Что такое совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция — что это такое?
Совершенная конкуренция считается идеализированной моделью рыночной экономики. Это такая рыночная структура, где продавцы и покупатели приспосабливаются к имеющимся рыночным условиям и не могут оказывать влияние на цену, но формируют её своим суммарным вкладом в рыночный спрос и предложение.
При данной модели конкурентная борьба между продавцами достигает своего пика. Так как участники рынка практически не оказывают влияние на условия продажи, экономика становится устойчивой к возникновению инфляции, безработицы и других негативных процессов.
Суть понятия и основные признаки
Совершенной (чистой, свободной) конкуренцией называется процветающее состояние рынка, когда на нём полностью отсутствует монополия и большая часть продавцов предлагают одинаковые товары либо услуги. Данный вид конкуренции характеризуется равновесием спроса и предложения, благодаря чему рынок регулируется самостоятельно, ни продавцы, ни покупатели не могут оказывать влияние на ценообразование.
Для получения более высокой прибыли от реализации товаров или услуг необходимо использование каких-либо передовых технологий, как при изготовлении данных товаров, так и их продаже, отчего понизится себестоимость, а прибыль увеличится.
Для наглядности приведём пример совершенной конкуренции. Представим огромную сельскохозяйственную ярмарку, на которую много фермеров привезли на продажу морковь. Вся морковь одного качества. Каждый фермер одинаково проинформирован о состоянии дел на рынке, а именно о ценах, спросе, конкурентах и издержках. Можно в любой момент начать продажу моркови или же покинуть рынок.
В подобной ситуации невозможно установление желаемой цены на свой товар и её нельзя самостоятельно повысить. Если стоимость товара будет боле высокой в отличие от цен на этот же товар у других продавцов, спроса на морковь не будет и её никто не купит. Договориться со всеми об одинаковой цене тоже нельзя, т.к. слишком много конкурентов. Поэтому в итоге устанавливается равновесная цена.
Совершенную конкуренцию можно отличить от других видов конкуренции по следующим признакам:
По мнению современных экономистов, совершенная конкуренция – идеальная экономическая модель, существующая только в теории. В реальной экономике наиболее походит на рынок совершенной конкуренции фондовая биржа, на которой множество продавцов продают одинаковые ценные бумаги. Именно здесь данная модель позволяет с достаточной точностью предугадать поведение продавцов и покупателей.
Рынки, максимально приближённые к совершенной конкуренции
В действительности конкуренция несовершенна. Число продавцов и покупателей не может быть бесконечным. В большинстве случаев продукция каждого производителя имеет свои отличия. Действуют экономические и бюрократические ограничения, касающиеся вхождения в отрасль. У каждой фирмы разная информация о состоянии дел на рынке и они находятся в неравных условиях. Некоторые компании обладают рыночной властью и диктуют цены.
На сегодняшний день свободную или совершенную конкуренцию можно наблюдать на рынках, торгующих следующими товарами:
Помимо вышеперечисленного, к рынку совершенной конкуренции можно отнести рынки товаров и услуг малого бизнеса. Например, автомастерские, ларьки, ателье, мастерские по ремонту обуви в масштабах рынка слишком малы и их услуги и товары не являются уникальными, и поэтому они вынуждены принимать действующие на рынке цены.
Плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
Отсутствует завышение цен | Рыночная система нестабильна |
Все участники рынка обладают равными возможностями | |
Рынок регулируется самостоятельно | Имеется риск перепроизводства |
Как можно заметить из таблицы, практически все недостатки совершенной конкуренции сводятся к тому, что при наличии равных возможностей невозможно достижение равного результата.
Происходит это потому, что каждый участник рынка по-своему занимается организацией производства и распределением ресурсов, использует маркетинговые компании и инновационные технологии. Поэтому успех приходит к тем, кто может грамотно организовать процесс производства и реализации, а также пользуется передовыми технологиями, чтобы обойти конкурентов.
Для достижения экономической эффективности, в первую очередь необходимо добиться эффективности производства и распределения ресурсов, которых с лёгкостью можно достичь в условиях совершенной конкуренции. Именно по этой причине данный вид конкуренции считается идеальной рыночной моделью, хотя в реальности её практическое воплощение почти не встречается.
Соблюдение таких условий, как минимум издержек, эффективность распределения ресурсов, саморегулирование процессов и отсутствие дефицита невозможно в долгосрочной перспективе.
Что такое совершенная конкуренция
Что такое рынок совершенной конкуренции?
Совершенная конкуренция (также называемая чистой конкуренцией) — это рыночная структура, характеризующаяся отсутствием барьеров для входа или выхода, большим количеством участников ценового рынка и однородным продуктом.
Совершенно конкурентные рынки редки. Именно на них – и только на них – действует та самая «невидимая рука Адама Смита». Рассматриваемая модель максимизирует размер излишка потребителя и излишка производителя.
Очень похожими на идеальную конкуренцию считаются, например, рынки сельскохозяйственных товаров, финансовых или жилищно-коммунальных услуг.
Чтобы вести речь о совершенной конкуренции, необходимо соблюдение, как минимум, трех значимых условий.
Во-первых, на таком рынке должно вращаться неограниченное количество производителей товаров и услуг.
Во-вторых, все перечисленные предприятия и организации должны выпускать типичную, стандартизированную продукцию.
И, в-третьих, никто ни при каких обстоятельствах не должен иметь влияния на цены внутри рынка. Все цены на товары и услуги в пределах рынка должны формироваться исключительно под влиянием текущего пересечения спроса и предложения.
Понятно, что в государствах с жестким государственным регулированием экономики (при авторитарных и тоталитарных режимах, например) рынок совершенной конкуренции не может существовать в принципе.
Но и в странах, ориентированных на демократические идеалы, далеко не всегда удается создать надлежащие условия для чистой конкуренции. Это особенно заметно на примерах национальных экономик с ярко выраженной социальной направленностью.
Условия рынка совершенной конкуренции
Основные признаки рынка совершенной конкуренции мы перечислили. Это необходимые и достаточные условия их возникновения и функционирования. На что здесь стоит обратить внимание?
[1]. «СТИХИЙНОЕ», хаотичное формирование цен на продукцию. Любая экспансия со стороны более крупных производителей может обернуться неоправданно резким ростом или падением цен, что противоречит условиям, при которых возможно существование чистой конкуренции.
Удельный вес каждого (даже самого крупного) участника рынка совершенной конкуренции должен быть НЕЗНАЧИТЕЛЕН и в идеале сводиться к арифметической погрешности.
Ни один из участников физически не должен влиять на формирование цен на те или иные продукты. Спрос на продукцию должен характеризоваться абсолютной эластичностью. Графически такому спросу соответствует горизонтальная линия (параллельная оси абсцисс).
[2]. МОБИЛЬНОСТЬ участников рынка. Каждый из них должен иметь возможность свободно войти и так же свободно выйти за пределы рынка. Причем в любое время и при любых обстоятельствах.
[3]. ОДНОРОДНОСТЬ и стандартность конкретной разновидности товара или услуги: очень много фирм выпускают одни и те же микросхемы, бейсбольные биты или шариковые ручки. При этом стоимость продукции не всегда будет одинакова.
Цена на эти товары в сильной степени будет зависеть от производительности труда на конкретных предприятиях-производителях, уровня заработной платы и прочих издержек, себестоимости продукции (то есть исключительно от экономических, а не административных факторов).
[4]. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ участников рынка совершенной конкуренции о ценах на товары и услуги является следующим условием его существования.
Все без исключения покупатели и продавцы должны иметь равный доступ к соответствующим сведениям и принимать решения о приобретении или продаже товара (в том числе инвестиционные решения) в условиях абсолютной ясности и определенности.
[5]. РАВЕНСТВО возможностей и полномочий у каждого из его участников и СПРАВЕДЛИВОСТЬ конкуренции.
Никто не должен пользоваться неоправданными преимуществами или льготами либо вступать в нелегальный сговор с другими участниками рынка с целью «расшатывания» цен на товары и услуги в ту или иную сторону.
Отмеченные выше особенности являются краеугольными условиями возникновения, функционирования и поддержания в работоспособном, так сказать, состоянии любого рынка совершенной конкуренции.
Углубленные характеристики совершенной конкуренции
Модель совершенной конкуренции основана на трех допущениях: (1) ценообразующий характер всех участников рынка, (2) недифференцированные/стандартизированные продукты и (3) отсутствие барьеров для входа или выхода.
#1. Принятие цен как данность
При совершенной конкуренции влияние на образование цены оказывают все участники рынка (как производители, так и потребители). Каждый из них принимает рыночную цену как данность.
Если производитель попытается продать продукт по цене выше рыночной, он ничего не сможет продать. В условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не способна самостоятельно формировать рыночную цену.
Это не значит, что рыночная цена не может измениться. Она может измениться только в результате коллективного движения рынка в целом, а не в результате действий какого-то одного производителя или потребителя.
Даже если кривая рыночного спроса имеет нисходящий наклон, кривая спроса, с которой сталкивается каждая отдельная фирма, является горизонтальной.
Для каждой фирмы маржинальный доход (дополнительный доход, полученный от продажи одной дополнительной единицы) равен текущей рыночной цене.
#2. Однородность продукта
Вторым по важности фактором, определяющим совершенную конкуренцию, является характер продукта.
Совершенная конкуренция возникает только в том случае, когда продукт, торгуемый на рынке, является однородным, то есть стандартизированным таким образом, что покупатель не может определить разницу между продуктами фирмы А и фирмы В.
Из-за стандартизированной природы продукта единицы, производимые фирмой А и фирмой В, являются совершенными заменителями.
Если есть разница между качеством или даже восприятием разницы, потребители могут быть готовы платить премию фирме, качество которой они считают более высоким.
Если совершенно конкурентный рынок вводит дифференцированные продукты, то это больше похоже на монополистическую конкуренцию.
#3. Отсутствие барьеров для входа и выхода
При совершенной конкуренции действующие компании не могут помешать новым фирмам выйти на рынок или существующим фирмам покинуть рынок.
Нет никаких патентов, авторских прав, других юридических или экономических препятствий, таких как экономия от масштаба, увеличение отдачи от масштаба и так далее, для вхождения на рынок новых участников.
Ни одна фирма не получит положительной экономической прибыли в долгосрочной перспективе. Если рынок будет прибыльным в краткосрочной перспективе, на него выйдут новые фирмы, и это вернет рынок к нулевой экономической прибыли.
Если существующие фирмы понесут убытки, некоторые из них уйдут с рынка, а остальные фирмы начнут получать нулевую экономическую прибыль.
Пример совершенной конкуренции в сельском хозяйстве
Предприятие «Буренка» является одним из 250 точно таких же предприятий в аграрном секторе, которые занимаются выращиванием пшеницы.
Есть около 50 компаний, которые покупают пшеницу на рынке, в том числе пекари, мукомольные заводы, оптовые торговцы, розничные торговцы и так далее.
При определении того, является ли рынок совершенно конкурентным, нужно задать следующие три вопроса:
Что произойдет, если «Буренка» попытается продать пшеницу по 200 долларов за тонну, в то время как все остальные фермы будут продавать ее по 180 долларов? Никто не будет покупать у «Буренки», пока они могут покупать по цене 180 долларов.
Таким образом, «Буренка» не может влиять на рыночную цену. Наше первое условие совершенной конкуренции выполнено.
Поскольку в аграрном секторе нет ограничений по типу урожая, фермеры могут перейти с других культур на пшеницу или с пшеницы на другие культуры. Это обстоятельство удовлетворяет второму требованию модели совершенной конкуренции.
Поскольку пшеница — это пшеница, потребитель не может разумно предпочесть пшеницу с фермы А пшенице с фермы В. Это значит, что третье условие также выполняется.
Можно сделать вывод, что описанный выше рынок олицетворяет собой совершенную конкуренцию.
Пример из сферы переработки сахара
Теперь давайте рассмотрим компании, специализирующиеся на производстве сахарного тростника. Пусть на 100 таких компаний в округе есть только один сахарный завод. При этом стоимость транспортировки сахарного тростника в любой другой район слишком велика.
Поскольку есть только один покупатель, рынок не удовлетворяет первому условию совершенной конкуренции. Это фактически монопсония, рыночная структура, в которой есть только один покупатель и несколько производителей.
Послесловие
Рынок совершенной конкуренции – это кристально чистый образ идеальных взаимоотношений покупателя и продавца. Такие рынки столь же редки, как успехи сборной России по футболу в открытых первенствах Европы и мира.
С некоторыми натяжками к их числу можно отнести валютный рынок, рынок зерна, фруктов и овощей, рынок отдельных видов пищевой или текстильной продукции, рынок ценных бумаг.
Совершенная конкуренция является мегаудобной площадкой, этаким научным полигоном для кропотливого анализа сложнейших экономических процессов и явлений.
Благодаря механизмам, запрятанным глубоко внутри классического рынка совершенной конкуренции, на практике удается максимально эффективно удовлетворять потребности потребителей продукции, равно как и защитить интересы ее производителей, стремящихся к бесконечному росту производительности и экономической эффективности производства.
Совершенная конкуренция
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.
Полезное
Смотреть что такое «Совершенная конкуренция» в других словарях:
Совершенная конкуренция — идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся: присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей); возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его; равным доступом к… … Финансовый словарь
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) Идеальное состояние рынка, на котором присутствуют много продавцов и покупателей с равным доступом к информации, так что каждый из них может выступать как лицо, согласное с данной ценой, и готов продавать и получать любое… … Экономический словарь
Совершенная Конкуренция — См. Конкуренция совершенная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) (Политэкономия) понятие свободного рынка идеального типа, на котором (а) существует множество покупателей и множество продавцов, (б) товарные единицы однородны, (в) закупки любого покупателя заметно не влияют на рыночную… … Большой толковый социологический словарь
Совершенная конкуренция — 1) функционирование рыночного механизма при наличии большого количества продавцов, высоком качестве товаров, отсутствии ограничений для нового производства в условиях полной информированности потребителей и производителей о конъюнктуре рынка.… … Словарь по экономической теории
совершенная конкуренция — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая… … Словарь экономических терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (см. ИДЕАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Совершенная конкуренция — Идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций … Инвестиционный словарь
Совершенная конкуренция — тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный … Экономика: глоссарий
Совершенная конкуренция — вид соперничества на рынке однородной продукции, где много продавцов и покупателей, причем ни один из них в отдельности не может влиять на рыночные цены и не обладает полным знанием состояния рынка … Словарь экономических терминов и иностранных слов
Рынок совершенной конкуренции
Чистая или совершенная конкуренция – это теоретическая структура рынка, в которой выполняются следующие критерии:
Этому можно противопоставить более реалистичную несовершенную конкуренцию, которая происходит всякий раз, когда рынок, гипотетический или реальный, нарушает абстрактные принципы неоклассической чистой или совершенной конкуренции.
Как работает совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция – это эталон, или «идеальный тип», с которым можно сравнить реальные рыночные структуры. Совершенная конкуренция теоретически противоположна монополии, в которой только одна фирма поставляет товар или услугу, и эта фирма может взимать любую цену, поскольку у потребителей нет альтернатив, да и потенциальным конкурентам трудно выйти на рынок.
В условиях совершенной конкуренции есть много покупателей и продавцов, а цены отражают спрос и предложение. Компании зарабатывают ровно столько, чтобы оставаться в бизнесе, и не более того. Если бы они получали сверхприбыль, на рынок выходили бы другие компании, которые снижали бы прибыль.
Большой и однородный рынок
На совершенно конкурентном рынке существует большое количество покупателей и продавцов. Продавцы – это маленькие фирмы, а не крупные корпорации, способные контролировать цены посредством корректировки предложения. Они продают продукты с минимальными различиями в возможностях, функциях и ценах. Это гарантирует, что покупатели не смогут различать товары на основе физических атрибутов, таких как размер или цвет, или нематериальных ценностей, таких как брендинг.
Большое количество покупателей и продавцов гарантирует, что спрос и предложение на этом рынке остаются постоянными. Таким образом, покупатели могут легко заменить продукцию одной фирмы на продукцию другой.
Безупречная доступность информации
Информация об экосистеме и конкуренции в отрасли представляет собой значительное преимущество. Например, знание об источниках компонентов и ценообразовании поставщиков может создать или сломать рынок для определенных компаний. В определенных наукоемких и наукоемких отраслях, таких как фармацевтика и технологии, информация о патентах и исследовательских инициативах конкурентов может помочь компаниям разработать конкурентные стратегии и построить ров вокруг своей продукции.
Однако на совершенно конкурентном рынке таких рвов не существует. Информация одинаково и бесплатно доступна для всех участников рынка. Это гарантирует, что каждая фирма может производить свои товары или услуги с той же скоростью и с теми же методами производства, что и другая на рынке.
Отсутствие контроля
Правительства играют жизненно важную роль в формировании рынка товаров, вводя регулирование и контроль над ценами. Они могут контролировать вход и выход фирм на рынок, устанавливая правила функционирования на рынке. Например, фармацевтической промышленности приходится иметь дело с перечнем правил, касающихся исследований, производства и продажи лекарств.
В свою очередь, эти правила требуют больших капитальных вложений в виде сотрудников, таких как юристы и персонал службы контроля качества, а также инфраструктуры, такой как оборудование для производства лекарств. Кумулятивные затраты увеличиваются и делают вывод лекарственного средства на рынок чрезвычайно дорогим для компаний.
Для сравнения, технологическая отрасль функционирует с относительно меньшим надзором по сравнению с ее фармацевтическим аналогом. Таким образом, предприниматели в этой отрасли могут создавать фирмы с меньшим или нулевым капиталом, что упрощает физическим лицам создание компании в отрасли.
Такого контроля не существует на абсолютно конкурентном рынке. Вход и выход фирм на такой рынок не регулируются, и это позволяет им без ограничений тратить на рабочую силу и капитальные активы и корректировать свой выпуск в соответствии с требованиями рынка.
Дешевый и эффективный транспорт
Дешевый и эффективный транспорт – еще одна характеристика совершенной конкуренции. На этом типе рынка компании не несут значительных затрат на транспортировку товаров. Это помогает снизить цену продукта и сократить задержки в транспортировке товаров.
Ключевые выводы
Совершенная конкуренция – это идеальный тип рыночной структуры, при которой все производители и потребители имеют полную и симметричную информацию, без транзакционных издержек, где существует большое количество производителей и потребителей, конкурирующих друг с другом.
Совершенная конкуренция теоретически противоположна монополистическому рынку.
Поскольку все реальные рынки существуют вне плоскости модели совершенной конкуренции, каждый может быть классифицирован как несовершенный.
Примеры совершенной конкуренции
Как упоминалось ранее, совершенная конкуренция – это теоретическая конструкция, которой не существует в действительности. Таким образом, трудно найти реальные примеры совершенной конкуренции, но в повседневном обществе существуют варианты.
Рассмотрим ситуацию на фермерском рынке, месте, где много мелких продавцов и покупателей. Обычно разница между продуктами и их ценами на разных фермерских рынках невелика. Происхождение продуктов не имеет значения (если только они не классифицируются как органические) в таких случаях, и существует очень небольшая разница в упаковке или маркировке продуктов. Таким образом, даже если одна из ферм, производящих товары для рынка, выйдет из бизнеса, это не повлияет на средние цены.
Ситуация также может быть относительно похожей в случае двух конкурирующих супермаркетов, которые закупают продукцию у одних и тех же поставщиков. Опять же, в обоих супермаркетах продукты мало чем отличаются друг от друга, и их цены остаются почти одинаковыми. Другой пример совершенной конкуренции – рынок товаров без марочного знака, на котором представлены более дешевые версии хорошо известных товаров.
Подделки продуктов обычно оцениваются одинаково, и их мало что отличает друг от друга. Если одна из фирм, производящих такой продукт, выходит из бизнеса, она заменяется другой.
Освоение новых рынков в индустрии высоких технологий также в определенной степени напоминает совершенную конкуренцию. Например, на заре создания социальных сетей появилось множество сайтов, предлагающих аналогичные услуги. Некоторыми примерами таких сайтов являются Sixdegrees.com, Blackplanet.com и Asianave.com. Ни у одного из них не было доминирующей доли рынка, и сайты были в основном бесплатными. Они представляют собой продавцов на рынке, в то время как потребители таких сайтов, в основном молодые люди, были покупателями.
Затраты на стартапы для компаний в этом пространстве были минимальными, а это означало, что молодые производители могут свободно входить и выходить из этих рынков. Такие технологии, как PHP и Java, были в основном открытыми и доступными каждому. Капитальные затраты в виде недвижимости и инфраструктуры не потребовались. (Марк Цукерберг из Facebook основал компанию из своего студенческого общежития.)
Каковы недостатки совершенных моделей конкуренции?
Совершенная конкуренция создает идеальную основу для создания рынка.
Но этот рынок несовершенен и имеет несколько недостатков:
Получают ли фирмы прибыль на абсолютно конкурентном рынке?
Краткий ответ на этот вопрос – нет. Прибыль может быть возможна в течение коротких периодов времени на совершенно конкурентных рынках. Но динамика рынка нейтрализует эффекты положительной или отрицательной прибыли и приводит их к равновесию. Поскольку на рынке отсутствует информационная асимметрия, другие фирмы будут быстро наращивать производство или снижать свои производственные затраты, чтобы достичь паритета с фирмой, которая получала прибыль.
Средний доход и предельный доход для фирм в совершенно конкурентном рынке равен цене продукта к покупателю. В результате будет восстановлено нарушенное ранее равновесие идеально конкурентного рынка. В конечном итоге корректировка спроса и предложения гарантирует, что вся прибыль или убытки на таких рынках будут стремиться к нулю.
Существует ли идеальная конкуренция в реальном мире?
Конкуренция в реальном мире отличается от этого идеала, прежде всего, из-за дифференциации производства, маркетинга и продаж. Например, в сельском хозяйстве владелец небольшого магазина органических продуктов может подробно рассказать о зерне, скармливаемом коровам, из которых получился навоз для удобрения соевых бобов без ГМО, – это различие. Посредством маркетинга компании стремятся создать «ценность бренда» вокруг своей дифференциации и рекламировать, чтобы получить ценовую власть и долю на рынке.
Таким образом, первые два критерия – однородность товаров и ценообразование – далеки от реальности. Тем не менее, по вторым двум критериям – информации и мобильности – глобальная трансформация технологий и торговли повышает гибкость информации и ресурсов. Хотя реальность далека от этой теоретической модели, она по-прежнему полезна из-за ее способности объяснять многие виды поведения в реальной жизни.
Барьеры для входа препятствуют совершенной конкуренции
Многие отрасли также сталкиваются с серьезными препятствиями для входа, такими как высокие затраты на запуск (как в автомобильной промышленности) или строгие правительственные постановления (как в коммунальном хозяйстве), которые ограничивают возможности компаний входить в такие отрасли и выходить из них. И хотя осведомленность потребителей возросла с наступлением информационной эпохи, по-прежнему существует несколько отраслей, в которых покупатель остается в курсе всех доступных продуктов и цен.
Как видите, существуют серьезные препятствия, мешающие появлению совершенной конкуренции в современной экономике. Сельскохозяйственная отрасль, вероятно, ближе всего подходит к проявлению совершенной конкуренции, поскольку для нее характерно наличие множества мелких производителей, практически не имеющих возможности изменять отпускную цену своей продукции. Коммерческие покупатели сельскохозяйственных товаров, как правило, очень хорошо информированы, и, хотя сельскохозяйственное производство сопряжено с некоторыми препятствиями для входа, выйти на рынок в качестве производителя не составляет особого труда.