Что такое специальный статус журналиста

Глава 7. Правовой статус журналиста

Что такое специальный статус журналиста. Смотреть фото Что такое специальный статус журналиста. Смотреть картинку Что такое специальный статус журналиста. Картинка про Что такое специальный статус журналиста. Фото Что такое специальный статус журналиста Что такое специальный статус журналиста. Смотреть фото Что такое специальный статус журналиста. Смотреть картинку Что такое специальный статус журналиста. Картинка про Что такое специальный статус журналиста. Фото Что такое специальный статус журналиста Что такое специальный статус журналиста. Смотреть фото Что такое специальный статус журналиста. Смотреть картинку Что такое специальный статус журналиста. Картинка про Что такое специальный статус журналиста. Фото Что такое специальный статус журналиста Что такое специальный статус журналиста. Смотреть фото Что такое специальный статус журналиста. Смотреть картинку Что такое специальный статус журналиста. Картинка про Что такое специальный статус журналиста. Фото Что такое специальный статус журналиста

Что такое специальный статус журналиста. Смотреть фото Что такое специальный статус журналиста. Смотреть картинку Что такое специальный статус журналиста. Картинка про Что такое специальный статус журналиста. Фото Что такое специальный статус журналиста

Что такое специальный статус журналиста. Смотреть фото Что такое специальный статус журналиста. Смотреть картинку Что такое специальный статус журналиста. Картинка про Что такое специальный статус журналиста. Фото Что такое специальный статус журналиста

Основная обязанность журналиста — обеспечение конституцион­ного права граждан на получение информации. В статусе журнали­ста реализуются его социальные задачи как специалиста по сбору, анализу и обработке социально значимой информации. Особенность профессии журналиста заключается в творческом характере и эле­ментах публичной службы.

Кстати, необходимо заметить, что в законах ряда стран с разви­той системой демократии отсутствуют какие-либо специальные юридические нормы, касающиеся особых прав журналиста.

Права и обязанности журналиста определяются нормами пя­той главы Закона о СМИ — права и обязанности, связанные: 1) с по­лучением информации; 2) распространением информации; 3) произ­водством и выпуском средства массовой информации.

К первой группе относятся права и обязанности, которые реали­зуются в ходе поиска и сбора информации:

· право посещать органы государственной власти и местного само­управления, государственные и муниципальные организации и учреждения, унитарные предприятия, органы общественных объ­единений либо их пресс-службы;

· право искать, запрашивать и получать информацию;

· право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

· право получать доступ к документам и материалам, за исключе­нием их фрагментов, содержащих сведения, составляющие госу­дарственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

· право копировать документы и материалы при условии соблюде­ния авторских прав и других исключительных прав (интеллекту­альной собственности);

· право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением слу­чаев, когда это запрещено законом;

· право посещать специально охраняемые места стихийных бедст­вий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоп­лений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвы­чайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;

· право проверять достоверность сообщаемой ему информации;

· обязанность удовлетворять просьбы лиц, предоставивших инфор­мацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цити­руемого высказывания, если оно оглашается впервые;

· обязанность сохранять конфиденциальность информации и ее источника;

· обязанность ставить в известность граждан и должностных лиц о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

· обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостовере­ние или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Ко второй группе относятся права и обязанности, которые реа­лизуются в процессе передачи информации от журналиста к аудито­рии СМИ:

· право распространять информацию;

· право публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения авторских прав и других исключительных прав (интеллектуальной собствен­ности);

· право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения в СМИ за его подписью;

· право снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом огово­рить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с требованиями права интеллектуаль­ной собственности;

· право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи;

· право распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой аудио- и видеозаписи;

· обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации;

· обязанность получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распро­странение в средстве массовой информации сведения о личной жизни гражданина от него самого или от его законных представи­телей.

К третьей группе относятся права и обязанности, реализуемые внутри редакции в процессе производства и выпуска СМИ:

Что такое специальный статус журналиста. Смотреть фото Что такое специальный статус журналиста. Смотреть картинку Что такое специальный статус журналиста. Картинка про Что такое специальный статус журналиста. Фото Что такое специальный статус журналиста

· право отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

· обязанность соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

· обязанность ставить в известность главного редактора о возмож­ных исках и предъявлении иных предусмотренных законом тре­бований в связи с распространением подготовленного им сообще­ния или материала;

· обязанность отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с на­рушением закона.

Особо следует указать обязанность журналиста при осуществле­нии профессиональной деятельности уважать права, законные инте­ресы, честь и достоинство граждан и организаций, а также право журналиста на защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лица, выполняющего общественный долг. Их нельзя однозначно отнести к какой-либо одной из перечисленных групп, поскольку они касаются как получения, так и распространения ин­формации, а также производства и выпуска СМИ.

Весьма сложным является вопрос о соотношении права журна­листа проверять достоверность сообщаемой ему информации и его обязанности проверять достоверность сообщаемой им информации. Рассматривая журналиста как посредника в реализации права граж­данина на получение информации, легко понять его место в сле­дующей цепочке: «факт — источник информации — журналист — аудитория». Когда журналист является непосредственным очевид­цем события, то он обязан точно и добросовестно передать аудитории то, что сам видел и слышал. Именно так говорится в Декларации принципов поведения журналистов, утвержденной Международной федерацией журналистов: «Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им». От­сюда следует, что журналист обязан проверить, насколько достовер­но в его сообщении будет изложено то, чему он сам был свидетелем.

Но в большинстве случаев журналист не является непосредст­венным очевидцем событий и получает необходимые ему сведения от того или иного должностного лица либо от другого источника информации. В таком случае он имеет право проверить достовер­ность того, что сообщил ему источник. Например, должностное лицо прислало ответ на запрос информации. Журналист вправе не пове­рить тому, что содержится в ответе, и проверить, насколько он соот­ветствует действительности. Это право журналиста, но не обязан­ность.

Проверка достоверности информации становится обязанностью лишь в том случае, если журналист сообщает аудитории то, что ста­ло ему известно от источника, не указывая при этом сам источник. В таком случае он как бы берет на себя роль очевидца, хотя таковым не является, и как очевидец обязан отвечать за достоверность сооб­щаемой им информации.

Наличие у журналиста специфических прав и обязанностей предполагает ясно очерченные границы его правового состояния, наличие которого является юридическим фактом, порождающим их возникновение. Согласно Закону о СМИ существуют правовое состояние журналиста и правовое состояние лица, приравненного к журналисту. Журналистом признается лицо, занимающееся редак­тированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и мате­риалов для редакции зарегистрированного средства массовой ин­формации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. В этом определении соединены три компонента: функции журналиста, наличие обязательной регистрации СМИ, характер правовых отношений между журналистом и редакцией.

Лицами, приравненными к журналистам, признаются, во-пер­вых, штатные сотрудники редакций, занимающиеся редактировани­ем, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одной организации, а во-вторых, авторы, не связанные с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемые ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручения редакции.

Запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам и организациям, обще­ственным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности. Закон допускает запрос информации как в устной, так и в письменной форме. Это означает, что устное обращение журналиста, например, к мэру или министру с просьбой дать интервью, есть не что иное, как запрос информации в устной форме. Следовательно, ответы интервьюируемого на вопросы журналиста следует рассматривать как ответ на запрос информации. Данный тезис особенно важен с учетом того, что закон освобождает журналиста от ответственности за содержание информации, если она получена в ответ на запрос информации.

Закон предусматривает четыре основных варианта реагирования на запрос информации.

Первый. Предоставление информации. Запрашиваемую ин­формацию обязаны предоставлять руководители соответствующих органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции.

Второй. Отказ в предоставлении информации. Он возможен только в том случае, если запрошенная информация содержит све­дения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вру­чается представителю редакции в трехдневный срок со дня получе­ния письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну.

Третий. Отсрочка в предоставлении информации. Такой вари­ант будет законен, если запрашиваемые сведения не могут быть пре­доставлены в семидневный срок со дня получения письменного за­проса. Уведомление об отсрочке вручается в том же порядке и в те же сроки, что и уведомление об отказе. В тексте должны быть указа­ны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, а также дата, к которой требуе­мые сведения будут готовы.

Четвертый. Волокита с использованием всевозможных бюро­кратических ухищрений.

Закон предоставляет редакции юридическую возможность обжа­ловать в суд как отказ и отсрочку, так и несоблюдение соответст­вующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами. Если суд признает обжалуемое решение или действие неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязывает устранить допущенное нарушение (предоставить запро­шенную информацию) и возместить редакции понесенные убытки, включая неполученные доходы — упущенную выгоду.

Источник

Статья 52. Специальный статус

Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:

на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Комментарий к ст. 52 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет категории граждан, на которые могут быть распространены права, обязанности, ответственность журналиста, предусмотренные комментируемым Законом, то есть специальный правовой статус журналиста. Следует отметить, что комментируемая статья ни в коей мере не посягает на общий правовой статус гражданина.

2. Главой V комментируемого Закона предусмотрены права и обязанности журналиста, то есть лица, занимающегося редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанного с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающегося такой деятельностью по ее уполномочию.

Кроме журналистов специальный правовой статус распространяется как на кадровых сотрудников редакций средств информации, то есть газет, журналов, радио и видеосообщений, обнародуемых в одной конкретной организации, учреждении (то есть на лиц, официально оформленных отделом кадров редакции, с которыми заключен трудовой договор), при этом указанные лица не соответствуют признакам журналиста, в связи с тем что редакции, распространяющие информацию в пределах одной организации, не требуют государственной регистрации (что является обязательным требованием для всех иных средств массовой информации), так и на внештатных сотрудников (корреспондентов и авторов, не связанных с редакцией договорными отношениями, выполняющих разовые поручения редакции или представляющих в редакцию уже готовый материал).

Отношения с журналистами в любом случае являются договорными, если имеют возмездный характер. Это могут быть либо трудовые договоры, либо гражданско-правовые договоры, направленные на длительное или на разовое сотрудничество.

Гражданско-правовые договоры могут быть оформлены как договоры подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.

Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями ст. 37 Конституции РФ, а значит, приобретает больше трудовых и социальных прав и гарантий. К их числу относятся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, а также право на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 37 Конституции РФ). Лицо, работающее по трудовому договору, имеет право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Разграничение трудового договора от гражданско-правовых договоров осуществляется по следующим признакам: прием на работу по трудовому договору производится по личному заявлению работника путем издания приказа (распоряжения) работодателя, по трудовому договору осуществляется зачисление работника на работу по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием, вносится запись в трудовую книжку работника о приеме его на работу; работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку, составным элементом которого является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность; в трудовых отношениях обычно применяются тарифные ставки и оклады, в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. По гражданско-правовым договорам об оказании услуг заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, оплата производится обычно после окончания работы и составления акта выполненных работ (оказанных услуг); в трудовых отношениях работнику предоставляются гарантии социальной защищенности.

В целях достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса РФ возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (подробнее о правовой позиции Конституционного Суда РФ см. Определение от 19 мая 2009 г. N 597-О-О, а также ст. ст. 15, 16 и 56, ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Источник

Специальный статус журналиста по Закону о СМИ.

Исходя из определения, закрепленного в абз. 10 ст. 2 Закона о СМИ, журналистом признается лицо, отвечающее следующим признакам:

1) лицо занимается редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов;

2) для редакции зарегистрированного СМИ;

3) в соответствии с установленными между ним и редакцией договором либо действуя по ее уполномочию.

Статья 52 Закона устанавливает исключения из данного общего правила, распространяя профессиональный статус журналиста и на иные категории физических лиц.

Первое исключение составляют случаи, когда субъект отвечает всем перечисленным выше признакам, но редакция, для которой он подготавливает информацию, выпускает СМИ, освобожденное от обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 12 Закона в силу того, что его продукция распространяется исключительно в пределах одной организации.

Второе исключение касается лиц, не имеющих постоянных договоров с редакцией и не действующих по ее уполномочию, однако признаваемых редакцией внештатным авторами или корреспондентами, которые эпизодически публикуются в соответствующем средстве массовой информации. Профессиональный статус журналиста распространяется на них лишь в период выполнения ими поручений редакции.

Общий объем профессиональных прав журналиста определяется совокупностью прав, предоставленных ему ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации», другими федеральными и региональными законодательными актами, международными договорами России. Причем международные нормы будут иметь приоритет в случае, если они будут отличаться от правил, установленных настоящим Законом.

Права журналиста можно условно разделить на четыре категории: 1) права, связанные с доступом к информации (п. 1-8 ст. 47 Закона); 2) связанные с распространением информации (п. 9-10 ст. 47); 3) авторские права журналиста (п. 11-12 ст. 47); 4) иные права, закрепленные в других нормативных актах (например, ст. 41 Закона о СМИ, ст. 29 Конституции РФ, и т.д.).

Пункт 1 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ закрепляет за журналистом право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Данное право согласуется со ст. 1 Закона, гласящей, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации, а также с правом каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», гарантированного Конституцией РФ (ч. 4 ст. 29).

Помимо права на доступ к информации, Закон о СМИ расшифровывает конкретные методы, пути реализации данного права. Так, в соответствии с п. 2 части 1 статьи 47 журналист имеет право посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. Данное право предоставлено журналисту в качестве одного из составных частей права на доступ к информации, в качестве одного из путей реализации данного права.

Пункт 3 части 1 ст. 47 предоставляет право журналисту быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

Пункт 4 ч. 1 ст. 47 Закона предоставляет журналисту право получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Данное положение Закона определяет, что в процессе поиска информации журналист имеет право не только посещать учреждения, организации, быть принятым их должностными лицами, но и получать доступ к документированной информации.

Пункт 5 ч. 1 ст. 47 Закона закрепляет право журналиста копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 Закона. Вся документированная информация, которая попала в распоряжение журналиста в процессе выполнения им своего профессионального долга, любым законным способом, может быть им скопирована, опубликована в печатных СМИ, оглашена в аудиовизуальных СМИ или распространена любым иным способом.

Закон о СМИ в п. 6 ч. 1 ст. 47 предоставляет право журналисту производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях. Это право предоставлено ему пунктом 7 ст. 47 Закона РФ о СМИ.

Закон РФ о СМИ в п. 9 ч. 1 ст. 47 закрепляет право журналиста на изложение своих личных суждений и оценок в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

Законом РФ о СМИ (п. 10 ч. 1 ст. 47) журналисту предоставлено право отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям. Данное право тесно связано с предыдущим пунктом Закона, предоставляющим право журналисту на изложение своих личных суждений и оценок в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

Обязанности журналиста в процессе поиска, создания, обработки и распространения информации в соответствии со ст. 49 Закона о СМИ заключаются:

— в проверке достоверности сообщаемой им информации;

— удовлетворении просьб лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

— сохранять конфиденциальности информации и (или) ее источника;

— получении согласия (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Специальный статус журналиста по Закону о СМИ.

Источник

§ 1. Правовой статус журналиста в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации»

§ 1. Правовой статус журналиста в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации»

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Таким образом, из анализа данной нормы можно выделить несколько критериев для признания лица журналистом:

1) журналист – это физическое лицо, выполняющее определенные функции по подготовке продукции средства массовой информации (например, редактирование, создание, сбор или подготовку сообщений и материалов), т. е. по смыслу Закона РФ «О средствах массовой информации» под категорию «журналист» подпадают корреспонденты, операторы, редакторы, монтажеры, корректоры и некоторые другие сотрудники;

2) вся обозначенная в норме деятельность должна производиться для редакции средства массовой информации, прошедшего государственную регистрацию, и только тогда она будет считаться правомерной;

3) журналиста должен связывать с редакцией трудовой договор (контракт) или гражданско-правовые отношения, либо он может заниматься указанной деятельностью по уполномочию редакции.

Таким образом, журналист может быть штатным сотрудником редакции средства массовой информации, и с ним в этих целях заключается трудовой договор (контракт), либо внештатным и работать по гражданско-правовому договору (например, авторскому договору). Кроме того, журналистом будет признаваться внештатный корреспондент или автор, не связанные с редакцией никакими договорными отношениями, выполняющие исключительно разовые поручения редакции. Также в последнем случае лицо просто может представить в редакцию уже готовый материал. В таких ситуациях необходимо выполнение условия о том, что имеется документальное подтверждение связи автора с редакцией (удостоверение внештатного корреспондента, упоминание об авторе в выходных данных и т. д.).

Рассматриваемый Закон РФ закрепляет статус журналиста, в частности его права и обязанности. Так, ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» установила следующий перечень правомочий данного работника организации:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию. В связи с этим необходимо отметить, что Конституция РФ закрепляет право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Соответственно, получая определенную информацию, фотографии и документы, журналист должен обладать правом на подобные действия. Поэтому законодатель счел нужным наделить его соответствующим правом. Однако при осуществлении своей деятельности он должен использовать только честные методы. Вместе с тем на практике встречаются случаи ограничения государственными органами права журналистов на доступ к информации. Разбирая конкретные споры, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ, в частности, пришла к следующим выводам: «включение журналиста в список лиц, которым ограничен допуск в здание, занимаемое органом власти, противоречит принципам информационной открытости; действия должностного лица, выражающиеся в отказе журналистам в доступе к информации и нарушении их профессиональных прав, являются ущемлением свободы массовой информации, влекущим строгую дисциплинарную ответственность и т. д. [27];

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. Данное правомочие выступает гарантией, одним из способов расширения реальных возможностей граждан, их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления, а также позволяет гражданам получать информацию о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения прав авторов на данные документы, материалы (ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»);

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио– и видеотехники, кино– и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Данное правомочие неслучайно введено законодателем в отношении журналистов, поскольку это выражение закрепленных ст. 29 Конституции РФ положений о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Статья 10 Европейской конвенции о правах человека (Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТБ № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.)) закрепляет аналогичное право. Нельзя привлечь человека к ответственности за корректно высказанное мнение, основанное на оценке достоверных данных;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации». Указанные в этом и предыдущем пунктах действия журналиста являются реализацией предоставленных ему прав, в связи с чем не могут повлечь за собой дисциплинарной или иной ответственности.

Поскольку авторские права журналиста защищаются законом, то он, основываясь на них, может запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала. Это объясняется тем, что журналист несет ответственность собственным именем и репутацией за соответствие действительности любого сообщения и справедливость всякого суждения при условии, что они были распространены за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Данный перечень прав закрыт, однако законодатель специально оговаривает, что он может быть расширен в будущем. В частности, ч. 2 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» указывает, что журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 49 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает перечень обязанностей журналиста, которые также входят в понимание его правового статуса. При их выполнении журналист отвечает за качество передаваемой им информации, поэтому обязан предварительно удостовериться в подлинности и полноте сообщаемой им информации. Данное положение представляет собой оборотную сторону аналогичного права, предусмотренного п. 8 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации». Часть 3 Кодекса профессиональной этики российского журналиста указывает, что журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений[28]. Кодекс этических норм, принятый Обществом профессиональных журналистов в 1996 г., конкретизирует требование принципа достоверности информации. Так, он устанавливает, что журналист должен:

1) обеспечить, чтобы заголовки, информация, имеющая броский характер и способная породить соответствующую реакцию, фото-, видео– и аудиоматериалы, графика, звуковые фрагменты и цитаты были достоверными. Они не должны приводить к упрощенному восприятию материала или его освещению вне контекста;

2) не искажать ни при каких обстоятельствах содержание фото– и видеоматериалов. Усиление образа возможно в качестве технического приема, обеспечивающего его более полное раскрытие. Смонтированные материалы и фотоиллюстрации должны быть помечены;

3) избегать показа произошедших ранее событий, способных ввести в заблуждение. Если такой показ необходим, непременно уведомить об этом зрителя.

Важность соблюдения данного принципа заключается в том, что публикация непроверенной информации может нанести гражданам и организациям большой вред. Свое отражение принцип нашел в п. 8 ст. 48 и п. 2 ст. 49 Закона РФ «О средствах массовой информации». В связи с этим можно отметить его двойственный характер, поскольку он выступает и как право журналиста, и как его обязанность.

В целом об обязанностях журналиста законодатель сказал, что журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях. Данное требование распространяется преимущественно на штатных сотрудников редакции, т. е. лиц, состоящих с ней в трудовых отношениях, заключивших трудовой договор (контракт) и замещающих определенную должность в штатном расписании. Остальные выпадают из обозначенного правила;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, представивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые. Здесь законодатель неслучайно говорит об авторизации высказывания. В отдельных случаях, например в интервью, лицо может попросить журналиста указать его имя, и журналист не имеет права ему отказать, иначе он понесет ответственность за присвоение авторства на высказывание;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника. Данный пункт, напротив, требует сохранять конфиденциальность источника информации или самой информации. Здесь прослеживается связь со ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации», которая устанавливает режим конфиденциальной информации. В перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», входят сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные). В перечисленных документах нашли свое отражение ст. 23, 24 Конституции РФ, где определено право граждан на неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио– и видеозаписи, кино– и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности. Конституционный суд в постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» отметил, что как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор. В связи с этим достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать за или против. Поэтому, отмечает Конституционный Суд РФ, очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. Иначе граница между информированием и предвыборной агитацией стирается, и любые действия по информированию населения (т. е. избирателей) можно подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов. Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, т. е. не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Поскольку деятельность журналиста может затрагивать частную или публичную жизнь различных людей, то на нем, соответственно, лежит ответственность за все высказанные им суждения, так как они могут нанести вред репутации и доброму имени гражданина. Следовательно, при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Законодатель, кроме того, закрепляет обязанность государства гарантировать журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статус журналиста определяется также в некоторых случаях тем, прошел он аккредитацию или нет.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Аккредитация представляет собой процедуру, по результатам которой журналист получает возможность на постоянной основе присутствовать при осуществлении функций аккредитующего его органа. Это необходимо в целях объективного освещения в средствах массовой информации деятельности данного органа, а также для создания необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности представителей средств массовой информации.

