Что такое совесть чистая совесть

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние (Е. П. Ильин, 2016)

Что такое совесть чистая совесть. Смотреть фото Что такое совесть чистая совесть. Смотреть картинку Что такое совесть чистая совесть. Картинка про Что такое совесть чистая совесть. Фото Что такое совесть чистая совесть Что такое совесть чистая совесть. Смотреть фото Что такое совесть чистая совесть. Смотреть картинку Что такое совесть чистая совесть. Картинка про Что такое совесть чистая совесть. Фото Что такое совесть чистая совесть Что такое совесть чистая совесть. Смотреть фото Что такое совесть чистая совесть. Смотреть картинку Что такое совесть чистая совесть. Картинка про Что такое совесть чистая совесть. Фото Что такое совесть чистая совесть

Как уже было сказано ранее совесть тесно связана с душевным состоянием человека. Её проявление и то, что она будет испытывать (муки/угрызения) или какой она будет (нечистой/спокойной) напрямую зависит от поступка, каких-либо действий совершённых человеком. Как правило, к этому чувству взывают, когда человек совершил что-то плохое («Совесть у тебя есть?»). Для большего понимания того, о чём мы говорим, разместим выражения об этом чувстве на шкале окраски поступка от ужасного до правильного.

Другими словами, это индикатор понимания плохого поступка, и если всё сделано как следует, правильно — совесть успокаивается. А теперь обсудим подробнее как понять каждое из этих выражений.

Совесть — это… Определение понятия, значение слова совесть

СОВЕСТЬ
– это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

– это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

– это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.

В словаре Ожегова

Понятие «совесть»

Слово «совесть», видимо, происходит от «со-ведать», то есть «знать вместе с другими». Подразумевается знание о себе. Личность подконтрольна своей совести, которую не так-то просто «уговорить», «успокоить», если некто «слышит» ее осуждающий голос, испытывает угрызения совести. Можно попытаться заглушить в себе ее голос, можно на время «забыть» о ней, но полностью искоренить ее невозможно. Тот, кто живет не по совести, испытывает глубокий внутренний разлад, который, оставаясь даже неосознанным, так или иначе, нередко весьма серьезно, а иногда пагубно, сказывается на его душевном и телесном здоровье.

Смысл выражения «угрызения совести»

Угрызения совести не так страшны, как муки. Это их меньшая степень. Человек испытывает угрызения совести, когда понимает, что сделал что-то неправильное. Он винит себя и теряет к себе уважение, потому что понимает, что этот поступок не совпадает с его моральными принципами. И это неверное деяние необязательно должно быть очень значимым и серьёзным.

Многие люди чувствуют угрызения совести даже по самым пустяковым причинам. Например, сказав что-то неприличное в разговоре или, думая, что обидели кого-нибудь неаккуратно сказанным резким словом и так далее.

Истоки совести

Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал. Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.

Совесть

Ты возьмешь сейчас 1 конфету себе или позже 2 конфеты — себе и подруге?

Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.

Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.

Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.

Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести.

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали.

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации.

одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

Значение слова «совесть»

Можно долго рассуждать о том, что совестью не является. Но что же значит это слово — совесть. Что такое совесть? Каково её определение? Каково происхождение слова «совесть»? В самом слове — ключ к разгадке этого загадочного явления, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни изучить с точки зрения науки.

Слово «совесть» состоит из двух слов: «со» и «весть». Это означает — «совместная весть». И возникает вопрос: совместная с кем? Версий может быть много, но как один из вариантов — совместная со Вселенной, со всеми живыми существами в ней. А слово «весть» можно интерпретировать как «знание». Таким образом, слово «совесть» означает «совместное со Вселенной знание».

Что такое совесть чистая совесть. Смотреть фото Что такое совесть чистая совесть. Смотреть картинку Что такое совесть чистая совесть. Картинка про Что такое совесть чистая совесть. Фото Что такое совесть чистая совесть

Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия. А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.

Порой о человеке говорят: «Ни стыда, ни совести». А можно встретить и ещё более интересный вариант, когда человек этим даже гордится. Одно время были очень модные футболки с надписью «Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего». Так и хочется добавить — «ни мозгов». В самом деле, в современном обществе совесть для большинства давно стала балластом. Потому что она противоречит тем общепринятым концепциям, которые в современном обществе активно насаждаются. К примеру, будет ли совесть помощником на пути человеку, которую принял жизненную парадигму «бери от жизни всё» или вдохновился лозунгом «иди по головам»? Вопрос риторический.

Чтобы следовать подобным идеям, совесть нужно задавить ещё в раннем детстве. И по этому пути, к сожалению, сегодня идёт большинство. Какой результат они получат? Догадаться несложно. Как правило, подходя к пожилому возрасту, такие люди либо «прозревают», но зачастую бывает уже слишком поздно, либо ещё более худший вариант — даже к старости не накапливают никакой жизненной мудрости. Такие люди становятся брюзжащими стариками, которые ненавидят всех и вся и винят окружающий мир в своих проблемах. А проблема-то в том, что изначально был выбран тупиковый путь развития — «ни стыда, ни совести».

Источник

Сочинение ОГЭ 9.3. Совесть.Что значит иметь чистую совесть? По Лескову.

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Н.С. Лескова «В числе людей, которые принимали участие в моем воспитании, был учитель Иван Яковлевич.»

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит иметь чистую совесть?»

Совесть – это внутренний регулятор поведения человека. Это своего рода компас, который подсказывает человеку, как поступить, помогает сделать правильный выбор, помогает понять разницу между добром и злом. Совесть является важной составляющей личности.

Если человек прислушивается к голосу совести и поступает в соответствии с ней, то о нем говорят: «Этот человек с чистой совестью». Другими словами, иметь чистую совесть – значит не лгать, поступать правильно, честно, справедливо, так, как велят законы морали и внутренний голос.

Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить поступок Петра Гринева из романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Когда Пугачев захватил крепость и Гринев предстал перед ним, разбойник спросил, будет ли он ему служить. Петр честно ответил, что «присягал императрице» и не может обещать ему даже того, что не будет против него служить. Пугачева поразила честность Гринева, потому он отпустил его. Петр Гринев – человек с незапятнанной честью и чистой совестью – поистине является примером, на который стоит равняться.

В заключение хотелось бы сказать: очень важно быть честным, поскольку чистая совесть позволяет человеку жить правильно и быть счастливым.

Источник

Совесть

В спокойствии чистой совести и в тайных утешениях бессмертного духа любящему Господа как бы нечувствительны бывают трудности бренного естества. Он знает, что страдающий со Христом с Ним и прославится и что нынешние страдания ничего не стоят в сравнении с будущей славой, как уве­ряет христиан святой апостол ( Рим.8, 17–18 ) (25, с.448).

Бог насадил в душу СОВЕСТЬ как некое правило руководства.

Совесть свидетельствует о бытии Создателя и Судии.

Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла.

Совесть и СЛОВО БОЖИЕ есть глас Божий

Совесть, как и слово Божие, обличает грехи.

Не желающий нарушать слово Божие не должен идти против совести.

Совесть согласна с ЗАКОНОМ, необходимо ее слушать.

Совесть сходна с ЗАКОНОМ.

Совесть, как и ЗАКОН БОЖИЙ, ведет человека к жизни непорочной.

Поступающий против совести нарушает закон.

Совесть есть книга всех дел человека.

Совесть есть верный свидетель.

Совесть иногда спит, но проснувшись, будет мучить за грехи.

Где чистая совесть, там РАДОСТЬ и ВЕРА.

Чистая совесть есть признак красоты ДУШИ.

Всякое дело необходимо согласовать с совестью, а затем делать.

Совесть обличает за нарушение закона.

СОВЕСТЬ восстает против грехов.

Совесть терзает за ГРЕХИ.

СОВЕСТЬ приводит в познание греха.

Совесть, когда чистая, то замечает и мелкие грехи.

Совесть неспокойная есть плод НЕПОСЛУШАНИЯ.

Совесть не беспокоит, если врагам не только не мстим, но и благодетельствуем.

Внешние и внутренние грехи уязвляют совесть.

Совесть, уязвляемая грехом, беспокоит человека.

Совесть, запачканная беззаконной жизнью, не замечает пороков (8, с.956–962).

Нечестность, двоязычие, пристрастие к вину, корыстолюбие повреждают совесть человека, делают ее нечувствительной (32).

Поступая по совести, человек привлекает благоволение Божие.

Поступая по совести и устрояя свою жизнь согласно ее требованиям, праведники отрезвляюще действовали на окружающие массы народа и тем самым привлекали особое благоволение Божие (7, с.180).

Совесть вложена Богом при сотворении человека (Там же).

Вразумительное действие совести, заложенное Творцом в душу человека, подчас бывает таким сильным, что оно «как червь, неусыпно душу грешника мучит, пока истинным покаянием не очистится» (1.252) (7, с.310).

Совесть за грехи постоянно мучает грешника

Кроме внешних бедствий человека, выражающихся в физических страданиях, болезнях и других невзгодах, есть и «казнь внутрь себе» – неусыпный голос человеческой совести, которая, хотя под действием греха в некоторой степени и усыпляется, а иногда даже «в обличительном своем действии ослабевает» (2.136), однако постоянно мучает грешника, «где бы он ни был, что бы ни делал, везде над ним гремит и устрашает» (2.136) (7, с.310).

Когда совесть засыпает

Совесть в страстном человеке засыпает и уже не в состоянии напоминать ему о бессмертной душе и о тех истинных благах, для которых он создан (7, с.318).

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Совесть: что это и как с ней жить?

Что такое совесть чистая совесть. Смотреть фото Что такое совесть чистая совесть. Смотреть картинку Что такое совесть чистая совесть. Картинка про Что такое совесть чистая совесть. Фото Что такое совесть чистая совесть

Почему про одних людей говорят, что у них нет «ни стыда, ни совести», а про других, что они «живут по совести»?

Является ли совесть врожденным качеством или развивается по мере взросления и при правильном воспитании?

Где в мозге человека возникают чувства, составляющие совесть?

Всегда ли совесть играет во благо или из-за нее человек может жертвовать всем, испытывая постоянное чувство вины и страха наказания?

На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.

Что такое совесть?

Совесть – это часть личности человека, которая помогает ему делать нравственный выбор между добром и злом, правильным и неправильным, хорошим и плохим. Именно данное качество не дает ему действовать в соответствии с основными побуждениями и желаниями, противоречащими общепринятым моральным нормам. Это то, что заставляет человека чувствовать себя виноватым, когда он сделал что-то плохое или, наоборот, не сделал то, что должен был [VeryWell Mind, 2019].

Согласно теории Фрейда, совесть является частью Суперэго, которое содержит информацию об основных моральных нормах. Данные нормы в ребенка с самого рождения закладывают его родители и ближайшее окружение. Это именно те ценности, которые он усваивает в процессе воспитания. Подрастая, он продолжает впитывать от окружающего его социума информацию о том, что принято считать хорошим и плохим, правильным и неправильным, добрым и злым.

Совесть описывает две вещи: то, что человек считает правильным, и то, как именно он решает, почему это правильно. Она становится стандартом, необходимым для оценки этичности его действий и действий окружающих.

Совесть иногда называют «голосом разума в голове». Хотя, в буквальном смысле это далеко не так. Когда этот самый голос говорит человеку, что ему делать или не делать, он проживает определенного рода эмоции.

Иногда эти эмоции положительные. Сочувствие, благодарность, справедливость, сострадание и гордость – все это примеры чувств, которые побуждают человека делать что-то для других. К эмоциям, которые останавливают его от определенных поступков, относятся чувство вины, стыда, смущения и страха наказания или осуждения [Science News for Students, 2019].

Совесть является моральной основой, которая заставляет людей вести себя социально приемлемым и даже альтруистическим образом, являясь не просто «инстинктом», а «моральным мускулом» [The Ethics Centre, 2017].

Откуда берется совесть?

Вопрос о том, как формируется совесть, волновал умы многих мыслителей древности. Так, например, средневековый философ Фома Аквинский считал, что совесть возникла из синдерезиса – «искры совести». Он буквально имел в виду способность человеческого разума понимать мир с моральной точки зрения. А древнегреческий философ Аристотель в своих трудах описал фронезис – «благоразумие» или «доброту практического разума». По его мнению, способность ясно оценивать ситуацию необходима человеку, чтобы он понимал, как действовать добродетельно в сложившихся обстоятельствах [The Ethics Centre, 2017].

Философ Патрисия Черчленд утверждает, что «у людей не было бы четкой моральной позиции, если бы они не были социальными существами» [Nature, 2019]. Наличие совести, по мнению Черчленд, связано с тем, как эволюция сформировала нейробиологию человека для социальной жизни. Чаще всего люди судят, что правильно, а что неправильно, используя чувства и суждения.

Такое суждение обычно отражает «некоторый стандарт группы, к которой человек чувствует себя привязанным». Идея совести как нейробиологической способности усваивать социальные нормы контрастирует со строго философскими представлениями о том, как и почему люди отличают хорошее от плохого [Nature, 2019].

В эволюционной биологии существует точка зрения, выдвинутая теоретиком Бретом Вайнштейном, что способность к моральным дебатам сама по себе имеет социальную функцию. Более того, многие из моральных правил (например, идея о том, что нельзя предавать своих друзей или бросать детей) были явно сформированы естественным отбором, чтобы оптимизировать человеческую способность жить в группах. Другие правила (например, касающиеся правил взаимности) аналогичны: люди глубоко и врожденно чувствуют, что на оказанную услугу следует ответить взаимностью в будущем [Nature, 2019].

Человек – существо биосоциальное. Это означает, что с древних времен люди работали вместе, чтобы добиться главной цели – выжить. Однако человек не единственный вид, который поступает подобным образом. Некоторые виды обезьян (шимпанзе, гориллы, бонобо и орангутаны) так же живут во взаимодействующих группах. То же самое происходит и с некоторыми птицами, которые работают вместе, чтобы вырастить птенцов или собрать пищу для своей социальной группы. Но люди работают вместе так, как не работает ни один другой вид [Science News for Students, 2019].

Черчленд рассказывает о том, как другие приматы, такие как шимпанзе, вели себя, будто у них есть совесть. К подобному поведению можно отнести модели, проанализированные приматологом Франсом де Ваалем: сотрудничество для достижения общих целей, совместное питание, усыновление сирот и разделение горя. Патрисия Черчленд утверждает, что такие примеры указывают на эволюционное происхождение человеческого сознания [Nature, 2019].

Способность общаться с сородичами заложена в человеке с самых древних времен. Ведь именно благодаря взаимодействию с остальными членами племени человечество смогло не только выжить, но и в значительной мере эволюционировать. На сегодняшний день процесс общения включает в себя огромное количество техник, приемов и инструментов, которые позволяют сделать его максимально эффективным и полезным. Кстати, чтобы разобраться во всем этом многообразии и улучшить свои навыки общения, предлагаем вам пройти программу «Лучшие техники коммуникаций». Уверены, в ней вы найдете для себя инструменты, которые сможете сразу же применить на практике. Но продолжим.

Известный ученый, автор теории эволюции Чарльз Дарвин считал, что совесть – это то, «что делает людей людьми», и что обезьяны не поощряют сотрудничество в такой степени, как люди.

Эволюционный антрополог Катарина Хаманн со своей командой из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге провела интересное исследование. В нем дети в возрасте двух-трех лет и детеныши шимпанзе оказались в ситуации, когда им приходилось работать с партнером их собственного вида, чтобы получить вознаграждение в виде угощения.

Для детей задача заключалось в том, чтобы натягивать веревки на концах длинной доски. Когда дети начали тянуть за веревки, на каждом конце доски лежали по две части их награды (конфеты в форме шариков).

Пока они тянули за веревку, один шарик перекатывался из одного конца в другой. Получалось, что один ребенок получил три шарика, а другой – только один. Когда обоим детям приходилось работать вместе, дети, получившие «лишние» шарики, возвращали их своим партнерам три из четырех раз. Но когда они тянули за веревку самостоятельно (без необходимости сотрудничества) и получали три шарика, они делились с другим ребенком только один раз из каждых четырех [Science News for Students, 2019].

Детеныши шимпанзе также работали за угощение. Но во время испытаний они никогда активно не делились полученной наградой со своими партнерами, даже когда работали вместе, чтобы получить лакомство.

«Из этого можно сделать вывод, что даже очень маленькие дети признают сотрудничество и вознаграждают его, разделяя поровну», – говорит Хаманн. «Эта способность, вероятно, проистекает из нашей давней потребности сотрудничать, чтобы выжить» [Science News for Students, 2019].

Так когда же появилась совесть? Антропологи полагают, что это началось, когда древним людям пришлось работать вместе, чтобы охотиться на крупную дичь. Если они не работали вместе, то они не получали достаточно еды. Только объединившись, они могли охотиться на крупных животных и получать достаточно, чтобы прокормить свою группу в течение нескольких недель. Сотрудничество означало выживание. Тот, кто не помогал, не заслуживал равной доли еды. Это означало, что люди должны были отслеживать, кто принимал участие в охоте, а кто нет. При этом у них существовала система вознаграждения тех, кто участвовал в общем деле [Science News for Students, 2019].

Психически здоровые люди получают удовольствие, совершая добрые поступки совершенно бескорыстно. Они способны испытывать сострадание к другим, гордость за хорошо выполненную работу и чувство справедливости. При этом бесполезное поведение или неспособность решить проблему, заставляет большинство людей чувствовать вину, смущение или даже страх за свою репутацию.

Подобные чувства развиваются рано, еще в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что даже очень маленькие дети могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что устроили беспорядок. Они также могут почувствовать себя лучше, если помогут этот беспорядок устранить.

Роберт Хепач и Амриша Вайш, ученые из Медицинской школы Университета Вирджинии, провели исследование, в котором изучали изменения в зрачках детей, чтобы понять, насколько виноватыми они себя чувствовали в той или иной ситуации [Science News for Students, 2019].

Зрачки человека могут менять размер в течение дня. Это зависит от освещения, психологического состояния, настроения и многих других факторов. Одной из причин данных изменений, по мнению ученых, является появившееся беспокойство о других и желание им помочь. В своем исследовании Хепач и Вайш наблюдали за расширением зрачков трехлетних детей, чтобы изучить, чувствовали ли они себя виноватыми, считая, что стали причиной несчастного случая.

Перед детьми поставили задачу проложить рельсы так, чтобы игрушечный поезд смог доставить по ним ко взрослому, стоящему в центре комнаты, стакан, наполненный водой. В одной половине испытаний дети самостоятельно нажимали на кнопку компьютера, чтобы запустить поезд. В другой половине кнопку нажимал второй взрослый. В каждом случае поезд опрокидывался, проливая воду еще до того, как добирался до места назначения [Science News for Students, 2019].

Далее одним детям разрешали взять бумажные полотенца, чтобы убрать беспорядок, в остальных случаях взрослый брал полотенца первым. Зрачки детей, которые смогли принять участие в уборке воды, были меньшего размера, чем у детей, молча наблюдавших за тем, как все убирали взрослые.

Более того, зрачки увеличивались у всех детей, независимо от того, был ли ребенок «причиной аварии». Данный факт говорит о том, что все дети могли чувствовать себя виноватым из-за того, что устроили беспорядок. Если взрослый убирал его сам, у ребенка не было шанса исправить эту ошибку. Это и заставляло их чувствовать себя плохо [Science News for Students, 2019].

Роберт Хепач объясняет: «Мы хотим быть теми, кто оказывает помощь. Мы остаемся разочарованными, если кто-то устраняет ущерб, который мы намеренно или случайно причинили». Одним из признаков этой вины или разочарования может быть расширение зрачков [Science News for Students, 2019].

«С самого раннего возраста у детей есть элементарное чувство вины», – добавляет Амриша Вайш. «Они знают, когда кому-то причинили боль. Они также знают, что для них важно снова все исправить».

Ученые отмечают, что чувство вины – очень важная эмоция. Более того, она начинает играть роль в раннем детстве и усугубляется по мере взросления ребенка. Подростки могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что не сделали что-то, что должны были сделать, или просто думают о том, чтобы сделать что-то плохое [Science News for Students, 2019].

Иногда муки совести становятся настолько сильными, что человек не может нормально работать, общаться и жить полноценной жизнью. В такие моменты очень важно умение анализировать происходящее, рефлексировать и настраивать себя на нужный лад. Именно этому и посвящена наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», в которой всего за 6 недель вы рассмотрите лучшие техники и приемы для гармонизации своего состояния.

«Чувства, лежащие в основе совести, помогают людям поддерживать социальные связи», – считает Амриша Вайш. «Эти эмоции критически важны, чтобы сделать наше взаимодействие с другими более плавным и согласованным. Так что даже если эти угрызения совести могут вызывать неприятные ощущения, они необходимы, чтобы оставаться человеком [Science News for Students, 2019].

Нейробиология совести

Что происходит внутри человека, когда он испытывает угрызения совести, и от чего зависит ее появление? Ученые провели десятки исследований, чтобы понять это. Они сосредоточились на поиске областей мозга, связанных с «моральным мышлением».

Исследователи проводили сканирование мозга человека с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной терапии и наблюдали за изменениями активности в его зонах во время просмотра различных сцен. Так, например, некоторым испытуемым предлагали сделать нравственный выбор и решить, кого они смогут спасти от съехавшей с рельс вагонетки: пятерых человек или одного [Science News for Students, 2019].

Вначале ученые ожидали найти в мозге так называемую «моральную зону», отвечающую за чувство вины и совесть. Но это оказалось не так-то просто. Фактически, во время этих экспериментов включалось несколько областей мозга. Работая вместе, они, вероятно, и включают угрызения совести в определенной ситуации. Ученые назвали эти области «моральной сетью».

«Данная сеть на самом деле состоит из трех более мелких сетей», – говорит психолог Файери Кушман из Гарвардского университета. «Одна сеть мозга помогает нам понимать других людей. Другая позволяет нам заботиться о них. Последняя помогает нам принимать решения, основанные на нашем понимании и заботе» [Science News for Students, 2019].

Первая из этих трех сетей состоит из группы областей мозга, которые вместе называются сетью режима по умолчанию. Она помогает человеку «проникнуть в головы» других людей, чтобы лучше понимать, кто они и что их мотивирует. Эта сеть включает в себя части мозга, которые становятся активными во время мечтаний и визуализации. По словам Кушмана, несмотря на то, что «мы можем видеть только действия человека, мы можем представить, о чем он думает или почему он сделал то, что сделал» [Science News for Students, 2019].

Вторая сеть – это группа областей мозга, часто называемая матрицей боли. У большинства людей определенная часть этой сети включается, когда кто-то испытывает болезненные ощущения на эмоциональном или физическом уровне.

«Эмпатия – это способность разделять чужие чувства. Чем более чутким является человек, тем больше перекрываются первые две сети мозга. У очень чутких людей они могут почти полностью совпадать. Это показывает, что матрица боли важна для сочувствия», – говорит Файери Кушман. «Это позволяет нам заботиться о других людях, связывая то, что они чувствуют, с тем, что испытываем мы сами» [Science News for Students, 2019].

По мнению психолога, понимание и забота важны. Но наличие совести означает, что люди должны действовать в соответствии со своими представлениями об этом. Вот тут-то и появляется третья сеть – сеть принятия решений. Именно здесь люди взвешивают затраты и выгоды от принятия мер.

Когда человек попадает в ситуацию морального выбора, все три сети начинают работать. «Нам не следует искать моральную часть мозга», – говорит Кушман. «Скорее, у нас есть сеть областей, которые изначально развивались, чтобы выполнять другие задачи. В течение эволюционного периода они начали работать вместе, чтобы вызвать чувство совести» [Science News for Students, 2019].

Подобно тому, как не существует единого морального мозгового центра, не существует единого типа морального развитого человека. «Есть разные пути к нравственности», – говорит Кушман. «Например, некоторые люди очень чуткие. Это побуждает их сотрудничать с другими. Некоторые люди вместо этого действуют по своей совести, потому что это кажется им наиболее логичным. А третьи просто оказываются в нужном месте в нужное время, чтобы изменить ситуацию к лучшему» [Science News for Students, 2019].

Совесть – хорошо или плохо?

Как совесть влияет на жизнь человека? В политике большая часть споров вокруг этого чувства касается права на отказ от военной службы по убеждениям. Следует ли требовать от врачей, выступающих за аборты, делать аборты или направлять пациентов к врачам, которые это сделают? Должны ли священники снимать исповедальную печать и сообщать о лицах, совершивших сексуальные преступления, которые исповедуются перед ними? Можно ли освободить пацифистов от призыва на военную службу из-за их неприятия войны? [VeryWell Mind, 2019].

В течение долгого времени западные страны, опираясь на католическую интеллектуальную традицию, верили в «примат совести» – идею о том, что человека нельзя принуждать делать то, что, по его мнению, противоречит его самым глубоко укоренившимся ценностям и принципам.

В последнее время, особенно в медицине, это вызывает споры и множество вопросов. Австралийский специалист по биоэтике Джулиан Савулеску считает, что врачам, работающим в государственной системе, следует запретить возражать против проведения медицинских процедур, поскольку это ставит под угрозу уход за пациентами [VeryWell Mind, 2019].

В ходе этих дебатов происходит столкновение двух мировоззрений. Согласно первому, основная ответственность людей лежит в их личных убеждениях о том, что хорошо и что правильно, согласно второму, данная обязанность уравновешивается потребностями общего блага.

Философ Майкл Уолцер считает, что бывают ситуации, когда человек обязан «запачкать руки», даже если за это приходится платить собственным чувством совести. В ответ Аристотель мог бы сказать: «Ни один человек не желает владеть миром, если он сначала должен стать кем-то другим». Т.е., согласно мнению философа, люди не могут изменить то, кем являются или во что верят, ни за какую цену [VeryWell Mind, 2019].

Моральный субъективизм утверждает, что люди определяют сами, что хорошо или плохо, правильно или неправильно. Человек никогда не может ошибаться с моральной точки зрения. Поскольку он является источником морали, тогда субъективизм не предлагает выхода далеко за рамки морального заблуждения и усиливает ненадежность совести. Более того, если «всегда позволять совести быть вашим проводником», это означает «быть верным себе», нести свое собственное добро [VeryWell Mind, 2019].

Альтернативой может быть развитие совести согласно некоторому внешнему моральному авторитету, такому, к примеру, как религия, которая действительно является незаменимым помощником в ее формировании.

Формирование совести вовсе не означает слепое подчинение нравственным учениям любого религиозного сообщества. Во-первых, совесть не создает сами понятия «правильно» и «неправильно», но свидетельствует об объективном моральном законе, которому подчиняется человек. Во-вторых, совесть является сокровенной и неприкосновенной частью личности, на которую никто не вправе повлиять, кроме самого человека [The Ethics Centre, 2017].

Таким образом, с одной стороны, совесть относится к внешнему моральному закону, которому люди должны подчиняться, и, с другой стороны, она формируется из личных убеждений, ценностей и переживаний самого человека.

Это приводит к некоторому напряжению, поскольку первое предполагает, что работа совести – это послушное подчинение моральным законам, которые объективны и, следовательно, универсальны для выполнения, в то время как последний предполагает, что совесть – момент достаточно интимный для каждого конкретного человека.

Так, формирование совести является всеобъемлющим процессом, задействующим разум, чувства, эмоции, опыт, интуицию и воображение человека. При этом не стоит отметать значимость критического мышления, поскольку именно оно позволяет адекватно оценивать и анализировать все источники, которые могут влиять на формирование совести человека, не давая им искажать его моральное восприятие. Оно включает в себя поиск истины [The Ethics Centre, 2017].

Совесть важна для человеческой способности выдерживать привязанности и извлекать из них пользу. По мнению Патрисии Черчленд, «привязанность порождает заботу, а забота порождает совесть». Следовательно, способность формулировать моральные нормы и действовать в соответствии с ними возникает из необходимости разработки практических решений социальных проблем [Nature, 2019].

Часто наличие совести подкрепляется социальными стимулами: например, одобрением добрых поступков или осуждением лжи. Таким образом, совесть в понимании Черчленд, предполагает «усвоение общественных стандартов».

Совесть сложна, и моральные правила (например, против убийства) сами по себе не являются тем, что кодирует нейробиология. Патрисия Черчленд исследует связанные темы, в том числе отсутствие совести, как при антисоциальном расстройстве личности, или ее избыток, как у людей, которые следуют моральным ограничениям религии с чрезмерной скрупулезностью [Nature, 2019].

Для большинства людей, как утверждает Черчленд, «любовь к членам своей семьи – это колоссальный нейробиологический и психологический факт, от которого идеология просто не может отказаться». Она уверена, что «утилитаризм неразрешимо противоречит тому, как функционирует человеческий мозг, учитывая, что мы эволюционировали, чтобы больше заботиться о людях, которых мы знаем, чем о тех, кого мы не знаем» [Nature, 2019].

Заключение

Совесть, которая является одновременно хорошо сформированной (социальным окружением, образованием и опытом) и хорошо информированной (осведомленной о фактах, доказательствах и т. д.), позволяет людям познавать себя и окружающий мир и действовать соответственно.

Такой взгляд на совесть важен, потому что он демонстрирует, что она не является врожденной. Только лишь постоянно работая над пониманием того, что нас окружает, человек укрепляет свои «моральные мускулы», а значит, становится лучше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *