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

Творческий конкурс «Любимый уголок родного края»

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

Работа в группах «Родная земля»

Образ защитника Отечества. (Благоверный князь Александр Невский)

Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

Ресурсный круг «Слово о защитнике Отечества»

День Великой Победы.

Работа в паре «Георгиевская лента»

Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Работа в парах «Герб и флаг моей Родины»

Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.

Ресурсный круг «Добро и красота»

Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

Работа в паре «Моя первая книга»

Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.

Выставка книг о добре

Первая книга соединяет труд семьи и школы.

1.Ресурсный круг «Благодарение»

2.Работа в паре «Книги»

Обобщающий урок по курсу «Социокультурные истоки»

Содержание внеурочной деятельности

организации и виды учебной деятельности

Истоки. Родной очаг.

Традиции имя наречения.

Ресурсный круг «Что мы узнаем на уроках Истоки». Ресурсный круг

«Имя и доброе качество»

Семья – любовь, забота,

Согласие. Семейные традиции.

Работа в паре «Семья»

Родители. Почитание родителей.

Обязанности каждого в семье.

Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям»

Родина. Род. Родня. Родственники.

Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево.

Работа в паре «Родовое дерево»

Порядок, уклад, ритм жизни

дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

Ресурсный круг «Дом»

Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник.

Работа в паре «Родственные вещи»

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка.

Работа в паре «Занятия жителей деревни»

Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры.

Доброта и милосердие.

Ресурсный круг «Город»

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

Работа в паре «Вечные ценности»

Родные просторы (9ч)

«Нива – Божья ладонь: всех кормит»

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь».

Работа в паре «Жатва. Хлебороб»

Труд воина. Воля вольная.

Ресурсный круг «Труд воина»

Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник.

Ресурсный круг «Лес»

Река. Название реки

Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода.

Работа в паре «Вода-Живая, вода-Святая вода»

Река. Живая вода. Святая вода

Ресурсный круг «Река»

1. Работа в паре «Человек и море»

2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека»

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

Работа в паре «Путь-дорога»

Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни.

Ресурсный круг «Значимые цели жизни»

Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?»

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры.

1. Работа в паре «Полевые работы»

2. Работа в паре «Пословицы и поговорки»

Любовь к животному.

1. Работа в паре «Про кого так говорят»

2. Ресурсный круг «Кто важнее?»

Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение.

Ресурсный круг «Ткачихи-рукодельницы»

Лён. Полотно. Терпение. Сноровка.

Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла»

Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство.

1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника»

2. Ресурсный круг «Мастера-плотники»

Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.

1. Работа в тройке «Подкуём лошадку»

2. Ресурсный круг «Кузница»

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник.

Ресурсный круг «Ярмарка»

1. Работа в четвёрке «Труд земной и орудия труда»

2. Ресурсный круг «Ценности труда земного»

Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово?»

2. Ресурсный круг «Подари доброе слово»

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

1. Работа в четвёрке «Уроки сказки»

2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой»

«Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка.

1. Работа в четвёрке «Праздничная песня»

2. Ресурсный круг «Душа поёт»

Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души.

1. Работа в четвёрке «Смысл праздника»

2. Ресурсный круг «Любимый праздник»

Книга книг – Библия.

Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

Ресурсный круг «Любимая книга»

Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе.

1. Ресурсный круг «Икона»

2. Работа в четвёрке «Иконописный образ»

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1. Работа в четвёрке «Храм души»

2. Ресурсный круг «Храм души»

«Мир, в котором мы живём»

Содержание внеурочной деятельности

организации и виды учебной деятельности

Присоединение к курсу «Истоки-2». Введение в «Истоки-3».

Ресурсный круг «Какие знания дает предмет «Истоки»?

Чему доверяет сердце? Как верит пытливый разум?

Работа в паре. «Что объединяет Вера?»

С верой приходит доброе дело

Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту.

Работа в паре. «Правила нравственности»

Верность – знак веры

Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности.

Ресурсный круг «Верность Родине»

Верность не знает мелочей

Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям.

Работа в паре. «Что помогает хранить верность?» (оценивающий тренинг)

Правда – путь к истине

Жить по правде. Сила правды. Правда в деле. Правда в слове.

Работа в паре «Пословицы о правде»

Правда в образе. Правосудие.

Ресурсный круг «Какой образ является путеводным»

Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному.

1.Работа в паре «Честь»

2. Ресурсный круг «Береги честь смолоду»

Обобщающий урок: Береги честь смолоду

Из малых дел складывается доброе имя

Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг)

Надежда на силы и опыт. Сила воли.

Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?»

Тщетная и твердая надежда

Тщетная надежда. Надежда, которая не умирает.

Работа в четверке «Что укрепляет надежду?»

Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад».

Ресурсный круг «Строительство моста»

Согласие ума, сердца, души

Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию.

Работа в четверке «Согласие в деле»

Без терпения нет умения. Терпение – ключ к успеху. Терпение и надежда.

Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?»

Терпение и спасение

Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом.

Ресурсный круг «Самый терпеливый человек»

Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи.

Работа в четверке «Послушание»

Обобщающий урок: Послушание совести и закону

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука. Жизненные правила и законы государства.

Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг)

Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему.

Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?»

Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь?

Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?»

Милосердие в слове. Милосердие в деле.

Работа в четверке «Милосердие»

Где гнев – там и милость

Доброе дело – благо. Гнев и милость.

Работа в четверке «Слово о милосердном человеке». Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?»

Доброе слово. Доброе дело.

Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг)

Доброта истинная и ложная

Доброта бывает разная.

Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная». Ресурсный круг «Что такое делать добро?»

Раскаяние и прощение. Покаяние в храме.

Работа в четверке «Раскаяние»

Почему покаяние и любовь неразлучны?

Работа в четверке «На пути раскаяния»

Обобщающий урок: Сад добродетелей

Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние?

Работа в четверке «Сад добродетелей» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?»

«Ум без разума беда». Сердечный ум. Второе рождение человека.

Работа в четверке « Ум да разум »

Разум рассуждает, уму помогает.

Ресурсный круг « Ум да разум »

Истина в слове. Истина в образе.

Ресурсный круг «Истина в слове»

Ресурсный круг «Как предмет «Истоки» помогает постигать истину?»

Знания – плод учения

Ум да разум «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг)

Мудрость и мудрецы. Духовные книги.

Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?»

Работа в четверке «Истоки победителя»

Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви

Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры? Единение Веры, Надежды, Любви, Софии.

1.Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг)

2.Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету «Истоки»?»

Содержание внеурочной деятельности

организации и виды учебной деятельности

Что такое традиции

Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3. Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества.

Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?»

Традиции Образа (8ч)

Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?

Работа в паре «Роль отца и матери в традиционной семье»

Первые образы. Родители.

Род, родоначальник, родословие. Виды родословной.

Работа в паре «Основы семьи»

Ресурсный круг «Моя будущая семья»

Первые образы. Отечество.

Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мнемотехника «Отечество моё – святая Русь»

Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правило мирского самоуправления.

Работа в паре «Мир – сообщество»

Священные образы. Спаситель.

«Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Работа в паре «Традиции образа»

Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель.

Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ правильного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы) Образ Покрова в отечественной традиции. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.

Работа в паре «Богородица – заступница, утешительница, охранительница»

Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку»

Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы.

Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещённое сердце – образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Работа в паре «Путь праведности»

Святые образы. Образы-знаки.

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Работа в паре «Образы-знаки»

Ресурсный круг «Традиции образа»

Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы.

Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

Работа в четвёрке «Заповеди и заветы»

Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

Сердечные слова. Родительское благословение.

Пожелание добра, покоя, любви и согласия.

Работа в четвёрке «Родительское благословение»

Сердечные слова. Родительское благословение.

Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения.

Ресурсный круг «Родительское благословение» (На какие дела даётся?)

Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.

Слова приветствия, слова прощания, слова праздничного поздравления, пожелания и благодарения.

Работа в четвёрке «Сердечные слова»

Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?»

Честные слова. Договор и уговор.

Правила честного слова: думай, сто говоришь; не говори того, что не думаешь; не всё, что думаешь, говори. Традиция верности договору и уговору.

Работа в четвёрке «Традиции честного слова»

Честные слова. Присяга. Обет.

Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство.

Ресурсный круг «Образ честного человека»

Традиции слова (обобщающий)

Работа в четвёрке «Доброе слово»

Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?»

Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора.

Работа в четвёрке «Традиции земледельцев»

Ремесленники создают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки.

Работа в четвёрке «Каково полотно – такова и строчка»

Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь»

Труд. Купцы и предприниматели.

Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

Работа в четвёрке «Дерево ценят по корням, а человека по делам»

Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Работа в четвёрке «Защита Отечества – священный долг»

Служение священства – научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Ресурсный круг «»Духовные воины Руси»

Служение. Суд и управление.

Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

Работа в четвёрке «Мудрые правители земли русской»

Талант – особый дар человека. Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

Ресурсный круг «В мастерской художника»

Работа в четвёрке «Рождение иконы»

Работа в четвёрке «Испокон веков книга растит человека»

Обобщающий. Традиции праведного дела.

Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Работа в четвёрке «Праведное дело сродни подвигу»

Традиции праздника (9ч)

Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

Работа в четвёрке «Древние праздники Руси»

Как готовились праздники.

Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей»

Радоваться всей семьёй.

Обряды и обычаи семейных праздников.

Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» (вижу, слышу, чувствую в начале урока)

Радоваться всей семьёй.

Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа.

День ангела. Крестные родители.

Работа в четвёрке «Кума и кум наставляй на ум»

Помнить всем Отечеством.

Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы.

Мнемотехника «Праздник памяти и славы»

Помнить всем Отечеством.

День города, профессиональные и др. праздники.

Ресурсный круг «День рождения города»

Молиться всей церковью.

Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Её атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

Работа в четвёрке «Православные праздники»

Обобщающий. Потрудиться душой.

Общие традиции всех праздников, ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Работа в четвёрке «Традиции праздника»

Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *