Что такое спиричуэл и госпел
«Истоки джаза, спиричуэлс. Махалия Джексон»
Первые истоки возникновения джаза прослеживаются еще с эпохи рабовладельческого строя, когда на открытый Колумбом новый континент массово завозится рабочая сила из стран Африки.
Сложные условия жизни, работы и общественного устройства той эпохи находили свое отражение в песенном творчестве афроамериканцев. У них появляются собственные, новые музыкальные жанры: рабочие песни, песни-переклички под названием «холлер», религиозные песни «спиричуэлз».
Элементы этих музыкальных форм стали основой для появления нового жанра — джаза.
Спиричуэлс
Спиричуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.
Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, не темперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэл имеет вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.
Спиричуэл значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизации.
Госпел
Госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов.
Впервые термин «госпел» был использован Филиппом Блиссом в сборнике 1874 года «Песни госпел, избранное собрание гимнов и песен, старых и новых, для евангельских собраний, воскресных школ».
Жанр госпела развился в 1930-е гг. в афроамериканской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс.
Mahalia Jackson (Мэхэлия Джексон) (1911—1972) бесспорно считается лучшей исполнительницей госпел за всю историю этого музыкального жанра. Ее голос — мощный и низкий, и в то же время способный передавать тончайшие оттенки как формы, так и содержания песен.
«Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: «Пойте громко и радостно Богу». Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости». (Mahalia Jackson)
Несколько джазовых композиций в исполнении Мэхэлии Джексон:
Спиричуэлс и госпел в России
Несмотря на то, что спиричуэлс и госпел родом из Америки, эти жанры давно стали популярны во всем мире, в том числе и в нашей стране, благодаря своей духовности и энергетической силе
Как и джаз, спиричуэлс и госпел родом из Америки. Оба этих жанра олицетворяют высоко духовное творческое выражение с помощью хорового пения, сочетания различных голосов, повышенной эмоциональности исполнения и проникновенных текстов, неизменно посвященных Богу. Эта энергетически сильная музыка покорила весь мир и для многих исполнителей стала отличной вокальной школой с ранних лет.
Спиричуэлс и госпел: зарождение
Спиричуэлс – старейшее направление в музыке, христианские песни, которые были созданы африканскими рабами в Соединенных Штатах в начале ХVII века. В те непростые для темнокожего народа времена их порабощали и превращали в подневольных работников. Неудивительно, что поддерживать собственный моральный дух рабам помогало творчество, а жизненные тяготы и лишения переживать, обращаясь к Господу. Первоначально спиричуэлс представлял собой некую речь-молитву, которая произносилась на христианской службе в местных церквях, затем стал исполняться с помощью нескольких голосов, из которых образовывались целые хоры.
Афроамериканская духовная музыка, так называемый спиричуэлс, является одной из крупнейших и наиболее значимых форм американской народной песни. Этот жанр до сих пор остается основой, особенно в небольших баптистских церквях на юге Америки.
Спиричуэлс вдохновлял все большее количество верующих и развивался, благодаря чему появился госпел – новый музыкальный жанр христианской музыки. Создание, исполнение, значение и даже определение этой музыки варьируется в зависимости от культуры и социального контекста. Госпел появился для многих целей, в том числе и для эстетического удовольствия, выражения религиозных или церемониальных идей. В госпеле обычно доминирует вокал (часто с ярко выраженной гармонией) и тексты на христианские темы. Большинство церквей выстраивали ритм с помощью хлопков руками и притопывания ногами, образуя живой аккомпанемент.
Чаще всего госпел исполняли а капелла, а первое официальное использование термина «госпел музыка» появилось в 1874 году. Появление радио в 1920-х значительно увеличило аудиторию поклонников этого жанра.
Госпел-блюз – это форма блюзовой музыки (сочетание гитары и христианских текстов). Прогрессивный «южный госпел» – музыкальный жанр родом из южной части США – в течение последних нескольких десятилетий завоевал большую популярность. Существует также христианская музыка кантри, которая иногда упоминается как поджанр госпела – она достигла пика своей популярности в середине 1990-х годов.
Госпел в России
В России госпел и спиричуэлс чаще всего можно услышать во время гастролей, мастер-классов или лекций американских христианских хоров, которые нередко посещают нашу страну. В силу того, что эта музыка имеет выраженный духовный посыл и энергию совершенно другой культуры, госпел не особо развит среди российских музыкантов, впрочем есть и приятные исключения. В Санкт-Петербурге существует ансамбль Total Praise, поющий госпел, особенностью которого стало исполнение текстов как на английском, так и на на русском языках. Хор участвует в музыкальных церковных служениях, евангелизационных концертах, конференциях, а также во многих других различных мероприятиях.
Среди участников коллектива: вокалисты (сопрано, альт, тенор, басы), барабанщик и бас-гитарист, все активные христиане из разных церквей. Хор часто посещает с выступлениями Америку и страны Европы и регулярно участвует в петербургских музыкальных мероприятиях.
В столице госпел можно послушать в исполнении хора Moscow Gospel Mass Choir, образованного в 2010 году, в котором поют церковные прихожане из разных стран.
Многие из них студенты: врачи, журналисты, инженеры, есть и люди приезжающие на репетиции после своей основной работы. Как говорит барабанщик хора, Майкл Амирика Туфур:
Мы поем госпел, или христианскую музыку. С ее помощью мы помогаем людям узнавать и славить Господа. Поем мы в нашей церкви каждое воскресенье по утрам. Людей обычно приходит много: последний раз в зале были заняты все 200 мест.
Основатель хора Эбен Эзер Дион исполняет христианские композиции на органе в Кот-д’Ивуаре. Несколько лет назад он учился в Российской академии музыки им. Гнесиных. Moscow Gospel Mass Choir состоит из 15 человек, часто участвующих в госпел-фестивалях, христианских службах в Москве, послушать которых приходит большое количество людей.
Часть 2. Рабочие песни. Духовная музыка
Очевидно, самым первым, исходным инструментом человека на Земле был все-таки его голос. Примитивный вокал являлся той самой прамузыкой, которая впервые зазвучала где-либо в исполнении гуманоидов, хотя у нас, конечно, нет тому прямых свидетельств. Исполнялись ли такие песни просто на досуге или по каким-либо социальным поводам — мы тоже не знаем, но это не играет особой роли, ибо во всяком случае из последних трех столетий к нам достоверно дошли, в частности, так называемые негритянские рабочие песни, которые служили для координации усилий работающих людей — на хлопковых плантациях в поле, при выполнении разгрузок в порту, в каменоломнях или на лесоповале, при прокладке первых железных дорог и где угодно. Лидер запевал главную смысловую строфу (сall), его коллеги давали ответ (response), т.е. это была типичная структура антифона, традиционная респонсорная формула оклика и ответа. Одной из таких самых знаменитых «рабочих песен», до сих пор оставшихся в репертуаре современных «фолксингеров» от Брауни МакГи (Brownie McGhee) до Пита Сигера, является “Take This Hammer» анонимного автора («Возьми этот молот и отнеси капитану, скажи, что я убежал и при этом смеялся над ним»).
Sonny Terry and Brownie McGhee — Take This Hammer
Центральными персонажами этих песен обычно бывали легендарные американские народные герои — Джон Генри, Буффало Билл, Поль Баньян, Лонг Джон и др. Конечно афро-американские черные не обладали монополией на рабочие песни, во всех других странах и культурах имелись свои национальные герои (скажем, русские Илья Муромец и Добрыня Никитич) и свои собственные песни для выполнения совместной работы (например, «Дубинушка, ухнем», или, как ее называли в Штатах во время 2-й мировой войны — «Песня волжских корабельщиков»).
Эти песни уже обладали характерными чертами, которые можно обнаружить затем в джазе — взаимодействие запевалы и хора или вокальных групп, использование блюзового (нетемперированного) звукоряда, энергичная, крикообразная манера пения (шаут), синкопирование и др. Подобные песни, переходящие в выкрики, имели специальное название — холлерс (hollers). Музыкальный материал трудовых песен использовался в поздних джазовых стилях — например, в пьесе Нэта Эддерли (Nat Adderley) «Worksong».
Cannonball Adderley Sextet — Work Song (1962)
Nat Adderley (cornet), Louis Hayes (drums), Sam Jones (bass), Joe Zawinul (piano), Yusef Lateef (tenor sax), Julian «Cannonball» Adderley (alto sax)
Важную роль в формировании афро-американской музыки играл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали против приобщения к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение. Именно так и воспринимались догмы христианства, приспосабливаясь к реалиям рабского существования. Церковь трактовалась ими и как возможность ухода от страшной реальной жизни. По этим и другим причинам музыка, звучащая в церкви для негров, несла в себе и черты канонических европейских церковных песнопений и всевозможных элементов языческих культов, пришедших с их исторической родины. Степень проникновения эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в храмовую музыку зависела от разновидности христианства. Как известно, на Юге США в большей степени процветал католицизм (испанцы и французы), тяготеющий к культовой символике, театрализации церемоний и, с другой стороны, более терпимый к атавизмам африканских культов. Строже относились к проявлениям язычества протестанты, тем более пуритане, недовольные любым проявлением легкомыслия. Не случайно особое развитие жанры афро-американской духовной музыки получили именно в южных районах США.
Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые «спиричуэлс», возникли в США уже во 2-й половине 18-го века вследствие обращения негров в христианство. Их первоначальным источником служили религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетают в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени африканские и в большей — европейские, чем вся остальная афро-американская музыка. Они представляли африканца как мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянском музыкой.
Религиозная музыка американских негров очень многообразна и включает такие виды песен, как :
-«ринг-шаут» (песня «исполняется» всем телом во время танца всех участников по кругу против часовой стрелки);
-«сонг-сермон» (песни-проповеди)
-«госпел»
-«джюбили сонгс» (песни прославления с короткой, ритмичной мелодией)
-собственно «спиричуэлс» с продолжительной, плавной, непрерывной мелодией.
Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут (ring shout) — групповой танец поющих в молитве негров. В своей кульминации этот обряд достигает высокого эмоционального накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. В музыкальном отношении ринг-шаут характеризуется развитой полиритмией, акцентированием слабой доли, вопрос-ответной формой. Эта музыка характерна для внецерковных обрядовых собраний. В то же время жанр спиричуэл (spiritual), обладающий многими похожими чертами, — это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся существенным изменениям, пришедшим из ринг-шаут. Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты.
Они были включены в первый сборник негритянских мелодий, который назывался «Песни рабов США» (1867г.).Конечно, существует большое различие между чисто народной и аранжированной, концертной формой исполнения спиричуэлс. После окончания гражданской войны между Севером и Югом и отмены рабства в 1865 г., когда черные впервые получили некоторое право поступать учиться в институты, при университете Фиска в Нэшвилле в 1871 г. был организован негритянский вокальный ансамбль «Фиск Джюбили Сингерс», который вскоре совершил свои концертные гастроли по стране и за границей.
Как и вся остальная афро-американская музыка, спиричуэлс представляют собой результат сложного смешивания европейских и африканских традиций. Главным здесь были народные гимны англиканского происхождения и народный стиль пения этих гимнов (основанных на библейском материале), при этом роль западноафриканского ритма постепенно сокращалась, мелодия удлинялась и развивалась гармония.
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза, многие из них до сих пор используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны из их числа среди джазменов — это “Swing Low, Sweet Chariot“, «Go Down, Moses», «Nobody Knows The Trouble I’ve Seen» и «Down By The Riverside», а тема «When The Saints Go Marching In» попросту является своего рода гимном традиционного джаза (диксиленда).
Louis Armstrong — When The Saints Go Marching In
Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает служить источником вдохновения для всей джазовой традиции в целом. Тому примером фрагменты из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, «Концерты священной музыки» Дюка Эллингтона, «Джазовая месса» Лало Шифрина и т.п.
Модификацией спиричуэл в применении к новому веку стал жанр госпел-сонг. Его название происходит от английского слова «Евангелие» (Gospel). Госпел основывается на евангелических текстах, но отличия этим не исчерпываются. В госпел проникли многие элементы джаза, в том числе в ритмике, в характере вокала, исполнителю госпел-сонгов нередко аккомпанируют джазовые музыканты. Этот жанр представляют не только специализировавшаяся на них великолепная исполнительница госпел Мэхэлия Джексон (Mahalia Jackson), но и джазовые музыканты от Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Дюка Эллингтона (Duke Ellington) до Хораса Сильвера (Horace Silver) и Чарли Хэйдена (Charlie Haden).
Mahalia Jackson — Amazing Grace
Что такое спиричуэл и госпел
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.
Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.
Своеобразие ритма этой формы очень широко используется в профессиональной музыке — сочинения Антонина Дворжака на американскую тему (симфония «Из Нового Света» и струнный «Американский квартет»), а также «Регтайм» (1918) Игоря Стравинского для одиннадцати инструментов.
Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).
Спири́чуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).
Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.
Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.
Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, хип-хопом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру. Впервые термин использовал Джордж Колман в одноактном фарсе «Blue Devils» (1798). С тех пор в литературных произведениях фразу англ. «Blue Devils» часто используют для описания подавленного настроени.
Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня», холлер (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант и баллады (короткие стихотворные истории).
Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».
Преобладающая форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл.
Рождество: от спиричуэлс и госпелс до carols и джаза
Они были африканскими рабами, позже детьми и внуками рабов и они продолжали петь духовные песнопения на свой лад, в своих ритмах и в блюзовой тональности. Рядом была белая Америка с ее рождественскими песнями о зиме, о санях с колокольчиками, о Санта Клаусе, о теплом праздничном доме.
Но, и это подчеркивает историк джаза Йоахим Берендт, говоря о церковных гимнах и мощно ритмизированных мессах: «… если вы забрели в Гарлем или на South Side в Чикаго, вы не обнаружите большой разницы между экстатической атмосферой (церкви) и, скажем, концертом Лайонела Хэмптона. И там, и там идентичный ритм, пульс, тот же свинг в музыке и, весьма часто, те же инструменты, что и в джазе: саксофоны, электрогитары, ударные и, в последние годы, синтезаторы. Вы услышите типичные для буги-вуги басовые линии и блюзовые структуры, и увидите прихожан или посетителей клуба, отбивающих ритм руками и ногами, а иногда и танцующих…».
Где бы вы ни были, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза». Вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы», из космоса через мирные спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в украшенном гирляндами, вызолоченном и пахнущим хвоей Париже – Дмитрий Савицкий.
Вот, что говорил сам Дональд Бёрд про этот диск:
«Я задумывал этот альбом более чем серьезно. Помня о моем происхождении, я всегда хотел сочинить музыку для целого диска, музыку звучащую как спиричуэлс. Самое точное определение, которое мне приходит на ум, когда я думаю о том, ЧТО мы записали, это – современный духовный гимн. В свое время в Новом Орлеане джазмены играли религиозную музыку так, как она звучала в церквах, но со своей техникой и структурой. Нынче мы, как современные джазмены, мы подходим к этой традиции с уважением и радостью».
С чего все началось? С современного госпела, с родившейся в Новом Орлеане в 1911 году Махалии Джэксон, ставшей в одночасье известной после записи госпела – «Move on up a little higher»:
Как только нога моя коснется Сиона,
Я сброшу тяжелое земное бремя
И облачусь в одежды Славы.
Я отправлюсь домой однажды
И расскажу всю мою жизнь.
Я поднималась по холмам и горам,
А теперь я выпью из христианского источника:
Ты знаешь, все божьи дети этим утром
Будут пить эту, всё излечивающую, воду
И жить они будут вечно…
Но не забудем и тех, кто аккомпанировал Махалии Джэксон. Это Милдред Фоллс – фортепьяно; Джак Лэсберг – гитара; Франк Кэррол – контрабас и
Банни Шоукэр – ударные. В данном случае запись была сделана 23 ноября 1954 года. Отмечу, что Милдред Фоллс играл на первой записи в 1947 году.
Есть неоспоримая связь между духовными песнопениями, ритмом-и-блюзом и рок-н-роллом. «I Will Move on up a Little Higher» входит в список пятисот песен, сформировавших рок-н-ролл.
«Мы три короля с Востока
Везем дары издалека
Через поля, через пустоши и болота,
Следуя вон за той звездой…
О, чудесная звезда, звезда в ночи,
Звезда царской красоты и яркости –
Веди нас к свету совершенства…»
Конечно, carols были рождественскими гимнами более, это несомненно, светскими, чем спиричуэлс и госпелс. Скорее популярной формой пересказа Нового Завета, без накала, ярости и страсти госпелс.
Неожиданный ход историка джаза, после которого он дает с четыре десятка имен певцов и певиц госпелс, которых он считает ведущими. Скажу честно, я узнал лишь Мэрион Уильямс и Джесси Диксон. Рядом интересное замечание, наконец-то отсылающее нас на другой континент, в Африку.
«Многие проповедники и певцы госпелс – мастера пения фальцетом. Теноры и баритоны добираются до женского сопрано и даже карабкаются выше. Эту манеру петь в течение многих столетий практиковали певцы в Африке. Она имела, и символический характер, и обозначала могущество, силу и необыкновенную зрелость. Этот прием перешел из спричуэлс и госпелс в блюз и современный джаз. В авангардном джазе так пел Амос Лион Томас, а в роке и соул – Принц и Майкл Джэксон. Можно вполне сказать, что пост-колтрейновские тенор-саксофонисты играли на высоте фальцета».
Знаете ли вы девиз Лютеции? Fluctuat nec mergitur (Флу’ктуат нэ’к Мэр’гитур) – зыблема, но не потопима. Непогоды сотрясают и нас (причем не только природные), но городок не сползает с карты, держится…
«How Far From God», «Как далеко от Господа». Госпел, который не просто переходный от спиричуэла, но в котором слышны еще самые ранние формы духовных песнопений – крики. Автор слов, музыки и исполнительница – сестра Розетта Тарп. В записи участвовали: Сэмми Прайс – фортепьяно; Билли Тейлор – контрабас и Уолэйс Бишоп – ударные. Нью-Йорк, 11 января 1946 года.
А теперь нечто не до конца расколдованное. Вы слышали эту мелодию в исполнении Джона Колтрейна. Она по праву считается в его интерпретации – шедевром. Вы слышали эту же песню в исполнении Сары Вон и Эллы Фитцджеральд. И мало кто догадывался, что эта теплая, полная лиризма песня – рождественская…
«My Favorite Things», «Мои любимые вещи». Музыка Ричарда Роджерса, слова Оскара Хаммерстайна. Песня эта была написана в 1959 году для мюзикла «Звуки Музыки». Текст песни, который не подвергся некалендарному переводу, это список пожеланий, список любимых вещей, которые не так-то просто подарить на Рождество. Почему? Судите сами:
Капли дождя на розах и усы котёнка,
Начищенные до блеска медные чайники
и тёплые шерстяные рукавицы,
Коричневые бумажные пакеты,
Вот немногие из моих любимых вещей.
Пони кремового цвета
и хрустящий яблочный штрудель,
Колокольчики на дверях домов и в упряжках лошадей,
Дикие гуси, летящие с луной на крыльях –
Вот лишь немногие из моих любимых вещей.
Девочки в белых платьях
с голубыми атласными поясами,
Снежинки, что остаются на моём носу и ресницах,
Зимы с их серебряной белизной,
которые, тая, превращаются в вёсны –
Вот немногие из моих любимых вещей…
Автор текста песни Оскар Хаммерстайн ясно дает понять, что есть вещи, которые не завернешь в цветную бумагу со звездами и не положишь под рождественскую елку… Я взял этот перевод с российского сайта lyrsense.com. Это подстрочный перевод, но очень точный.
А певица? Тут вас ждет иной сюрприз. Это Юн Сун На, корейская певица, родившаяся в Сеуле 45 лет назад в известной музыкальной семье. Девятнадцать лет назад она отправилась в Париж (Юн Сун На прекрасно говорит по-французски), чтобы освоить джаз и шансон. Она училась в знаменитых музыкальных школах, среди которых была, наверное, главная, через которую прошли многие крупные американские джазмены. Это Национальный Институт Музыки в Бовэ, где преподавали Надя и Лили Буланжэ. «Мои любимые вещи» открывают, получивший всеобщее признание, диск певицы «Same Girl», вышедший четыре года назад. Я, несомненно, вернусь к Юн Сун На, которая отныне выступает на всех пяти континентах, подчас давая в год, как в позапрошлом, более двухсот концертов.
И это, конечно, тот самый жанр белой Америки. Из афроамериканских джазменов-певцов песни этого репертуара решался петь лишь Нэт-Кинг-Коул.
Те, кто давно слушают джаз на «Свободе», понимают мое искушение дать почти целиком под снежный занавес «Мои любимые вещи» в исполнении Трейна. Но я попробую удержаться.
Итого это – финишная прямая рождественского «Времени Джаза», волны «Свободы и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона всё там же, в Латинском квартале Парижа – ваш ДС. Вот неожиданная версия «Белого Рождества»:
«Рождественский Вальс» Кана и Стайна. Квинтет Оскара Питерсона, рояль. Дейв Сэмюэлс – вибрафон; Лорн Лофски – гитара; Дэйвид Янг – контрабас; Джерри Фуллер – ударные и струнная группа Рика Уилкинса.