Что такое спец счет и как им пользоваться
Специальный счет: инструкция для бухгалтера
В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.
Ситуация 1. В каком банке открывать?
При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.
Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?
Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).
В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.
Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.
Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).
Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:
— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.
— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);
— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).
— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);
— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);
— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);
— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);
— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.
Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).
Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.
Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.
Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?
В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.
При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.
Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета
В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.
При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).
При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).
При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).
При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).
Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.
В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.
Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
10 важных нюансов работы со спецсчетами
Cпециальный счет в банке — это реквизиты, которые используют электронные площадки, чтобы заблокировать деньги в качестве обеспечения заявки и списать плату за победу в госзакупках по 44-ФЗ.
Что такое спецсчет в банке для юридических лиц
Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Это обычный расчетный счет, на котором банк блокирует или снимает деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ. Его используют участники госзакупок со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в электронных конкурсах и аукционах.
О том, как открыть спец счета для учета госзаказов, что это и как с ним работать, рассказали в видео.
Видеоинструкция: «Как открыть спецсчет»
Обязательно ли открывать
В ст. 44-ФЗ указано, что спецсчет для участия в торгах — это инструмент, который помогает обеспечить заявку. Поэтому если участвуете исключительно в тендерах без обеспечения, можете не открывать его. Напомним, с 01.07.2018 заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.
Если участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.07.2019 это снова стало возможно.
Если участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять плату за победу на банковские реквизиты площадки, то обойдетесь без спецсчета.
Когда начали открывать
Новая система уже работает.
Официально открывают спецсчет для обеспечения госконтрактов с 31.08.2018. И мейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи с качайте необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально организована процедура.
В какой банк обращаться
Распоряжением правительства № 1451-р от 13.07.2018 утвердили закрытый перечень банков, в которых разрешили открыть спецсчет:
У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный?
В этом случае открывать отдельный не нужно. Используйте имеющийся расчетный. Для этого подпишите допсоглашение с банком (постановление правительства № 626 от 30.05.2018).
Сколько открывать
Достаточно одного спецсчета для участия в госзакупках. Электронные площадки подписали соглашения о взаимодействии с каждым из банков из распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не держат деньги на нескольких электронных площадках. Один счет используют для всех торгов.
Не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.
Когда заблокируют деньги?
В ч. 20 ст. 44 44-ФЗ указано, когда блокируются деньги на спецсчете 44 ФЗ, — это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.
Из этого вытекает важный нюанс работы — не обязательно иметь всю сумму обеспечения заявки в момент ее подачи. Следите, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее не получится.
Когда разблокируют деньги?
В течение одного рабочего дня после того, как:
Инструкция, как вывести деньги со спецсчета обратно на расчетный счет, в разных банках отличается. Вот, например, инструкция банка Тинькофф, как вернуть деньги со спецсчета на расчетный:
Банки начисляют процент?
Есть банки, которые начисляют процент на сумму, которая находится на специальном счете для обеспечения заявок в электронных процедурах. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.
С отдельного счета списывают плату за победу?
Работа со спецсчетами по госзаказам заключается еще в оплате победы. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, электронная площадка потребует перечислить нужную сумму на банковский.
Такое нововведение пришло с июльскими изменениями. С этой даты ЭТП формально обязаны брать с победителя закупки 1% от начальной цены контракта. У становили верхние границы. А электронные площадки утвердили тарифы на основе этих ограничений. Плата не превышает:
Платить придется только победителю госзакупки. Для остальных поставщиков участие бесплатно.
Понадобится ли для торгов по 223-ФЗ?
В ч. 13 ст. 3.4 223-ФЗ указано, нужен ли спецсчет для 223 ФЗ, — да, если относитесь к малому и среднему предпринимательству и планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ для этих организаций. Только в этом случае действует требование обеспечивать заявки через спецсчет. Проходить они будут на тех же ЭТП, что и госзакупки по 44-ФЗ.
Во всех остальных случаях для участия в торгах по 223-ФЗ специальный счет не нужен.
Зачем нужен спецсчет в закупках и как его открыть
Для участия в государственных закупках поставщикам необходимо использовать специальные счета. В этом материале разберемся, что такое спецсчет, как его открыть, а также какие проблемы и вопросы возникают при его использовании.
Предыстория появления спецсчетов
Понятие спецсчетов для государственных закупок было введено в последний день 2017 года законом 504-ФЗ. Он изменил пункт 10 статьи 44 закона 44-ФЗ и установил, что с 1 июля 2018 года обеспечение заявки будет взиматься по-новому. Каждый поставщик должен открыть счет в уполномоченном банке, список которых утверждается Правительством, и внести на него денежные средства. Именно из этих денег площадки и должны взимать обеспечение заявок. Ранее блокировка средств с этой целью осуществлялась на лицевом счете участника на ЭТП.
Чуть позже, 12 апреля 2018 года, Правительство своим постановлением № 439 ввело такое правило: заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки только, если сумма контракта превышает 1 млн рублей. В более дешевых торгах заказчики вправе установить обеспечение заявки, однако обязанности такой у них нет.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
13 июля 2018 года вышло распоряжение Правительства № 1451-р, в котором приводился перечень из 18 банков, уполномоченных открывать спецсчета для госзакупок. Однако внедрение этого механизм было отложено, как и перевод торгов в электронную форму, до 1 октября 2018 года ( п исьмо Минфина России от 25 июня 2018 года № 24-06-08/43650). Это произошло из-за того, что к тому времени Минфин еще не утвердил перечень площадок для проведения торгов по 44-ФЗ. На тот момент в электронном формате проводились по-прежнему только аукционы, то есть все оставалось по-старому, включая и обеспечение заявки.
1 октября 2018 года новая система все же заработала. Теперь все торги (за редким исключением) переведены в электронный формат и проводятся на вновь утвержденных ЭТП. Их стало 9: обычные процедуры проводятся на 8 площадках, и еще одна — АСТ ГОЗ — предназначена для торгов в рамках гособоронзаказа. Вместе с тем стал реализовываться и механизм применения спецсчетов.
В изначально в утвержденный Минфином список вошло 18 банков. Но 13 февраля 2019 года было подписано сразу 2 распоряжения Правительства (№ 213-р и № 214-р), изменившие этот перечень. Теперь банков стало 21, и их спмсок выглядит так:
Новый список банков для открытия спецсчетов
Применение спецсчета: пошаговая инструкция
Шаг 1. Регистрации в ЕИС/ЕРУЗ
Этот шаг относится к новым поставщикам, которые до конца 2018 года не были аккредитованы ни на одной из федеральных ЭТП. Для того чтобы открыть спецсчет в 2019 году, им необходимо прежде пройти регистрацию в ЕИС и убедиться, что они внесены в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Если в этом реестре поставщика нет, то спецсчета открыть он не сможет.
Если до конца предыдущего года поставщик имел аккредитацию хотя бы на одной из федеральных площадок, то в 2019 году он сможет открыть спецсчет без регистрации в ЕИС. Однако не стоит забывать, что пройти регистрацию в системе и попасть в ЕРУЗ необходимо до конца 2019 года — это касается всех поставщиков.
Начать процедуру открытия спецсчета можно, даже если нет аккредитации на ЭТП или регистрации в ЕИС. В этом вопросе банки идут навстречу клиентам. Ведь обычно открытие специального счета сопровождается открытием обычного счета и заключением договора на расчетно-кассовое обслуживание. Поэтому вначале можно оформить эту часть отношений с банком, а когда регистрация в ЕИС (ЕРУЗ) будет выполнена, банк откроет специальный счет.
Шаг 2. Выбор банка
Можно обратиться в любой банк из утвержденного перечня, но нужно изучить заранее условия договора и тарифы. Например, одни банки взимают плату за блокировку обеспечения заявки, а другие нет. Кроме того, на остаток денежных средств на счете банки обязаны начислять проценты — они тоже могут быть разными. Также могут различаться и условия обслуживания спецсчетов.
Шаг 3. Предоставление комплекта документов
Специальный счет отличается от обычного некоторыми дополнительными условиями. В случае с госзакупками такое условие заключается в том, что по запросу ЭТП банк должен заблокировать на счете сумму, равную обеспечению заявки, а позже разблокировать ее. Если же поставщик победил, то банк должен списать в пользу площадки плату за участие в торгах. В остальном же спецсчет по своей сути является обычным расчетным счетом. Соответственно, для его открытия потребуются те же документы, что и для открытия обычного счета. Этот список может отличаться в зависимости от банка, но обычно он включает:
Шаг 4. Перевод денежных средств на спецсчет
Теперь поставщику остается только перечислить денежные средства на счет в сумме, необходимой для внесения обеспечения заявок. Каких-то минимумов тут нет, все зависит от активности участника и суммы НМЦ контрактов, заявки на которые он подает. Размеры обеспечения заявок установлены в законе 44-ФЗ :
Важно! По новым правилам обеспечение заявки блокируется на спецсчете не тогда, когда участник подает заявку, а в момент окончания их приема. То есть можно сначала подать заявку, а потом внести деньги на спецсчет. Главное, чтобы платеж поступил до того, как кончится срок приема заявок. Иначе говоря, шаг 4 можно поменять местами со следующим.
Шаг 5. Участие в закупке
Далее участник выбирает закупку, которая ему интересна, и подает заявку. Когда их прием оканчивается, происходит следующее:
Денежные средства подавших заявки поставщиков размораживаются в течение часа после того, как ЭТП передаст информацию в банк.
Если участник признан победителем, электронная площадка возьмет с него плату за свои услуги в размере:
Плата взимается также со специального счета. Однако довольно часто бывает, что у участника его нет. Ведь заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявок при НМЦК более 1 млн рублей, и практика показала, что в более дешевых закупках они устанавливают обеспечение контракта нечасто. Поэтому если участник рассчитывает на недорогие контракты, он вполне может работать в системе госзаказа и без спецсчета.
Возникает вопрос, как в этом случае взимается плата с победителя? Все очень просто. ЭТП либо возьмет ее из денежных средств, оставшихся на лицевом счете поставщика на ЭТП, либо направит счет на оплату своих услуг непосредственно участнику.
Проблемы при работе со спецсчетом
Мы не зря говорили выше о необходимости внимательно читать условия договора. Иногда пренебрежение этим правилам приводит к неприятным последствиям. О некоторых типичных ситуациях речь пойдет далее.
Взимание комиссии за блокировку обеспечения
Отдельные банки (например, Сбербанк) берут плату за каждый факт блокировки обеспечения на специальном счете. Сумма, как правило, несущественная, однако это может привести к тому, что тендер будет потерян.
Например, обеспечение заявки составляет 20 000 рублей. Участник вносит эту сумму на счет и ожидает, что она будет заблокирована в качестве обеспечения. Но перед тем как произвести блокировку, банк рассчитает сумму с учетом своей комиссии, допустим, 50 рублей. Таким образом, на счете участника должно быть 20 050, а у него всего лишь 20 000 рублей. Соответственно, сумма на счете недостаточна для блокировки обеспечения, и заявка участника пропадает. Поскольку обеспечение блокируется на момент окончания срока приема заявок, то добавить денег на счет и «переподать» заявку у участника возможности нет.
Информация о спецсчете отразилась на площадке с задержкой
После открытия спецсчета эта информация должна быть передана банком на все ЭТП, и каждая из них должна подключить этот счет в личном кабинете поставщика. На это требуется определенное время. На практике случалось так: участник открыл спецсчет, внес на него деньги и непосредственно после этого пытался подать заявку, но не смог. Проблема была в том, что к его личному кабинету на площадке спецсчет еще не успел подключиться. Поэтому рекомендуется открыть спецсчет заблаговременно, а перед подачей заявки удостовериться в личном кабинете, что он «подтянулся».
Если этого не происходит, следует обратиться в техподдержку ЭТП.
Выбран не тот спецсчет
Закон позволяет поставщику иметь несколько спецсчетов, и некоторые этой возможностью пользуются. Однако при этом нужно быть внимательным и при подаче заявки выбирать именно тот счет, на котором есть денежные средства в необходимом количестве. Досадная оплошность может привести к тому, что заявка пропадет из-за нехватки денежных средств.
Осложнения с использованием тендерного займа
Если у поставщика не хватает собственных средств для обеспечения заявки, он может привлечь тендерный заем. Раньше это делалось так: поставщик обращался на ЭТП, и банки-партнеры предоставляли ему такой заем. При этом деньги физически на лицевой счет поставщика на площадке не поступали.
Теперь же все изменилось. Чтобы деньги пошли в обеспечение заявки, сначала они должны попасть на специальный счет. Значит, банку (или организации, которая выдает тендерный заем), сначала следует перечислить их поставщику. Это требует дополнительного времени, поэтому готовится к использованию заемных средств в закупке нужно заранее.
Троекратное отклонение заявок по второй части в одном квартале
В законе 44-ФЗ есть норма (часть 27 статьи 44), которая говорит следующее: если в течение квартала на одной ЭТП поставщик был в третий раз отклонен по второй части заявки, обеспечение ему не возвращается, а перечисляется в бюджет.
Иначе говоря, если вашу заявку дважды отклонили из-за несоответствия второй части требованиям, то есть риск в одной из следующих процедур потерять обеспечение. Это произойдет, если вашу заявку на той же ЭТП отклонят в течение квартала в третий раз.
Если обеспечение в закупке не установлено, то даже в случае следующего отклонения заявки по второй части ничего не грозит.
Как узнать, установлено ли в заявке обеспечение
Информация об обеспечении заявки в контрактах по 44-ФЗ отражается в ЕИС в извещении о закупке. Чтобы ее увидеть, нужно нажать на код интересующей закупки:
Далее следует промотать экран вниз до раздела «Обеспечение заявки»:
Размер обеспечения отражается в разделе “Обеспечение заявки”
Если вы используете сторонние сервисы, например, Контур.Закупки, то эту информацию можно получить и там, войдя в карточку торгов:
Размер обеспечения заявки в Контур.Закупках
Вопросы поставщиков
В нашей организации уже есть расчетный счет в банке, который входит в список уполномоченных. Можно ли использовать его в качестве специально? Или нужно открывать новый счет?
Законодательного запрета на использование существующего счета в качестве социального нет. Практика показывает, что некоторые банки идут навстречу клиентам и делают их действующие счета специальными. Точно это можно узнать о своем банке.
Если поставщик победил, но от подписания контракта уклонился, спишется ли с него комиссия ЭТП? И будет ли она списываться с участника № 2, если контракт будет заключен с ним?
ЭТП списывает комиссию только один раз — с победителя торгов. Это происходит даже в том случае, если он уклонился от подписания контракта. В такой ситуации его заключение будет предложено участнику № 2, но плата с него уже взиматься не будет.
Наш банк 13 февраля вошел в список уполномоченных. Как скоро можно будет открыть в нем спецсчет (или использовать действующий счет в качестве специального)?
По закону у банка есть 60 дней на то, чтобы наладить техническое взаимодействие со всеми площадками. Это крайний срок, и возможно конкретный банк управится быстрее.
А что закупками по 223-ФЗ? Нужны ли для них спецсчета?
Механизм обеспечения заявки через счет действует в отношении только тех закупок по закону 223-ФЗ, которые проводятся для малого и среднего предпринимательства. Если вы не являетесь МСП и участвуете только в закупках по 223-ФЗ, то открывать спецсчет вам не нужно.
Кому предназначаются деньги, которые взимаются с победителя?
Эту сумму забирает себе ЭТП. Она является доходом площадки, который она взимает за предоставляемые услуги.
Мы открыли спецсчет в 2018 году? Необходимо ли нам сейчас регистрироваться в ЕИС?
Раз счет открыт в конце прошлого года, то, вероятнее всего, у вас есть аккредитация на нужной ЭТП или нескольких. Если вы планируете торговать только на этих площадках, то срочной необходимости регистрироваться в ЕИС сейчас нет. Однако это нужно сделать до конца 2019 года. Не советуем откладывать это на последний момент, поскольку регистрация занимает довольно много времени.
А что с обеспечением контракта? Если оно вносится деньгами, их тоже нужно перечислять на счет?
Нет, для обеспечения контрактов правила не изменились. Победитель закупки по-прежнему может обеспечить контракт банковской гарантии либо перечислить денежные средства на счет заказчика. Спецсчет используется только для обеспечения заявки и взимания платы ЭТП.
Может ли обеспечение заявки быть заблокирована на спецсчете, который принадлежит не победителю, а другой организации, которая не участвовала в этой закупке?
Нет, другая организация внести обеспечение за победителей со своего спецсчета не сможет. Блокировка автоматически производится строго на счете победившего участника. Заявку, участник выбирает в личном кабинете ЭТП тот счет, на котором будут блокироваться денежные средства. И выбрать он может только из собственных спецсчетов (если их несколько).
Участник перевод деньги на спецсчет, банк подтвердил, что они поступили. Однако от ЭТП пришло уведомление о нехватке денежных средств, и тендер прошел мимо. На кого в такой ситуации жаловаться поставщику?
Нужно выяснить, на чьей стороне допущена ошибка. Сделать это можно через банк. Нужно получить документальное подтверждение того, что на счете поставщика в нужный момент был достаточное количество средств, и что эта информация была передана на ЭТП. Если банк это подтвердит, то можно обращаться в ФАС с жалобой на площадку.
Если у поставщика образовалась налоговая задолженность, могут ли эти суммы быть взысканы со специального счета?
Пока законодательно этот вопрос не урегулирован. В конце прошлого года Минфин опубликовал на своем сайте информацию о том, что заблокированные на спецсчете средства будут защищены от взысканий. Про свободные средства, которые поставщик держит на спецсчете, я не упоминалось. Также средства, которые заморожены в счет обеспечения заявки, останутся таковыми до подведения итогов процедуры и в том случае, если по какой-то причине договор с поставщиком будет расторгнут.
При размещении в ЕИС закупки заказчик не указал, что она для СМП, но в документации было указано преимущество для таких субъектов. В итоге после победы в тендере это подписалась на комиссию не 2 000, а 5 000 рублей. Почему?
Конечно, заказчик не должен был допускать такого разногласия между извещением и документацией. Если участник такое обнаруживает, то еще до подачи заявки следует направлять заказчику запрос на разъяснение. Если это не помогает, и взимается плата на общих основаниях, то нужно обратиться в техподдержку ЭТП.
Если счет открыт, и есть аккредитация на всех нужных площадках, Когда все-таки лучше регистрироваться в ЕИС?
Крестообразно заняться этим вопросом где-нибудь в середине года. С одной стороны, уже должен уменьшится первый поток регистрирующих — текст, Кто без этого не может открыть спецсчет и аккредитоваться на площадках. С другой стороны, будет время спокойно сделать это до того, как начнется вторая волна регистрации. Традиционно многие решат оставить этот вопрос на потом, поэтому в конце года нагрузка на ЕИС и ЕРУЗ вновь может возрасти.