Что такое созвучные слова в стихотворении

Созвучные слова: определение и примеры

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворенииСозвучные слова — они одинаково звучат, но могут сильно отличаться по смыслу. К примеру, «подлинный» и «длинный» звучит похоже, но значение при этом совершенно разное. То же самое относится к словам: «ветеринар» и «ветеран», «абонент» и «абонемент», «пророк» и «порок», «звание» и «название», «брат» и «бард» и т. п.

Данная тема изучается школьниками с третьего класса и представляет собой не что иное, как похожесть звуков.

Вспомним всем известного героя мультипликационного фильма Винни-Пуха, он говорил: «Почему «опять», а не «ошесть», «осемь» или «овосемь»?» Если задуматься, его вопрос не так-то прост: понятно, что наречие «опять» и числительное «пять» между собой никак не связаны, и в любом языке существует множество похожих слов по звучанию и далеких по смыслу, однако, невольно задумываешься — быть может, они имеют между собой какую-то связь. Попробуем разобраться.

Определение понятия

Согласно толковому словарю «созвучный» (книжн. «созвучное», «созвучно», «созвучен», «созвучная») означает:

Кроме такого рода определений, одинаковое восприятие звуков на слух называют еще парономазией. Разберемся с новым термином поподробнее.

Феномен парономазии

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворенииПарономазия (в переводе с древнегреческого παρονομασία означает: παρά — вне, ὀνομάζω — названного) — стилистическая фигура речи, представляющая собой образное сближение похожих по звучанию слов (паронимов) в частичном совпадении морфемного состава.

Паронимы — это разнокоренные созвучные слова, разные по значению.

Если смешивание паронимов считается грубой лексической ошибкой, то их преднамеренное употребление в предложении в количестве двух или более слов — это парономазия.

Парономазию широко используют в древнекитайской литературе, где представляют данную стилистическую фигуру в качестве риторического приема. При использовании графических знаков он относится к расширяющему и модифицирующему лексикон принципу, необходимому для передачи слов. Такой прием со временем стандартизовался в китайской иероглифике и вытеснил множество примеров парономазии из текстов, существовавших до правления императора.

Созвучные слова в литературе

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворенииВсем известно, что в стихосложении большую роль играют рифмы или так называемые созвучные окончания.

Рифма — один из важных оформляющих элементов стихотворения, а также основа всей звуковой картины произведения. Кроме этого, далеко не последняя роль предназначена и самим звукам речи, к примеру, созвучие необходимо для изображения звукового явления в природе или жизни. Существуют даже особые ономатопоэтические слова, которые буквально подражают звукам, обозначаются ими, или выражают их условно.

К первой группе ономатопоэтических устройств относятся простые слова: «жужжание», «жужжать», «свист», «свистеть», «хруст», «хрустеть», «вой», «выть» и т. п. Вторая группа — это своего рода условность, которая представляется авторами при использовании следующих восклицаний: «ах», «ой», «хи, хи», «ха, ха, ха» и т. д. Стоит отметить, что при их соединении в стихотворении с другими словами получаются сочетания звуков, которые выражают так называемые природные звуки.

Безусловно, в стихах стоит избегать некрасивых, например, свистящих или шипящих созвучий. Странно бы звучало, если стихотворение с объяснениями в любви, строилось на жужжании или свисте. То же относится и к стихотворению о вечернем покое, если оно наполняется рычащими звуками. В подобных случаях такое построение произведения считается грубым нарушением, однако, иногда такого рода ошибка допустима при особом замысле автора и представляет собой уже не нарушение, а достоинство и художественный прием.

Достаточно часто в высокой поэзии встречается звукоподражание. Например:

Источник

Занятие 17. О рифме

Есть много людей, которые считают, что поэзия отличается от прозы только «красивой формой». Однако, это далеко не так. Можно проделать простой опыт. Попробуем выразить прозой один куплет всем известного стихотворения С. Есенина. Просто заменим в нём порядок слов:

Не жалею, не зову, не плачу
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный
Я не буду больше молодым.

Напишем: » Я не плачу, не зову, не жалею. Всё пройдёт, как дым с белых яблонь. Охваченный золотом увядания, молодым я больше не буду». Прочитайте стихотворное и прозаическое выражение фразы. Слова одинаковые в первом и во втором случае, но мы имеем две абсолютно разные вещи. А ведь мы только убрали стихотворное деление на строчки, ритмическое движение фразы, убрали РИФМУ. И сразу чувства, изложенные в этом небольшом отрывке, потускнели и увяли. Читая четверостишие в прозе, мы больше не находим в нём ни щемящей грусти о прошедших годах, ни нежности, ни красоты изложения.
Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, «рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

Различают три основных вида рифм: мужские, женские и дактилические

НЕТОЧНОЙ рифмой или ассонансом называется такая, которая основывается на приблизительном подобии звуков в клаузулах:

Настя Карпова, Настя Карпова,
Сколько помню со всех сторон,
Над твоей головою каркало
Молодых и старых ворон.

ПРОСТЕЙШИМИ являются рифмы, образованные одинаковыми частями речи:

Простейшие рифмы, в виду их постоянного применения, давно уже стали привычными и поэтому не должны привлекать к себе особого внимания авторов. Как сказал М. Исаковский: «Существуют такие рифмы, пользоваться которыми просто неприлично. (Родина-смородина), это как раз такая рифма, которая не только трафаретна, но уже и пародийна. Нельзя использовать рифму ради рифмы».
Рифма является одним из вспомогательных ритмических элементов. Иногда в стихах её может и не быть, как в античной прозе, где строгое чередование стоп создавало полную ритмическую упорядоченность и рифма как усилитель ритма не требовалась.

Нерифмованные стихи называются БЕЛЫМИ. В белом стихе определяющим является расположение одинаковых клаузул. Применяется белый стих (как правило, пятистопный ямб) главным образом в драматических произведениях, помогая развернуть и воспроизвести живую разговорную речь, а также для передачи на русском языке классической античной литературы, так называемые российский гекзаметр и российский пентаметр. Примером белого стиха может служить следующие пушкинские строки:

Источник

Понятие того, что такое созвучные слова

Культура речи подразумевает умение правильно и точно передавать свои мысли. Это способность найти наиболее четкое и подходящее средство выражения. А выбор слова напрямую зависит от его значения. Понимание значения слов гарантирует, что мысль будет выражена верно, точно и будет понята слушателем. Но очень часто можно попасть в такую ловушку как «созвучные слова». Что это значит?

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворении

Определение

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворении Вам будет интересно: Физика процесса излучения. Примеры излучения в быту и природе

Паронимы – это слова, которые схожи по звучанию, но отличаются своим лексическим значением.

Такое сходство в звучании часто приводит к тому, что одно слово ошибочно используют вместо другого. Это может быть свидетельством некомпетентности говорящего или его не очень точным знанием терминологии. Отличительной чертой паронимов является то, что они не взаимозаменяемы. Разница в значениях паронимов обычно настолько значительна, что заменить одно слово другим без нарушения смысла невозможно. Нельзя одно слово из паронимической пары использовать вместо другого. Это приводит к подмене понятий, а текст теряет всякий свой смысл.

Наш язык богат, поэтому и созвучных слов в русском языке довольно много. Так, в словаре О. В. Вишнякова примерно 1000 паронимических пар, а смысл каждого слова и случаи его употребления объясняются. Поэтому тем, кому интересно на примерах разобраться с тем, что такое созвучные слова, и выяснить сложные случаи употребления слов, будет полезно дополнительно обратиться к справочной литературе.

Классификация паронимов по способу словообразования

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворении

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворении

Виды лексических паронимов

По видам паронимы делятся так:

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворении

Разобравшись с классификацией, можно лучше понять, что такое созвучные слова, и стараться избегать лексических ошибок, связанных с их употреблением в речи.

Источник

3. Классификация рифм по звучанию

Разбираем следующий способ классификации рифм – по звучанию и родственным отношениям.

1. Классификация рифм ПО ЗВУЧАНИЮ.

Эта классификация разделяет рифмующиеся слова по степени их звукового сходства в рамках понятия «точные и приблизительные рифмы». Понятие это довольно размыто. Совершенно ясно, что таких общих понятий, как «точная рифма» и «приблизительная рифма», явно недостаточно, ведь степень «точности» или «приблизительности» различных рифмующихся слов бывает очень разной.

Чернилами я не марал бы пальцы,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица за пяльцы,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Вперёд одна в надежде томной
Не жди меня средь ночи тёмной.
(А.С. Пушкин)

Уважаемые товарищи потомки!
Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потёмки,
вы, возможно, спросите и обо мне.
(В. Маяковский)

Помимо абсолютных рифм к точным рифмам относятся еще РОДНЫЕ, ГЛУБОКИЕ и БОГАТЫЕ рифмы.

Чудная картина,
Как ты мне родна…
Белая равнина,
Полная луна…
(А. Фет)

Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!
(А.С. Пушкин)

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему…
(Н.А. Некрасов)

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
(Ф.Тютчев)

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)

К приблизительным рифмам относятся все остальные рифмы.

Источник

Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе

Когда стихотворные строки заканчиваются одинаково.

Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть фото Что такое созвучные слова в стихотворении. Смотреть картинку Что такое созвучные слова в стихотворении. Картинка про Что такое созвучные слова в стихотворении. Фото Что такое созвучные слова в стихотворении

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк:

Выхожу один я на дороГУ,
Сквозь туман кремнистый путь блестИТ.
Ночь тиха, пустыня внемлет БоГУ,
И звезда с звездою говорИТ.

Типы рифмы

Мужская – когда ударение падает на последний слог в строке:

Я в каморку вошЁл,
На колени упАл,
И всю ночь напролЁт,
Безутешно рыдАл.

Женская – ударение падает на предпоследний слог – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова как раз женская рифма.

Дактилическая – ударение падает на третий слог с конца, два последующих – безударные. У Бунина, например, дактилическая рифма вот здесь в первой и третьей строках:

Желтые ржи, далеко озарЁнные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусОнные,
Колосом спелым шуршат.

Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог с конца. Пример – из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах:

Я слышу, как в гнездо уклАдываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрАдываются,
Роняя голубые капли…

Открытая – когда последний звук в строке – гласный. Закрытая – когда последний звук – согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа:

Манит, манит, манит карусель.
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель.
То надежду, то досадную разлуку.

Точная – когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная – когда совпадают частично. Вот приблизительная рифма из песни GAYAZOV$ BROTHER$:

Иду под пьяным туманом, пинаю воздух найкАМИ,
Душа летит и пролетает над ЯмайкОЙ.
Под пьяным туманом авки твои я лайкАЮ,
Ты рядом с ним, а на тебе моя майкА.

Бедная – когда совпадают только последние гласные: «веснЫ» – «водЫ». Сюда же относятся глагольные рифмы. Они считаются бедными, потому что рифмовать глаголы проще пареной репы: «молчишь» – «грустишь», «поешь» – «зовешь», «проснуться» – «вернуться».

Богатая – когда совпадают гласный и согласный или даже несколько гласных и согласных. Из Пушкина:

Волхвы не боятся могучих владЫК,
И княжеский дар им не нуЖЕН.
Вещает свободно их вещий язЫК,
И с волей небесною друЖЕН.

Составная – когда рифма получается на стыке двух слов. Из песни Трофимова:

А ты стоишь на берегу в синем пЛАТЬЕ,
Пейзажа краше не могу пожеЛАТЬ Я.

Перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой. Из Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на веСАХ,
И что совершается ныНЕ.
Час мужества пробил на наших чаСАХ,
И мужество нас не покиНЕТ.

Смежная – первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой. Тоже из Ахматовой:

Как за ужином сидеЛА,
В очи темные глядеЛА,
Как не ела, не пилА
У дубового столА.

Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой и образует как бы кольцо, в которое вписываются вторая и третья строки, срифмованные друг с другом. Из Северянина:

Счастье жизни — в искрах аЛЫХ;
В просветленьях мимолетНЫХ,
В грёзах ярких, но бесплотНЫХ,
И в твоих очах устаЛЫХ.

Может ли быть стих без рифмы

Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:

Есть остров; он скалою одинокой
Подъемлется из бездны океана;
Вокруг него все пусто: беспредельность
Вод и беспредельность неба.

Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках. Пример – из Уитмена:

Прощай, мое Вдохновенье!
Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!
Я ухожу, а куда — и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —
Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.

P. S. Яндекс, не накладывай, пожалуйста, фильтр на статью из-за низкой уникальности. В ней виноваты стихи, а не я.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *