Что такое современный тип человека обществознание 10 класс кравченко
Эволюционная цепочка человека
Биологическая и культурная эволюция человека
Современная наука доказала, что человеческий род, прежде чем достичь нынешнего состояния, развивался более 7 млн лет, начиная с самых примитивных видов человекообразных обезьян. Весь этот путь, правда в свернутом виде, приходится повторять каждому из нас. Человек проходит его в утробе матери, когда у него формируются речь, слух, память, осязание, а самое главное — человеческий мозг.
В младенческом возрасте человек проходит уже не эволюционный, а культурный путь развития — ведь все биологические предпосылки и внешний человеческий облик уже готовы. Новорождённый младенец учится фокусировать внимание, определять дистанцию между предметами, различать звуки, владеть своими пальчиками и делать многое из того, что ему потребуется во взрослой жизни. А она уже не за горами.
Некоторые психологи утверждают, что основы человеческой личности закладываются в возрасте до 5 или 7 лет, затем они корректируются и оттачиваются. Сопоставьте эти цифры — 7 млн лет и 7 лет. Тысячелетия сжались в месяцы и дни.
Известно, что у австралопитека объём черепа был равен примерно 500, у синантропа — около 1200, у неандертальца — до 1400, у кроманьонца — примерно 1600 см3. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. При этом за тот же период средний рост человека и окружность его грудной клетки возросли всего лишь на 20—40%. Увеличение объёма мозга на 300% наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего за счёт развития мозга.
Мозг человека — это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов). У человека различают головной мозг (помещённый в черепе) и спинной (находящийся в позвоночном канале).
Второе не менее важное обстоятельство — постоянное ускорение эволюционного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них приматов прошло примерно 200 млн лет. Спустя ещё 20 млн лет появились австралопитеки. От них до первых питекантропов прошло около 1,5 млн лет. Переход к неандертальцу занял всего несколько сотен тысяч лет. Прошло ещё 200 тыс. лет — и на Земле появился человек разумный. Таким образом, появление человека было не просто возникновением нового вида. Произошёл великий качественный скачок в истории жизни на Земле. Возник не просто человек, а человеческое общество, подчиняющееся не только биологическим законам. Началась человеческая история, которой управляют особые, социальные, законы.
По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется современный тип человека. Наступает господство биологических законов естественного отбора. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг.
Род — дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные и удобные условия жизни.
С возникновением рода главным становится не приспособление к среде обитания, а адаптация к законам и нормам коллектива.
Начинается социализация в подлинном смысле этого слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью.
Итак, человек — венец эволюционного творения, растянувшегося на 7 млн лет. А может быть, не на семь, а больше? Возможно, мы стоим на вершине гораздо большей пирамиды живых видов, чьи черты мы унаследовали? Разве только с обезьянами у нас много общего?
Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И., 2013
Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И., 2013.
Учебник освещает основы конкретных наук — психологии, философии, социологии, политологии, культурологии, этики. Книга написана простым, доступным языком, с яркими примерами, ориентирующими учащихся в повседневной жизни. Учебник снабжён цветными иллюстрациями, графиками и диаграммами, отражающими основные вопросы параграфов и несущими определённую методическую и познавательную направленность. В конце учебника помещён список литературы и словарь, включающий все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книги.
Эволюционная цепочка человека.
Биологическая и культурная эволюция человека. Современная наука доказала, что человеческий род, прежде чем достичь нынешнего состояния, развивался более 7 млн лет, начиная с самых примитивных видов человекообразных обезьян. Весь этот путь, правда в свернутом виде, приходится повторять каждому из нас. Человек проходит его в утробе матери, когда у него формируются речь, слух, память, осязание, а самое главное — человеческий мозг.
В младенческом возрасте человек проходит уже не эволюционный, а культурный путь развития — ведь все биологические предпосылки и внешний человеческий облик уже готовы. Новорождённый младенец учится фокусировать внимание, определять дистанцию между предметами, различать звуки, владеть своими пальчиками и делать многое из того, что ему потребуется во взрослой жизни. А она уже не за горами.
Некоторые психологи утверждают, что основы человеческой личности закладываются в возрасте до 5 или 7 лет, затем они корректируются и оттачиваются. Сопоставьте эти цифры — 7 млн лет и 7 лет. Тысячелетия сжались в месяцы и дни.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Глава 1. Эволюционный базис человечества
§ 1. Эволюционная цепочка человека 9
§ 2. Культурные составляющие эволюции 14
§ 3. Сознание и деятельность 19
§ 4. Самосознание 25
§ 5. Общественное сознание и философия 28
§ 6. Знания и познание 35
§ 7. Система социально-гуманитарного знания 43
Глава 2. Цивилизация и культура
§ 8. Цивилизация 51
§ 9. Сущность культуры 60
§ 10. Искусство 70
§ 11. Общественная значимость образования 78
§ 12. Образование в Российской Федерации 84
§ 13. Знания и умения в информационную эпоху 93
§ 14. Религии и конфессии 101
§ 15. Конфессии в России 111
Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс
§ 16. Взгляд на общество в истории 123
§ 17. Общество и его основные сферы 128
§ 18. Общественные (социальные) институты и социальная защита 137
§ 19. Социальный контроль 143
§ 20. Социальный прогресс 149
§ 21—22. Глобализация 157
Глава 4. Социальные группы в прошлом и сегодня
§ 23. Социальные группы 171
§ 24—25. Этнос и этнические отношения 180
§ 26. Семья и брак 203
§ 27. Современная демографическая ситуация в России 215
Глава 5. Социализация
§ 28. Социальный статус и социальная роль 223
§ 29. Сущность социализации 230
§ 30—31. Юность как этап социализации 239
§ 32—33. Молодёжь и молодёжная субкультура 250
Глава 6. Социальная стратификация и мобильность
§ 34. Социальная стратификация 265
§ 35. Стратификация и мобильность 274
Глава 7. Общественные отношения и социальное поведение
§ 36. Общественные отношения и социальное взаимодействие 285
§ 37. Конфликт и протестное движение 294
§ 38. Социальное поведение 299
§ 39. Девиантное поведение 307
Глава 8. Личность и её духовная сфера
§ 40—41. Личность 315
§ 42. Духовная жизнь человека 330
§ 43—44. Ценности и идеалы личности 342
Словарь 360
Литература 373.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Личность
Две с половиной тысячи лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам города, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы.
Что такое личность
Философы рассматривали личность под утлом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже И. Кант и Г. Гегель, а в XIX—XX вв. датский философ Сирен Кьеркегор (1813—1855), русские мыслители В.С. Соловьёв (1853—1900), Н.А. Бердяев (1874—1948), П.А. Флоренский (1882—1937), С.Н. Булгаков (1871—1944) и американец Питер Друкер (1909—2005).
Проблема вечного и временного в человеке решилась в вечности и во времени. Человек в вечности — носитель вечных ценностей. Человек во времени — всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени — это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы — частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом — в человеческом бессмертии и человеческой свободе.
Наше существование — сочетание временного и вечного. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития.
Различие индивидуальности и личности сказывается даже в повседневном языке. Мы склонны соединять слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности же нам хочется сказать «сильная», «независимая», «энергичная». В индивидуальности мы ценим её самобытность, в личности — скорее самостоятельность. Учёные пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид».
Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.
Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность — это «особое качество», приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Оказывается, что у всякого человека существует врождённая потребность стать личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее оставаться индивидом, ещё мало что значит.
Потребность индивида быть личностью у одних развита в большей степени, а у других — в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своём ребёнке в наивысшей степени. Но среда может заглушить врождённое качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или становится наркоманом.
Потребность индивида реализовать себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в его притязаниях, склонности к риску, альтруизму, наконец, в мотивации достижения.
Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Но личностью ребёнок станет, лишь когда сам начнёт совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых.
Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Современное демократическое общество защищает естественные и гражданские права личности столь же надёжно, как раньше защищала рыцаря надёжная кольчуга.
Подведём итог, ответив на вопрос: что такое личность?
Личность — устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Человеческая психика
С высшими животными человека роднит наличие психики.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.), особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции.
А отличает от животных наличие у человека сознания — высшей формы психики.
Психика — свойство высокоорганизованной материи, подобно тому как мышление является функцией (но не частью) мозга. Её содержание — это продукт, или результат, взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику.
Вначале думали, что психика — это человеческая душа, в которой всего два этажа: чувства и мысли. Кое-кто и мысли не хотел включать в душу, предлагая ограничить её одним этажом. Однако в XIX и XX вв. психологи обнаружили более сложную структуру внутреннего мира человека.
В религии душа человека — это созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В современной философии термин «душа» употребляется для обозначения внутреннего мира человека.
Австрийский психиатр 3. Фрейд (1856—1939) был не только медиком и психологом, но ещё и философом. Ему удалось ближе других подойти к разгадке человеческой психики.
Он попытался распознать не только то природное начало, которое вылезает из всех щелей, когда мы немножечко некультурно себя ведём, но и то, что мы от себя и от других скрываем. А ещё точнее — что прячет от нас сама природа. Она, выгнанная со всех этажей психики, скрывается главным образом в подполье.
В структуре личности 3. Фрейд выделил три главные компоненты — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.
Подсознание («Оно») включает:
— биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т. д.;
— вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.
Сознание, или «Я» (Ego), — компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного их удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако всё больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребёнка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя.
Сверхсознание — «Сверх-Я». Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств. Фрейд думал, что они бессознательны, поэтому, возникая на самом верхнем этаже психики, культурные и нравственные нормы проникают на второй этаж и оседают на первом. Поскольку мы соблюдаем эти нормы автоматически, особенно и не задумываясь, то, полагал Фрейд, они окончательно оседают на самом нижнем этаже и там противоборствуют (возможно, борются за место под солнцем) с другими обитателями подвала, вытесненными переживаниями, инстинктами, потребностями, комплексами.
Введение. Обществознание
Мы живём в XXI в., в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной отрасли знаний на другую, частая смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение — всё это очерчивает контуры того мира, в котором вам предстоит жить.
С раннего детства человек уже знает, что в шесть-семь лет пойдёт в школу и проведёт в ней (надеемся с пользой) немало лет — в нашей стране введено обязательное среднее образование. Очень многие из вас затем будут получать высшее образование в университете, академии, институте. Оно не только престижно, но и перспективно. Высшее образование открывает дорогу в бизнес, науку, сферу международных отношений и современного производства; позволяет заниматься артистической или юридической деятельностью, стать законотворцем или врачом.
Наступающая эпоха — это время, когда в системе научного и практического знания всё большее значение будут иметь социальные науки — экономика, юриспруденция, психология, социология, менеджмент, политология и др. Они-то и представлены в школьном курсе обще- ствознания.
Социальные, в широком смысле общественные, науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е гг. прошедшего века. Возможно, что в начавшемся XXI в. позднее господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: история, литературоведение, искусствознание, культурология, этика, философия. Познакомиться с некоторыми из них вы также сможете в предлагаемом курсе школьного обществознания.
Обществознание — выражение, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует социология, которая при переводе (лат. socius — общество, греч. logos — знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Если учитывать не только этимологию (происхождение слов), но и содержание знаний, то в круг проблем, охватываемых обществознанием, включается то, что в мире именуют социальными науками. К ним относят: социологию, экономику, психологию, антропологию. С точки зрения отечественной традиции в обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые относят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям.
Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем — будущим химикам, физикам, инженерам, рабочим, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Оно нужно всем гражданам России, независимо от их профессии. Молодое поколение, к какому бы поприщу оно себя ни готовило, не может обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической деятельности и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.
В отличие от курсов обществознания для 8 и 9 классов, где основной упор делался на знакомство с азами научного знания о человеке и обществе, учебники для 10 и 11 классов нацелены на более углублённое и серьёзное познание основ конкретных наук — права, экономики, психологии, философии, социологии, политологии, культурологии, этики.
Вместе с тем мы не ставим задачи охватить всё многообразие понятий, теорий и подходов, созданных в каждой из этих областей знаний. Большая наука, с которой вы познакомитесь, уже обучаясь в вузе, когда уже станете студентами, нагружена специальной терминологией и тысячами научных теорий, которые вряд ли разместятся на страницах одной книги. Поскольку мы подготовили для вас школьный учебник, то соответственно ограничили в нём объём исключительно теоретического материала.
Школьный курс обществознания обращается к доступному вам, старшеклассникам, кругозору, уже имеющемуся у вас жизненному опыту, одновременно расширяя и первое и второе.
Обществознание в старших классах должно быть ориентированным на те проблемы, в том числе нравственные, которые возникают в вашем возрасте. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому — это время постановки и решения для себя кардинальных проблем о смысле жизни и жизненных ценностях. Вот почему эти вопросы нашли отражение в предлагаемом вам курсе.
Более углублённый курс обществознания для старшеклассников преследует ещё и практическую цель: дать необходимый минимум знаний для сдачи выпускного экзамена (в том числе в форме ЕГЭ) для поступления в вуз.
Другая цель курса обществознания — представить азы профориентации. Многие из вас хотят стать юристами, экономистами, не очень хорошо представляя себе, что это такое. Неправильный выбор профессии часто ломает судьбу. Поэтому к выбору будущей сферы своей деятельности, будущей профессии уже сейчас стоит отнестись с особым вниманием.
В новом учебнике вам откроется сложный мир социальных и гуманитарных наук, выходящих на лидирующие позиции в системе школьного и вузовского образования.
Главы учебника состоят из параграфов, разбитых на части. Наиболее важные положения, центральные для данной темы понятия выделены в них жирным шрифтом. После каждого параграфа даны вопросы и задания, которые (скорее всего, выборочно, по указанию учителя) вы будете выполнять. Предложенные вопросы и задания позволят проверить, как вы поняли изученный материал. Обратите внимание на задания, помещенные под рубрикой «Практикум». Курс обществознания ориентирован на применение полученных знаний, поиск информации из других, кроме урока и учебника, источников; решение практических задач, помогающих увидеть важность изучаемого в повседневной жизни. Задания «Практикумов» в наибольшей степени направлены на достижение этих целей. Среди этих заданий даны темы сочинений-эссе — особого вида работы, являющегося самым сложным из заданий ЕГЭ по обществознанию.
В конце учебника для вашего удобства мы поместили обобщающий словарь, включающий все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книги. Для тех, кого заинтересуют отдельные обществоведческие проблемы, мы публикуем список литературы.
Молодёжь и молодёжная субкультура
Молодёжь как социальная группа
Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
Молодёжь — социально-демографическая группа 14— 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.
В российской традиции с начала XX в. до наших дней границы собственно молодёжного возраста в социальной статистике и в переписях населения варьировались от 10—12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в.
В общем и целом сегодня специалисты договорились считать границы молодёжи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым созреванием, завершающим периодом обучения в общеобразовательной школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребёнка.
Это значит, что молодёжь, как демографическая категория, объединяет население в пределах шестнадцатилетнего возрастного интервала. На молодёжный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека.
Группы молодёжи
За столь относительно короткий отрезок жизни молодёжь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:
Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
Средняя группа: молодёжь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живёт на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но для этой группы характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.
Социологи в качестве социального признака верхней границы молодёжного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодёжь».
Молодёжь социально неоднородна, и её различные отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодёжь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьёй, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других.
Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии, супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодёжь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнёров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное.
Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. И. Ньютону не было ещё и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем ещё в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Алеко», которая была его дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.
Критический возраст
На жизненном пути человека можно выделить три критические точки (см. рис.):
— от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду,
— от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессиональных ролей,
— от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода.
Период активной социализации АВС обозначен тремя точками кризиса.
На рисунке обозначены три критические точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В — кризис середины жизни, С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.
Возраст 16—18 лет — самый критический. Молодой человек должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру.
Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время ещё нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий; человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счёт которых он живёт.
После 17 лет для рабочей молодёжи и 23—25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнёры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации.
Проблемы современной российской молодёжи
Современная российская молодёжь сталкивается со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем.
Первая проблема — сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодёжи как трудового ресурса общества.
Третья проблема — молодёжная безработица. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остаётся высокой. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». В проведённом исследовании выяснилось, что в будущем боятся стать безработными более 70% опрошенных.
Четвёртая проблема — падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования свидетельствуют, что молодёжь отдаёт предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. Опрос показал, что для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. Желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, но если оно не переходит нравственных границ.
Пятая проблема — материальная обеспеченность. Во времена 1990-х гг. прошлого века жизненный уровень значительной части населения России снизился, однако немало людей стали жить богаче, чем прежде. Всё это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, и ещё какая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подрабатывает в свободное от учёбы время и получает за свой труд более 1,5 тыс. руб. в неделю. Большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую — отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования.