Что такое сознание определение по обществознанию
Обществознание
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.
Что такое сознание
Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.
Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.
Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.
Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:
Индивидуальное и общественное сознание
Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.
Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.
Самосознание
Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.
Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.
Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.
Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.
Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.
Самооценка
Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.
Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:
Сфера бессознательного: подсознание и его уровни
Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.
Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.
Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других. В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании.
Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.
Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.
Значение слова «сознание»
2. Филос., психол. Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. □ Язык так же древен, как и сознание. Маркс и Энгельс, Немецкая идеология. || Филос. Психология, политические и философские взгляды, религиозные, художественные и прочие воззрения людей как представителей определенных общественных классов. Бытие определяет сознание. Общественное сознание. Формы религиозного сознания. Пережитки капитализма в сознании людей.
4. Ясное понимание чего-л. Сознание долга. Сознание своей правоты. □ [Жадов:] Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее. А. Островский, Доходное место. Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась. Чехов, Дама с собачкой.
5. Признание в своей вине, проступке. — Одно откровенное сознание может смягчить вашу участь. Герцен, Былое и думы. — А ты очень озорничаешь? Я замялся, но сказал — да! Учитель с попом многословно подтвердили мое сознание. М. Горький, Как я учился.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии».
В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.
СОЗНА’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по глаг. сознать-сознавать в 1 знач. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу. Ленин. С. своего долга. С. своей вины. 2. Действие по глаг. сознаться-сознаваться в 1 знач. С. преступника в своем преступлении. 3. Мысль, чувство, ощущение. Неотразимое сознание, что без меня нет счастья ей. Некрасов. Его угнетало с. невозможности спасти больного. С. неловкости сказанного. 4. Способность мыслить и рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека определять свое отношение к окружающей действительности. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира. Ленин. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Ленин. С точки зрения наших внутренних задач центр тяжести переносится теперь на вопросы воспитательные, на вопросы коммунистического воспитания, на задачи ликвидации столь еще живучих пережитков капитализма
в сознании трудящихся.
Молотов. Мы должны активно взяться за политическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания. Ленин (1902 г.). Общественное бытие, говорит Маркс, определяет с. людей. 5. Состояние человека в здравом уме и твердой памяти, способность воспринимать действительность и отдавать себе отчет в своих действиях, в своих переживаниях. Водка ослабила его тело, но не погасила сознания. М. Горький. Больной потерял с. Лежать без сознания. К больному вернулось с. Потеря сознания. Прийти в с.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
созна́ние
1. филос. психол. процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека
2. социол. осознание общественной жизни человеком как представителем определенных общественных классов, слоёв
3. восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку; ум, разум
4. способность осмысленно воспринимать окружающее ◆ Он пришёл в сознание. ◆ Потерять сознание.
6. конкретная мысль о чём-либо, чувство, ощущение чего-либо ◆ Меня мучило сознание собственной вины.
Что такое сознание определение по обществознанию
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.
Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.
Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
• Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.
• Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
• Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
• Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.
Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.
Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.
К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.
По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.
Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:
– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;
– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.
Сознание
Урок 10. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Сознание»
Впрочем, подробнее о разногласиях между Платоном и Аристотелем и других философских спорах вы будете говорить отдельно. Давайте для начала разберёмся, что такое материя и что такое сознание.
Классическое определение материи звучит так: «Объективная реальность, данная нам в ощущениях». Достаточно коротко, не так ли? Но всё ли вам в нём понятно? Поясним.
Нравится нам это или не нравится, но это так. Мы можем как-то объяснять для себя причины этих явлений. Или никак не объяснять, просто принимать как данность. Мы, вообще, можем не знать о существовании каких-то вещей. Это не значит, что они не существуют. Долгое время люди даже не догадывались, что есть такая форма материи как электрическое поле. Или вот про микромир ничего не знали: о бактериях и вирусах.
Но всё это было. И оказывало влияние на жизнь людей. Вот это и есть объективная реальность.
Выясняется ещё одна интересная вещь. Сознание бывает. Они тесно связаны друг с другом.
А сколько таких примеров в истории научной мысли! Когда кто-то из учёных брал на себя смелость опровергнуть укоренившиеся заблуждения. Или когда речь шла о новых идеях по поводу устройства общества.
Что представляет собой структура сознания?
Вадим Семёнович Ротенберг в книге «”Образ Я” и поведение» привёл один интересный пример. Добровольцу под гипнозом внушили, что он гениальный американский шахматист Пол Морфи, и предложили сыграть несколько партий с не менее гениальным гроссмейстером Михаилом Талем.
Поверив в это, испытуемый для начала запросил миллион долларов в качестве гонорара. Выдающиеся способности должны оцениваться выдающейся суммой. И играл он замечательно. Не как Пол Морфи, разумеется. Но, по мнению Михаила Таля, лучше, чем в своём обычном состоянии, раз в двадцать, а может быть, и более. Без гипноза доброволец робел, хорошо представляя, с шахматистом какого уровня он играет.
К третьему блоку относят всё, что связано с принятием решений и волевыми усилиями, необходимыми для исполнения этих решений.
Сознание человека тесно связано с бессознательным или подсознанием. Это те психические процессы, которые не осознаются человеком. Его тайные мысли и желания, комплексы, автоматически выполняемые действия.
К бессознательному относят также интуицию и озарение. Об интуиции мы говорим, когда проникаем в суть чего-то без предварительного анализа. Мы просто знаем, что именно так и будет.
Это то, что даёт нам огромное преимущество перед самой умной машиной. Создавая её, человек, при всём желании, не может вложить в искусственный интеллект ни интуицию, ни озарение.
Выделим основные черты, присущие сознанию.
Сознание может быть направлено как на внешний мир, так и на самого его носителя. В этом случае мы говорим о самосознании.
Индивидуальное и общественное сознание тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Сознание активно. Осознав окружающий мир, человек получает возможность изменить его, приспособить к своим потребностям.
Наше сознание включает также воображение, фантазию. То есть оно может создать представления о том, чего не существует, и, возможно, никогда не будет существовать в реальном мире.
Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.
СОЗНАНИЕ.
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире
Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.
Характеристика особенностей сознания:
Функции сознания:
Структура сознания
Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.
К интеллектуальным способностям относятся:
Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:
Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.
В эмоциональную сферу входят:
Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.
Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).
Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.
Бессознательные психические процессы:
Отличие сознания от психики животных.
Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.