Что такое совесть кратко и понятно 4 класс
Текст-рассуждение для 4 класса «Что такое совесть», что писать?
Литература, 4 класс
Действительно, у меня ребенок учится в 4 классе и ему, правда по русскому языку, задали составить сочинение-рассуждени е на тему «Что такое совесть?». Учитель сказал, что писать надо своими словами. В итоге, после проведения беседы с ребенком я узнала, что он на самом деле искренне не знает, что такое совесть. Выдумывать мы ничего не стали, а составили следующий текст:
Возможно, текст получился немного примитивным, но необходимо учитывать, что он должен быть составлен четвероклассником, а значит написан просто и понятно.
Это довольно странный вопрос для детей 11-12 лет. Дело в том, что совесть развивается постепенно в течении всей жизни и к 12 годам развиваются только первые её зачатки. Хотя есть научные работы, где утверждается, что к 12 годам совесть должна быть уже развита и потом только укрепляется. Но даже при этом дети в таком возрасте не могут дать определения, что такое совесть. Совесть является причиной дебатов и споров многих философов. Для того, чтоб дать определение совести нужно обладать высоким самосознанием, понимать что такое нравственность, обладать словарным запасом взрослого человека и уметь им пользоваться на уровне человека с IQ выше 110.
И даже далеко не каждый взрослый может ответить адекватно на поставленный вопрос. Даже гуманист с высшим образованием задумается, как на него ответить. (Можно, конечно, заглянуть в словари и Гугл, но ребенок из этого ничего не поймет)
Классный час «Беседа о совести» 4 класс
Тема: «Беседа о совести»
Цель: расширять представления детей о понятии «совесть», о совестливых и бессовестных людях; учить рассуждать о том, зачем человеку совесть; на примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассмотреть поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.
Ход классного часа.
Учитель: что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.
Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.
Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно.
Чувство стыда – это показатель наличия совести у человека.
Какие чувства, ощущения вы испытывали?
Учитель: Народ придумал много крылатых выражений, пословиц о совести:
Совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть от стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; угрызения совести.
И об её отсутствии:
Хоть наплюй в глаза: ему всё божья роса; хоть о стенку горох; душа христианская, а совесть-то цыганская.
Учитель: как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.
Чего не сделает человек совестливый?
ü Не обидит слабого, старого, малого.
ü Не влезет без очереди.
ü Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.
ü Не свалит свою вину на другого.
ü Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.
ü Не выгонит из дома состарившегося пса.
ü Не будет радоваться чужому горю.
Учитель: о том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.
(чтение рассказа учителем или хорошо читающим учеником).
Учитель: как вы думаете, почему мальчик не признался сразу?
-Почему мама после признания сына не стала бранить его?
-Есть ли совесть у этого мальчика?
-Кто может сказать, какого цвета совесть?
-А где она находится?
-Если совесть мучает, как её успокоить? (загладить вину: попросить прощения, покаятся, совершить хороший поступок)
-Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверное, для того чтобы человек смог остаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьёй самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?
Учитель: повторю, мы все временами совершаем ошибки. Но давайте учиться признавать их – это самое трудное! Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!
Учитель: продолжите фразу: «Сегодня я понял…»
— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
Уши мои горели. Я развёл руками:
— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.
Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.
— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?
Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.
— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.
— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.
Но я перебил её, торопясь и заикаясь:
— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.
— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
— Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
— Хоть в кухню… мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.
— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»
Мама долго не спала. Она тоже думала:
«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»
И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему».
Значение слова «совесть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СО’ВЕСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто. едина разве совесть. Пушкин. Меня и совесть никогда не грызла. Пушкин. Жгучие упреки совести язвили его, как иглы. Гончаров. Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин. Спокойная с. С. не позволяет. Угрызения совести. Усыпить с. Поступить по совести. Есть ли в тебе с.? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). ◊
разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов. Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
со́весть
1. чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и моральности своих поступков перед самим собой и перед другими ◆ ― Жена и муж едина плоть. Погрешили, говорю, мы с тобой и будет, надо совесть иметь и бога бояться. А. П. Чехов, «Бабы», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему. Требования совести суть то, что на христианском языке называется волей бога, и потому смысл жизни и ответ на оба вопроса: для чего жить и как сделать, чтобы иметь право жить? состоит в том, чтобы исполнять волю бога, сознаваемую вами в нашей совести. Л. Н. Толстой, «Письма», 1894 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Это очень трудно, это почти невыносимо, но мы должны идти и идти и делать то, что велит нам наша совесть! Юрий Герман, «Дорогой мой человек», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сталинист (существительное):
Презентация по ОРКСЭ на тему «Совесть» (4 класс)
Выбранный для просмотра документ sovest.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Центр образования №1»
Основы религиозных культур и светской этики
(Модуль «Основы светской этики»)
Открытый урок по теме:
Учитель начальных классов
Цель урока: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть».
-формировать навыки работы с терминами;
-совершенствовать умение работать с источниками;
-продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков;
— обучать элементам творческой деятельности;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;
— акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Оборудование: мультимедиа, карточки «Собери пословицу», карточки с афоризмами, карточка «Найди пару», текст рассказа А.Гайдар «Совесть», толковые словари.
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Формы организации познавательной деятельности:
Эпиграф урока : Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята!
Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.
На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я?
Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение. По ходу чтения появляются слова «разум», «воля», «совесть».
Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
— Что главное, скажите в человеке?
— Конечно, разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел
(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
— Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза )…
— Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
( добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, спокойствие, скромность, тактичность )
(Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)
Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
(прикрепляю карточку со словом «совесть»)
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
— Прочитайте эпиграф урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон
1.Что такое совесть?
2.Нужна ли человеку совесть?
3.Что значит поступать по совести?
4.Какая совесть бывает чиста?
— Сформулируйте тему урока. (Совесть).
— Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
Нужна ли она человеку?
Что значит поступать по совести?
Что значит «чистая совесть»?)
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
Работа с определениями.
— Что такое совесть? Попробуем дать определение.
(Моделирование понятия “совесть”. Работа в парах)
— Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, запишите его на карточку.
1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез
4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла » Дени Дидро
Выполнив задание, на экране возникает следующая запись: Совесть-это…
2. Работа со словарем.
1. Во время работы групп с афоризмами, 2 ученика работают по словарю В.Н. Даля, находят определения.
Обратимся к словарю В.Н. Даля.
– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Бальзак, Цицерон и др.
3. Заглянем в историю слова «совесть».
Совестливый – поступающий по совести.
Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.
— Итак, совесть это чувство, свойственное только человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми.
4. Работа со статьей учебника стр.48.
Прочитайте первый абзац статьи.
— Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).
— Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).
— С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).
Демокрит писал : СЛАЙД
Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя.
Толкование слова стыд (словарь Даля). СЛАЙД
— Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)
— Подберите однокоренные слова. (Стыдливый, постыдный, стыдливость)
— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
— А есть ли в их значении какое-то различие?
— Чем отличается стыд от совести? СЛАЙД
Помогите заполнить таблицу.
Проверка по эталону. СЛАЙД
5. Чтение и обсуждение рассказа А.П.Гайдара «Совесть» СЛАЙД
Читают по ролям подготовленные учащиеся
— Что делала девочка в роще?
-Почему она не пошла в школу?
— Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
— Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да, шла украдкой, пряталась от знакомых),
— Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку),
— Кого встретила Нина в роще?
— Почему она помогла мальчику?
-Почему Нина заплакала?
— Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?
— Какими словами заканчивается рассказ?
6. Работа со статьей учебника стр.49. СЛАЙД
— Прочитайте 1 абзац.
(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки,
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
игнорирует хитрые оправдания,
заставляет говорить о себе правду.)
— Что значит поступать по совести?
Пример: в Шотландии на задней площадке трамваев и автобусов есть небольшой ящик. Этот специальный ящик там для того, чтобы положить туда свою плату, если кондуктор занят на другом конце трамвая или автобуса и не может подойти к вам. Он называется «ящик совести». Можно с интересом наблюда ть за людьми, когда они выходили из трамвая. Если кондуктор не дошел до них, они клали свой трех-пенсовик или шестипенсовик в тот ящик. Когда я заговорил с кондуктором о ящике, он сказал: «Ящик совести полный каждый день.»
7) Работа в паре. «Собери пословицу». СЛАЙД
Взаимопроверка по эталону (слайд).
8) Работа с текстом учебника с. 49. СЛАЙД
— Какие 2 главных чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).
— Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).
Совесть (голос совести)
Совесть (голос совести)
Мука совести, раскаяние
Удовлетворенность и спокойствие
Совести в человеке поручено два дела:
— Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
— После ошибки совесть срабатывает как тревога: « Так нельзя! Исправься! ».
Совесть как заноза.
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже.
Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
— Ребята, перед вами предложения (на карточках), вы должны найти вариант подходящий по смыслу и соединить их стрелками:
Поступать вопреки своим убеждениям.
Жить честно, справедливо.
Поступать без зазрения совести
Делать что-либо хорошо, добросовестно.
Жить со спокойной
совестью
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.
Поступать против совести
Поступать без стыда, без стеснения.
Самопроверка по эталону.
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
Составление треугольника совести. СЛАЙД
Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
Запомните, бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.
Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!
— Составьте словесный собирательный образ совестливого человека. СЛАЙД
Портрет совестливого человека
Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( непреднамеренно ), и они вызывают у него… ( глубокое раскаяние ).
Совесть выражается в …( глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков ).
Она побуждает человека следовать… ( добру, истине и справедливости ).
Отвращает его от… ( дурных поступков и действий ).
Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них:
— Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
— Было ли стыдно за свои поступки?
— Всегда ли вы поступали по совести?
Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».
Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.
Продолжите фразу. СЛАЙД
— Наш урок хочется закончить словами: «Всегда, во всём, как светильником, пользуйтесь руководством совести».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
— Спасибо ребята за урок. Все работали хорошо, активно отвечали на вопросы. Молодцы!
— Подготовить рассказ на тему «Приходилось ли вам испытывать муки совести?»
Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Паскаль Блез)
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Кант И.)
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (Гольбах П.)
Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. (Дени Дидро)
Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Генри Луис Менкен)
Нина не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Без рук, без ног – калека,
Кто чистую совесть имеет,
без совести – полчеловека.
тот спокойно спать ложится.
Без рук, без ног – калека,
Кто чистую совесть имеет,
без совести – полчеловека.
тот спокойно спать ложится.
Без рук, без ног – калека,
Кто чистую совесть имеет,
без совести – полчеловека.
тот спокойно спать ложится.
1. Что такое совесть?
2. Нужна ли человеку совесть?
3. Что значит поступать по совести?