Что такое сознание по леонтьеву

12.4. Структура сознания согласно А. Н. Леонтьеву

Опорные слова к вопросу №12 — здесь

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Выделение З.Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием. Есть предположение, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал.

Продолжая изучать структуру индивидуального сознания, Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека. в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой».

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в словах как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера».

Термин «смысловой барьер» ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя.

Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смысловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох».

Все эти компоненты вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

Источник

Теории зарождения сознания в онтогенезе

Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву

Вопрос зарождения сознания в онтогенезе, казалось бы, давно изучен общей и возрастной психологией, но тем не менее, и в нем есть свои «белые пятна». Прежде всего, они заключаются в том, что сложно определить, когда именно появляется сознание у человека, так как сам человек еще не может об этом сообщить — связная речь появляется гораздо позже. Поэтому в ход идут наблюдения, эксперименты, исследования, аналогии. попробуем разобраться, какие мнения уже высказывались на эту тему современными исследователями и что из этого ближе к истине.

Определение терминов

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое сознание и что есть его онтогенез.

Онтогенезом называют индивидуальное развитие, протекающее по определенным законам и проходящее у каждого отдельно взятого индивида одни и те же этапы. Разделяют онтогенез и филогенез — общее развитие функции или явления у вида.

Совершенно очевидно, что сознание человека взрослого и новорожденного ребенка имеют существенные отличия. Сознание явно эволюционирует от зарождающегося к зрелому, в результате изучения этого процесса было выявлено влияние на него как индивидуальных, врожденных особенностей, так и воздействия окружающей среды и, в частности, социума.

Под сознанием в психологии принято понимать высшую форму психической активности, свойственную лишь человеку, которая заключается в обмене информацией с миром, отражении объективной действительности в психике человека. Определений сознания существует множество в психологии и философии. К примеру, Выготский считал, что сознание — это рефлексия субъектом (человеком) действительности, своей деятельности и самого себя.

А. Н. Леонтьев считал, что сознание отличается от других, менее высокоорганизованных форм деятельности тем, что выделяет собственное «Я» индивида из окружающего мира.

С. Л. Рубинштейн был первым, кто предположил единство сознания и деятельности: он считал, что это не два обращенных в разные стороны аспекта, но некоторое органическое целое, которое можно назвать не тождеством, но единством.

Сознание обладает такими свойствами, как ясность, объем, периодизация и непрерывность. Леонтьев считал присущими ему качествами самосознание, самоанализ и самоконтроль.

Теории развития сознания

Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития сознания, считал, что сознание не формируется вне общества.

Вот основные положения этой теории:

Выготский считал, что основными элементами сознания, его своеобразными «клеточками» являются значения слов, поэтому развитие сознания происходит с развитием речи, через коммуникацию с другими людьми.

Выготский считал, что сознание не дано человеку изначально и не порождается природой, оно формируется только обществом, через включение нового его члена в общую, принятую социумом картину мира, которая описывается именно через речь.

Если это действительно так, то на этом может быть основано, например, такое явление, как менталитет: совокупность особенностей языка, национальных традиций, верований. Можно вспомнить о том, что фольклор или народное творчество передавалось изначально устно. Письменность была уже более поздним продуктом человеческой цивилизации, а первоначально существовали песни, стихи, считалки, игры — формы сохранения знаний об окружающем мире и обществе.

А. Н. Леонтьев называет сознанием открывающуюся субъекту (через восприятие) картину мира, в которую включен и он сам, и все его действия, и психические состояния. Леонтьев считал, что вначале сознание существует лишь как психический образ реальности, получаемый через органы чувств, но затем, через деятельность, субъект и сам включается в эту структуру. Деятельность из реального мира постепенно проникает во внутренний мир субъекта, где осмысливается им.

Развитие сознания в онтогенезе, по Выготскому и Леонтьеву, происходит следующим образом:

Этот процесс называется интериоризацией. С помощью него происходит формирование внутренних структур психики и присвоение знаковых систем, которые освобождают от необходимости оперировать предметами: теперь человек может делать это с помощью знаков, в своей голове.

Периоды развития сознания по А. Н. Леонтьеву

Согласно взглядам Леонтьева А. Н., развитие детской психики проходит через семь качественно различных периодов:

По прошествии этого периода психика также не остается неизменной: идет активное становление и развитие деловых, коммуникативных и творческих навыков, постановка и достижение целей, самореализация — через труд, общение, обучение, творчество. Эти процессы могут продолжаться до глубокой старости, так долго, сколько человек готов жить активной и насыщенной жизнью.

