Что такое социологическая школа
Понятие социологической школы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «социологическая школа»
В рамках социологической науки школа является особой системой научных взглядов, а также отдельным социологическим сообществом, которое придерживается данных взглядов, разделяет их и стремится рассказать о них как можно большему количеству людей.
Социологическая школа сегодня может формироваться отдельным человеком-лидером, который будет отстаивать любые теоретические и методологические взгляды и интересы, которые как раз и поддерживаются данным сообществом. В социологической школе может быть также отдельная структура, в которую входят специалисты разных рангов и уровня профессионализма, которые так или иначе также хотят быть причастными к данному направлению.
На сегодняшний день сложилось несколько крупных социологических школ, каждая из которых выдвигает свои особые взгляды в отношении тех или иных событий и явлений, а также отраслей жизнедеятельности человека:
Австро-германская школа считается одной из самых старейших среди всех социологических школ в мире. Ее представителями являются Л. Гумплович, Г. Ритценховер, Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер, В. Зомбарт, Л. Вон Визе, З. Фрейд. Все они рассматривали особенности личности индивида, его психологические черты и мотивации, что в то время было особенно актуально.
Французская школа представлена знаменитейшими социологами прошлого, хотя работы Г. Тарда, Г. Лебона и Э. Дюркгейма считаются очень актуальными и в современной социологической науке, таким образом осуществляется преемственность идей и поколений.
Итальянская школа известна в основном по имени В. Парето.
Готовые работы на аналогичную тему
Что касается Американской школы социологии, то в ней особую роль играют имена таких ученых, как У. Самнер, Л. Франк Уорд, Ф. Генри Гидденс, а также Джордж Мид. Благодаря им в социологии появилось большое количество более узких направлений, которые развиваются по сей день, основываясь на идеях именно этих авторов.
Характеристика основных социологических школ
Большое значение играет рассмотрение основных школ социологии, поскольку в каждой из них исследователи были ориентированы на то, чтобы изучить те или иные особенности человеческой личности, взаимодействий между людьми и более обширными социальными группами.
Австро-германская школа в большей степени была ориентирована на то, чтобы рассматривать теорию социального конфликта. Например, Л. Гумплович исследовал теоретические основания социального конфликта. Он опирался на то, что объектом социологических исследований могут быть социальные группы, а вот предметом может быть система движений, которые осуществляют эти социальные группы. Но что самое главное, движущей силой прогресса в действительности считался именно конфликт – человека с самим собой, с окружающим миром, с установками, с другими людьми или более обширными социальными группами. Отсюда и выстраивание совершенно новых тактик взаимодействий, взаимозависимостей между личностями.
Г. Ратценховер делал акцент на том, что в обществе различные социальные группы поддерживают лишь свои интересы, и они могут противоречить друг другу. Для Ф. Тенниса главными в социологии были такие понятия, как «община» и «общество». Община – это первичное историческое образование, а вот общество – вторичное, наделенное совершенно новыми признаками и чертами. Для Г. Зиммеоя важной была формальная социология, М. Вебер в большей степени был ориентирован на теорию социального действия, которая легла в основу понимающей социологии. В. Зомбарт основал теорию организованного капитализма, которая затем в большей степени сыграла роль в организации общества.
Во французской школе социологии особое внимание было акцентировано на изучении массового поведения. Важное место занимали исследования психологических и социальных механизмов, так как первоначально необходимо было изучить мотивы поведения человека, его функции и то, как поведение может сказываться на состоянии общества в конкретный исторический период времени. Г. Тард проанализировал социальную психологию, а также ввел новый закон – закон подражания. Г. Лебон обосновал идею о нарастании социального неравенства между членами общества по мере того, как развивается цивилизация. Э. Дюркгейм является основателем структурного функционализма.
Итальянская школа в своей основе актуализировала принципы формирования общего социологического знания. Например, такой исследователь, как В. Парето подчеркнул значимость разработки этого знания, поскольку социология могла бы обеспечить многие научные отрасли достоверностью и надежностью, а также обоснованностью, которых так не хватает во многих случаях.
Американская школа социологии развивалась, пожалуй, в самый ответственный и важный период развития социологии – когда происходил активный переход от теоретической социологии к эмпирической. Например, У. Самнер одним из первых представил курс лекций по социологии, в котором он обстоятельно и поэтапно изложил все стадии развития социологической мысли и предположил, какие дальнейшие исследования будут наиболее актуальными в том или ином направлении. Ф. Гидденс предпринял попытки определить самые актуальные проблемы социологии как научного знания, выделив не только какие-то теоретические обоснования, но также и психическую сторону этого направления. Джордж Мид приложил огромное количество усилий к тому, чтобы основать и обосновать такое направление, как символический интеракционизм, в котором важное место занимает не только человеческая личность, но и некоторые психологические обоснования взаимодействий людей друг с другом (интеракций).
Социологическая школа
Весьма плодотворной в этнологии является социологическая школа. Представители этой школы исходили из того, что человеческое общество не сводится к простой сумме индивидов. В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества.
Социологическая школа зародилась во Франции, а крупнейший ее представитель Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) является основателем нового и влиятельного направления в этнологии, возникшего в конце XIX в. В отличие от эволюционистов, Дюркгейм понимал человеческое общество не как последовательные стадии приспособления людей к условиям окружающей среды, а как закрытые статичные системы, исследование которых должно производиться объективными, по образцу естественных наук методами. При этом он исходил из того, что следует изучать сами социальные факты, рассматриваемые как «вещи», а не субъективные представления об этих фактах.
Важной составной частью этносоциологической теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Коллективное сознание находит выражение в коллективных представлениях — религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Он полагал, что общества имеют свои религии, не сводимые к действиям и мотивам индивидов, и что индивиды формируются и ограничиваются социальной средой. Дюркгейм проводил различие между формами социального порядка в примитивных (традиционных) и современных обществах. Механическая солидарность в примитивных обществах была основана на общих убеждениях и консенсусе, обнаруживаемых в пределах коллективной совести.
Развивая учения о коллективных представлениях, Дюркгейм закономерно приходит к вопросу о сущности религии и ее роли в обществе. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) на основе анализа австралийских тотемических культов прослеживаются социальные истоки и функции религии. Дюркгейм стремился доказать, что «реальный» и «подлинный» объект всех религиозных культов — общество, а главные социальные функции религии — воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Он понимал религию чрезвычайно широко, рассматривая ее как синоним идеологии.
Он считал, что примитивные религии воплощали в себе идею общества, а сакральные (священные) объекты являлись таковыми потому, что символизировали общность. Религиозная культура состояла из коллективных ценностей, включающих в себя единство общества и его своеобразие. Религиозные церемонии служили укреплению коллективных ценностей и поддержанию общности индивидов. Этот процесс легко мог быть выявлен в примитивных обществах. В то же время Дюркгейм признавал, насколько трудно найти подобные сакральные объекты и коллективные ритуалы в современных органических обществах.
Идеи Дюркгейма получили развитие в работах его учеников и последователей, среди которых особый интерес представляют идеи Люсьена Леви-Брюля (1857 — 1939). Он был, как и Дюркгейм, приверженцем учения о коллективных представлениях, понимая их как идеи, которые не формируются у человека из его собственного жизненного опыта, а внедряются в его сознание через общественную сферу — воспитание, общественное мнение, обычаи. Исследуя эти вопросы, Леви-Брюль разработал свою теорию дологического мышления первобытных народов, которую изложил в книге «Первобытное мышление» (1923).
Дологическое мышление — это особый тип мышления, подчиняющийся своим специфическим законам. Эти законы, управляющие коллективными представлениями отсталых народов, не похожи на современные логические законы мышления. В связи с этим восприятие мира первобытным человеком ориентировано иначе, чем восприятие современного человека, стремящегося к объективности познания, тогда как у первобытного преобладает субъективизм. Поэтому первобытные люди подменяют реальные — предметы представлениями о них, не различают сновидения и реальность, человека и его изображение, человека и его имя и т. д. По этой же причине первобытное мышление безотносительно к опыту, оно «непроницаемо» для опыта, поскольку не разубеждает первобытного человека в его вере в колдовство, таинственные силы, фетиши. Такой тип мышления Леви-Брюль и обозначил как дологическое мышление.
Школы социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Школы социологии
Школа в социологии представляет собой систему научных социологических взглядов, а также научное социологическое сообщество, которое данных взглядов придерживается. Социологическая школа формируется определенным лидером, отстаивающим теоретико-методологические позиции в текущем академическом сообществе.
В современном научном дискурсе выделяются следующие школы социологии:
Австро-германскую школу представляют такие ученые как Людвиг Гумплович, Густав Ратценховер, Фердинанд Теннис, Георг Зиммель, Макс Вебер, Вернер Зомбарт, Леопольд фон Визе и Зигмунд Фрейд.
Французскую школу социологии представляли такие ученые как Габриэль Тард, Гюстав Лбон и Эмиль Дюркгейм
Итальянскую школу социологии представлял Вильфредо Парето.
Американскую школу социологии представляли такие ученые как Уильям Самнер, Лестр Франк Уорд, Франклин Генри Гиддингс и Джордж Мид.
Основные направления школ социологии
Астро-германская школа акцентировала свое внимание на теории конфликта. Так, Людвиг Гумплович исследовал теорию социального конфликта, опираясь на идею о том, что объектом социологической науки являются социальные группы, а предметом социологии является определенная система движений этих социальных групп.
Густав Ратценховер, основываясь на теории социального конфликта, акцентировал свое внимание на противоречии интересов социальных групп в обществе, а также на противоречии интересов отдельных индивидов. Так, Густав Ратценхвер предложил отрытый им закон сближения с целью соответствия индивидуальных интересов и интересов социальных групп в качестве основного закона социологической науки.
Фердинад Теннис в качестве основных понятий социологии выделял общину и общество, где община это первичное историческое образование, а общество вторичное. Община – это обычаи и религия, традиционные связи, а общество это договор, общественное мнение, отношения, основанные на рациональных связях.
Георг Зиммель основал так называемую формальную социологию, а Макс Вебер понимающую социологию, а также теорию социального действия.
Вернер Зомбарт основал теорию организованного капитализма, а Леопольд фон Визе внес вклад в организацию и систематизацию социологии. Зигмунд Фрейд оказал влияние на понимание межличностного взаимодействия, где значительную роль играют опыт, поученный в детстве и конфликты, пережитые в данный период.
Французская школа социологии акцентировала свое внимание на исследование группового, массового поведения, где значительную роль играют психологические и социальные механизмы.
Габриэль Тард основал социальную психологию, ввел закон подражания.
Гюстав Лебон отстаивал идею нарастания неравенства между людьми в результате развития цивилизации, считая ее достижения результатом деятельности элиты общества.
Эмиль Дюркгейм заложил теоретический фундамент социологии, развивал структурные функционализм.
Итальянская школа социологии акцентировала внимание на принципах формирования социологического знания.
Так, Вильфредо Парето разрабатывал принципы построения такого знания, обеспечивающихся такими качества научной информации как достоверность, надежность и обоснованность.
Американская школа социологии развивалась в период перехода от теоретической социологии к эмпирической.
Уильям Самнер первым представил систематизированный курс лекция по социологии для студентов.
Франклин Генрди Гиддингс пытался выделить основные проблемы социологии как науки, выделяя ее психическую сторону.
Джордж Мид основал направление символического интеракционизма.
Социологические школы
Описание процесса выхода социологии из рамок философии, становления как самостоятельной науки и образования ее основных школ. История развития и характеристика главных положений австро-германской, французской, итальянской, американской и русской школ.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.05.2018 |
Размер файла | 35,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
С развитием социологии как самостоятельной науки, постепенно складываются несколько основных школ:
* Австро-германская школа социологии;
* Французская школа социологии;
* Итальянская школа социологии;
* Американская школа социологии.
* И отдельно рассмотрим русскую школу социологии.
1. Австро-германская школа социологии
Астро-германская школа акцентировала свое внимание на теории конфликта. социология философия школа
Немецкая школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.
Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов.
Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:
* общую социологию, которая изучает все формы существования людей;
* специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.
Поскольку социологию Вебер определял как науку, изучающую главным образом социальное действие, он выделил следующие типы социальных действий:
* целерациональный, использующий разнообразные средства для достижения цели;
* аффективный, руководствующийся непосредственно эмоциональными побуждениями;
* традиционный, побуждаемый усвоенными обычаями и привычными образцами.
Являясь одним из основоположников политической социологии, он разработал учение о типах господства, ввел понятие легитимного господства, т.е. такого, которое признано управляемыми индивидами. Основными параметрами социальной жизни он считал культуру, материальные интересы, власть и ценности.
Веберовские «идеальные типы» легитимной власти таковы:
* традиционный (патриархальный), основанный на переплетении властных аспектов родовых связей с традицией;
* харизматический, основанный на человеческом величии, исключительной духовной одаренности (реформаторы, герои, вожди); данный тип власти подразумевает безоговорочное подчинение и поддерживается прежде всего верой в избранность (харизму) властителя;
* рациональный (как проявление разума), основанный на законности существующего порядка. В новом типе цивилизации (индустриальном) власть неизбежно перейдет к технократам.
Развивая идеи о создании социологии как положительной эмпирической науки об обществе, Вебер основное внимание уделил социологии религии. В работе «Протестантская этика и дух капитализма», а также в серии статей по социологии мировых религий Вебер исследует связь между религиозно-этническими принципами и формами экономической деятельности на огромном материале высокоразвитых форм религиозной жизни. Протестантская этика с ее культом предпринимательства, бережливости, экономии явилась, по Веберу, основой происхождения и функционирования капитализма.
Вернер Зомбарт(1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития
* ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;
* полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;
Ученый был сторонником формальной школы в социологии и разрабатывал положение о первичной социальной группе как системе взаимосвязанных статусов-ролей. Его классификация социальных структур основана на признаке длительности существования и степени общности:
* группы, характеризующиеся личным участием индивидов и организаций;
* абстрактная коллективность, в которой индивидуальности уделяется минимальное влияние (государство, церковь и т.п.).
Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества, иными словами, сводить социальное к психологическому. При этом происходит постепенный переход от поисков «одного фактора» к многофакторной модели социального поведения. (Международный социологический конгресс в 1897 г. окончательно отказался от теории «однофакторного» развития социальных процессов.)
Отныне в качестве основных предпосылок исследования социальных явлений принимаются воздействия:
* индивидуальных психических факторов, когда социальные процессы объясняются на основе анализа психики отдельного индивида;
* групповых психических факторов, когда социальные явления анализируют с позиции групп (род, племя, коллектив);
* социальных, когда социальные действия интерпретируются как продукт самого общества, т.е. с учетом общественной психологии.
Стремление привлечь внимание к проблеме общественного сознания, попытка рассматривать социальные процессы как процессы социопсихического, индивидуально-группового взаимодействия являются несомненной заслугой психоанализа. Вместе с тем трактовка развития и функционирования общества исключительно с позиций психологического направления привела к сужению предмета социологии: социальное трактовалось чаще всего как форма поведения, взаимодействия и отношений между людьми.
2. Французская школа социологии
Французская школа социологии акцентировала свое внимание на исследование группового, массового поведения, где значительную роль играют психологические и социальные механизмы. Интерес к психологии масс особенно усилился после французских революций 1789, 1848 гг.
Начало этой школы заложил О. Конт, но настоящий фундамент создал Эмиль Дюркгейм.
Дюркгейм подчеркивал особый статус социологии в системе человековедческих и общественных дисциплин. Социология не должна быть ни индивидуалистической, ни коммунистической, ни социалистической, ибо эти доктрины стремятся не столько выражать факты, сколько преобразовывать их.
* механический (низший тип), преобладающий в иерархических обществах с относительным равенством, ограниченной свободой и почти полным отсутствием возможностей для развития индивидуальных способностей;
* органический (высший тип), развивающийся в процессе эволюционного совершенствования системы разделения труда.
Переход от низшего типа солидарности к высшему происходит под влиянием борьбы за существование, которая содействует разделению труда, социальной дифференциации и индивидуализации людей.
* фаталистические, предопределяемые избыточной регламентацией и чрезмерным контролем общества или группы над индивидом.
Разработанные Дюркгеймом положения об обществе как саморегулирующейся системе, об общественном порядке как нормальном состоянии общества, значении институтов воспитания и контроля, принципах функционального подхода к анализу социальных явлений с точки зрения их роли, выполняемой в системе, составили основной теоретический багаж современного структурного функционализма.
Согласно Тарду, закон подражания является основной движущей силой обществе иного прогресса. Он основан на непреодолимом психическом стремлении, предшествующем всем социальным отношениям, получить новое знание, которое возникает вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей (творческих личностей). При этом Тард отмечал три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание.
Задача социологии, по Тарду, состоит в изучении субъективного механизма действия этого закона. В частности, он заметил, что противоположение (оппозиция), относящееся к основным социальным процессам, осуществляется в форме социального конфликта, в ходе которого происходит взаимодействие сторонников противоположных социальных изобретений, выступающих как конкурирующие подражатели. Преодоление подобных ситуаций происходит под воздействием приспособления (адаптации), которое выступает как доминирующий момент социального взаимодействия, ведущий к сотрудничеству, взаимному приспособлению.
Тард, разрабатывая общие законы социологии, вместе с тем придавал большое значение эмпирическим методам исследования. Такие методы, как анализ статистики самоубийств, преступлений, железнодорожных перевозок, торговли и т.д., позволяют, по мнению Тарда, найти количественное выражение силы новшества, выяснить благоприятные и неблагоприятные последствия его распространения и в конечном счете контролировать стихийные социальные (подражательные) процессы. В широком применении «числа и меры» к изучению общества Тард видел магистральный путь развития социологии.
В отличие от обычной толпы, психическое единство которой создается в первую очередь благодаря физическому контакт>’, публика представляет собой «чисто духовную общность», при которой индивиды физически рассредоточены и в то же время связаны друг с другом духовно. Перед обществом стоит задача постепенной «замены толпы публикой».
Лебон высказал идею неизбежного нарастания неравенства между людьми в процессе развития цивилизации, поскольку все достижения цивилизации являются результатом деятельности элиты общества. Поэтому он считается автором одной из первых концепций массового общества, где высокое искусство непонятно для масс, оно лишь опускается до них (китч).
3. Итальянская школа социологии
Итальянская школа социологии акцентировала внимание на принципах формирования социологического знания.
Социологическая мысль в Италии в конце XIX-начале XX в. была представлена такими учеными, как Ч. Ломброзо, Э. Ферри, В. Парето и др.
Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов и поэтому подлежат устранению. Все прежние общественные теории, утверждал Парето, в равной степени ложны, ограниченны, деформированы, поскольку ни один социолог до него не руководствовался логико-экспериментальным методом. Как и большинство позитивистов, Парсто требован исключить понятия «абсолютный», «необходимый», поскольку они метафизичны. Понятие «сущность» казалось ему архаичным. Он трактовал научный закон как «единообразие», повторяемость событий, которая имеет вероятностный характер, не содержит момента необходимости и обычно зависит от точки зрения исследователя.
Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как системы, которая находится в состоянии нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Парето разделял социальные действия на «логические» и «нелогические», а критерий их различения видел в психическом состоянии действующего лица, иррациональной природе человека. В его социологической системе главным звеном выступала эмоциональная сфера человеческой деятельности.
Подчеркивая роль неосознанных элементов в человеческой психике, Парето одним из первых приступил к социологическому анализу механизма манипулирования массовым сознанием. Развивая идею об управлении массами посредством идей, которые подчиняют массы интересам правящих классов (элиты), Парето выдвинул социологическую теорию элит, которая в дальнейшем послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с точки зрения влияния высокостатусных групп.
4. Американская школа социологии
Уильям Самнер (1840-1910) является одной из главных фигур в американской социологии. Профессор Йельского университета, он одним из первых представил студентам систематизированный курс лекций по социологии.
* самоподдержания общества (индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства, удовлетворение голода и половой потребности);
* брака и семьи (самосохранение через воспроизводство);
* самоутверждения (мода, этикет, игры);
* религии (связан с инстинктом страха).
В работе «Психические факторы цивилизации» Уорд на основе анализа фактов, побуждающих к действию, попытался представить специфические черты этой деятельности, придающие ей наибольшую эффективность, и создал идеал общества, в котором будут царствовать разум и счастье. Уорд был убежден, что побуждающим началом деятельности человека является стремление к его достижению, т.е. исходил из определяющей роли психологических факторов.
Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) предпринял попытку очертить основополагающие проблемы социологии в своем фундаментальном труде «Основания социологии». Он считал, что социология истолковывает социальные явления посредством психической деятельности, органического приспособления, естественного отбора и сохранения энергии; иными словами, Гиддингс понимал социологию как науку о психических явлениях.
По Миду, каждый из участвующих в акте взаимодействия стремится предугадать альтернативные поведенческие реакции своего партнера по коммуникации и смоделировать собственное поведение. При этом символ (жест и язык) выступает средством общения. В самом акте символического взаимодействия участвуют объекты, уже усвоившие социальный опыт в процессе социализации. Использование символики жеста и языка позволяет обществу существовать в его качественной целостности и человеку в его специфической социальной природе. Особое значение в системе символов принадлежит языку (вербальное общение). Самоконтроль, который присущ личности, яснее всего заявляет о себе именно в языке, «голосовом жесте».
5. Русская школа социологии
Н. Я. Данилевским (1822-1885) представитель религиозно-консервативного панславистского течение в русской социологии, выдвинувший в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов(цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.
Ковалевский М.М.(1851-1916) продвигал концепцию учения о солидарности как основе общественного процесса. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, подходя к социальным процессам с точки зрения анализа своеобразия каждого цивилизационного уклада. В80-е годыXIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи— в трудах Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве.
Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма(А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал «факт», неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой— теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.
Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. А. Богданова.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Этапы развития социологической науки. Социально-политическая история английских поселенческих колоний в Северной Америке. Тип социологического мышления в США, окультуривание американской социологии. Европейские и российская социологические школы.
контрольная работа [52,7 K], добавлен 23.03.2011
Понятия теоретической и эмпирической социологии. Исторические этапы возникновения, утверждения социологической науки в XIX — начале XX в. Краткая характеристика современного этапа развития социологии, анализ ее основных направлений и течений (школ).
реферат [33,0 K], добавлен 14.01.2011
История становления социологии. Зарождение социологии: предыстория (от мифологии до Нового времени). Вклад Огюста Конта в историю социологии: место его учения в становлении социологической науки, его значимые положения. Основные социологические методы.
курсовая работа [46,8 K], добавлен 07.02.2010
Социология как наука, ее предмет, объект исследования. Социологические школы: географическая, психологическая, расово-антропологическая, социал-дарвинизма. Основоположники школ и их основных концепции. Анализ факторов развития общества и государства.
презентация [152,8 K], добавлен 15.12.2016
реферат [22,9 K], добавлен 24.02.2011