Что такое сознание эссе

Что такое сознание? (Эссе, философия)

Сознание человека – это его личная субъективная реальность. Оно не имеет материального тела, это совокупность наших мыслей, чувств, желаний, представлений о мире. Это социальная сущность с биосоциальной природой – для его формирования необходим нормальный человеческий мозг и нахождение человека в социуме.

Чем же можно представить сознание? Оно являет собой комплекс из образов и мыслей. Это может быть воображение, самосознание, способ восприятия мира, в некоторых ситуациях так называют ментальное тело (состояние). Зигмунд Фрейд считал, что сознание – это мышление, доступное только для человеческого мозга. Однако, если взять мышление в качестве константы, то выходит, что сознание присуще только здоровым, в психическом и невропатическом планах, людям, т.к. у индивидов, страдающих заболеваниями центральной нервной системы, в т.ч. мозга (например, ДЦП, аутизм), или психическими отклонениями (шизофрения, олигофрения), мышление нарушено. Но это не означает, что у таких людей вовсе отсутствует сознание.

В структуру сознания входят:

• Предметное сознание (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-волевой компоненты);

• Самосознание (самооценка, самоконтроль, самопознание).

Считается, что полноценное сознание должно включать в себя все указанные компоненты. Следовательно, определение «сознание – есть мышление» как минимум неточно. Мышление может включать в себя только некоторые компоненты структуры сознания, выборочно комбинируя их для адекватного восприятия мира.

Ничего не подходит? Закажите статью копирайтеру!

Источник

Что такое сознание?

В моих предыдущих эссе часто встречается слово СОЗНАНИЕ. А что это такое? Желая в этом разобраться, я посмотрел, что пишут о СОЗНАНИИ в интернете. Лучше бы я не смотрел. Вместе с тем, я обнаружил там статью неоиндуистского проповедника Шри Чинмоя, который 20 лет своей жизни провел в ашраме Шри Ауробиндо, где изучал веданту. Ниже я привожу полный текст этой статьи.

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Сознание — это искра жизни, которая соединяет каждого из нас с Универсальной Жизнью. Это нить, которая настраивает нас в унисон со Вселенной. Если вы хотите парить в Запредельном, вам необходима нить сознания.

Сознание — это искра, позволяющая нам войти в Свет. Именно сознание соединяет нас с Богом. Оно — звено между Богом и человеком, между Небом и землей.

В физическом мире мать говорит ребенку, кто его отец. В духовном мире наше устремление говорит нам, кто есть Бог. Кто же Бог? Бог — это бесконечное Сознание. Он также Самопросветляющий Свет. И нет такого человека, в котором не было бы этого бесконечного Сознания и Самопросветляющего Света.

Наша Цель внутри нас. Для достижения этой цели нужно начать духовную жизнь. А в духовной жизни самым необходимым является сознание. Без него всё — бесплодная пустыня. Входя в какое-то темное место, мы берем с собой фонарик или другой источник света, чтобы знать, куда идти. Если мы хотим что-то знать о своей непросветленной жизни, нам нужно воспользоваться помощью сознания.

В своей внешней жизни и достижениях человек очень ограничен. Но тот же человек, войдя в сокровенные тайники своего сердца, чувствует, что существует нечто, стремящееся постоянно расширять себя. Это сознание. Сознание соединяет человека с высшим Абсолютом.

Сознание — наш настоящий учитель, дорогой друг и верный раб. Как раб, сознание несет Богу наше огромное невежество. Как друг, сознание говорит нам, в чем заключается высшее Знание. Как учитель, сознание открывает нам неоспоримую истину о том, что сегодняшний несовершенный и неисполненный человек — завтрашний совершенный и исполненный Бог.

Сознание поет. Оно поет песню вселенского Единства. Сознание играет. Оно играет в игру космического Проявления. Сознание танцует. Оно танцует с исполняющим Видением Бога внутри и с исполненной Реальностью Бога снаружи. Сознание действует. Оно действует через взывающее, восходящее и отрекающееся устремление человека и через нисходящее, защищающее и просветляющее Сострадание Бога.

Когда сознание — сама активность, оно преклоняется перед Богом-Матерью, своим Источником. Когда сознание — само безмолвие, оно преклоняется перед Богом-Отцом, своим Источником. От Матери оно получает самую мощную Силу для совершения высшего жертвования ради бессознательной земли. От Отца оно получает высший Свет для просветления непросветленной земли. Само сознание одновременно является и Светом и Силой. Как Свет, оно отождествляется с чистым вдохновением и глубоким устремлением нашего внутреннего мира. Как Сила, оно проявляет свою божественную верховную власть над мрачнейшим рабством и неистовым невежеством мира.

Сознание, которым пользуется неустремленное тело, называется сознанием, подающим надежду. Сознание, которым пользуется упрямый витал, известно как пагубное сознание. Сознание, которым пользуется бескомпромиссный ум, — это сомневающееся сознание. Сознание, которым пользуется раскрывающееся сердце, — это исполненное истины сознание. А сознание, которым пользуется безграничная душа, — плодотворное сознание.

Aum Anandamayee Chaitanyamayee Satyamayee Parame

«О Мать-Абсолют Бытия-Сознания-Восторга». Это тройственное сознание — протяженнейшая длина, широчайшая широта и глубочайшая глубина. Протяженнейшая длина — это Бесконечность. Широчайшая широта — Вечность. Глубочайшая Глубина — Бессмертие. Когда сознание живет в Бытии, человечество с преданностью принимает то, что от всей души предлагает ему Божественность. Когда сознание живет в своем собственном царстве, человечество и Божественность любяще и все же с удивлением делятся друг с другом своими переживаниями. Когда сознание живет в Восторге, человечество осознано и преобразовано, а Божественное проявлено и исполнено.

Слеп тот, кто не видит Сознания-света. Глух тот, кто не повинуется Сознанию-справедливости. Несчастен тот, кто не может вкусить Сознания-плода. Глуп тот, кто отрицает существование Сознания-моря.

Вопрос: Сознание и мысль — это одно и то же?

Шри Чинмой: Нет. Давайте считать, что сознание — это стол, а мысли — мухи. Мухи постоянно сидят на столе, ползают по нему и перелетают с места на место. На стол это существенно не влияет, но его нужно приводить в порядок. А как привести в порядок сознание? Светом своего сердца.

Вопрос: Помогает ли ум поддерживать высокий уровень сознания?

Шри Чинмой: Нет. Наш ум совсем не способен удерживать высокий уровень сознания. Если ум ищет и взывает, он может помочь поднять уровень сознания. Но он не может удерживать высокий уровень сознания. Делать это может только свет души. Душа наделила этой способностью также сердце, и сердце может делать это от имени души. Если нам помогает сама душа, тогда наше сознание остается совершенным. Но если эта помощь исходит из сердца, которое еще не полностью просветлено, тогда сознание не остается на неизменно высоком уровне. И, тем не менее, сердце обладает гораздо большей способностью удерживать высокий уровень сознания, чем ум.

Вопрос: Как начинающему в медитации узнать, поднимается его сознание, остается устойчивым или снижается?

Шри Чинмой: Начинающий в медитации может легко определить, поднимается его сознание, остается устойчивым или снижается. Если он чувствует чистоту в сердце, во всем своем существе, значит, его сознание остается устойчивым. Если он чувствует искренность, значит, его сознание поднимается. Если же он становится жертвой сомнений относительно своего ощущения или видения, тогда его сознание снижается.

Вопрос: Как повысить сознание, если кажется, что нам угрожают негативные силы?

Шри Чинмой: Когда нам угрожают негативные силы, нужно почувствовать, что внутри нас есть самый сильный в мире друг, и этот друг — наша душа. Давайте укроемся под крыльями души. Давайте призовем душу и будем молить ее о руководстве. Если мы позовем этого друга на помощь, он, конечно же, вступит в бой с этими негативными силами от нашего имени. Душа спасет нас, защитит, просветлит и сделает нас более совершенными.

Вопрос: Следует ли осознать Высшее или достичь высшего сознания, прежде чем общаться с неустремленными людьми?

Шри Чинмой: Сначала нужно осознать Высшее. Лишь после этого вы можете смело общаться с неустремленными людьми. Когда вы общаетесь с неустремленными людьми, это все равно, что посещать психиатрическую больницу. Пока вы сами недостаточно сильны, вы тоже можете быть затронуты.

Если вы устремлены, то, чтобы помогать остальным устремленным, нужно достичь Высшее. Пока вы еще только сами поднимаетесь вверх, в Высшее, вы можете помогать своим младшим братьям, которые устремляются, но еще не достигли вашей высоты. Но будет глупо с вашей стороны пытаться помочь совсем неустремленным людям. Вы не сможете изменить их природу, поскольку они не хотят меняться.

Еще не осознавшему искателю Бог обычно говорит: «Устремляйся сам, и если, поднимаясь, ты увидишь, что кто-то немного позади тебя, помоги ему, вдохнови его, веди за собой, чтобы и он смог прийти туда, где находишься ты. Но только не поступайте так с неустремленными людьми, ибо в этом случае вы сами не сможете устремляться. А если вы не устремляетесь, тогда как вы осознаете Меня?» Так что, будем мудры. Вначале, на определенном этапе, мы будем общаться с теми, кто устремляется. А затем, постигнув Высшее, мы сможем общаться и с теми, кто не устремляется, если такова Воля Бога.

Вопрос: Что такое бессознательность?

Шри Чинмой: Бессознательность — это состояние сознания, в котором нет света, ни малейшего проблеска света.

Вопрос: Когда вы говорите о сознании минералов, растений, человека и божественного, что именно вы имеете в виду?

Шри Чинмой: В минеральном сознании практически нет света. В растительном сознании есть лишь проблеск света. Ограниченный свет есть или может быть в человеческом сознании. Но человеческое сознание способно вместить безграничный Свет, как это происходит с очень опытными искателями. В конечном счете Божественное сознание воплощает беспредельный, бесконечный Свет.

Вопрос: Существует ли предельное сознание, или сознание всегда может быть превзойдено?

Шри Чинмой: Со строго духовной точки зрения ничто не является наивысшим. Все превосходит себя. Сам Всевышний постоянно превосходит Свою высшую Высоту. Всевышний — это Тот, кто вечно поет Песню Самопревосхождения.

Мы называем что-то наивысшим, исходя из своего нынешнего осознания. Но то, что является предельным сегодня, не должно и не может оставаться предельным завтра. Цель нынешнего дня — отправная точка завтрашнего дня. Предельной реальности не существует. Предельная реальность существует для сегодняшнего дня, для нынешнего достижения. Но завтра мы сможем подняться выше и превзойти реальность, которую вчера считали предельной. Сегодняшнее предельное сознание нужно превосходить более интенсивным устремлением завтрашнего дня.

Вопрос: Какая взаимосвязь между душой и сознанием?

Шри Чинмой: Душу можно сравнить с кусочком льда, а сознание — с водой.

Вопрос: Какая взаимосвязь между сознанием и осознанием?

Шри Чинмой: Сознание подобно ровному зеленому полю, а осознание — высочайшей вершине Эвереста. Поле примыкает прямо к горе, а подножие горы непосредственно связано с вершиной горы. Но сознание и осознание — оба являются одним неделимым потоком универсального Сознания.

Вопрос: Какая взаимосвязь между интуицией и сознанием?

Шри Чинмой: Интуиция — это стрела, а сознание — лук. Если стрела выпущена, она попадает в цель. Если же лука нет, стрела не может сыграть свою роль, и наоборот. Оба они незаменимы.

Вопрос: Действительно ли душа каким-то образом связана с тем, что мы называем сознанием?

Шри Чинмой: Сознание всегда связано с душой. Но то, что мы в человеческой жизни называем сознанием, вовсе не является подлинным сознанием, это обыкновенное чувство. Когда мы воспринимаем что-то неуловимое, чему не можем найти определения, мы называем это сознанием. На самом деле это вовсе не подлинное сознание. Это скорее очень тонкое желание. Мы входим в него и тотчас чувствуем, что это наше сознание. Но подлинное сознание — это Свет, который соединяет Небеса и землю. Сами Небеса находятся в нашем сознании.

Сознание и душу невозможно отделить друг от друга, в то время как тело можно легко отделить и от души, и от сознания. Когда мы пользуемся термином «физическое сознание», мы говорим о конечном сознании. А оно — часть бесконечного Сознания, которое вошло в грубое физическое, и теперь само физическое владеет им и использует его. То же самое может произойти и с витальным сознанием, и с ментальным сознанием. Но божественное сознание — это бескрайнее единство, которое вмещает безмолвие, оно вмещает свою собственную подлинную форму. Когда оно вмещает силу, оно проявляет свою внутреннюю реальность.

Душа, которая вечна, и сознание, которое бесконечно, неразлучны. У них единый источник — это жизнь, вечная жизнь. Жизнь души бесконечна и жизнь сознания бесконечна. Они дополняют друг друга. Душа выражает свою божественность через сознание, а сознание выражает свое всепроникающее безмолвие через душу.

Вопрос: Иногда я просыпаюсь утром в очень возвышенном состоянии и с чувством единства, но не понимаю, что же произошло. Может ли совершаться ночью какая-то духовная работа, которую мы не осознаем?

Шри Чинмой: Вы отчасти осознаете эту работу. Если бы вы совсем не осознавали ее, вы не смогли бы сейчас рассказать мне о ней. Вы не осознаете ее на ментальном плане, но существует много других планов сознания. Когда вы действительно получаете какое-то переживание, ваша душа осознаёт это.

Сознание подобно лестнице. Вы можете подниматься вверх или спускаться вниз по разным ступеням. Сейчас между ступенькой, на которой вы находитесь, и ступенькой, на которой у вас было это переживание, нет связи. Если вы остаетесь в физическом сознании, как поступает большинство людей на протяжении дня, тогда переживание, которое у вас было во внутреннем мире, не может действовать должным образом. Физическое сознание не имеет свободного доступа к тому особому плану сознания, на котором у вас было переживание. У физического сознания должен быть божественный свет, и лишь тогда оно может иметь свободный доступ на все планы сознания.

Во время сна, когда душа переходит с одного плана на другой, она подобна свободной птице. Если физическое сознание хочет знать, что делает душа на протяжении двадцати четырех часов в сутки, его нужно формировать и направлять светом души. Что касается вас, вы осознавали переживание души, но потом забыли о нем, потому что не знаете всех планов сознания, существующих между областью души и физическим сознанием.

Вопрос: В чем различие между человеческим сознанием и божественным сознанием?

Шри Чинмой: В основном человеческое сознание состоит из ограничения, несовершенства, зависимости и невежества. Это сознание хочет оставаться здесь, на земле. Оно находит радость в конечном: в семье, в обществе, в земных делах и заботах. Божественное сознание состоит из Покоя, Блаженства, божественной Силы и так далее. Его природа — постоянно расширяться. Человеческому сознанию кажется, что нет ничего важнее земных наслаждений. Божественное сознание чувствует, что нет ничего важнее и значительнее, чем небесные Радость и Блаженство на земле. Человеческое сознание пытается убедить нас, что мы бесконечно далеки от Истины и исполненности. Оно пытается заставить нас считать, что Бог где-то далеко, в миллионах миль от нас. А божественное сознание дает нам почувствовать, что Бог прямо здесь, в каждом биении сердца, в каждом человеке и во всем вокруг нас.

Человеческое сознание убеждает нас, что мы можем существовать без Бога. Если человеческое сознание глубоко невежественно, ему чудится, что в Боге нет необходимости. Мы видим миллионы и миллиарды людей, которые не молятся и не медитируют. Они думают: «Если Бог есть — очень хорошо, если Его нет — мы ничего не теряем». И хотя они пользуются словом «Бог» по поводу и без повода, реальность существования Бога их не интересует ни на Небесах, ни в повседневной земной жизни.

Божественное сознание совсем другое. Имея даже то ограниченное божественное сознание, которое у нас есть, мы чувствуем высшую потребность в Боге каждое мгновение. Оно дает нам почувствовать, что мы находимся на земле именно потому, что существует Он. И когда мы лелеем божественные мысли, божественное сознание дает нам понять, что именно Бог вдохновляет нас лелеять эти божественные мысли. Божественное сознание дает нам ощущение, что во всем есть божественная воля, божественное намерение, божественный идеал, божественная цель. У обычного человеческого сознания нет никакого намерения, никакой позитивной цели, это просто бешеный слон, который несется сломя голову.

В божественном сознании всегда есть цель, и эта цель всегда превосходит себя. Сегодня мы считаем своей целью что-то одно, но, достигнув порога этой цели, сразу же получаем вдохновение превзойти ее. Эта цель становится отправной точкой для более высокой цели. Так происходит потому, что Бог постоянно превосходит Себя. Бог беспределен и бесконечен, но Он превосходит даже Свою собственную Бесконечность. Поскольку Бог постоянно совершает прогресс, мы также совершаем прогресс, когда находимся в божественном сознании. В божественном сознании все непрерывно расширяется и растет в более высокий и более исполняющий Свет.
© Шри Чинмой

Источник

Эссе на тему «Сознание и бессознательное»

Еще античные мыслители пытались разгадать тайну феномена сознания. На протяжении долгих веков шли дискуссии вокруг природы сознания и искались пути его познания. Всё то время, пока не появились конкретные исторические условия и естественные науки еще не достигли достаточного уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии и абстрактно-логического объяснения этих явлений.

Введение

Размышляя о психике и поведении человека, по-моему, стоит уделить особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Ведь актуальность и значимость проблемы сознания всё чаще включают в число острых проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии, да и во всех антропологических науках. Именно поэтому проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, множество взглядов на ее личные аспекты.

Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Вильгельм Вундт, Рене Декарт, Иммануил Кант, Бенедикт Спиноза, Густав Теодор Фехнер и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Карл Теодор Ясперс. Отечественными психологами Львом Семёновичем Выготским, Дмитрием Николаевичем Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.

1. Сознательное и бессознательное в структуре личности.

В течение долгих веков идут бурные споры и обсуждения вокруг сущности сознания и возможностей его познания. По представлениям, прошедшим через всю эпоху человечества и сохранившимся в наши дни, в религиозных верованиях и в идеалистической философии, материя – это нечто косное и неизменное, простое, а мысль, наоборот, духовное, активное, творческое, сложное. Люди были убеждены в том, что в человеческом организме присутствует особая, сверхъестественная сила – душа, которая является источником и причиной всех наших мыслей, чувств и желаний. Подобные представления являлись препятствием на пути исследования как явлений природы и событий общественной жизни, так и самой сущности человека. Здесь лежат начала агностических утверждений о том, что постигнуть суть сознания невозможно и все попытки будут совершенно тщетны и напрасны.

Метафизический материализм сводил сознание к пассивно-созерцательному отражению мира и не учитывал его социально-исторической сущности, его связи с общественной практикой, однако исходил из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Основоположники диалектического материализма первыми представили последовательно материалистическое и одновременно диалектическое объяснение сущности сознания и его происхождения, выявив социально-исторический, специфически человеческий уровень определения явлений психики, сознания. Ключевым моментом понимания сознания здесь является научное объяснение сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственного труда и общественный отношений.

Нужна помощь в написании эссе?

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатом, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Основой сознания, способом его существования является знание.

Сознание человека возникло и развивалось в ходе общественной практики, и история его становления, скорее всего, включает всего несколько десятков тысяч лет истории цивилизации. Основным условием развития человеческого сознания является общая трудовая деятельность при постоянном вербальном общении с другими людьми. Конечно, такой вид деятельности требует прямого взаимодействия людей друг с другом. На основании этого в итоге получается создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознавался бы целью их сотрудничества. В этом смысле сознание является продуктом общественного развития и вне общества не существует.

Особое значение для развития сознания имеет творческий характер деятельности человека. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих образов, мыслей, ощущений, представлений, чувств. Все они материально воплощаются в предметах творческого труда и впоследствии, при восприятии этих предметов, воплотивших в себе психологию их творцов, становятся осознанными.

Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Знанию своей анатомии и физиологии человек в большой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, через процедуры сравнения, аналогии у него есть возможность уточнить знание о своем теле. Но, увы, сравнить феномен своего сознания ему не с чем, ведь сознание – уникальная способность, присущая только человеку.

Сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Крупный философ и гуманист Мераб Константинович Мамардашвили определял сознание как светящуюся точку, некий центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь увиденное, прочувственное, переживаемое и подуманное. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него словно глазами иного мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Нужна помощь в написании эссе?

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, а отдает себе отчет в том, что он переживает, и наделяет переживание смыслом. Психическая процедура «я мыслю» не равна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном процессе к конкретному предмету и т.д.

Направленность на внешние предметы присутствует и в психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделяемости человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Философы всегда искали связь сознания с чем-то запредельным. Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что лежит где-то в его глубине или же за его пределами. Они обратили внимание, что неосознаваемое, в определенной мере присущее самому сознанию, выходит за рамки сознания.

2. Бессознательное в психике человека.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, которые поступают как из внешней среды, так и из внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, и, несмотря на то, что они используются для регулирования поведения, происходит это на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного велика. Это активные психические образования, состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание находит свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, а психика продолжает активно функционировать.

Бессознательное являет собой вместилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые, по одной из версий, так сильно угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного.

Нужна помощь в написании эссе?

Под бессознательным подразумевается два способа действий:

1) Автоматические, рефлекторные действия, причина которых еще не дошла до сознания, или действия, совершаемые при намеренном или естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме, потере сознания и пр.);

2) Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, соответственно и сами в данный момент не осознаваемые.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым можно отнести ощущения равновесия, ощущения собственного тела. Сюда же отнесём неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, вызывающие непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же будет умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти действия выполняются человеком на автомате, без раздумий. Изначально они формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, переключая сознание на контроль более сложных операций.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в явлениях, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве «дежа-вю», которое иногда возникает у человека при восприятии какого-то объекта, предмета или ситуации.

Бессознательная память – это память, связанная с долговременной и генетической памятью. Таким видом памяти контролируется мышление, внимание, определяется содержание мыслей человека в конкретный момент времени, его образы и объекты, на которых сосредоточено его внимание. Бессознательное мышление особенно ярко выступает в процессе решения человеком творческих задач. Оно поясняет, как именно творческим людям приходит озарение, и почему те полностью не осознают своих идей. Бессознательное мышление приходит в сознание не только во время бодрствования, но и во сне или опьянении, причем нередко – в виде образов и символов.

Нужна помощь в написании эссе?

Существует ещё и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков человека. Проявляется это, когда человек стремится совершить поступок, не осознавая причины своего желания. Это явление было открыто в результате гипнотических экспериментов.

Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые, однако, ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили определение, как “ошибочные действия”. Примеры бессознательного: оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

Заключение.

Многие зарубежные и отечественные ученые занимались изучением этой проблемы. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном внес Зигмунд Фрейд. Он настаивал на том, что ведущую роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание — лишь небольшая часть нашей психики, которая в данный конкретный момент актуально осознается человеком. Впоследствии его теорию развил и дополнил Г. Юнг. Он считал психику динамично противоречивым единством, дополняет и компенсирует взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.

Карл Теодор Ясперс, немецкий философ, психолог и психиатр, рассматривал многообразие значений, приписываемых термину бессознательное, а так же описал различные степени сознания – от ясного сознания до его полной утраты. Он критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности.

В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.

Так же он отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознании, Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание — это объединение психических функций, способностей и свойств личности.

Нужна помощь в написании эссе?

Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с точки зрения разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является основной в жизни и деятельности человека.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным всё еще остается открытым и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют различные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Как мы выяснили, сознание не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но далеко не все без исключения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *