Что такое спец класс

Значение слова «спецкласс»

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс

спѐцкла́сс

1. класс средней школы с углублённой подготовкой в какой-либо области

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова засилье (существительное):

Синонимы к слову «спецкласс&raquo

Предложения со словом «спецкласс&raquo

Понятия, связанные со словом «спецкласс»

Эта статья — о мужском волейбольном клубе «Обнинск». О женском волейбольном клубе «Обнинск» см. Обнинск (женский волейбольный клуб).

Отправить комментарий

Предложения со словом «спецкласс&raquo

А если всё равно придётся туда ходить, то какая разница – в спецкласс или не спец?

Мой шеф, подполковник-секретчик, постоянно грыз меня на предмет того, что я окончил белорусско-канадский спецкласс английского языка.

– Это уже перешло все границы! – мама словно откликалась на его мысли. – Тебя хотят перевести в спецкласс!

Синонимы к слову «спецкласс&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество. Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Источник

Специальные уловки специализированных классов

Разбираемся с определением

Время шло. К 2000 годам специалисты разобрались и четко сформулировали, что же это такое.

Гимназия и лицеи были выделены в отдельные структуры. Дети там учатся строго по определенным нормам. К специализированным классам отнесли:

Школа Остапа Бендера

Удивительно, но сейчас сложно найти обычный общеобразовательный первый класс. Большинство школ стараются организовать специализированный. Сделать это не сложно. Достаточно предоставить программу в Департамент Образования, утвердить ее и можно набирать детей.

Зачем школам вводить родителей в заблуждение? Основных причин две. Во-первых, недобор учеников. Сегодняшние первоклассники родились 98-99 годах. После августовского кризиса детей появилось мало. Сейчас шести-семилеток практически в два раза меньше, чем 5 лет назад. Есть обычные школы, которые не могут набрать нужного количества учеников. Большая часть родителей стараются устроить детей в гимназии и прогимназии. Чтобы полностью заполнить общеобразовательные классы, нужно придать им хотя бы видимость привлекательности.

С демографическим кризисом связан еще один немаловажный нюанс. Педагоги единодушны: чтобы продуктивно работать со школьниками в специализированных классах, необходим отбор. Например, курс междисциплинарного обучения подразумевает, что к первому классу ребенок в состоянии прочитать адаптированный научно-популярный текст, пересказать его и сделать выводы. Педагоги же вынуждены брать всех подряд. Малышу достаточно знать буквы и умел считать хотя бы до десяти. В результате, требования программы школьники выполнять не могут. Класс неоднороден, часть ребят уже в начальных классах попадают в «отстающие».

Во-вторых, финансовые причины. Общеобразовательные школы живут в основном за счет государственного обеспечения. Не секрет, что этих денег не достаточно. Наличие специализированных классов дает школе шанс получить что-то еще, кроме общепринятых крох: добавки к окладам учителям, оборудование для лабораторий и компьютерных классов и др. Кроме того, за дополнительные курсы и предметы учебное заведение официально имеет право вводить плату. Например, за занятия английским языком с первого класса в среднем по Москве родители доплачивают 500-1000 рублей в месяц. Умножьте сумму на среднее количество детей в классе (25), потом на количество месяцев в учебном году. Минимум получается сто двенадцать тысяч пятьсот рублей. Такая сумма не лишняя в бюджете любой школы.

Принимаем контрмеры

Как избежать вольного или невольного обмана? Необходимо выяснить как можно больше о программе, по которой ведется обучение.

Гимназический класс. К сожалению, все еще встречаются ситуации, когда администрация школы называет так один или несколько классов, не имея на то законных прав. Статус «школы с гимназическими классами» получить сложно. Иногда школа лишь планирует это сделать в скором будущем, а пока имеет один-два класса, например, «для детей с повышенной работоспособностью». Однако родителей утомлять юридическими подробностями не считает нужным.

Идеально, когда школа имеет право преподавать по программе гимназического класса все 11 лет обучения. Но чаще, гимназические классы работают только на базе младшей школы. А через четыре года ребенок продолжает заниматься по обычной программе, или родители вынуждены искать другое учебное заведение. Многие школы не спешат раскрывать этот маленький секрет потенциальным ученикам. Обязательно уточните тонкий момент в окружном отделении Департамента Образования! См. таблицу «Название таблицы»!

Если занятия по авторской методике ведет педагог, не участвующий в ее разработке, то он должен иметь сертификат, что сам прошел обучение. Для каждой программы есть свои методические рекомендации. Не зная их, учитель попросту сотрясает воздух.

Профильные классы. Администрация школ чаще всего подкупает родителей потенциальных учеников количеством выпускников, поступивших в вузы заявленного профиля. Это не показатель! Кто может гарантировать, что должный уровень подготовки обеспечила именно школа, а не нанятые мамой и папой репетиторы?

Истории из жизни

РазочарованаОчень довольна

Тамара Ивановна, мама ученика специализированного спортивного класса:
«Когда сын заканчивал начальную школу, на ее базе открылся специализированный «футбольный» класс. Он давно проявлял спортивные способности и его, вместе с хорошо развитыми физически мальчишка, пригласили там учиться. Дима любил футбол, поэтому мы согласились. Занятия вели специально приглашенные педагоги из спортивной школы. Сын быстро набрал хорошую спортивную форму. Стал «звездой» дворовой футбольной команды. К сожалению, на этом спортивные успехи закончились. Чтобы перевести футбол из разряда увлечений в профессию, ему не хватало таланта. Не секрет, что без него не может состояться профессиональный футболист.
И общеобразовательные предметы за 4 года в спецклассе мальчик запустил. Педагоги ориентировали ребят на спортивные победы и закрывали глаза на слабые знания по другим дисциплинам. К счастью, я во время спохватилась и перевела ребенка в обычный класс. Иначе пошел бы он после школы, минуя институт прямо в армию».

Записная книжка родителей

На вопросы родителей отвечает Специалист Управления региональной образовательной политики и инспектирования Министерства образования РФ Л.И. Максимова.

Только сами родители могут решить, будут они помогать школе или нет.

То же самое касается участия в благоустройстве. Эти вопросы лучше обсудить на родительском собрании или заседании родительского комитета.

Источник

Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс

Специальные классы, интегрированные в массовые общеобра­зовательные школы, являются одной из наиболее распространен­ных в нашей стране моделей. Они создаются для детей:

с нарушением интеллекта (там, где нет специальных школ для этой категории детей);

с задержкой психического развития, нуждающихся в специаль­ных, а не массовых образовательных программах, если нет школ для данной категории детей (классы коррекционно-развивающего обучения);

«группы риска школьной дезадаптации», способных к освое­нию массовых образовательных программ, но испытывающих временные учебные и (или) адаптационные затруднения в школь­ной среде. Сюда относятся и дети с ослабленным здоровьем, хро­нически болеющие (классы компенсирующего обучения).

В случаях, когда отсутствуют необходимые специальные до­школьные учреждения, в массовых детских садах или при специ­альных школах создаются группы, отделения для соответствую­щей категории детей с отклонениями слуха, зрения, речи.

Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспевае­мости и трудностей адаптирования ребенка к школьной среде. Количество детей, которые уже в начальных классах по различ­ным причинам не в состоянии усвоить материал школьной про­граммы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Подобное явление характерно и для современной мировой системы обра­зования. Это неизбежное следствие развития цивилизации. Фи­зиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социализа-ционных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым по­колением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения стремительно раз­вивающейся цивилизацией экологического равновесия в приро­де и в окружающей ребенка среде. Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации». При этом общеобразо­вательная школа, оставаясь в ряде случаев в плену традиций об­разования прошлых веков (классно-урочная система, оценки, необходимость усвоения детьми объема знаний в единицу вре­мени), не может перестроиться для облегчения процесса образо-

вания и социализации ребенка в новых условиях. В педагогике (отечественной и зарубежной) уже давно разработано достаточ­ное число защитных, смягчающих, адаптационных механизмов педагогической помощи.

В России к их числу можно отнести организацию дифференци­рованного обученияучащихся общеобразовательной школы. Оно предусматривает усиление индивидуального подхода к ребенку и учета его индивидуальных особенностей и возможностей при вы­боре для него формы организации и методов образования: учиты­вается состояние здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических и адаптационных возможностей.

На практике это реализуется в развитии системы классов, в ко­торых созданы щадящие условия образования и работает квали­фицированный педагог, знающий особенности работы с такими детьми. Традиционная школьная среда корректируется в соответ­ствии с потребностями детей, испытывающих затруднения в обу­чении и адаптировании к школьной среде.

Классы коррекции для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В конце 60-х гг. американские психологи и педагоги стали ис­пользовать термин «дети со специфическими трудностями в обу­чении», чтобы подчеркнуть отсутствие у таких детей каких-либо других значительных физических или психических недостатков, которые также вызывают затруднения в учении.

В СССР эту категорию детей в 60-е гг. стали называть «дети с временной задержкой психического развития». Недостаточность способностей к усвоению знаний у детей сочетается с ослаблением и отставанием в развитии нервно-психической сферы, нередко к этому добавляется ослабленное состояние здоровья.

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс

Следует помнить, что к категории детей с ЗПР не относятсяте дети, для которых кроме задержки психического развития харак­терно также наличие выраженных отклонений в развитии: умст­венная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двига­тельной сферы, выраженные нарушения взаимодействия с окру­жающей ребенка средой в форме аутизма.

В отличие от обычных школьников и учащихся классов ком­пенсирующего обучения (педагогической поддержки) для обу­чающихся в коррекционных классах (или школах VII вида) преду­смотрено освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, чем то время, кото­рое отводится на усвоение соответствующего материала в обыч­ных классах.

Опыт нескольких десятилетий обучения детей с ЗПР в коррек­ционных классах показал, что при соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития лично­сти и своевременного выявления затруднений, оперативной по­мощи в их преодолении, около половины детей с ЗПР после окон­чания начальной школы способны продолжить свое обучение в обычных классах, имея удовлетворительную успеваемость, вплоть до IX класса. Вторая половина может продолжать образование только в условиях коррекционного класса, особенно тогда, когда задержка психического развития имеет более стойкие формы (цере­брально-органического происхождения). После девяти лет обуче­ния большинство детей продолжает учебу в техникумах, вечерних школах, профессионально-технических училищах либо устраива­ются на работу (см. также раздел III, гл. 1, п. 1.1.1).

Классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения)

нения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных, так как в основ­ном это дети из социально неблагополучных семей (алкоголизм, наркомания), дети из семей беженцев и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, это социаль­ные сироты (при наличии родителей, лишенных родительских прав). Все эти дети, не имея отклонений в развитии, на этапе по­ступления в школу характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и в освоении социаль­ной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадапта-ции. Это дает основание рассматривать их как группу педагогиче­ского риска.

Результаты исследований школьной успеваемости показывают, что сегодня каждый четвертый ученик испытывает трудности в обучении. Исследование функциональной грамотности младших школьников (Н.Г.Авдейчук, 1995) обнаружило, что 42,5% уча­щихся не могут без ошибок написать предусмотренный государ­ственной программой диктант; 36,7% не овладевают навыком свободного чтения; 25,1% испытывают трудности в счете и реше­нии задач; 30% учащихся начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учебе.

Традиционно в массовой общеобразовательной школе глав­ными в педагогической деятельности были воспитание и обучение без учета реальных детских потребностей и возможностей. Учеб­ный процесс строился с расчетом на «среднестатистического» ре­бенка.

До последнего времени дети педагогического риска в отечест­венной педагогике не были категоризированы как самостоятель­ная типологическая группа и не получали в системе образования необходимой педагогической помощи. В одних случаях они нахо­дились в обычных классах, фактически выпадая из обучения еще на начальном его этапе и становясь по мере продвижения по ступе­ням школьного образования неуспевающими, оставались на по­вторное обучение, отличались отклонениями в поведении. В других случаях они переводились в специальные (коррекционные) образо­вательные учреждения VII или VIII вида (школы для детей с ЗПР или для умственно отсталых детей). Условия этих образователь­ных учреждений не способствовали социализации, принижали социальный и личностный рост и не обеспечивали возможностей самореализации детей рассматриваемой категории. Как правило, подростки группы педагогического риска, взрослея, стремились преждевременно покинуть неадекватные для них условия обуче­ния, занимая часто деструктивные, а иногда и криминальные со­циальные ниши.

Выделив из своего состава детей с задержкой психического развития, диагностирование которых и направление в коррекцион-ные классымогут осуществляться только через психолого-медико-педагогические консультации или медико-педагогические комис­сии,массовая общеобразовательная школа тем не менее не осво­бодилась полностью от неуспевающих учеников, значительное число которых как раз и составили дети риска школьной дезадап-тации.Исследования и экспериментальная работа проф. Г.Ф.Кума-риной и руководимых ею научных и педагогических коллективов позволили вычленить из общей массы школьников детей, испы­тывающих трудности в адаптировании к школьной среде, следст­вием чего являлись неуспеваемость, отклонения в поведении. Эти дети по состоянию психического здоровья и социального разви­тия находятся как бы в пограничной зоне между нормой и откло­нением развития.

В соответствии с Законом об образовании и приказом Миноб­разования России № 333 от 8 сентября 1992 г. педагогические кол­лективы массовых общеобразовательных школ стали открывать для детей группы педагогического риска классы компенсирующе­го обучения. Согласно Положению об организации классов ком­пенсирующего обучения (педагогической поддержки)вопрос об от­крытии такого класса решается на педагогическом совете школы и утверждается местными органами образования. Максимальное число обучающихся 15 человек.

Практика работы таких классов в течение 90-х гг. показала, что лавинообразное их открытие по всей стране происходило во многих случаях без необходимого организационного, методиче­ского и кадрового обеспечения, часто только на основе педагоги­ческой характеристики учителя класса или классного руководите­ля. Школьные педагогические комиссии в большинстве случаев не имели в составе необходимых специалистов. Это привело к тому, что из-за непрофессионального подхода к определению сущности проблем и затруднений каждого ребенка, неверного выбора для ребенка адекватной образовательной среды (обычный класс, класс компенсирующего обучения или коррекционный класс) в одном классе, предназначенном для реализации компенсирующе­го обучения, оказываются дети с разными отклонениями в разви-

Что такое спец класс. Смотреть фото Что такое спец класс. Смотреть картинку Что такое спец класс. Картинка про Что такое спец класс. Фото Что такое спец класс

тии, в том числе умственно отсталые, дети с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и пр. Очевидна, таким образом, ошибоч­ность разрешения формировать классы компенсирующего обуче­ния (педагогической поддержки) по усмотрению школы в услови­ях, когда кадровые возможности школы не удовлетворяют необ­ходимым требованиям, предъявляемым к диагностической дея­тельности и к комплектованию классов для детей с проблемным развитием.

Отсутствие четких и объективных критериев дифференциаль­ной диагностики приводит к проблемам, связанным с выбором адекватного учебного плана, эффективных форм и методов педа­гогического воздействия. При отсутствии должного психологиче­ского сопровождения массовая общеобразовательная школа ис­пытывает значительные затруднения с правильным комплектова­нием классов компенсирующего обучения (педагогической под­держки) и коррекционных классов. Не всегда четко представляют то обстоятельство, что эти две категории классов должны быть укомплектованы детьми разных категорий.В классы компенси­рующего обучения принимаются дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном раз­витииэти дети на начальных этапах обучения испытывают труд­ности из-за соматической ослабленности, быстрой истощаемости и соответственно низкой работоспособности, педагогической за­пущенности или индивидуальных особенностей деятельности, по­ведения.

Классы компенсирующего обучения (педагогической поддерж­ки) рекомендуется создавать в основном на этапе получения на­чального общего образования.При получении основного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохра­няться или создаваться вновь лишь в особых случаях (например, при поступлении детей беженцев или временных переселенцев и т.п.).

Открытие классов компенсирующего обучения в основной средней школе не всегда целесообразно по нескольким причинам. Во-первых, если налажены своевременное раннее выявление и ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика, то уже в детском саду и в начальной школе возможно оказание эффектив­ной помощи. В этом случае к моменту перехода в основную сред­нюю школу трудности обучения и школьной адаптации либо пре­одолеваются (если это временные трудности)либо речь должна идти об обучении в коррекционном классе (если это стойкие за­труднения).

Во-вторых, внезапный для подростка перевод из обычного класса в класс компенсирующего обучения нередко является тя-

желой психологической травмой как для него самого, так и для его семьи. В силу сложившихся в советской школе социальных традиций школьной субкультуры дети и подростки классов кор­рекции и компенсирующего обучения оказываются в позиции маргиналов, а у обучающихся в обычных классах нередко форми­руются по отношению к ним чувство собственного превосходства, неприятие и соответствующая им агрессивность.

Мировая практика интеграции, однако, показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодейст­вию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией ра­сизма» и в подростковом, и в более старшем возрасте.

С другой стороны, особенности социальной жизни современ­ной России вынуждают иногда создавать в отдельных школах та­кие классы и для учащихся основной средней школы. Миграция населения, усилившаяся в последние годы, проблема беженцев и временных переселенцев заставляют школу быть готовой в любой момент принимать детей, по разным причинам испытывающих значительные трудности в обучении и социальном адаптирова-нии. Однако проблема дефицита квалифицированных психолого-педагогических кадров для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, зачастую не позволяет организовать спе­циальное психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе (или оно некачественно) и оказать своевременную помощь нуждающимся в ней детям на ранних стадиях обучения. Такие де­ти дотягивают до средней основной школы, где и проявляют рез­ко нарастающие затруднения в образовании.

В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-развиваю-щие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопе­дом, психологическая помощь), увеличивается время занятий му­зыкой, рисованием, вводятся театральные занятия, дидактически переоснащаются уроки русского языка и чтения, трудового обу­чения. На базе каждого класса работает группа продленного дня. В расписании учебных занятий, режима работы группы учитыва­ется повышенная утомляемость детей. Планируется оптимальное для них чередование видов деятельности, труда и отдыха. Преду­сматривается включение детей в широкий круг проводимых в школе во внеурочное время занятий по интересам.

Состав класса компенсирующего обучения по мере продвиже­ния учеников может меняться. Дети, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной дея­тельности (темп, самостоятельность, производительность), долж­ны быть переведены в обычные классы. На их место могут быть

зачислены другие нуждающиеся в педагогической поддержке школьники. Реализация в этих классах единой общеобразователь­ной программы делает такой переход в обоих случаях безболез­ненным.

Система компенсирующего обучения является личностно ориен­тированной социальной системой в структуре школьного образо­вания общего назначения. Главным в ней является успешность ребенка.С этой позиции рассматривается все оснащение педаго­гической системы школы. Важными характеристиками системы компенсирующего обучения являются:

переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;

диагностический характер компенсирующего обучения;

личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика;

повышенное внимание к психофизическому здоровью детей;

развитие познавательных возможностей, содействие нравст­венному становлению;

целенаправленная коррекционно-развивающая работа;

компенсация пробелов в социальном воспитании и обучении, существующих у ребенка по вине семьи.

Создание специальных классов коррекционного и компенси­рующего обучения в общеобразовательных школах России имеет пока много проблем, однако опыт их работы показывает, что благоприятные условия для образования детей с задержкой пси­хического развития, с трудностями в обучении, поведении и об­щении дают, как правило, положительный эффект, обеспечивают позитивное развитие личности таких детей и подростков, преду­преждают асоциальное поведение и правонарушения. Этому в не­малой степени способствует не изоляция, а интеграция трудных детей в общеобразовательную школу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *