Что такое спад действия в литературе 5 класс
Что такое спад действия в литературе 5 класс
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Этапы развития сюжета
О сюжете в литературном произведении мы уже вкратце говорили в этой статье. Теперь попытаемся развить эту тему шире. Итак, сегодняшний разговор в рамках рубрики “В помощь начинающему автору” о сюжете…
Сюжет в литературном произведении
Как сложно представить человека без скелета, так невозможно вообразить книгу, не имеющую сюжета. Точнее книги такие в литературном мире существуют и даже пользуются спросом, но не являются полноценным художественным произведением. Скорее это набор мыслей и фраз, которые ни к чему не привязаны и никого не обязывают. Когда же мы говорим о создании цельного текста, то роль сюжета невозможно переоценить.
Само слово «сюжет» заимствовано из французского языка и означает «предмет». Собственно, оно и понятно: мы легко может подставить к книге вопрос «что» и получить цепочку событий, последовательных действий. Попросту говоря, сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать (чем художники охотно пользуются). Именно поэтому, когда речь идёт об обычном лирическом стихотворении, мы никогда не может ответить на вопрос, о чём оно. Всё потому, что оно лишено сюжета и выстроено, прежде всего, на чувствах.
Этапы развития сюжета в литературе
Любой сюжет в своей основе имеет конфликт, а конфликт, в свою очередь, развивается постепенно и имеет определённые стадии. В литературе это будет экспозиция (или пролог), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Общим словом всё это можно назвать экспозиция, компоненты которой не только могут меняться местами (достаточно вспомнить «Героя нашего времени»), но и даже отсутствовать (например, пролог и эпилог не являются обязательными, хотя современные писатели их очень любят).
В последующих статьях мы будем подробно останавливаться на каждом из названных компонентов, поэтому сейчас рассмотрим их обзорно. Итак,
Сюжет и фабула… В чём различие?
Обычно эти два понятия путают и выдают одно за другое. Поэтому сначала обратимся к этимологии. Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку).
И фабулу, и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды.
Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).
Наконец, третий пункт состоит в следующем. Фабула – это развитие непосредственно самого конфликта. А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.
Виды сюжета
Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.
В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений. Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.
Основные сюжеты современной литературы
Многие знатоки литературного мира предлагали свои классификации основных сюжетов. Упомянем лишь некоторые из них.
Звучит, как заклинание, однако!
«Из грязи в князи» (бывает и обратная ситуация);
Победа над чудовищем.
Впрочем, мне кажется, что каждый из нас способен порыться в архивах своей памяти, подключить аналитический ум и выделить свои основные сюжеты по материалам мировой литературы.
Конечно, это не вся информация о сюжете, но, как было сказано в одном старинном предании, ещё не вечер…
Таблица «Стадии развития действия в художественном произведении»
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
— Часть, в которой обрисованы место, время
и положение персонажей перед началом
— Часть, в которой обрисованы место, время
и положение персонажей перед началом
Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;
Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;
Вершина конфликта, момент предельного
Вершина конфликта, момент предельного
Заключительный эпизод в развитии действия,
Заключительный эпизод в развитии действия,
Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев
Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
— Часть, в которой обрисованы место, время
и положение персонажей перед началом
— Часть, в которой обрисованы место, время
и положение персонажей перед началом
Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;
Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта;
Вершина конфликта, момент предельного
Вершина конфликта, момент предельного
Заключительный эпизод в развитии действия,
Заключительный эпизод в развитии действия,
Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев
Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-396675
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Композиция и сюжет
Определения
Объяснение и примеры
Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).
Сюжет и фабула
Система этих событий и представляет собой сюжет.
Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.
Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.
Пример
Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.
Композиция
Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:
Пример
В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:
Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.
Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.
Произвольные элементы композиции
Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.
Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.
Пример
Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.
Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.
Пример
Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.
Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».
Развязка, кульминация, завязка, экспозиция в литературе (определения)
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка – это в литературе элементы сюжета художественного произведения (сказки, рассказа, новеллы, повести, романа, пьесы).
Экспозиция – знакомит с героями и их расстановкой, местом, временем событий. В экспозиции даются описания пейзажа, интерьера, портретов героев.
Завязка – передаёт момент возникновения конфликта между героями, описывает событие или действие, с которого в их отношениях начинается борьба.
Развитие действия – описание цепи событий, развивающих тему непримиримости интересов и целей героев; раскрывающих их моральные качества.
Кульминация – самый напряжённый момент действия, когда конфликт переходит в открытое столкновение героев, до конца раскрывающих свою суть.
Развязка – повествует о расстановке героев после снятия всех покровов и масок. Конфликт осознаётся как исчерпанный, если положение решено в пользу кого-то из персонажей.
Иногда из развязки становится понятным, что описанный конфликт неразрешим (герой-одиночка и общество консерваторов). Писатель создаёт такое произведение, чтобы перенести конфликт в сознание общества, подчеркнув, что он не только факт литературы, а и общественной жизни его современников (яркий пример – “Горе от ума” А. С. Грибоедова).