Что такое союзный договор
Союзный договор
Смотреть что такое «Союзный договор» в других словарях:
СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР — 1) в международном праве договор двух или нескольких государств, участники которого обязуются в определенных ситуациях действовать сообща (напр., оказание взаимной помощи на случай войны); 2) договор о создании союзного (федеративного)… … Юридический словарь
СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР — СОЮЗНЫЙ договор, в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща или оказывать помощь друг другу в предусмотренных договором случаях (например, в случаях агрессии какого… … Современная энциклопедия
СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР — в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (напр., оказание взаимной помощи на случай войны) … Большой Энциклопедический словарь
Союзный договор — в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (напр., оказание взаимной помощи на случай войны). Политическая наука: Словарь справочник … Политология. Словарь.
Союзный договор — СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР, в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща или оказывать помощь друг другу в предусмотренных договором случаях (например, в случаях агрессии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
союзный договор — в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (например, оказание взаимной помощи на случай войны). * * * СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР СОЮЗНЫЙ… … Энциклопедический словарь
союзный договор — 1) в международном праве договор двух или нескольких государств, участники которого обязуются в определенных ситуациях действовать сообща (напр., оказание взаимной помощи на случай войны); 2) договор о создании союзного (федеративного)… … Большой юридический словарь
СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР — 1) в международном праве договорслучай войны); 2) договор о создании союзного (федеративного) государства (например, Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 г.) … Энциклопедический словарь экономики и права
Союзный договор между Российской империей и Китаем (1896) — Союзный договор между Российской империей и Китаем (империей Цин) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора. Договор… … Википедия
Союзный договор между гетманом Мазепой — Союзный договор между гетманом Мазепой, Карлом ХІІ и Запорожской Сечью Гетман Иван Мазепа … Википедия
Министерство иностранных дел Российской Федерации
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО (справка)
8 декабря 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства, которым декларируется образование Союзного государства как нового этапа в единении народов двух стран в демократическое правовое государство. Программой действий по его реализации определены основные направления и этапы интеграции, включая введение единой денежной единицы, объединение энергетической и транспортной систем, создание единого таможенного и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности. Подписанию указанного Договора предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 г. – Союза Беларуси и России.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства учреждены его руководящие органы – Высший Государственный Совет (ВГС,
в его состав входят главы государств, правительств и обеих палат парламентов) и Совет Министров (главы правительств, министры иностранных дел, экономики и финансов). Председателем Высшего Госсовета является глава одного из государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином. Постановлением Высшего Госсовета №1 от 26 января 2000 г. Председателем ВГС утвержден Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко. Председателем Совета Министров Союзного государства Постановлением Высшего Госсовета №1 от 7 марта 2020 г. назначен Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин. Всего проведено 21 заседание Высшего Госсовета Союзного государства, последнее из которых – 19 июня 2018 г. в Минске. Состоялось также 51 заседание Совета Министров Союзного государства (последнее – 10 сентября 2021 г. в Москве).
Для координации работы по интеграционному взаимодействию в рамках Союзного государства учреждена совместная Группа высокого уровня (ГВУ) Совета Министров Союзного государства. В 2019 г. заседания ГВУ состоялось 26 февраля в Москве, в 2020 г. – 5 июня и 20 октября по видеоконференцсвязи,
в 2021 г. – 21 января, 7 апреля, 2 июля и 9 августа также по ВКС (сопредседатели ГВУ – Заместитель Председателя Правительства России А.Л.Оверчук и Посол Белоруссии в России В.И.Семашко).
До формирования Парламента Союзного государства продолжает действовать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (Председатель – В.В.Володин). Рабочим органом Союзного государства является Постоянный Комитет, который возглавляет Государственный секретарь (Д.Ф.Мезенцев).
На ежегодной основе формируется бюджет Союзного государства (взнос России – 65%, Белоруссии – 35%), объем которого в 2015 г. составил 4,87 млрд российских рублей, 2016 г. – 6,6 млрд, 2017 г. – 6,7 млрд, 2018 г. – 6,9 млрд, 2019 г. – 7,25 млрд., 2020 г. – 5,52 млрд рос. руб. в доходной части и 5,38 млрд в расходной. На 2021 год определён в доходной части в размере 4,7 млрд рос. руб. и 4,7 млрд рос. руб. в расходной.
В рамках Союзного государства реализуются межгосударственные программы, проекты и мероприятия, финансируемые из союзного бюджета. В 2020 г., в частности, осуществлялось финансирование 11 союзных программ.
Тесное взаимодействие обеспечивается в военной сфере, в области внешней политики, безопасности и борьбы с преступностью. По ряду направлений подписаны и реализуются программы и планы совместных действий. С 2001 г. действует Военная доктрина Союзного государства, обновленная редакция которой одобрена на заседании Совета Министров Союзного государства 13 декабря 2018 г. в Бресте и должна быть утверждена на очередном заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. Функционирует совместная региональная группировка войск.
Реализуется двухгодичная Программа согласованных действий в области внешней политики. Очередная, на 2020-2021 гг., была подписана в рамках совместного заседания коллегий МИД России и МИД Белоруссии 18 ноября 2019 г. в Москве. В 2020 г. совместное заседание коллегий внешнеполитических ведомств прошло 26 ноября в Минске.
В рамках Союзного государства большое внимание уделяется обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии, которые уже имеют возможность совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам и находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 90 дней. Важным шагом в этом направлении стало создание равных возможностей для россиян и белорусов в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, в сферах медицинского и социального обеспечения, налогообложения. В целях оперативного реагирования на возникающие проблемы в этой сфере на площадке Постоянного Комитета Союзного государства функционирует Межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав граждан России и Белоруссии, последнее заседание которой состоялось 16 января 2019 г.
Близка к завершению работа по отмене роуминга на территории Союзного государства. С 1 ноября 2020 г. белорусские и российские операторы связи уже начали работать в тестовом режиме по новой системе тарификации, сокращающей стоимость звонков.
В экономической сфере особое внимание уделяется реализации совместных инвестиционных проектов, крупнейшим из которых является строительство Белорусской АЭС. 7 ноября 2020 г. состоялась церемония энергетического пуска первого энергоблока с участием Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко. 23 июня 2021 года подписан акт о приемке первого блока станции. Сооружение второго энергоблока планируется завершить в 2022 г. Работа идет в штатном режиме.
В рамках сотрудничества в космической сфере реализуется союзная программа по разработке, модернизации и гармонизации обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли. Действует российско-белорусская группировка, которую составляет Белорусский космический аппарат и российский спутник «Канопус В». Наряду с этим, в начале 2020 г. руководством Госкорпорации «Роскосмос» и НАН Белоруссии было подписано Соглашение о расширении возможностей действующей орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В развитие достигнутых договоренностей Россия и Белоруссия приступили к разработке совместной орбитальной системы дистанционного зондирования Земли.
Особое внимание уделяется участию молодежи в деятельности органов Союзного государства. При Парламентском Собрании Союза Беларуси и России действует Молодежная палата, формируемая путем делегирования
40 представителей палатами парламентов двух стран.
На территории двух государств осуществляется вещание телеканала «БелРос», распространяется журнал «Союзное государство». Успешно функционирует «Белорусско-Российский университет» в г.Могилеве.
На протяжении многих лет наши страны обмениваются Днями культуры, организуют совместные музейные, выставочные проекты, мастер-классы в сфере искусства (гастроли театральных и музыкальных коллективов), гражданско-патриотические смены, туристические слеты. Ежегодно проводятся мероприятия по случаю Дня единения народов России и Белоруссии (2 апреля), а также фестивали «Молодежь – за Союзное государство», «Творчество юных», олимпиады школьников. Талантливым россиянам и белорусам присуждаются премии Союзного государства в области литературы и искусства, науки и техники. По линии Союзного государства осуществляется лечение и оздоровление детей из районов, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
В контексте празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне по линии Союзного государства реализованы такие совместные проекты, как реставрация и музеефикация сооружений мемориального комплекса «Брестская крепость», профинансировано создание Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области. Торжественное открытие мемориала состоялось
30 июня 2020 г. с участием президентов двух стран В.В.Путина и А.Г.Лукашенко.
В рамках совместной борьбы с COVID-19 и в целях оказания поддержки союзнику Россией оказывалось содействие по возвращению белорусских граждан на родину российскими вывозными рейсами. В соответствии с достигнутыми договоренностями между президентами двух стран Белоруссия стала первой страной, куда поставлена российская вакцина от коронавируса. Организовано ее производство на территории Белоруссии.
В результате интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии удалось выйти на наиболее высокий в СНГ уровень двустороннего политического и экономического взаимодействия.
Наряду с развитием сотрудничества в рамках ЕАЭС, продолжаются усилия по дальнейшему углублению российско-белорусской интеграции в рамках Союзного государства. Реализуются положения программного документа – Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 гг., утвержденного 19 июня 2018 г. в Минске на заседании Высшего Госсовета. Кроме того, положения, касающиеся готовности министерств иностранных дел двух стран во взаимодействии с Постоянным Комитетом Союзного государства и Парламентским Собранием Союза Беларуси и России вести активную деятельность по укреплению и развитию Союзного государства, включены в Программу согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2020-2021 гг.
В целях выработки предложений по дальнейшему интеграционному взаимодействию двух стран в рамках Союзного государства в 2019 г. была сформирована двусторонняя Рабочая группа по реализации положений Договора о создании Союзного государства (сопредседатели – А.Л.Оверчук и Первый вице-премьер Белоруссии Н.Г.Снопков). 10 сентября 2021 г. в Минске на заседании Совета Министров Союзного государства одобрен подготовленный Группой пакет интеграционных документов, включающий Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевых Союзных программ, которые предстоит утвердить Высшим Государственным Советом Союзного государства.
Новое в блогах
Союзный договор
Проект Союзного Договора 1990-1991 гг. Демократизация отношений между союзными республиками и центром, преобразование СССР в реальную федерацию явилось одним из главных направлений политической реформы во второй половине 1980-х годов. Первоначально предполагалось решить эту задачу внесением поправок в Конституцию (Основной Закон) СССР, однако в итоге дискуссий, развернувшихся на первых съездах н.д.СССР, было признано необходимым начать работу над проектом нового С.Д.
Проект С.Д., созданный совместно полномочными представителями центральных органов государственной власти СССР, всех союзных и автономных республик, подвергся многократному обсуждению и уточнению на заседаниях учрежденного IV съездом н.д.СССР Подготовительного Комитета. Подготовка проекта проходила в условиях развернувшейся политической борьбы, поставившей под вопрос саму цель перезаключения С.Д. Это побудило Президента СССР М.С.Горбачева выступить с инициативой о проведении референдума СССР по вопросу о сохранении обновленного Союза, который состоялся 17.03.1991; 76% граждан высказались «за».
Съезд н.д.РСФСР создал Комиссию Съезда по Союзному договору, которая включилась в работу над проектом С.Д., получившую новый импульс после союзного референдума. В рамках т.н. «Ново-Огаревского процесса» шло окончательное согласование проекта С.Д. руководителями союзных республик, после чего проект С.Д. был направлен Президентом СССР М.С.Горбачевым в Верховные Советы союзных республик 18 июня 1991 г. С.Д. состоял из 4 разделов («Основные принципы», «Устройство Союза», «Органы Союза», «Заключительные положения»), 25 статей и определял ССГ как «суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».
По проекту «Договора о Союзе Суверенных Государств» от 18.06.1991 его участники наделяли ССГ следующими полномочиями: 1) Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники; 2) Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана Государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик; 3) Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза; 4) Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических Соглашений Союза. 5) Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой; 6) Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль; 7) Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.
Правовую систему ССГ предлагалось построить на следующих принципах. Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям С.Д.. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный Суд Союза.
Несмотря на то, что ряд положений проекта С.Д. вызывал неприятие в определенных политических кругах РСФСР (так, согласно предложенной концепции С.Д. подписывали бы независимо друг от друга союзные республики и республики в их составе; последние приобретали даже право выхода из Союза; споры велись и вокруг положений о принципах союзной бюджетной системы, союзных налогов, полномочий союзных министерств и ведомств) проект С.Д. был подготовлен к подписанию, которое было назначено на 20 августа 1991 г.
Приведем ключевые положения С.Д. от 25.11.1991.
Союз создавался бы на новых началах как конфедеративное демократическое государство, осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники. Из проекта С.Д. от 25.11.91 по сравнению с проектом С.Д. от июня-августа того же года были изъяты некоторые ключевые полномочия Союза. Не предусматривалось, в частности, принятие Конституции Союза, создание Конституционного Суда Союза, руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов; вопросы союзного бюджета, денежной эмиссии и др. были вынесены в Договор об Экономическом сообществе (подписанный руководителями союзных республик и Президентом СССР18 октября 1991 г).
Государства, образующие Союз, сохраняли за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Государства самостоятельно определяли свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признавали общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремясь к созданию правового государства.
ССГ выступал бы в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного правопреемника Союза ССР. При этом государства, образующие Союз, также являлись бы субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не нарушая международные обязательства Союза.
Членство государств в Союзе является добровольным с сохранением права свободного выхода из него в порядке, установленном участниками С.Д.. Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Территория Союза состоит из территорий всех государств-участников. Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются С.Д., а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Союз имел бы единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Государства-участники вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются соглашением.
Государства-участники образовывали бы единое политическое и экономическое пространство, устанавливая сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; о координации общих экологических программ; в области энергетики, транспорта, связи и космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью.
Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегировали союзным органам необходимые полномочия. Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств-участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством государств. Особым соглашением устанавливался бы порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью.
Предусматривалось, что Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств-участников договора. Государство-участник договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства-участника договора, если он нарушает настоящий договор. Споры решаются посредством согласительный процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.
Законодательную власть осуществлял бы Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик (из депутатов от каждого государства) и Совета Союза (избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей).
Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств-участников договора; он состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти.
Правительство Союза, возглавляемое премьер-министром, является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. В состав правительства входят главы правительство государств-участников договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами-участниками договора.