Что такое спец педагогика

Специальная педагогика

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Содержание

Объект и предмет специальной педагогики

Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Структура специальной педагогики

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Основные направления специальной педагогики

Основные принципы специальной педагогики как науки

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Задачи специальной педагогики:

Разделы специальной педагогики

Связь с другими науками:

Источник

Специальная педагогика. Шпаргалка

Что такое спец педагогика. Смотреть фото Что такое спец педагогика. Смотреть картинку Что такое спец педагогика. Картинка про Что такое спец педагогика. Фото Что такое спец педагогика

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальная (или коррекционная) педагогика — одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в. появился термин «коррекционная педагогика». Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об исправлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обязано предложить cвое содействие в помощи таким людям. Во всем мире принят термин «специальная педагогика».

Несмотря на то что специальная педагогика является ветвью общей педагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, таких как психология, медицина, социология, философия, культурология. Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании.

Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) — лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности.

Специальное образование — уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.

Специальные условия для получения образования — специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.

Специальное образовательное (кор-рекционное) учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание.

Психический недостаток — подтвержденный установленным образом психический недостаток развития.

Сложный недостаток — совокупность физических и психических недостатков.

Тяжелый недостаток — недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.

Источник

Специальная педагогика: терминология и предметная область

Специальной (коррекционной) педагогикой называют такую ее отрасль, где занимаются вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития. То есть коррекция в специальной педагогике – это полное или частичное исправление недостатков психофизического развития у аномальных детей, применяя специальную систему педагогических приемов и мероприятий.

Специальная педагогика зарождается, основываясь на дефектологии, а в начале 90-х годов прошлого века уже появилось понятие «коррекционная педагогика». То есть наука о дефектах становится наукой об их исправлении. Если рассматривать со стороны гуманности, то термин нельзя считать корректным, так как каждый человек индивидуален, а общество должно помогать «особенным» людям. Данный термин заменили на понятие «специальной педагогики».

Терминология

Социальная педагогика – это ветвь общей, которая использует часть ее терминов и понятий, причем, имея свои собственные, и заимствованные у смежных наук. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.

Лицом с ограниченными возможностями называют человека с нарушения психического или физического развития, поэтому имеющего особые образовательные потребности.

Специальное образование – уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальными условиями получения образования считают конкретные методы обучения и образовательные программы, технические средства и различные услуги, помогающие людям с ограниченными возможностями изучать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

К специальному образовательному учреждению относят такую организацию образовательного типа, которая была создана специально для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Психические недостатки – это заверенные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – это «несовершенства», при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Субъект специального образования – это личность, обладающая отклонениями в развитии со специфическими потребностями в процессе преобразования.

Объект социальной педагогики – это образовательный процесс, удовлетворяющей потребности личности с ограниченными возможностями.

Предмет специальной педагогики – это сочетание практики и теории научных знаний специального образования.

Они исследуют особенности социализации и развития личности с нарушениями с поиском новых путей компенсации коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели и задачи специальной педагогики

Специальная педагогика предусматривает наличие системы целей, а именно:

Предложенные цели достигаются путем самого хода к конкретным целям спецобучения, овладение средствами письма, чтения детьми с нарушениями зрительного аппарата; личностная реабилитация человека, заключающаяся в преодолении чувства ненужности, отчужденности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. Контекст специальной педагогики говорит о достижении этих целей посредством обретения самостоятельности в самой жизни.

Чтобы достичь цели, специальная педагогика предлагает решение задач:

Предметные области социальной педагогики

Рассматривают такие предметные области педагогики, как:

Специальная педагогика связывает все предметные области вместе с теоретическим и методологическими основами. Использование коррекции позволяет применять необходимые меры предупреждения противоправного или нежелательного поведения индивида в обществе.

При гуманистическом воздействии на таких детей возможен синтез идей исправления отклоняющейся от нормы и адекватной адаптации личности к предложенным условиям жизни. Вследствие чего дети с ограниченными возможностями смогут почувствовать себя нужными и не проявлять недостойное поведение в обществе.

Источник

Специальная педагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие специальной педагогики

Специальная (коррекционная) педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.

Зарождение специальной педагогики в России происходило на базе науки дефектологии, а в начале девяностых годов прошлого века появилось понятие «коррекционная педагогика». Таким образом, наука о дефектах превратилась в науку об исправлении дефектов. Следует отметить, что с позиции гуманности данный термин не корректен, так как каждый человек имеет свои особенности, а общество должно предложить свою помощь таким людям. В мире этот термин заменен на понятие «специальная педагогика».

Терминология

Специальная педагогика, являясь ветвью общей педагогики, пользуется частью ее терминов и понятий, но при этом она имеет собственные понятия и термины, заимствованные у смежных наук. Вот некоторые из наиболее часто используемых понятий.

Лицо с ограниченными возможностями – человек, имеющий нарушение психического или физического развития и поэтому имеющий особые образовательные потребности.

Специальное образование – такой уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальные условия получения образования – специальные методы обучения и образовательные программы, технические средства и услуги различного характера, которые помогают людям с ограниченными возможностями изучить общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Специальное образовательное учреждение – учреждение образовательного типа, которое создано для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Готовые работы на аналогичную тему

Психические недостатки – подтвержденные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – недостатки, при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Личность, которая обладает отклонениями в развитии, имеет специфические потребности в процессе образования, признается субъектом специального образования.

Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями, представляет собой объект специального педагогического исследования.

Практика и теория научных знаний специального образования являются предметом специальной педагогики. Они изучают особенности социализации и развития личности с нарушениями, а также ищут новые пути компенсации и коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели, задачи специальной педагогики

Специальная педагогика обладает системой целей. К ним относятся:

Данные глобальные цели достигаются посредством достижения конкретных целей спецобучения, в частности, овладение средствами письма и чтения людьми с нарушением зрения; личностная реабилитация человека, которая заключается в преодолении чувства ненужности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. В контексте специальной педагогики достижение этих целей способствует достижению максимально возможной самостоятельности в процессе жизнедеятельности.

Для достижения своих целей специальная педагогика решает следующие задачи:

Предметные области специальной педагогики

Сегодня к предметным областям специальной педагогики относятся:

Специальная педагогика объединяет все эти предметные области, их теоретические и методологические основы.

Источник

Специальная педагогика

Смотреть что такое «Специальная педагогика» в других словарях:

Специальная педагогика — Специальная педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… … Википедия

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогической науки и практики, занимающаяся проблемами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в силу наличия у них физических и (или) психических недостатков в специальной организации образовательного… … Психомоторика: cловарь-справочник

Коррекционная (специальная) педагогика — особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии. Становление К.(с.)п. происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления… … Педагогический терминологический словарь

Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

Специальная психология — (Коррекционная психология) область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся … Википедия

Педагогика специальная — см. Специальная педагогика … Педагогический терминологический словарь

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, входящая также в состав комплексной научной дисциплины дефектологии, изучающая особенности психического развития людей с врожденными или приобретенными дефектами: с нарушением слуха, зрения, речи и т.д. (см. Дефектология,… … Психомоторика: cловарь-справочник

Педагогика иезуитов — Основная статья: Иезуиты Педагогика иезуитов образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в… … Википедия

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ — отрасль педагогики, обслуживающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. В ней выделяются:… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ПЕДАГОГИКА — (греч. paidagogike) наука о воспитании подрастающего поколения; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения. Состоит из отраслей: дошкольная,… … Профессиональное образование. Словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *