Что такое сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда
Первая теория о бессознательном
Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.
З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.
Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.
Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие «подсознание».
Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.
Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.
З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.
Бессознательное носит сексуальный характер.
Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.
Бессознательное по З. Фрейду
З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:
«Я» или «Ego» – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.
«Сверх-Я» или «Super-Ego» – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.
«Сверх-Я» – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает «Я».
«Я» выступает в качестве посредника между внешним миром и «Оно», задача «Я» сделать так, чтобы «Оно» было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям «Оно». Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований «Сверх Я», иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний «Оно».
Для демонстрации взаимоотношений между «Я» и «Оно», учёный взял образ всадника на лошади, где «Я» – всадник, а «Оно» – лошадь. Если человек «Я» здоров, то он способен подчинить себе «Оно», управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями «Оно» и указаниями «Сверх-Я» приобретают непреодолимый характер, то «Оно» уходит из-под контроля «Я», это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.
Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением «Сверх-Я» до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.
Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». В качестве инструмента для данного компромисса человек использует «Я». Таким образом, содержание «Оно» постепенно переходит в содержание «Я».
Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.
Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие «Эдипов комплекс».
С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.
З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.
Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.
Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.
Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.
З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.
В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие «сексуальное влечение» на «либидо».
Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.
Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях «Эроса» и «Танатос». Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.
Сознание и бессознательное
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика сознания и бессознательного
Сознание является особым состоянием человека, в котором он имеет возможность одновременного восприятия окружающей действительности и самого себя как отдельного индивида и личности.
При этом человек отдает себе полный отчет в имеющихся у него мыслях, намерениях и проявлениях поведения.
Основное содержание деятельности сознания человека заключается в следующих действиях:
Таким образом сознание является идеальной психической формой деятельности человека, которая ориентирована на активное и целенаправленное отражение и преобразование окружающей действительности.
Говоря о наличии у человека сознательной психической деятельности нельзя забывать о существовании бессознательной сферы психики.
Бессознательное является совокупностью имеющихся у человека психических явлений, действий и состояний, которые лежат вне сферы проявления человеческого разума. Они безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознательной стороны психики человека. Примерами бессознательных процессов являются сновидения, гипнотическое состояние, невменяемые состояния человека.
Таким образом, все что находится не в фокусе сознания человека в данный конкретный момент, но может найти свое проявление в сознании с помощью памяти, можно отнести к бессознательным процессам.
Готовые работы на аналогичную тему
Также примером проявления бессознательных процессов могут выступать автоматизмы, которые получили свое развитие с помощью сознания, но в результате длительных тренировок и многократных повторений приобрели бессознательный характер и вышли из-под контроля сознания.
Такими автоматизмами являются, например, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки спортсменов, автоматизированные навыки совершения определенных трудовых операций.
Структуры бессознательного могут различаться в зависимости от степени их близости к сознанию.
Выделяется также особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включены те психические явления, которые связанны с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.
Процессы бессознательного могут направлять деятельность и поведение человека и тем самым определенным образом воздействовать на сознание.
Исследования бессознательных процессов в психологии
Основные идеи в развитии теории бессознательного были выдвинут Зигмундом Фрейдом, который не только теоретически описал особенности данного явления, но и смог придать этим представлениям практический характер.
Данная теория позволила Фрейду лечить людей от многих психических заболеваний. Созданное им учение называют психоанализом, и оно является актуальным и на современном этапе развития психологии и психотерапии.
С помощью анализа процессов, происходящих в психике человека Фрейд избавлял его от неврозов. Этот процесс состоит из нескольких этапов:
Следует отметить то невозможно избавить человека от проявления бессознательного, в связи с тем, что человек является существом не только сознательным, но и бессознательным. Сторонники учения Фрейда придерживаются точки зрения о том, что именно бессознательное доминирует в психике человека.
Защитная функция бессознательного
Проявления бессознательного в жизни человека имеет множество функций, основной среди которых является защитная функция. В чем же ее значение и особенности проявления. Рассмотрим это вопрос более подробно.
Психофизиология бессознательного имеет для человека огромное значение, именно оно помогает сознанию человека защититься от перегрузок. В процессе вытеснения сильных и ограничивающих переживаний, травмирующих психику человека, бессознательное защищает человека от возможного психологического перенапряжения и нервных срывов.
Безусловно, освобождение от них важно для полноценной самореализации, но в определенные моменты их блокировка бывает полезна.
Еще одной стороной защиты сознания с помощью проявлений бессознательного заключается в освобождении от постоянного контроля за осуществлением повседневных действий, которые с помощью бессознательного превращаются в автоматизмы и не требуют от человека активного включения сознания.
В процессе перемещения в область бессознательного ту информацию и действия, которые могут обходиться без активного участия сознания, человек позволяет своему мозгу и сознанию обратить больше внимания и сконцентрироваться на решении более важных и интересных задач.
Однако стоит понимать, что в любом процессе необходим баланс: полностью подавлять и вытеснять неприятные воспоминания и ощущения не целесообразно, так как они все равно найдут выход наружу в виде травмирующих ощущений неосознаваемой тревоги и беспокойства. Но и постоянно держать все процессы, происходящие в психики в области сознания также чревато постоянным напряжением и угрозой возникновения стресса и депрессии.
Сознание и бессознательное одинаково важны для нас, они существуют в гармонии и нельзя принижать или преувеличивать значение ни одного из них.
Что такое сознание и бессознательное
Условия (факторы), повлиявшие на развитие сознания человека:
· Трудовая деятельность (общественный труд, использование орудий труда)
· Возникновение языка (речь)
В процессе труда люди начали сговариваться, передавать информацию (сначала это были звуки, жесты, выразительные интонации). Спустя много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.
С развитием речи совершенствовался и труд. С помощью трудовых действий у человека развивались руки, органы чувств, а это способствовало развитию головного мозга (он становится способным запоминать материал, представлять, мыслить, т.е. функционально совершенствуется). Развитие абстрактного (отвлеченного) мышления способствовало развитию психики.
Артур Владимирович Петровский выделяет следующие четыре характеристики сознания:
1). Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
2). С помощью сознания человек различает понятие субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, к рефлексии (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.
З). Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату К.Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.
4. В структуру сознания входят также определенные отношения. К.Маркс писал: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные, и прежде всею общественные, отношения, в которые включен человек».
На самом деле сознание больше похоже на здание с лифтом: оно имеет разные уровни, по которым перемещается информация в процессе обработки. Вот эти уровни сознания:
неосознаваемые механизмы сознательных действий
неосознаваемые побудители сознательных действий
а) неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания («механическая работа», при которой голова остается «свободной»). Бывают:
(автоматические действия, процессы никогда не осознавались) Примеры: врожденные акты:
(автоматизированные действия или навыки, прошли через сознание и перестали осознаваться)
1. действие начинает осуществляться быстро и точно
2. происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.
— игра на фортепиано
( путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство)
б) явления неосознаваемой установки
советский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.
Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка — к периоду, который ему предшествует.
(- ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.;
-спринтер на старте в состоянии готовности к рывку.
(решение математического примера )
В явлениях неосознаваемой установки ученые увидели существование особой, «досознательной», формы психики – это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.
Пример: Человек, который смотрит на другого, порезавшего палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.
1. эти процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.
2. они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, желаний, мыслей и т. д.
Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.) создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы:
2. предсознание (скрытые
Свойства бессознательных представлений:
— они с трудом переходят в сознание
Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления.
По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:
—ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)
Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.
1. субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательный же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.
2. неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.
Примеры «надсознательных» процессов:
-процессы творческого мышления,
-процессы переживания большого горя или больших жизненных событий,
-кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.
Вывод : сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития.
Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Сознание и бессознательное
Происхождение сознания
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека.
Качественно новым этапом развития психики явилось возникновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создававшиеся человеком предметы культуры и возникшие на определенном уровне развития человека знаковые системы.
Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.
В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положение вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется способность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.
Второе направление связано с развитием мышления и называется понятийным. Это направление отражает тесную взаимосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.
Структура сознания включает в себя совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объектное отношение, а также возможность целеполагающей деятельности.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и. т.п.
Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имея, обещаний, намерений, событий, фактов и.т.п.); это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.
По 3. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».
Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то, не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.
Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.
Оно «включается» в следующих случаях:
— когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
— когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оптимальный выход;
— когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Всё они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).
Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и. т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем; от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.
Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.