Что такое спондей в литературе
спондей
Полезное
Смотреть что такое «спондей» в других словарях:
СПОНДЕЙ — (греч.). Стихотворная стопа из двух долгих слогов, употреблявшаяся у греков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СПОНДЕЙ в стихосложении стопа, состоящ. из двух долгих слогов ( ) и замен. часто ямб,… … Словарь иностранных слов русского языка
Спондей — греческая стопа из двух долгих слогов. По аналогии с этой стопой спондеем или замедлением (по Белому) называется прибыльное полуударение в двудольнике, то есть случай, когда неударный по метру слог получает ударение в виду присутствия… … Литературная энциклопедия
СПОНДЕЙ — [дэ], спондея, муж. (греч. spondeios) (лит.). В метрическом стихосложении стопа из двух долгих слогов, в тоническом из двух ударяемых слогов, напр. первая стопа след. стиха: как серд|цу вы|сказать| себя? (Тютчев). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
СПОНДЕЙ — [дэ ], я, муж. (спец.). В ямбе и хорее: утяжелённая стопа из двух ударных слогов. | прил. спондеический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СПОНДЕЙ — муж., греч. мера стихов: стопа в два долгих слога сподряд. Спондеические стихи, стихосложенье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
спондей — сущ., кол во синонимов: 1 • стопа (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Спондей — СПОНДЕЙ греческая стопа из двух долгих слогов. По аналогии с этой стопой спондеем или замедлением (по Белому) называется прибыльное полуударение в двудольнике, то есть случай, когда неударный по метру слог получает ударение в виду присутствия … Словарь литературных терминов
спондей — спондей. Произносится [спондэй] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
спондей — я; м. [греч. spondeios] Лит. В античном ритмическом стихосложении: стопа из двух долгих слогов, по общей долготе равная дактилю. // В русском силлабо тоническом стихосложении: утяжелённая стопа ямба или хорея из двух ударных слогов (например:… … Энциклопедический словарь
Спондей
Спондей это стихотворная стопа в античном метрическом стихосложении, которая состоит из двух долгих слогов (на четыре моры); в силлабо-тонической системе стихосложения (при ямбах и хореях) соответствует двум ударным слогам, выступая в стихотворной строке дополнительной стопой.
Метрическая схема спондея
Метрическая схема спондея: « – – », т. е. долгий (ударный) слог – долгий (ударный) слог. В силлабо-тонике спондеем также называют двухсложную стопу (ямб, хорей) со сверхсхемным ударением.
Пример использования спондея:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
(А. С. Пушкин; «Полтава», 1829 г.)
Происхождение
Стихотворная стопа спондея известна с античности. Термин «спондей» произошёл от греческого слова spondi («возлияние»), обозначающего две долгие музыкальные ноты в песнопениях, которые сопровождали обряд возлияния. Спондей не обеспечивает основу для стиха, так как практически нет слов, в которых слоги получают равное ударение. Спондей – нерегулярная стихотворная стопа, которая, в отличие от хорея или ямба, не используется для составления полной метрической структуры стихов.
Стихотворения, написанные спондеем, встречаются редко. Поэты применяют этот метр в сочетании с другими традиционными стихотворными размерами. Например, знаменитые произведения античной литературы – «Энеида» Вергилия, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия и др. – написаны в дактилическом гекзаметре, известном как героический гекзаметр из-за применения в эпосах. Дактилический гекзаметр представляет собой строку из шести дактилей, которые в некоторых положениях заменяются спондеем без изменения метра. Первая строка «Энеиды» Вергилия содержит метрическую схему «дактиль-дактиль-спондей-спондей-дактиль-спондей»: «Пою о муже, что из Трои изначально». В поэзии распространено использование двух односложных слов, которые образуют спондей. Частый пример употребление спондея – повтор односложного слова, напр. «Прочь, прочь…» из «Макбета» У. Шекспира.
Функции спондея
Цель использования спондея заключается в акцентировании, подчеркивании конкретных слов в стихе, усилении выразительности, эмоционального напряжения, оживленности произведения. Присутствие спондея в стихе замедляет ритм, придаёт поэтическому тексту музыкальность и драматический характер. Спондеическая стопа используется поэтами также для передачи сжатого, компактного смысла выражения.
Использование в поэзии
В квантативной классической метрике спондей легко идентифицируется, поскольку различие между долгими и краткими слогами однозначно. В силлабо-тонической поэзии неоспоримые примеры спондея найти сложнее, потому что стопа определяется ударением, а ударение – это вопрос интерпретации. Таким образом, сложение в стихе (определение безударных и ударных слогов) субъективно. Например, У. Шекспир писал стихи и пьесы ямбическим пентаметром, но даже в знаменитой строке из «Гамлета» «Быть или не быть, вот в чём вопрос» большинство современных читателей нарушают стихотворный размер во второй половине строки, подчёркивая слово «вот», а не «в чём». Спондеическая стопа свойственна русской поэзии, удвоенные ударные слоги в строках применяли А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, С. А. Есенин, В. Г. Бенедиктов и др.
Современное значение
Спондей употребляется в разговорной речи, особенно в указательных формах, поскольку слова такого характера короткие и ударные. Например, «иди домой», «вернись» и т. д. В современной поэзии, в силу стремления авторов к ритмичности стихов, непреднамеренное использование спондея – исключение, поэтому стопа становится экспериментальным стихотворным размером.
Слово спондей произошло от греческого spondeios, производного от spondi, что в переводе означает возлияние.
Спондей
В русской силлаботонике (системе стихосложения) принято выделять пять основных стихотворных метров. Это известные всем со школьной скамьи ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. Предлагается, что при применении какого-либо из этих метров в нужном размере ударные и безударные слоги будут чередоваться в определенной последовательности. Например, если речь идёт о хорее, то за каждым ударным слогом будет следовать безударный. Такой строгий порядок формирует чёткий ритм, делает стихотворение стройным и предсказуемым. Но если автору стихотворения необходимо изобразить какую-то бурную деятельность, быструю смену событий или передать напряжение, яркую эмоцию, то такая размеренность не сыграет на руку. В этом случае потребуется большая экспрессия. Добиться её можно с помощью применения такого средства, как спондей.
Спондеем (от «spondeios» – «застольная песня, ритуальная песня при возлиянии») в Древней Греции назвали двухсложную стихотворную стопу, в которой оба слога были сильными, т. е произносящимися долго. В силлабо-тоническом стихосложении спондей считается разновидностью ямбической (либо хореической) стопы с двумя ударениями подряд. Интересно, М. В. Ломоносов полагал, что признаком правильного стихотворения является как раз таки отсутствие спондеев и других нарушений метра. Многие исследователи также отказывают спондею в праве называться самостоятельным метром, считая его редкой формой двухсложных метров.
Тем не менее спондаические стопы встречаются в различных произведениях русской поэзии. Одним из самых известных примеров употребления такой стопы является следующий отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава»:
Швед, рус|ский – ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад |со всех| сторон.
Как видим, основным размером здесь является четырёхстопный ямб. Но в начале нечётных строк видим два ударных слога подряд. Они призваны сделать ритм более неровным, передать напряжение, динамику и звуки кипящей битвы.
Вот ещё один пример применения спондея тем же автором:
Теперь| моя| пора|: я не| люблю| весны;
Скучна| мне от|тепель;| вонь, грязь| – весной| я бо|лен;
Кровь бро|дит; чувст|ва, ум| тоско|ю стес|нены.
Суро|вою| зимой| я бо|лее| дово|лен…
Спондаические стопы здесь создают резкие паузы, ритм словно спотыкается и застревает на одном месте. От этого образы кажутся более неприятными, отталкивающими, какими и хотел их показать поэт.
Михаил Юрьевич Лермонтов также использует спондеи в своих стихотворениях.
Мне мил |мой стыд!| он пра|во мне| даёт
Тебя| лобзать|, тебя| на миг| один
Отторг|нуть от |мучи|тельных| забот!
О нас|лаждай|ся! – ты| мой гос|подин!
«Склонись ко мне, красавец молодой…».
В этом отрывке следующие друг за другом ударные слоги придают речи настойчивость и убедительность. Аналогичное впечатление производят и следующие строки:
Хотя| певец |земли |родной
Не раз| уж пел| об нём,
Но песнь|–всё песнь|; а жизнь|–всё жизнь!
Он спит| послед|ним сном.
С помощью спондаических стоп можно формировать мажорное настроение произведения. Это заметно в стихотворении Владимира Владимировича Маяковского «Наш марш». Вот отрывок этого произведения:
Радос|ти пей! |Пой!
В жилах| весна| разлита.
Сердце,| бей бой!
Грудь на|ша – медь| литавр.
Следует заметить, что спондей может быть не только вспомогательным элементом, с помощью которого авторы варьируют звучание и ритм своих стихотворений. На основе этой стопы могут создаваться и целые произведения. Это возможно из-за того, что русский язык изобилует односложными словами, различными краткими формами имён существительных, прилагательных и глаголов. Этим свойством языка ещё в XVIII веке воспользовался поэт-экспериментатор А. А. Ржевский. Вот стихотворение «Как я стал знать взор твой…», целиком написанное спондеем:
Как я| стал знать| взор твой,
С тех пор| мой дух |рвёт страсть;
С тех пор| весь сгиб| сон мой;
Стал знать| с тех пор |я власть.
Хоть сплю|, твой взор| зрю в сне,
И в сне| он дух| мой рвёт;
О, коль,| он мил|, ах, мне!
Но что| мне в том|, мой свет?
Он мил|, но я |лишь рвусь:
Как рвусь |я, ты |то знай.
Всяк час| я мил| быть тщусь;
Ты ж мне| хоть вздох| в мзду дай.
Следующее стихотворение принадлежит перу современной поэтессы. Оно, по признанию автора, является попыткой передать всю гамму эмоций, испытываемых человеком при встрече с диким животным.
Лес, ночь|, мрак, вой,
я сам| не свой,
страх вслед,| я – в крик,
звёзд свет, |жизнь – миг.
Встал – волк,| свёл спазм,
взгляд двух |пар глаз
двух каст,| лиц (морд),
мой дух |стал твёрд.
Груз лап |с плеч сняв,
прочь шёл,| мне вняв,
зверь – царь| тех мест,
я сжал |свой крест.
Таким образом, мы видим, что спондаические стопы позволяют менять ритм стихотворения, передавать различные эмоции и управлять восприятием и впечатлениями читателя. Несмотря на то, что спондей относительно редко применяется в поэзии, он является ценным инструментом создания выразительного и оригинального произведения.
Стихи со спондеями
С благодарностью за помощь в подготовке материала
Юрию Лысенко-Раин – автору СТИХИ.РУ
Понятнее от такого определения многим (и мне, в том числе!) не стало. Скажу проще: это стопа с двумя подряд слогами, которые произносятся при чтении с ударением. Если ямб мы с вами обозначаем как 01(где 0-безударный слог,1- ударный), а хорей – как 10, то спондей обозначается как 11.
Ритмическая схема строфы: ямб, где в 1 и 3 строке первые стопы – спондей.
11 01 01 01 0
10 01 01 01 0
11 01 01 01
01 01 01 01
Таким образом, спондей – это двухсложная стопа с двумя ударениями подряд.
Если подобного рода сверхсхемные ударения встречаются в трехсложном метре (дактиле, амфибрахии или анапесте), то такая стопа называется молосс.
МОЛОСС (тримакр, molossus) — стопа, имеющая три долгих слога (111) в древне-греческой и римской поэзии. Перейдя в русское стихосложение, молосс получил значение трехударной стопы, которая употребляется редко и основной считаться не может.
«Я, ты, он!», был отпор коллективного грома,
«Бью, бьешь, бьет. рву, рвешь, рвет!» — отвечали десятки.
(М. Тарловский)
Теперь стало понятнее? Уверена, что, да!
Сегодня, в порядке начала разбора и комментирования стихов из конкурсных пакетов «Мастер класс по стихосложению», я поведу разговор о стихах, написанных со спондеями и молоссами.
Таких заявок было подано три и, независимо от того, какую оценку у судей они получили, они стоят того, чтобы обратить на них внимание.
1. Юрий Лысенко-Раин. «Национальный спондей».
Смерд курд
был крут:
бил всех.
Вот смех!
Курд гад
мой брат
мыл пол,
бил стол.
Швед тих,
но лих:
брал в долг —
стал плох.
Мозг сдох:
так плох
от лет
и бед.
Ритмическая схема строфы: одностопный спондей
11
11
11
11
Как видите, стихотворение из трех строф целиком состоит из односложных слов, все – под ударением. Не будем сейчас говорить о художественном впечатлении от стихотворения (судьи его справедливо не оценили), но сможете ли вы написать нечто осмысленное одними ударными слогами? Работа, безусловно, интересная, хотя и только в стиховедческом отношении.
2. Михаил Любавин. «Трехбуквица»
Зря жду год –
все злы дни.
Зря пью мед –
что шаг – пни.
Всё сам мог –
мне мир мил.
Жив мой Бог –
дай мне сил!
Ритмическая схема строфы:
111
111
111
111
Дать название данному стихотворному метру я не берусь (пусть его определяют специалисты!). Мне бы хотелось назвать его одностопным молоссом, и он им бы и был, если бы стопа 111 только бы начинала строку, написанную каким-то трехсложным размером (дактилем, амфибрахием или анапестом), но здесь вся строка представляет собой «трехударную стопу» – единственную!
Содержания во втором примере чуть больше, чем в предыдущем, но тоже немного, и судьи не почувствовав прелести написания данного стихотворения не номинировали его высоко. Ну, и что? Все равно, работа любопытная, не правда ли?
3. Надежда Лазебная. Волк.
Лес, ночь, мрак, вой,
Я сам не свой.
Страх вслед, я – в крик,
Звезд свет, жизнь – миг.
Бег со всех ног,
В мозг Черт и Бог,
Как лань я быстр,
Стук лбом – сонм искр.
Встал – волк, свёл спазм,
Взгляд двух пар глаз
Двух лиц, каст, морд,
Мой дух стал тверд.
Груз лап с плеч сняв,
Прочь шел, мне вняв,
Зверь – царь тех мест,
Я сжал свой крест.
Ритмическая схема строфы:
11 11
11 11
11 11
11 11
Ямб перенасыщенный спондеями, а практически – целиком написанный спондеями. Чтобы прочитать эти стихи, невольно хочется делать ударение на всех словах, даже на вспомогательных (бЕг сО всЕх нОг). Кроме того, стихи написаны назывными предложениями – автор только называет картинку, возникающую перед его глазами (в настоящее мгновение) и этим очень ярко передает напряженный драматический сюжет – встречу волка с человеком. Не случайно, стихи были отмечены сразу несколькими судьями.
Анализ стихов, написанных спондеями, навел меня на еще одно интересное размышление. Оказывается, совершенно не все равно, как автор распределил свой текст по строкам, особенно, если ваши стихи содержат места, где подряд следует одно ударение за другим.
Приведу пример, взятый мной из СТИХИ.РУ (имя автора указывать не буду, стихотворение, о котором пойдет речь, на конкурс не подавалось).
Не желая сводить счёты,
Отпускала его с Богом,
Но, в попутчики взяв чёрта,
Вряд ли спросят с себя строго.
На прощание — ни взгляда,
Ни объятий в тиши комнат.
Я забыть бы о нём рада,
Только он обо мне помнит:
По ночам над моей крышей,
Всё надеясь, что здесь нужен,
Этот ангел, (теперь — бывший)
Чёрным вороном став, кружит.
Ритмическая схема строфы: (строчный логаэд «анапест-хорей»)
001 001 10
001 001 10
001 001 10
001 001 10
Прочтя это стихотворение, я ощутила дискомфорт. Первые строки стихов задают ритм анапеста (001) который вдруг резко обрывается: в месте, где ухо готово встретить безударный слог, появляется второй подряд ударный. Ритм делает скачок, «взбрыкивает», требует паузы, переходя из анапеста в хорей и невольно подразумевает произнесение слова с ошибочным ударением. Это – составной ритм или стопный ЛОГАЭД.
Сравним это же стихотворение в другой записи (я разорвала строку, разделив два подряд идущих ударных):
Не желая сводить
Счёты,
Отпускала его
С Богом,
Но, в попутчики взяв
Чёрта,
Вряд ли спросят с себя
Строго.
На прощание — ни
Взгляда,
Ни объятий в тиши
Комнат.
Я забыть бы о нём
Рада,
Только он обо мне
Помнит………
Ритмическая схема строфы: (строчный логаэд)
001 001
10
001 001
10
001 001
10
001 001
10
Если в вашем запаснике есть другие интересные стихи с множественными (и вписанными в рисунок всех строф) спондеями, прошу вас оставить на них ссылки в отзывах под статьей. Порадуемся вместе!
Спондей
Спондей — стопа ямба со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.