Законодатель не выделяет определенных видов аккредитации (если не считать разграничения отечественных и зарубежных журналистов), однако специфику определенных видов аккредитации могут раскрывать Положения об аккредитации журналистов при конкретном государственном органе. Например, Положение об аккредитации представителей средства массовой информации при Конституционном Суде РФ выделяет два вида аккредитации:

1) постоянную (до конца текущего года). Она оформляется в отношении представителей средств массовой информации, которые в своей редакции отвечают за освещение деятельности Конституционного Суда РФ и систематически публикуют материалы о Конституционном Суде РФ. Основанием для оформления в данном случае выступает письменный запрос, удостоверенный подписью главного редактора;

2) разовую (на время одного заседания Конституционного Суда РФ или другого мероприятия в Конституционном Суде РФ, на котором предусмотрено присутствие представителей средств массовой информации). Основанием для ее оформления будет являться письменная или устная заявка конкретного представителя средства массовой информации. Правила аккредитующих органов содержат положения о порядке аккредитации, и только при соблюдении всех формальностей средство массовой информации может аккредитовать своих журналистов, в противном случае последует отказ в аккредитации. Так, согласно Положению об аккредитации представителей средств массовой информации при Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденному приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 апреля 2002 г. № 41, право на аккредитацию своих представителей при Судебном департаменте имеют официально зарегистрированные в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» на территории Российской Федерации средства массовой информации.

Специальный отдел по связям со средствами массовой информации Судебного департамента своевременно информирует редакции СМИ о правилах и сроках проведения аккредитации или переаккредитации при Судебном департаменте. Решение по результатам рассмотрения заявки принимает начальник отдела в течение месяца со дня ее получения.

В соответствии с рассматриваемым Положением аккредитация средств массовой информации подтверждается специальной аккредитационной карточкой, которая выдается сроком на один год. Аккредитационная карточка установленного образца подписывается генеральным директором Судебного департамента и заверяется гербовой печатью Судебного департамента. Аккредитационная карточка вручается лично аккредитованному журналисту, аккредитационные карточки на предъявителя получает уполномоченный представитель редакции СМИ.

В целях защиты интересов органов, организаций законодатель установил правило, по которому журналист может быть лишен аккредитации. В частности, такая мера может быть применена, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста. В то же время указанный факт должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда. В частности, законодатель указывает на следующие подобные случаи:

1) по окончании срока действия аккредитационной карточки;

2) в случае замены аккредитационных карточек при объявленной переаккредитации;

3) при необходимости лишения или аннулирования аккредитации журналиста.

В последнем случае начальник отдела принимает мотивированное решение, которое направляется в редакцию соответствующего СМИ.

Если аккредитованный журналист был уволен или отозван по решению руководства средства массовой информации, то редакция обязана сообщить об этом в отдел в письменной форме в течение 20 дней. После этого персональная аккредитация данного журналиста аннулируется.

Таким образом, ст. 48 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. После этого на органы, организации, учреждения, аккредитовавшие журналистов, возлагается обязанность предварительно извещать о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи представителей средств массовой информации.

При осуществлении своей деятельности журналист пользуется правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, что закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ.

Статья 50 Закона РФ «О средствах массовой информации» закрепляет условия правомерности распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио– и видеозаписи, кино– и фотосъемки. На практике под скрытой записью понимается наглядно-образная фиксация каких-либо событий, фактов, явлений, действий, которая осуществляется с помощью специализированных технических устройств тайно, замаскированно, незаметно для окружающих.

Характерной особенностью данных действий является то, что за распространение записей скрытой камеры в обход требований, указанных в ст. 50 Закона РФ «О средствах массовой информации», может последовать уголовная, административная или дисциплинарная ответственность. В качестве условий ненарушения прав граждан при воспроизведении сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио– и видеозаписи, кино– и фотосъемки, названы такие случаи:

1) если подобные действия не нарушают конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) если демонстрация записи производится по решению суда.

Статус журналиста предполагает возложение на него, как уже было сказано, определенных обязанностей. Кроме того, поскольку он выступает автором произведений, публикуемых в периодических печатных изданиях, доступных широкой публике, он должен придерживаться достоверности излагаемых им фактов и не вводить в заблуждение граждан. В связи с этим в Законе РФ «О средствах массовой информации» содержится норма, устанавливающая запрет на злоупотребление правами журналиста (ст. 51).

Так, законодатель не допускает использование прав журналиста «в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации». Кроме того, п. 2 ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что «запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями». Таким образом, среди нарушений, подпадающих под указанную статью, можно выделить фальсификацию сведений. Под данным понятием подразумевается изменение содержания достоверных сообщений, искажение их сути. Журналист может создать полностью недостоверную информацию о каком-либо общественно значимом событии (полная фальсификация), а может исказить лишь отдельные элементы информации (частичная фальсификация).

Одним из принципов профессиональной этики журналиста в мировой практике выступает гарантирование людям получения правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист обязан излагать факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений. При этом он должен максимально использовать свои творческие способности, для того чтобы донести до общественности достаточное количество материала, которое позволило бы ей сформировать точное и связное представление о мире в целях наиболее объективного представления о происходящих событиях (принцип верности журналиста объективной реальности).

Стоит отметить, что в журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это приводит к осознанию, что журналист несет ответственность за переданную им информацию, причем не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед населением, учитывая различные социальные интересы.

Ответственность журналиста состоит в том, что он должен при любых обстоятельствах действовать в соответствии с собственным нравственным сознанием. В качестве примера можно привести следующую ситуацию.

Было установлено, что в передаче «Nota-Bепе» (от 5 июня 1996 г.) автор программы А. Васильев сообщил, что «..деньги у председателя Госсовета в его личном фонде (1 % от бюджета, или примерно 28 млрд руб.) есть». В письме, подписанном руководителем аппарата Государственного Совета Удмуртской республики A.M. Фоминовым, опровергнуты эти сведения: «Согласно приложению № 3 к Закону Удмуртской Республики „О республиканском бюджете Удмуртской Республики на 1996 год“ от 22 декабря 1995 г. № 151-1, резервный фонд председателя Госсовета Удмуртской Республики составляет 1,5 млрд руб. и расходуется в соответствии с существующим положением об этом фонде».

Таким образом, автор передачи «Nota-Bепе» от 5 июня 1996 г. А. Васильев действительно нарушил ч. 2 ст. 49 Закона РФ «О средствах массовой информации», обязывающую журналистов проверять достоверность сообщаемой ими информации. Огласив недостоверную информацию, автор программы «Nota-Bепе» сфальсифицировал общественно значимые сведения, «увеличив» объем резервного фонда председателя Госсовета Удмуртской Республики с 1,5 млрд до 28 млрд руб. А. Васильев злоупотребил правами журналиста, что запрещено ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации»[29].

Помимо фальсификации, как нарушение со стороны журналиста будет рассматриваться распространение слухов, т. е. заведомо и очевидно недостоверной информации. Под категорию подобных действий подпадает распространение любых, полностью или частично сфальсифицированных сведений о фактах и комментариев к ним под видом реальной, проверенной, соответствующей истине информации, а также создание иллюзии достоверности информации, что вводит граждан в заблуждение относительно реального положения вещей.

Пример распространения слухов.

Подобным примером может послужить дело, рассмотренное по обращению А. Л. Островского в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ в связи с информацией в газете «Сегодня» от 18 июля 1996 г., в журнале «Итоги» от 23 июля 1996 г. И в программе «Итоги» на канале НТВ 21 июля 1996 г. В Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ обратился с заявлением А. Л. Островский, представлявший в Таганском суде г. Москвы интересы 19 журналистов, работавших в газете «Семь дней» и пытавшихся через суд взыскать гонорары со своего работодателя.

А.Л. Островский в своем заявлении утверждает, что в газете «Сегодня» в материале «Рэкет с помощью легальной юстиции» (18 июля 1996 г.), в журнале «Итоги» в материале «Издатель „Итогов“ подвергся судебному рэкету» (23 июля 1996 г.), кроме того, в программе «Итоги» телекомпании НТВ (21 июля 1996 г.) в его адрес были распространены сведения, основанные на слухах, непроверенных данных и ложной информации.

Судебная палата, рассмотрев материалы дела, установила, что А. Л. Островский защищал права 19 журналистов на получение гонораров за время их работы в газете «Семь дней». По его ходатайству 12 июля Таганским судом г. Москвы было принято решение (в целях обеспечения иска) об аресте счетов и имущества ЗАО «Издательство „Семь дней“», которое наряду с акционерным обществом «РТВ-пресс» рассматривалось в качестве ответчика. А. Л. Островский в тот же день направил в ЗАО «Издательство „Семь дней“» телефонограмму, в которой сообщал об этом решении суда. Кроме того, в ней А. Л. Островский предупредил, что «по информационным агентствам будет распространена информация о прекращении выпуска журнала „Итоги“, газеты „Сегодня“ и еженедельника „Семь дней“ в связи с арестом счетов ЗАО „Издательство „Семь дней““.

Такого рода предупреждение со стороны А. Л. Островского было отрицательно воспринято редакциями газеты «Сегодня» и журнала «Итоги», что и послужило поводом для публикаций, где авторы Д. Остальский и С. Пархоменко оспаривали данное решение суда, дав по этому поводу свою оценку. Авторы были уверены, что их издатель – ЗАО «Издательство „Семь дней“» – не может быть ответчиком по иску 19 журналистов, и привели убедительные аргументы в пользу этого вывода.

Решение Таганского суда по иску журналистов подтвердило правомерность позиции авторов материалов, опубликованных в газете «Сегодня» и журнале «Итоги»: гонорары были взысканы только с акционерного общества «РТВ-пресс». Поэтому нет оснований считать публикации Д. Остальского и С. Пархоменко необоснованными.

Этому же событию – состоявшемуся 12 июля 1996 г. судебному заседанию – был посвящен 21 июля 1996 г. сюжет программы «Итоги» телекомпании НТВ. Автор сюжета В. Ленский, ссылаясь на информацию руководства ЗАО «Издательства „Семь дней“», сообщил об А. Островском, что тот «сумел, шантажируя громким скандальным процессом, заставить известную американскую фирму без суда выплатить ему 15 тыс. долларов», увеличил сумму иска журналистов на 100 млн руб. за счет своего гонорара, защищал в суде интересы газеты «Завтра». В ходе заседания со стороны НТВ не было представлено Судебной палате доказательств достоверности этой информации. Кроме того, на заседании не была подтверждена ссылка В. Ленского на то, что вся эта информация поступила от ЗАО «Издательства „Семь дней“»[30].

Таким образом, добросовестность журналиста в любом случае предполагает детальную проверку фактов, точное воспроизведение сведений, которые были им почерпнуты из документальных и иных источников и предназначенных для публикации. Соответственно, подобное качество журналиста исключает подтасовку фактов, использование бездоказательных суждений, вымысла, и тем более фальсификацию материалов. Никто не застрахован от ошибки, журналист тоже может заблуждаться относительно истинности сведений. Однако если он обнаружит или заподозрит возможность собственной ошибки, то он обязан немедленно принять необходимые меры для устранения ее последствий путем, например, публикации опровержения, принесения извинений, возмещения морального ущерба потерпевшему и т. д.).

Статус журналиста в отдельных случаях может распространяться и на некоторых граждан, которые фактически не занимаются журналистской деятельностью. Соответственно, на них будут распространяться положения об ответственности. В частности, ст. 52 Закона РФ «О средствах массовой информации» выделяются такие категории:

1) штатные сотрудники редакций, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

2) авторы, не связанные с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемые ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

О некоторых средствах правовой профилактики

О некоторых средствах правовой профилактики Тщательное изучение казахстанской практики заключения и исполнения контрактов, прежде всего – с зарубежными партнерами, покажет, несомненно, и другие случаи, когда предприниматели и иные участники коммерческих отношений,

Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации

Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА „О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ“

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА „О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ“ В целях реализации положений Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Журналист имеет право:• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;• посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;• быть принятым

47. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

47. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных Российской Федерацией.Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют

48. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

48. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы

49. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

49. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Злоупотребление свободой массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.Злоупотребление правами журналиста либо несоблюдение

72. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

72. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных между государствами.Для распространения продукции иностранного периодического издания, т. е. имеющего постоянное

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16

Глава III. Распространение массовой информации

Глава III. Распространение массовой информации Статья 25. Порядок распространенияВоспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий,

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации Статья 56. Возложение ответственностиУчредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения,

О средствах массовой информации закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 05.04.2013) (Извлечение)

О средствах массовой информации закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 05.04.2013) (Извлечение) ‹…›Статья 49. Обязанности журналиста‹…›5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *