Что такое советы читателю
Советы читателю
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».
КАК ЧИТАТЬ КНИГУ 
2. Читай медленно, не торопясь – лучше запомнишь прочитанное.
3. Читай осмысленно. Не допускай механического чтения.
4. Для восприятия прочитанного познакомься с аннотацией, прочитай эпилог.
5. Когда встретишь незнакомое слово во время чтения книг, периодики, обращайся к
словарям, справочникам, энциклопедиям.
6. Не дочитав книгу до конца, вложи закладку на то место, где остановился.
7. Прочитав книгу, обговори ее с товарищами, родителями.
ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ 
1. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
2. Не бросай книгу не дочитанной без серьезных причин.
3. Научись пользоваться оглавлением.
4. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
5. Читай хоть немного, но основательно.
6. Читай необходимое, хотя и неинтересное.
7. Читай самое лучшее, что можно достать.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ КНИГА УЛЫБАЛАСЬ
Книги библиотечные – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки. В назначенный срок книгу ждут в родном доме – библиотеке.
КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ? КАК ЧИТАТЬ КНИГУ?
Беглый просмотр книги позволит вам многое узнать о ней, если вы:
Выбирай книги для своего возраста
ЧИТАЕМ СО СЛОВАРЁМ
Титульный лист – страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания.
Оглавление(содержание) – перечень глав или других составных частей книги, рукописи.
Предисловие – вводная статья к какому-либо сочинению (произведению).
Введение – вступительная, начальная часть чего-нибудь.
Заключение – последняя часть чего-нибудь.
Как читать книги: опытным читателям, любителям и начинающим
Евгения Рыкалова
Сотни подборок книг, которые мы обязаны прочитать. Бесплатные доступы к десяткам приложений для чтения, которые мы должны загрузить. И полная растерянность: как же успеть все это прочитать и прослушать? Собрали несколько советов о том, как читать больше, быстрее, эффективнее, а главное — как выбрать книгу, которая действительно нужна именно вам.
Умеете складывать буквы в слова и бегло продвигаться глазами по страницам книги? Значит ли это, что вы действительно умеете читать? Простите, но нет, ведь чтение — это умение понимать, чувствовать и осмыслять написанное.
Евгения Рыкалова
Издатель T&P, руководила и руководит маркетингом в крупнейших книжных издательствах страны
Зачем читать?
Чтение — это всегда тренировка ума, расширение кругозора и лексического запаса, это способ восполнить лакуны в образовании и возможность поддержать любой разговор. Художественные книги — это еще и эмоции, уникальная возможность перейти в другую реальность, познать мир и получить опыт. Все мы читаем либо ради эмоций и развлечения, либо для познания и образования.
Как выбирать книги?
«Книг много, времени мало», «Все советуют, а я не понимаю, что читать», «Я начинаю и бросаю», «Не могу вчитаться», «В современных книгах одна вода», «Я запутался в списках, они бесконечны» — и еще сотни праведных и логичных предлогов не читать. Однако главная причина того, что вы не читаете регулярно, гораздо прозаичнее: просто вы выбираете не те книги. Но как выбирать книгу с пользой для себя?
Поймите, к чьим советам стоит прислушаться именно вам
Присмотритесь к коллегам, друзьям и всему своему окружению, определите человека, рассуждения и вкусы которого вам симпатичны. Если кто-то советует фильмы и сериалы, театральные постановки и выставки, курсы и образовательные программы, которые вызывают у вас интерес, обязательно спросите и про чтение. Скорее всего, рекомендация вам понравится.
Советчика для чтения ради профессионального развития искать еще проще: выбирайте коллегу, навыки и траектории (карьерная и образовательная) которого вам кажутся превосходными. Да и лидер мнений в профессиональной среде с большой степенью вероятности советует только то, чему сам доверяет. Если вы пришли на лекцию или проходите образовательный курс, всегда задавайте спикеру вопрос: «А что?»
Как относиться к блогерам и критикам? Я люблю книжных блогеров, но не советую бросаться покупать книги по их рекомендациям. Чаще всего книги они получают от издательств и советуют то, что им прислали. А вот книжных критиков (профессионалов с собственными колонками в популярных медиа) я искренне рекомендую — подпишитесь на тех из них, статьи и рецензии которых находят отклик в вашей душе. Но помните, что про популярный нон-фикшн критики пишут крайне редко, так что они скорее будут полезны любителям художественной литературы.
Честно ответьте на вопрос «Зачем читать?» и определите цель прочтения
Ответ на вопрос «зачем?» полезен в любой ситуации, и выбор книг не исключение. Будьте честны: если вы устали от сериалов, хотите погрузиться в волшебный мир с магами и не думать о проблемах на работе, нет смысла пытаться провести время с биографией авангардистов. Проводите время с пользой лично для себя. Если цель чтения — получить эмоции и забыться, идите на форумы (я рекомендую Goodreads) и выбирайте книгу по советам таких же читателей, как и вы.
Если цель — узнать новое, то точнее определяйте тему и желаемую глубину погружения. Как-то моя подруга спросила, что почитать об архитектуре, а после уточняющего вопроса «зачем?» оказалось, что она желает разобраться в принципах организации городского пространства, а это уже совсем другой пласт книг «об архитектуре».
Наконец, читайте содержание и оглавление, а не аннотацию или продающие тексты на обложках. А еще прочитайте пару страниц (в везде есть тестовое чтение), посмотрите рецензии на книгу — это все поможет вам определить, закроет ли эта книга вашу потребность.
Прочитайте заключение
В я всегда читаю выводы и заключения, и, если они мне кажутся полезными или интересными, я беру эту книгу. И нет, это не спойлер: даже узнав итоги, вам точно захочется пройти путь автора, прийти к его выводам или сделать собственные.
Источник: Metoda Tęczówk i/ behance.net
Как читать?
Читать нас учат с детства, и это уже выработанный навык. Неудивительно, что гораздо чаще у нас возникает вопрос «Как заставить себя читать?» или «Как выработать привычку читать регулярно?». Но на самом деле в разы важнее научиться читать с пониманием и осмыслением прочитанного.
Определите время чтения и создайте традицию
Я начинала с «прошитого» календаря на телефоне — ежедневное чтение с 9 до 11 вечера. В любой ситуации после напоминания на экране телефона я открывала книгу, и постепенно это вошло в привычку. Или, например, мои близкие друзья каждую субботу передают детей бабушкам и проводят два часа в кофейне за совместным чтением.
Чтение — как регулярный спорт, только для вашего мозга. Здесь без режима не справиться. Если вы уже соблюдаете график тренировок в спортзале, попробуйте добавить в него и упражнения с книгой.
Найдите напарника и возьмите социальные обязательства
Договоритесь с коллегой (для профессионального) или с другом (для познавательного и художественного) читать книгу параллельно. Самое важное — определить дату, когда вы обменяетесь мнением о прочитанном. Во-первых, вам будет стыдно и неловко, если вы не успеете прочитать к сроку. Во-вторых, вы сможете с разделить свой опыт и поделиться эмоциями.
Не надо бросаться вести книжный блог в инстаграме или заводить телеграм-канал, но попробуйте иногда рассказывать о своих планах на чтение или публично пообещать прочитать десять книг до конца года. Только если уж вы поделились обещаниями, не забывайте делиться результатами.
Подводите итоги
Прочитали книгу для профессионального развития — ответьте на три вопроса: 1) Что в ней было полезным или новым? 2) Что возьмете в работу и попробуете применить? 3) Что в ней было плохо или глупо?
Прочитали что-то познавательное или образовательное — ответьте на вопросы: 1) Чем хочется поделиться? 2) Что из прочитанного стоит обсудить с друзьями? 3) Есть ли желание разобраться в теме глубже?
Прочитали художественную книгу — ваш главный вопрос: «Какие эмоции я получил от прочтения?»
Отмечайте важное
Я всегда делаю пометки в книгах. Многие редакторы и издатели морщатся от такой моей привычки, но помните: самые ценные книги в букинистических магазинах именно с пометками на полях.
Если вы читаете через приложения, как правило, в них есть возможность сделать заметку и «заложить» страницу. К книгам, полезным лично для вас, вам точно захочется вернуться, поэтому цитаты и выводы стоит сохранить удобным образом. А если вы еще и запишете их собственной рукой (или напечатаете), велика вероятность, что мысль вы запомните надолго.
Как советовать?
Если вы не можете посоветовать нон-фикшн-книгу одним предложением и через одну идею, советовать ее не стоит. Художественную книгу обычно рекомендуют через сюжет: попробуйте описать книгу и героев через свои эмоции после прочтения.
Что читать, если хочется разобраться в чтении как таковом или научиться читать быстрее:
Сочинение Советы читателю
Фраза, что книга источник знаний, известна многим из нас уже давно. И это действительно так. Роль книги в сохранении и распространении опыта и знаний трудно переоценить. А с изобретением печати книги перестали быть прерогативой богатых и стали доступны широким слоям населения.
С распространением интернета и компьютерных технологий популярность печатных книг снизилась, на смену им пришли электронные книги. Но чтение как было, так и осталось интересной и полезной необходимостью. Чтение не только обогащает наш внутренний мир, расширяет кругозор, но и способствует развитию нашего мозга, воображения, памяти, речи, повышает нашу грамотность и улучшает зрение. Но всего этого можно добиться лишь при условии правильного чтения. В противном случае чтение может не только не вызывать позитивных эмоций, но и оказывать вред нашему организму.
Но обо всем по порядку. Вот несколько советов читателю, чтобы его чтение было полезным и интересным.
В-третьих, чтобы получить от чтения больше удовольствия и пользы, лучше читать в тишине и покое, не отвлекаясь, не прерываясь, максимально глубоко погружаясь в книгу.
В-четвертых, если есть возможность, стоит читать не определенное количество страниц, а столько, сколько идет. Лучше прочитать меньше, но вдумчиво и с удовольствием, чем много и через силу, когда уже не лезет.
В-пятых, если чтение имеет образовательную цель, то будет полезным конспектировать прочитанное, схемы и краткие записи основного помогут лучше понять и запомнить содержание, разложить информацию в голове по полочкам.
Некоторые люди ведут так называемый читательский дневник, где записывают свои эмоции и мысли касательно прочитанного. Можно так же обсудить прочитанное с кем-то, поделиться своими впечатлениями, узнать взгляд другого человека на события и героев книги.
Ну и разумеется, чтобы чтение приносило нашему организму пользу, а не вред стоит правильно выбрать место для чтения, установить правильное освещение, ни в коем случае не читать лежа и при слабом или слишком ярком свете.
Если соблюдать все эти рекомендации, то чтение из скучной, утомительной обязанности превратится в полезное, увлекательное, приятное, релаксирующее времяпровождение.
2 вариант
Книга в истории цивилизации является величайшим достижением материальной и духовной культуры. Она прошла путь от папирусных свитков, глиняных табличек, тяжеловесных пергаментных фолиантов в деревянных окладах до изящных изданий на бумаге.
Современная книга радует глаз красивыми глянцевыми обложками, цветными иллюстрациями. В неё вложен труд сотен людей. Но главная ценность книги – в её содержании.
Больше всего человек читает в годы ученичества. Это учебники, пособия, художественная литература, изучаемая по школьной программе. Эти издания выдаются из года в год учащимся, читателям школьных библиотек. Обеспечить долгую жизнь таким изданиям и любым другим книгам – очень важная задача.
Её можно решить, выполняя несложные 7 правил пользования книгой:
Не секрет, что идеальных пользователей библиотек и примерных читателей не так уж много. К тому же книгу могут повредить случайно, или от долгого пользования она может обветшать. В таких случаях пригодятся такие практические советы:
Книга намокла (попала под дождь, упала в воду…).
Надо придать ей вертикальное положение и раскрыть страницы веером в сухом, тёплом, проветриваемом помещении. Склеившиеся страницы следует слегка перегибать вправо-влево, пока они не разъединятся. Если они не расклеиваются – подержать над паром. Затем влажные страницы перекладывают папиросной бумагой или тонкими бумажными салфетками. Через день придётся поработать утюгом и окончательно высушить и разгладить страницы.
Загрязнилась обложка книги.
Ледериновый переплёт поддаётся чистке с помощью ватного тампона, смоченного в растворе стирального порошка. Коленкоровую обложку избавляют от грязи ластиком. Бумажная же поверхность не поддаётся чистке. На книгу с загрязнившимся бумажным верхом лучше надеть или наклеить новую обложку, купленную или сделанную самостоятельно.
Замарались страницы.
Карандашные пометки, следы пальцев убирают мягким ластиком. Маркер, надписи ручкой, жирные пятна и другие стойкие помарки поможет ликвидировать раствор лимонной кислоты или, в крайнем случае, – щавелевой. Последнюю нужно разбавлять пополам с некрепким спиртом.
Страничные листы помялись.
Мятую страницу с двух сторон прокладывают чистыми листами бумаги и проходят не очень горячим утюгом.
Если книга из-за ветхости или типографского брака распадается и её переплёт трещит, она подлежит ремонту, который требует специальных навыков. Приведенные правила и советы помогут обеспечить книге долгую жизнь.
Рассуждение
Многие люди любят давать советы. Но мало кто любит советы слушать, и еще меньше кто любит советам следовать. Нам все время кажется, что мы знаем все лучше чем другие.
Но я все же отважусь написать несколько советов, которые я бы дала, если бы меня об этом попросили.
Еще один немаловажный совет, это не перекладывать вину за все на других или на обстоятельства. Конечно бывают в нашей жизни ситуации, когда,не смотря на все наши усилия, нам все же не удается добиться желаемого. Но таких ситуаций не так уж много. Намного чаще бывает так, что мы не прилагаем достаточно усилий, а ищем повод не делать что-то. Мы говорим, например, что плохо учимся потому, что учительница плохо объясняет. Но при этом другие наши одноклассники у этого же преподавателя учатся хорошо и все понимают. Или например, мы виним в наших неудачах нашу генетику, мол неспособный я к математике или литературе. Но искать виноватых среди других намного проще, чем подумать, что лично я могу сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Люди, которые все время винят других, думают, что кто-то им все время что-то должен, очень редко добиваются успеха.
Так же я могу посоветовать себе и всем, жить своим умом, а не ориентироваться на других. Нельзя позволять кому-то думать и делать за тебя. Каждый человек всегда отвечает за свои поступки сам, и поэтому нужно всегда размышлять о последствиях своих дел.
Ну и самый последний, наверно, совет, это быть добрее к себе и к окружающим. Не надо забывать, что мир отражает нам нас самих. Если мы показываем миру добро, то и мир отвечает нам тем же.
Также читают:
Картинка к сочинению Советы читателю
Популярные сегодня темы
Роман по праву занял свое достойное место в литературе, а его афоризмы из текста по сей день являются очень актуальными для многих людей.
Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.
Главным положительным героем повести, является кузнец Вакула, который был влюблен в юную красивую украинскую девушку Оксану. Без нее он не представлял своей жизни, она для него была смыслом жизни.
Екатерина Ивановна является одной из главных героинь рассказа знаменитого и популярного писателя Чехова, а вот называется рассказ «Ионыч».
Конспект брошюры «Как правильно читать книги?»
Предисловие
Я считаю, что мой конспект может быть полезен людям, которые хотели бы прочитать данную книгу, но им сложно это сделать по той или иной причине.
В конспекте наверняка найдутся проблемы, и внимательный читатель обратит на них внимание, поэтому прошу такого читателя сообщить мне о них в критическом комментарии, чтобы я научился писать лучше.
Задача самой книги, равно как и конспекта – в том, чтобы открыть рядовому читателю глаза на то, что читать книги нужно учиться, и что читать их надо правильно, а не «как получается».
Если вы считаете, что вещи в книге очевидны, то спешу сообщить, что по крайней мере часть тезисов очевидна не всем.
Мною «актуализирована» некоторая часть советов, всё-таки XXI век на дворе.
I. Общие советы
Общие советы по выбору книг:
Читайте немного книг, но выбирайте лучшие, не самые лёгкие, но и не самые сложные, а такие, для чтения которых нужно прикладывать усилие. Из них выбирайте самое нужное и необходимое.
Плохое чтение может навредить:
Если некритически читать книги, способствующие деградации ума, поведения или мышления. Если «читать запоем», доводя себя до неврозов, головной боли, переутомления. Можете стать любителем говорить «громкие слова» попусту, став так называемым «фразёром». Если ваши знания будут бессистемно надёрганы отовсюду, вы можете стать плодом ложной начитанности, зубрёжки и отсутствия логической выучки, так называемым «человеком с кашей в голове». У таких отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и разговор с ними – мука.
В дополнение к этому следует напомнить дурные привычки при чтении:
Или другие, которые проявляются в ослаблении внимания. Эти привычки образуют дурные навыки. Но необходимо бороться с этим, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углублённому чтению хороших, нужных, глубоких книг.
Образованный от необразованного отличается не количеством сведений: важно не только наполнять память, но и главным образом – дисциплинировать и упражнять ум, приобретать навык к систематическому отчётливому мышлению.
Используйте воображение, пуская его «вовсю» где надо, даже если придётся перечитать отрывок несколько раз. Воображение – крайне полезный инструмент для чтения.
Чтение в коллективе – хороший инструмент для проработки материала, однако коллектив должен исключительно обсуждать материал на равных со всеми, когда каждый участник заранее проработал материал самостоятельно, только тогда коллективное обсуждение будет эффективным инструментом самообразования – будить интерес, рождать новые мысли и развивать идеи, а иначе – только навредит.
Необходимые условия для правильного чтения:
1) Наличие известных способностей.
2) Отсутствие дурных навыков в чтении.
Первое и главное условие – способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом.
Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти: «прочту две-три строки или маленький отрывок, перехожу к следующему – а первое уже забыл; не помню даже, о чем была речь». Здесь чаще всего две причины:
1) нервная болезнь – психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не мешкая, обратиться к врачу;
2) ослабление внимания.
Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или дурной навык.
Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его.
Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчетлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать её несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днем число строчек.
Упражнение должно проделываться каждый день. Если ослабление внимания не так сильно, нужно, конечно, начать с более длинного отрывка.
II. Чтение
Придерживайтесь плана чтения, особенно в начале изучения науки: сперва краткий учебник, затем более глубокий, и так далее.
Некоторые книги служат вам источником вдохновения, надежд и бодрости, их стоит читать и перечитывать пассивным чтением. Задача – впитать мысли и настроения, пережить их, заразиться ими. Отмечайте в таких книгах впечатляющие места, чтобы снова и снова их перечитывать. Если не переводить возникшие идеи и мысли в действие, то рискуете остаться всего лишь мечтателем.
Произведением искусства сперва наслаждаются пассивным чтением, затем сознательно изучают с проработкой, это разные виды деятельности.
Проработав одну книгу, можно закрепить, а то и углубить полученные знания, проработав противоположную по направлению книгу, изучив с проработкой те места, где она конфликтует с прочитанной. Можно научиться читать такие книги параллельно.
Как бороться с этой помехой? – Постоянно помните, что надо преодолевать лень, и каждый раз прилагать усилие. Нам нужна привычка, а она создаётся рядом повторных действий.
Для глубокого изучения сложной книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.
Главные группы целей чтения:
«низшая группа» целей:
«высшая группа» целей:
А) Для осведомления, пополнения сведений о чём-нибудь; Б) Чтение для нравственного, «волевого» воздействия на душу – «воодушевляющее». Они вливают новые силы, поднимают настроение, мотивируют. В) Чтение крупных произведений искусства, это не развлечение, это важное и необходимое средство для расширения кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства. Г) Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса. Д) Чтение для самообразования.
Искусный читатель должен: А) Если потребуется, выжать из книги максимум. Б) Приспособлять способ чтения к цели чтения. Один из главных недостатков безыскусного чтения – тот, что мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрим» и развлекательную, и научную литературу. Кто привык читать медленно так же внимательно читает развлекательный пост, как учебное пособие.
Основное правило искусства чтения такое: Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.
Способы чтения распадаются на группы, главные из них:
«Пролистать книгу». «Просмотреть», «пробежать» её. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенные вообще или наиболее важные для него: главные мысли, факты и т.д. Медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками. Например, пропускают ненужные вставки. Полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. «С проработкой» её содержания. Этот способ – лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той цели умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.
Вторая группа. (названия не совсем точные)
Пассивное чтение. Просто отдаёмся на волю автора, не критикуем текст, не даём ему оценки, просто переживаем его мысли, чувствования, образы, сливаемся с его личностью, смотрим его глазами, живём в его мире, забываем о себе и т.д. Активное чтение. Всегда осознаём себя, оцениваем мысли автора, соглашаемся с ними, критикуем их, перерабатываем по-своему, делая выводы и т.д.
Поверхностное чтение. Углублённое чтение.
Трудно кратко выяснить различие и его сущность, поэтому автор даёт сравнение. Мне оно не понравилось, я дам своё объяснение: когда читаем углублённо, то прорабатываем весь материал книги, соглашаясь или оспаривая его, тем самым вся книга нами переработана, нет опущенных, отложенных на потом деталей или частей книги.
III. Проработка и отработка книги
Работа над книгой состоит:
А. Прежде всего в том, чтобы хорошо понять книгу. Нередко спросишь человека, прочитавшего книгу, в чём суть её – и окажется, что он совершенно не понял её или понял (ещё чаще) самым превратным образом. Можно не только понять книгу, но и «пережить» её содержание.
Б. Помимо вопросов и задач, которые ставит автор, у нас возникают собственные – на фоне согласия или несогласия с автором. Критикуем, стараемся опровергнуть и т.д. Вся эта в высшей степени полезная работа углубляет и чтение, и нашу мысль. А кто работы этой не производит – тот плохо читает.
В. Правильно читая хорошую научную книгу, мы следим за ходом мысли выдающихся мыслителей, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы, их способы исследовать вопрос, доказывать, объяснять. Прорабатывая всё это, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Это имеет огромное значение для дисциплинирования и развития мышления.
Добиваясь этих трёх целей, нам неизбежно придётся выработать много полезных навыков, а именно:
1) сосредоточиваться на том, что читаешь;
2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;
4) мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни:
5) наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают.
Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе со вспомогательными приемами, о которых будет речь ниже, и называется – проработкой книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книг для самообразования.
Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в нее все силы, это оплатится с избытком.
Два основных пути к проработке книги.
1. Прямо начать чтение и проработку с первой страницы, и затем двигаться по частям далее. К прочитанному не возвращаются.
Одна из основных задач чтения с проработкой – отчётливое понимание всей книги. Первый путь при этом недостаточно удобен.
2. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.
В предварительном ознакомлении с книгой, особенно когда нужно отсеять часть книг, помогут часто пропускаемые части:
Предисловие и введение позволят понять какие цели и задачи ставит автор, на что обратить внимание.
Оглавление покажет общий план содержания книги, с него надо начинать и им заканчивать чтение.
Заключение объясняет к чему книга подводит, какие задачи выполняет.
Главных задач проработки научной книги (а вместе с тем и всякого настоящего, серьезного чтения её) три:
1) книга должна быть правильно и отчётливо понята;
2) мысли и сведения, содержащиеся в ней, должны «отработать» в нашем уме, в нашей психике;
3) во многих случаях должна быть произведена оценка её содержания.
Первое условие понимания книги – достаточная подготовка. Каждая книга кроме «популярных» требует известные знания. Если их нет, то читатель её не поймёт.
Второе условие – понимание иностранных слов и терминологии книги. Не брезгуйте гуглить незнакомые термины и слова – это важно!
Третье условие – умение «вникать» в читаемое, а не «пробегать глазами». Для того, чтобы глубже «вникнуть» в мысль, нужно уметь ее задерживать и всю силу внимания сосредоточивать на ней. Для этого требуется особое характерное усилие, известное, вероятно, каждому и столь неприятное «ленивому» уму. Кто не умеет или ленился «вникать» в читаемое, для того настоящее знание закрыто.
«Отработку» можно свести к двум главным типам.
Первый тип. Содержание книги может быть «усвоено» нами, т.е. мы перенимаем мысли из книги. Мы обычно не можем сами создать великую мысль: но мы можем сделать ее «нашей», если она станет определяющей силой в нашей жизни и в нашем миросозерцании. На вопрос «что вы думаете о том-то?» мы отвечаем в большинстве случаев заимствованными мыслями.
Второй тип «отработки» – противоположный. Мы не признаем содержания книги истинным. Наоборот. Мы «отвергаем» его, так как оно кажется ошибочным или несовместимым с нашими взглядами. Здесь производится работа, часто не менее ценная, чем при усвоении. Если мы хорошо поняли чужие мысли и хорошо вникли в них, кое-что в наших мыслях будет дополнено, исправлено. Они приобретут большую отчетливость и углубятся, станут более определенными и обоснованными.
Чем больше собственных мыслей, знаний, эмоций сопоставляется, сравнивается, исправляет ошибки и оценивается относительно тех, что содержатся в книге, в ходе изучения содержания книги – тем больше и глубже результаты «продумывания» книги. Тем полезнее это для самообразования и для умственного развития.
Необходимо создать привычку сознательного и намеренного продумывания.
Для этого есть два условия – не читать без передышек, и уметь некоторое время поддерживать внимание на одном и том же вопросе.
Мысли, которые приходят при проработке книги, нередко очень ценны, и их следует записывать – да хоть в твиттер – но не чтобы забыть, а чтобы чётко и коротко её сформулировать, «отработав» её лучше, чем просто продумав «в голове», рискуя оставить её неясной, туманной.
Тем более следует научиться записывать чужие мысли, которые могут пригодиться. Сохраните их для себя.
При чтении для самообразования выбираются лучшие произведения лучших авторов, так как их критиковать, когда мы только учимся?
Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Это – критика для развития нашей мысли, чтобы научиться критике. Мы имеем право сомневаться и быть несогласными, поставить знак вопроса и стараться решить, так это или нет? Без этого нет самодеятельности мысли.
Нужно добросовестно и тщательно работать над решением вопроса, по мере сил. Если не можем – оставляем вопросом. Вместо «автор глуп» спрашиваем «не показалось ли мне, что здесь ошибка? Не сам ли я ошибаюсь?»
Критика – палка о двух концах. Иногда показывает проблемы книги, иногда – легкомыслие и невежество критика. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания, и труда. Критиковать, – не значит только находить ошибки и недочеты, но и находить достоинства, вообще оценивать.
Оценивать сложные многогранные труды гораздо сложнее, чем простые и плоские. В первом может быть много ошибок, зато найдётся настоящее сокровище, а во втором порядочно, аккуратно, но и только.
Критика при чтении с проработкой заключается не только в отметке ошибочного и сомнительного, но и особо выдающегося. Важно после своей критики прочитать критику крупного специалиста, тоже с проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и усвоение книги, и мысль, и критические навыки.
При прочтении соблюдайте основной принцип: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Полезно предварительно пробежать главу до её прочтения.
После предварительного ознакомления советуем разделить её на главные части по смыслу и прорабатывать их по очереди.
Проверочные вопросы очень полезны, читайте их не раньше проработки всей главы.
IV. Освоение книги
Условия освоения параграфа: первое – отчётливо понять его. Отчетливо понять – значит уметь точно и ясно определить его тему и кратко изложить ответ на нее. Этот «самоэкзамен» – лучшее средство самоконтроля при чтении. Если не можем – значит плохо вникли, плохо поняли. Если не получается – отметьте это место, и читайте далее, возможно позже автор даст не хватающие сведения для понимания пропущенных глав.
Доказательства. В каждом есть три части:
1) Тезис – та мысль, которая доказывается.
2) Аргументы – основания в поддержку тезиса.
3) Демонстрация, способ доказательства – связь между аргументами и тезисом.
Если нарушена связь между ними – доказательство неубедительно.
Понять доказательство – понять связь этих частей.
Критиковать доказательство – доказать неприемлемость аргументов или отсутствие связи с тезисом.
Для овладения книги нужно:
А) кратко сформулировать главную мысль книги. Затем поделиться ей с кем-то – через реферат или беседу о книге.
Б) после прочтения восстановите в общих чертах в памяти общее содержание, план книги.
В) если велись конспекты по главам или по отделам, чрезвычайно полезно переработать их в один цельный конспект всей книги.
Г) Если приложен предметный указатель, то полезно взять из него наиболее важное и задать себе как вопрос, что оно значит.
Изучайте чертежи и рисунки в книге, это полезно.
При прочтении книги полезно оставлять в ней отметки: подчёркивания, символы. Одним они позволяют внимательнее читать книгу, когда она просто «пробегают» её, но лучше всего другим – они отмечают важные или интересные места, делают указания для себя.
Следует подчеркнуть, что выписки – это вспомогательное средство при чтении, а не его цель. Выписки нужно в первую очередь не коллекционировать, а постоянно применять к делу. Некоторые думают, что такими выписками можно заменить свой ум – это совсем плохо. Выписки это не «готовые мысли», которые нужно просто правильно подобрать под ситуацию и бездумно пересказать.
Свои мысли и заметки можно также хранить в виде выписок, но если они касаются цитат – то следует писать их в выписке с цитатой.
Для написания конспекта надо:
1) Выделить из неё всё существенное, основное. 2) Связно изложить.
Как это будет сделано – зависит от условий:
а) Самой книги; б) наших целей; в) нашего опыта и уменья;
Для краткого конспекта придётся признать несущественным многое, что важно для подробного.
Конспект в целях самообразования пишется иначе, чем обычный.
Работа над конспектом имеет две стороны.
1. Надо дать «схематическое», сжатое изложение всего существенного, притом в наиболее удобной, легко обозримой форме. Цель тут – получить возможность в несколько минут восстановить в памяти основное содержание книги. 2. Надо для этого проделать сложную работу над читаемым. Постоянно производить анализ и синтез читаемого: постоянно выделять существенное из несущественного, основное из менее важного; надо устанавливать отчётливо связь между отдельными частями главы, отдела, книги; надо наиболее существенное выделить на первый план, менее существенное, вошедшее в конспект, отдалить на второй план, так чтобы «перспектива» была сразу видна при чтении конспекта, и т.д.
Если конспект пишется в целях самообразования, то на вторую сторону нужно налечь особенно. Тут не столько важно получить пособие для восстановления в памяти книги, сколько важна сама работа над конспектом. На неё не надо жалеть ни времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее полного понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для развития и упражнения ума и для выработки искусства овладевать материалом и методами чужого мышления. Конечно, для этого нужно брать только достойные книги, и из которых лучше всего можно познакомиться с данной наукой и её методами.
Но при таком подходе возникает недоразумение: мы попадаем в т.н. «ложный круг»:
1. Чтобы лучше понять главу, нужно её законспектировать. 2. Хорошо конспектировать можно, только прочитав и хорошо поняв всю книгу.
Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать предварительные наброски конспекта каждой главы при чтении, исправлять их, если потребуется, при чтении последующих глав и переработать в настоящий, окончательный конспект по прочтении книги. Кто добросовестно, тщательно выполнит эту работу, тот почувствует, какую огромную пользу она принесла ему.
При чтении полезно вести так называемый журнал чтения. Суть:
Если в какой-то день мы что-то читали (книга, статья), то отмечаем день и то, что именно читали. Делаем выписки (выписки или выдержки в виде сжатого изложения какого-нибудь места книги: они очень полезны, особенно касаемо нашей специальности, связанные с выработкой мировоззрения или с интересующим нас серьёзным вопросом. Это превосходный источник справок и «вдохновений», главное, чтобы можно было легко их найти) по необходимости, вписываем по поводу прочитанного: мысли, вопросы, недоумения и др. Иначе говоря, ведётся «запись чтений и проработки книг в течение дня».
По прочтении книги сюда вносятся её «резюме», общая оценка и т.д.
К такому журналу нужно параллельно вести алфавитный указатель тем, иначе трудно будет разобраться. С ним это будет не только дневник чтения, но и средство, помогающее изучению книги, ведь он неоценим для справок, освежения прошлых работ, знаний, мыслей. Кроме указателя тем, может попутно вестись и указатель авторов.
Указатель имеет цели более общие, чем изучение книги. Указатель нужен для лучшего изучения вопроса по специальности или т.п. Суть:
Заводим документ, куда в алфавитном порядке вносим темы, связанные с вопросом (специальностью или т.п.), встреченные в прочитанных книгах, статьях и т.д., с указанием, где они встречались.
При каждой теме – указание книг и страниц, где они встречались вам. Таким образом, у вас составляется постепенно подробный указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в книгах и журналах, где эти темы рассматривались.
Самый просмотр тем иногда бывает очень полезен.
Заповеди читателя.
1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
Б. При чтении для образования:
1. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».
2. Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.
3. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.
4. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.
5. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.
6. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
7. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
8. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.
9. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».
10. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай «с пером в руке»; делай конспект, заметки, выписки.
11. Научись пользоваться оглавлением. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.
12. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
13. Чужую критику на книгу читай после книги.
14. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.
В. О выборе книг для самообразования:
1. Читай хотя бы немного, но основательно.
2. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.
3. Читай самое лучшее, что можно достать.
4. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.
5. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).
Послесловие
Это моя первая попытка в создании полезных статей, и в планах публиковать ещё другие конспекты. Прошу предоставить вежливую критику: что плохо в такой статье, что следует исправить, и на что исправить.