Что такое социология управления
Социология управления, ее методы и функции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и структура социологии управления
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия, предмета и места социологии управления в структуре социологического знания.
Структура содержания: технологический блок (совокупность научных способов и приемов оптимизации управленческой деятельности); властно-политический (отношения власти в управлении, модели поведения руководителя); коммуникационный блок (соотношение управляющей и управляемой подсистем).
Социология управления – наука об отношениях, возникающих в системе управления (О.А. Уржа). Она изучает систему, методы и средства, формы управления; процессы и субъекты управления; проблемы ответственности, дисциплины, исполнительности как особое проявление социальных отношений в управлении; отношения руководства-подчинения.
Социология управления выявляет специфические закономерности возникновения и дальнейшего развития в сфере управления социальных отношений, что отображено в ее структуре, включающей блоки:
Готовые работы на аналогичную тему
Некоторые социологи (В.В. Щербина, М.В. Удальцова) отождествляют предмет социологии управления и предмет теории социального управления.
Предметом социологии управления они считают формальные и неформальные отношения, появляющиеся в социальной организации.
Предметная область состоит из вопросов понятия социальной организации и ее характеристики; управляемости организационных отношений; организационной культуры; трудового поведения и управления трудовым поведением; управленческого общения как механизма функционально-ролевого взаимодействия индивида; развития конфликтов и управления ими.
Объект социологии управления – процесс одновременной деятельности людей, определенная структура, основная функция которой – координация и программирование данной деятельности.
Методы социологии управления
Система социального управления включает ряд основных элементов: объект управления, или управляемая подсистема; субъект управления, или управляющая подсистема; концепция управления; подсистемы методов анализа управленческой информации и методов управленческого воздействия.
В зависимости от заданных критериев и поставленных задач выделяют следующие методы описания системы управления: посредством структуры, то есть состава подсистем (элементов), назначения, способов взаимосвязи подсистем, функционального состояния системы с применением математического моделирования. Данному описанию предшествует сбор информации о системе.
Полученные данные представляются в виде выводов о состоянии и эффективности функционирования системы управления, после чего поступают в Банк данных информации – специально созданный архив сведений о состоянии объекта и субъекта управления, совокупность инструментов, программ, результатов социологических исследований и т.д.
Методы социального управления – совокупность приемов, процедур, операций по подготовке и принятию управленческих решений, организации и контроля за их исполнением с целью повышения эффективной деятельности, модификации управляемой системы, придания ей нового качества.
Классификация методов социального управления:
Функции социологии управления
Социология управления выполняет следующие функции:
Социология управления
Социология управления —- это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей.
В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами.
Социологические перспективы исследования субъектно-объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления (механизмов отбора и подготовки персонала; специализации в разделении ролей и функций; иерархии статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения персонала и др.), а с другой – социальных результатов принимаемых управленческих решений (оценки эффективности и качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).
Отрасль науки, по которой присуждается ученая степень:
Содержание
Область исследования
Номенклатура специальностей научных работников социологических наук
Ссылки
См. также
Персоналии
Полезное
Смотреть что такое «Социология управления» в других словарях:
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — см. МЕНЕДЖМЕНТ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль тшюлопи. знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся об ве соц. отношений. С.у. изучает органы управления гос. и обществ., прежде всего как соц. системы, весь комплекс подбора, расстановки воспитания… … Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — специальная социологическая теория, изучающая процессы У. в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и… … Социология: Энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — См. МЕНЕДЖМЕНТ … Толковый словарь по социологии
Управляемость (социология управления) — У этого термина существуют и другие значения, см. Управляемость. Управляемость (Социология управления) – это качественная характеристика социальной среды, позволяющая социализированным субъектам устанавливать и достигать определенные цели во… … Википедия
Социология труда — Социология труда отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности[1], взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных… … Википедия
Социология права — Социология права отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную… … Википедия
Социология знания — (англ. Sociology of knowledge) теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико методологических позиций проблематику социальной природы знания.[1] В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы… … Википедия
Социология религии — Социология религии отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в… … Википедия
Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории… … Википедия
Социология управления
Вторым компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является целенаправленное управленческое воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование’ и т.п.) и целедостижение. Такое воздействие может быть внешним по отношению к управляемым объектам, когда орган управления находится за рамками данных объектов (например, министерство по отношению к входящим в состав соответствующей отрасли предприятиям или вузам), либо внутренним, т.е. самоуправлением, когда управление осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого управляемого объекта (например, дирекция Минского тракторного завода или ректорат Белорусского государственного университета).
Третьим компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией, выступает социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство и т.п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их общностей (групп), на их ценностные ориентации и взаимоотношения.
Четвертым компонентом^ управленческой деятельности, которую исследует социология, является система управленческих решений (определенных «команд»), направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы, ее устойчивого развития, повышение эффективности ее функционирования и обеспечение адаптируемости к изменяющимся условиям окружающей среды, как при-* родной, так и, особенно, социальной.
Пятый компонент управленческой деятельности, составляющей объект социологического исследования, представляет анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы, позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответствии с изменившимися внутренним ее состоянием или внешними воздействиями (например, корректировка качества или количества выпускаемых фирмой товаров, их цены в связи с изменив-
шейся конъюнктурой рынка). Сюда же входит оценка деятельности управляемой подсистемы (завода, отрасли производства, учебного заведения, театрального коллектива и т.п.) с точки зрения соответствия социальным критериям, интересам, стремлениям и ожиданиям управляемых, анализ социальных последствий принимаемых решений, отношение к ним исполнителей, учет мнений и предложений исполнителей в целях совершенствования деятельности управляющей подсистемы.
Социология управления изучает также проблемы компетентности, ответственности, исполнительности, дисциплины сотрудников исследуемой социальной организации в их соотнесенности с управленческой деятельностью, поскольку соответствующие явления и процессы рассматриваются не просто как социальные качества отдельных индивидов-работников, но и как воплощение определенных социальных взаимодействий, которые возникают в процессе осуществления управленческих решений.
Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Сама же непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Субъект управления только потому способен воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию об ее состоянии, равно как и о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корректирует его пове-
дение, обеспечивая тем самым выполнение заданий программы. Всякий управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления; включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям, и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.
Однако срочные дела отнюдь не всегда являются важными. Срочность какого-либо дела требует быстрой реакции. Что же касается важных дел, то они требуют проявления инициативы, настойчивости и компетентности, активных действий, направленных на поиски новых возможностей оптимизации деятельности управляемой системы. Если руководитель то и дело поглощен решениями срочных дел, это приводит его к постоянному перенапряжению, к стрессам и кризисному мышлению, приводящему к небольшому и кратковременному эффекту. Если же управляющая подсистема (руководитель, управляющий и т.п.) в своей деятельности четко выделяет приоритеты, отделяет срочные, «пожарные» дела от важ-
ных и сосредоточивает свое основное внимание именно на этих важных делах, тогда перед этой подсистемой раскрываются широкие перспективы, устанавливается четкий баланс дел важных, как основных и срочных, так и сопутствующих; вырабатываются оптимальные управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, а управляемая система функционирует эффективно, устойчиво, без кризисов и сбоев, надежно. Поэтому в управленческой деятельности очень важное значение имеет правильное определение приоритетов и их неуклонное осуществление.
для работы в другой, более эффективной сфере производства, например, в химической, как это делается сейчас в Рурском каменноугольном бассейне в Западной Германии.
Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, отрасли производства или целой страны, определяет цели ее развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управление же вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути и средства реализации определенных руководством задач деятельности данной системы, будь это завод, шахта или футбольная команда.
Выражая сущность своей системы «научного управления», Ф. Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния».
Опираясь на эти выводы, один из классиков социологии М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». Основные характеристики этого «идеального типа» таковы:
2. Организация строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий служащий или каждое подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц.
3. Деятельность организации регулируется последовательной системой абстрактных правил и инструкций и состоит в применении этих правил к частным случаям. Четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена организации и формы координации их индивидуальной деятельности.
4. Нормальное функционирование организации в соответствии с рациональными стандартами исключает вмешательство личных соображений и эмоций, симпатий и антипатий, но базируется на «формалистической безличности», без гнева и пристрастия. Следовательно, уст-
ранение личностно окрашенных симпатий, предвзятости в служебных делах является наиболее благоприятным фактором, отвечающим подлинным интересам клиентов, а одновременно и справедливому отношению ко всем сотрудникам, развитию демократических принципов в деятельности администрации.
5. Служба в системе управления основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба в организации неотделима от карьеры, поэтому должна существовать система «продвижения» в соответствии со старшинством или успешной деятельностью, или тем и другим. Такая политика в отношении кадров призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, воспитывать у них инициативу и высокую степень лояльности к организации.
6. Наем организацией сотрудников основывается на профессиональных качествах кандидатов, причем должностные лица не выбираются, а назначаются, завися, таким образом, от вышестоящих начальников, а не от какой-либо группы избирающих. Всей деятельностью организации руководит специальный административный штат, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций, ориентированных на достижение целей, поставленных перед организацией.
Придав первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, М. Вебер в то же самое время оставил вне поля зрения неформальные отношения. Однако такие отношения жизненно важны, ибо, как доказали на основе эмпирических социологических исследований П. Блау, Ч. Бернард, Р. Мертон и другие социологи, именно неформальные отношения способны сыграть важную роль в повышении эффективности управленческой деятельности.
Обобщая теоретические положения классической теории управления, их развитие и конкретизацию в последующих социологических исследованиях, а также опыт управленческой деятельности в бизнесе и других сферах-деятельности, крупные американские специалисты в области теории менеджмента Р. Блейк и Дж. Мутон разра-
|
Рис. 6. Управленческая решетка. |
ботали свою широко известную «управленческую решетку». Они пришли к выводу, что эффективность управления достигается в «силовом поле», в котором взаимно пересекаются друг с другом две «силовые линии»: одна из них ведет к максимальному производственному эффекту, а вторая направлена на человека (см. Рис. 6). Каждая из «силовых линий» имеет по девять градаций, что позволяет выделить пять характерных типов управленческой деятельности, каждый из которых может быть легко обозначен двумя цифрами.
Противоположная модель управленческих действий, изображенная в верхнем левом углу рисунка под кодом 1.9., ставит во главу угла внимание к человеку, к его запросам, интересам, потребностям, но приводит к низкой эффективности производства. В результате организация лишается интересных заказов, оплата труда остается низкой, что приводит к неудовлетворенности многих сотрудников сложившейся ситуацией, к их уходу из данной организации.
В левом нижнем углу решетки под кодом 1.1. помещена модель такого управленческого поведения, при котором управляющий прилагает минимум усилий для достижения производственных результатов, да и особой заботы о своих сотрудниках не проявляет. В такой организации и управляющие и подчиненные стремятся работать так, чтобы не быть уволенными, и вместе с тем не заботятся ни о ком, ни о чем. Естественно, эффективность работы здесь низкая, удовлетворенность трудом, зарплатой, отношениями между людьми также низкая.
Обратимся к центру управленческой решетки. Управляющий такого типа, обозначенный кодом 5.5., стремится к надежному среднему уровню в производстве или к небольшому, но стабильному превышению этого уровня. Примерно в том же ключе подходит он к удовлетворению запросов и нужд работников. Его вполне устраивает «золотая середина», поэтому и результаты такого управления
в производстве можно оценить в сумме 50 % или чуть выше при такой же половинной заинтересованности работников в труде и 50 %-ной удовлетворенности его содержанием и результатами, в том числе и уровнем заработной платы.
Содержательную сторону функционирования управленческой системы составляют цели и многообразные технологии их достижения. Управление носит циклический характер и в самом общем плане представляет собой непрерывный процесс целенаправленного, научно обоснованного воздействия (взаимодействия) субъекта на объект. В этом непрерывном процессе можно выделить как бы завершенные, относительно замкнутые отрезки времени, которые начинаются с постановки цели и завершаются ее
Если по поводу циклического характера управления особых споров и разнообразия подходов не отмечено, то относительно выделения функций управленческого цикла существует много различных точек зрения. Различие прежде всего касается функций управления. Большинство исследователей выделяют три основные: планирование, организация, контроль. В учебной литературе по менеджменту в США рассматривают четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль. В нашей литературе также выделяют четыре функции: выработка и принятие управленческого решения, организационная, корригирования и корректирования, учета и контроля (по В.Г. Афанасьеву). Есть и другие подходы, но все они либо дробят, либо укрупняют названные функции.
Все управленческие процессы базируются на циркуляции соответствующей информации, прямых и обратных связях между субъектом и объектом. Любое важное управленческое действие невозможно без обмена информацией, причем именно той информацией, которая нужна и важна в данном конкретном случае. Понятие «управленческая информация» заключает в себе конкретный смысл. Она представляет собой совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обоснования и реализации принимаемых решений. Это та часть знания, которая используется для активного действия. Это «работающая» часть отражения, знания.
Технологическую цепочку коммуникационных процессов составляют два четырехзвенных ряда: основные элементы (отправитель, сообщение, канал, получатель) и этапы движения информации (зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование). Последовательность действий: отправитель формулирует или отбирает идеи, установки, кодирует их (превращает в сообщение), отбирает соответствующий канал для передачи сообщения и передает его получателю, который декодирует полученное сообщение, уясняет его суть и через систему обратной связи информирует об этом источник (отправителя). Эффективность коммуникаций (а это и эффективность всего управления) зависит от качества каждого базового элемента и каждого этапа движения информации. Возникающие при обмене информацией по разным причинам барьеры («шумы») снижают результативность управленческого процесса. Руководители, менеджеры должны принимать меры, чтобы снимать или смягчать преграды, обусловленные восприятием, возни-
2) она имеет сложное строение и состоит из достаточно автономных по своим целям и функциям элементов;
3) сумма свойств всех элементов, составляющих организацию, не исчерпывает ее свойств как единого целого;
4) она функционирует в тесном взаимодействии с внешней средой, реагируя на любую ситуацию, которая выступает условием и ограничением ее существования. Понятие «организация» трактуется как синоним понятий «учреждение», «коллектив». В американском менеджменте в качестве признаков сложных организаций выделяют-целенаправленное преобразование ресурсов (люди, капитал, технология, информация); разделение труда (горизонтальное и вертикальное); необходимость управления; зависимость от внешней среды (экономические условия, Потребители, конкурирующие организации, законодательство, профсоюзы, система ценностей в обществе, развитие техники и технологий и др.).
В теории управления существуют и расширительные подходы к определению организации, под которой понимается любая социальная система, любой институт, если они направлены на обеспечение целедостижения и выполнения устойчивых социальных функций. Основными признаками для типологии здесь выступают: 1) ступени формализации отношений; 2) подвижность целей; 3) возможность для работников влиять на принятие решений и целей организации. Д.И. Пригожий выделяет в этом случае три типа организаций: административные, общественные, ассоциативные.
Исходя из различных критериев, выделяют многие виды коллективов. Так, положив в основу виды деятельности и особенности ее конечного продукта/ можно говорить о производственных коллективах и коллективах непроизводственной сферы, коллективах учреждений здравоохранения, образования, культуры, научных коллективах, а также коллективах органов управления (государственного, хозяйственного, общественными организациями).
Предметом изучения и объектом регуляции социолога является, прежде всего, социально-организационная подсистема коллектива, которую так же можно анализировать с разных сторон: как совокупность ее образующих социальных групп (целевые, профессиональные, социально-психологические); как систему отношений, возникающих между людьми и социальными группами; как систему писаных и неписаных правил, регулирующих поведение людей; как систему власти на предприятии.
Важнейшей социологической характеристикой организации выступает внугриколлективная сплоченность, представляющая собой единство поведения членов коллектива, основанное на общности интересов, ценностей, норм поведения.
В зависимости от уровня сплоченности различают сплоченные, расчлененные и разобщенные коллективы. Изучение сплоченности коллектива связано с исследованием структуры производственного общения И коллективных взаимодействий (деловых отношений по горизонтали и вертикали) в их взаимопереплетенности с социально-психологическими и личностными отношениями.
можно назвать управлением персоналом в широком смысле слова.
Рациональное соотношение затрат времени на основные виды управления, обладание соответствующими качествами и опытом наряду с объективными и субъективными факторами управления оказывают влияние на стиль и методы управленческой деятельности руководителя.
Возникновение самого понятия стиля управления связывают с именем психолога К. Левина, который осуществил в 30-е годы в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или анархический).
В разработку проблемы стиля внесли существенный вклад американские исследователи: Лайкерт (предложил четыре базовые системы стиля: эксплуататорско-автори-тарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая, основанная на участии), Дуглас Макгрегор (теория «X» и теория «У», характеризующие предпосылки автократа и демократа), Р. Блэйк и Д. Мутон (модификация и популяризация «Управленческой решетки», включающей пять основных стилей руководства, выделяемых, исходя из степени учета руководителем интересов людей и степени учета интересов производства).
В японском менеджменте рассматривается четырех-стилевая модель Т. Коно (новаторско-аналитический, но-ваторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный стили).
В преуспевающих японских корпорациях наиболее популярен новаторско-аналитический стиль.
Среди отечественных исследователей стиля руководства можно назвать А.А. Русалинову, Г.М. Андрееву, А.А. Журавлева, А. В. Кузнецова, Р.А. Кричевского и многих других.
вероятно, такая структурная единица, в которой сосредоточены наиболее существенные причинно-следственные отношения в управленческой системе.
С другой стороны, развитие теории и практики управленческих решений объективно сказывается на деятельности руководителей. Надо иметь в виду, что с 50-х годов текущего столетия существует теория принятия решений как самостоятельный раздел науки управления.
» Технология выработки управленческого решения берет свое начало с выявления и формулировки проблемы, т.е. противоречия, которое надо разрешить, его.исследования, уяснения ситуации. Затем необходимо сформулировать (разработать) возможные варианты решения, оценить и описать их последствия, выбрать из них наиболее подходящий, утвердить в соответствующей инстанции, организовать реализацию обозначенных задач. Технология сопоставления и выбора варианта решения включает следующие основные показатели: каково будет со-
стояние проблемы по каждому варианту после ее решения; сколько времени и какие средства будут необходимы; какие трудности необходимо преодолеть при реализации различных вариантов; как отразится каждый вариант решения на социальном организме. На счету человечества немало решений, сыгравших колоссальную роль в цивили-зационном процессе: гениально-полезных и трагических.
Принимающий управленческое решение всегда должен думать об его оптимизации, эффективности, условиями которой выступают: обеспеченность релевантной, полной, объективной, своевременной информацией; компетентность субъектов (правомочность), принимающих и реализующих решение; обоснованный выбор проблемы, средств ее достижения; современность решения (не слишком опережать и не опаздывать); научная обоснованность (научное познание реалий, прогнозирование, моделирование и др.). С точки зрения повышения эффективности выделяют стратегические и тактические управленческие решения, взаимодополняющие друг друга и обеспечивающие непрерывность процесса управления. С учетом разных оснований можно говорить об экономических, социально-политических, национальных и региональных, коллективных и единоличных, научно обоснованных и эмпирически-интуитивных, новаторских и рутинных и т.д. Реализация управленческих решений имеет свои правила, закономерности. В применении к производству это: 1) подбор соответствующих работников, организация их труда, формирование структуры производства, технической оснащенности, технологических процессов; 2) формирование управляющей системы, приведение ее звеньев в надлежащий порядок, создание необходимых дополнительных структур; 3) формирование каналов связи, обеспечивающих циркуляцию управленческой информации (каналы прямой и обратной связи).
Социальная направленность и социальная сущность управленческих решений заключается в том, что они зреют в социуме, в человеческой среде; выражают социальные интересы, потребности, противоречия; регулируют социальные отношения между коллективами, членами коллективов, между большими социальными образования-
Развитие социологии управления на этом не завершилось, в нее включаются все новые и новые тенденции, выводы, обобщения. При всем их многообразии суть их заключается в одном: социология в изучении управленческой деятельности и в рекомендациях по ее совершенствованию сосредоточивает внимание на управлении не машинами, а людьми, на мотивации их сознательной и целеустремленной творческой деятельности в интересах не только развития производства, нб и в интересах развития человека.