Периодизация была выведена на основе долговременного наблюдения за детьми и взрослыми разного возраста. В частности, для оценки соответствия развития возрастному периоду в учебных и дошкольных заведениях сейчас используются психологические тесты различной направленности и другие диагностические методы.

Периодизация по Г. К. Ушакову

Эта периодизация несколько отличается от предыдущей, она основана не столько на ведущей деятельности, сколько на развитии сенсомоторных функций и соответствующих областей мозга. Развитие сознания проходит такие этапы:

Далее в подростковом и юношеском возрасте происходит максимальное развитие сознания в онтогенезе, что характеризуется формированием способности к высшему абстрагированию, оперированием сложными понятиями и образами.

Выводы

Итак, как же происходит развитие сознания в онтогенезе? Если обобщить данные основных, самых известных теорий, то происходит это следующим образом:

Таким образом, развитие сознания представляет собой своеобразную интеграцию в систему знаний и опыта, общую для всего человечества и переданную через язык. Абстрактное мышление и речь — главные составляющие сознания, отличающие человека от животного.

Автор: психолог Надежда Козочкина

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Модель сознания по А.Н. Леонтьеву

Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву

Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву

Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву

Внутренний опыт человека, т.е. содержание сознания, все, что в нем отражается, локализуется в эмоциональной, словесно-логической и образной памяти.

Эмоциональный опыт человека, опыт переживания личного отношения ко всему окружающему, образует в сознании личностные смыслы.

Словесно-логический опыт, опыт интеллектуального, рационального познания мира образует в сознании значения.

Опыт чувственного познания (в зрительных, слуховых… образах) создает в сознании чувственную ткань.

Следовательно, по Леонтьеву сознание образуют и наполняют личностные смыслы, значения и чувственная ткань.

И эти компоненты сознании создаются, соответственно, тремя видами опыта: эмоциональным, рациональным и чувственно-образным.

Сознание функционирует с доминированием в каждый конкретный момент времени одного из этих компонентов.

Это доминирование и определяет режим функционирования сознания, его работы.

Показателем режима функционирования выступает внимание. Это инновационный подход к проблеме внимания как явлению сознания.

Непроизвольное внимание – показатель функционирования сознания в режиме личностных смыслов.

Произвольное внимание – показатель работы сознания в режиме значений.

Послепроизвольное внимание – показатель работы сознания в режиме чувственной ткани.

Соотношение компонентов структуры сознания, видов памяти и внимания

«Образующие» сознание компоненты (по А.Н.Леонтьеву)Виды памятиВиды внимания
1.Личностный смыслЭмоциональнаяНепроизвольное
2.ЗначениеСловесно-логическаяПроизвольное
3.Чувственная тканьОбразнаяПослепроизвольное

Личностный смысл выражает субъективность, пристраст­ность человеческого сознания.

Он проявляется в изби­рательности внимания, эмоциональной окрашенности ощущений, явлении апперцепции.

Лейбниц выразил эту зависимость в известном афоризме:

«. если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы также спорили против нее и наруша­ли ее вопреки всем доказательствам Эвклида и Архимеда. » (Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. — М; Л, 1936. С. 88).

Как считает А.Н.Леонтьев, смысл заключен в отношении двух составляющих деятельности человека: мотива и цели.

Личностный смысл задается отношением мотива деятельности к ее цели, мерой их совпадения / несовпадения.

Таким образом, смысл можно определить как переживание причастности цели действия какому-либо мотиву.

Смысл проявляет пристрастное отношение субъекта (человека) к тем или иным объектам.

В силу наличия какой-либо связи с мотивом объект приобретает смысл.

В обыденной речи синонимом смыслу выступает интерес и вопрос: «А мне это нужно или надо»?

Объект, который для субъекта приобретает определенный смысл, становится стимулом.

Стимул – это влекущий к действию объект. Так, раздражитель становится условным по мере того, как приобретает смысл для животного.

Стимулы являются регуляторами непроизвольного внимания.

«Включение» смыслового уровня сознания вызывает появление непроизвольного внимания. Этот вид внимания является показателем функционирования сознания в режиме смыслов.

Оно при определенных условиях квалифицируется как неустойчивость внимания и повышенная отвлекаемость.

Внешним проявлением работы сознания в режиме смыслов является забота.

Она создает смысловую наполненность жизни, является сквозной характеристикой смысловой сферы сознания.

Забота удерживает человека в состоянии непроизвольного внимания или рассеянности.

«Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. А одно лишь нужно» (Ев. от Луки, 10:41-42).

Смыслы – это индивидуальные и текучие структуры сознания. В отличие от них значения являются обобщенными и фиксированными константами сознания.

Значения – это культурные медиаторы (посредники), вторичные артефакты, по классификации М.Коула.

Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть фото Что такое сознание по леонтьеву. Смотреть картинку Что такое сознание по леонтьеву. Картинка про Что такое сознание по леонтьеву. Фото Что такое сознание по леонтьеву

Переход работы сознания в режим значений предполагает выход за рамки заботы как таковой, заботы вообще.

Это выход из смысловой сферы сознания в сферу значений как общезначимых истин и ценностей.

Такое освобождение от заботы и смысла необходимо в научном исследовании для обеспечения его объективности и собственно научности.

Это одно из требований классического типа научной рациональности или просто научности.

Но в современном постнеклассическом типе рациональности заметное место отводится именно смыслам.

Например, нравственным, экологическим. Вопрос о соотношении науки и нравственности – это вопрос о возможности одновременного функционирования сознания в двух альтернативных режимах: значения и смысла.

При функционировании в режиме значений в сознании происходит распознавание, узнавание чего-либо известного из прошлого опыта.

Иначе говоря, сведение (редукция) чего-то нового к уже известному.

Значения устойчивы, стационарны. Они контейнируют познавательный опыт людей.

«Слова – замечательные контейнеры» (Дж.Макдугалл).

Носителем значений является язык. В языковых значениях кристаллизуется исторический опыт человеческой деятельности, общения и миропонимания.

С помощью значений происходит его репрезентация в сознании человека и культурная трансляция от поколения к поколению.

Этот опыт индивиду необходимо усвоить и построить на его основе опыт собственной жизнедеятельности.

При доминировании в сознании сферы значений возникает произвольное внимание. Оно показатель работы сознания в режиме значений.

Сознание, по определению Л.С.Выготскогоо, опосредствовано именно значениями, заключенными в словах.

Наделенные смыслами предметы и ситуации приобретают функцию стимулов, а при означивании объектов реальности они сводятся (или подводятся) к знакомому, понятному, известному.

Таким образом, значения превращают предметы в знаки. Предмет становится знаком – носителем некоторого значения. Выходит, что значения как структурные единицы сознания первичны по отношению к объектам внешнего мира. Для индивида надо уточнить.

В значениях фиксируется достигнутый опыт человечества. И без него невозможно актуальное познание мира.

Человек воспринимает мир через призму значений.

Познание как открытие нового не возможно без верификации (доказательства) и фальсификации (опровержения) имеющихся значений.

Значения локальны, они как островки в океане со всех сторон окружены смыслами.

Значения и смыслы – два полюса жизни сознания, два альтернативных режима его функционирования.

При доминировании в сознании уровня значений возникает произвольное внимание.

Это фиксация сознания на уже известном. Если предмет нам хорошо знаком, то внимание к нему будет всегда произвольным, независимо от интереса к нему и без цели и усилий быть внимательным (П.Я.Гальперин).

Для произвольного внимания – волевое усилие является факультативным (необязательным) признаком.

Но функционирование сознания в режиме произвольного внимания кратковременно, оно быстро истощается по причине знакомости своего предмета.

Обычное, «житейское» сознание замкнуто на смыслы и значения. т.е. наполнено «заботами», переживаниями каких-либо пристрастий и «узнаваниями», подтверждениями каких-либо элементов своего опыта.

Смыслы и значения образуют рефлексивный слой сознания. Он делает недоступными для субъекта некоторые явления сознания. Например, прощение как способ избавления об обиды, вины, стыда.

Для избавления от обиды надо простить обидчика.

Для избавления от вины надо попросить прощения у того, кого ты обидел.

Для изживания стыда надо попросить прощения у себя и простить себя.

Для этого надо выйти в бытийный слой сознания, связанный с доминированием чувственной ткани.

Бытийный слой сознания – это работа сознания в режиме доминирования чувственной ткани. Чувственная ткань складывается из модальных характеристик актуально воспринимаемого образа предмета. Для возникновения в работе сознании режима чувственной ткани субъекту необходимо: дистанцироваться от смысловой сферы сознания и проблематизировать значения.

Проблематизация – это выявление в понятном непонятного, в известном – неизвестного. Хорошо узнаваемый предмет должен приобрести черты неузнаваемости, «странности».

Освободившись от стереотипов, навязанных смыслами и значениями, восприятие начинает выделять в предметах нечто новое, дотоле ускользавшее от сознания.

Происходит умножение мерности образа восприятия, возникает субъективное переживание, получившее название эффект «ауры» (от гр. дуновение ветерка – чувство, предшествующее приступам и припадкам мигрени, эпилепсии и др.).

Еще раз подчеркнем, что значения преломляют мир в сознании человека. Человек видит мир через призму значений. Определение предмета, его категоризация предшествует его восприятию. Язык, логика довлеют над непосредственно чувственным созерцанием мира. Освобождение от их гнета позволяет ощутить все богатство и гармонию мира.Доминирование чувственной ткани создает у субъекта состояние включенности в актуальный поток раскрывающихся перед субъектом качеств реальности.

Захваченность и заинтригованность этим потоком есть послепроизвольное внимание. Такое внимание возникает, когда субъект направляет на объект само свое Я. При этом Я не растворяется в объекте, а творчески его для себя раскрывает. Это внимание есть творческое соучастие субъекта в жизни объекта.

Субъективно это внимание переживается как чувство возрастающей силы бытийности субъекта. Переживание тотальной включенности в поток активного взаимодействия с объектом деятельности оказалось в центре внимания М.Чиксентмихайи. Это автор ввел понятие «переживание потока»

Таким образом, смысл – переживание соотнесенности объекта с мотивами субъекта.

Итог. Модель сознания А.Н.Леонтьева является динамической.

Источник

5.1.3. Концепция сознания А. Н. Леонтьева – В. П. Зинченко

А. Н. Леонтьев считал, что чувственная ткань сознания «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле и объект его деятельности». Чувственная ткань – переживание «чувства реальности».

Значения – это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т. п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в него свой вклад. Значения, писал А. Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытая совокупной общественной практикой». Универсальным языком значений является язык искусства – музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для всех них значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка – показатель его знаний, способностей, для другого – символ того, что он лучше других, для третьего – способ добиться обещанного подарка от родителей и т. п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

Личностный смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности по отношению к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».

Несовпадение личностных смыслов влечет за собой трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л. С. Славина.

Все эти составляющие вместе создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

В. П. Зинченко, объединяя все эти теории Л. Фейрбаха, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, включая теорию Н. А. Бернштейна о понятии живого движения и его биодинамической ткани, также выделяет двухслойную структуру сознания:

бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы;

рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека развивается не в условиях робинзонады, а внутри культурного целого, в котором исторически кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. Значение рассматривалось как форма сознания, т. е. осознания человеком своего – человеческого – бытия. Оно же рассматривалось и как реальная психологическая «единица сознания», и как факт индивидуального сознания.

Смысл – субъективное понимание значения, ситуации или сигнала, фактически приписывание значения полученному сигналу. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно в силу принадлежности живому субъекту и реальной включенности в систему его деятельностей всегда страстно, короче, что сознание есть не только знание, но и отношение. Иначе говоря, понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, а рассмотренное выше понятие значения – подключенность этого сознания к сознанию общественному, к культуре. Нащупываемые пути изучения смыслов связаны с анализом процессов извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации или с «впитыванием» их в ситуацию, что также нередко бывает. Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами, существующие в рефлексивном слое сознания.

Движение и действие имеют внешнюю и внутреннюю форму. Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, рассматривавшегося Н. А. Бернштейном как функциональный орган индивида. Использованием для его характеристики термина «ткань» подчеркивается, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения, формирования все более сложной становится внутренняя форма, внутренняя картина таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму или картину живого движения. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать при моторных персеверациях, в квазимимике, в хаотических движениях младенца и т. п. Биодинамическая ткань избыточна по отношению к освоенным скупым, экономным движениям, действиям, жестам.

Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении. Подобно биодинамической ткани чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. Ее наличие доказывается с помощью достаточно сложных экспериментальных процедур. Например, при стабилизации изображений относительно сетчатки, обеспечивающей неизменность стимуляции, наблюдатель поочередно может видеть совершенно разные зрительные картины. Изображение представляется ему то плоским, то объемным, то неподвижным, то движущимся и т. п. В функциональных моделях зрительной кратковременной памяти чувственная ткань локализуется в таких блоках, как сенсорный регистр и иконическая память. В этих блоках содержится избыточное количество чувственной ткани. Скорее всего, она вся необходима для построения образа, хотя используется при его построении или входит в образ лишь ее малая часть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *